Кбж что за предмет

Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности

Кбж что за предмет. Смотреть фото Кбж что за предмет. Смотреть картинку Кбж что за предмет. Картинка про Кбж что за предмет. Фото Кбж что за предмет

Дата публикации: 07.11.2014 2014-11-07

Статья просмотрена: 10360 раз

Библиографическое описание:

Есипова, А. А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности / А. А. Есипова, Э. М. Ребко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 17.12.2021).

Современная законодательная база в области образования со всей остротой обращает внимание на важность проблемы формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Так в статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».

В пункте 9.5 раздела II Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413 подчеркивается, что результаты освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность у школьников представлений о культуре безопасности жизнедеятельности.

В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5–11 классов общеобразовательных учреждений говориться о том, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Безусловно, культура безопасности жизнедеятельности человека является частью общей культуры и органично связана с личностью в целом. Она появляется как новое образование, многогранное и сложное для формирования личности, так как включает естественнонаучную, философскую, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую и другие аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В современной научной литературе, описывая структуру культуры безопасности жизнедеятельности выделяют следующие основные блоки:

Объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека обеспечивает когнитивный блок. Формирование представлений об общечеловеческих ценностях, о социальном идеале; интерпретация антропогенной деятельности и возможном варианте её критической оценки; состояний тех или иных социальных действий; формировании качеств культурной личности в области безопасности жизнедеятельности является функциями аксиологического блока. Деятельностный блок обеспечивает интеграцию мировоззрения и сознания на практике активной позиции соблюдения правил безопасности жизнедеятельности в повседневности.

Для поиска наиболее эффективных путей развития культуры безопасности жизнедеятельности школьников представляется важным выделить некоторые первичные элементы, из которых складывается культура безопасности жизнедеятельности, то есть её базисные элементы.

Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения. Основываясь на этом, отметим, что культура безопасности жизнедеятельности включает.

— вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды;

— умения и навыки безопасного поведения; знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях,

— совокупность экологических и природоохранных представлений, являющихся основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Существенным фактором в обеспечении безопасности жизнедеятельности является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Немалую роль в этом процессе играют качества человека. Под ними понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [63]. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. составляющие, входящие в структуру личности человека.

Таким образом, обобщая взгляды ученых на структуру культуры безопасности жизнедеятельности человека, её следует рассматривать как единство личностного (ценности, мотивы, личностные качества) и деятельностного (знания, умения, навыки, опыт) компонентов (рис. 1).

Кбж что за предмет. Смотреть фото Кбж что за предмет. Смотреть картинку Кбж что за предмет. Картинка про Кбж что за предмет. Фото Кбж что за предмет

Рисунок 1. Структура культуры безопасности жизнедеятельности

Как видно на рисунке 1, деятельностный компонент культуры безопасности жизнедеятельности включает такие обязательные элементы как знания, умения, навыки, а также опыт их практического использования в различных видах деятельности. Содержание воспитания культуры безопасности, воплощенной в личности, включает мотивы, ценностные ориентации и личностные качества.

Безопасность отдельного человека, общества и природы неразрывно взаимосвязаны. Исходная предпосылка безопасности – личностные качества человека: смелость, ответственность и пр. Один из основных факторов безопасности – деятельность самого человека на основе знаний о безопасности и подготовки снаряжения, оборудования, подручных средств. Грамотный человек, понимает, что основную часть вредных и опасных факторов можно предупредить или преодолеть без потерь или с наименьшими потерями как для здоровья и окружающей среды, так и для материальной составляющей. К случайным травмам, ущербу, потерям, которые предупредить и избежать практически невозможно, следует относиться как к одному из неизбежных моментов жизни человека. В целом, формирование культуры безопасности всех сфер деятельности становится гарантом готовности каждого отдельного человека к безопасной жизнедеятельности, что в свою очередь является предпосылкой личного счастья и социального прогресса нашей страны и мира в целом.

Завершая аналитическое рассмотрение составляющих культуры безопасности жизнедеятельности, отобразим графически существующие взаимосвязи между её структурными единицами (рис. 2).

Кбж что за предмет. Смотреть фото Кбж что за предмет. Смотреть картинку Кбж что за предмет. Картинка про Кбж что за предмет. Фото Кбж что за предметРисунок 2. Структурные взаимосвязи культуры безопасности жизнедеятельности

Понимание структурных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности и их взаимосвязей дает возможность разрабатывать наиболее эффективные методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников. Таким образом повышая уровень знаний и умений, развивая личностные качества учащихся основываясь на опыте деятельности в реальных условиях, следует помнить, что ядром культуры безопасности жизнедеятельности являются ценности.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.

4. Молодцова, Е.Ю. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению/ Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. // Современные Исследования Социальных Проблем (Электронный Научный Журнал) Выпуск № 5 / 2012 (http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-bezopasnost-osnovnye-predstavleniya-i-podhody-k-obucheniyu)

5. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования / Станкевич П.В. Санкт-Петербург, 2006. – 163 c.

Источник

Кбж что за предмет. Смотреть фото Кбж что за предмет. Смотреть картинку Кбж что за предмет. Картинка про Кбж что за предмет. Фото Кбж что за предмет

Эффективность системы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в значительной мере зависит от уровня культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ). КБЖ – это составная часть общей культуры общества (населения), характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

Приказом Росстандарта от 11.03.2014 N 107-ст утвержден ГОСТ Р 22.3.07-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения». Стандарт устанавливает основные положения и направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности, а также требования к организационно-методической работе в области безопасности жизнедеятельности, которыми следует руководствоваться при разработке проектов нормативных правовых, организационных и методических документов в области различных аспектов безопасности.

Общие положения

Культура безопасности жизнедеятельности характеризуется уровнем подготовленности в области безопасности жизнедеятельности и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения. Под безопасностью жизнедеятельности (БЖД) понимается состояние человека, общества и государства, при котором отсутствуют опасности и угрозы нанесения неприемлемого ущерба их жизненно важным интересам.

Условия формирования КБЖ во всех сферах деятельности предполагают просвещение населения, подготовку высококвалифицированных специалистов. В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.

Основными целями формирования КБЖ являются:

— снижение влияния человеческого фактора на риск ЧС;

— минимизация количества пострадавших в ЧС;

— обеспечение безопасности человека, общества и государства;

— оптимизация затрат при реализации мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

В зависимости от состояния общественной организации человека КБЖ формируется на индивидуальном, коллективном и общественно-государственном уровнях.

На формирование КБЖ влияют:

НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ:

— качества личности, приобретаемые в процессе развития в социуме и проявляемые в ходе жизнедеятельности: мировоззрение, системы ценностей и идеалов; уровень знаний, умений и навыков;

— индивидуально-психофизиологические особенности человека: темперамент, характер (черты характера); воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость; физическое состояние человека; социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения;

— ценности личности как гражданина своей страны: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; национальное самосознание, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России; религиозно-конфессиональная терпимость; культура поведения и этика общения;

НА КОЛЛЕКТИВНОМ УРОВНЕ:

— мероприятия, проводимые в организациях в интересах обеспечения БЖД: создание в организациях атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в области обеспечения безопасности; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкая регламентация действий, связанных с высокими рисками; контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины; охрана труда;

— профессиональные ценности: профессиональное мастерство и культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, трудовая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства;

НА ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ:

— система социальных и государственных ценностей и приоритетов: развитие нормативного правового поля в области безопасности жизнедеятельности;

— обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;

— развитие науки в области безопасности; совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; государственное стимулирование в области безопасности жизнедеятельности; развитие страховых механизмов обеспечения безопасности;

— общечеловеческие ценности: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма; защита и оздоровление биосферы, забота об окружающей среде и обеспечение ее безопасности;

— государственные ценности: признание жизни, прав и свобод человека; отказ от войны как средства разрешения противоречий; широкое внедрение сотрудничества в практику международных отношений, норм международного гуманитарного права; защита политических, социально-экономических, геополитических и духовных интересов государства; соблюдение интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для последующих поколений; сохранение суверенитета и целостности страны.

Формирование КБЖ должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.

При формировании КБЖ необходимо учитывать широкий спектр опасностей, сосредотачивая основные усилия на обеспечении:

— безопасности в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;

— безопасности в быту и поддержания здорового образа жизни;

— безопасности дорожного движения;

— безопасности в области экологии и природопользования;

— безопасности в области энергетики.

Перечень основных усилий, направленных на обеспечение различных видов безопасностей, должен уточняться по результатам мониторинга состояния КБЖ и развития новых технологий.

Основными направлениями формирования КБЖ являются:

— формирование государственной политики в области обеспечения БЖД;

— подготовка всех групп населения в области БЖД;

— духовно-нравственное и патриотическое воспитание;

— контроль и надзор в области обеспечения БЖД;

— социализация человека в обществе.

Формирование государственной политики в области обеспечения БЖД включает в себя:

— развитие и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в области обеспечения БЖД, в том числе совершенствование механизмов реализации государственной политики и законодательное закрепление новых подходов к БЖД с учетом современных требований к защите населения от опасностей в мирное и военное время;

— создание и совершенствование структуры государственных институтов и организаций, обеспечивающих безопасность в ЧС;

— проведение научных исследований в области обеспечения БЖД и внедрение полученных результатов в практику;

— организацию разработок и внедрение систем комплексной защиты населения;

— совершенствование нормативной и методической базы по обучению и пропаганде знаний в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Подготовка различных групп населения в области БЖД осуществляется в ходе:

— подготовки специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования по направлению «Техносферная безопасность»;

— повышения квалификации руководителей организаций и органов исполнительной власти, а также должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в области БЖД;

— обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, пожарной и радиационной безопасности, а также охраны труда по соответствующим программам подготовки;

— изучения подрастающим поколением предметов «Окружающий мир» и ОБЖ в общеобразовательных учреждениях и дисциплины БЖД в профессиональных образовательных учреждениях;

— организации и проведения соответствующих тренировок, учений, сборов;

— самостоятельной подготовки всех категорий населения.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание осуществляется посредством:

— проведения пропагандистских и агитационных мероприятий с населением;

— организации и проведения тематических мероприятий с подрастающим поколением;

— организации деятельности библиотек и музеев.

Контроль и надзор в области обеспечения БЖД осуществляется:

— за выполнением мероприятий ГО и обеспечения безопасности населения в ЧС в соответствии с функциями органов исполнительной власти различных уровней;

— за функционированием единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;

— за организацией информирования населения и пропаганды знаний в области БЖД.

Социализация человека в обществе осуществляется в процессе:

— взаимодействия индивида с окружающим миром и социальной средой;

— образования и самовоспитания;

— усвоения и развития человеком культурных, нравственных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования и безопасной жизнедеятельности в обществе;

— включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств;

— развития способности участвовать в социальной жизни.

Организационно-методические требования по формированию культуры безопасности жизнедеятельности

При формировании КБЖ основное внимание необходимо уделять:

— развитию позитивного мировоззрения и менталитета каждого человека в сфере личной, коллективной, общественной и государственной безопасности;

— получению человеком необходимых знаний, умений и навыков по предупреждению и действиям в ЧС;

— воспитанию внутренней потребности каждого человека следовать существующим нормам и правилам БЖД;

— организации пропаганды в области БЖД в целях формирования определенных знаний, представлений и эмоциональных состояний, а также оказания положительного влияния на жизненную позицию людей, социальных групп и общества в целом.

Основными организационными принципами формирования КБЖ являются всеобщность, непрерывность и комплексность.

Принцип всеобщности предполагает вовлечение в процесс формирования КБЖ всех категорий населения независимо от их возраста, национальности, рода деятельности и других факторов.

Непрерывность заключается в организации процесса формирования КБЖ на протяжении всей жизни человека начиная с детского возраста.

Комплексность заключается, с одной стороны, в учете составляющих компонентов КБЖ и широкого спектра опасностей современного мира, с другой – в учете задач по формированию КБЖ, возлагаемых на различные учреждения, организации и органы власти.

Деятельность по формированию КБЖ должна быть интегрированной и междисциплинарной, базироваться на научно обоснованных разработках и соответствовать психофизиологическим и познавательным возрастным возможностям различных групп населения.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2019.

Источник

Статья. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

Министерство образования и науки Астраханской области

Управление по образованию и науке г. Астрахань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани « Средняя общеобразовательная школа № 51»

Кбж что за предмет. Смотреть фото Кбж что за предмет. Смотреть картинку Кбж что за предмет. Картинка про Кбж что за предмет. Фото Кбж что за предмет

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1. Актуальность темы.

2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности.

3. Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности.

4. Коммуникационные технологии и политика в области КБЖ.

5. Формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) у учащихся общеобразовательной школы.

6. Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности»

Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется огромным потребительством, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП – более 26 тыс. человек, производственного травматизма – около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков – до 300 тыс. человек, суицидов – более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, – более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды – более 28 тыс. человек.

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа.

Для выяснения понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть отдельно понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность».

Культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС.Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

мирровоззренческая основа, система ценностей;

традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

-научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

-патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

-научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

-научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

-совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

-разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

-реклама профессии спасателя и пожарного.

3. Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти.

При этом решающий вклад в формирование КБЖ призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

* ключевым звеном формирования КБЖ является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием, и проводятся они наиболее интенсивно и всеохватывающе в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования;

* обучение в интересах формирования КБЖ в образовательных учреждениях уже сейчас осуществляется в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;

* Минобрнауки России решает вопросыформирования культуры безопасности жизнедеятельности граждан и в ходе их трудовой деятельности, так как повышение квалификации проходят практически всеработающие.

Говоря о формировании культуры безопасности в области гражданской защиты, на уровне МЧС России, необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера и пожаров обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС и бытовых пожаров связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные – с недостаточной обученностью и низкой культурой населения.

Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль за формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Говоря о формировании культуры безопасности необходимо особо отметить воспитание культуры безопасности школьников.

Воспитание культуры безопасности школьников в учебном процессе включает ряд подсистем, состоящих из компонентов и элементов.

1) Деятельность субъектов педагогического процесса: педагога, приглашенных на урок специалистов по проблемам безопасности, школьников с различным уровнем развития культуры безопасности и т.д.

2) Цели, содержание, средства и результаты воспитания культуры безопасности.

3) Диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция в воспитании культуры безопасности (реализуются как компоненты процесса воспитания и функции управления в воспитании).

4) Воспитание культуры безопасности в учебном процессе начальной школы, основной школы и в старших классах.

5) Наука, искусство и практика воспитания культуры безопасности.

6) Подготовка школьников к безопасной жизнедеятельности в преподавании гуманитарных, естественно-математических, практических дисциплин, искусства, ОБЖ, валеологии.

Механизмом реализации целей, содержания, планов, программ воспитания культуры безопасности является деятельность педагога, школьников и других субъектов педагогического процесса (приглашенных на урок специалистов, родителей и т.д.). Совместная деятельность педагога и школьников является системообразующим фактором воспитания культуры безопасности. Деятельность педагога и школьников объединяет основные компоненты воспитания культуры безопасности: цели воспитания (стремление школьников научиться быть безопасными и цели учителей помочь им овладеть культурой безопасности), содержание воспитания (в личности и деятельности, отношениях, общении опредмечены и распредмечиваются основные элементы культуры безопасности), средства (методы, формы, приемы обучения и воспитания) и результаты воспитания (изменение готовности школьников и учителей к безопасной жизнедеятельности).

Направленность и эффективность воспитания культуры безопасности зависит от ряда педагогических условий и прежде всего от уровня культуры безопасности учителя. Высокий уровень готовности учителя к безопасной жизнедеятельности способствует усвоению школьниками культуры безопасности.

Цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности являются основными компонентами деятельности педагога и школьников в процессе формирования культуры безопасности и совершенствования на этой основе готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности. Взаимосвязь данных трех основополагающих компонентов воспитания культуры безопасности основана на влиянии внешних для учебного процесса факторов: опасных и вредных факторов жизнедеятельности школьников. Опасные и вредные факторы жизнедеятельности являются объективной предпосылкой цели воспитания культуры безопасности. Культура безопасности общества является источником для отбора, структурирования и реализации в учебном процессе содержания культуры безопасности, присваиваемой школьниками в учебном процессе в соответствии с целями воспитания. Средства воспитания культуры безопасности отбираются с учетом целей и в соответствии с содержанием воспитания.

В процессе деятельности педагога и учащихся осуществляется управление педагогическим процессом: диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция воспитания культуры безопасности. Исходным пунктом управления в воспитании культуры безопасности является диагностика процесса и результатов подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности. На основе результатов диагностики (и с учетом целей воспитания) осуществляются планирование, организация и коррекция педагогического процесса (его содержания и средств). Данные компоненты воспитания выступают в качестве компонентов, если реализуются как этапы воспитания культуры безопасности.

Например, в процессе обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) присутствуют названные этапы воспитания культуры безопасности: на основе предварительной диагностики уровня сформированности культуры безопасности (обычно учитель ограничивается диагностикой сформированности знаний) осуществляется разработка тематического плана, поурочное планирование, на уроках ведется контроль знаний, стимулирование деятельности учеников, коррекция выявленных пробелов и т.д. В то же время названные компоненты являются функциями воспитания, если реализуются на других этапах воспитания. Например, на уроках физики учащиеся узнают о губительном влиянии табачного дыма на организм человека, тем самым реализуется стимулирующая функция, способствующая формированию мотивационной готовности воспитанников к профилактике вредных и опасных факторов.

Состояние практики воспитания культуры безопасности характеризуется фрагментарностью, эпизодичностью, разрозненностью элементов. Динамика воспитания культуры безопасности по годам обучения (от младших классов к старшим) проявляется преимущественно в изменении содержания изучаемых школьниками знаний и умений.

Данная тенденция наиболее рельефно заметна на материале курса ОБЖ. Увеличивается объем усваиваемых знаний, возрастает их сложность, увеличивается перечень факторов риска и средств обеспечения безопасности, которые изучают школьники. В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий учителей и учащихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности. В курсе ОБЖ предметные знания школьников о безопасности (усваиваемые на уроках других учебных дисциплин) обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, биологии и т.д.

Объединению усилий учителей различных учебных дисциплин в воспитании культуры безопасности способствует образовательная область ОБЖ, реализуемая как учебный предмет ОБЖ или в форме интегрированного обучения основам безопасности (в преподавании различных дисциплин). При наличии в учебном плане школы (за счет регионального или школьного компонента) курса ОБЖ эта учебная дисциплина выполняет функцию координации деятельности учителей в обучении школьников основам безопасности в преподавании различных учебных предметов. В случае, если обучение основам безопасности в школе осуществляется интегрированно (содержание обучения основам безопасности рассредоточено в различных учебных дисциплинах), интегрирующая роль принадлежит тем учебным предметам, в содержании которых культура безопасности представлена в наибольшей степени.

К таким дисциплинам прежде всего относятся биология и обществознание. Биология обладает значительным потенциалом интеграции естественнонаучных знаний о безопасности человека и общества. Обществознание в наибольшей степени интегрирует мировоззренческие, нравственные, психологические, правовые знания о безопасной жизнедеятельности. Однако взаимосвязь учебных предметов в обучении школьников основам безопасности в современных условиях реализуется как тенденция к интеграции через межпредметные связи.

4. Коммуникационные технологии и политика в области КБЖ

Особенности ведения политики для внедрения КБЖ:

— внедрить более активную реализацию общегосударственных и региональных программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий;

— всё более активное вовлечение в деятельность по обеспечению безопасности граждан, общественных организаций и общества в целом, придание государственной политике в данной сфере общенационального характера;

— всемерное развитие сервиса безопасности, комплекса услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека,

— внедрение концепции развития общеобразовательной области «безопасность жизнедеятельности»

Мероприятиями общественно-государственного уровня развития КБЖ, проводимыми МЧС России, являются формирование государственной политики в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развитие общенациональной идеологии безопасности жизнедеятельности, создание и развитие соответствующей нормативной правовой базы, осуществление научно-технической деятельности в области управления рисками, социальная реклама безопасности и др.

Комплексное и системное развитие КБЖ на всех указанных уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед природными (в том числе экологическими), техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.

5.Формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) у учащихся общеобразовательной школы.

В основу формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях положены следующие принципы:

* принцип гуманизации, который предполагает, что ученик является субъектом собственного развития. Ему представляется право жизненного самоопределения, выбора образовательной траектории, форм личностно-ориентированного взаимодействия, способов усвоения и применения знаний, методов познания себя и окружающего мира.

* принцип деятельностного подхода, нацеливающего личность на активную реализацию принятых ею индивидуальных и коллективных программ физического и морального совершенства, защитной деятельности.

* принцип инновационной направленности подготовки ученика и его профессиональной деятельности.

* принцип самоопределения личности учащегося в безопасной культуре предполагает, что динамика формирования этой культуры обеспечивается прежде всего развитием школьника себя как личности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности(КБЖ) учащихся в чрезвычайных ситуациях(ЧС) является одним из элементов учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы и рассматривается как планируемый и особым образом организуемый процесс, направленный на: сохранение, укрепление и коррекцию здоровья, улучшение физического состояния учащихся; формирование человека с гуманистическим мировоззрением, философией жизни в гармонии с окружающей средой; потребность личности быть способной сохранить свою жизнь и здоровье, обретение необходимых навыков поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Культура БЖ школьника в ЧС рассматривается как мера и способ самореализации личности в безопасной и защитной деятельности, направленная на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Культура БЖ в ЧС выступает одновременно как интегративное свойство личности, условие и предпосылка эффективной деятельности в экстремальной ситуации, как обобщенный показатель профессиональной готовности и как цель в самосовершенствовании. В силу этого, в качестве основы теории формирования культуры БЖ школьников в ЧС, нами разработаны концепции гармоничной личности (используя понятия ноосферы, концепции устойчивого развития, принципа ненасилия), базовой культуры личности (понятия «веры», «патриотизма», «науки»), системы безопасности (идея безопасности Человека как гражданина государства и жителя планеты Земля; выделение мероприятий, исключающих или понижающих опасность; количественная оценка опасностей).

6. Структура и содержание образовательной области «Безопасность Жизнедеятельности»

Структура и содержание ОО БЖД, определяемые потребностями общества, особенностями сферы образования, имеющимися педагогическими наработками и научной базой, распространяются на общее (начальное, основное, полное) и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование.

Последовательность освоения содержания и методика преподавания ОБЖ соответствуют возрастным особенностям учащихся, современным материально-техническим возможностям сферы образования и общим дидактическим принципам, в частности, «от простого к сложному», «от частного к общему».

Содержание начального общего образования в области БЖД предназначено для решения задач:

* овладение основными навыками здорового образа жизни;

* освоение правил безопасного поведения дома, на улице, в дошкольном и школьном заведениях, способов оказать или найти помощь в опасных ситуациях;

* изучение на близких примерах значения и принципов поведения, безвредного для окружающих людей, животных, растений, неживой природы;

* воспитание способности жить в коллективе и любви к природной окружающей среде.

Содержание основного общего образования в области БЖД решает следующие задачи:

-* изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное существование и реализацию способностей и запросов личности;

-* ознакомление с индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;

-* освоение правил и навыков защиты и взаимопомощи, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей природной и техногенной среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях (в том числе оказания первой медицинской помощи в наиболее распространённых случаях);

-* ознакомление с причинами возникновения и масштабами новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

-* ознакомление с совокупностью мер безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в наступившей эпохе постиндустриального развития цивилизации;

-* ознакомление с основами теории безопасности.

В старшей школе (полное общее образование) содержание образования в области БЖД соответствует задачам:

* ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения, актуальными для юношества;

* изучение правил и освоение навыков оказания первой медицинской помощи в сложных случаях при внезапной необходимости;

* ознакомление с особенностями обеспечения национальной и глобальной безопасности при постиндустриальном развитии цивилизации;

* ознакомление с задачами, структурами и деятельностью государственных организаций в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях (включая военную защиту Отечества);

* воспитание гражданской ответственности, понимания необходимости личного участия в обеспечении безопасности на глобальном и национальном уровнях и роли общественных организаций;

* изучение правовых аспектов воинской обязанности и организации подготовки граждан к военной службе.

Важно помнить, культурное наследие не воспроизводится само собой, необходимо передавать ее, осваивать и внедрять, поэтому основой формирования культуры безопасности жизнедеятельности является образование. Конечно, КБЖ как предметная область слабо развита в наше время из-за своей новизны, многогранности определений, отсутствие показателя, который смог определить ее развитие.

Реализация данных упущений позволит существенно повысить подготовленность населения к ЧС, также уровень морального, нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и будет являться одним из основных факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

Наряду с образованием в настоящее время огромное значение с позиций формирования общей культуры и культуры безопасности жизнедеятельности играют современные средства массовой коммуникации.

Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков. Обратить внимание на семейное воспитание, духовно-нравственное воспитание, обучение в школах, заведениях профессионального и дополнительного образования, эстетическое развитие, трудовое воспитание, самовоспитание и самообразование, внешкольная и вневузовская работа.

Не смотря на то, что в последнее время наше государство стало обращать внимание на КБЖ, проводить политику по введению культуры в общество, принимать нормативные акты, проводить организационные мероприятия, видимых результатов ведущих т к уменьшению размеров людских потерь и материального ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий, различных опасных ситуаций в быту, социальной сфере, на производстве не наблюдается.

При этом одному государству уменьшить угрозу ЧС при помощи каких бы то ни было нововведений не удастся без желания человека. Обществу не достаточно лишь знаний и умений. Необходимо создать новый тип воспитания и образования, где человек будет взаимодействовать с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, анализировать опасные объекты, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.

Решить эту задачу можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, под которой понимается уровень развития человека и общества, где ОБЖ тесно связана с личными и социальными ценностями, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

4.Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Москва,2006

5.Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.: Деловой экспресс, 2000. 248 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *