Кашеринговое авто что это
Что такое каршеринг и как он работает
Сфера услуг в области транспорта постоянно развивается. Обычная аренда машины уже не так популярна как и владение собственным авто.
Появление новой услуги каршеринга позволяет получать удовольствие от поездок и при этом не тратить лишние деньги. Что это за услуга и в чем ее особенности?
Что такое каршеринг
Под каршерингом понимают краткосрочную аренду автомобиля. Такой сервис позволяет воспользоваться авто в любой нужный момент. При этом не требуется оформление договора или предоставление каких-либо документов.
Предоставляют услугу каршеринга специальные компании. Они имеют в своем распоряжении определенное количество автомобилей и мобильное приложение. На все машины нанесена маркировка и установлено приложение.
По сути каршеринг означает одноразовую аренду машины на короткий срок. Оплата за услугу производится за время фактического пользования автомобилем. Каждая компания устанавливает свой вид оплаты – за минуты пользования или за расстояние, которое проехала машина.
Преимуществами каршеринга можно назвать:
Клиент платит только за время пользования машиной. Можно арендовать авто даже на несколько минут.
Несмотря на все преимущества, услуга имеет и свои недостатки:
Многие уже считают, что каршеринг может полностью заменить собственный автомобиль. С помощью этой услуги можно забыть об обслуживании и содержании машины, при этом пользоваться ею в любое нужное время.
Откуда произошло слово
Дословно «carsharing» переводится как аренда авто на короткий срок. Впервые данный термин был применен в 1948 году в Швейцарии. Один владелец фирмы приобрел несколько автомобилей и давал их в пользование своим сотрудникам за небольшую плату.
Более активное развитие услуга получила только в 70-е годы прошлого столетия. Европейские компании создали программу по предоставлению услуги. Но из-за отсутствия технического обеспечения контроль за машинами был практически не возможен. Все фирмы обанкротились и закрылись.
Появление GPS изменило ситуацию. В 1994 году был создана фирма Communauto, которая положила начало развитию каршеринга во всем мире. Она работает и в настоящее время и считается одной из самых крупных компаний в данной сфере.
Самую большую популярность каршеринг получил в Америке. На сегодняшний день сеть данных компаний охватывает более 500 городов страны. Самая известная фирма ZipCar насчитывает около миллиона пользователей и более 10 тысяч авто в своем парке.
В России услуга появилась в 2012 году. Изначально она была доступна только корпоративным клиентам. На сегодняшний день ею могут воспользоваться все желающие. Каршеринг развит в Москве, Санкт-Петербурге и в Краснодаре. Территория развития услуги в России постоянно расширяется.
Самыми популярными компаниями в г.Москва являются:
В России услуга появилась в 2012 году. Изначально она была доступна только корпоративным клиентам.
Принцип работы
Услуга каршеринга имеет простой принцип работы. Аренда автомобиля осуществляется через специальное мобильное приложение. Его необходимо установить на телефон и пройти процедуру регистрации. Для этого необходимо ввести данные паспорта, водительского удостоверения и банковской карты. Обязательными условиями пользования услугой является стаж вождения не менее 3 лет.
Дальнейшие действия по аренде:
Оплата за пользование авто производится автоматически с привязанной карты по окончанию поездки.
Практически все компании каршеринга имеют свой черный список клиентов. В него заносятся те, кто становятся виновниками аварий, ДТП или мошенничают с запчастями. В будущем таким клиентам отказывают в аренде.
Каким образом фирмы выявляют изменения в авто? На многих моделях установлены датчики, которые срабатывают при затрагивании технически важных узлов автомобиля. В этот момент выезжает сотрудник компании для установления повреждения. Как правило, клиенту выписывается штраф.
Виды каршеринга
Существует три основных вида каршеринга:
Каждый вид каршеринга развит в той или иной стране. Большое влияние оказывает потребность рынка и менталитет людей. В России большую популярность имеют первые две разновидности данной услуги.
Какие авто
Услуга каршеринга довольно развита в столице России. В клиентской базе начитывается большое количество людей. Благодаря увеличению потребительской базы у компаний появилась возможность расширению ассортимента предлагаемых авто.
В аренду можно взять авто практически на любой вкус:
Большая часть машин представлена иностранными марками машин, но в некоторых компаниях предлагают и авто отечественного производства. Категория и марка машины напрямую влияет на стоимость услуги по ее аренде. Прокат элитных марок обойдется клиенту в 2-3 раза дороже.
Особенности услуги
Каршеринг имеет некоторые особенности, о которых следует знать:
Правила использования
Правила аренды машины в разных компаниях имеют свои отличия. Но, несмотря на наличие индивидуальных условий, можно выделить основные общие правила каршеринга для всех компаний.
Общая последовательность действий при аренде авто:
Средние цены
Стоимость аренды авто различается в разных компаниях. Большинство компаний применяют поминутный отсчет времени, но встречается и почасовой. Отсчет ведется с точностью до каждой секунды. Списание денежных средств производится автоматически после завершения поездки с привязанной банковской карты клиента.
Общая сумма аренды состоит из двух частей – время ожидание и непосредственное время пользования авто. В зависимости от марки в разных компаниях минута аренды стоит от 5 до 15 рублей, ожидание расценивается от 1 до 2,5 рублей в минуту.
Многие компании запускают свои уникальные акций, пакеты услуг и специальные предложения. Очень популярны корпоративные тарифы для организаций. В некоторых фирмах предусмотрен первоначальный взнос.
Сравнение цен в нескольких московских компаниях
Услуга | Делимобиль | BelkaCar | Яндекс.Драйв | Anytime | Car5 |
---|---|---|---|---|---|
Пользование авто | 7-15 рублей | 8-16 рублей | 5-14 рублей | 3-15 рублей | 5-17 рублей |
Простой машины | 2 рубля | 2,5 рубля | 1,5 рубля | 2 рубля | 2,5 рубля |
Суточный тариф | 1990 рублей | 2000 рублей | нет | 2400 рублей | нет |
Бесплатное бронирование | 20 минут | 15 минут | 20 минут | 10 минут | 15 минут |
Советы
Услугой каршеринга воспользовалось уже большое количество клиентов. Оценить все ее достоинства и недостатки можно только на собственном опыте. Однако существуют несколько рекомендаций, которые помогут избежать неприятных моментов и возможных проблем при аренде авто.
Разные компании добавляют свои условия пользования и возможные наказания за их невыполнение.
Каршеринг ставится очень популярным в России. Такая аренда позволяет клиентам воспользоваться авто в нужное время и не тратить денежные средства на его содержание. Одна такая машина заменяет до 10-15 машин в личном владении. Это в свою очередь позволяет разгрузить транспортную обстановку в крупных городах и уменьшить количество вредных выбросов в экологию.
Получи деньги на бонусный счет при регистрации в каршеринге.
Что такое каршеринг и его риски
Каршеринг – новый для России сервис, который уже приобрел огромную популярность. Слово каршеринг образовано от английского сочетания car sharing, что означает вид аренды автомобиля у частного лица или коммерческой организации, основанное на поминутной тарификации. Поэтому, как правило, аренда здесь подразумевается краткосрочная.
В чем суть сервиса
Автомобиль по системе каршеринга арендуется на небольшие промежутки времени – они могут исчисляться минутами, часами или одними сутками. Их передвижение ограничивается определенной зоной, например, только внутри мегаполиса или допускаются выезды на какое-то расстояние за него.
Автомобили, работающие в данной системе, имеют характерную окраску, соответствующие надписи по бортам. Кроме того, они разбросаны по всему городу на различных стоянках. Когда клиент хочет взять какую-то машину напрокат, он в сервисе, который предоставляет такую услугу, с помощью мобильного приложения может найти вариант, который находится рядом с ним.
Как правило, машины стоят на территориях, обозначенных знаком парковки. В Москве, например, для каршеринговых транспортных средств действует льготная программа остановки на платных стоянках.
Несомненным преимуществом такого варианта является полное исключение человеческого фактора. Человек, которому требуется машина напрокат, попросту работает с ней через мобильное приложение. Правда, для этого необходимо заранее зарегистрироваться в системе.
В каких городах работает сервис
Сегодня услугу каршеринга широко предоставляют в обоих российских столицах – как в Москве, так и в Питере. Кроме того, сегодня воспользоваться услугой поминутной и почасовой аренды авто можно в Краснодарском крае – здесь сервис работает в Сочи и Краснодаре, а также в Минеральных водах, Пятигорске, Ессентуках, Кисловодске, Анапе и Адлере.
Также сервис доступен в Уфе, Нижнем Новгороде, Грозном, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге. В планах охватить все города-миллионники и работать здесь он будет по программе франчайзинга. Такое расширение возможно из-за роста популярности услуги.
Какие машины допускается брать
Сегодня рынок каршеринга, несмотря на всю свою молодость, растет и развивается крайне стремительно. На дорогах все чаще можно увидеть припаркованные машины с характерными надписями. Причем модельный ряд таких арендных автомобилей может быть совершенно разнообразным. Да и число компаний, оказывающих услуги такого рода, тоже увеличивается. Сегодня в числе крупнейших называют:
Все они предоставляют своим клиентам различные возможности на дороге. Так, например, сегодня можно взять напрокат разные модели авто:
Легковой эконом
В первом случае в большинстве случаев клиентам сервисов предлагаются такие бюджетные варианты авто, как Hyundai Solaris и Kia Rio. Эти автомобили сегодня на волне популярности. Они недорогие в стоимости и в своем обслуживании. На них дешевле стоит оформлять страховки. Также в числе востребованных автомобилей находятся небольшие Smart. Они компактные и удобные для поездок по городу, т.к. у них достаточно экономичный расход бензина, такие машины не требует больших площадей для парковки.
Джипы
Ряд компаний представляет своим клиентам возможность взять напрокат джип. Правда, в России такая возможность еще не так распространена, как за рубежом. Поэтому увидеть такие машины в качестве каршеринговых удается не часто.
Автомобили класса люкс
Машины люксовых марок также довольно часто встречаются на городских улицах. В первую очередь, они рассчитаны на клиентов, которые привыкли к определенному уровню комфорта, но не желают стоять в пробках, передвигаясь на собственном автомобиле. Поэтому в системе каршеринга нередко можно увидеть мощные и новые Mersedes. Естественно, такой вариант аренды будет стоить несколько дороже, чем эконом-вариант.
Грузовики
Такой вариант аренды называют Кангушеринг. Он востребован, если личного автомобиля в силу тех или иных причин – сломался, нет в принципе – нет, но надо перевезти что-то крупногабаритное.
При этом прокат небольших грузовых машин в мире каршеринга – явление совсем молодое и только начинает развиваться, поэтому популярность его чуть ниже, чем у вариантов с обычными пассажирскими авто.
Данный вид грузовых перевозок в России получил название Кунгушеринг по достаточно простой причине – пока только одна компания предоставляет такую услугу и для этих целей выделяет мини-грузовички Renault Kangoo. Отсюда и столь необычное имя все системы в целом. В своих основных функциях данный сервис не отличается от других – машины также стоят по городу, работать с ними надо через приложение.
Стоимость аренды
Стоимость в системе каршеринга зависит от разных факторов. Бронирование автомобиля осуществляется бесплатно. Стоимость минуты проезда в зависимости от типа тарифа и машины начинается от 7 рублей.
Если говорить об аренде автомобилей бизнес-класса, то тут цена минуты равна 14 рублям.
Отдельная стоимость – ожидание автомобиля. После того как клиент его забронировал, он должен добраться до машины за 20 минут, после каждая минута ожидания оценивается в сумму от 2,5 рублей. Ночное ожидание бесплатное.
Если речь идет о суточной аренде, тут будут действовать свои тарифы у каждого оператора. Но зачастую практика такова, что брать автомобиль каршеринга можно только на 24 часа. В этом случае стоимость аренды за день будет равна 2000 рублей. В случае с бизнес-классом дороже – 5000 рублей.
Общие правила использования
Чтобы использовать сервис в полном объеме, надо выполнить ряд процедур. Сначала требуется регистрация в системе. Пройти ее можно на сайте компании, предоставляющей услуги, либо в ее же мобильном приложении. Для этого его надо скачать на девайс. Во время регистрации необходимо выбрать подходящий тариф. Плюс тут же надо указать, в каком виде клиент хотел бы подписать договор – в бумажном или электронном.
Для регистрации потребуются следующие документы:
Ограничений по стажу для водителей нет. Все данные необходимо внести в предложенные поля.
Далее надо ознакомиться с системой бронирования. Сначала надо войти в приложение со своим логином и паролем. Затем на карте надо выбрать ближайший автомобиль – для упрощения поиска можно задать специальный радиус.
Далее следует нажать на значок выбранного автомобиля, проверить адрес, где он стоит, и какой у него уровень топлива. Если все устраивает, надо нажать «Забронировать». И успеть добраться до него за 20 минут.
Перед тем как открывать автомобиль, надо обязательно его осмотреть. Это необходимо, чтобы никакие повреждения, которые появились на нем до этой поездки, не стали ответственностью нового водителя. Если повреждений нет, то с помощью мобильного приложения остается открыть автомобиль. Здесь надо убедиться в наличии документов на машину и топливной карты в бардачке.
Если на автомобиле есть повреждения, или отсутствуют документы, надо сразу же связаться с представителями поставщика услуг и отправить фотографии повреждений на почту. После можно использовать машину, не боясь, что повреждения от предыдущего водителя перейдут на нового.
Для завершения аренды надо просто припарковать автомобиль в доступном для этого месте, поставить рычаг в положение парковки и закрыть машину с помощью мобильного приложения. С этого момента аренда считается оконченной.
Риски и ответственность
Каждый водитель, который садится за руль арендованного автомобиля, должен знать, что он несет ответственность за него. Ведь при регистрации он вводит свои данные, а значит, его всегда смогут найти для возмещения ущерба. Так, если водитель получил штраф, то оплачивать его ему придется однозначно.
Есть определенные условия возмещения ущерба и в том случае, если клиент попадает в аварию на каршеринговом автомобиле. Все автомобили застрахованы по КАСКО. Поэтому, если при ДТП по вине клиента ущерб не превышает 25 000 рублей, то возмещения с него не потребуют. Но если клиент грубо нарушает правила – передает управление третьему лицу, садится за руль пьяным или в состоянии наркотического опьянения и т.д. – с него взыщут все штрафы и убытки в полном объеме. Причем уклониться от уплаты не удастся, т.к. при регистрации указана карта клиента, на которую и будет наложено взыскание.
Система каршеринга дает возможность быстро добраться по своим делам, если не хочется ехать на общественном транспорте, и свой автомобиль задействовать не хочется тоже. Сегодня сервис активно развивается и разрастается, так что проблемы с поиском автомобиля на городских улицах нет.
Проще аренды и дешевле такси? Что такое каршеринг, и как он развивается в России
Каршеринг – модное слово, которое, в отличие от других шедевров новояза вроде «хипстеров», «бодипозитивщиков» и «ламберсексуалов», не уйдет в прошлое через пару лет, а напротив, должно стать еще популярнее вместе с явлением, которое оно принесло в нашу жизнь. Явлением не новым, но логичным, простым и потому перспективным. Разберемся, что такое каршеринг, чем он так хорош, и какие недостатки у него есть.
Как и почему каршеринг стал таким популярным?
С ама идея каршеринга как явления лежала на поверхности фактически с начала массового производства автомобилей. Неудивительно, что некоторые исследования относят зачатки каршеринга еще в конец 40-х годов – но если не обобщать излишне, его настоящее развитие началось примерно лет двадцать назад, а хорошие темпы набрало в последние десять. Что это вообще такое? Если вы действительно не знакомы с понятием «каршеринг», то поясним: это краткосрочная аренда автомобиля с возможностью поминутной тарификации и быстрой оплаты без посещения офисов и подписания договоров перед каждой поездкой. Фактически именно это в сочетании с умеренной ценой и формирует ключевые преимущества каршеринга: машину можно взять быстро, оплатить – удобно, а оставить – почти где угодно.
Фундаментальная основа такой краткосрочной аренды тоже проста: она прежде всего выгодна тем, кто не нуждается в автомобиле постоянно, а совершает краткосрочные ежедневные поездки или вовсе ездит на машине лишь в случае необходимости, а на постоянной основе использует мотоцикл, велосипед или общественный транспорт. Покупка автомобиля в таком сценарии логично видится излишней: ведь даже дешевая подержанная машина неизбежно приносит с собой необходимость обслуживания, ремонта, мойки, заправки, страхования, покупки и замены шин и прочие прямые и не очень затраты. Новая машина – это еще менее выгодный сценарий: мало того, что она изначально дороже, так еще и за каско придется доплатить немало, и при продаже потерять прилично. Ну а каршеринг подразумевает, что все затраты, включая обслуживание, ремонт, мойку, страхование и даже заправку, берет на себя компания-собственник, предоставляющая машины для аренды.
Еще один важный нюанс знаком прежде всего тем, кто живет в крупных городах, и особенно в Москве: это парковка. Парковка здесь давно перестала быть базовой возможностью, превратившись в платную привилегию – а каршеринг позволяет освободить кошелек своего потребителя и от этого бремени. Возможным это стало благодаря поддержке московских властей: в 2015 году был запущен проект «Московский каршеринг», одним из результатов которого стали льготные тарифы на парковку для «общих» машин. Затраты снизились в буквальном смысле на порядок: разрешение на парковку для прокатной машины обходится компаниям в 24 тысячи рублей в год, в то время как годовой парковочный абонемент для граждан стоит от 150 до 300 тысяч рублей. И одних только этих сумм для многих будет достаточно, чтобы полностью покрывать потребность в автомобиле, используя каршеринг, где за парковку платить самому не нужно.
Как это работает?
Ключевыми потребителями услуг каршеринга, как несложно догадаться, являются жители крупных городов с развитой, но перегруженной дорожной инфраструктурой. Правительство Москвы, к примеру, говорит о том, что один каршеринговый автомобиль способен заменить до десяти личных и планирует, что развитие сервиса поможет ощутимо разгрузить дороги, а заодно и снизить ущерб городской экологии. В начале осени московские чиновники рассказали, что парк прокатных машин превысил 11,5 тысяч единиц, а число поездок клиентов за 8 месяцев года составило более 12 миллионов, в то время как за весь 2017 год услугами каршеринга воспользовались около 6,5 миллионов раз. С одной стороны, учитывая, что автомобилей в столице сейчас почти 5 миллионов, объем каршеринговых поездок можно счесть незначительным в общем объеме – но нужно учитывать то, что, во-первых, далеко не весь автопарк используется для ежедневных поездок, а во-вторых, популярность краткосрочной аренды выросла вдвое с прошлого года.
Очевидно, что доли игроков на рынке каршеринга прежде всего зависят от объема автопарка, и этот рынок делят несколько крупных компаний. В числе лидеров – Яндекс Драйв, Делимобиль и BelkaCar: первый располагает более чем 4 тысячами автомобилей, а остальные два имеют свыше трех тысяч каждый. Кроме того, значительными участниками этого рынка стоит считать «прокатчиков» Anytime и YouDrive.
Автопарк всех этих компаний неоднороден: арендовать можно машины разных классов. Самые распространенные варианты – это проверенные и недорогие модели В-класса: Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Если доплатить, можно получить кроссовер: к примеру, в обойме Яндекса и Делимобиля работают Renault Kaptur. Однако этим предложения не ограничиваются: можно покататься и на автомобилях премиум-брендов. К примеру, в BelkaCar работают Mercedes-Benz CLA и GLA, а в Яндексе – Audi A3 и Q3, BMW 520i, Mercedes-Benz E-класса и даже такая экзотика как Porsche Macan и 911 Carrera 4s! Их, впрочем, стоит рассматривать скорее как имиджевый элемент – всю основную работу делают те самые Volkswagen Polo и Hyundai Solaris.
От автомобиля же прежде всего зависят и тарифы на поездки. Конкретные расценки обычно доступны в мобильном приложении: для того, чтобы пользоваться услугами каршеринга, необходимо загрузить его на смартфон, пройти процедуру регистрации с подтверждением личности, а также привязать к нему платежную карту для оплаты услуг. Есть, конечно, разница в цене и между самими компаниями. К примеру, Яндекс заявляет стоимость аренды машин «от 5 рублей за минуту», но она динамическая и может меняться в течение дня в зависимости от спроса, дорожной обстановки и других данных, которые собирают сервисы Яндекса. В Делимобиле есть прогрессивная, но единая шкала расценок, с которой можно ознакомиться заранее: и для Volkswagen Polo, и для Renault Kaptur цены стартуют с 3 рублей за минуту в ранние утренние часы и достигают 8 рублей в самое «горячее» вечернее время. На сайте у BelkaCar указана более простая система: 8 рублей за минуту и никаких «колебаний курса». Но это, конечно, для базовых моделей – Mercedes, выделенные в каршеринг бизнес-класса, стоят уже 14 рублей за минуту.
Выбирая, каким из сервисов воспользоваться, стоит не только выбирать модель и цену, но и обращать внимание на условия аренды: они различаются от компании к компании, и в определенных случаях можно выбрать гораздо более выгодное предложение. Отличаться может многое: максимальный суточный пробег, условия заправки и мойки, продолжительность бесплатного ожидания для того, чтобы добраться до машины, условия парковки, требования к клиенту и так далее.
К примеру, в BelkaCar суточный пробег ограничен 100 километрами, а каждый километр сверх этой нормы будет стоить еще 7 рублей. Кроме того, эта компания предлагает возможность оставить машину в одном из московских аэропортов – для этого там есть специальные бесплатные места.
У Делимобиля есть суточный тариф с неплохим ценником в 3-3,5 тысячи рублей, но пробег в нем ограничен 70 километрами – в масштабах Москвы это кажется довольно скромной дистанцией, а доплата за каждый «лишний» километр составит 8 рублей. Зато тариф «Сказка» за 3,5 тысячи может показаться привлекательным неопытным водителям: доплата относительно стандартного тарифа составляет 500 рублей, но в случае ДТП по вине клиента с него не будут взыскивать убытки и штрафы за повреждение машины. Кроме того, Делимобиль лояльнее к молодым водителям: минимальный возраст для получения машины составляет 19 лет, а стаж вождения – от 1 года, в то время как в других компаниях планку обычно устанавливают не ниже 21 года (к примеру, в BelkaCar это 21 год возраста и 2 года стажа).
А одним из интересных преимуществ Яндекс Драйва является возможность оплачивать штрафы за нарушение ПДД со скидкой в 50%: обычно каршеринговые сервисы просто переадресовывают штраф клиенту, и иногда процедура может затянуться более чем на 20 «льготных» дней, а Яндекс оплачивает штрафы самостоятельно в льготный период и затем списывает сумму штрафа с карты клиента-нарушителя, который экономит и время, и деньги. Кстати, такая же возможность прописана и в договоре аренды у Делимобиля.
Все слишком гладко, в чем подвох?
Разумеется, у любого, даже самого удачного сервиса, наверняка есть подводные камни и недостатки – есть они и у каршеринга. Во-первых, все мы понимаем, что бизнес создается ради прибыли, а не благотворительности, а потому «бесплатная заправка, мойка и парковка», а также обслуживание автомобилей заложены в стоимость аренды. Клиент пусть и опосредованно, но платит за все это – преимуществом является лишь то, что платить приходится не «все сразу», а строго пропорционально тому, сколько он ездит.
Во-вторых, беря автомобиль в прокат, стоит смотреть не только на выгоды, но и на ограничения и запреты, а также штрафные санкции, предусмотренные за их нарушение. Штрафы зачастую настолько высоки, что кажутся необоснованно высокими – но такова плата за простоту и удобство использования. В условиях, когда получить доступ к автомобилю за пару десятков рублей может любой желающий, приходится действовать жестко, а потому не удивляйтесь огромным штрафам за нарушения условий договора.
К примеру, Делимобиль предполагает штраф в 50 тысяч рублей за то, что за руль сядет не тот, кто арендовал машину — а если передать управление человеку без прав, то наказание составит уже 200 тысяч! За отключение GPS-трекера договором аренды предусмотрен штраф в 150 тысяч, и даже «безобидный» дрифт на прокатном автомобиле обойдется легкомысленному клиенту в 100 тысяч рублей! На этом фоне 100 тысяч за парковку на газоне уже кажутся ожидаемыми, а 5 тысяч за повреждение или удаление фирменных наклеек с кузова – сущей мелочью. В BelkaCar в случае, если за руль сядет не тот, кто забронировал машину, штраф еще выше – не 50, а 100 тысяч рублей. Кроме того, в автомобиле строго запрещено курение (оно обойдется минимум в 5 тысяч рублей), а также перевозка крупных животных и крупногабаритных и пачкающих грузов.
Еще один крайне важный нюанс связан с приемом и сдачей автомобиля: если перед поездкой клиент не заметит дефект, неисправность или повреждение, уже имевшееся в автомобиле, то ответственность за них в полном объеме ляжет на него. Поэтому автомобиль стоит принимать максимально чистым, а также тщательно осматривать перед поездкой и отправить оператору фотографии принимаемой машины и всех найденных дефектов, если таковые есть. К сожалению, избежать логики «кто последний, тот и виноват» здесь практически невозможно, поэтому более внимательный клиент, получающий автомобиль после менее внимательного, может легко сделать его виновным в нанесении ущерба автомобилю – и разобраться, кто именно и когда этот ущерб нанес на самом деле, уже не удастся.
За границей лучше?
Привычка полагать, что за рубежом и сервис, и цены, и отношение компаний к своим клиентам не в пример лучше, чем в России, буквально заставляет нас взглянуть, что же предлагают операторы каршеринга в других странах. И тут выясняется, что российский каршеринг кое в чем оказывается даже более клиентоориентированным, широкопрофильным и лояльным, чем зарубежный. К примеру, один из крупнейших в мире игроков на этом рынке – компания Zipcar, предлагающая аренду автомобилей в США и Канаде. И уже беглый анализ предложения здесь показывает два важных отличия.
Во-первых, здесь не продвигается поминутная тарификация: приведенные расценки – почасовые и начинаются с 10 долларов в час за хэтчбек Ford Focus, Honda Civic или Volkswagen Golf. Из кроссоверов на сайте представлены только Honda CR-V и Jeep Renegade, но зато их стоимость лишь на доллар выше, чем для хэтчбеков. Впрочем, несмотря на отсутствие поминутных тарифов, доступность этих предложений в США даже выше, чем в России, ведь в пересчете на рубли ценник оказывается вполне сравнимым – 11-12 рублей за минуту. В крупных городах вроде Нью-Йорка цены чуть выше – 12 долларов за хэтчбеки и 14 за кроссоверы.
Еще одно преимущество Zipcar – наличие в ассортименте предлагаемых автомобилей Ford Transit. Правда, доступен он не во всех штатах, а лишь в некоторых – в частности, в Нью-Йорке. Сценарий его аренды очевиден: покупка мелкой мебели, крупной бытовой техники и прочих габаритных вещей, везти которые на собственном автомобиле жалко. А вот по ассортименту предлагаемых моделей Zipcar заметно отстает от российских компаний: единственное «премиум-предложение» – это С-класс от Mercedes, да и тот доступен в единичных штатах. Отчасти утешением может служить гораздо большая «свобода движения» американских и канадских пользователей: допустимый суточный пробег составляет целых 180 миль, то есть, почти 300 километров – неслыханная щедрость по меркам наших операторов.
В качестве европейского примера возьмем сервис Car2go и Германию. Здесь на сайте в числе прокатных машин выставлены только Мерседесы – не считая «младшего» smart. Здесь, в отличие от Zipcar, поминутная тарификация есть, и за крошечный smart просят 19 центов в минуту – то есть, примерно 14 рублей. А вот за «полноразмерный» автомобиль придется отдать заметно больше – 0,28 евро (21 рубль) за Mercedes A-class и 0,31 евро (23 рубля) за B-class, CLA и GLA.
Что будет дальше?
В развитии каршеринга и в России, и за рубежом стоит отметить два ключевых направления. Первое — это создание автопроизводителями собственных программ краткосрочной аренды. К ним можно отнести, к примеру, программу Care by Volvo, которая реализует идею «автомобилей по подписке», и другие сервисы вроде Chery Drive и так далее. В отличие от шведов, китайцы уже запустили и в России свой сервис каршеринга, где работают хэтчбеки Tiggo 2.
Однако ключевым для нашего рынка пока остается второе направление: это соглашения крупных дилеров с операторами каршеринга. Именно такие «оптовые» продажи масштабнее всего пополняют актуальный автопарк — и здесь тоже есть свои лидеры. Среди моделей, как мы уже знаем, лидируют “корейцы” и седан Volkswagen Polo: “немец”, в частности, занимает почти 20% этого рынка суммарным объемом более 15 000 машин. Но о том, почему Volkswagen Polo получил здесь такую популярность, мы еще поговорим — а пока перейдем к распределению рынка среди крупных дилеров.
В отличие от “потребительской” стороны каршеринга, одним из крупных игроков в поставках автомобилей для всех каршеринговых парков является компания АА Мейджор Авто. Это крупный холдинг, являющийся официальным дилером 41 бренда и имеющий 83 салона в одном только московском регионе. С 2016 года компания поставила в автопарки операторов каршеринга более 12,5 тысяч автомобилей — то есть, доля компании в общем объеме всех каршеринговых машин составляет около 85%.
Таким образом, дальнейшее развитие каршеринга как в России, так и в мире будет идти двумя параллельными курсами: силами производителей и независимых операторов. На стороне первых – доступность собственных машин, упрощение процессов их обслуживания и ремонта, а также возможность оперативно отвечать на запросы рынка по объему машин на линии. Ну а вторые, как и сейчас, будут сильны за счет гибкой системы предложений, более разнообразного автопарка и накопленного опыта по продаже и обслуживанию автомобилей разных брендов. Потребитель же в любом случае остается в плюсе, имея возможность выбирать вариант, удобный лично для него.