Карвинговые лыжи что это горные
Карвинговые лыжи, геометрия и характеристики
Вводная
Основные характеристики лыж
длина (ростовка)
ширина
жесткость (жесткая, средняя, мягкая, статическая/динамическая)
распределение жесткости по длине лыжи
торсионная жесткость (жесткость на скручивание)
геометрия (глубина бокового выреза, радиус бокового выреза)
ширина талии (ширина лыжи под ботинком)
длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи)
вибрационная характеристика (способность лыжи поглощать вибрации)
ударопоглащение
На что влияют эти характеристики при катании?
Длина ширина
длинная лыжа:
стабильнее на скорости (при плоском ведении лыж)
больше момент инерции – лучше стабилизируют положение корпуса
легче сбрасывать скорость (большая длина канта) особенно при катании в горах
лучше идут по целине (глубокому снегу)
короткая лыжа:
Легче поворачивать (более верткие)
Лучше кататься на коротких склонах (успеешь сделать больше поворотов)
Лучше на льду (больше удельное давление на кант – лучше зарезаются в лед)
Лучше на буграх (более верткие)
Легче по весу
узкая лыжа:
лучше на льду ( при большом боковом радиусе )
лучше на буграх
более «живые» и поворотливые
меньший вес
широкая лыжа:
лучше идет по глубокому снегу/целине
выше стабильность на скорости (на прямых)
устойчивость и управление
Жесткость карвинговой лыжи
мягкая лыжа:
начинает работать (прогибаться по дуге) с меньших скоростей
лучше амортизирует неровный рельеф (облизывает)
правильно сконструированные мягкие лыжи лучше держат на льду (при ведении лыж на кантах)
лучше идет по целине (мягкому снегу)
жесткая лыжа:
более импульсные – более мощное катание, мощная переброска из поворота в поворот
лучше держат на льду (при поперечном проскальзывании канта)
Жесткость лыжи относительна – зависит от веса и роста лыжника, физической подготовки и агрессивности катания.
Распределение жесткости по длине:
Динамическая жесткость:
Влияет на поведение лыж при катании и на назначение (специализацию) лыж.
Например позволяет поглощать неровности рельефа, удары о бугры (при более мягком носке)
Для фрирайда (лучше поворачивать на кантах на малой скорости и в целине на специальном – мягком заднике)
Динамическая жесткость максимально актуальна для спортивных лыж в тех или иных соревнованиях (слалом, слалом-гигант, могул, скиер-кросс, фристайл Новой школы, т.д.)
Торсионная жесткость лыжи (жесткость на скручивание):
Меньшая торсионная жесткость:
облегчает катание на малых скоростях (автоматическая раскантовка носка и задника)
прощает ошибки при катании
Недостаток:
При слишком низкой торсионной жесткости лыжи хуже держат на льду.
Геометрия карвинговой лыжи
Чем меньше боковой вырез – тем более лыжа стремится идти прямо, следовательно позволяет более скоростное катание
Чем больше – тем более лыжа стремится идти по дуге
Лыжи с большим боковым вырезом:
Легче входят в поворот
Лучше держат на льду и на крутом склоне (при ведении лыж на кантах)
Хуже держат на льду (при боковом проскальзывании канта)
Хуже идут по буграм и неровностям
Ширина талии (ширина лыжи под ботинком):
Чем уже талия, тем выше скорость перекантовки (легче вход в поворот) и управляемость, чем шире – тем лучше лыжа ведет себя в глубоком снегу.
Длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи):
Большая длина носка – лучше поведение в глубоком снегу, лыжа лучше всплывает в целине
Меньше длина носка – более легкий и быстрый вход в поворот
Вибрационная характеристика
Определяет поведение лыжи на высоких скоростях. Чем лучше поглощаются вибрации (высокочастотные колебания), тем лучше (точнее) лыжа идет по дуге, тем лучше держит на льду (кант лучше врезается в лед), тем лучше (стабильнее) лыжа ведет себя на больших скоростях.
Диапазон рабочих скоростей лыжи (диапазон скоростей при котором лыжа контролируема на дуге в повороте). Снизу ограничиваются жесткостью лыжи, а сверху – вибрационной характеристикой лыжи. Чем шире диапазон рабочих скоростей тем универсальнее лыжа.
Способность карвинговой лыжи поглощать удары, возникающие при наезде на неровности (бугры). Если согнувшаяся от удара лыжа быстро возвращается в исходное положение, то улучшается управляемость лыжей (увеличивается динамическая длина контакта канта со снегом и лыжа быстрее готова для выполнения следующего поворота). Гошение этих колебаний позволяет лыжнику меньше ощущать неровности рельефа – колебания амортизируются не доходя до ног лыжника.
Классификатор горных лыж: карвинговые, универсальные, фрирайдные
Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова, которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.
Карвинговые горные лыжи
Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.
Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.
Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.
Что такое карвинг
Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.
Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:
Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).
Для чего нужны карвинговые лыжи
Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.
Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.
Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.
Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:
Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.
Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.
К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.
Универсальные горные лыжи (All mountain)
Автор статьи Сергей Гарибов.
Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников — большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.
All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.
Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую 🙂
Ширина универсальных лыж
Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.
Универсальность по технике и боковой вырез
Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.
Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.
Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.
В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.
Радиус поворота
Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.
Рокер на универсальных лыжах
В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.
В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).
Для чего нужны универсальные лыжи
По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).
Лыжи для фрирайда
Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.
Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.
Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.
Статья по теме
Об авторе
Сергей Гарибов
Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.
Статья впервые опубликована в ноябре 2014, обновлена в октябре 2017.
Осваиваем карвинг самостоятельно
Грегу Гуршману (тренеру по горным лыжам, США) огромная благодарность за большую помощь в работе над этой статьей.
А почему нельзя и любителей сразу обучать катанию без проскальзывания лыж в повороте? Можно. Но не всех, а физически хорошо подготовленных достаточно молодых людей, постоянно занимающихся спортом. А таких среди лыжников-любителей единицы. И если Вы относитесь к их числу, и если готовы платить инструктору за довольно большое количество занятий (хорошему инструктору, который умеет не только объяснить, что такое резаный поворот, но и продемонстрировать его на хорошем подготовленном склоне), и если такой склон есть – тогда можно. Вот сколько «если».
А если не сразу обучать, а уже после того, как человек научился контролировать свою скорость, дозируя проскальзывание лыж в повороте, когда он уже почувствовал, как его привлекает не просто возможность провести отпуск в горах, не просто скоростное, но надежное и техничное катание резаными дугами? Тогда уже не обучение требуется, а скорее – переучивание (а ведь переучить гораздо сложнее, чем научить), а с точки зрения универсального любительского катания еще точнее – расширение технического арсенала, причем идущее вразрез с той техникой, к которой катающийся уже привык. Вразрез – потому, что без бокового проскальзывания лыж при повороте.
Неужели системы, рассчитанные на массовое обучение любителей горных лыж, не рассчитаны на обучение резаному повороту? Это не так. Все системы (и Российская в том числе) декларируют обучение резаному ведению лыж, но практически ни одна система не работает. Не работает по многим причинам, из которых основные – время, место и деньги.
Прежде всего надо определить, достаточно ли у Вас желания и упорства для того, чтобы самостоятельно пытаться расширить арсенал используемых приемов и элементов, или Вы предпочтете начать поиски инструктора и денег на оплату его услуг. Но и в том и в другом случае Вам придется очень внимательно оценивать собственные ощущения и поведение лыж – попытки освоить карвинг лишь как набор технических приемов скорее всего не дадут желаемого результата.
Резаное ведение лыж, ранее доступное в основном лишь лыжникам-гонщикам, в последние годы (благодаря изменению формы и увеличению мягкости лыж) стало в модифицированном виде доступно и любителям, проводящим на лыжах неделю-другую в году. Так в чем-же принципиальное различие между техникой карвинга и техникой «основного поворота на параллельных лыжах», как его принято называть? На мой взгляд наиболее точной формулировкой будет следующая: «Если лыжник воздействует на лыжи и тем самым перемещает лыжи относительно тела, резаных поворотов не получится. Для резаного поворота необходимо перемещать тело относительно лыж, которые воспринимаются как своеобразная платформа. При резаном повороте поставленная на кант лыжа поворачивает за счет прогиба в результате загрузки, а не за счет вращения ее вокруг какой-то точки: обычно – центра лыжи, а при поворотах с сильным сбросом пяток – вокруг носка». Эта фраза принадлежит опытному тренеру, работавшему со сборными командами нескольких стран. В ней – ключ к пониманию техники как традиционной для рекреационного катания, так и техники карвинга. Для того, чтобы переходить в зависимости от состояния склонов от привычных приемов разгрузки-загрузки, руления, разворота и «выталкивания» лыж к технике карвинга и обратно, нужно не только понять смысл этой фразы, но и постоянно анализировать свои движения и ощущения. Даже если Вы катаетесь в компании с достаточно опытными лыжниками, не следует думать, что они смогут со стороны увидеть и подсказать Вам, в какой момент и почему Ваши лыжи проскальзывают. Дело в том, что даже подметить это у быстро катающегося среднего лыжника очень непросто, а уж сформулировать, почему это происходит и дать рекомендации по коррекции техники в состоянии только достаточно опытные преподаватели – тренеры и инструкторы, владеющие техникой резаного ведения лыж. Такого преподавателя найти не всегда возможно, да и его услуги тоже стоят денег.
Несколько маленьких советов:
В завершающей фазе поворота практически всю нагрузку можно сосредоточить на внешней лыже, что позволяет не только держать внутреннюю лыжу практически на весу (на нее приходится не более 10% веса тела), но и отвести носок этой лыжи в положение
конькового поворота (V – образное положение лыж). Коньковое переступание с лыжи на лыжу, дополненное отталкиванием (плавным) от бывшей опорной лыжи, также помогает без проскальзывания завершить поворот и уверенно начать новый.
При возможности покатайтесь хотя-бы день-два на сноублейдах: очень узкая зона баланса в продольном направлении и необходимость загружать носки этих «коротышек» для того чтобы эти лыжики не болтались, помогут Вам ощутить и Вашу стойку и то, как необходимо вести лыжи по большой дуге поворота без проскальзывания. Только используйте низкую стойку, широкое ведение лыж, сильную закантовку, не бойтесь набирать скорость и не пытайтесь сбросить пятки.
После того, как все предыдущие элементы освоены и Вы начали применять их при катании автоматически, пришла пора «нанести финальные мазки» на почти готовое полотно обновленного стиля Вашего катания.
Классификатор горных лыж: карвинговые, универсальные, фрирайдные
Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова, которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.
Карвинговые горные лыжи
Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.
Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.
Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.
Что такое карвинг
Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.
Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:
Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).
Для чего нужны карвинговые лыжи
Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.
Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.
Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.
Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:
Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.
Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.
К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.
Универсальные горные лыжи (All mountain)
Автор статьи Сергей Гарибов.
Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников — большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.
All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.
Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую 🙂
Ширина универсальных лыж
Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.
Универсальность по технике и боковой вырез
Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.
Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.
Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.
В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.
Радиус поворота
Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.
Рокер на универсальных лыжах
В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.
В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).
Для чего нужны универсальные лыжи
По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).
Лыжи для фрирайда
Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.
Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.
Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.
Статья по теме
Об авторе
Сергей Гарибов
Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.
Статья впервые опубликована в ноябре 2014, обновлена в октябре 2017.