Кемаль ататюрк что сделал
Мустафа Кемаль Ататюрк и Анкара
Сложно переоценить роль, которую сыграл Мустафа Кемаль Ататюрк (Mustafa Kemal Atatürk) в истории Анкары и всей Турецкой Республики.
За довольно короткий период своей жизни Мустафе Кемалю Ататюрку — человеку из обычной семьи удалось объединить вокруг себя турецкий народ на борьбу с иностранными интервентами и создать на осколках религиозной и отставшей в социально-экономическом развитии Османской империи современное светское и демократическое государство – Турецкую Республику, ту, которую мы знаем сегодня.
Биография Кемаля Ататюрка
Биография Кемаля Ататюрка очень интересна. Точный день рождения Мустафы (прозвище Кемаль, что означает «совершенство», он получит позднее, как и фамилию Ататюрк) неизвестен, знают лишь год, 1881-й, и место, Салоники (ныне Греция, тогда – часть Османской Империи).
Мальчик родился в простой семье, где мать была на стороне религиозного образования, а отец – светского. Начав обучение в мусульманской школе, юноша перешел в военное училище, что и определило его будущий путь.
Уже в юности Кемаль Ататюрк участвовал в революционном движении, входил в тайное общество «Родина», поддерживал младотурков, которым удалось свергнуть действующую власть в ходе революции 1908 года.
Мустафа Кемаль Ататюрк
Военная карьера Мустафы Кемаля складывалась успешно, он хорошо проявил себя в войне на Балканах, работал военным атташе в Софии, позже прославился в Дарданельской операции.
На контрасте с успехами Ататюрка складывалась судьба Османской империи после Первой мировой войны: она была обескровлена, под сильным иностранным влиянием, с полной потерей армии. Именно Ататюрку было поручено заниматься разоружением последней.
Во время этой работы он формирует национальное движение и начинает войну за независимость Турции. День ее начала, 19 мая, стал и днем рождения Мустафы Кемаля, так он решил для себя сам.
Ататюрк во время Англо-турецкой войны 1915-1916 гг
Реформы Кемаля Ататюрка
Одной из первых реформ Кемаля Ататюрка стало устранение султаната и халифата, что означало не только изменение власти, но и отсекание от нее религии. Турция провозглашена республикой, а Мустафа Кемаль становится ее первым президентом.
В течение следующих реформ Кемаля Ататюрка были упразднены шариатский суд, религиозные школы перешли под управление государства, Коран перевели на турецкий язык, пятница перестала быть выходным днем, гражданскими стали браки, было запрещено многоженство, гражданам вменено обязательное ношение европейского костюма.
В Турции появляется грегорианский календарь, реформируется и турецкий язык, и алфавит, единой становится вся система образования.
Женщин в правах практически уравняли с мужчинами: они смогли избираться в парламент, голосовать, могли учиться в университетах, получили право на развод.
В 20-е годы ХХ века в Турции формируется банковский сектор, выделяются земли для развития сельского хозяйства, железные дороги снова принадлежат государству, появились гражданский и уголовный кодексы.
Мустафа Кемаль Ататюрк в школе выступает перед учителями
Стамбул перестает быть главным городом: новой столицей становится Анкара, символизируя тем самым полный разрыв с наследием Османской империи.
Именно в те годы реформ у турок появляются фамилии, в том числе и у Мустафы Кемаля, который становится Ататюрком (« Ata türk» — отец турецкого народа).
Что сделал для Турции Кемаль Ататюрк
Значимость реформ Ататюрка для Турции сравнима с реформами Петра I для России. Они были тяжелы для страны, но совершенно необходимы для превращения насквозь пропитавшегося коррупцией традиционного государства, где ислам был срощен с властью, в государство светское.
Ататюрку удалось не просто реформировать страну, но и сохранить ее целостность, создать национальную идентичность, освободить от иностранного влияния, привить европейские ценности, которые актуальны и сегодня.
«Кемализм», основанный на шести принципах (республиканизм, национализм, народность, светскость, этатизм, революционность), до сих пор находит отклик в сердцах турок, которые не просто почитают лидера, но создали настоящий культ его личности.
Личная жизнь Ататюрка
Мустафа Кемаль был женат, однако брак продлился не более двух лет. Примечательно, что у лидера было восемь приемных дочерей и два сына разных национальностей. Все они получили хорошее образование и реализовали себя внутри нового государства. Так, среди них даже была первая в Турции женщина-пилот Сабиха Гёкчен, в ее честь назван один из аэропортов Стамбула.
Смерть Кемаля Ататюрка
Ататюрк скончался в возрасте 57 лет в Стамбуле, во дворце Долмабахче 10 ноября 1938 года в 9 часов и 5 минут.
Причиной смерти стала продолжительная болезнь. До сих пор сохранена обстановка спальни, где умер лидер. Там же находятся часы со стрелками, остановленными в момент прекращения сердцебиения Мустафы Кемаля.
Ататюрк был похоронен в Анкаре. Гроб с его телом сначала находился в здании Этнографического музея, позже был перенесен в построенный в 1953 году Мавзолей «Аныткабир».
Цитаты Кемаля Ататюрка
Ататюрк имел такую большую популярность среди турок, что практически все его выражения разобраны на цитаты. Одна из них стала настоящим девизом турецкого национального движения, в переводе на русский она звучит: «Счастлив тот, кто говорит: «Я турок!» ( «Ne mutlu Türküm diyene!»).
Памятники Ататюрку в Анкаре
Главным памятником Ататюрку в Анкаре стал его Мавзолей, «Аныткабир», где покоится лидер. По всей столице рассредоточены и монументы вождю: на одноименном бульваре – бульваре Ататюрка, на площади Улус и в других уголках Анкары.
Бульвар Ататюрка в Анкаре
Отдельно стоит сказать о ферме «Atatürk Orman Çiftliği», которая была создана в 1925 году (сегодня здесь производится молочная продукция). Она была подарена Ататюрком государству в 1937 году, сейчас на ее территории стоит точная копия дома в Салониках, где и был рожден Мустафа Кемаль.
Фильмы про Кемаля Ататюрка
Среди фильмов про Кемаля Ататюрка: «Cumhuriyet» (1998), «Gelibolu» (2005), «Dersimiz Atatürk» (2010), «Çanakkale: 1915» (2012), «Veda» (2012). История войны за независимость и неординарной жизни лидера стала основой многих фильмов, большинство из них турецкого производства. Часть из них переведены на русский и английский языки.
Мустафа Кемаль Ататюрк
Фото Все
Видео Все
«Эпоха перемен». Мустафа Кемаль Ататюрк
Ататюрк. От Османской империи к современной Турции / Максим Кац
Мустафа Кемаль Ататюрк. «ЖЗЛ (ток-шоу)».
Мустафа Кемаль Ататюрк — биография
Мустафа Кемаль Ататюрк – политик, государственный деятель, военачальник Османской империи и Турции, основатель первой республиканской партии, ставшей в дальнейшем правящей. Основал современное турецкое государство, став его первым президентом.
Первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк стал для своего народа культовой фигурой, благодаря которой страна не застряла в средневековье, а пошла по цивилизованному пути развития. Этот человек – один из тех реформаторов и вершителей истории, который стоит в одном ряду с такими великими личностями, как Владимир Ленин, Мао Цзэдун, Джавахарлал Неру, Ким Ир Сен.
Детство
По мнению многих историков, дату рождения и имя Ататюрк придумал себе сам. В одних источниках сказано, что Мустафа Кемаль родился 12 марта 1881 года, а вот дату 19 мая, ставшую днем начала борьбы Турции за независимость, он выбрал позже.
Мустафа родился в греческих Салониках, находившихся тогда под управлением Османского государства. Считается, что его родители Али-эфенди и Зюбейде-ханум были турками, но в многонациональной империи предками вполне могли быть славяне, евреи или греки.
Мустафа Кемаль в детстве
Семья жила небогато. Какое-то время отец работал таможенником, но состояние здоровья вынудило его уйти со службы и заняться торговлей. Продажа древесины не приносила большого дохода, да и болезни не давали работать в полную силу. Слабое здоровье родителя передалось и детям – из шестерых рожденных выжили только Мустафа с сестренкой. Став главой страны, Кемаль построил дом для сестры, рядом со своей резиденцией.
Мама Кемаля, будучи очень набожной женщиной, поклялась перед Аллахом, что если хоть один ее ребенок выживет, то посвятит жизнь служению ему. Именно поэтому мальчик получил мусульманское начальное образование – несколько лет он учился в школе при мечети.
После смерти отца подросток поступил в военную школу, где он проживал на казенном довольствии. Именно там один из учителей назвал его Кемалем, что означало «совершенство». Школьные товарищи, а впоследствии и сокурсники в высших военных заведениях вспоминали его как независимого, вспыльчивого и неуступчивого человека.
Мустафа Кемаль в юности
В 1905 году Мустафа окончил Оттоманский военный колледж в Стамбуле. Изучая основные дисциплины, парень много времени посвятил прочтению трудов Вольтера, Руссо, Гоббса, биографий великих личностей. Особенно живо интересовался всем, что связано с Наполеоном. Новый друг (а в дальнейшем — соратник), дипломат Али Фетхи Окьяр, снабдил его запрещенной литературой, которая зародила в молодом офицере стремление к независимости и патриотизму.
Политическая деятельность
По окончании военного колледжа Мустафа был арестован по обвинению в критике режима султана Абдул-Хамида и сослан в Дамаск. В Сирии Кемаль основал и возглавил движение «Ватан» («Родина»), которое с некоторыми модификациями существует и по сей день. Партия и сейчас твердо отстаивает позиции кемализма и является мощной оппозиционной силой в политической жизни Турции.
В 1908 году произошла Младотурецкая революция, целью которой было свержение султана Абдул-Хамида II и его режима. Давление общественности вынудило султана восстановить отмененную им конституцию 1876 года, но глобальных изменений к лучшему это не дало. Ситуация в султанате не менялась, никаких реформ не проводилось, а народ становился все более недовольным. В этом процессе участвовал и Кемаль, но из-за ряда разногласий с младотурками он занялся военной деятельностью.
Мустафа Кемаль с армией в первой мировой войне
В годы Первой мировой войны Кемаль прославился, показав себя успешным и грамотным командиром. Весной 1915 года англо-французский десант попытался пересечь пролив Дарданеллы, но понес тяжелые потери. В связи с этим командование решило направить эскадру на полуостров Галлиполи. Высадившиеся в бухте Анзак англо-французы были встречены и повержены 19-й дивизией Мустафы Кемаля. Успешно проведенная операция принесла военачальнику звание паши. Биография Мустафы полна славных побед и подвигов: он храбро сражался при Анафарталар и Киречтепе, мужественно оборонялся от британцев и итальянцев, грамотно командовал войсками и служил в министерстве обороны.
В 1918 году Османская империя капитулировала, но Кемалю предстояла новая борьба – со вчерашними союзниками, которые начали делить его родную страну по кусочкам. Армию начали расформировывать. Ататюрк призвал сохранить независимость и целостность государства, и был услышан многими. Он заявил, что будет бороться с предателями и расхитителями до тех пор, пока не уничтожит последнее вражеское знамя. В 1920 году состоялось подписание Севрского договора о разделе страны, но Кемаль добился признания его незаконным.
В этот же период Ататюрк сделал Анкару новой столицей страны и стал инициатором создания Великого Национального Собрания Турции, где его избрали на пост главы правительства и председателя парламента. А через два года состоялась победоносная для турецких войск битва при Измире, после которой страны Запада были вынуждены сесть за стол переговоров.
Генерал Мустафа Кемаль
Осенью 1923 года страна была провозглашена республиканским государством, высший орган власти которой – меджлис. Мустафа Кемаль Ататюрк стал первым президентом Турции, а еще через год Османская империя окончательно пала.
Освободив страну от врагов и пережитков прошлого, Кемаль взялся за внутренние проблемы, начав реформы в экономике, социальной сфере и политическом строе. Будучи военным, он много времени проводил в командировках и видел множество стран. Мустафа решил, что его родная Турция тоже должна стать современным и процветающим государством, а самый верный способ этого достичь – пойти путем европеизации. Реформы и преобразования, проведенные Ататюрком в дальнейшем подтвердили, что этой идее он остался верен до конца.
В 1924 году Турецкая республика приняла новую конституцию и Гражданский кодекс, во многом схожий со швейцарским. Основы уголовного права были позаимствованы у итальянцев, а коммерческого – у немцев.
Система образования стала светской, главная идея которой – национальное единство. Применение законов шариата в судебной практике отныне запрещалось. Был разработан ряд поощрительных мер для промышленности, с целью развития экономики страны. В первые же 10 лет становления Турецкой республики было создано более 200 акционерных компаний. Открытие в 1930 году Центрального банка Турции позволило снизить доминирующую роль иностранного капитала в финансовом механизме державы.
Мустафа Кемаль в 1936 г.
Президент ввел пятидневную рабочую неделю, а время стали исчислять по европейскому формату. Арабские символы в алфавите заменили на латиницу. Было принято обязательное ношение европейской одежды и головных уборов. Провозглашено равенство полов, но в реальности и сегодня у турецких мужчин более привилегированное положение в обществе. Старые титулы употреблять запретили, вместо них ввели фамилии. Примером для сограждан стал сам Мустафа Кемаль, удостоенный парламентом фамилии Ататюрк, что означает «отец турок».
Мнение о том, что Кемаль является вероотступником, глубоко ошибочно. Современные реалии требовали того, чтобы ислам был более приспособлен к ежедневным потребностям людей. Как во времена правления Ататюрка, так и после, кемалисты всегда шли на уступки: открывали богословские факультеты в ВУЗах, объявили день рождения Пророка Мухаммеда праздником. Об исламе сам Кемаль отзывался, как о самой современной и разумной из религий.
При руководстве Мустафы Ататюрка Турецкая республика наладила дипломатическое партнерство с рядом стран, получила приглашение стать участником Лиги наций. Выгодное географическое положение государства стало огромным преимуществом для налаживания сотрудничества с восточными странами.
Турция инициировала утверждение конвенции Монтрё, и этот документ по сей день регулирует прохождение судами каналов Босфора и Дарданеллы — важного морского пути между Эгейским и Черным морями.
Оборотная сторона медали правления Ататюрка – его радикальная политика, приведшая к гонению жителей еврейской и армянской национальностей, насаждению турецкого языка и подавлению курдского повстанческого движения. Никакие другие партии, кроме созданной Кемалем Народно-республиканской, не имели право на существование. Профсоюзы также были запрещены.
Историю становления Турецкой республики Мустафа Кемаль изложил в своих трудах. Книга под названием «Речь» переиздается и в настоящее время, а цитаты из нее современные политики используют в своих выступлениях.
Личная жизнь
В личной жизни Кемаля кипело не меньше бурных страстей, чем в политической. Первой любовью стала Елена Каринти, купеческая дочь. В те годы Мустафа был бедным студентом, и отец девушки не позволил им встречаться, выдав ее за более выгодного жениха.
Военная служба бросала молодого Кемаля по разным городам, где он никогда не оставался без женского внимания. Ему приписывают романы с такими известными барышнями, как устроительница дворцовых приемов Раша Петрова, дочь болгарского военного министра.
Мустафа Кемаль Ататюрк с женой
В 1923 году Ататюрк взял в жены Латифу Ушаклыгиль, образованную девушку из состоятельной семьи. Своих детей супругам завести не удалось, поэтому они взяли на воспитание семерых приемных, а кроме того помогали двум мальчикам-сиротам.
Некоторые из детей стали известными в Турции людьми. Одна из дочерей – первая в стране женщина-пилот, а вторая – первая женщина-историк. Сын стал профессиональным политиком.
Причина разрыва Мустафы и Латифы – загадка. После развода женщина перебралась в Стамбул, и всякий раз покидала город, когда там появлялся Ататюрк.
Болезнь и смерть
Так же, как и простым смертным, великим людям не чужды развлечения. Виной смерти Ататюрка стало его пристрастие к алкоголю, которое привело к циррозу печени. Первый президент Турции скончался осенью 1938 года в Стамбуле.
Спустя 15 лет его прах переместили в мавзолей Аныткабир. В мемориальном музее, находящемся в этом же здании, представлены его одежда, личные предметы и фотографии.
Память
Ссылки
«Их нравы»: как Мустафа Кемаль стал Ататюрком по рекомендации армянина
Отец нации: республика и религия
Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Свою сегодняшнюю колонку он вновь посвятил Мустафе Кемалю Ататюрку, остановившись подробнее на его реформах в Турецкой Республике и отношении к религии.
Революционные законы республики
С подписанием Лозаннского мирного договора были определены современные границы Турецкого государства. Когда внешние волнения более-менее улеглись, настала пора обратить пристальное внимание на внутреннее устройство новообразованной Турции. Споры о форме устройства продолжались параллельно с национально-освободительной войной и велись между сторонниками конституционной монархии и республики. Хотя из речей самого Мустафы Кемаля и следовало, что между этими двумя формами особой разницы нет, сам он больше склонялся к республиканской модели.
Не исключено, что эти речи произносились для того, чтобы как-то подготовить национальное собрание к объявлению республики. После всех внутрипарламентских перипетий, споров, изменения конституции 1921 года и окончания подготовительных процессов 29 октября 1923 года в 20:30 по местному времени депутатами Великого национального собрания (ВНСТ) была объявлена Турецкая Республика. С тех пор эта дата отмечается как День республики.
Ататюрк выходит из здания парламента. Фото wikipedia.org
Затем Мустафа Кемаль паша, который на тот момент был депутатом от провинции Бала, что находится в 73 километрах от Анкары, единогласно избирается президентом новой республики. На этот пост он переизбирался еще три раза подряд. Став президентом, Мустафа Кемаль паша проводит целый комплекс коренных преобразований и реформ, которые впоследствии получат название «революций», а сам инициатор этих изменений именовал их «доведением Турции до уровня современных цивилизаций». Самыми революционными среди нововведений оказались следующие законы:
Кемаль и религия
Мы перечислили самые знаковые и судьбоносные решения, которые повлияли на коренное изменение формы, содержания и облика страны. Конечно же, они вызывали большие дискуссии как в стенах парламента, так и на обывательских кухнях. Кроме того, стоит отметить ряд решений и законов, принятие которых было чувствительным для мусульманского большинства страны. Это и закрытие медресе, и введение азана по-турецки (что, впрочем, не противоречило и нормам шариата; многие муэдзины после турецкого азана, спустившись с минарета, в стенах мечети дублировали его на арабском), и закрытие текке и завийе, кроме некоторых (это решение было принято после подавления восстания шейха Саида, который ратовал за восстановление халифата).
Вообще, в этой связи Ататюрк предстает перед нами как весьма противоречивая фигура. Противники Ататюрка и кемализма клеймят его за бездуховность, антирелигиозность и отрицание основ ислама. Сторонники, наоборот, говорят о том, что это лучшее, что могло случиться с исламской уммой, так как она сама погрязла во грехе и сбилась с истинного пути. Находятся и весьма оригинальные предположения, подчеркивающее, что по материнской линии Ататюрк является сеидом и его род восходит к пророку Мухаммаду. Все это приводит к тому, что на современном этапе среди турецкого политического истеблишмента мы можем наблюдать некий микс кемализма и глубокой религиозности. Пожалуй, самым ярким его проявлением является посещение новоизбранным мэром Анкары Мансуром Явашем (от республиканской партии СНР — детища Ататюрка) сначала могилы и мечети суфийского шейха Хаджи Бекташа Вели, а затем Аныткабира — мавзолея, где похоронен Ататюрк.
Обрисуем несколькими штрихами вопрос об отношении Мустафы Кемаля к религии. Во-первых, необходимо обозначить, что Ататюрк не был противником религии. Он был противником «чиновников» от религии и тех, кто спекулирует на этой теме ради личной выгоды.
Во-вторых, в светском государстве он видит возможность мирного сосуществования не только различных религиозных конфессий, но и различных течений одной конфессии. Как результат, если сравнивать с другими странами региона, со времен образования республики и вплоть до сегодняшнего дня Турцию не сотрясали конфликты на религиозной почве.
В-третьих, если Ататюрк был противником ислама, то почему ислам не исчез из этой страны, более того, она до сих пор остается самым комфортным местом пребывания для мусульман всего мира?
В-четвертых, если он был противником ислама, то почему каждый год на свои деньги организовывал религиозные поминальные мероприятия (мевлют) в память тех, кто пал мученической смертью в битве при Галиполи?
В-пятых, в его дневниках, а их 12, есть такие строки: «… сегодня пригласил войскового имама и с ним до поздней ночи читали Коран и делали дуа за погибших солдат… исправлял его ошибки, во время чтения, он ставил неправильные ударения». Или из этой же серии — в дневниках он пишет о тех книгах, которые читает, и после прочтения трудов Аль-Газали и Ибн-Араби делает такую пометку: «Как можно сомневаться в существовании Аллаха?».
И в-последних, в одном из интервью Ататюрка спросили, кто для него является примером военного гения и непревзойденным стратегом. Он ответил, что первый — это пророк Мухаммад, и в качестве примера привел расстановку войск во время сражения при Ухуде; а второй — это Фатих султан Мехмед, завоевавший Константинополь. Конечно же, справедливости ради стоит отметить, что подобные записи в его дневниках встречаются только до 1924 года, после установления республики и избрания нового пути для страны он уже не говорит о религии.
В одном из интервью Ататюрка спросили, кто для него является примером военного гения и непревзойденным стратегом. Он ответил, что первый — это пророк Мухаммад, и в качестве примера привел расстановку войск во время сражения при Ухуде; а второй — это Фатих султан Мехмед, завоевавший Константинополь. Илл. wikipedia.org (Вступление Мехмеда II в Константинополь. Картина Жана-Жозефа Бенжамен-Констана)
В целом, и во внутренней, и во внешней политике Мустафы Кемаля прослеживается четкое знание существующего положения, правильное целеполагание, точный расчет и прагматизм в принятии решений. Возможно, именно эти качества сделали его одним из самых успешных лидеров XX века.
Сегодня мы немного коснулись внутренней политики, а в следующих публикациях расскажем о состоянии дел на международной арене.
Справка
Булат Ногманов — исследователь, переводчик.