Кии в здравоохранении как определить и что делать дальше
КИИ в здравоохранении. Как определить и что делать дальше!
КИИ в здравоохранении. Разбираемся как определить и что делать потом если все-таки угораздило. С примерами, шаблонами и экспресс-тестом.
В последнее время к нам поступает большое количество заявок от медицинских организаций на консультацию по теме безопасности КИИ в здравоохранении, а точнее о необходимости выполнения требований по категорированию критической информационной инфраструктуры в медицинских учреждениях (далее – КИИ) ФЗ №187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в связи с чем появилась необходимость написать поясняющую статью.
Хотелось бы отметить, что действие ФЗ № 187 распространяется только на организации, которые являются субъектом КИИ.
Согласно ФЗ 187 субъектами критической информационной инфраструктуры являются – государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.
То есть, для определения принадлежности к субъекту КИИ, необходимо определить тип организации, сферу деятельности, наличие информационных систем в этой сфере и на каком основании принадлежат эти ИС организации.
Для наглядности, рассмотрим процесс категорирования объектов кии в здравоохранении, а именно процесс оценки необходимости выполнения требований ФЗ № 187 на примере медицинского учреждения «Клиника»
Медицинское учреждение «Клиника» является юридическим лицом и имеет согласно ОКВЭД следующие виды деятельности: Основной вид деятельности: – 86.22 Специальная врачебная практика. Дополнительные виды деятельности: – 85.30 Обучение профессиональное; – 86.21 Общая врачебная практика.
Медицинские организации как правило являются юридическими лицами или государственными учреждениями. В рассматриваемом примере организация – юридическое лицо. Для государственного учреждения в сфере здравоохранения дальнейший анализ проводится аналогично.
Первоначально необходимо определить сферу деятельности. Основным видом деятельности организации является ОКВЭД 86.22 «Специальная врачебная практика», и дополнительным ОКВЭД 86.21 «Общая врачебная практика», которые входят в группу 86 «Деятельность в области здравоохранения», соответственно медицинское учреждение функционирует в сфере здравоохранения. Помимо сферы здравоохранения, в некоторых случаях, организация может функционировать в других сферах. В таком случае рассматриваются обе сферы.
Теперь необходимо определить, согласно ФЗ-187, принадлежат ли организации на праве собственности, аренды или на ином законном основании информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и/или автоматизированные системы, функционирующим в сфере здравоохранения, т.е. высокотехнологичное компьютеризированное оборудование (томографы, лаборатории, рентгены и т.п.).
Пройдите экспресс-тест и определите является ли ваше учреждение субъектом КИИ. Заполнив данную форму, вы узнаете стоит ли вам готовиться к работам по выполнению требований ФЗ-187, а также, мы пришлем вам шаблон акта, который понадобится вам вне зависимости от того является ли учреждение здравоохранения субъектом КИИ или нет.
Здесь возможны два варианта.
Здесь необходимо обратить внимание на определение права собственности. Принадлежит — числится на балансе, оборудование физически размещено в организации, информационные системы документально введены в эксплуатацию и т.п. Если имеющееся система используется, но не принадлежит Клинике (система вышестоящей организации, для которой Клиника просто пользователь, например, информационная система «Инфоклиника» – принадлежит МИАЦ, Федеральный Регистр сахарного диабета принадлежит ФГБУ Эндокринологический Научный Центр и т.п.), то такую систему рассматривать не нужно.
Если же по результатам анализа вы являетесь субъектом КИИ, то вам необходимо проводить работы по категорированию.
Отправьте нам запрос, и мы БЕСПЛАТНО проконсультируем вас по вопросам безопасности критической информационной инфраструктуры.
Вот перечень действий для организации, субъекта КИИ в здравоохранении, для выполнения требований ФЗ №187 «О безопасности КИИ в РФ»:
Специальное предложение для медицинских учреждений в области выполнения требований ФЗ-187 «О безопасности КИИ».
Категорирование объектов КИИ. Разработка полного комплекта документов для категорирования объектов КИИ в здравоохранении за 95 000 рублей.
В рамках данного предложением вы в течение 10 рабочих дней (с момента предоставления исходных данных в полном объеме) получите готовый комплект документов для предоставления в ФСТЭК который включает в себя: КИИ в сфере здравоохранения. Кто относится и на основании чего.Субъекты КИИ в сфере здравоохранения согласно Федерального закона №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» К субъектам КИИ в сфере здравоохранения, согласно Федерального закона №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», относятся государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы (ИС), информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления (АСУ), функционирующие в сфере здравоохранения. А согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности к сфере здравоохранения относятся организации, имеющие ОКВЭД 86 – Деятельность в области здравоохранения. Под этот ОКВЭД подпадает довольно много организаций. Поэтому основной вопрос, на который стоит обратить внимание при проведении работ по КИИ в здравоохранении — имеются ли критические процессы, а также ИС и АСУ, обеспечивающие выполнение этих процессов. Под критическими процессами, понимаются процессы, нарушение или прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка (далее – критические процессы). После составления перечня критических процессов определяем ИС и АСУ, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов. Согласно ГОСТ Р 51275-99 «Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения» под обработкой информации понимается совокупность операций сбора, накопления, ввода, вывода, приема, передачи, записи, хранения, регистрации, уничтожения, преобразования, отображения информации. То есть фактически любая ИС или АСУ, хоть как-то связанная с критическим процессом, является объектом КИИ. Пока все просто. Информационная система как объект КИИ в сфере здравоохранения?В соответствии с п.1 ст.91 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под информационными системами в сфере здравоохранения понимается: Перечень государственных информационных систем в сфере здравоохранения указан на сайте министерства здравоохранения. Согласно определению, данному в методических рекомендациях по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО) (утв. Министерством здравоохранения РФ 1 февраля 2016 г.) медицинская информационная система медицинской организации обозначается как «интегрированная или комплексная информационная система, предназначенная для автоматизации лечебно-диагностического процесса и сопутствующей медицинской деятельности медицинской организации». МИС МО предназначена для обеспечения: В документе описаны подсистемы, обеспечивающие базовые функциональные возможности, набор которых зависит от типа медицинской организации. Для каждой подсистемы определены обязательные и рекомендуемые функции. Среди функций имеется рекомендуемая функция интеграции с медицинским оборудованием. Это та функция, на основании которой система может стать АСУ. При составлении перечня объектов нужно обратить внимание на определение АСУ. По 187-ФЗ автоматизированная система управления — это комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами. То есть должны быть программные средства, должно производиться управление оборудование (исполнительных устройств). В проекте Приказа Министерства здравоохранения РФ “Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций” (подготовлен Минздравом России 31.07.2018) описаны требования и возможности государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций. В документе определены: цели создания и назначение информационных систем, требования к защите информации, требования к функциональным возможностям информационных систем. Таким образом, не каждая информационная система является информационной системой в сфере здравоохранения, которые должны соответствовать определенным требованиям. Иные информационные системы.В п.6 ст.91 323-ФЗ определены иные информационные системы – системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг. При этом иные информационные системы не входят в состав информационных систем в сфере здравоохранения, но могут подключаться к информационным системам в сфере здравоохранения. В Правилах взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. №447 (далее – Правила), определено что иная информационная система обеспечивает реализацию хотя бы одной из следующих функций: В п.19. Правил указано, что Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет ведение перечня иных информационных систем и обеспечивает размещение сведений из указанного перечня на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Однако, такой перечень найти не удалось, только перечень ГИС (государственные информационные системы). Рекомендуем ознакомиться с этим материалом: Телемедицина.Одной из функций иной информационной системы указано оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Телемедицинские технологии определены ст.36.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ323) и Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 965н (далее – Порядок). В этих документах указано, что телемедицинские технологии используются для консультации в целях профилактики, сбора жалоб, наблюдения за состоянием пациента. Также врач может принять решение о необходимости проведения очного приема: при этом наблюдение за состоянием здоровья пациента возможно только после очного приема. Документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника. На практике (из договора оказания медицинских услуг с подобной организацией) по результатам консультации составляется письменное заключение для пациента. Письменное заключение не является диагнозом и носит рекомендательный характер. Также дается информация о специалистах, к которым следует обратиться для постановки/подтверждения/уточнения диагноза, о рекомендуемых методах диагностики, лечения, связанных с ними рисках, их последствиях и ожидаемых результатах и предоставляет иную подобную информацию. Что в итоге?Ситуация с определением объектов КИИ в сфере здравоохранения выглядит довольно запутанной. С одной стороны, есть определенные типы информационных систем в сфере здравоохранения и требования к ним, с другой стороны, имеются иные информационные системы, функции которых схожи. И к тому же оба типа систем обеспечивают одни процессы. Поэтому рекомендуем быть внимательным при составлении перечня объектов КИИ. Безопасность КИИ: как определить, что делать и что если не делатьКТО МЫ, КИИ ИЛИ НЕ КИИ?Первым делом необходимо выяснить, подпадает ли организация под понятие «субъект КИИ» и сделать это можно посмотрев законодательство. Не нашли себя, выдохните, у вас немного меньше головной боли. Какие критерии указывают что вы субъект КИИ? Первый критерий – ОКВЭД организации. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), они, а их может быть много у одного предприятия, открываются в любой момент деятельности, поэтому актуальный список вы можете посмотреть в выписке ЕГРЮЛ предприятия или информационно-справочных сервисах «Контур Фокус», «Спарк» и пр. ОКВЭД явно укажет, к какой сфере деятельности относится ваше предприятие и подпадает ли под перечень следующих отраслей указанных в ФЗ №-187:
Третий критерий – учредительные документы организаций, к ним относятся уставы, положения организаций (если речь идет о государственных органах), в которых может быть прописан вид деятельности указывающий на принадлежность к критичным отраслям.
Попали под один критерий из трёх? Поздравляем, вы субъект КИИ! Но нужно помнить, что каждый случай разбирается индивидуально и эта тема отдельного обсуждения, посвященная категорированию объектов критической информационной инфраструктуры которую рассмотрим в следующих статьях. Нормативно-правовой акт четко определяет, что «к субъектам критической информационной инфраструктуры относятся государственные органы и учреждения, а так же российские юридические лица и/или индивидуальные предприниматели которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления». У каждого субъекта КИИ есть объекты КИИ: функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей. Объекты критической информационной инфраструктуры обеспечивают функционирование управленческих, технологических, производственных, финансово-экономических и иных процессов субъектов КИИ. Процесс определения принадлежности к субъекту критической информационной инфраструктуры не так прост, как может показаться на первый взгляд. Как мы говорили выше, есть много неочевидных факторов, которые могут влиять на результат, например, открытые дополнительные, не основные, виды деятельности по ОКВЭД или действующие лицензии, которые могут отнести вас субъекту критической информационной инфраструктуре. Мы рекомендуем провести более детальное погружение в вопрос определения принадлежности к субъекту КИИ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВЫ СУБЪЕКТ КИИ?С субъектом и объектом критической информационной инфраструктуры разобрались. Что необходимо сделать вам, как субъекту КИИ, дальше? Первый этап. Необходимо создать внутреннюю комиссию по категорированию и определить состав участников из наиболее компетентных специалистов по вашим бизнес-процессам. Почему делается акцент на бизнес-процессы и уровни компетенции участников? Только «владелец» бизнес-процесса знает все нюансы, которые могут привести к их нарушению и последующим негативным последствиям. Этот владелец или компетентное уполномоченное лицо должен быть в составе комиссии для присвоения правильной категории значимости процессу. Второй этап. На этом этапе собираются исходные данные, проводится предпроектное обследование и на основании полученных данных, комиссия принимает решение о наличии перечня объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию и присваивает категорию значимости. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.02.2018 N 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений» категорий значимости три, 1-я самая высокая. Категории значимости присваиваются исходя из показателей критериев значимости, которых пять: Кстати, вот так выглядит типовой пакет документации по КИИ подготовленный по результатам работ по категорированию. И это документация организации, у которой 0-я категория значимости объектов. На этом этапе есть один нюанс, после утверждения перечня объектов КИИ подлежащих категорированию, субъект КИИ в течении 5 дней обязан известить об этом ФСТЭК России. С этого момента на проведение процедур категорирования отводится максимум 1 год. Если объект КИИ не подпадает под один из показателей критериев значимости, то у него отсутствует необходимость присвоения категории значимости, но тем не менее предприятие является субъектом КИИ у которого отсутствуют критически значимые объекты КИИ. Результатом второго этапа является «Акт категорирования объекта КИИ», который подписывается членами комиссии и утверждается руководителем субъекта КИИ. Акт должен содержать полные сведения об объекте КИИ и хранится субъектом до последующего пересмотра критериев значимости. С момента подписания акта, субъект КИИ в течении 10 дней направляет сведения о результатах категорирования по утверждённой форме в ФСТЭК России (на момент написания статьи форма на стадии согласования окончательного варианта). В течении 30 дней ФСТЭК проверяет соблюдение порядка и правильности категорирования и в случае положительного заключения, вносит сведения в реестр значимых объектов КИИ с последующим уведомлением субъекта КИИ в 10-ти дневный срок. Третий этап, заключительный. Пожалуй, один из самых трудоёмких и дорогих – выполнение требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ. Не будем вдаваться сейчас в детали, а перечислим ключевые стадии по обеспечению безопасности объектов КИИ: Более подробную информацию по срокам и этапам выполнения требований ФЗ-187 можно узнать из нашей статьи: «СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЗ-187». Так же на странице вы можете БЕСПЛАТНО скачать стартовый комплект документов для начала работ по категорированию объектов КИИ. ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ?Мы рассмотрели, кто такой субъект критической информационной инфраструктуры, что такое объект КИИ и какие необходимо выполнить действия для выполнения требований ФСТЭК. Теперь хотелось немного поговорить об ответственности, возникающей в случае невыполнения требований. Согласно Указа Президента РФ от 25.11.2017 г. №569 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. №1085» федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченный в области обеспечения безопасности КИИ является ФСТЭК. Государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ будет осуществлять ФСТЭК в виде плановых и внеплановых проверок с последующим предписанием в случае выявленных нарушений. Плановые проверки проводятся: Внеплановые проверки будут проводиться в случае: Если ФСТЭК выявит нарушение, будет выписано предписание с конкретным сроком устранения, который можно будет продлить по уважительным причинам, а вот в случаи с Прокуратурой РФ будет все сложнее, т.к. она придёт к вам уже с постановлением об административном правонарушении, ссылаясь на статью 19.5 ч.1 КоАП РФ о невыполнении в установленный срок постановления госнадзорного органа. И еще немного о мерах наказания, которые были введены за не соблюдение требований по обеспечению безопасности критической информационной структуры. Согласно Федеральному закону от 26.07.2017 № 194-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в связи с принятием ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» максимальная мера наказания, за нарушения норм безопасности КИИ, составляет лишение свободы до 10 лет. Пожалуй, весомый аргумент! В дальнейших статьях мы более подробно расскажем о каждом из этапов выполнения требований ФСТЭК в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры. Подписывайтесь на уведомления нашего сайте, присоединяйтесь к нам на Facebook и добавляйте в закладки блог. Мы пишем о том, что делаем!Обратитесь в компанию «ИЦ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ»! В контексте требований Федерального закона №-187 о безопасности критической информационной инфраструктуры специалисты компании проведут следующие виды работ: А так же, создадут комплексную систему безопасности производства «под ключ», учитывая архитектуру и специфику вашего производства. Используя лучшие российские и мировые практики по созданию систем безопасности снизят риски и угрозы бизнеса до минимального уровня. Категорирование объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Практические примерыАвтор статьи:Царев Евгений ОлеговичПрежде чем приступить к категорированию объектов КИИ, нужно определиться с основными понятиями, которые разъясняются в Федеральном законе от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»: Критическая информационная инфраструктура — объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов. Объекты критической информационной инфраструктуры — информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры. Субъекты критической информационной инфраструктуры — государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы (ИС), информационно-телекоммуникационные сети (ИТС), автоматизированные системы управления (АСУ), функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей. Значимый объект критической информационной инфраструктуры — объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Компьютерный инцидент — факт нарушения и (или) прекращения функционирования объекта критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемой для организации взаимодействия таких объектов, и (или) нарушения безопасности обрабатываемой таким объектом информации, в том числе произошедший в результате компьютерной атаки. Исходя из этих определений, появляется ясность, что такое КИИ, что является «объектом КИИ», а что «субъектом», и в каких именно отраслях функционируют объекты и субъекты КИИ. Все ИС, ИТС и АСУ субъекта КИИ — это объекты КИИ.ИС – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. ИТС – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. АСУ – комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами. Какие же объекты КИИ подлежат категорированию? На этот вопрос есть ответ в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2018 № 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений» (ПП №127). В данном постановлении четко определено: «Категорированию подлежат объекты критической информационной инфраструктуры, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры». Прежде чем перейти непосредственно к детальному разбору методики категорирования объектов КИИ (согласно ПП №127) советуем Вам внимательно изучить наши предыдущие статьи по данной теме: КАТЕГОРИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КИИ: РАБОЧИЙ АЛГОРИТМЕсли вы не специалист в области ИБ и комплаенса (compliance), то просто прочитав ПП №127, вам будет непросто самостоятельно выполнить работы в области категорирования объектов КИИ, поэтому лучше обратиться за консультацией к профессионалам, а также желательно изучить практические рекомендации по этому вопросу. Первое, что нужно сделать – это составить для себя алгоритм категорирования объектов КИИ: ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРИТЕРИЕВ ЗНАЧИМОСТИВ таблице ПП №127 детально расписаны эти показатели. Например, по «социальному критерию» идет подразделение на «причинение ущерба жизни и здоровью людей», «прекращение или нарушение функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения» и т.д. Потенциальный ущерб учитывается по охваченной территории и по количеству пострадавших людей, детальную информацию по всем показателям можно найти в данной таблице. Устанавливаются 3 категории значимости. Самая высокая категория — первая, самая низкая – третья, а также объекту КИИ может быть вообще не присвоена категория (т.е. «без категории»). Исходя из нормативных документов, организации (субъекты КИИ) будут сами составлять перечень процессов (управленческие, технологические, финансово-экономические, производственные и др. процессы) и сами оценивать их критичность. Таким образом, количество объектов КИИ, которые войдут в перечень, зависит от решения самих организаций. Важное примечание: может получиться так, что у субъекта КИИ вообще не будет объектов КИИ, подлежащих категорированию (т.е. они будут обозначены, как «без категории»). Однако надо учитывать, что «Перечень объектов КИИ» согласовывается с отраслевым регулятором (например, с Министерством энергетики, Банком России и пр.) и перечень объектов КИИ отправляется во ФСТЭК. По вопросам оформления перечня объектов КИИ советуем ознакомиться с «Информационным сообщением» ФСТЭК от 24 августа 2018 г. N 240/25/3752 Какие именно исходные данные понадобятся для категорирования объектов КИИ, можно посмотреть здесь: Этап 5. Сбор исходных данных для категорирования объектов КИИ. КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ ПОДАЧИ ВО ФСТЭК?КАК ОПРЕДЕЛИТЬСЯ ПО СРОКАМ?ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПО КОНКРЕТНЫМ ОТРАСЛЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМИзучив НПА и алгоритм категорирования объектов КИИ (см. выше) можно непосредственно приступить к практике. Здесь хотелось бы дать ряд советов и показать практические кейсы для организаций финансовой и банковской сферы. Это говорит о том, что не каждый банк или финансовая структура вообще подпадает под законодательство о КИИ. Надо помнить, что категорируем мы не субъект, а объект КИИ, для каждого объекта КИИ будет присвоена своя категория, оценку последствий инцидента надо делать для каждого объекта. Формирование комиссии: На начальном этапе нужно сформировать комиссию. Подробнее об этом можно прочитать по ссылке: Этап 1. Создание комиссии по категорированию объектов КИИ (там же и образец «Приказа о создании комиссии по категорированию КИИ»). Определение процессов: Затем необходимо определиться с процессами, которые есть в организации, составить их полный перечень. На этом этапе нам не обойтись без помощи специалистов и руководителей различных подразделений. Рассмотрим, как действовать, на примере банка. Как правило, основные виды деятельности организации уже задокументированы, специалисту ИБ надо внимательно изучить учредительные и др. документы (лицензии, сертификаты), для банков опираемся на Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и нормативные документы Центрального Банка РФ. Виды деятельности банка по Код ОКВЭД 64: «Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению». Затем, исходя из видов деятельности, необходимо прописать бизнес-процессы в финансовой организации. Есть различные классификации бизнес-процессов в банковской сфере (в конкретном банке они, как правило, уже задокументированы). Рассмотрим типовой пример (источник): Основные бизнес-процессы банка: Обеспечивающие бизнес-процессы банка: Управляющие бизнес-процессы банка: Рис.1. Бизнес-процессы банка (типовой пример) Переходим от процессов к критическим процессам: Для начала ответим на важный вопрос: нарушение (или остановка) каких процессов в банке приведет негативным экономическим последствиям, согласно ПП №127? Т.е. другими словами, в ходе категорирования мы попытаемся решить, попадают ли возможные последствия от компьютерных инцидентов на объекте КИИ (ИС, ИТС, АСУ) в категории значимости (ПП 127). Как выделить из всех процессов именно критические и связать с ними объекты КИИ видно на рис 2. Например, Процесс 2 не критический. Рис 2. Выявление критических процессов Далее переходим от процессов к объектам КИИ: Выделяем объекты КИИ, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических процессов, т.е. осуществляют управление, контроль, мониторинг критических процессов. Для соответствия процессов и объектов можно составить такую простую таблицу: Таблица 1. Объекты КИИ и процессы Например, в качестве объектов КИИ в банке есть: На этом этапе уже можно занести объекты КИИ в «Перечень объектов КИИ». Принимаем решение о значимости объекта КИИ: перечень объектов у нас есть, также построена взаимосвязь объектов с процессами (Таблица 1). Далее оцениваем: Для этой работы нам потребуется: «Модель угроз», «Модель нарушителя», а также статистика по компьютерным инцидентам. Как правило, в банках есть свои службы ИБ, у которых имеются политики безопасности и др. документы по ИБ, поэтому, думаем, что проблем с такими данными не должно быть. В помощь службам ИБ: методические документы ФСТЭК России и «Основные положения базовой модели угроз и нарушителей безопасности информации» прил. А ГОСТ Р 57580.1-2017. Как оценивать? Для более точной оценки при категорировании объектов КИИ, мы составили небольшой опросник. На вопросы желательно отвечать точно: «да» или «нет». Таким образом, процесс принятия решения о категорировании объектов КИИ проходит на основании «моделирования угроз». Для финансовых расчетов возможных потерь и убытков согласно табл. ПП 127 п. 8,9,10. желательно привлечь специалистов из экономических подразделений банка. После проведения категорирования объектов КИИ составляется «Акт категорирования объектов КИИ», который отправляется во ФСТЭК в установленные законом сроки.
|