Киокушинкай что это означает
Киокушинкай карате
Киокушинкай карате («общество высшей истины»), или карате кекусинкай — стиль карате, который создал Ояма Масутацу в 1950-х гг.
Ояма Масутацу в молодости
Киокушинкай считается одним из самых трудных и жёстких стилей каратэ.
Он был создан в противовес множеству бесконтактных школ и постепенно завоевал популярность во многих странах и лёг в основу ряда других контактных стилей карате (например, ашихара каратэ).
Для основателя киокушинкай Оямы Масутацу смысл жизни заключался в возрождении каратэ как воинского искусства. Он отделял систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя традициям боевых искусств востока. Однако, возрождение каратэ как будо сочеталось с его пропагандой как «каратэ для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии. Развитие киокушинкай карате во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, весьма далёкими от воспитания воинов. За время своего существования карате киокушинкай прочно утвердилось среди спортивных единоборств, изменив изначальные цели и систему подготовки бойцов. Следствием этого явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.
Киокушинкай карате — очень зрелищный вид спорта. Поединки проводятся в полный контакт без защитного снаряжения. Единственное ограничение — запрет ударов руками в голову. Такие бои неизменно привлекают на соревнования по карате кекусинкай большое число зрителей. Предлагаем оценить эстетическую красоту поединков в кекусинкай на примере данной видеозаписи:
Также в карате Кёкусинкай изучаются и ката:
Тайкёку 1, 2, 3 — созданы Гитином Фунакоси в 1940-х гг. для обучения новичков; пример ката:
Тайкёку 1, 2, 3-ура (те же ката Тайкёку, только основные перемещения выполняются не простым шагом, а с разворотом через спину); пример ката:
Пинан 1, 2, 3, 4, 5 — созданы Анко Итосу путём упрощения более сложных китайских форм; пример ката:
Пинан 1, 2, 3, 4, 5-ура (те же ката Пинан, только основные перемещения выполняются не простым шагом, а с разворотом через спину); пример ката:
Сантин-но-ката; пример ката:
Сайфа (Сайха); пример ката:
Цуки-но-ката; пример ката:
Тэнсё; любимое ката Масутацу Оямы:
Гэкусай-дай; пример ката:
Гэкусай-сё; пример ката:
Сэйпай; пример ката:
Стилем кекусинкай, как и многими другими видами восточных единоборств, занимаются в доги, которое отличается от традиционного более короткими рукавами — примерно до локтей или чуть ниже. Такой покрой часто называют покроем в стиле Оямы, он так же характерен для стилей, произошедших от кекусинкай (ашихара каратэ, кудо, сэйдокай, энсин). Доги и пояс имеют нашивки, определяемые конкретной федерацией и школой. Но, как правило, для всех школ характерна нашивка в виде каллиграфии «киокушинкай» на левой стороне груди.
Статьи о киокушинкай каратэ
Ниже представлен базовый список терминов с их определением, которые используются в Киокушинкай карате.
Общие понятия
Канжи — обозначает КиокуШинКай, где Киоку — абсолют, Шин — истина, Кай — организация, всё вместе переводится как «Организация абсолютной истины».
Канку — один из символов Киокушинкай каратэ, символ взят из одноимённого ката «Канку». В этом ката руки подняты к небу и соединены в больших и указательных пальцах. Точки Канку обозначают пальцы рук, а широкие секции справа и слева представляют запястья, а центральный круг символизирует глубину и бесконечность неба. Круг за символом обозначает продолжительность и круговое действие.
Сосай — основатель киокушинкай карате — Масутацу Ояма (годы жизни: 1923 — 1994, первая школа киокушинкай каратэ была открыта в 1954 г. в Токио).
Сихан (шихан) — мастер киокушинкай каратэ со степенью 5 дан (чёрный пояс с 5ю золотыми полосками) и выше.
Сенсэй — учитель, мастер киокушинкай каратэ со степенью 3-4 дан (чёрный пояс с 3-4 золотыми полосками)
Сэмпай — старший ученик, тренер (зачастую обладатель чёрного пояса)
Додзё (доджо) — зал для занятий
Дан — мастерская степень (чёрный пояс)
Кю — ученическая степень (с 10 по 1)
Доги — одежда для занятий каратэ (часто по ошибке путают с «Кимоно»)
Осу (ос) — словесная форма приветствия, согласия, понимания
Техника
Кихон — базовая техника (отработка такой техники производится без участия партнёра)
Рэнраку — технические комбинации
Ката — комплекс упражнений
Кумитэ — бой (спаринг)
Якусоку кумитэ — учебный спаринг без участия партнёра в передвижении на один шаг
Самбон кумитэ— ученичебный спаринг без участия партнёра в передвижении на три шага
Дзию (джию) кумитэ — свободный спаринг
Нагорэ — мягкое дыхание (лёгкий вдох носом и выдох ртом)
Ибуки — силовое дыхание (быстрый вдох носом и выдох ртом с применением силы лёгких)
Нидан — двойное повторение
Самбон — тройное повторение
Команды
Сеёдза — сесть на колени
Мукусо — закрыть глаза
Мукусо ямэ — открыть глаза
Рэй — поклон
Ёи — приготовиться
Хаджимэ — начать
Ямэ — закончить
Маваттэ — развернуться
Хантай — сменить (например, стойку)
Наорэ — вернуться в исходное положение
Ясумэ — расслабиться
Ичи (ити) – один
Ни – два
Сан – три
Ши (си) – четыре
Го – пять
Року – шесть
Шичи (Сити) — семь
Хачи (Хати) – восемь
Ку – девять
Джу (Дзю) — десять
УРОВНИ
Джодан (дзёдан) – верхний
Чюдан – средний
Гэдан – нижний
НАПРАВЛЕНИЯ
Агэ – вверх
Ороси – сверху вниз
Маэ – вперед
Ёко – в сторону
Усиро – назад
Маваси – по кругу
Сото – снаружи внутрь
Учи – изнутри наружу
Хидари – лево
Миги – право
Ой – одноимённое положение
Гяку – разноимённое положение
Маэ коса – зашаг спереди
Усиро (уширо) коса – зашаг сзади
Кайтэн – поворот через спину
Ура – техника, выполняемая с разворотом на 360 °
Ударные части тела
Сэйкэн – кулак (передняя часть: два казанка указательного и среднего пальца).
Уракэн – тыльная часть кулака.
Тэццуй – нижняя часть кулака
Шуто (Сюто) – внешнее ребро ладони
Хайто – внутреннее ребро ладони
Шотэй (Сётэй) – нижняя часть ладони.
Кокэн – запястье.
Нукитэ – ладонь с четырьмя выпрямленными пальцами
Хиджи (Хидзи) – локоть
Тюсоку – подушечки пальцев стопы
Сокуто – внешнее ребро стопы
Тайсоку – внутренняя выемка стопы
Хайсоку – подъём стопы
Хидза – колено
Аши (Аси) – стопа
Какато – пятка
Сунэ – голень
Стойки
Ёи дачи — стойка ожидания
Фудо дачи — пятки на ширине плеч, носки развёрнуты
Дзенкутсу дачи — передняя нога согнута, задняя прямая
Учи хачи дачи — пятки на ширине плеч, носки повёрнуты внутрь
Мисуби дачи — пятки вместе, носки врозь
Кокутсу дачи — стойка с заднеё приклонённой ногой, передняя нога пяткой не касается пола
Некоаши дачи — стойка подобна кокутсу дачи, но расстояние между ногами значительно меньше
Санчин дачи — ноги на ширине плечь немного согнуты, одна нога на ступню впереди другой, носки обоих ног повёрнуты внутрь
Киба дачи — ноги шире плеч и согнуты в коленях на 90°
Тсури аши дачи — стойка на одной задней ноге
Моро аши дачи — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперёд
Хейсоку дачи — ступни вместе
Какэ аши дачи — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади или спереди;
Блоки
Дэёдан укэ – верхний блок
Сото укэ – блок предплечьем снаружи внутрь
Учи укэ – блок предплечьем изнутри наружу
Гэдан барай – сбив вниз
Маэ-Маваши-Укэ (Маэ Маваси Укэ) – передний круговой блок.
Шуто-Маваши-Укэ (Сюто Маваси Укэ) – круговой блок в позиции Шуто.
Моротэ учи укэ — блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой
Учи укэ гэдан барай – двойной блок предплечьями
Удары руками
Маэ хидзи атэ – подбив локтем
Удары ногами
Какэ гэри (ура маваси гэри) – обратный круговой удар
До маваси кайтэн гэри — «вертушка в падении»
Киокушинкай (кекусинкай). Правила и особенности. Плюсы и минусы
Киокушинкай (кекусинкай) в дословном переводе означает «общество высшей истины». Это контактный стиль каратэ, появившийся в 1950-х гг благодаря мастеру Масутацу Ояма. Этот вид единоборства считается одним из самых сложных и жестких, но при этом он пользуется наибольшей популярностью в мире.
Создавая кекусинкай, Ояма стремился противопоставить его бесконтактным стилям, и ему это удалось. Дисциплина сразу показала свою мощь на спортивном татами, на мировых чемпионатах, а также послужила базой для множества других видов каратэ. Развитию единоборства способствовали многие спортивные организации, в том числе и Олимпийское движение.
Правила и особенности киокушинкай
Схватка между спортсменами носит название «кумите», что в переводе с японского означает «поединок». Кумите отличаются зрелищностью, поскольку запрещают удары руками только по голове и удары в пах, а количество защитной экипировки минимально. Бои насыщены разнообразными ударами ногами и руками, которые выполняются мощно и эффектно, потому на состязаниях по кекусинкай всегда присутствует огромное количество болельщиков.
Площадка для спарринга (додзе) имеет форму квадрата со стороной 8 м. Ее поверхность устлана матами. Бойцы выходят на площадку с противоположных сторон и становятся лицом к главному судье. Участник, вызванный первым, надевает красную повязку и располагается справа от рефери. Тому, кого вызвали вторым, полагается белая повязка и место слева от судьи.
Экипировка спортсменов состоит из:
Другие защитные аксессуары могут использоваться только по рекомендации врача и с разрешения главного судьи.
На турнире присутствует 4 судьи и рефери. Последний находится на додзе, около бойцов. Обычно он одет в черные брюки, рубашку темно-синего цвета, а на шее — желтый галстук-бабочка. Также, как и спортсмены, он выходит на площадку босиком. Каждый из судей, включая рефери, имеют право голоса при определении результатов поединка.
Выйдя на площадку для кумите, спортсмены выполняют ритуальные поклоны, цель которых — выразить уважение судье, тренеру, сопернику и символам единоборства.
Продолжительность поединка зависит от категории бойцов:
Правилами киокушинкай предусмотрена возможность назначения судьей дополнительного времени боя (до 2 мин.). Это происходит в случае, если по завершению поединка победитель не выявлен.
Разрешенные и запрещенные удары
Участникам поединка разрешается выполнять следующие технические приемы:
Кекусинкай запрещает:
Кроме того, недопустимо драться, опустив вниз голову.
За использование запрещенных приемов, разговоры в процессе боя, за грубое и неспортивное поведение боец получает предупреждения. Таковых предусмотрено 4: устное, первое, второе; предпоследнее и последнее, влекущее дисквалификацию.
Победителя кумите выявляют одним из следующих способов:
Чистая победа присуждается бойцу, если:
Половина победы объявляется в следующих случаях:
Хантэй, или победа по решению судейской коллегии, объявляется, если за отведенное на поединок время победитель не установлен. В этом случае судьи проводят голосование и выявляют чемпиона по большему количеству голосов.
Критериями принятия решения выступают такие показатели, как:
Если при этом один из участников имеет оценку «вадза-ари», коллегия присуждает первенство ему. При наличии предупреждений у бойцов побеждает тот, у кого их меньше. Если один из участников не нарушал правила, то первенство присуждается ему.
Система поясов
Квалификационные уровни в киокушинкай подразделяются на ученические (кю) и мастерские (даны). И тех, и других предусмотрено по 10, и каждому соответствует пояс определенного цвета с поперечными полосами или без них.
Все 10 данам полагается черный пояс, который означает мудрость. На него нашиваются полоски золотого цвета в количестве, соответствующем дану. Мастер 10 уровня носит пояс красного цвета.
Для получения более высокого уровня необходимо сдать аттестационный экзамен, который включает в себя:
Между аттестациями предусмотрены определенные промежутки времени. В разных федерациях они разнятся, но есть одно главное правило: чем выше уровень, тем больше времени должно пройти между экзаменами. Кю и даны присваиваются на всю жизнь и могут быть сняты только за серьезное дисциплинарное нарушение.
Символ киокушинкай
Именуется «Канку» («созерцание неба») и происходит от соответствующего упражнения (ката). В этом упражнении боец поднимает руки вверх, проводя ими по кругу. Точки в Канку — это пальцы, толстые секции — запястья, а центр — это бесконечность. В 1950-х гг. данный символ был принят Международной организацией кекусинкай, но в настоящее время существует несколько Федераций, курирующих различные стили, а потому Канку утратил свой объединяющий смысл.
Плюсы и минусы
Хотя данный вид единоборства признан наиболее жестким, он имеет большое количество достоинств, благодаря которым и заслужил мировое признание.
К основным из них можно отнести:
К минусам дисциплины можно отнести:
Тем не менее, достоинства этой дисциплины явно превосходят его недостатки. А потому многие спортсмены останавливают свой выбор именно на киокушинкай. Он позволяет подготовить крепких бойцов, не уступающих по физической силе и технике представителям других видов боевых искусств.
Киокушинкай каратэ
“В век угрозы ядерной войны, кровопролитных локальных войн, противостояния сверхдержав и многочисленных крупных организаций, определяющих судьбы всего человечества, люди начинают заниматься каратэ-до для сохранения в какой-то мере достоинства одного человека, надеясь обрести силу”. © Масутацу Ояма
История стиля Киокушинкай каратэ
Стиль Киокушинкай каратэ создан корейцем японского происхождения Оямой Масутацу после второй мировой войны на основе различных стилей японского каратэ, прежде всего Годзю-Рю, Шотокан и корейских систем рукопашного боя.
Мастер Ояма, чьи заслуги реформатора признают все, даже недруги и завистники, сыграл огромную роль в деле возвращения каратэ-до истинного духа Будо.
В 1954 году было открыто первое додзё Киокушинкай, что и считается началом школы Киокушинкай Будо Каратэ. В переводе Киокушинкай означает “Общество абсолютной истины””. Основная идея Оямы заключалась в том, чтобы возродить древнюю традицию истинных боевых искусств в условиях новейшего времени.
Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной, системе обучения, то есть к созданию “ядра” школы, где ограниченное количество ближайших учеников (учи-дэши) проходят “посвящение” в сокровенные тайны боевого искусства под руководством самого основателя, как это делалось в родовых кланах самураев или в монастырских общинах, и в четкой привязке дзэнских принципов к технике каратэ.
Но не только это выделило детище Оямы из общей массы школ каратэ. Киокушин – это, прежде всего, предельная эффективность боевого тренинга, постоянная психологическая и физическая готовность к схватке, максимальный реализм поединков, приоритет практики перед теорией.
В начале 60-х годов, когда происходило становление стиля, Ояма и его ученики делом доказывали свою приверженность идеалам истинного Будо: яростные спарринговые марафоны, поединки с представителями различных видов единоборств, невероятные, стоящие на грани возможного трюки, поединки с животными.
Внешне техника Киокушинкай больше всего похожа на технику Годзю-Рю. Процесс обучения весьма продолжителен, и в нем можно выделить несколько важнейших этапов:
Соревновательные поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения, что позволяет не только оценить технический уровень каратэка, но и его способность противостоять реальным ударам противника, вести бой в состоянии психологического и физического давления. Удары руками в голову и шею запрещены, как и удары в спину. Методы обучения отличает большая суровость и почти воинская дисциплина.
Стиль Киокушинкай, организационно, не входит ни в какие другие союзы каратэ-до. Хонбу, головная организация Международной Организации каратэ Киокушинкайкан (IKO), находится в Токио, где проводятся сезонные сборы лучших учеников.
Международная организация каратэ Киокушинкайкан, самая многочисленная из всех ветвей Киокушина, проводит соревнования различных уровней, в том числе и чемпионаты мира. В настоящее время этим стилем занимаются порядка 15 миллионов человек в 140 странах мира!
Основатель стиля – Масутацу Ояма (Masutatsu Oyama)
Символика
Главными символами школы Кёкусинкай легендарного Масутацу Оямы являются Канку и Чэндэн
Канку — это символ Кёкусинкай означающий «приветствие восходящему солнцу». Раскрытые ладони, поднимающиеся по кругу, формируют символ, позволяющий созерцать небо. Узкие концы Канку представляют собой сомкнутые пальцы и символизируют пределы. Широкие части представляют запястья и обозначают бесконечность и силу. Символ Канку заключен в окружность, символизирующую непрерывность, подразумевающую глубину.
Чэндэн — сложный иероглиф Кёкусинкай, состоящий из трёх простых иероглифов:
«Кёку» — окончательный, абсолютный предел
«Син» — правда, действительность, реальность, истина
«Кай» — организация, общество, союз
Ключевым в названии «Кёкусинкай», конечно же, является полное глубокого символизма слово «Кёкусин», выражающее центральную идею школы Оямы Масутацу и поддающееся различным интерпретациям.
Если исходить из современных и наиболее употребительных значений иероглифов «кёку» и «син», название «Кёкусин» можно перевести как «абсолютная истина». Поэтому слово «Кёкусинкай» часто переводят как «Союз абсолютной истины».
Однако сам Ояма Масутацу в своей известной работе «Философия Кёкусин» раскрывает значение слова «кёкусин» через словосочетание «макото-о кивамэру», что означает «доискиваться правды» или «доходить до конца в постижении истины». Нет, Ояма не претендовал на знание «абсолютной истины», он лишь звал своих последователей к ее постижению! Есть ещё и другая интересная трактовка. В книге «Воспитай дух воина и тебе не будет равных», в главе «Школа. Что это такое?» Ояма трактует «Кёкусинкай» — как «подлинное, настоящее каратэ», сравнивая его с существующим каратэ бесконтактным, которое он считает «не настоящим каратэ», из-за отсутствия в нём реальных ударов в поединках. Но это еще не всё. В самом названии «кёкусин» зашифровано прямое указание на то, как именно следует искать истину, что нужно для этого.
Дело в том, что иероглиф «син» (кит. чжэнь – 真) выражает специфическое понятие китайской (и шире — дальневосточной) философии и культуры. В отличие от западной и индийской философии, где понятие «истина» имеет главным образом онтологический смысл, в китайском понятии «шин» сильнее выражен смысл ценностно-нормативный. В древнейшем китайском словаре «Шо вэнь цзе цзы» «чжэнь» толкуется как «превращение человека, вознесшегося на небо». Впервые в философском контексте понятие «чжэнь» использовал даосский мудрец Чжуан-цзы (около 369 — 286 до н. э.) как обозначение подлинности бытия и предела искренности в человеке, необходимого для того, чтобы обрести утраченное единство с окружающим миром, постичь Путь-Дао, управляющий жизнью вселенной. Именно в этом значении иероглиф «чжэнь» используется во многих философских текстах дальневосточной традиции.
Иероглиф «кёку» (кит. цзи – 極) в китайской философской традиции соотносится с понятием «ри» (кит. ли – 理), которое обозначает абстрактный принцип или закон, а также предельный стандарт и высший идеальный прототип какой-либо вещи. У космоса тоже должен быть предельный стандарт, высший и всеохватывающий. Он охватывает всё множество ри вещей и является их высшей совокупностью. Он называется Тай-цзи – «Великий Предел». Соответственно, «Кёкусин» – это, прежде всего, «предельная искренность», без которой невозможно постижение истины, подлинное познание боевого искусства, достижение вершин – пределов – мастерства.
Действительно, Ояма видел высшую цель каратэ-до в поиске абсолютной истины на пути воинского искусства, что превращало практику Кёкусинкай в своего рода религиозный ритуал, путь самопознания. Мастер решительно отстаивал духовные ценности Будо каратэ — каратэ как Пути постижения и совершенствования себя посредством практики боевого искусства, — противопоставляя их корыстной мотивации профессионального спорта. Преобладающему в профессиональном спорте духу самоутверждения он противопоставлял характерный для Будо дух самоотрицания.