Кельма и мастерок чем отличаются
Чем кельма отличается от мастерка?
Это игра слов. Мастерок это общее название, другими словами и кельма мастерок.
Если отталкиваться от так называемой «научной» (если так можно выразиться) точки зрения, то «мастерок» это вообще строительный жаргон, а все инструменты каменщиков правильно называть «кельма».
Опять же если отталкиваться только от народных названий, то кельма, это инструмент с заострённым чуть закруглённым концом,
Видов кельм (ну или мастерков, как Вам больше нравится), огромное количество, есть кельма для каменщиков (вот это то о чём я писал, с острым концом), есть кельма в виде капли, это для штукатурных работ (её почему-то принято называть мастерком).
Есть кельмы для печных работ, для работ с бетоном, есть кельмы для подрезки раствора, есть кельмы для отделочных работ (с квадратным носиком), есть даже кельмы-мастерки для работы в углах, видел и с круглой лопаткой.
В общем всё дело в формулировках, нет такого чёткого понятия, вот это кельма, а это мастерок.
Если смотреть на ценники в магазинах, то вот такой инструмент
Дед у меня был печником. Я, пока рос, не разу не слышал от него слово «кельма» и не мудрено, что мне это слово было не знакомо до поры. Только когда научился читать, я открыл для себя слово «кельма» из книг по строительству.
Но и сейчас, уже долго живя на свете, я крайне редко слышу в обиходе слово «кельма» Ну не приживается оно видимо у мастеровых людей. Мастерок как то «теплее» звучит..)
Как например спорят до сих пор за первенство слова «фомка» и «выдерга»
Помимо кельмы каменщика, есть еще несколько видов кельм:
Кельма отделочника:
Кельма для расшивки углов:
Кельма штукатурная:
Кельма бетонщика, каменщика, плиточника и печника:
Затирочная кельма:
Вариант затирочной кельмы, но с зубцами (для плиточников):
Мастерок виды и назначение
Мастерок – это популярное название кельмы, которая предназначена для работы со строительными смесями.
Виды и назначения кельм продемонстрированы в данной статье.
Строительные работы крайне разнообразны и требуют применения орудий разного вида.
Для подачи вязких и густых материалов, нанесения на поверхность и разравнивания применяют мастерок или кельма.
Мастерок предназначен
Кладка камня или кирпича требует аккуратного нанесения скрепляющего раствора, но при этом в небольших количествах.
Точно также наносится и клей при облицовке плиткой или камнем.
Для этой надобности и изобретен мастерок.
Это простой ручной инструмент, чаще всего выполненный в виде небольшой лопатки с ручкой разной формы.
Размеры и вес изделия определяются назначением и колеблются в диапазоне от 60 мм до 180 мм.
С помощью кельмы раствор набирают дозировано и наносят на площадь небольшого элемента – кирпич, кафельная плитка.
Ударами ручки корректируют положение камня или кафеля, так что мастерок заодно выполняет и роль киянки.
Вторая область применения – штукатурка.
Рабочая поверхность здесь большая, однако штукатурный раствор также набрасывают небольшими порциями.
Штукатурку наносят слоями разной толщины, затем выравнивают. Форма мастерка – плоская лопатка и согнутая ручка, делают эту работу куда проще, да и результат получается ощутимо лучший.
В зависимости от назначения – оштукатуривание, разделка швов, кладка кирпича, подбирают и разные виды кельм.
Устройство и характеристики
Конструкция инструмента проста, что, однако, ничуть не снижает его эффективность.
Состоит мастерок из таких деталей:
• рабочая платформа – плоская деталь треугольной, овальной или другой формы.
С ее помощью набирается и выравнивается вязкий материал;
• ручка – короткая, так как при работе с таким инструментом не передается усилие.
Обычно деревянная, но встречается и обрезиненная, и металлическая.
Встречается съемная ручка, так что при износе лопатки ее заменяют.
Опытные мастера предпочитать замену, так как найти ухватистый инструмент «под руку» непросто;
• шейка – элемент, соединяющий рукоятку и кельму.
Форма изгиба крайне важна.
Правильный изгиб смещает центр тяжести кисти, так что при переносе тяжелых растворов, рука меньше устает;
• обух – металлическая насадка на конце рукоятки.
Во время кладки кирпича или плитки обухом корректируют положение.
Мастер постукивает обухом по камню, чтобы последний плотнее сел в раствор.
Насадка выполняется из металла, так как другой материал не выдерживает многократной нагрузки ударного типа.
Материал
Лопатка чаще всего изготовлена из высокоуглеродистой стали.
Часто применяют нержавеющую сталь, особенно для штукатурных работ.
Материал для изделия тщательно шлифуют, чтобы раствор не сцеплялся с поверхностью платформы и переносился равномерно.
Каменщики и штукатуры предпочитают стальной инструмент, так как он надежнее при работе с тяжелыми растворами.
Встречается и пластиковый мастерок, например модель с зубцами для нанесения обойного или плиточного клея.
Он намного легче, а при малом весе изделия рука устает меньше.
Рукоятка по большей части выполнена из дерева.
Чуть шероховатая поверхность не дает руке скользить, что удобней при работе со штукатурными растворами.
Кроме того, дерево сохраняет тепло, а поэтому в холодную погоду рукоятка остается теплой на ощупь.
Также удобна и пластиковая ручка, хотя опытные мастера считают ее не такой долговечной.
Металлические рукоятки редки, так как прибавляют мастерку вес.
Стальные ручки обрезиниваются, иначе инструмент тяжело удерживать.
Размеры, формы и вес
Параметры изделия определяет их назначение.
ГОСТ регламентирует размеры популярных моделей.
• Так, согласно стандартам, полная длина кельмы каменщика составляет 310 мм, а длина платформы – 200 мм.
Ширина лопатки – в широкой части, достигает 150 мм.
• Мастерок для печных работ длиннее за счет ручки – 327 мм, при такой же длине лопатки – 200 мм.
Ширина платформы меньше – 125 мм.
• Кельма плиточника или штукатурщика в длину достигает 310 мм, но длина лопатки меньше – 174 мм.
Ширина платформы – 120 мм при каплевидной форме изделия.
• Кельмы штукатурщиков отличаются большей шириной лопатки – 150 и 140 мм, при ее длине в 190 и 175 мм.
Длина изделия – 327 и 312 мм.
• Мастерок для отделки – набрасывания и разравнивания декоративной штукатурки отличается малой шириной лопатки – 120 мм и большой длиной – 180 мм, при длине инструмента в 320 мм.
На деле разнообразие форм и видов кельмы сложно описать.
Причем с изменением формы лопатки может меняться и расположение ручки и ее конфигурация.
• прямоугольной – классический вариант изделия для затирки.
При этом платформа не насаживается на ручку, а рукоятка закрепляется на центр платформы, чтобы равномерно распределить усилие при растирании штукатурки;
• трапециевидной – мастерки для отделки чаще всего выполняются такой формы.
Пропорции трапеции определяются характером работы;
• треугольной – с закругленными краями.
Стандартный вид мастерка разного назначения;
• каплевидной – удачная конфигурация для работы с плиткой.
Кафель твердый, но хрупкий и острые края штукатурной кельмы представляют для него опасность;
• овальной – мастерком удобно набрасывать раствор из емкости, из-за отсутствия острых углов;
• в виде узкой полоски – этот специфический инструмент используется для рустовки.
Вес мастерка подбирают индивидуально – «под руку».
В среднем масса изделии колеблется от 300 до 400 г.
Виды кельм и их назначение
При таком разнообразии форм и размеров мастерок выполняет множество задач.
Но чтобы подобрать подходящую модель, учитывают ее назначение.
Кельма бетонщика
У них лопатка треугольной формы, длиной от 120 до 180 мм.
Применяется для размешивания, дозирования и нанесения цементных растворов при укладке кирпича и камня.
Также используется при размешивании.
Модель применяют каменщики, когда наносят раствор на труднодоступные участки.
Мастерок каменщика
Лопатка также треугольная, но сильно закругленная.
Такой вариант удобней при перемешивании и нанесении растворов разной плотности.
Из-за отсутствия острых углов материал распределяется равномернее.
Размеры инструмента также же – 120–180 мм.
Кельма плиточника
Здесь платформа выполнена в виде капли, но узкой.
Связано это с тем, что при кладке плитки объем клея или раствора намного меньше, а вот распределять его нужно точнее.
Модель для отделочных работ
Это узкий и короткий инструмент, применяется для набрасывания и выравнивания гипсовых и цементных растворов.
Мастерок штукатурный
Отличается широкой лопаткой каплевидной формы с острым концом.
Это универсальное приспособление для размешивания и затирания растворов разной степени вязкости.
Затирочная кельма
У этой модели лопатка выполнена в виде прямоугольника, а шейка чаще закреплена не на краю платформы, а по центру.
Модель используется не столько для набрасывания раствора, сколько для выравнивания, так как обладает большой рабочей поверхностью.
Выпускают несколько подвидов изделия: с разными размерами для работ с тяжелой и легкой штукатуркой, из разных материалов – стальные, пластиковые, из оргстекла.
Объединяет варианты одна особенность: зеркальная полировка рабочей платформы.
При выравнивании штукатурки, особенно венецианской, гладкость лопатки – залог результата.
Затирочная кельма с зубцами
Это еще одна разновидность затирочной модели, отличающаяся от предыдущей наличием зубцов длиной в 4–10 мм.
Применяется для разглаживания нанесенного штукатурного слоя, а также для равномерного распределения клея по поверхности.
Мастерок для расшивки
Имеет лопатку выполненую в форме узкой полоски, заточенной с одной стороны и закругленной с другой.
Лезвие используют для расшивки горизонтальных швов, тупой конец – для расшивки вертикальных.
Кельма для внутренних углов
Эта модель выполнена в виде угловой лопатки, и предназначена для обработки внутренних углов.
Мастерок для внешних углов
Аналогичная модель, выполнена также в виде угловой лопатки, но сгиб идет наружу, и предназначена она для обработки наружных углов.
Также существуют и другие модели мастерков в виде аналогичных форм с незначительными изменениями, например: трапециевидная, треугольная и др.
Что нужно знать о кельмах
Чтобы не ошибиться с выбором, при покупке мастерка учитывают следующие параметры:
• назначение – по сути, это единственный фактор, который и определяет вид кельмы.
На деле удобство важнее.
Физическая сила, рост, а точнее говоря, длина руки мастера, ухватистость ладони влияют на выбор едва ли не меньше, чем назначение.
Поэтому для работ со штукатуркой кто-то предпочитает классический каплевидный вариант с острым концом, а для кого-то удобней кельма бетонщика.
• вес инструмента – работать мастерком приходится подолгу, и если он окажется слишком тяжелым, рабочий устанет намного быстрее.
Модель подбирают в соответствии с физическими силами сотрудника;
• вес материала – не менее важен.
Цементные растворы тяжелые, здесь потребуется стальной инструмент, а для отделки гипсовой штукатуркой вполне подойдет и пластиковая лопатка;
• изгиб шейки и наклон ручки – такое приспособление распределяет вес при работе с материалом, благодаря чему рука меньше устает.
Однако насколько удобно работать с таким наклоном ручки, определяют только опытным путем.
В крайнем случае можно слегка изменить изгиб шеи, меняя угол наклона;
• материал – для легкого соскальзывания раствора металл лопатки подвергают полировке.
Такая обработка приводит к разным результатам.
Так, с платформы из нержавеющей полированной стали раствор буквально слетает, и чтобы приноровиться нужно время.
Изделие из черного железа сильнее сцепляется со штукатуркой, лучше удерживается.
Однако черный металл не стоек к коррозии, так что за инструментом стоит ухаживать тщательнее.
Как пользоваться мастерком
Инструмент прост в использовании, но требует сноровки.
При набрасывании раствора шпателем движение выполняется кистью, так как инструмент имеет плоскую форму.
Изогнутая шейка кельмы экономит усилие, так как требуется выполнить часть движения.
Но из-за этого сам бросок выполняют более коротким и резким.
Применяют мастерок при штукатурных и отделочных работах.
Порядок действий очень схож.
1. Штукатурку наносят в 2–3 слоев.
Обрызг и первый слой наносят с помощью стандартного мастерка штукатура – с острым концом.
При работе удобней набирать материал не из емкости, а с сокола – стального листа с ручкой.
Таким образом избегают лишних наклонов.
2. На сокол накладывают штукатурку, начиная с верхней стороны.
Закончив накладывать порцию, подбирают с краев к центру, а излишки раствора возвращают в емкость.
3. Кельмой набирают порцию раствора.
Объем зависит от тяжести и характера материала.
4. При набрасывании движение выполняет только кисть, а не вся рука.
Кистью делают взмах и резко останавливают.
При этом раствор соскальзывает с лопатки, долетает до стены и закрепляется на ней.
Чем тяжелее раствор, тем резче остановка.
Сам взмах несильный, иначе штукатурка будет разбрызгиваться.
При обрызге используют жидкий раствор, так что набирать материал можно из ящика, а взмах делать очень резким, так как здесь раствор должен разбрызгиваться.
1. Второй слой намазывают кельмой или соколом.
При оштукатуривании стены сокол прижимают к поверхности, мастерком набирает порцию материала, и намазывают ее тонким слоем на поверхность.
Излишки раствора при этом попадают на сокол.
2. Кельмой разглаживают штукатуру по стене слоем необходимой толщины.
Для этой работы чаще применяют затирочные кельмы.
Если требуется тонкий слой – при использовании венецианской штукатурки, например, то затирочные модели эффективнее.
Основные правила
Рекомендации по применению инструмента носят общий характер. В отличие от ударных орудий кельма не выступает причиной тяжелых травм.
Кельма (мастерок) довольно часто используется в строительстве как инструмент, позволяющий производить кладку кирпича, строительных блоков, расшивку швов, укладку плитки, внутреннюю и внешнюю отделку помещений, выравнивание пола при бетонной стяжке. Также некоторые виды этого инструмента используют для нанесения и выравнивания цементной штукатурки, раствора или плиточного клея.
Для строительно-отделочных работ используются различные виды кельм, так называемых мастерков. Эти простые на вид инструменты значительно облегчают труд строителей и делают их работы намного быстрее и эффективнее.
Проиобрести кельмы для всех видов работ вы можете в Стройцентре Инком.
Существует несколько видов кельм, каждый из которых имеет свою специфику применения. Кельмы делают с разной формой лопаток и с разными видами ручек. Изогнутые в различной степени шейки ручек позволяют, в зависимости от характера выполняемых работ, подавать кельмой раствор, держа его с разными центрами тяжести относительно кисти руки. Часто деревянная рукоятка усиливается металлическим наконечником, для того, чтобы можно было стучать обратной стороной кельмы по кирпичу или плитке, выравнивая её.
Кельмы (мастерки) в зависимости от назначения бывают следующих типов:
— прямоугольной;
— сделанной в виде трапеции;
— треугольной;
— каплевидной;
— овальной.
В целом, форма лопатки зависит от вида выполняемых работ. Так, если кельма используется для штукатурки, то она должна обязательно иметь ровные грани, для этого берут кельму прямоугольную или трапециевидной формы, но для заброски раствора применяют специальные ковши. Прежде чем разравнивать поверхность, необходимо смачивать мастерок в воде. Каменщики в своих работах используют мастерки, которые имеют длину до 30 см.
Существует несколько типов кельм используемых при укладке кирпича – это английская и канадская формы. Английский вариант используется для того, чтобы разрубать кирпич, а канадская форма применяется для затирки щелей и выравнивания швов.
Существует также так называемая венецианская кельма, применяемая при создании различных типов декоров стен. Данный тип кельмы может быть изготовлен как из стали, так и из пластмассы с рифленой поверхностью.
Особой популярностью стала пользоваться кельма, предназначенная для газобетона, с ее помощью наносится раствор на строительные блоки, также заполняются вертикальные и горизонтальные швы. Сама лопатка у такого вида кельм может быть сделана как из нержавейки, так и из пластмассы, это позволяет, наносить раствор на блоки равномерно.
Если за кельмой ухаживать правильно, т.е. периодически протирать ее мокрой тряпкой, чтоб ее поверхность не царапалась о раствор, то она прослужит довольно долгий период времени.
Разновидности шпателей и их применение
Шпатель – незаменимый строительный инструмент, использующийся при таких видах работ, как шпаклевка стен и потолка, удаление старой побелки и обоев, укладка плитки и др.
Шпатели отличаются один от другого по размерам, форме и целью применения. Приступая к отделочным работам, важно определить, как выбрать шпатель, чтобы работа была выполнена максимально качественно и без лишних затрат времени.
Товар в наличии на складе в Инком!
Основные виды шпателей: фасадный, малярный, зубчатый, угловой и шпатель-скребок.
Различаются они также по материалу: стальные, резиновые и пластиковые.
Рассмотрим каждый вид по отдельности. Во время ремонта обязательно возникнет необходимость в шпателе. С его помощью можно выравнивать, шпаклевать, заделывать щели, трещины, удалять старые обои и так далее. Шпатель следует подбирать правильно, поскольку это повлияет на количество времени и усилий, которые при этом будут потрачены.
По окончанию работ нельзя оставлять любой шпатель неочищенным от шпаклевки, иначе она быстро засохнет. Также шпатель не предназначен для забивания или вытаскивания гвоздей.
Кельма или мастерок
Когда появился первый мастерок – вопрос спорный, но возраст сооружений, где применялся, впечатляет. Одно из них – храм в Ульсе (Великобритания), построенный 900 лет назад.
С тех пор форма инструмента менялась и сегодня приобрела множество вариантов. Разные страны, различное применение – разные формы.
Все зависело откуда и куда переезжали мастера по каменной кладке. Так, у двух стран (Англии и Америки) общее прошлое и во многом схожи и современные мастерки из этих мест. Но совершенно другим инструментом работают в Союзе и Вьетнаме. Это закономерность.
Выяснять какой инструмент лучше, нет смысла. Все определяет привычка. Чтобы приобрести новые навыки с другой формой кельмы, нужно время и терпение. Никто это делать не станет – затратное решение для мозгов. Проще доказать себе, что твой выбор лучший.
Мастерки из разных стран.
Но все, же есть некоторые преимущества в определенной форме и для конкретной работы.
Мастерок каменщика.
Каменщики работают любым из мастерков на фотографии ниже. Все зависит от привычки и назначения.
Для тонких перегородок и узкого камня больше подходит форма английского инструмента (1). Но чем больше лопатка у инструмента, тем большую нагрузку испытывает кисть руки. Поэтому на объемных стенах возможен другой подход: использовать мастерок с меньшими размерами, но для подачи раствора применять лопату или ковш:
Преимущество лопаты или ковша в том, что можно набирать более жидкий раствор и в большем объеме. Сухой кирпич быстро вытягивает из смеси лишнюю влагу. Раствор становится удобным в работе. Такая технология дает и более прочную кладку.
Форма мастерка у каменщика еще зависит от того как организована подача раствора. Если в ведрах – то острие инструмента не подходит для этого случая. Английскими мастерками работаю из прямоугольных ящиков.
Общей отличительной особенностью кельмы каменщика можно считать ровную боковую грань лопатки.
Мастерок печника.
Автоматически предлагать форму кельмы каменщика для устройства печек или камина нельзя. В продаже (в каталогах) представляют кельму печника такой –(3). Но они ошибаются.
Прежде чем показать кельму для печных работ, нужно разобраться в особенностях работ по созданию очага:
Мастерок для кладки газоблоков.
Этот мастерок занимает особое место. Это первая попытка объединить несколько инструментов (ковша и зубчатой гребенки) в одно целое. При работе с газоблоками проблема сильно впитывающей поверхности стоит еще сильнее, чем на кирпичной кладке. Отсюда такое решение. Похожее можно применить и для кладки толстых кирпичных стен.
Кельма ковш для газоблока.
О качестве крепления ручек будет дальше. Но для ковша это самое уязвимое место. Обламывание происходит еще быстрее, чем у мастерков. Поэтому, узел обретает различные варианты в поиске надежного – (В,С).
Мастерок плиточника.
Удачный инструмент должен выполнять несколько функций одновременно, как ковш для газоблоков. Чем больше возможностей, тем удачней конструкция. Неудачное решение компенсируется набором из нескольких инструментов.
Мастерок плиточнику нужен, чтобы:
Все требования похожи и указывают на кельму печника, за исключением возможности поднимать свежеуложенную плитку. В общем, это так и есть. О креплении ручки отдельно.
Короткий отрывок из ролика американского плиточника Sal DiBlasi дает полное представление каким должен быть мастерок плиточника:
Качество мастерков и кельм.
Большинство мастерков из массовой продажи одноразовые. На одну небольшую работу такого инструмента достаточно, но в профессиональном использовании нет. Дорого.
Если сравнить ряд кельм (мастерками их нельзя назвать, мастерок от слова мастер), то даже неопытному человеку заметно отличие их от «древнего» сородича. Последний, возможно, отслужил нескольким поколениям. Современные не могут продержаться на стройке больше года.
Самое уязвимое место у кельмы.
Слабое звено у них – крепление ручки к полотну. Крепление выполнено точечной сваркой. Обычно это две точки касания. За день, при работе, мастерок подвергается тысяче микро движений в районе крепления. Если еще добавить удары при колке кирпича или постукивание от застывшего раствора, то срок службы еще меньше.
Самая распространенная поломка мастерка.
Если отпавшую ручку, заново приварить электросваркой, то хватает ненадолго. Электрическая дуга пережигает металл. Ручка, со временем, начинает ломаться за гранью сварки.
Если это сделать газосваркой, то служить будет дольше, но не в разы. Если кельма из нержавейки, то это дополнительные сложности при восстановлении. Необходим сварочный аппарат постоянного тока, специальные электроды, а эффект будет тот же, как и в случае с черным металлом.
Но есть дин способ крепления, который дает надежный результат, причем на многие годы.
Как дать кельме вторую жизнь.
Надежное крепление ручки и полотна можно добиться с помощью заклепок. Они скрепляют и, в тоже время, не препятствуют свободному изгибанию двух частей, при работе. Заклепку можно сделать из гвоздя диаметром 3 мм.
Крепление на заклепках может прослужить 10 лет, даже на облицовочных работах, когда приходится периодически поднимать плитку. Второй способ крепления, а по надежности первый, можно позаимствовать у древних мастеров. Когда основание ручки и полотно изготовлены из единого куска или соединены в кузне, при ковке.
P.S.
Небольшая деталь относительно формы и места крепления ручки к полотну. Считается, что линия ручки (у мастерков А. и В.) должна пересекать полотно на конце. А «S» форма ручки уменьшает нагрузку на кисть руки при работе.
Рекомендованный уклон ручки у кельмы.
Похожую мысль я нашел у каменщика из Киева, фаната делать инструмент самостоятельно:
Интересные моменты из статьи:
“— Чтобы соединение было крепким, мастера заклепками крепят колено, которое соединяет ручку с рабочей поверхностью.
При изготовлении кельм мужчина использует закаленную сталь 6-Г и нержавейку. Тщательным образом выбирает металл, потому что перекаленное железо ломкое. Мужчине приходилось делать кельмы из титана — они легкие и крепкие, но дорогие.
Ручка самодельной кельмы отличается от фабричной. Внутри деревянного древка есть опилки твердых пород деревьев, перемешанные с клеем ПВА. Если вместо него использовать эпоксидную смолу, со временем металлический стержень расшатается. Сзади ручки мужчина приладил металлический шип. Им удобно сбивать ледовую корку, когда приходится класть кирпич зимой.”
Полностью прочитать можно здесь.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.