Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее

Какого рода эти слова?

Все эти существительные НЕСКЛОНЯЕМЫЕ, поэтому их РОД ОПРЕДЕЛЯЕМ ПО ПРАВИЛАМ.

► КИНО, ДОМИНО, БЮРО, МЕТРО, КАШНЕ, ПЕНСНЕ, ШОССЕ, КАКАО, ДЕПО, КАФЕ, ПАЛЬТО, ЖЮРИ – существительные СРЕДНЕГО рода, так как они нарицательные и при этом неодушевлённые, а большинство несклоняемых существительных с такими характеристиками относится, согласно правилу, именно к среднему роду (есть и исключения, в число которых ни одно из названных выше слов не входит).

► ШИМПАНЗЕ, КОЛИБРИ, КАКАДУ, КЕНГУРУ – это, согласно правилу, существительные МУЖСКОГО рода, так как обозначают представителей фауны.

Некоторые словари ошибочно указывают у слова КОЛИБРИ женский род, хотя практически все несклоняемые названия животных и птиц можно употреблять не только в мужском роде, но и в женском, когда доподлинно известно, что перед нами самка (это словари в одних случаях отмечают, а в других нет, следовательно, чёткость и однозначность в решении этого вопроса отсутствует).

Напомню, что род существительных (и не только несклоняемых) указывается в толковых словарях. Кликните по картинке, чтобы увидеть, как род некоторых из перечисленных вами существительных показан в словарях.
.
Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнееКашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнееКашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнееКашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнееКашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнееКашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее

кенгуру мэ
жюри ср
какаду мэ
колибри и мэ и жо
пальто ср
кафе ср
депо ср
какаО ср
шимпанзе мэ
шоссе ср
пенсне ср
кашне ср
метро ср и мэ
бюро ср
домино ср
кино ср

Источник

«Несклоняемые имена существительные». 6-й класс

Класс: 6

а) Познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

ЛичностныеУУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи.

1. Проверка домашней работы

2. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

— Сегодня мы, продолжая работу над темой “Склонение имён существительных”, познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить”:

Словарная работа:

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

— А теперь каждый из вас поработает редактором. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. (Раздаю по рядам)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

4. Группы несклоняемых существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. построено метро

Т.п. восхищаюсь метро

5. Познакомимся с группами несклоняемых существительных

Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс

3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н.Приходько.

4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ

(Читаем правило с учебника с.140-141)

— Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры.

Хочу прочитать вам стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

Давайте выполним упр. № 267 один у доски остальные в тетради

6. Поиграем в игру “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. (Раздаю листочки)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.

Игра “Назови одним словом”

Дети должны определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени.

2. Подземная железная дорога.

3. Клавишный музыкальный инструмент.

4. Асфальтированная дорога.

5. Сорт мороженого на палочке.

6. Напиток из зерен кофейного дерева.

Высказывания детей (пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)

Давайте решим кроссворд

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее

— Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

9. Домашняя работа:Упр.266, рабоч.тетр. №52

Источник

Урок русского языка в 6 классе

Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc

Тема: Несклоняемые имена существительные (6 класс)

а) ознакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, аудиокассета «Уроки радионяни», карточки со словами, карточки-задания (тесты), опорная схема, карта мира, словарь Ожегова, мяч.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Форма урока : урок- поиск.

Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках?

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

— А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение имён существительных».

Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение»

(Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы) Примерные вопросы для игры:

-Что называется склонением?

-Сколько склонений в русском языке?

-Как мы определяем склонение существительных?

-Сколько всего разносклоняемых существительных?

-Почему они так называются?

-Расскажи, как склоняются разносклоняемые существительные.

-Просклоняй существительное имя.

II . Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

— Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение « Про то как не надо говорить»: Слайд 3,4,5

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

— Употребление каких слов показалось странным? ( кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

— Все значения слов вам понятны? Слайд 6,7

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

— А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) Слайд 8

— и в конце урока мы послушаем «Песенку – итог» Аркадия Хайта.

1. Поисковая деятельность учащихся и решение первой учебной проблемы:

Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.

— Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк») Слайд 10

-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений)

Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных.

(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

Запись темы в тетрадях.

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано

это слово, и дается его лексическое значение. Например, Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова

Большинство существительных изменяется по падежам и числам. Допустим: стол (И.п., ед.ч.), столами (Р.п., мн.ч.), столу (Д.п., ед.ч.) и так далее. Но не все существительные изменяются по падежам (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие.

Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.

Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии.

А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.

Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто. не получается склонять.

Электронная физминутка Слайд 12 для глаз под песню Кота Леопольда

III . Закрепление новых умений и навыков.

Игра «Как аукнется, так и откликнется»

Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо.

— Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)

— эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.

Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные.

Вывод в учебнике. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям.

2. Постановка и решение 2-ой учебной проблемы.

-Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры. Слайд13

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

3. Решение 3-ей учебной проблемы.

-Мы осмотрели все вольеры с животными. А не отправиться ли нам в путешествие вокруг света? В условиях класса это трудновато сделать, но можно.

Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

(Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные)

— Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные- географические названия. Упражнение 219.

IV Проверка уровня полученных ЗУН по теме.

а) какао, пальто, повидло

в) интервью, ручью, тишью

2.Какую букву нужно вставить?

3.Укажите несклоняемое существительное:

1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия

4.Выпишите склоняемые имена существительные и ставьте их в родительном, творительном и предложном падежах.

Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход, подлодка, запчасти, завхоз.

-Наш урок заканчивается. Что нового узнали сегодня на уроке? Каким он был для вас сегодня? Слайд 14

V Подведение итогов урока, выставление оценок.

-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

-Как называются такие имена существительные?

-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

-В каком словаре можно узнать значение слова?

-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

1)выучить правило п.39.

1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2.Музыкальный клавишный инструмент.

3.Род мороженого в шоколаде.

4.Дорога с жёстким покрытием.

5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах

Источник

Несклоняемые имена существительные. Примеры

Несклоняемые име­на суще­стви­тель­ные — это заим­ство­ван­ные сло­ва, кото­рые в рус­ском язы­ке име­ют одну и ту же грам­ма­ти­че­скую фор­му во всех паде­жах. Приведем при­ме­ры нескло­ня­е­мых нари­ца­тель­ных и соб­ствен­ных имен существительных.

В рус­ском язы­ке нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные, как пра­ви­ло, явля­ют­ся заим­ство­ван­ны­ми сло­ва­ми. Их грам­ма­ти­че­ской осо­бен­но­стью явля­ет­ся то, что эти сло­ва сохра­ня­ют одну и ту же фор­му во всех паде­жах, например:

Следовательно, в соста­ве таких суще­стви­тель­ных невоз­мож­но выде­лить сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние.

Если забыть об этом, то полу­чит­ся забав­ная рече­вая ситуация:

Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее

Падежную фор­му нескло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных опре­де­ля­ем толь­ко с помо­щью задан­но­го вопроса:

Несклоняемые нарицательные и собственные имена существительные

Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее

Несклоняемыми явля­ют­ся нари­ца­тель­ные и соб­ствен­ные име­на суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на твер­дый соглас­ный, например:

Некоторые гео­гра­фи­че­ские назва­ния, ино­стран­ные име­на и фами­лии с осно­вой на глас­ный явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, например:

Добавим в этот пере­чень соб­ствен­ные име­на суще­стви­тель­ные — фами­лии, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на соглас­ный и обо­зна­ча­ю­щие лиц жен­ско­го пола. Сравним:

В рус­ской грам­ма­ти­ке не скло­ня­ют­ся слож­но­со­кра­щен­ные сло­ва и бук­вен­ные и зву­ко­вые аббре­ви­а­ту­ры, например:

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Несклоняемые имена существительные» (6 класс)

Тема: Несклоняемые имена существительные.

а ) познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Планируемые результаты : научиться узнавать несклоняемые имена существительные, составлять с ними словосочетания; умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе выполнения алгоритма лингвистической задачи.

Добрый день, мои друзья

Перед вами снова я.

Долгожданный дан звонок-

И тихонечко садитесь

А) фронтальный опрос ранее изученного

Б) синтаксическая разминка

3. Мотивация к учебной деятельности.

— распределите словарные слова по склонениям: тетрадь, академия, пальто, баскетбол, соревнование, троллейбус, салфетка, сирень, какао, тюль.

— какие трудности в определении склонения испытали?

— Сегодня мы, продолжая работу над темой “Склонение имён существительных”, познакомимся с очень интересными словами.

Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить”:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне.
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

— Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

— Все значения слов вам понятны?

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

4. Определение темы уроков. Целеполагание.

— Что общего у всех слов, исправьте ошибки в их произношении нами в стихотворении?

— Какова же тема нашего урока? (Несклоняемые имена существительные)

— Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке? (различать склоняемые ИС от несклоняемых ИС)

— Как вы думаете, много ли таких слов? (да, много)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши).

5. Открытие новых знаний.

Наблюдение по учебнику.

А) Группы несклоняемых существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа

— Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение. Например, Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова

Большинство существительных изменяется по падежам и числам. Допустим: стол (И.п., ед.ч.), столами (Р.п., мн.ч.), столу (Д.п., ед.ч.) и так далее. Но не все существительные изменяются по падежам (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие.

Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.

Г) А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.

Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто. не получается склонять.

6. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

— Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных: метро.

И.п. построено метро

Т.п. восхищаюсь метро

— работа с учебником – упр.266 – умение определять падежи несклоняемых существительных.

— упр.269 – умение подписывать тетради с несклоняемыми существительными

Поиграем в игру «ЗООПАРК»

Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе.

— Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?(пони)

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.(кенгуру)

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.(какаду)

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.(колибри)

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?(шимпанзе)

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)

— Несклоняемых существительных в русском языке немало. Хочу прочитать вам стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

Игра “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. (КАРТОЧКА)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

7. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

— вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони. (КАРТОЧКА)

Игра “Назови одним словом”

— определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени. (пальто)

2. Подземная железная дорога. (метро)

3. Клавишный музыкальный инструмент. (пианино)

4. Асфальтированная дорога.

5. Сорт мороженого на палочке.

6. Напиток из зерен кофейного дерева.

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах дорога

(такси, депо, домино, кашне, метро)

Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Смотреть картинку Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Картинка про Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее. Фото Кашне какаду драже пенсне колье что лишнее

— Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *