Киберспорт что это такое и как начать работать

Как стать киберспортсменом? Гайд для успешного старта карьеры

Киберспорт давно утвердился в качестве полноценной соревновательной дисциплины, которая раз за разом удивляет призовыми фондами. Игроки популярных клубов становятся кумирами миллионов, а крупные чемпионаты собирают десятки тысяч поклонников. Если вы считаете, что тоже готовы превращать виртуальные успехи в реальные, мы поможем подготовиться к карьере кибератлета.

Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть фото Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть картинку Киберспорт что это такое и как начать работать. Картинка про Киберспорт что это такое и как начать работать. Фото Киберспорт что это такое и как начать работать

Дело жизни или мимолётное увлечение?

В традиционных видах спорта люди начинают свой путь с младых ногтей, и киберспорт постепенно перенимает этот опыт. Например, на чемпионатах мира по Fortnite выступают дети, для которых игры — не просто способ скоротать время или разгрузиться после учебного дня, а целая профессия.

Если вы ещё не находитесь в списке лучших своего региона, стоит крепко задуматься, готовы ли вы отдать всё ради иллюзорного шанса? Ответив «да», можете прямо сейчас закрывать браузер и запускать игру. Ведь пока вы читаете, качаются уже не корейцы и драугры, а ваш 15-летний сосед Артём, наметивший себе место в NAVI или Virtus.pro. Но и ему будет непросто пробиться в профессиональную лигу.

Какой бы популярной и денежной ни была эта индустрия, далеко не все готовы забросить реальную жизнь ради рейтинговых очков. Но если у вас с играми всё серьёзно, никому не позволяйте вставать у вас на пути — одобрение близких придёт с первыми видимыми результатами, деньгами и неподдельным счастьем в ваших глазах.

Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть фото Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть картинку Киберспорт что это такое и как начать работать. Картинка про Киберспорт что это такое и как начать работать. Фото Киберспорт что это такое и как начать работать

Ты агрегат, Дуся, на сто киловатт

Киберспорт не отстаёт от традиционных состязаний и по интенсивности тренировок. Перед крупными чемпионатами профессиональные игроки могут посвящать подготовке до 15 часов в день. Правда, в их график входят не только обычные рейтинговые матчи, но и практика с другими коллективами, разбор записей прошлых встреч, а также работа со специалистами вроде психологов.

На начальном уровне всего этого не будет, так что вкладывать время придётся в самостоятельное развитие. Даже в домашних условиях можно не только раз за разом нажимать на кнопку «Играть», но и всё также разбирать матчи лучших в мире. Постоянно перенимайте чужие и ищите новые идеи — даже в относительно простой для понимания CS:GO всегда есть простор для творчества.

Само собой, нельзя забывать и о базовых навыках вроде точности стрельбы, скорости реакции и знания основных механик. Даже тренировка с ботами может принести пользу, если поставить соответствующую цель. Главное в погоне за местом на профессиональной сцене — не перегореть до первого турнирного матча.

Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть фото Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть картинку Киберспорт что это такое и как начать работать. Картинка про Киберспорт что это такое и как начать работать. Фото Киберспорт что это такое и как начать работать

Серьёзный спортивный снаряд

У каждого уважающего себя спортсмена есть обязательный набор экипировки. В случае с компьютерными игроками — это геймерские клавиатура, мышь, гарнитура, монитор и сам компьютер. Но не всегда нужно отдавать предпочтение полноценной киберспортивной станции у себя в комнате, поскольку в наше время высоким соревновательным стандартам отвечают даже ноутбуки.

Honor Hunter V700 имеет всё необходимое для комфортной подготовки к успешной карьере игрока. Ноутбук оснащён процессором Intel Core i7-10750H 10-го поколения, видеокартой NVIDIA GeForce RTX 2060 с трассировкой лучей в реальном времени, а также двумя твердотельными скоростными SSD-накопителями с объемом внутренней памяти в исходной комплектации до 512 Гб и возможностью использования слотов для ее расширения. Всё это обеспечивает высокую производительность в любой соревновательной игре, особенно если классические разрешения и низкие настройки графики вам не по душе.

К тому же с Honor Hunter V700 не нужен специальный монитор с повышенной частотой обновления. Дисплей ноутбука поддерживает заветные 144 Гц, чтобы вам было проще ставить хедшоты. В качестве бонуса, который пригодится в будущих поездках, — удобная настраиваемая клавиатура с точным управлением. С таким помощником остаётся только не забыть дома мышь и коврик.

Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть фото Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть картинку Киберспорт что это такое и как начать работать. Картинка про Киберспорт что это такое и как начать работать. Фото Киберспорт что это такое и как начать работать

Первые шаги

Как вы уже поняли, киберспорт — дело серьёзное, поэтому всё описанное выше было лишь подготовкой к первому шагу в соревновательном мире. К этому моменту вы уже должны были зарекомендовать себя как сильного игрока в своём регионе. С высоким рейтингом и большим багажом знаний в выбранной дисциплине гораздо проще попасть в сильную команду или получить приглашение на крупный турнир.

Однако не стоит ждать поблажек. Выбрав одиночную дисциплину, начинайте регистрироваться на всех турнирах, даже если на них нет достойных призов. Скорее всего, на первых порах победы будут ускользать, но сильный игрок должен уметь извлекать пользу даже из поражений.

Если же ваш выбор пал на командную игру, начинайте активно проявлять себя в рейтинговых матчах и заводить новые знакомства. Рано или поздно ваши навыки оценят по достоинству и позовут в новый коллектив или, наоборот, примут приглашение в ваш состав. Это позволит начать соревноваться на базовом уровне, а дальше — только тернистая дорога к титулам.

Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть фото Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть картинку Киберспорт что это такое и как начать работать. Картинка про Киберспорт что это такое и как начать работать. Фото Киберспорт что это такое и как начать работать

Вопреки расхожему мнению, киберспортсмены не отдыхают дни напролёт. Эта работа истощает нервы не хуже офисной. Поэтому ступившим на путь профессионального игрока стоит с самого начала учиться контролировать эмоции и находить способы переживать поражения не в ущерб окружающим. Разгорячённый киберспортсмен склонен совершать ошибки, а в команде агрессия быстро приводит к разладу, который никак не способствует достижению побед.

Карьера профессионального игрока не самый простой путь, но результат определённо стоит того. Главное — верить в себя и стараться, пока хватает сил и желания. А у вас есть желание стать киберспортсменом? Делитесь в комментариях!

Источник

Киберспорт в России: как устроен рынок и сколько зарабатывают игроки

Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть фото Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть картинку Киберспорт что это такое и как начать работать. Картинка про Киберспорт что это такое и как начать работать. Фото Киберспорт что это такое и как начать работать

В России киберспорт — официальный вид спорта уже почти пять лет. Для молодых ребят из глубинки это прекрасная возможность хорошо зарабатывать, играя в любимые игры, не выходя из дома. Но так ли все просто в отечественном киберспорте?

Bootcamp для игроков в Dota

В центре Москвы есть bootcamp для юных игроков в Dota, так называемая база, под которую отведено трехэтажное помещение. Молодые люди находятся здесь примерно на протяжении полутора месяцев — готовятся к турниру.

Самое большое помещение квартиры отдано под зону тренировок, которая напоминает компьютерный клуб. Там же стоит доска, на которой прописана тактика команды. Также в квартире есть место для отдыха, спальни и ванная. Отдыхают киберспортсмены за просмотром фильмов.

Чтобы стать хорошим хоккеистом или футболистом, нужно тренироваться с раннего детства. В киберспорте все не так сложно: начинать играть в пять лет необязательно.

Однако, как и в любом виде спорта, тут важен правильный подход к тренировкам. Просто играть — недостаточно. Необходимо научиться анализировать действия лучших киберспортсменов, понимать, как они принимают решения. Именно этим и стоит начать заниматься как можно раньше — тогда можно стать настоящим профессионалом.

У всех спортсменов, живущих в bootcamp, разный режим дня. Кто-то может закончить тренироваться в пять утра, а кто-то — в восемь часов вечера.

Сколько зарабатывают киберспортсмены

Но это не значит, что абсолютно каждый пришедший в киберспорт может сразу заработать такую сумму. Тех, кто выигрывает крупные деньги в России, меньше 1%. По словам Дмитрия Куприянова, комментатора и аналитика студии RuHub, рынок СНГ почти ничего не зарабатывает в мировом масштабе.

Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть фото Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть картинку Киберспорт что это такое и как начать работать. Картинка про Киберспорт что это такое и как начать работать. Фото Киберспорт что это такое и как начать работать

Где учат на киберспортсменов

Пока что не существует школ для киберспортсменов. Но есть, например, курсы Skillbox, которые могут помочь перейти из геймера-любителя в профессионалы. Студентов таких курсов можно разделить на две группы: тех, кто хочет научиться профессионально играть, и тех, кто хочет работать в индустрии киберспорта — стать менеджером, маркетологом или пиарщиком.

По окончании карьеры бывшему киберспортсмену сложно куда-то устроиться. По словам Дениса Татьянкина, руководителя направления игры в Skillbox, вариантов не так много, и самый очевидный — организация киберспортивных мероприятий. Другой вариант — стримить игры. Однако это не очень прибыльно.

Киберспортсменам сложно реализовать свои навыки где-то, кроме игр. По словам Татьянкина, экс-киберспортсмен также может стать геймдизайнером. Правда, в России эта профессия пока не очень востребована.

Киберспорт в России

Отдать ребенка в киберспорт в США или Европе — нормальная практика. В России же многочасовые игровые сессии воспринимаются пока скорее как вред для здоровья. Мысль о том, что киберспорт — полноценная работа и огромная индустрия, в нашей стране пока не прижилась.

При этом киберспорт можно воспринимать как социальный лифт: игроков из Москвы и Питера всего лишь 25-30%, остальные — из регионов.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Трендов и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Насколько сложно простому игроку стать киберспортсменом?

Как сделать карьеру киберспортсмена и достичь вершин PRO-сцены, играя в любимые игры

За последние 10 лет киберспорт превратился в настоящий культурный феномен. С развитием всемирной сети все больше людей стало увлекаться соревновательными компьютерными играми. Причина этого довольно проста. Современные компьютерные игры уже давно предлагают людям больше возможностей и развлечений, чем привычные для всех кинотеатры. И чем лучше человек умеет играть, тем больше удовольствия он получает от процесса игры. Все игроки совершенствуются в своих любимых тайтлах, но лишь немногие из них становятся киберспортсменами и зарабатывают благодаря своей любимой игре. Давайте разбираться глубже.

Профессиональный киберспортсмен — это человек, который играет в одну из дисциплин видеоигр, например Dota 2 или CS:GO, на разнообразных турнирах и соревнованиях.

Соревнования по видеоиграм? Согласны, для непосвященного человека звучит дико, однако они имеют огромную зрительскую базу. Пик зрителей на трансляциях The International 9 (чемпионат мира по Dota 2) превысил 1,9 млн.

Уверены, что многие из вас задаются вопросом: «А сколько зарабатывают киберспортсмены?». Отвечаем: их зарплата состоит из нескольких частей.

Во-первых, призовые деньги за успешные выступления на турнирах. Эти суммы могут варьироваться от 200-500 долларов за небольшие локальные турниры, до 10-15 миллионов долларов за победу на чемпионате мира. Не стоит недооценивать труд игроков на соревнованиях мирового уровня, ведь они не просто играют в компьютерные игры. Каждый из этих игроков тратит десятки тысяч часов на совершенствование игровых скиллов и повышение своего мастерства только ради того, чтобы получить шанс выступить на турнирах с призовым фондом в десятки миллионов долларов.

Вторая часть зарплаты киберспортсмена — контракт с какой-либо киберспортивной организацией. В популярных дисциплинах игроки могут получать от 1000 до 10000 долларов. Точная сумма зависит от опыта, возраста и умений самого игрока. Стоит учитывать, что большая часть киберспортивных дисциплин периодически меняется внутренними обновлениями. А значит игроку необходимо постоянно работать над собой и изучать что-то новое, если он хочет играть в составе хорошей организации. Иначе он не выдержит конкуренции и его заменят.

Многим зарплаты игроков покажутся слишком большими. Но стоит понимать, что киберспорт с точки зрения рынка — это индустрия развлечений. А индустрия развлечений всегда привлекает большие бюджеты и крупных рекламодателей, отсюда и такие суммы.

Думаем, что некоторые из вас сейчас посмотрели на свои доходы и подумали: «Я тоже хочу играть в игры и получать десятки тысяч долларов». C этим все не так просто. Порог входа на профессиональную сцену большинства популярных дисциплин — это десятки тысяч часов игрового опыта. Так что не спешите бросать свою работу в попытке стать киберспортсменом.

Если вы уже давно увлекаетесь какой-либо популярной киберспортивной дисциплиной и достигли в ней определенного успеха (например, вы находитесь на 1000-2000 месте рейтинговой системы вашего региона), то шанс пробиться на профессиональную сцену у вас есть. На текущий момент существует лишь один способ сделать это. Самому игроку необходимо каким-либо образом «засветиться» перед киберспортивными организациями. Самым простым способом будет выступление на турнирах среднего калибра. Обязательное условие — освещение этих турниров профессиональными студиями. А иначе как потенциальная организация или капитан команды смогут увидеть вашу игру? Иногда игроков могут пригласить на тест-игры после нескольких «пабликов» с другими про-игроками, но такие случаи происходят не слишком часто. Естественно, когда вы находитесь в одной игре с уже сформировавшимся профессионалом, вам желательно показать максимум своей игры. Хорошая репутация никогда не будет лишней, особенно если учитывать огромную конкуренцию.

Одна из больших проблем киберспорт — это отсутствие логичной и стройной системы, которая может позволить новым игрокам попасть на большую сцену. И пока что эта проблема практически никак не решается.

В традиционном спорте, например, в футболе, уже давно существует система поиска и отбора перспективных игроков. Спортсмены начинают заниматься с очень юного возраста в специализированных секциях. Опытные наставники ощутимо помогают детям развивать их навыки и готовят к суровым реалиям профессионального спорта. Многие из посещающих тренировки имеют несколько медалей за победы в местных соревнованиях уже к 8-9 годам. Часть этих ребят потеряет интерес к спорту через несколько лет, что вполне естественно. Но оставшиеся игроки имеют вполне простой и понятный способ попасть в большой спорт.

Многие секции прикреплены к стадионам или даже определенным клубам, поэтому за успехами и достижениями потенциальных игроков следят на протяжении долгого времени. Игроки достигают определенного возраста и могут претендовать на попадание в юношескую или молодежную лигу, а значит, настало время для показательных игр. Скауты из престижных организаций специально приходят посмотреть на эти игры и найти новые таланты. В отличии от киберспорта, если игрок имеет талант и усердно трудится, то он не останется незамеченным.

Представьте себе на секунду: киберспортсмены получили те же возможности, что и обычные спортсмены. Люди со всего мира проявляют еще больше интереса к дисциплинам, направление активно развивается, появляется все больше и больше молодых талантов. Звучит хорошо, не правда ли? И, казалось бы, хороших примеров в традиционном спорте огромное количество, бери и переноси. Но тут все не так просто.

Киберспорт — относительно молодое направление. Ещё 20 лет назад такого понятия даже не существовало. И если в футболе, баскетболе или любом другом популярном виде спорта организации готовы тратить огромные деньги на развитие молодых игроков, то в киберспорте отдельные клубы до недавнего времени были не готовы брать на себя такую ответственность. В последнее время ведется все больше и больше обсуждений о создании киберспортивных школ и академий, а некоторые частные организации уже открывают свои подразделения для молодежи. И это не может не радовать. Если одна из крупных организаций достигнет результатов на этом поприще, другие незамедлительно попробуют повторить ее успех.

На текущий момент компьютерный спорт выглядит как одно из самых перспективных направлений. Потенциал развития практически ничем не ограничен, а интерес людей к этой теме с каждым годом лишь усиливается. Появление понятной цепи развития для детей с талантом к компьютерным играм лишь вопрос времени. Возможно, через десять лет мы с вами сможем увидеть укрепление позиций киберспорта в умах людей и, что тоже немаловажно, на мировом рынке.

Источник

Сага о киберспорте: как стать киберспортсменом и выиграть миллион

Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть фото Киберспорт что это такое и как начать работать. Смотреть картинку Киберспорт что это такое и как начать работать. Картинка про Киберспорт что это такое и как начать работать. Фото Киберспорт что это такое и как начать работать

Предисловие

Буквально двадцать лет назад мир был совершенно другим. Компьютеров в личном пользовании было не так много, и возможность поиграть на них в простенькие игры была небольшим бонусом и способом отдохнуть. Если мы и играли с друзьями по локальной сети или интернету, то только ради того, чтобы весело провести время.

В наши дни киберспортивные соревнования привлекают внимание всего мира, отдельные турниры собирают целые стадионы зрителей, а миллионы людей следят за происходящим на экранах мониторов. Призовым фондам некоторых чемпионатов могут позавидовать даже популярные виды традиционного спорта, а игроки из успешных команд стали мировыми звездами.

В чем феномен киберспорта? Как простое развлечение для продвинутой молодежи превратилось в огромный бизнес, захвативший всю планету? Ребенок-киберспортсмен — это приговор? Как стать киберспортсменом и заработать миллион? С этими и другими вопросами мы постараемся сегодня разобраться.

Первые шаги киберспорта и то, к чему мы пришли

Культура видеоигр на Западе существует с незапамятных времен. То же можно сказать и о странах Азии, одно только упоминание Nintendo чего стоит. Посоревноваться с друзьями где-нибудь в баре за игровым автоматом в файтинге было обычным делом еще в конце 70-х годов прошлого века, часто таким образом решались споры. Согласитесь, всяко лучше разборок на кулаках за углом.

Почти в каждой игре был и есть соревновательный элемент. Даже в «Тетрисе» есть набор очков, их учитывают и фиксируют рекорды. Да-да, в это сложно поверить, но по «Тетрису» тоже проводятся соревнования, пусть он и не является официально признанной киберспортивной дисциплиной:


Чемпионаты по «Тетрису» до сих пор актуальны и набирают десятки миллионов просмотров на YouTube.
Видео: Classic Tetris

В 1990-х все это пришло в СНГ. Сперва в семьях начали появляться игровые приставки, которые до сих пор у многих вызывают ностальгические нотки в душе, а чуть позже самые обеспеченные могли позволить себе покупку компьютера. В первое время игроки предпочитали играть в обычные « стрелялки » для одиночек, но после появления доступного интернета начали пробовать себя и в мультиплеерных играх. Примерно в то же время в городах стали появляться «игровые комнаты» и компьютерные клубы, куда можно было заскочить после учебы (а иногда и вместо) с друзьями и поиграть во что-нибудь по локальной сети.

В качестве локаций для клубов выбирались все возможные места: от арендованных помещений прямо в школах до подвалов в жилых домах на задворках города. Cовременный киберспорт вырос именно из таких подвалов.

Обычно ближе к вечеру компьютерный клуб набивался подростками, которые общались, обсуждали игры, тратили все карманные деньги на аренду компьютера, соревновались и весело проводили время. Все это происходило на искренних эмоциях и любви к играм. Никто и подумать не мог, что за такие навыки когда-нибудь можно будет получать баснословные деньги.

Видя такой ажиотаж, владельцы клубов иногда специально выделяли день или два и устраивали небольшие соревнования по какой-нибудь игре для всех желающих. Чтобы привлечь аудиторию, победителю обещали награду. В те времена можно было запросто встретить турнир, где за первое место награждали ящиком пива или кока-колы. Денежные вознаграждения если и были, то совсем мизерные. Причем зачастую участники должны были заплатить взнос за участие в соревновании из своего кармана. Из суммы взносов и формировался призовой фонд. В начале нулевых выиграть условные 100 долларов за первое место на турнире было огромным достижением, но полученная слава среди местных ребят была куда важнее.

В 1997 году произошло событие, которое определило будущее киберспорта. Американец Эйнджел Муньёз основал профессиональную лигу по компьютерному спорту, которая получила название CPL (Cyberathlete Professional League). На первом турнире этой лиги, организованном в том же 1997 году, была всего одна игра — Quake. Беспрецедентный случай, когда соревнования проводились с подобной организацией: на турнире были оборудованы полноценные игровые места, за играми следили настоящие судьи и системные администраторы, а всё событие освещали журналисты.

Особенной страной в плане киберспорта всегда была Южная Корея. Технологически развитая страна не стала препятствовать развитию новой индустрии. Более того, сразу увидела в ней потенциал и помогла развиваться. В итоге в наши дни топовые игроки в Корее являются такими же идолами для молодежи, как и голливудские звезды. Корейские игроки по сей день считаются одними из самых сильных в ряде киберспортивных дисциплин.

Стоит отметить, что первые зарплаты у игроков высокого уровня были совсем небольшие — в районе 300-500 долларов. С другой стороны, это были огромные деньги для подростков, которые только начинали свой жизненный путь. К тому же, начав зарабатывать, они доказали своим родителям, что не зря тратили столько времени на тренировки. Проблема отцов и детей остро стояла на момент зарождения киберспорта, ее коснемся чуть позже.

Мы не будем заострять внимание на кризисе 2008 года, который резко обвалил индустрию и поставил крест на существовании многих киберспортивных организаций и команд. Скажем лишь, что в тот момент киберспорт сильно пошатнулся. Инвесторы закрыли кошельки и предпочли вкладывать деньги во что-то более надежное. Несмотря на все это, киберспорт выжил. За несколько лет он выкарабкался на прежний уровень и начал развиваться семимильными шагами. Некоторые популярные ранее дисциплины начали постепенно умирать, в первую очередь это касается стратегий в реальном времени, вроде StarCraft и Warcraft III. К ним отправился и Quake III Arena. Соревнования по этим играм проводятся до сих пор, но призовые фонды сравнительно небольшие, а новая аудитория постепенно потеряла интерес к подобным проектам из-за недостаточной зрелищности.

Пока одни уходят на задворки истории, в дело вступают новые игроки. С развитием индустрии видеоигр в киберспорте начали появляться новые дисциплины. Каждая крупная компания захотела иметь собственную игру, из которой можно было бы получать дополнительную прибыль. Помимо господствующих ныне Dota 2 и CS:GO появились League of Legends, PUBG, Overwatch, Hearthstone, Call of Duty, Fortnite и множество других дисциплин.


Тот самый момент победы команды OG на The International 2019. Видео: JustWant2PlayAGame

На данный момент киберспортивные турниры вышли за рамки небольших клубов. Крупнейшие ивенты проходят на больших стадионах, где тысячи болельщиков поддерживают любимые команды. Профессиональные игроки заключают подобные футбольным официальные контракты с организациями. Заработные платы игроков в успешных командах исчисляются десятками тысяч долларов в месяц. Многие уже стали миллионерами, а ведь мы при этом все еще находимся на заре киберспорта, и главные свершения еще впереди.

Проблемы отцов и детей

Зачастую именно из-за недостатка понимания со стороны родителей и нехватки обеспечения всем необходимым подростку, который добивается чего-либо в киберспорте и начинает зарабатывать огромные деньги в виде зарплаты и призовых, «сносит крышу». У некоторых ребят возникает иллюзия, что так будет продолжаться вечно. Игрок начинает бесконтрольно тратить деньги на дорогие безделушки, считая, что может позволить себе всё. Это может повлиять на его отношения с родителями, сверстниками и командой в том числе. Бывают, естественно, и противоположные случаи, когда молодые ребята начинают помогать родителям, близким. Поэтому так важно обучать своего ребенка финансовой грамотности, но при этом не рубить его мечту на корню.

Скептически к киберспорту относятся только те, кто далек от компьютеров и гейминга в целом. В глазах обывателя киберспортсмен — это хилый подросток в очках и со сколиозом, который тратит свою жизнь на компьютерные игрушки. Такой стереотип до сих пор весьма распространен, особенно в наших широтах.

Киберспорт — это не бездумное клацанье мышкой. В напряженном матче игрок испытывает огромную умственную нагрузку, а часто даже физическую. Ему приходится в короткие сроки решать десятки задач в уме, чтобы понять, как поступить лучше в той или иной ситуации. После таких игр встаешь из-за компьютера, чувствуя себя как выжатый лимон.

В то же время киберспорт — это не только удовольствие от процесса. Это кропотливый труд, тысячи часов тренировок, радость побед, разочарования после проигрышей. Обычный игрок проводит в день за компьютером в среднем 4-5 часов, профессионал — 8-12. Тот, кто мечтает стать киберспортсменом, должен понимать, что ему придется отказаться от многих других радостей жизни. Впрочем, как и в любом другом традиционном виде спорта.

Долг родителя не запрещать, а объяснить ребенку, что развиваться надо во всех направлениях: умственно, физически, ментально.

Если вы все еще с недоверием относитесь к киберспорту и компьютерным играм, просто постарайтесь взглянуть на плюсы: гейминг развивает рефлексы, мышление, умение принимать решения и действовать в критической ситуации, умение концентрироваться и фокусировать внимание на мелочах. Ну и не забывайте о том, что интеллектуальные упражнения помогают в профилактике ряда заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и деменция. Вопреки расхожему мнению, развитие интеллекта не ограничено решением математических задач, так что всё в ваших руках.

Мнение изнутри

Чтобы больше узнать о теме сегодняшнего разговора, мы обратились к человеку, который много лет идет в ногу с киберспортом. Как никто другой он знаком с закулисьем, при этом провел не один турнир в качестве ведущего со сцены. Степан Шульга — одна из наиболее ярких личностей в индустрии киберспорта СНГ: журналист, продюсер и организатор киберспортивных событий.

Вы в киберспорте давно и знаете досконально все процессы, происходящие на современных турнирах. Поделитесь своими воспоминаниями, как всё начиналось?

Все начиналось романтично, до сих пор мы любим называть это время «Эпоха подвалов». Чаще всего первые компьютерные клубы были расположены именно в полуподвальных помещениях, отсюда и название. Между домами просто не существовало хорошей сетки, потому поиграть друг с другом по сети было сложновато, для этого приходилось идти в специфичное место, компьютерный клуб.

Сейчас многим это явление может показаться диким — идти куда-то, чтобы заплатить деньги за возможность посидеть за настоящим компьютером, подключенным к интернету. Это даже в тексте выглядит странно, учитывая, что я набираю его с помощью беспроводной клавиатуры к большому планшету, но что было — то было. Во всем этом и был заключен интересный эффект социализации, клубы сформировали некое сообщество, увлеченное одними и теми же играми.

Старт — это, конечно, же Quake III. Я помню каждый звук этой игры наизусть. Поиграть друг против друга с помощью мышки и клавиатуры было однозначно круто, особенно когда тебе 17 и ты в восторге от происходящего. Клубы были своеобразным парком аттракционов, чем-то явно большим, чем просто подключенными к мировой сети компьютерами. Я даже с будущей женой познакомился в компьютерном клубе.

Сильнейшим катализатором стали WCG — помню каждую деталь, каждый анонс. Жалею о том, что корейцы свернули программу — никто не знает, что бы могло из этого в итоге получиться. Вот это и есть начало эпохи, когда технологический прогресс позволил играть двум игрокам по сети друг против друга в так называемые 3D-шутеры. Следующий этап – это первые попытки транслировать все происходящее в интернет с помощью стриминговых сервисов, но это уже следующий шаг всё же.

Мы уже можем говорить о том, что киберспорт догнал по популярности и масштабам традиционный спорт?

Популярность — это достаточно субъективно. Популярное на каком языке, в каких странах, популярное среди аудитории определенного возраста, что принять как метрику популярности как таковой…

Если смотреть на количество зрителей, то, например, вторым по популярности видом спорта в мире будет крикет. Многие и не слышали о нем, но из-за количества поклонников игры в Пакистане и Индии есть однозначное второе место среди всех видов спорта. На первом, конечно же, футбол. И вот здесь давайте зададим себе вопрос: крикет — популярный вид спорта? Ответить на него однозначно будет тяжело.

С киберспортом ситуация схожая, но я точно могу сказать, что у молодых людей в возрасте 17-22 киберспорт равнозначен по популярности с другими видами спорта и иногда даже превосходит их. Есть целые исследования, как Олимпиада теряет в зрителях. Причем именно в зрителях молодых, которые не готовы проявить эмпатию потому, что виды спорта как таковые, их зрелищность — попросту им неинтересны, не привлекательны. Временами из-за элементарных климатических условий молодой зритель просто не способен оценить зимние виды спорта в целом: условному бразильцу совсем неинтересен хоккей, ведь в стране не бывает льда, просто нет такого понятия, как «вода замерзла».

Я видел парней из Сан-Паулу, выходящих на чистейший белоснежный снег прямо из самолета — ребята фотографировались, трогали снег руками, веселились, для них это немыслимая экзотика. А еще сложнее — воспринимать, и главное – сопереживать (!) таким видам спорта. Если же смотреть на киберспорт, то в этом его неоспоримое преимущество. Всё поколение ребят, которым 17-22, не понимает, что существовал мир без компьютера, для них это ерунда, нонсенс, компьютер был всегда. Это и средство развлечения, и друг, и в итоге работа и целый мир, собственно.

Ты играешь в игру, играешь чуть больше, чем просто для того, чтобы пройти сюжет (ведь в киберспорте нет сюжетных линий, ты играешь ради самого соревнования). Далее ты перестаешь играть по разным причинам, но теперь ты уже способен сопереживать происходящему на экране, когда идет трансляция. Ты играл сам и понимаешь все правила, ты понимаешь, что интересно, а что нет. Готов утверждать, что киберспорт сейчас точно в топ-5 самых популярных видов спорта на земле у молодежи, если не в топ-3.

Если пытаться объяснить человеку, далекому от киберспорта, что это такое, то в чем схожесть и в чем различия с традиционным?

Основное различие одно — традиционный спорт в 99% случаев связан с серьезной мышечной активностью, с физическими усилиями, нагрузками, чего в киберспорте попросту нет. Зато схожих моментов более чем достаточно.

Представьте, что существует активность (хорошее слово, да?), которая предполагает соревнование двух групп людей, которые по определенным правилам и в разных условиях могут бороться друг с другом за точно определяемый результат. Достигнуть превосходства можно упорными тренировками, постоянной работой над собой, оттачиванием одного и того же навыка, обучением и развитием самоконтроля. Все перечисленные сходства против одного различия — по моему неплохо.

Мне кажется, что в то время, в которое мы живем, когда индустрия музыки в своем обороте имеет меньше денег, чем индустрия гейминга, с трудом можно найти человека, который не слышал бы о видеоиграх в том или ином их проявлении. Просто попросите его назвать любимую игру и скажите, что сможете сыграть в эту игру гораздо лучше, чем он, вот и все объяснения.

По роду своей деятельности вы часто общаетесь с профессиональными игроками. Как вы думаете, с какими самыми большими трудностями приходится сталкиваться молодым людям, только начинающим свой путь в киберспорте?

Самая большая трудность — это вера в себя, вера в то, что то, чем ты занимаешься, то, чему ты посвящаешь кучу времени и есть дело твоей жизни. Это очень непростой выбор. Вокруг очень много скепсиса со всех сторон — иногда родители, иногда просто общественное мнение, сверстники. Для начинающего профессионала самое важное — не опускать руки. Те, кто идет до конца и не жалеет себя, чаще всего добиваются успеха. Как и во всех сферах деятельности, важно победить самого главного врага — того, который у тебя в голове. Остальные трудности преодолеть гораздо проще.

Что вы можете посоветовать скептически настроенным родителям, у которых ребенок загорелся мечтой стать киберспортсменом?

Советы родителям — очень неблагодарное дело, особенно если ты сам еще не успел воспитать своего ребенка и только учишься это делать. Поддержать начинание всегда полезно. Проявить эмпатию в увлечении киберспортом гораздо проще, чем в традиционном спорте, к слову. Вы (если вы родитель) можете сами поиграть, вникнуть в процесс, разделить с детьми их эмоции и переживания. Принимать происходящее вокруг непросто, если какие то процессы вас смущают, но этому можно научиться. И скорее не совет, а наблюдение: большинство тех профессиональных киберспортсменов, которые блистают сейчас на мировой сцене, всегда находили поддержку у своих родителей, таких историй в сети предостаточно.

Разделение дисциплин

На данный момент самыми популярными дисциплинами в киберспорте стали Dota 2, League of Legends, CS:GO, PUBG, Rainbow Six: Siege, Fortnite, Overwatch, Call of Duty, StarCraft 2. До недавнего времени в этом списке была игра World of Tanks, однако разработчики приняли решение не развивать киберспортивное будущее. Изменится ли этот список в будущем? Конечно! Но пока что оставим эту тему прогнозистам, а сами коротко пробежимся по основным и самым популярным дисциплинам для тех, кто совсем «не в теме».

На самом деле киберспорт нужно «пробовать» самостоятельно. Очень сложно объяснить смысл происходящего на экране человеку, который до этого кроме простых игр ничего не пробовал.

Dota 2

Dota 2 — многопользовательская игра в жанре MOBA (multiplayer online battle arena). Родилась как любительская модификация к стратегии Warcraft III: Reign of Chaos. В отличие от RTS (Real-time strategy), где игроку предлагают управлять сразу целым войском, в играх вроде Dota 2 под контроль дается только один персонаж. У каждого персонажа есть набор уникальных характеристик и навыков, от которых и строится его игра. Всего в игре на данный момент 119 уникальных героев. Чтобы разобрать особенности геймплея за них, уйдет не один десяток часов.

В бой можно отправить только пять персонажей, а это значит, что комбинирование разных героев и их навыков — один из ключевых факторов победы, наравне с умениями самих игроков. На капитане каждой команды лежит большая ответственность, ведь именно он отвечает за финальный выбор героя для каждого игрока. Конечная цель — уничтожить крепость противника, не дав ему подобраться к своей.

В «Доте» важно понимание как макроигры — умение оценивать обстановку на игровой карте в целом, анализировать поступки противника и рассчитывать его дальнейшие действия, так и микроигры — умение вести позиционную борьбу, контролировать перемещения героя в драке и вовремя использовать нужную магию. Звучит весьма просто, но на деле в ожесточенных противостояниях игрок может делать пару сотен действий в минуту.

В качестве примера турнирного матча из Dota 2 мы выбрали последнюю карту матча между командами Secret и Nigma на турнире WePlay! Dota 2 Tug of War: Mad Moon.


WePlay! Dota 2 Tug of War: Mad Moon. Secret vs Nigma. Видео предоставлено пресс-службой WePlay! Esports

Да простят нас фанаты других MOBA (Multiplayer online battle arena), но схожесть подобных игр настолько велика, что расписывать каждую смысла нет. У Dota 2 есть конкурент, и зовут его League of Legends. Во многом они схожи, ведь у них общий предок, созданный еще во времена Warcraft 3. LoL популярна в большей части Азии и в США (а это огромная аудитория, чуть ниже мы предоставим цифры вовлеченности зрителей), в то время как Dota 2 укоренилась в Европе и СНГ.

Counter-Strike: Global Offensive

Командный онлайн-шутер, который был разработан компанией Valve. Является новой итерацией легендарной Counter-Strike 1.6 и, по совместительству, одной из самых популярных дисциплин на киберспортивной сцене.

Простой принцип геймплея нередко оборачивается настоящей драмой. В CS:GO крайне важна реакция игрока, умение владеть мышечной памятью, анализировать текущую обстановку и молниеносно принимать решения, которые влияют на исход раунда.


WePlay! Forge of Masters Season 2. Tricked vs GODSENT. Видео предоставлено пресс-службой WePlay! Esports

Hearthstone

Жанровое наполнение было бы неполным без карточных игр. Да, это тоже киберспорт. В качестве примера мы выбрали наиболее популярную на данный момент карточную игру — Hearthstone от Blizzard.

Hearthstone — это коллекционная карточная игра, разработанная по мотивам истории оригинальной игры Warcraft от той же компании. Каждый игрок пытается собрать коллекцию карт с уникальными способностями, из которых потом составляется финальная колода. Турнирные сражения идут в формате один на один, где оппоненты пытаются свести очки здоровья друг друга к нулю.

В целом Hearthstone — это интеллектуальная игра, где необходимо включать аналитические навыки, предсказывать ходы соперника и всеми силами им противодействовать. Игроку приходится держать в голове большое количество карточных комбинаций и своевременно подстраиваться под обновления с новыми колодами, которые регулярно выпускает Blizzard.

Посмотреть, как выглядит игра, можно на примере финала HCT World Championship 2019, в котором сошлись игроки Hunterace и Viper.


2019 HCT World Championship. Hunterace vs Viper – Finals. Видео: Hearthstone Esports

Королевские битвы

В этот поджанр мы вынесли наиболее популярные игры, поскольку их объединяет общая суть, отличаются они разве что некоторыми элементами геймплея и картинкой. Это своеобразные симуляторы выживания с режимом Last man standing, т.е. в результате матча в живых на карте останется либо один человек, либо одна команда. Игроков, как правило, выбрасывают из самолета на ограниченную карту, где им приходится искать припасы и вооружение, после чего сражаться друг с другом. Ну а чтобы воины не засиживались подолгу в кустах, на карте имеется безопасная зона, которая со временем становится меньше, заставляя продвигаться ближе к ее центру. Киберспортивные игры, относящиеся к жанру «Королевских битв» — это Fortnite и PUBG.


Глобальный турнир по PUBG под названием PUBG Global Championship. Видео: PEL Esports VOD RU

Если говорить о возрастных категориях, то Fortnite больше подойдет детям дошкольного и школьного возрастов из-за практически отсутствующего насилия на экране и яркой мультяшной картинки.


Чемпионат мира по Fortnite, организованный в США. Видео: IGN

Киберспортивных дисциплин гораздо больше. Чтобы познакомить с ними человека, который никогда не интересовался геймингом, уйдет не один час и десятки страниц текста. Тот самый случай, когда стоит проявить интерес самому и хоть раз сесть с чашкой кофе у экрана, чтобы посмотреть какой-нибудь крупный турнир и проникнуться его атмосферой.

В последнее время популярность набирает мобильный киберспорт. Да, такое тоже существует. Мощность современных смартфонов уже вышла на тот уровень, который позволяет запускать игру на портативных устройствах.

Охват аудитории

Ранее мы уже говорили, что большие киберспортивные турниры привлекают огромное количество зрителей. Масштабы некоторых ивентов захватывают дух, особенно у тех, кто до этого ни разу не видел чемпионаты мира в этом сегменте.


В одной из самых популярных игр планеты киберспорт прописался давно и обзавелся многомиллионной аудиторией фанатов. Видео: LoL Esports

WePlay! Dota 2 Tug of War: Mad Moon, технология AR (дополненной реальности). Видео предоставлено пресс-службой WePlay! Esports

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *