Кемаль бей что значит бей
Кемаль-бей
Смотреть что такое «Кемаль-бей» в других словарях:
КЕМАЛЬ-БЕЙ И. — КЕМАЛЬ БЕЙ И. см. Кемали … Большой Энциклопедический словарь
Кемаль-бей И. — Кемаль бей И. см. Кемали … Энциклопедический словарь
Кемаль-Бей И. — КЕМÁЛЬ БЕЙ И., см. Кемали И … Биографический словарь
КЕМАЛЬ-БЕЙ Исмаил — КЕМАЛЬ БЕЙ И., см. Кемали (см. КЕМАЛИ Исмаил) … Энциклопедический словарь
Кемаль-бей Исмаил — Кемаль бей, Кемали (Qemali) Исмаил (25.2.1844, Влёра, ‒ 1918, Париж), албанский политический и государственный деятель. Родился в богатой феодальной семье беев Влёры. Окончил греческую гимназию в Янине. После Младотурецкой революции 1908 делегат… … Большая советская энциклопедия
Намык Кемаль-бей — выдающийся турецкий писатель, недавно умерший. Родился в 1841 г.; воспитывался на французской литературе и за реформаторские стремления долго был в немилости; при нынешнем султане получил должность губернатора в Митилене. Всегда отличался горячим … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КЕМАЛЬ ПАША, Гази Мустафа \(Ататюрк\) — (1880 1938) выдающийся турецкий политический и государственный деятель, основатель Турецкой республики. Родился в мелкобуржуазной семье в Салониках. Получил высшее военное образование. В 1905 по окончании Стамбульской академии генерального штаба… … Дипломатический словарь
Кемаль-Намык — (1840 1888) турецкий поэт, беллетрист и революционер. Р. в семье главного астронома дворца турецкого султана. Первые его стихи написаны в духе застывших канонов турецкой поэзии. Резкий поворот в творчестве К. Н. совершается с его вступлением в… … Литературная энциклопедия
Кемаль Ататюрк — Мустафа Кемаль Ататюрк Mustafa Kemal Atatürk … Википедия
Мустафа Кемаль — Ататюрк Mustafa Kemal Atatürk … Википедия
Кемаль бей что значит бей
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Обращения в Турции
Речь пойдет об обращении к незнакомым людям. Таких обращений в Турции великое множество, они употребляются как в формальной, так и в неформальной обстановке.
На работе, на деловой встрече, при обращении к клиентам, при первом знакомстве обращаются на «вы» и, если имя пока неизвестно, говорят beyefendi (бей эфенди) и hanımefendi (ханым эфенди). Эти обращения аналог европейских обращений господин, мистер, месье, синьор, пан.
Если имя человека известно, но ситуация по-прежнему официальная, то говорят имя, а потом bey (бей) или hanım (ханым). Например, Эрхан бей, Шерифе ханым.
Обращения бей и ханым использовались еще в Османской империи, позже Ататюрк решил их упразднить и ввел новые обращения: bay (бай) и bayan (байян), но реформа не удалась и они не прижились. Иногда можно услышать, как употребляется обращение байян, но крайне редко.
Кроме того, существует обращение efendim (эфендим), так можно сказать и женщине, и мужчине, а также часто это слово прибавляют в конце предложения и таким образом проявляют уважение к собеседнику.
К детям тоже можно обратиться по разному.
К подросткам можно обратиться: delikanlı (деликанлы), genç (генч) (молодой человек).
В общем, в Турции все друг другу братья, друзья и почти родственники и отношения хорошие. ))) Люди готовы помочь, поддержать, подсказать.
Намык Кемаль-бей
Смотреть что такое «Намык Кемаль-бей» в других словарях:
Намык Кемаль — (Namik Kemal) (21.12.1840, Текирдаг, 2.12.1888, г. Хиос), турецкий писатель и общественный деятель. Крупный представитель литературы Танзимата. Один из организаторов и руководителей общества «Новые османы». Издававшиеся им газеты… … Большая советская энциклопедия
Кемаль-Намык — (1840 1888) турецкий поэт, беллетрист и революционер. Р. в семье главного астронома дворца турецкого султана. Первые его стихи написаны в духе застывших канонов турецкой поэзии. Резкий поворот в творчестве К. Н. совершается с его вступлением в… … Литературная энциклопедия
Тевфик-бей Абу-з-Зия — (1848 1912) один из наиболее видных участников раннего младотурецкого движения. Западник, сподвижник Намык Кемаль бея и Ахмед Мидхада, занимает видное место в истории просвещения турок как издатель и редактор многих газет и журналов… … Википедия
Зия-паша Абдул-Хамид Зия-бей — Зия паша (Ziya Paşa) Абдул Хамид Зия бей (1825, Стамбул, 1881), турецкий поэт, публицист и общественный деятель эпохи Танзимата. Возглавлял умеренное крыло общества «Новые османы». Вместе с Намыком Кемалем издавал в Лондоне газету «Мухбир» и… … Большая советская энциклопедия
Абу-з-Зия, Тевфик-бей — Тевфик бей Абу з Зия (1848 1912) один из наиболее видных участников раннего младотурецкого движения. Западник, сподвижник Намык Кемаль бея и Ахмед Мидхада, занимает видное место в истории просвещения турок как издатель и редактор многих газет и… … Википедия
Абу-з-Зия Тевфик-бей — Тевфик бей Абу з Зия (1848 1912) один из наиболее видных участников раннего младотурецкого движения. Западник, сподвижник Намык Кемаль бея и Ахмед Мидхада, занимает видное место в истории просвещения турок как издатель и редактор многих газет и… … Википедия
Абу-з-зия, Тевфик-бей — Тевфик бей Абу з Зия (1848 1912) один из наиболее видных участников раннего младотурецкого движения. Западник, сподвижник Намык Кемаль бея и Ахмед Мидхада, занимает видное место в истории просвещения турок как издатель и редактор многих газет и… … Википедия
Турция — (Türkiye) Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti). I. Общие сведения Т. государство, расположенное на З. Азии и крайнем Ю. В. Европы. Около 97% её территории находится на полуострове Малая Азия (Анатолия), около 3% в… … Большая советская энциклопедия
ТУРЦИЯ — Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti), гос во на З. Азии и частично в Европе. Площ. 780,6 км2, в т. ч. 23,6 тыс. км2 в Европе. Европ. часть Т. отделена от азиатской черноморскими проливами (Босфор, Мраморное м., Дарданеллы). В Азии граничит с … Советская историческая энциклопедия
Турция — (Turkey) История и политическое устройство Турецкой республики, административное деление Турции Географическое положение и климат Турции, религия и культура Турции, внешняя политика Турции, туризм в Турции Содержание Содержание Раздел 1. История … Энциклопедия инвестора
Кемаль-бей Исмаил
Кемаль-бей, Кемали (Qemali) Исмаил (25.2.1844, Влёра, ‒ 1918, Париж), албанский политический и государственный деятель. Родился в богатой феодальной семье беев Влёры. Окончил греческую гимназию в Янине. После Младотурецкой революции 1908 делегат парламента (1908‒12), один из лидеров партии «Ахрар» (основана в декабре 1908), представлявшей интересы феодально-компрадорских кругов Османской империи. Входил в состав албанских комитетов (на острове Корфу, основан в 1911. В Ницце, основан в начале 1912), претендовавших на руководство албанским национальным движением. После провозглашения независимости Албании (28 ноября 1912) возглавлял (до 22 января 1914) временное правительство. В 1914 эмигрировал..
(Kemal Tahir) (родился 1910, Стамбул), турецкий писатель. Выступал как журналист. За политические убеждения подвергался многолетнему заключению. Стихам К. Т. Присуща злободневность и политическая острота («Последняя сводка», 1941, и др.). Романы К. Т. «Глухая долина» (1955), «Сизый дым» (1957), «Пастбище семи чинар» (1958), «Деревенский горбун» (1959) и др. Рассказали о жизни Анатолии между двумя мировыми войнами. В цикле романов, включающих «Люди пленённого города» (1956, рус. Пер. 1961), «Узни..
Кемали (Qemali) Исмаил (25.2.1844, Влёра, — 1918, Париж), албанский политический и государственный деятель. Родился в богатой феодальной семье беев Влёры. Окончил греческую гимназию в Янине. После Младотурецкой революции 1908 делегат парламента (1908—12), один из лидеров партии «Ахрар» (основана в декабре 1908), представлявшей интересы феодально-компрадорских кругов Османской империи. Входил в состав албанских комитетов (на острове Корфу, основан в 1911. В Ницце, основан в начале 1912), претенд..
Дополнительный поиск Кемаль-бей Исмаил
Судьба мангупских князей после 1475 года
М.Б. Кизилов. «Крымская Готия: история и судьба». Глава 2. Крымская Готия и её обитатели по данным повествовательных источников эпохи средневековья и раннего Ренессанса.
Судьба мангупских князей после 1475 года
Как мы уже упоминали в первой главе книги, после падения княжества Феодоро князь Александр и другие члены правящей династии были как пленники переправлены в Стамбул (Константинополь). Ещё в мае 1476 года он, как и другие «князья Готии» (altri signori di Gutid), были живы, находясь в турецкой тюрьме; спустя какое-то время их казнили. Интересную версию захвата княжества и дальнейшей судьбы его династии сообщает нам средневековый историк Феодор Спандунис (ок. 1453 — после 1538)*, в чьем распоряжении были не дошедшие до наших дней османские и византийские хроники.
Процитируем фрагмент сочинения Спандуниса «О происхождении османских императоров», касающийся нашей темы:
Первую версию своего труда Спандунис составил между 1509 и 1515 годами2. Несмотря на некоторую неточность данного источника, в нём содержится несколько важных фактов. Князь, убивший своего брата, — это, вне всякого сомнения, Александр. Указание о том, что сын Александра был «сделан турком», следует понимать как свидетельство о его насильственном обращении в ислам. Исходя из того, что Спандунис впервые посетил Константинополь в 1503 году3, можно предположить, что он имел возможность видеть в живых сына Александра какое-то время спустя. Его указание на этот эпизод во время «последнего» посещения города подразумевает, что визит 1503 года явно не был единственным. Из этого источника и из сочинения М. Меховского явствует, что князь Александр был обезглавлен. В краткой французской версии труда Спандуниса история обезглавливания готского князя сжата до одного короткого предложения4.
Генеалогическое древо князей Феодоро по А.А. Васильеву
Российские архивные документы первой половины XVI века, к которым имели доступ Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев, достаточно ясно указывают на то, что Спандунис был прав, и как минимум один (или два) представителя мужской линии династии мангупских князей сохранили жизнь после 1476 года.
Потомки князей Феодоро были столь значимыми личностями в жизни Османской империи, что турецкие султаны использовали их для такой важной дипломатической задачи, как посольство в Россию. По мнению Карамзина, приехавший в Москву в 1514 году ко двору царя Василия III (1505—1533) Камал (Кемалби / Кельмалбех) был первым турецким послом в России. Здесь, впрочем, историк, по-видимому, ошибается. Ещё в 1500 году, как об этом свидетельствует письмо Менгли Гирея к Ивану III, султан Баязид направил в Москву послов Камель-бека и Давида6.
По всей видимости, посла Камель-бека, фигурировавшего в этом документе, следует отождествлять с Камалом / Кемалби, приехавшим в Москву в 1514 году. В доступных Карамзину документах Кемал-Бей (именно так, по-видимому, следует правильно писать его имя) характеризуется как «Грек» и «Князь Мангупский». В письме к Георгию Траханиоту посол называл себя «Камала, нѣкогда зовомый Ѳеодоритъ»; кроме того, он упоминает в этом же документе о своём племяннике с греческим именем Мануил.
Исходя из этого, некоторые учёные предположили, что греческое имя этого посла, данное ему, скорее всего, его отцом, князем Александром, было Феодорит (т.е. Теодоро); тюркское же имя Кемал («совершенство») с прибавлением эпитета бей («правитель, князь») он получил после обращения в ислам7.
Возможна и другая интерпретация: фраза «Камала, нѣкогда зовомый Ѳеодоритъ» могла указывать на феодоритское происхождение Кемал-Бея. Так или иначе, указания на то, что Кемал-Бей и его родственник (брат или сын?) Скиндер именуются в документах XVI века «Греками» и «Князьями Мангупскими», достаточно для того, чтобы утверждать, что Кемал-Бей и Скиндер были потомками княжеской линии правителей Феодоро. Если бы они являлись представителями османской администрации Мангупского кадылыка (округа), то, во-первых, султаны едва ли могли использовать их в качестве посланников в Россию; во-вторых, они, скорее всего, носили бы титул ага (см. документ 1565—1569 годов, где упоминается «Мангупской Ага Магмутъ»8).
Кемал-Бей упоминается в дипломатических документах 1514 года, в которых отмечается, что уже в то время он был не совсем здоров9. Можно осторожно предположить, что рожденный до 1476 года Кемал-Бей, сын князя Александра, умер в период между 1514 и 1522 годами.
В 1522 году сообщается о прибытии в Москву нового турецкого посланника, Скиндера, именуемого в документах «Князем Мангупским». Его имя, Скиндер, является русским искажением Искендер / Искандер, тюркизированного варианта греческого имени Александр, в одном из документов Скиндер именуется Искиндерь. Можно также предположить, что он был братом (?) Кемал-Бея и отцом (?) Мануила, племянника Кемал-Бея. Несмотря на то, что правильнее именовать этого дипломата его настоящим именем — Александр или Искандер, мы в дальнейшем будем использовать русифицированную форму Скиндер, т.к. именно так его называли российские историки, начиная с Карамзина.
В период с 1522 по 1530 годы Скиндер неоднократно приезжал с дипломатическими заданиями в Москву, где он внезапно умер в 1530 году «съ именемъ корыстолюбиваго и злаго клеветника». Как пишет Карамзин, Скиндер, «несправедливо жалуясь на скупость и худый пріемъ Великаго Князя, хвалился, что убѣдитъ [султана] Солимана воевать съ нами; но умный Султанъ не могъ быть орудіем подлаго Грека…»10.
Из документов, с которыми работал С.М. Соловьев, явствует, что помимо своей прямой дипломатической деятельности Скиндер также выполнял и дополнительные секретные задания Сулеймана. В частности, он должен был «высмотреть удобное место на Дону для построенія турецкаго города». После смерти Скиндера среди его бумаг были найдены приготовленные донесения султану; в секретной деятельности посланнику помогал проживавший в Москве грек Максим11.
Погребальная пелена мангупской княжны Марии Асанины Палеологины из монастыря в Путне (фото Виктора Борташа по [Gorovei, Šzekely, 2004
Исходя из того, что Мануил и Скиндер (Александр / Искандер) носили греческие имена и именовались в российских источниках «греками», можно попытаться решить вопрос об их религиозной принадлежности. На наш взгляд, если бы они были мусульманами, источники упомянули бы об этом и не стали называть их просто «греками». Как правило, факт перехода в мусульманскую веру христиан, работавших на турок в качестве переводчиков или дипломатов, не оставался обойденным молчанием. Сложнее ситуация с Кемал-Беем. Если согласиться с предположением о том, что он являлся сыном князя Александра, то Кемал-Бей ещё в детстве должен был быть обращен в ислам. Тем не менее источники также называют его «греком». Так или иначе, не очень понятно, что давало право В. Томашеку называть Скиндера «чистокровным турком» (нем. ein Vollblut-Türkey12. Что было дальше с этой ветвью рода правителей Феодоро, история умалчивает. Под 1540 годом в российских документах упоминаются некие «князья амангуитские», однако, что именно имелось здесь ввиду, сказать сложно13.
Как мы помним, в Молдавии оставалась названная в документах «черкешенкой» княжна Мария, вышедшая замуж за молдавского господаря Стефана III и родившая ему в 1473 году двух сыновей-близнецов, Богдана и Ильяша. К сожалению, после падения княжества Феодоро господарь Стефана III охладел к своей жене, несмотря на то, что она была потомком рода Палеологов. По этой причине вскоре после 1475 года Стефан сходится с Марией Войчицой, дочерью господаря Валахии Раду чел Фрумоса (Раду III Красивого). Брак состоялся в 1478 году. Мангупская княжна Мария умерла незадолго до этого события и была похоронена в монастыре в Путне. Согласно летописи, это случилось 19 декабря 6985 (1477) года; летопись упоминает также, что княжна Мария была «магопского» происхождения (Magopi)14. Оба сына Марии тоже скончались в 70-е годы XV века, так что эта ветвь мангупской династии прервалась.
На этом, пожалуй, можно было бы поставить точку в истории правящей династии Феодоро, если бы не неожиданное продолжение этой темы в XIX и XX веках. Как мы уже упоминали, в середине XIX века о своём происхождении от феодоритских князей, опираясь на данные «Бархатной книги» и фамильного синодика, заявляет семья Головиных. В 1862 году Николай Головин составляет генеалогическое древо своей семьи, основателем которой он указывает князя Стефана Васильевича, в состав вотчинных владений которого, согласно той же «Бархатной книге», входил и Мангуп. В 1890 году копия этого древа была частично опубликована Ф. Брауном15.
Румынский исследователь Н. Бэнеску в 20-е годы XX века состоял в переписке с бароном Игорем фон дер Лауницем, которого он считал «последним потомком повелителей Феодоро». Тот сообщил ему некоторые сведения о Гаврасах, Ховриных и Головиных16.
Византийская стела из крепости Фуна. Герб Двуглавый орёл (справа).
По семейным сведениям, полное имя этого рожденного в Риге 10 октября 1895 года дворянина было Игорь Александрович Шмидт Комнин-Палеолог, барон фон дер Лауниц; в 30-е годы XX века он проживал в Германии и был великим магистром Императорского Константиновского Ордена Святого Георгия. По словам его сына, в метрике барона было написано: «Игорь Александрович Шмидт фон дер Лауниц, князь Комнин-Палеолог, герцог города Феодоро и всей Готии»17. Немецкие авторы 30-х годов также называли его «герцогом Готии»; деятельность Ордена была официально разрешена властями в 1935 году18. После окончания Второй мировой войны Игорь фон дер Лауниц покинул Германию и поселился в Рио-де-Жанейро.
Двуглавый орёл князей Феодоро на фунской надписи 1459 года
Нам представляется крайне маловероятным, что барон Лауниц действительно мог быть потомком князей Феодоро. С другой стороны, довольно интересен сам факт, что в XX веке жил человек, претендовавший на происхождение от династии мангупских князей. В Германии до сих пор живёт его сын, Роберт Унсёлд (фон дер Лауниц)****.
Фуна крепость в Долине приведений на Демерджи
Примечания
*. Вследствие того, что византиец Спандунис писал по-итальянски, он также известен под итальянским вариантом его имени — Теодоро Спандуньино (Theodoro Spandugnino); встречающаяся у многих авторов форма Спандуджино (Spandugino) явно ошибочна.
**. В оригинале mandò lo suo biglierbei. Тут Спандунис делает сразу несколько ошибок. Бейлербей — это титул правителя (наместника) бейлербейства, т. е. административно-территориальной единицы в Османской Турции. Посланный на завоевания Гедик Ахмед-паша был не бейлербеем, а великим визирем и командиром сухопутных и морских сил.
****. В 2001 году Унсёлд поместил на Интернет форуме сайта несколько писем относительно истории семьи баронов фон дер Лауниц. Наши попытки связаться с ним в 2012 году не увенчались успехом.
1. Spandungino T. De la origine deli imperatori Ottomani // Sathas C.N. Documents inédits relatifs à l’histoire de la Grèce au Moyen Âge. Paris, 1890. T. IX. P. 155. Автор благодарит Е. Кудрю за помощь в работе с этим источником. Недавний английский перевод сочинения Спандуниса очень приблизительно передает содержание источника (Spandounes T. On the Origin of the Ottoman Emperors / Transl. and ed. D.M. Nicol. Cambridge, 1997. P. 34).
2. Nicol D.M. Introduction // Там же. P. xvii.
4. Spandouyn Cantacasin T. Petit traicté de l’origine des Turcqz / Publié et annoté par Ch. Schefer. Paris, 1896. P. 37.
5. См. отрывок из оригинала письма в Vasiliev. P. 260, ft. 3. Русский перевод начала XX века не совсем верен (Колли Л.П. Документы о падении Каффы // ИТУАК. 1911. № 45. С. 17).
6. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымскою и Нагайскою ордами и с Турцией. Т. I // Сборник императорского русского исторического общества. СПб., 1884. Т. 41. С. 329.
8. Карамзин Н.М. История государства российского. СПб., 1845. Кн. III. Т. IX. Примечания к т. IX. Стб. 52, прим. 252.
9. Карамзин Н.М. История государства российского. СПб., 1842. Кн. II. Т. VI. Стб. 38; Там же. Примечания к т. VI. Стб. 20, прим. 105, 106, 107; ср. упоминания о «турьском после Кельмалбехе / Кѣмалбѣхе» в Софийская вторая летопись // ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. Вып. 2. Стб. 397, 405.
10. Карамзин Н.М. История государства российского. СПб., 1842. Кн. II. Т. VI. Стб. 70, 79, 90; Там же. Примечания к т. VI. Стб. 37, прим. 233—235; Стб. 45, прим. 298.
11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. СПб., 1894. Кн. I. Т. V. Гл. 2. Стб. 1645—1646, прим. 1.
12. Tomaschek W. Die Goten in Taurien. Wien, 1881. S. 54.
14. Там же; Bănescu. Contribution… P. 22; Славянско-молдавские летописи XV—XVI веков. М. 1976. С. 118.
16. Bănescu N. Contribution… P. 37.
18. Hoehne E. Die letzten Spuren der Goten // Monatsschrift für das deutsche Geistesleben. 1939. № 1. S. 362.
Кемаль-бей
Кемали (Qemali) Исмаил (25.2.1844, Влёра, — 1918, Париж), албанский политический и государственный деятель. Родился в богатой феодальной семье беев Влёры. Окончил греческую гимназию в Янине. После Младотурецкой революции 1908 делегат парламента (1908—12), один из лидеров партии «Ахрар» (основана в декабре 1908), представлявшей интересы феодально-компрадорских кругов Османской империи. Входил в состав албанских комитетов (на острове Корфу, основан в 1911. В Ницце, основан в начале 1912), претендовавших на руководство албанским национальным движением. После провозглашения независимости Албании (28 ноября 1912) возглавлял (до 22 января 1914) временное правительство. В 1914 эмигрировал.
(Kemal Tahir) (родился 1910, Стамбул), турецкий писатель. Выступал как журналист. За политические убеждения подвергался многолетнему заключению. Стихам К. Т. Присуща злободневность и политическая острота («Последняя сводка», 1941, и др.). Романы К. Т. «Глухая долина» (1955), «Сизый дым» (1957), «Пастбище семи чинар» (1958), «Деревенский горбун» (1959) и др. Рассказали о жизни Анатолии между двумя мировыми войнами. В цикле романов, включающих «Люди пленённого города» (1956, рус. Пер. 1961), «Узни..
Кемаль-бей, Кемали (Qemali) Исмаил (25.2.1844, Влёра, ‒ 1918, Париж), албанский политический и государственный деятель. Родился в богатой феодальной семье беев Влёры. Окончил греческую гимназию в Янине. После Младотурецкой революции 1908 делегат парламента (1908‒12), один из лидеров партии «Ахрар» (основана в декабре 1908), представлявшей интересы феодально-компрадорских кругов Османской империи. Входил в состав албанских комитетов (на острове Корфу, основан в 1911. В Ницце, основан в начале 191..
Дополнительный поиск Кемаль-бей