Кинестетическая память что это

Мозг программиста

Спасибо за статью habrahabr.ru/post/191210! Хорошую тему подняли.

Поделюсь и своим опытом. Ниже — идентичное содержание и первой, и заключительной лекции в программе подготовки стажеров.

В программировании, помимо ЭВМ, методик и софта с разных сторон, есть еще такой ключевой элемент, как программист.

Почему он самый главный? Потому что, как знают многие, большую часть решений можно создать без ЭВМ, без методик и без софта – карандашом на бумаге или вовсе в воображении. А без программиста создать программу нельзя. Потому что он, программист, как раз программу и создает.

О программисте, как о решающем факторе, и о его мозге, как об основном инструменте, мы сейчас поговорим.

Рациональное использование ресурсов

Станочник ознакамливается с конструкцией станка до начала работы. Автомобилист изучает устройство автомобиля, его механику и физику, хотя бы на базовом уровне. Швея изучает швейную машинку. Многие художники практически знакомы с поведением ворса на различных видов кистей в различных условиях, с разной силой нажима и углом прикосновения…

Для создания программ ЭВМ программист помимо прочего использует устройство /dev/brain, также известное в миру как головной мозг.

Помимо аналитической части, принципы работы которой до сих пор малоизвестны и сомнительны, основные функциональные части /dev/brain – это каналы восприятия и память. В том числе “оперативная память”, работу которой можно ассоциировать с мышлением.

Так получилось, что каналы восприятия соответствуют разделам памяти, и имеют некоторые связанные свойства. Используя тот или иной канал восприятия – задействуется соответствующий вид памяти.

Каналы восприятия

Кинестетическое восприятие – то, что можно ощущать. По прежнему, лучшим способом передачи информации между поколениями является подзатыльник.

Визуальное восприятие – то, что можно увидеть. Демонстрация обнаженной женской груди часто срабатывает как решающий фактор при принятии жизнеопределяющих решений.

Аудиальное восприятие – то, что можно услышать. Отсутствие шума, музыка, слова коллег, обсуждение, поорать на кого-то или послушать чьи-то вопли – это все отсюда.

Зоны памяти

Кинестетическая память

Самая сильная. В детстве будущего физиолога Павлова укусила собака. Собака укусила и позабыла. А Павлов вырос и не позабыл…
Не знаю, как охарактеризовать объем. Скорость доступа – наивысшая, этот механизм очень близок к инстинктам и рефлексам.

Визуальная память

Имеет самый большой объем. Скорость доступа, пожалуй, ниже средней. Однако, как будет показано ниже, имеет огромнейшие просторы для применения, и является наиболее эффективной.

Простой тест, чтобы хорошо понять это. Вы можете вспомнить лица практически каждого человека, с которым когда-либо встречались в свой жизни. Представляете, какой это объем информации? Причем вспоминание займет 1-2 секунды.

Для решения задач программирования – вполне приемлемые, и даже отличные параметры.

Аудиальная память

А здесь у разных людей по разному. У кого-то она развита хорошо, а у кого-то не развита вовсе. Но всем полезна. Каким образом – покажу ниже.

Абстрактная память

Абстрактному мышлению не соответствует ни один из каналов восприятия. Для того, чтобы что-то представить абстрактно, нужно очень и очень сильно напрягать мозг.

Имеет самый маленький объем! Человек в состоянии одновременно удерживать в голове от 3 до 7 абстрактных фактов. Если его фамилия не Вассерман – в тот момент, когда он попытается учесть восьмой фактор в анализируемой системе – из области логической видимости пропадет один из ранее актуализированных.

И все это можно и нужно учитывать.

Юзкейсы

Покажем, каким образом каналы восприятия работают в различных случаях из работы программиста.

Тупить в монитор

Самый частый и самый низкопроизводительный случай. Программист сидит и тупит в монитор. Читает тексты на разных языках, ищет что-то, пытается что-то решить. При этом основной используемый ресурс – это абстрактное мышление. Самое затратное, дорогое и низкопроизводительное. Поэтому продукты, действительно, гениальны, но приходят они с огромными временными и энергетическими затратами. Это самый низкоэффективный из всех кейсов.

Как избавиться от проблемы тупления в монитор?

Весьма просто. Достаточно поместить часы в область зрения, и каждые 20 минут обязательно покидать рабочее место на 10 минут. Хорошая идея – занять это время физическими занятиями или общением.

Не самые лучшие, хотя и популярные решения – покурить или посмотреть телевизор. Вредно для здоровья, но тоже помогает.

Нарисовать картинку

Используя возможности визуального восприятия и визуальной памяти, возможно принимать решения и анализировать многокомпонентные системы. Даже если количество элементов в системе превышает семи – не составит никакого труда работать с визуальным представлением этой системы в виде схемы.

Есть академические приемы использования этой методики. Во-первых, это прекрасный UML. Во-вторых, это методы XP (экстремального программирования) и SCRUM. Эффективность этих методов неоспорима.

Вообще визуальные методы – самые эффективные для обучения. Помните девочек-отличниц из средней школы? (Осторожно, сейчас будет разновидность юмора — сарказм) Большинство из них – дуры… Но ничто не мешает им систематически получать пятерки. Если вы заглядывали в их тетради – информация всегда хорошо структурирована, и представлена ЦВЕТНОЙ графикой. Поэтому они отлично запоминают материал, и легко используют его даже для абстрактных выводов.

Умные не зубрят. Они конспектируют и рисуют.

Повысить качество иллюстраций просто — достаточно проработать цветовые коды (применить цвета, и сделать это осмысленно и системно) и решить задачи декомпозиции именно на этом этапе. Не допускать визуально сложных схем — делить их на фрагменты и выделять больше уровней, если это необходимо.

Понизить качество иллюстраций также несложно — для этого достаточно рисовать все одним цветом, и (или) делать сложные схемы. Так, чтобы они воспринимались медленно и с трудом.

Обсудить с коллегами

Одни из самых гениальных решений приходят в процессе обсуждения. Поэтому обсуждения так полезны, даже если не все участники обсуждения компетентны. Вспомните метод резиновой уточки.

Что происходит при этом?

До обсуждения, в умах участников (или хотя бы одного, ключевого участника) уже присутствует визуальное и (или) абстрактное представление задачи.

Обсуждение же, как еще один канал восприятия, задействующий аудиальную память, вне зависимости от того, насколько аудиальное представление прокачано у конкретных участников – создает объемное представление предмета! Поэтому именно при обсуждении рождаются даже более гениальные мысли, чем при исключительно абстрактном анализе задач, при туплении в монитор.

Яркие примеры многие из читателей сотни раз встречали в курилках и на планерках у талантливых руководителей.

Мы несколько раз в неделю устраиваем внутренние семинары. Каждый из коллег делится с другими коллегами своими текущими задачами и испробуемыми путями их решения. Пока рассказывают – на ум приходят светлейшие идеи.

Их, идей, много. Они гениальны и цена их низка – обычно за получасовую беседу рождается от 5 до 10 великолепных решений.

Из ТРИЗ. Японские инженеры на внутренних семинарах (планерках, мозговых штурмах – не суть) используют интересный метод. Вначале все участники высказывают как можно более глупые, дикие и сумасбродные идеи. В результате происходит, простите за терминологию, критичное расширение незавершенного гештальта, которое приводит к мгновенному расширению менталитета и получению новых ракурсов восприятия. Таким образом они рождают действительно гениальные, эффективные решения.

Счастье придет, если еще раз пройтись по статье и загуглить термины. Выделить слово, потом нажать правой кнопкой мышки и в открывшемся меню выбрать пункт “Искать. ”

Источник

Виды памяти

Имеются в виду функциональные аспекты памяти, различаемые в зависимости от характера информации, а также способов её фиксации и репродукции. Выделяют следующие виды памяти:

1. Образная память — следы памяти, воспроизведение которых влечёт появление в сознании индивида наглядных и в особенности мысленных образов различной сенсорной модальности. В первую очередь это иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память. Название «иконическая» происходит от греческого еikon — изображение, «эхоическая» — от греческого Echo — имя нимфы, наказанной за болтливость так, что она могла повторять лишь окончания чужих слов (в экспериментах на слуховую память лучше воспроизводятся начальные слова ряда и его окончания, причём последние слова ряда вспоминаются с точностью, напоминающей эхо). Другие виды образной памяти, такие как обонятельный, вкусовой, тактильный, кинестетический и т. д., специальных названий не получили.

Кинестетическая память что это. Смотреть фото Кинестетическая память что это. Смотреть картинку Кинестетическая память что это. Картинка про Кинестетическая память что это. Фото Кинестетическая память что этоКак укрепить память? Узнайте, проконсультировавшись с психологом

2. Эмоциональная память — следы памяти, воспроизведение которых актуализирует отношение индивида к тем или иным явлениям и событиям. Негативное отношение к определённым ценностям характеризует такой феномен, как стыд, совесть и связанные с нею эмоции (чувство вины, недовольство собой и др.). Совесть, как и чувство стыда, сама по себе не обладает побудительной силой, она лишь блокирует неприемлемые для сознания индивида побуждения. Представление о том, что совесть универсальна и одинакова у людей разных эпох, культур и социальных групп, не соответствует действительности, оно заимствовано из христианской этики. Позитивное отношение к ценностям есть то, что обозначается термином идеалы. Идеалы побуждают к действиям в определённом направлении, даже если такие побуждения противоречат потребностям организма и личным интересам индивида.

3. Эпизодическая память — следы памяти, которые, по мнению Э.Тульвинга, содержат пометки о том, где, когда и каким образом была получена соответствующая информация.

4. Автобиографическая память — следы памяти о личной жизни индивида; разновидность эпизодической памяти.

5. Семантическая память — следы памяти о значении слов и иных символов; то же, что и символическая память.

6. Лексическая память — следы памяти на графологические и фонологические характеристики слов речи.

7. Репродуктивная память — вид памяти, благодаря которому достигается точное воспроизведение полученных ранее впечатлений, например при заучивании текста. Иногда обозначается как механическая память.

8. Реконструктивная память — вид памяти, благодаря которому становится возможным свободный пересказ полученных ранее впечатлений. Это, например, вольный пересказ прочитанного текста. Данный вид памяти сохраняет лишь некие абстрактные принципы организации материала, воспоминания тем самым всякий раз как бы воссоздаются заново.

9. Процедурная память — память на автоматизированные действия, навыки, в норме восстанавливаемые без особых сознательных усилий. Например, это артикуляционная память (на автоматизмы устной и письменной речи), амбулаторная память (на автоматизмы ходьбы, бега), экспрессивная память (на выразительные акты), музыкальная память (на способность играть на музыкальных инструментах), двигательная память (на автоматизмы других действий, таких как рассматривание, одевание и раздевание, приготовление пищи, вождение автомобиля, плавание и т. д., включая разнообразные действия профессионального характера), алгоритмическая память (на способы решения задач) и мн. др.

10. Декларативная память — вид памяти, благодаря которому становится возможным устный рассказ о событии, свидетелем которого индивид оказался. Зрительные и иные сенсорные впечатления при этом перекодируются в словесную форму. Если в момент того или иного происшествия индивид не успел проговорить воспринятые впечатления, последующее их воспроизведение бывает весьма неполным и неточным, в него нередко вклиниваются побочные и не имеющие отношения к делу впечатления.

11. Цветовая память — вид памяти на цвета воспринятых объектов.

12. Ассоциативная память — следы памяти, которые воспроизводятся один за другим по признаку смежности (по внешнему сходству, контрасту, времени образования, приуроченные к одной и той же обстановке или ситуации). То же, что и воспроизведённая память.

13. Восстановленная память — вид памяти, функционирующий под влиянием внушения и самовнушения как в состоянии бодрствования, так и в состоянии изменённого сознания (гипнотический транс, просоночное состояние, медитация).

14. Проспективная память — вид памяти о том, что индивид спланировал и намерен сделать в будущем.

15. Интенсивная память — вид памяти, функционирующий с помощью приёмов мнемотехники.

16. Мета-память — вид памяти на состояние и особенности собственной памяти. Память человека настолько специализирована, что перечень её видов можно продолжить. Существует память на лица, на хронологию событий, на имена и названия объектов, на сновидения, на музыкальные образы, на образы воображения и свежие мысли, на болезненные ощущения и психопатологическую продукцию и многое другое. Данное обстоятельство делает понятным огромное разнообразие нарушений памяти, которые носят к тому же весьма индивидуализированный характер. На практике его следует учитывать и в плане изучения патологии памяти. Те стандартные методы исследования, которые используются в патопсихологии и психопатологии (запоминание рядов цифр, слов, фигур), обычно затрагивают лишь отдельные аспекты нарушения памяти и не дают ясного представления о всех имеющихся мнестических расстройствах.

17. Различают также имплицитный и эксплицитный виды памяти. Имплицитная (непроизвольная) память относится к такому запоминанию, удержанию и воспроизведению информации, при которых индивид не прилагает сознательных усилий контролировать эти мнестические процессы. Что-то запоминается, сохраняется или вспоминается, при том что индивид намеренно к этому не стремится. Кроме того, соответствующие впечатления запоминаются и вспоминаются таким образом, что они как бы минуют сознание индивида, об их существовании он может и не догадываться. Информация запоминается в порядке её поступления, способность структурировать её, а также способность забывать нечто второстепенное отсутствуют. Такое состояние памяти делает её недостаточно адаптивной, поэтому она редко развивается далее в подобном качестве.

Существует сравнительно немного случаев исключительной памяти данного рода. Например, описан феномен календарной памяти у лиц с умственным недоразвитием, когда пациенты механически запоминают длинные ряды впечатлений, в частности рисунки на листках календаря от его начала до конца. Иногда этот феномен встречается у пациентов с детским аутизмом. Проявления имплицитной памяти знакомы каждому здоровому индивиду в виде попутных воспоминаний, в том числе в сновидениях. Такие воспоминания невольно всплывают в сознании индивида в состоянии переутомления, и он бывает вынужден прилагать определённые усилия, чтобы помешать их появлению. Существуют болезненные состояния с утратой контроля мнестических процессов, с непроизвольным наплывом механических рядов воспоминаний. В большинстве неконтролируемых процессов памяти у пациентов не следует, по-видимому, говорить о гиперфункции имплицитной памяти, скорее всего, речь идёт о регрессии эксплицитной памяти на ранних этапах её развития.

Эксплицитная (произвольная) память связана с предварительной установкой на запоминание, удержание и воспроизведение впечатлений. Младенец не имеет такой установки, он запоминает впечатления в линейной их последовательности и в первую очередь то, что особенно занимает его внимание. Это и есть имплицитная, как бы первичная, врождённая память. Установка на запоминание формируется постепенно и позже после рождения, с нею, видимо, и связаны воспоминания детских впечатлений в пер вые 3–4 года жизни. Развитие этой установки в значительной степени обусловлено, по-видимому, определёнными требованиями и ожиданиями взрослых, указывающими ребёнку, что важно для него, а что — нет. Тем самым ребёнок учится не только тому, что следует запоминать, но и тому, что надо забывать. Благодаря мнестической установке индивид без особых усилий запоминает важные для себя вещи и легко избавляется от ненужных воспоминаний. Установка, по определению, есть феномен бессознательного.

Следовательно, память, связанная с ней, хотя и является эксплицитной, не может обеспечить адаптивной гибкости наперёд и во всех ситуациях, зачастую совершенно непредсказуемых. Поэтому установка должна дополняться контролем со стороны сознания, когда индивид осознанно решает, как лучше ему что-то запомнить, что сохранить в памяти в первую очередь и до какого времени и от каких следов памяти нужно избавиться без существенных потерь для успешного функционирования. Материал памяти вследствие этого не остаётся неизменным, он так или иначе преобразуется под давлением сознания, кроме того, он меняется под влиянием самооценки, желаний, настроения и др.

Оба вида памяти функционируют в значительной степени независимо один от другого. Так, состояние имплицитной памяти может оставаться относительно неплохим даже при значительном ухудшении или временном выключении эксплицитной памяти. Пациент может, например, что-то запечатлевать в состоянии сна, наркоза; он сообщает, что во время операции и в наркотическом оглушении он «просыпался внутри себя — чувствовал боль, хотел, но не мог дать об этом знать окружающим». Описан редкий случай, когда музыкант, пациент с амнезией на текущие события, смог с посторонней помощью научиться играть новую музыкальную вещь. Такую возможность подтвердил и эксперимент Клапареда, швейцарского психиатра. Здороваясь с пациентом, страдающим амнезией, исследователь протягивал для рукопожатия руку со спрятанной в ней иглой. Пациент поначалу всякий раз пожимал ему руку, но затем перестал это делать и даже отводил свою руку за спину. На вопрос о том, почему он это делает, пациент ответить не мог, он не мог припомнить и сказать о том, что чувствует боль во время пожатия руки врача. Сведений об обратной ситуации, когда резко снижается имплицитная память и на хорошем уровне сохраняется эксплицитная память, в литературе не встречается. Нет, по-видимому, специальных сведений и о психопатологии имплицитной памяти.

В развитии эксплицитной памяти различают несколько этапов.

На самой ранней стадии её развития в онтогенезе фиксация производится посредством хранения каких-нибудь предметов, напоминающих о каком-то событии или явлении прошлого, например с помощью локона волос, фамильных и исторических реликвий, фрагментов разрушенных временем строений, уцелевших от разложения частей тела и т. д. В музеях всех народов, которые дорожат памятью о своих предках, хранится множество таких вещей.

На второй стадии развития произвольной памяти запоминание производится с помощью действий с различными предметами, нередко имеющими символическое значение. Это, например, обрядовые действия, воскрешающие память о затерянных в прошлом событиях. Обучение навыкам не бывает успешным без того, чтобы заучить соответствующие манипуляции на муляжах, макетах, более простых технических устройствах. Нередко для того чтобы вспомнить забытое, индивид повторяет предыдущие совершенно случайные действия. Забыв, например, зачем он пошёл, он возвращается назад и повторяет пройденный им путь.

Третью стадию произвольного запоминания характеризует использование речевых форм. Это, например, вербализация текущих впечатлений, запоминание речевых инструкций о том, что и когда следует делать; составление протоколов, учебных пособий и учебников и вообще каких-нибудь текстов, а также приёмов мнемотехники.

Наконец, последнюю, наиболее совершенную стадию развития произвольного запоминания и воспроизведения характеризует создание индивидом осмысленных структур. Чтобы прочно что-нибудь запомнить, индивиду необходимо хорошо это понять, включить нечто новое в свой прежний и осознанный опыт.

Развитие эксплицитной памяти в филогенезе отражает последовательность формирования способности к произвольной деятельности: вначале это готовность к принятию внешнего принуждения, затем — внутреннее принуждение, позже — появление соответствующей установки и, наконец, сознательный контроль над процессами памяти.

Источник

Кинестетическая память

Когда мы отчетливо осознаем наше положение в пространстве, и понимаем, как работа мышц трансформируется в движение тела, то можем лучше почувствовать наше тело света, астральное тело или нашего двойника. Медленно поднимите левую руку, ощущая изменения, которым подвергаются мышцы, и замечайте, как сопротивляется движению суставов и костей воздух. Выполните подъем левой руки несколько раз, а затем мысленно поднимите правую руку, и попытайтесь воспроизвести все ощущения, которые должны при этом возникать. Поступайте так до тех пор, пока не почувствуете, что «кинестетический» подъем руки вызывает у вас такие же отчетливые ощущения, что и реальный подъем руки. Если вы продолжите выполнять эту практику, работая с разными видами движений и положений разных участков тела, то со временем обнаружите, что способны свободно передвигаться в «кинестетическом» теле. Двойник может выполнять много функций. С его помощью можно «проигрывать» потенциально сложные ситуации или задачи (в продолжение техники расслабления и упражнения «делай проще»). Его можно использовать для шейпшифтинга[8] и призывания (см. главу 8), а также для исследования сновидений и пороговых трансов.

Читайте также

Память

Память Использование триггеров улучшает память. Прибегните к этой технике во время знакомств с новыми людьми, чтобы запомнить их имена. Думайте о своем имени, пока произносите его, чтобы новые друзья услышали и запомнили его на более глубоком

Память

Память Память – удивительное свойство человеческого сознания. Не вызывает сомнений тот факт, что способность к запоминанию оказывает на нашу жизнь огромное влияние. Этот бесценный дар управляет всеми умственными процессами и направляет их. Если бы мы не обладали

II. ПАМЯТЬ

II. ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ — это материал самосознания. Представьте себе, что мы не знаем происходящее, но знаем произошедшее, пусть даже мы активно сконцентрированы на том, что называется «настоящим».Более того, ни в каком состоянии, кроме Саммасамадхи (Саммасамадхи — истинное

Абсолютная память

Абсолютная память Есть люди, которые с абсолютной точностью запоминают все, что они когда-либо видели или слышали. Например, японка Акира Харагучи могла назвать по памяти первые 100 тысяч разрядов числа Пи… Российский журналист Шерешевский без труда запоминал ряды или

Стереть память

Стереть память Мне рассказали про девушку, наложившую на себя руки после насилия над ней. Мама ее говорила, что она целыми днями плакала и перестала выходить из дома. Ей казалось, что все всё знают. Она плакала и твердила: «Мама, как мне жить? Я не смогу этого забыть

«Космическая память»

«Космическая память» Если же говорить о современных озарениях, то, очевидно, самым обильным источником информации о Хрониках Акаши является работа Эдгара Кейса (1877–1945) — ясновидца и христианского мистика, основателя Ассоциации Исследования и Просвещения. Все сорок три

Память

Память Вы уверены, что в вашей памяти содержится только лично ваша, интимная и неприкосновенная информация? А зря! Ученые (институт Вейцмана, Израиль) показали, как человеческий мозг постоянно заменяет собственную память «фактами», навязанными общественной

Постанавливаем память

Постанавливаем память 857 = Человеческий разум – связующее звено, что соединяет небо и землю в единой цепи (41) = «Числовые коды» Крайон Иерархия 15.01.2011 г. (03:05)Проснулась. Мысль в голове: «Вот это да, вот это время наступило, по одному фрагменту всю систему восстановить

21 В память Хуйнэня

21 В память Хуйнэня Возвращение ответственностиОбычно ответственность смещается к объекту! Но у объектов ее нет совсем: вся ответственность лежит на субъекте.Переведи ее домой! Держи ее дома! Где колышется флаг, и что заставляет его колыхаться? Где звенит колокольчик, и

Память тела и память духа

Память тела и память духа Таким образом, мы определяем память как сознательное использование в нужный момент всего опыта, которым обладает персона, или маска, а реминисценцией называем актуализацию того опыта, которым обладает наше высшее Я. На физическом, эмоциональном

Память

Память Многие десятилетия считалось, что ребенок этого возраста не может помнить то, что было в его жизни раньше. Современные дети иные. Многие из них обладают прекрасной устойчивой памятью. Не удивляйтесь, если, начав говорить, они станут вспоминать то, что было в их жизни

Мышление и память

Мышление и память Никакое решение какого бы то ни было рода, сколь бы умным и хорошо продуманным оно ни было, никогда не может положить конец конфликту между людьми, между «вами» и «мной». Мышление не решило наши проблемы, и я не думаю, что оно их когда-нибудь решит. Мы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *