Кентавр в пензе что означает
Вся правда о пензенском Кентавре. Ответ автора
Необыкновенно живой интерес вызвала у пензенцев скульптура Кентавра, установленная на днях на Фонтанной площади. Вчера в ночи нам удалось пообщаться с создателем скульптуры Юрием Ткаченко.
Юрий — не только скульптор, но и доцент Пензенского строительного университета архитектуры и строительства, а также организатор и вдохновитель международных скульптурных симпозиумов, да к тому же заслуженный художник РФ.
Мастер рассказал о том, что был просто удивлённая и потрясен таким откликом на его творение. Ведь скульптура была не просто плодом творческого порыва человека, очень любящего свой родной город и свою работу, но также и результатом многочисленных согласований в соответствующих органах, то есть объектом были пройдены все установленные законом процедуры для того чтобы быть представленным именно в том месте, в котором он сейчас находится.
Итак, ответ художника всем возмущенным и не понятливым гражданам следующий:
«Скульптура Кентавр — это образ, который открыт миру и для мира, он полон любви, счастья и доброты, и готов обнять всё и вся, поделиться радостью жизни со всеми.
Этой скульптурой мы говорим зрителю: «жизнь прекрасна» и «счастье вокруг нас» через его лучезарную улыбку, его обнимающий жест и открытое «окно души». В это окно, в эту распахнутую душу может заглянуть каждый житель нашего города и его гости, тот чьи струны души «зазвучали» в ответ на этот визуальный образ радости и оптимизма».
О назначении арт-объекта художник также дал свои разъяснения:
— С Кентавром можно делать яркие запоминающиеся селфи, и групповые фото, можно ответить своим объятием на ее обнимающий жест, можно дружески его похлопать, даже сесть на него.
Что же являет собой этот объект?
Несомненно, данная скульптура носит пионерский, в какой-то степени, исследовательский и экспериментальный характер, и автор это признает. По его словам, одной из задач проекта было за счет внесения в городскую среду нового позитивного визуального образа поменять отношение горожанина к городским пространствам и парковым рекреационным зонам.
Эта скульптура, являясь частью public art, т.е. искусства в общественном пространстве, где не только решаются задачи художественного самовыражения, но и задачи актуальной социальной проблематики, диалога между художником и зрителем о том, что такое современное искусство в городском пространстве и как оно должно выглядеть.
Потому то автор скульптуры Юрий Ткаченко и Марат Каскеев (архитектор, архитектурное бюро «Март»), говорят нам:
Сегодня в 15.00 рядом со скульптурой состоится брифинг, посвященный ее открытию. Приходите, и задайте свои вопросы автору проекта и главному архитектору региона Леониду Иоффе.
«С головой Навального и улыбкой Гагарина». Пензенцы спорят о кентавре – новом арт-объекте на Фонтанной площади
В центре Пензы власти установили ко Дню города скульптуру кентавра с отверстием в груди и развернутым торсом. Арт-объект сразу же вызвал дискуссию среди горожан: одни считают его современным и авангардным, другие не понимают, что хотел сказать автор, и возмущаются, что власти не посоветовались с жителями, третьи смеются, что внимание к кентавру уже затмило интерес к выборам губернатора 13 сентября. А один из пабликов нашел в чертах лица кентавра сходство с Навальным. Подробности – в обзоре «7х7».
Как появился кентавр. И почему кентавр?
Скульптуру у фонтана в центре Пензы мэрия решила установить около года назад. Изготовить ее попросили известного пензенского скульптора Юрия Ткаченко.
Юрий Ткаченко – заслуженный художник РФ, арт-директор скульптурного парка «Легенда» под открытом небом, расположенного под Пензой в арт-комплексе «Чистые пруды». Он — автор скульптуры театрального деятеля Всеволода Мейерхольда в центре Пензы и 12 призов для разных мероприятий. Среди них — приз гильдии кинооператоров «Белый квадрат» для Анны Михалковой и «Золотой Орфей» для Фёдора Бондарчука.
Он рассказал «7х7», что к нему обратились местные архитекторы из администрации и попросили что-то придумать. Итоговый эскиз кентавра утвердил градостроительный совет Пензы.
– Они [чиновники] не знали, что хотят, – пояснил Юрий Ткаченко. – Я разработал четыре эскиза на разные темы. Они прошли более 14 градостроительных советов, в итоге выбрали кентавра. Оценка была очень строгой и профессиональной – вплоть до того, как [у кентавра] торчат пальцы.
Юрий Ткаченко, автор скульптуры кентавра. Фото из личного архива
Объект должен был символизировать современного архитектора. На боку кентавра выгравирована надпись на латыни: «Аллегория архитектуры». Среди других вариантов арт-объекта был архитектор, у которого из рук «высыпается» город, гранитный айсберг с фигурой архитектора и архитектор, проходящий сквозь стену, – как символ того, что на него давят с одной стороны начальство, а с другой – город и общественность. Эти варианты, по словам Ткаченко, на градсоветах называли «слишком буквальными». Кентавр, поясняет он, более поэтичная и иносказательная скульптура, в ней больше смыслов.
При разработке эскиза арт-объекта для площади в центре Пензы автор учитывал восход и закат солнца, тени, трафик людей и другие факторы.
Скульптуру установили за счет средств городского бюджета в рамках комплексной реконструкции Фонтанной площади в центре Пензы. Также, по данным источников «7х7», часть средств выделили Сбербанк и банк «Возрождение». На малые архитектурные формы в смете было заложено более 21 млн руб. Какая часть из них была потрачена на кентавра, пока выяснить не удалось. И сам скульптор, и некоторые члены градсовета, утверждавшие проект, назвать сумму отказались. Редакция «7х7» отправила запрос в мэрию. При этом Юрий Ткаченко сообщил, что еще не получил деньги за свою работу.
Юрий Ткаченко пояснил «7х7», что отверстие в груди кентавра – это распахнутая душа. Кентавр словно готов принять в объятия каждого и весь окружающий мир.
– Это скульптура в жанре паблик-арт – искусство для публики, для площадей и открытых зон в городах, – пояснил автор. – Я видел подобные вещи в разных странах и постарался воплотить свой жизненный опыт: что есть человек в этом мире. Это человек-творец — и в то же время кентавр.
«Кентавру быть»: мнения за
Арт-объект вызвал общественную дискуссию: мнения людей разделились.
Местный редактор, издатель и фотограф Юрий Болотин опубликовал пост в поддержку скульптуры кентавра со ссылкой на необычные памятники Праги.
Журналист Алексей Игошин привел семь доводов, почему кентавр – «гениальная скульптура». Среди них – профессиональный статус автора скульптуры, анатомические особенности кентавра (наличие яиц), надписи на латыни и «загадка дыры», которая «экономит не менее 10 кг бронзы». Улыбка Юрия Гагарина, по мнению Игошина, делает скульптуру «патриотичной» и «скрепоносной».
Юрий Ткаченко подтвердил, что брал за образец улыбку Гагарина, так как заказ был – сделать «лучезарный образ». Также он сравнивал и изучал улыбки известных актеров и звезд Голливуда. А что касается сходства с Навальным, то, по словам автора скульптуры, каждый находит в кентавре что-то свое и он не удивится, даже если кто-то рассмотрит в нем Сталина в молодости.
Градозащитник, координатор фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» Михаил Кириков сказал «7х7», что кентавру не хватает копилки для донатов внутри «души»:
– Кентавру быть. Но надо непременно поместить в отверстие тела кентавра копилку для сбора средств на восстановление исторических зданий, в частности деревянных. Дабы не перепутать раскрытую душу с дырявой.
Директор архитектурного бюро «МАРТ», член градостроительного совета Пензы Марат Каскеев в разговоре с корреспондентом «7х7» сказал, что через полгода в телефоне каждого пензенца будет фотография с кентавром. Он предупредил, что является заинтересованным лицом как автор концепции новой Фонтанной площади Пензы и одобрял арт-объект.
В День города кентавр пользовался популярностью. Фото Екатерины Малышевой
– Мне эта работа нравится, я голосовал за. Это арт-объект неожиданный, интересный, классный, современный, – сказал он «7х7». – Два-три дня хожу на площадь и вижу, что он пользуется популярностью. Я не хотел там очевидных вещей типа садовых гномов или купающихся нимф. Фонтанная площадь – для отдыха, мы дали новую жизнь этому маленькому скверику и разбавили общественное пространство с детской площадкой, выставочной зоной и арт-объектами. Она не закончена, здесь будет появляться еще много нового.
По его словам, кентавр обсуждали не на 14, как «образно сказал» Ткаченко, а на трех заседаниях градсовета (Ткаченко настаивает, что было более 14 согласований с градсоветом: не только в формате заседаний, но и просто встреч с членами совета). Два раза восковую модель показывали мэру Андрею Лузгину и один раз — губернатору Ивану Белозерцеву.
В День города мэр Пензы Андрей Лузгин постил в своем Instagram фотографии новой Фонтанной площади, но фото кентавра среди них не было. Губернатор Иван Белозерцев также не выкладывал фотографии нового арт-объекта, но делал посты о реконструкции других зон ко Дню города.
Другой член градостроительного совета Пензы, независимый архитектор Александр Бреусов, пояснил, почему тоже поддержал скульптуру кентавра:
– Нам в городе нужны такие скульптуры: не усредненные и похожие друг на друга, а именно авторские работы. Здесь он [автор] выразил себя, это некий символ для нас, архитекторов, символ архитектуры. Люди тоже проголосовали за: я только оттуда [с Фонтанной площади, речь про вечер 5 сентября]: толпа народа, улыбки на лицах. Он [кентавр] блестящий, его уже так отполировали – люди садятся [на него] и фотографируются. Я в первый раз вижу такую реакцию у людей на скульптуру, положительную. Это значит, у Ткаченко получилось то, что он хотел.
Что задумал архитектор,
В чем посыл в народ?
Что у нас все через попу,
Не наоборот?
Это в прошлом воспевали
Девушек с веслом
Или тех, кто воевали,
Строил Пензу-дом.
Пусть живет сия скульптура,
К радости людей,
Процветает пусть культура
Да кентавр с ней!
Отрывок из стихотворения пензенской поэтессы Бурлюши
«С высоты детского роста — трындец»: мнения против
Издатель журнала «Сура», литератор и музыкант Борис Шигин считает, что настоящее искусство объяснений не требует.
«Сам образ, аллегория или метафора должны говорить сами за себя! Все другое – для междусобойчика. А мы ведь хотим для полумиллионного города! Значит, хотя бы доминанта должна быть понятна без комментария автора», – написал он на своей странице в соцсети и возмутился, почему власти не посоветовались с народом и установила объект на центральной площади.
По мнению градозащитника Станислава Блинова, кентавр условно поделил горожан на тех, кто понимает и кто не понимает искусство.
– Этим арт-объектом [власти и авторы проекта] нам как бы говорят: «Вы все быдло, которое не понимает искусства, а мы элита. Вам нужны стандартные фигурки котов, а мы сделали креатив». Вот только креатив сделан на бюджетные деньги, на деньги презираемого народа. Я считаю, что этот объект фиксирует очень опасную ситуацию: теперь в городе можно поставить любую помойку, назвав это «креативным арт-объектом». На любую критику можно ответить, что это «супрематизм», «авангардизм» и «глубокая идея», которая доступна лишь избранным. Дыра в груди кентавра – это ворота в ад «современного искусства».
Фото Екатерины Малышевой
В паблике «Сурский круг» 90% человек проголосовали против скульптуры, в опросе приняли участие 1300 человек.
Многих пензенцев, помимо прочего, смущает откровенность скульптуры, они обращают внимание, что в первоначальных эскизах «половых деталей» не было.
«Если смотреть с высоты детского роста – эта скульптура вообще трындец», – написала одна из пользовательниц.
Психолог Лариса Блинова:
– В нынешнем виде Фонтанная площадь является слишком открытым пространством, находящимся в постоянном движении: нет защитного озеленения вдоль дорог, вокруг снует транспорт, перемещается людской поток, прямо на тротуаре вздымаются струи воды, раскачиваются качели. Все это скорее возбуждает, а не гармонизирует городского жителя. Арт-объект [кентавр], стоящий посреди площади, задумывался, судя по объяснениям автора, как повод для философской дискуссии. Но место и форма выбраны не подходящими для этого. В общественном городском пространстве арт-объект должен вызывать положительный эмоциональный отклик, быть понятным, чтобы объединять людей разного возраста, нести определенную информацию, вызывать интерес. Для этого наше восприятие должно опираться на знакомые образы. В данном случае арт-объект настолько неоднозначен, что вряд ли выполняет свою социальную функцию.
Кто и почему составил петицию
2 сентября пензенский художник, автор граффити с врачом-ангелом и великаном Алексей Февралёв опубликовал петицию за снос кентавра. На момент публикации этого обзора под ней подписалось более 500 человек.
По мнению Февралёва, скульптура оскорбляет эстетические чувства граждан, в ней нет гармонии, композиции и пластики. Авторы кентавра, считает художник, потеряли связь с реальностью.
«Кентавр сам по себе уже мутант, а тут еще и мутант-урод. Остается нам, простым работягам, понять, что же хотел донести до нас автор сего шедевра, что за тьма и масонский заговор творились у него в голове?»
Петиция против кентавра
Автор петиции также высказал претензии к поднятому хвосту, анатомии лошадиных ног, развернутому торсу и большой дыре в груди. Он напомнил, что конь символизирует народ и то, как он выглядит, передает отношение авторов к народу. Скульптура кентавра, по словам Февралёва, – иллюстрация отсутствия идеологии.
– Прошло то время, когда мы можем, давясь, глотать культурный шлак, и терпеть, и привыкать. Если образ непонятен с первого взгляда, нужен талмуд философских изысканий, чтобы объяснить, что это значит, – это «литературщина». Нам это в вузе преподавалось как порок в искусстве. Скульптура ставит в ступор и недоумение. Положительный фидбэк от людей – вот нормальная реакция, а не «провоцировать и заставить думать» [позиция автора скульптуры], – пояснил Февралёв свою позицию «7х7».
Под его постом о петиции в соцсети «ВКонтакте» – полторы сотни комментариев. Петиция, как и скульптура, вызвала новую волну дискуссий. С критикой уже творчества Февралёва выступил местный предприниматель и владелец портала «Пенза–Онлайн» Олег Звонов. Он назвал его «соцкапреалистом-конъюнктурщиком», который «в лучших советских традициях организовывает ад для художника, бросающего вызов его ангелочкам и великанчикам».
Фото Екатерины Малышевой
Автор скульптуры Юрий Ткаченко сказал, что видел петицию в интернете и не имеет ничего против нее. Но, по его мнению, «Февралёв пиарится», а формат монолога в петиции неуместен. Ткаченко рекомендует горожанам приехать и лично посмотреть на скульптуру, чтобы составить свое мнение о ней. Некоторые, по его словам, после этого меняют мнение, особенно кентавр нравится детям.
Ткаченко говорит, что примет любое решение горожан. В случае решения о переносе скульптуры ее готов принять пензенский областной кардиоцентр.
– Пусть решает город – теперь это его собственность: вечером [у скульптуры] дежурит полиция и установлены видеокамеры. Но кардиоцентр уже сказал, что скульптура им подходит: распахнутая душа и все в тему.
Автор скульптуры кентавра в Пензе рассказал, что она символизирует
Арт-объект «Кентавр», установленный рядом с обновленной Фонтанной площадью, вызвал жаркие споры среди горожан. Одни с удовольствием фотографируются с необычной фигурой из бронзы, другие не понимают, что она символизирует, почему так повернута и даже начали сбор подписей, чтобы ее убрать.
Что это за памятник? Каков был замысел художника? Об этом мы решили спросить его самого.
— Это не памятник, это так называемая контактная скульптура, которую можно трогать, фотографироваться с ней. И если человек захочет сесть на спину Кентавру, то он увидит его распахнутые объятия и улыбку, а не спину. Он повернулся лицом к всаднику, — сказал автор работы Юрий Ткаченко.
Окошко в груди фигуры — не просто прихоть художника. Оно символизирует открытую душу, готовность открыть перед человеком целый мир.
— В восприятии арт-объекта многое зависит от самого человека, — как бы отвечает автор. — Кто-то в первую очередь видит зад, кто-то — готовность обнять весь мир. Проекту больше года, он задумывался специально для этого места, прошел больше десятка градостроительных советов, был доработан мной и одобрен архитектурным сообществом Пензы. Свет падает через отполированое окошко в фигуре таким образом, чтобы оно в солнечную погоду как бы сияло, как сияет теплая, жизнерадостная душа.
Такие вот лучи добра мысленно посылал автор работы горожанам. Только вот почувствовали их далеко не все.
Пензенец понял смысл «Кентавра» и попытался донести его до других
Житель Пензы по имени Роман (roma_pantera) понял смысл арт-объекта «Кентавр», установленного на Фонтанной площади в центре города, и решил объяснить символику своим подписчикам в Instagram. Пост об этом он разместил в среду, 9 сентября.
По словам Романа, разобраться ему помогла супруга автора работы, с которой он встретился в галерее современного искусства на Чистых прудах.
«Скажу по-честному, пару дней назад, когда я сам пришел на Фонтанную площадь и первый раз увидел этот объект, у меня было очень много вопросов в голове: что это вообще такое? почему кентавр стоит развернуто? Но когда я сегодня пообщался с Валентиной, она мне все объяснила.
Появление изваяния в центре города вызвало у пензенцев шквал эмоций, большинство которых оказались негативными.
Они сравнили скульптуру с мангалом, назвали ее «хламом», «издевательством», «дырявым кентозавром». В Сети даже запустили петицию «За снос убожества на Фонтанной площади».
Резонансное событие вышло даже на федеральный уровень. Интернет-издание Mash опубликовало пост о «Кентавре», в котором скульптор оценивает реакцию публики.
Подписывайтесь на ПензаИнформ в Google News и Яндекс.Новости.
Самые важные новости в telegram-канале Penzainform.
Без негатива и лаконично. Мы в Яндекс.Дзен.
Что означает кентавр в центре Пензы и как его создатели относятся к критике
«Почему кентавр, зачем он повернут на 180 градусов и что все это вообще значит?» Новая скульптура, появившаяся на обновленной Фонтанной площади в центре Пензы, породила у жителей города множество вопросов, непонимание спровоцировало ожесточенную дискуссию. Журналисты информагентства выяснили, что символизирует новый арт-объект и как его авторы реагируют на озвучиваемую пензенцами критику.
Новую скульптуру на одной из главных площадей города люди восприняли более чем неоднозначно: соцсети буквально «взорвались» от количества комментариев, в которых пензенцы дают оценки новой достопримечательности. Многие из них – довольно жесткие. Причем негативное мнение по поводу скульптуры высказывают не только обычные жители города, но и люди из сферы искусства. Один из таких – автор граффити «Ангел в белом халате» и «Великан» на ул. Московской Алексей Февралев – и вовсе создал петицию с призывом убрать кентавра из центра города.
Другого мнения придерживается архитектор, сооснователь бюро «Вещь» Антон Белов.
Член Союза архитекторов России, Почетный архитектор России Александр Бреусов в беседе с журналистами «Пенза-Пресс» отметил, что также доволен скульптурой.
Так что же означает провокационная скульптура и как ее создатели реагируют на критику? Чтобы это узнать, мы связались со скульптором и Заслуженным художником РФ Юрием Ткаченко, а также с автором концепции новой Фонтанной площади, заместителем председателя регионального Союза архитекторов Маратом Каскеевым. Приводим полные цитаты разъяснений.
«Это контактная скульптура, она предполагает активное участие зрителя. С ней можно общаться, трогать, хлопать, фотографироваться, залезать на нее. Потому кентавр к тем людям, которые залезают к нему на спину, повернут лицом. Возникает следующий вопрос: что у него за дырка в туловище? Это не дырка, а окно, или дверь, или портал, или триумфальная арка. Каждый видит то, что хочет. Я для себя считал, что это распахнутая душа, открытая к миру и для мира. А руки готовы обнять всех, кто приходит к кентавру.
Почему именно кентавр? Есть такая подсказка на русском языке – «аллегория архитектуры». Вторая надпись – это неполная цитата древнеримского архитектора Витрувия. Он писал, что настоящий архитектор должен быть гражданином и человеком. Кроме того, он утверждал, что архитектура – это триединство красоты, пользы и прочности.
Архитектор – это человек, который создает тот мир, в котором мы живем, мир городов, площадей, улиц. Поэтому в теле кентавра есть формы, которые рождаются из этого тела, я постарался отразить активный творческий процесс. Есть и маленькие формы – кубик и шарик, они являются основой мироздания. Единство этих противоположных форм рождает весь мир.
Вокруг скульптуры все время люди, они фотографируются с кентавром, обнимая его. И никто их этому не учит. Они, может быть, не понимают философии скульптуры полностью, но интуитивно люди ее чувствуют. Дети на нее просто залезают, рядом с ней – постоянно очереди. Вот это, на мой взгляд, настоящее современное искусство, которое активно работает со зрителем».
Отношение к критике
«Это набор неких символов, идей. Кентавр символизирует дуализм, то есть двойственность. Эта двойственность справедлива для разных сторон жизни, примеров – масса. Применительно к профессии архитектора она заключается в том, что он хотел бы относить себя к миру искусства, но при этом в данной работе его не так много. Это больше строительство, разработка чертежей, инженерных сетей. В результате архитекторов ни работники культуры и искусства не считают за своих, ни строители. Кроме того, в главных архитекторах сочетаются такие несочетаемые вещи, как человек искусства и бюрократ, чиновник, потому что приходится работать с такими вещами, как Генплан, правила землепользования и так далее.
Почему он перевернутый? Архитектор, несмотря на свои творческие амбиции, всегда старается сделать добро обществу, заказчику, власти и выворачивается наизнанку, лишь бы всем людям было хорошо и комфортно. Мы стараемся создать этот комфорт, наступая на горло собственной песне. Поэтому этот кентавр, вопреки своей природе, развернулся назад и дружелюбный, улыбчивый обнимает сидящего на нем человека.
И, конечно, в кентавре есть еще разные символы, которые скульптор пытался заложить, выделяя тему архитектуры. В том числе, даже странное отверстие. Это же своеобразный аттракцион, не такая скульптура, как, допустим, памятник матери или Петру и Февронии. Эта скульптура – интерактивная, с ней можно и нужно контактировать, на нее можно садиться, фотографироваться. Думаю, что в ближайшем будущем 50% жителей Пензы обзаведется фотографиями на телефонах, где они рядом с кентавром, на кентавре.
Провокативность присутствует во всех деталях. Надпись на латинском языке с одной стороны обозначает три постулата Витрувия – это «польза, красота, прочность». Мне изначально не хотелось писать, что скульптура посвящается чему-то. Она ничему не посвящается. Это просто конь-архитектор, который имеет такие «татуировки».
Отношение к критике
«Мы прошли довольно большой путь от первых показов, скульптуру согласовывали на уровне главного архитектора, общественного совета при Главном управлении градостроительства и архитектуры, чиновникам. Мы изначально были готовы к неоднозначности, мы все здравые люди и понимаем устоявшийся уровень восприятия объектов культуры и искусства. Никогда искусство не продвинулось бы, если бы шло вслед за усредненным вкусом обывателя. Да, любое современное искусство провокативно. Оно провоцирует на эмоции, которые мы сейчас видим, на рассуждения, почему это так, что это означает, на дискуссию. Если искусство не вызывает никаких эмоций, это не более чем цветное пятно на стене. А если вызывает, то в нем есть что-то полезное для общества.
Кстати, Юрий Ткаченко является автором скульптуры Всеволода Мейерхольда. К сожалению, для бедного Мейерхольда так и не нашлось место на территории дома-музея, и он с одного места переехал на другое. Сейчас он находится за заборчиком, это очень печально. Скульптура сначала тоже воспринималась неоднозначно, хотя она классная. Люди говорили, мол, как так она повернута спиной. Но теперь это один из культурных знаков исторической части Пензы. То же самое, думаю, произойдет и с кентавром».