Кенотафы на дорогах что это
Кенотафы у дороги — дань памяти или ненужное напоминание?
Традиция устанавливать кенотафы на обочинах трасс вызывает множество споров. Одни считают это данью уважения погибшим, а другие — ненужным напоминанием о смерти, которое может спровоцировать новые аварии.
С юридической точки зрения, люди, которые устанавливают у дороги памятник погибшему в ДТП родственнику, ничего не нарушают. Поскольку кенотаф не предполагает захоронения на этом же месте, а насчет памятников в законе ничего не сказано. Поэтому часто у обочины можно увидеть не только скромные венки и кресты, но и целые стелы и инсталляции из автомобильных покрышек и прочих материалов. Однако, пытаясь увековечить память умершего, его близкие часто забывают о живых.
Когда появились первые придорожные кенотафы?
По мнению антропологов, первые кенотафы у дорог появились еще в глубокие советские времена — приблизительно в 1960-х годах. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что упоминания об этом встречаются в художественных произведениях того времени. Например, в фильме «Живет такой парень» (В.М. Шукшин, 1964 год) есть эпизод, где герои останавливаются рядом с придорожным обелиском, увенчанным красной звездой. И упоминается о том, что на этом месте погиб в аварии товарищ одного из них.
Как раз во времена «оттепели» люди стали обращаться к религии. Но, поскольку большинство имели о ней смутное представление, христианские традиции стали путать с языческими. Ведь это в язычестве существовало поверие, что иногда души умерших возвращаются на место своей смерти — поэтому на этих местах и устанавливали обелиски. Вероятно, с этим суеверием и связана традиция придорожных кенотафов. Но только родственники погибших стали устанавливать на местах катастроф памятники с христианской символикой. Церковь не одобряет эту практику, но к ней редко прислушиваются.
Надо сказать, не только в СССР были распространены обелиски на обочинах. Их также можно увидеть вдоль дорог Польши, Румынии и Греции. В России особенно много придорожных кенотафов стало появляться с начала 2000-х годов.
Чем вредят придорожные кенотафы?
Некоторые считают, что наличие памятников на местах аварий, на особо опасных участках дороги, должно служить напоминанием водителям — о том, чтобы вести машину аккуратно. Но это идет вразрез с человеческой психологией.
Во-первых, яркие цветы и необычные мемориальные стелы отвлекают внимание водителя от дороги. Во-вторых, доказано, что автовладельцы подсознательно стараются быстрее проехать место, где произошла трагедия, и наоборот увеличивают скорость. Наконец, многим просто неприятно каждый день по дороге на работу вспоминать о смерти, это вызывает отрицательные эмоции и тоже может сказаться на аккуратности вождения.
Поскольку обелиски устанавливают на проселочных дорогах, вблизи часто оказываются поселки или деревни. И жителям могут мешать родственники, которые приезжают к кенотафу, устраивают поминки и вообще шумят.
Почему кенотафы у дороги нельзя запретить законом?
Инициативы запретить памятники у обочин часто выдвигаются чиновниками разных регионов. Но они всегда натыкаются на пробелы в законодательстве.
По закону, нельзя устанавливать памятники в городе, в общественных местах: в парках, жилых зонах, на детских площадках и т.д. Но придорожная территория загородных трасс не является общественным местом и, фактически, никому не принадлежит. Поэтому нельзя вынести такой запрет.
Правда, закон и не защищает эти мемориальные сооружения. Поэтому кенотафы часто подвергаются атакам вандалов. Но это не пугает желающих запечатлеть память о трагедии в виде обелиска у дороги.
Придорожные кенотафы
Все автолюбители, которым хоть раз приходилось выезжать за пределы города, замечали установленные на обочинах проселочных дорог памятники: намогильные кресты, памятные таблички или одинокие венки, украшающие стволы деревьев и придорожные знаки. Каждый из них повествует о произошедшей на этом участке дороге трагедии и посвящен памяти жертвы или жертв случившейся автокатастрофы. Называются такого рода мемориалы придорожными кенотафами, по сути, представляя собой надгробия на символических могилах.
Хотя на постсоветском пространстве традиция сооружать вдоль дорог мемориалы жертвам ДТП появилась давно и сегодня широко распространена в большинстве стран бывшего СССР, у нее есть и немало противников. За последние десятилетия региональные и федеральные органы власти неоднократно выдвигали инициативы о запрете придорожных кенотафов. Почему?
Что такое придорожный кенотаф?
Кенотафом называют любой надгробный памятник без тела с гробом. Родные и близкие, потерявшие дорогого им человека в ДТП, устанавливают на месте аварии символический монумент в память о погибшем. Бытует заблуждение, что под придорожным мемориалом находится чья-то могила, однако это неверно. Захоронение тел в непредназначенных для этого местах, во-первых, противоречит федеральному законодательству, а, во-вторых, лишено смысла – рано или поздно могила будет обнаружена, а покойник перезахоронен на кладбище.
Установка придорожных кенотафов не разрешена законом, но и не противоречит ему, так как сам по себе такой памятник не является захоронением. Поэтому на обочинах ежегодно появляются десятки новых памятников: незамысловатые траурные венки, полноценные надгробия и обелиски, а иногда и самые причудливые композиции в виде сооружений из автомобильных шин, крестов с нанизанными на балку запчастями и гирлянд из CD-дисков. Разнообразие придорожных кенотафов давно интересует антропологов, которые усердно исследуют традиции символических мемориалов в разных регионах и отправляются в настоящие экспедиции, где они установлены.
Когда вдоль дорог стали ставить кенотафы?
В том или ином традиция придорожных кенотафов существует во многих странах по всему миру, но нигде не получила такого распространения как на территории Восточной Европы. Увидеть их можно не только на территории государств бывшего СССР, но и на греческих, румынских и польских дорогах. Но в то время, как заграницей памятники жертвам ДТП имеют довольно сдержанный и однообразный облик, в России они порой приобретают настолько диковинный вид, что напоминают не мемориал, а языческое капище.
Когда на постсоветском пространстве появился обычай устанавливать на обочинах автодорог кенотафы погибшим в автокатастрофах, с уверенностью сказать невозможно. Некоторые антропологи полагают, что уже в 1960-х в народном сознании существовало представление о таком явлении, приводя в пример фильм В.М. Шукшина «Живет такой парень» 1964 года. В одной из сцен картины товарищ главного героя рассказывает ему о трагической гибели их коллеги и демонстрирует поставленный у дороги памятник – обелиск, увенчанный звездой, где они останавливаются, чтобы отдать погибшему последнюю дань уважения. Наличие этого эпизода свидетельствуют о том, что идея придорожных мемориалов была уже хорошо знакома советской публике.
Со стремительным развитием автомобильной промышленности и ростом доступности автотранспорта придорожные кенотафы начали приобретать массовый характер. Сейчас встретить такой памятник можно почти на каждой автомобильной трассе, и большая их часть датируется началом 2000-х годов.
Почему кенотафы ставят на обочинах дорог?
Распространению традиции способствует отсутствие какого-либо регулирования придорожных кенотафов и правил обустройства территорий загородных автомобильных трасс вообще. В городах действует Закон о благоустройстве, который напрямую запрещает несанкционированное возведение памятников в общественных местах: парках, детских площадках, придомовых и прилегающих к промышленным предприятиям территориях. Однако обочины автомобильных трасс по сути являются «ничейной землей». Это, в свою очередь, значит, во-первых, что за установку кенотафа рядом с дорогой невозможно никого наказать, а во-вторых, вандалы, уничтожающие или расхищающие эти мемориалы, никакой ответственности за свои поступки не понесут. С юридической точки зрения придорожных кенотафов не существует.
Следует также принять во внимание и тот факт, что придорожные кенотафы приобрели настолько массовый характер, что их изготовление было коммерциализированно ритуальным бизнесом. Многие похоронные службы предлагают возведение и оформление мемориалов на местах ДТП и автокатастроф как отдельную услугу. А если такую услугу можно приобрести в открытую, разве может она являться противозаконной?
Кому и чем мешают кенотафы?
У традиции возведения кенотафов на обочинах дорог существует немало противников с весьма весомыми доводами против такой практики. Многие ошибочно считают, что вид траурного венка или намогильного креста напомнит водителям об опасности ДТП на опасной участке и заставит снизить скорость, однако на деле это производит обратный эффект: яркие цветы или необычный дизайн памятника только отвлекает внимание водителя от дороги. Кроме того, некоторые автолюбители автоматически превышают скорость, пытаясь поскорее проехать место случившейся трагедии.
Следует учитывать и отношение как водителей автотранспорта, так и местного населения к надгробиям за пределами кладбища. Большинство людей предпочитает рассматривать надгробия на кладбищах в подходящее для них время, а не ежедневно и в принудительном порядке. Постоянное напоминание о смерти создает дискомфортную обстановку на дороге и нередко служит поводом для раздражения. А отрицательные эмоции – последнее, в чем нуждаются владельцы транспорта повышенной опасности.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Придорожные кенотафы в России
Вдоль любой проселочной дороги наши соотечественники могут видеть венки и памятные таблички – иногда на колышках, иногда на ветвях деревьев – в городской черте они тоже есть, но их относительно немного. Это придорожные кенотафы, памятники жертвам ДТП. Кенотаф как таковой – это надгробие без могилы, то есть мемориал человеку, который похоронен где-то в другом месте. В последние годы региональные и федеральные власти выдвигают множество запретительных инициатив в отношении придорожных кенотафов – это хороший повод разобраться в том, чем они являются, зачем существуют и кому мешают.
Что такое придорожный кенотаф
Несколько огрубляя, можно сказать, что придорожный кенотаф – это памятник без захоронения, сооруженный на обочине дороги друзьями или родственниками жертвы ДТП. На всякий случай отметим: некоторые люди все еще полагают, что под придорожными мемориалами есть могилы, а в этих могилах лежат мертвецы, но это не так: подобное захоронение по закону осуществить невозможно, а незаконное захоронение было бы быстро пресечено.
Придорожный кенотаф может быть всего-навсего венком, приставленным к стволу дерева, но может быть и целым обелиском, надгробием с фотографией умершего и датой катастрофы, а может оказаться и напоминающей языческое капище причудливого вида самоделкой из автомобильных шин, бамперов и других автозапчастей, приправленных иконами, венками и CD-дисками с песнями группы «Воровайки». Отечественные антропологи, исследующие феномен придорожных памятников, пишут об этих, а также многих даже более удивительных вещах.
На всякий случай отметим, что венки и кресты на обочине можно встретить во многих странах Европы – как минимум, Восточной: они в изобилии встречаются на дорогах Украины, Белоруссии, Румынии, Греции, Польши, Литвы и т.д. Однако отнюдь не везде они имеют тенденцию приобретать такой гротескный вид, как у нас.
Сегодня, в 2019 году, уже нелегко сказать, когда именно на территории стран СССР возникла традиция сооружать вдоль дорог памятники жертвам ДТП, однако, например, в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», вышедшего на экраны в 1964, есть сцена, где герои останавливаются у одного из таких мемориалов и выражают почтение. Раз эта сцена была понятна современникам, то мы можем резонно предположить, что в массовом сознании жителей СССР 1960-х уже было закреплено представление о таком явлении. Однако несмотря на то, что традиции уже больше полувека, массовый характер она приобрела уже в перестроечные и последующие годы. Согласно исследованиям российских антропологов, из имеющихся на настоящий момент придорожных мемориалов большая часть возведена в 2000-е годы.
Почему кенотафы ставят вдоль дорог
Антрополог Анна Соколова и этнограф Евгений Софронов связывают это с тем, что в 1990-е и 2000-е во всех странах бывшего СССР наблюдался подъем духовных поисков, которые зачастую приводили людей не только в мировые религии, но и в секты, а также к изобретению альтернативных «народных» духовных практик, связанных с теми или иными религиями, но официально никакого отношения к ним не имевших. Так, в зависимости от региона, в РФ можно встретить придорожные кенотафы и с крестами, и с полумесяцами, хотя ни к христианству, ни к исламу эту традиция никакого отношения не имеет. Более того, как утверждают сами священнослужители, представление о том, что душа мертвого живет (или время от времени возвращается) на месте смерти, восходит к голливудским фильмам о призраках, а не к каким бы то ни было реальным религиозным догматам доминирующих ныне религий.
Единственная причина, по которой кенотафы устанавливают вдоль дороги, но не устанавливают на заводах, тротуарах или детских площадках – это то, что обочина пригородной трассы многими воспринимается как «ничейная» земля. Тот факт, что венки и памятные таблички могут провисеть на ветвях дерева десяток лет, как будто подтверждает это предположение. Более того: некоторые региональные поставщики ритуальных услуг и сопутствующих товаров нередко прямо предлагают сооружение придорожного мемориала как некоторую отдельную опцию, что позволяет сделать вывод: явление достигло в РФ такого масштаба, что изготовление именно придорожных памятников уже оформилось в целое самостоятельное направление коммерции. И потом: разве факт того, что в последние годы местные и центральные органы власти пытаются запретить придорожные мемориалы, сам по себе не доказывает, что всё это время они не были запрещены, а, следовательно, были разрешены?
В действительности все несколько сложнее. Говоря коротко, возведение придорожных кенотафов попросту никогда не было урегулировано законодательством РФ – и пока что таким и остается. Это значит, что на сам факт их возведения нет юридического запрета, однако и для их сохранения никакой правовой базы не существует. Иными словами, за установку венка или креста на обочине вас никто не накажет, но если местные жители их снесут или украдут, то и они никакой ответственности не понесут. То же самое касается случаев, когда коммунальщики уничтожают кенотафы, мешающие расширению дорог, прокладке коммуникаций или установке дорожных знаков: они имеют на это полное право, так как юридически этих памятников вообще не существует.
Кому и чем мешают кенотафы
Как нетрудно догадаться, существует множество доводов против установки траурных мемориалов на обочинах дорог. Во-первых, они отвлекают внимание водителей, так как многие из них – яркие и бросаются в глаза. Вопреки распространенному убеждению, венки и кресты на опасных участках трасс вовсе не способствуют тому, что проезжающие мимо водители якобы сбрасывали скорость и начинали вести автомобиль осторожнее. Соцопросы показывают, что большинство людей, увидев придорожный кенотаф, никаких действий не предпринимает, а некоторые отмечают, что их кенотафы просто раздражают. Это подводит нас к следующему аргументу: кенотафы создают дискомфортную атмосферу на дороге – далеко не каждому хочется через каждые две минуты видеть надгробия и другие напоминания о смерти, а дорожное движение в РФ, как известного, и без того вещь весьма стрессовая. В третьих и в-главных, устанавливая придорожные кенотафы, мало кто интересуется мнением жителей окрестных деревень и дачных поселков: а хотят ли они жить на кладбище?
Большинство людей предпочитает разглядывать надгробия в строго определенное время в специальном месте, а не видеть их из окна постоянно и в принудительном порядке. Что хуже, в РФ существует традиция устраивать ежегодные паломничества к придорожным кенотафам друзей и родных, что для местных жителей превращается в ежегодные поминальные вечеринки в непосредственной близости. Что еще хуже, у водителей существует традиция сигналить, проезжая мимо кенотафа, как бы выражая скорбь по усопшему. Если сложить все это вместе, то становится ясно, что жизнь в деревне вблизи опасного поворота федеральной трассы – и без того вряд ли радужная – благодаря придорожным кенотафам становится еще более стрессовой.
Возможно, вам будет интересно:
Придорожные кенотафы в России
В Ленинградской области, как и в других регионах России можно встретить на обочинах дорог памятки о недавно случившихся ДТП. Как правило, это ритуальные венки или другие знаки, закреплённые на столбах, деревьях или установленные на специально подобранных колышках. Такого рода мемориалы называются придорожными кенотафами, поскольку сами жертвы дорожных аварий захоронены, как водится, на кладбищах.
Отношение к таким мемориалам неоднозначное. Родственники и близкие погибших у такого рода кенотафов поминают дорогих им людей. Законодательные органы различных уровней выступают против подобного рода увековечивания памяти усопших. Подробнее о самих придорожных кенотафах и вопросах с ними связанных далее в статье.
Что такое придорожный кенотаф
По сути кенотаф – это памятник без упокоенного. Придорожный кенотаф, соответственно, мемориал, установленный по краю дороги. Неверно предполагать, что под памятником действительно захоронена жертва ДТП. Это противоречит законодательству и за подобные участникам похорон грозило бы уголовное наказание. А тело всё равно в дальнейшем было бы перезахоронено на погосте.
В отношении же самого памятника ПОКА нет никаких запретов. Потому кенотафом может служить покрышка с надписью краской-эмалью, закреплённый на дереве траурный венок и даже типовой обелиск, который устанавливают на кладбище. Встречаются и более причудливые варианты. Например, гора обломков от автомобиля, икона в окружении СД-дисков или другие мемориалы, более напоминающие языческие капища. Для отечественных антропологов придорожные кенотафы являются ещё одной темой для изучения.
Интересно! Во многих странах Европы придорожные кенотафы имеют вид похоронного венка или христианского креста. Использование деталей автомобилей и прочих технических конструкций характерно именно для российских дорог.
Традиция установления придорожных кенотафов
Невозможно указать точное время возникновения традиции устанавливать кенотафы погибшим в ДТП вдоль дорог. Стоит отметить, что в появившемся на телеэкранах фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» (1964 год) уже имеется сцена, где главные герои останавливаются у подобной памятки и поминают погибшего. Поскольку для зрителей был вполне понятен данный эпизод, следует предположить, что обычай сооружать кенотафы на автомобильных трассах уже в то время был повсеместным.
Связано ли это с дефицитом машин в советское время или со стремительным развитием автопрома в нулевых, но именно в наступившем тысячелетии явление приобрело массовый характер. Ныне практически на каждой трассе федерального назначения можно встретить придорожный кенотаф, а то и не один. И большая часть из них датируется периодом наступления нового века.
Духовная составляющая
С падением коммунистического режима бывшие советские люди начали искать утешение в религии. При этом конфессия сама по себе была не важна. Что христианство, что ислам, что иудаизм или буддизм подавались в несколько искажённой форме, ведь традиционные каноны искоренялись многие десятилетия до этого. Духовные поиски приводили к изобретению альтернативных «народных» практик.
Установление кенотафа на месте гибели близкого было сродни почитанию умерших в язычестве. Ведь это в Древнем Риме считали, что душа сражённого на поле боя и захороненного в братской могиле будет скитаться по миру неприкаянной до тех пор, пока родственники не воздвигнут ей мемориал. Тогда усопший обретёт место последнего упокоения и больше не будет тревожить живых. Священнослужители нынешних монотеистических религий отрицают блуждание души близ места её смерти. Все подобные представления взяты скорее из литературы-нуар и голливудских фильмов, а никак не из догматов веры.
Почему кенотафы ставят вдоль дорог
Российский менталитет во многом построен на поговорке: «что не запрещено – то разрешено». Это касается как установки придорожных кенотафов, так и выбора их формата. Так, на детских площадках, территориях придомовых или прилегающих к промышленным предприятиям действует Закон о благоустройстве, прямо или косвенно запрещающий сооружение памятников. В отношении же «ничейной земли» вдоль автомобильных трасс никакие нормативные акты не введены. Правда, существуют попытки ограничить подобную «самодеятельность» на региональном уровне. Но разве это не свидетельствует о том, что ранее установка кенотафа не запрещалась? Парадоксальность выводов, тем не менее, оправдывает действия родственников почивших.
Водружение кенотафов вдоль дорог приобрело настолько массовый характер, что отдельные ритуальные службы даже предлагают соответствующую услугу. Каркас траурного венка заведомо создаётся таким образом, чтобы его было легче крепить на столбы или деревья. Согласитесь, если бы подобный сервис не был востребован, то в похоронной отрасли не возникло бы целое коммерческое направление.
Как обстоят дела на самом деле? Отсутствие законодательных норм в отношении кенотафов совсем не означает вседозволенность в данном вопросе. Просто пока ещё данный момент не урегулирован или законопроект находится на стадии обсуждения. Также как нет запрета на возведение придорожных мемориалов, на данный момент нет и правовой базы для их сохранения. То есть, за кражу местным населением или за снесение региональными властями придорожного мемориала никто не понесёт никакого наказания. А уж если коммунальные службы при прокладке теплотрасс или дорожные службы при расширении трассы уничтожат установленные кенотафы, то и претензии по сути будет предъявлять некому. Ведь официально мемориала на этом месте не существовало.
Кому и чем мешают кенотафы
Рядовому обывателю может показаться надуманной шумиха, поднятая вокруг дорожных кенотафов. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Какие отрицательные факторы сопровождают установку мемориальных досок или траурных венков вдоль обочины?
Отвлекают внимание. Не секрет, что часть мемориалов заведомо выполняется в ярких красках или необычном дизайне. Таким образом данные сооружения пусть на некоторое внимание, но отвлекают внимание водителя от ситуации на дороге.
Обратная реакция. Установщики кенотафов руководствуются вполне рациональным убеждением, что водители, увидев памятный знак, снизят скорость на опасном участке дороги. В действительности же происходит обратная реакция – шофёры, наоборот, стремятся поскорее преодолеть место прошлой аварии и автоматически превышают скорость.
Деструктивное влияние. Езда по местности с установленными кенотафами сродни вынужденной прогулке по кладбищу. Обычного человека вид, пусть и мнимых, надгробий ввергает в депрессию и нередко служит поводом для раздражения. Как следствие – водитель начинает испытывать дополнительный стресс и совершает ряд необдуманных ошибок.
Мнение местных жителей. Как правило, родственники погибших проживают в другом районе и потому мало интересуются мнением людей, вынужденных жить вдоль трассы. А вот местное население отнюдь не прельщает житие на импровизированном погосте, с памятниками на каждом километре трассы.
Ежегодные паломничества. Боль потери от гибели близкого порой не утихает и через несколько лет. Всё это время родные почившего поминают дорогого им человека на кладбище и близ кенотафа. Возле имитации надгробия собирается небольшая толпа, произносит похоронные речи, устраивает застолья. Продолжается это несколько часов. Если на трассе установлен ряд надгробий или в аварии погибло несколько человек, то подобные торжества устраиваются чуть не каждый месяц. Слышать с такой периодичностью поминальные речи и голошения местным жителям явно не по душе.
Традиция сигналить. Ну и самый неприятный для жителей округи обычай – это воспроизведение сигнального гудка машинами, проезжающими мимо кенотафа. Если мемориал установлен вдали от жилья, то с этим ещё как-то можно смириться. Если же дорога пролегает через населённый пункт, да ещё и имеет оживлённое движение, то подобная какофония становится воистину народным бедствием.
Возможно, вам будет интересно:
Могила без мертвеца
В России вдоль трасс стоят тысячи памятников погибшим в ДТП. Опасные участки дороги как будто дополнительно помечены пятнышками искусственных цветов и крестами. Вы видите их каждый раз по дороге на дачу. Это кенотафы: пустые могилы. Когда их начали сооружать? Зачем это делают? Как правильно установить кенотаф и можно ли? Мы отправили Нину Абросимову вдоль трассы, чтобы она узнала историю хотя бы одного памятника.
Второй час я иду по дороге А-104, которая ведёт к моему городу. На резких поворотах регулярно разбиваются люди, поэтому я знаю, что тут много кенотафов. Я никогда не рассматривала их, хотя отчим всегда непроизвольно снижал скорость. Но сейчас я не пропущу ни одного, потому что иду пешком. Мне сигналят и предлагают подвезти, а я просто иду от одного кенотафа до другого, фотографирую их и списываю имена и фамилии погибших. После нахожу в соцсетях телефоны их родственников, звоню и договариваюсь о встрече в том же районе.
Кенотаф — это стационарный памятник на том месте, где нет захоронения. Условно все кенотафы можно поделить на несколько групп:
— искусственные цветы, венок или несколько венков на столбе или дереве;
— железный или деревянный крест на обочине;
— памятник, установленный на обочине;
— полноценный мемориал;
— части автомобиля типа руля и колёс.
Я видела их все — жёлтые выцветшие цветы, классический венок с лентами, памятник со скамейкой и оградкой, покрышки и даже надпись, выложенную крупными белыми камнями на холме: «СЕРЁГА, МЫ ТЕБЯ ПОМНИМ».
Антрополог Анна Соколова, которая вывела эту классификацию, говорит, что родственники чаще всего стремятся воспроизвести могилу: «В каждой стране кенотафы отражают практики с кладбища: по ним сразу видно, православная ли это страна или католическая. В Греции это специфичные домики. В России — бурлеск искусственных цветов и кресты. Россия — нищенская страна, поэтому искусственные цветы популярнее всего». К ним же, по традиции, прикладывают конфеты, сигареты и алкоголь.
Сейчас появилось больше доступных материалов, но у людей уже нет желания сооружать что-то оригинальное. А в самом начале памятники были очень причудливыми, например снеговики из шин, которые вспоминает Соколова. Их массовая установка началась на рубеже 80–90-х. Это связано с всплеском автомобилизации: больше машин — больше аварий.
Кенотаф — попытка законсервировать боль, оставить её где-то далеко, на том самом месте, где произошла трагедия. «А зачем, когда человек умирает неожиданной и неправильной смертью, родные его комнату сохраняют в нетронутом виде многие годы? Они сами не могут объяснить», — говорит Соколова. У такого рода памятников очень жёсткая социальная прагматика. И памятник ставится только жертве. «Если человек шёл пьяный, бросился под колёса грузовика и умер — памятник не появится, — добавляет Соколова. — Кенотаф появляется только тогда, когда погиб невиновный».
Со Светланой Ковалёвой мы встречаемся через полтора часа после того, как я нашла в елях на обочине большой ухоженный мемориал с оградой и крестом. Мы сидим на остановке, её муж и дочь гуляют неподалёку, а она рассказывает, как больше двадцати лет назад её жениха вместе с другими тремя кремлёвскими курсантами сжёг другой водитель. Две машины столкнулись лоб в лоб, четверо парней оказались без сознания, и нетрезвый мужчина почему-то решил облить их бензином, сжечь и скрыться с места. Столб дыма заметили, водителя поймали, но здоровые крепкие парни превратились в гору пепла.
Через несколько недель после аварии родители насыпали искусственный холм и поставили памятник, друзья и Светлана — украсили. Похоронили курсантов порознь: кого-то в Москве, кого-то в Дубне, поэтому родственники чаще предпочитают добраться сюда. «Там рядом кладбище, где они похоронены относительно. Мне не нравится туда ходить. Всё-таки они практически дотла сгорели, а пепел остался на дороге. Куда мне ещё ходить?» — спрашивает Светлана. Кенотаф она видит каждый день по два раза: по дороге на работу и по дороге с работы. Говорит, что «сейчас уже затихает, смотришь по-другому».
Обычно люди, живущие в том районе, знают, какая история стоит за кенотафом. Анна Соколова считает, что они часто могут рассказать о памятниках, которые находятся за несколько сотен километров. Местное сообщество в России не так сильно, но оно работает. Соколова рассказывает, что все люди, живущие на расстоянии 10–15 километров от обнаруженного ею небольшого венка на столбе в деревне, знали о том, что там сбили маленького ребёнка пятнадцать лет назад. «Хотя казалось бы: висит два цветка», — добавляет она. Светлана говорит, что к их памятнику регулярно ездят люди: «Если свадьбы где-то рядом проходят, то у памятника останавливаются, возлагают цветы. Кто-то ездит к монументам погибшим в войну, кто-то к нам. Это дань уважения. Кто местные — все знают».
В Америке и Австралии памятники часто устанавливают люди, связанные с движением типа «Матери против пьяных водителей». Это сигнал: мол, мы помним, что пьяные водители — это плохо, и мы бы не хотели, чтобы это произошло ещё раз. Они, опять же, акцентируют внимание на несправедливости произошедшего. Соколова рассказывает, что в некоторых штатах, например в Техасе и Канзасе, это поддерживает власть. Они выпускают типовые кресты, которые устанавливают родственники по согласованию с владельцами, на чьей территории произошёл инцидент. Считается, что такие памятники заставляют водителей снижать скорость. В Канаде, чтобы проверить это, даже установили фейковый кенотаф и подтвердили, что мемориалы способствуют повышению дисциплины водителей. Росавтодор же считает, что «большое количество незаконно установленных вдоль дорог объектов, безусловно, может отвлекать внимание водителей от управления транспортными средствами и привести к аварии».
Кенотафы вообще много кому не нравятся. Об этом регулярно сообщают депутаты разного уровня. В 2015 году, например, один из них назвал кенотафы «могилами-обманками» и вместе с группой внёс законопроект о запрете установки каких-либо памятников. Чиновникам не нравится в том числе то, что искусственные цветы, например, быстро теряют красивый вид и их впоследствии никто не убирает. Запрет установки кенотафов также обсуждали в законодательных собраниях Татарстана, Тверской, Тульской, Свердловской, Ленинградской, Еврейской автономной и Челябинской областей, а также Кабардино-Балкарии.
Иногда местные службы сами устраивают рейды по зачистке обочин, но всё-таки обычно это связано с проведением дорожно-ремонтных работ. Как замечает Соколова, «дорожные рабочие щепетильны к таким вещам, поэтому они переносят, а не уничтожают памятники. Они воспринимают кенотафы как места со сложной историей».
В России считается, что кенотафы стоят на ничьей земле. Светлана, которая работает в ГИБДД, говорит, что ей ужасно не понравится, если кенотаф внезапно уберут, но их кенотаф устроен по всем правилам и стоит не на проезжей части. «Если кто культурно делает — их не трогают. Зимой дороги чистят, но сносят только те памятники, которые не вынесены за обочину».
Росавтодор, отвечающий почти за все федеральные дороги, сообщил «Батеньке», что ведомство не обсуждает легитимацию установки памятников жертвам ДТП родственниками пострадавших. На данный момент размещение тех или иных объектов возможно только с разрешения Федерального дорожного агентства, а кенотафы — вне закона. Поэтому Росавтодор оставляет за собой право убирать данные конструкции. В письме также сказано, что подведомственные Росавтодору региональные учреждения, в чьём оперативном управлении находятся участки федеральных трасс, убирают подобные памятники в рамках работ по содержанию вверенных дорог, и предупреждать родственников при этом «не представляется возможным».
Но попытаться зарегистрировать кенотаф всё равно можно. В том случае, если вы решили поставить памятник, помните, что его действительно лучше установить на расстоянии более одного метра от дороги. Оформить же его можно так, чтобы он не требовал ухода: например, ограничиться декоративными элементами типа ограды и не использовать для украшения искусственные цветы, которые потеряют свой вид уже через несколько месяцев.