Китайские дауши что такое
Душа в Древнем Китае
Отрывок из книги Анастасия Новых
Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы
Женя же хмыкнул и с ноткой юмора в голосе произнёс:
— Добро пожаловать. ся в гости, однако.
Женька вновь рассмешил наш коллектив своей клоунадой. На него обрушился целый шквал шуток, но парень стойко их парировал, перевоплотившись в понравившийся ему образ «китайского чукчи». Весёлая пятиминутка также неожиданно закончилась, как и началась. Николай Андреевич что-то спросил у Сэнсэя по поводу духовного начала. К сожалению, из-за хохота ребят на очередной Женькин ответ я прослушала, о чём именно был задан вопрос. Но, отвечая на него, Сэнсэй сказал следующее:
— Пожалуй, я уделю этой теме ещё немножко времени и расскажу одну китайскую притчу по этому поводу.
Ребята притихли и с интересом стали слушать притчу.
— Когда-то давным-давно жил в Китае один мудрец по имени Танг-Ця-О. Много лет он прожил, многое знал, что делается и на земле, и среди звёзд. Но считался он самым мудрым среди людей потому, что многое знал о том, что творится внутри человека. Однажды пришли к нему ученики и застали его за необычной работой. В саду возле дерева, под которым часто отдыхал и размышлял мудрец, Танг-Ця-О заканчивал копать самому себе могилу. Испугались ученики и стали спрашивать, зачем он сделал это раньше своей смерти, раньше назначенного небом срока. Мудрец ответил: «Чтобы помнить о Покое». Удивились ученики и попросили Танг-Ця-О пояснить смысл его мудрых слов. И он рассказал им следующую историю. «Сегодня я сел отдохнуть возле дерева и стал размышлять о прожитой жизни на этой земле. И до того углубился в размышления, что увидел, как от моей души Хунь отделился добрый дух Шэнь, а от моей души По отделился злой дух Гуй. Они сели друг против друга и завели разговор.
Гуй одобряющим голосом предложил Шэнь:
— А хорошо бы пожить ещё раз!
Дух Гуй печально вздохнул и сказал:
— И всё же хорошо бы пожить ещё раз!
Дух Гуй совсем заплакал:
— Хорошо бы пожить ещё раз!
Слушая их, мне на миг вдруг стало жалко дух Гуй, ведь он умрёт вместе с телом и растворится в земле безвозвратно. И в этот миг я подумал: «Да, хорошо бы пожить ещё раз!» И в тот же час я словно провалился в забытье. Дух Гуй подхватил меня и весело понёс через тьму в новую жизнь, шепча на ухо: «Да, да, да! Хорошо пожить ещё раз! Я возвращу тебе юность, наполню радостью твоё существование, дам тебе такие знания и научу таким ремёслам, искусствам, что наша жизнь с тобой протечёт в роскоши и удовольствиях.
Я подумал. И не увидев в этом ничего плохого, согласился:
И сразу мы очутились в дремучем лесу, в самой непроходимой чаще. Дух Гуй смело пошел вперед, раздвигая для меня колкие ветки, да так, что я свободно передвигался, даже ни разу не поранившись. И я подумал: «Какой глупый этот мой дух Гуй. Пусть идёт себе впереди. Это даже очень хорошо для меня. Пусть делает за меня всю черную работу, а я буду лишь наслаждаться жизнью.
Пришли мы к жилищу могущественного дракона. Первым подошел к нему дух Гуй, и тот, коснувшись его своим жалом, тут же наполнил силой. Увидел я, что моему духу ничего плохого не сделалось, и тоже подошёл к дракону. Коснулся он своим жалом моего тела и сделалось оно молодым. Ударил дракон хвостом о землю, и очутились мы в помолодевшем вместе с нами мире, где источался опьяняющий аромат удивительных цветов, где чудесно пели необыкновенные птицы. Возрадовался я ощущениям полноты жизни и пошёл к людям.
Как обещал Гуй, так и случилось. Наделил он меня своим познанием. Вмиг возвысился я среди радости людской пустоты, удивляя всех своими знаниями, мастерством в ремеслах и искусствах. Да только стал я безвольным слугою для своего духа Гуйя. Ведь что я ни думал, да мысли духа Гуй всегда главенствовали во мне, что бы я ни говорил, а слова от моего духа Гуйя вылетали первыми. И что бы я ни делал, а зачинателем дела всегда был мой злой дух Гуй. И ничего я так и не смог сделать доброго для своей души Хунь: ни мыслью, ни словом, ни делом. Ни даже остаться с ней наедине, чтобы обрести самого себя и свой путь. И поблёк весь мир в моих глазах. Перестал я чувствовать аромат цветов и слышать пение птиц. Понял я, что обманул меня злой дух Гуй, ибо я позволил ему идти на шаг впереди себя, сделавшись ему безвольным слугой и закабалив тем самым в его власти свою душу Хунь. И горько пожалев о содеянном, я заплакал. Ведь тогда под деревом мне оставалось сделать всего лишь шаг, чтобы обрести для моей души Хунь Покой и Гармонию. В этот миг я очнулся и прозрел, постигнув суть. Взял лопату и стал копать могилу для тела и духа Гуй, чтобы каждый день, приходя сюда, до самой своей смерти помнить о душе Хунь и её Великом Доме Покоя».
Тайны перехода
Представления традиционной китайской медицины (ТКМ) о зачатии и развитии ребенка значительно отличаются от взглядов, принятых в европейской науке.
С позиции материалистического мировоззрения сложно объяснить не только процесс появления новой жизни, но и само понятие живого. Трудно дать определение таким категориям, как самосознание, разум, интуиция, тем более непросто разобраться в патогенезе психических отклонений. Каноны христианской религии кое-что проясняют. Еще большее понимание дает буддизм. В китайской же культуре, объединившей шаманскую веру в Природу, логику конфуцианства и духовность даосизма, все эти процессы объясняет строгая и очень красивая теория.
Интеллект, сила воли и разум
В основе этой теории лежат все те же понятия инь и ян, ци и эссенции, концепция пяти стихий у-син — как в бытовых вопросах, так и в медицинской науке. Согласно этой основе материальным системам нашего организма — органам — соответствуют энергетические и духовные аспекты, различные по функциям, расположению, движению и «энергетической плотности».
Так, в «китайской» системе селезенки живет энергетическая субстанция — интеллект («и»), а в почках — сила воли («чжи»). От силы и здоровья материальных органов зависит качество их «вторых половинок» — нематериальных. К примеры, чем крепче у человека от рождения почки, тем мощнее сила воли, способность воплотить в жизнь любое дело. Чем четче работает система пищеварения, тем лучше питание головного мозга и работа интеллекта в его обычном понимании.
Все три указанные энергетические структуры всецело принадлежат телу — вместе с ним рождаются, зреют и умирают. И если бы мы с вами сделали биоробота, возможно, только ими и обошлись. Такое создание, контролируемое электроникой, могло бы решать некоторые задачи, но — не было бы человеком. Потому что для этого нужна душа, которая является основой во всех религиях и в которую верят даже атеисты.
По ТКМ душа состоит из двух частей: иньской и янской — телесной и эфирной души.
Эфирная душа хунь
Эфирная душа (хунь) в широком смысле соответствует западному пониманию души. Согласно древнекитайским верованиям она входит в тело спустя три дня после рождения в ходе церемонии имянаречения: отец дает ребенку имя, а вместе с ним передает небесную эфирную душу. (Сравните с христианскими традициями.)
В самом названии эфирной души заложено основное ее качество — невесомость, эфирность, призрачность, возможность к полету (ведь она «гуй»: дух, призрак). Это интуитивная, нерациональная сторона человеческой природы, у которой своя «программа» жизни, на которую разум не может влиять. Но последующее взаимодействие разума и эфирной души формирует основу всей психики человека.
Так, у маленьких детей, приблизительно лет до семи, разум очень мало ограничивает движения эфирной души. Если для взрослых такое состояние — патологическое, то для детей — вполне нормальное. Необузданные фантазии, яркие миры, игры, оживающие предметы, резкие изменения настроения — в поведении маленьких детей эфирная душа видна во всей красе. Не потому ли считают, что дети «истинны», не способны ко лжи? Не потому ли в их обличии изображают ангелов?
По мере взросления, после семи лет, разум становится более зрелым и начинает контролировать небесную душу. Ребенок меняется. А его необузданная энергетическая стихия начинает течь в обозначенном русле и работать на благо организма.
Являясь активной ян-структурой, эфирная душа придает движение всему, с чем взаимодействует. Это движение в мечтах и мыслях, в планах и проектах; движение в человеческих отношениях, процессе сновидений.
Она отвечает за интуицию, вдохновение, идеи, творчество, отношения с другими в семье и обществе, — иными словами, соответствует нашей индивидуальности.
«Проживает» эфирная душа, по воззрениям древних китайцев, в печени. Но возвращается в нее ночью, во время сна, днем же находится в глазах. Не зря говорят, что глаза — зеркало души! Если инь печени истощена, сон у человека беспокойный; эфирная душа мечется и может даже временно выходить из тела — это ее особенность. Ведь, по буддийским представлениям, душа осуществляет связь между индивидуальным разумом и вселенским. Если такого контакта нет, разум находится в замешательстве: у человека нет целей, отсутствуют сновидения, он ощущает себя несчастным.
Но самое интересное, что эфирная душа, возможно, бессмертна! После смерти она покидает тело человека и возвращается на небеса. В «Книге ритуалов» («Ли цзи») говорится, что «плоть и кости со смертью умирают и возвращаются к земле, в то время как дух — эфирная душа — переживает тело и покидает его».
Телесная душа по и «кости предков»
Иньская часть души — телесная душа (по) — имеет совершенно иные качества. «Женская половинка» входит в тело на третий день после зачатия и формирует тело. Согласно ТКМ, плод «полностью состоит из телесной души и эссенции» и питается телесной душой матери (!). Энергетическая связь матери и ребенка сохраняется долгое время и после родов, и если разлучить младенца с матерью, это чревато негативными последствиями для его здоровья. При рождении ребенка эфирная душа присоединяется к телесной, и последняя ее удерживает. Вот и получается, что «мать предоставляет основание, отец — оплодотворение».
В дальнейшем телесная душа отвечает за физиологические процессы: дает способность чувствовать (осязать), слышать, ощущать, видеть. Через нее идет воздействие на эфирную душу, разум, интеллект и силу воли. Это от телесной души зависит ловкость движений и равновесие, координация тела. По сути, она и есть — инь.
Вообще, в Китае вера в духов не утрачена по сей день. Умерший человек остается членом семьи в виде духа (гуй) и незримо помогает во всех делах. На похороны и содержание могил расходуют большие средства, а почитание ушедших родственников остается одной из обязанностей живущих.
«Судьба» умершего человека изначально определена. В даосском трактате «Ле цзы» говорится: «То, что принадлежит Небу, чисто и рассеивается. То, что принадлежит Земле, плотно и не рассеивается. Когда дух покидает тело, каждый из них возвращается к своему подлинному состоянию». Вот почему духов называют «гуй» — «тот, кто вернулся домой».
А при жизни две половинки души — эфирная и телесная — неразделимы. Хотя эфирная душа может чрезвычайно растягиваться, приходить и уходить, между ними, словно пуповина, постоянно остается связь. Если гармония нарушится и эта связь исчезнет, человек умрет.
Получается, что главным условием жизни является гармония взаимодействия всех сил в организме, материи и духа. «Когда кровь и ци гармонизированы, питательная и защитная ци соединены, есть все пять внутренностей, разум (шэнь) находится в сердце, есть эфирная и телесная души, тогда формируется человеческое существо».
Знакомство с фактами исторической культуры Китая и познание основополагающих теорий традиционной китайской медицины поднимает и целый пласт моральных вопросов: отношение к суррогатному материнству, экстракорпоральному оплодотворению, абортам, эвтаназии, похоронным процедурам. Да и к смыслу жизни в целом. Кто мы? Чрезвычайно сложная структура, временно живущая на планете, или вечное взаимопревращение энергии и материи? Способ существования белковых, а может, и энергетических тел? Вопросов пока больше, чем ответов.
Китайские души # 2 | |
---|---|
Художник | Нэнси Кроу |
Год | 1992 ( 1992 ) |
Тип | Одеяло |
Размеры | 210 см × 230 см (81 × 89 дюймов) |
Место расположения | Художественный музей Индианаполиса, Индианаполис |
Владелец | Художественный музей Индианаполиса |
Китайские души # 2 это лоскутное одеяло к Американец художник Нэнси Кроу, расположенный в Художественный музей Индианаполиса, в Индианаполис, Индиана, Соединенные Штаты. Оно было создано в 1992 году как часть серии мемориальных одеял, начатых ею в ответ на зверство, свидетелем которого она стала в Китае в 1990 году. [1]
Содержание
Описание
Китайские души # 2 сделан из окрашенный сопротивлением ткань который был вышитый, машинный, и стеганый. В процессе окраски были созданы круговые узоры и богатая палитра оттенков. Вышивка по спирали добавляет композиции энергии. Это сочетание ярких цветов, ярких узоров и социальных комментариев типично для работ Кроу. [1]
Кроу выполнил начальную окраску ткани, которая затем была покрашена Lunn Fabrics. Кроу в одиночестве разрезала и нарезала одеяло в своей мастерской, все еще слыша крики осужденных. Она часто перестала плакать. Затем она вышила лоскутное одеяло с помощью Марлы Хаттабо, Сюзанны Келлер и Марии Маджизано. Хаттабо выполнил выстегивание вручную по шаблону, созданному Кроу. [2]
Исходная информация
Внутренняя реакция Кроу на казни была настолько интенсивной, что она почувствовала себя вынужденной начать вышивать сетку кругов на окрашенной резистом ткани, которая была у нее с собой, пересечение перекрестия пистолета и нарисованных на стене кругов. родители мальчиков будут знать, где они умерли. Когда она вернулась в Соединенные Штаты, она быстро изготовила серию из десяти одеял, основанных на той же теме, которую она считает Китайские души # 2 быть лучшим. [4]
Приобретение
В 1996 году произведение искусства было продано Нэнси Кроу Художественному музею Индианаполиса, где ему присвоен инвентарный номер 1996.249. [3]
Художник
ХУНЬ ПО
Полезное
Смотреть что такое «ХУНЬ ПО» в других словарях:
ХУНЬ — ХУНЬ, в китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо. Связана с силами ян (см. ИНЬ ЯН) … Энциклопедический словарь
хунь — ХУНЬ, заимств. (кет.). – Дочь (прим. авт., 1. 20). – Дочь! Хунь, значит, – ухмыльнулся Ондрюшка. – Блудаю в твоих словах (2. 431) … Словарь трилогии «Государева вотчина»
ХУНЬ — в китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо. Связана с силами ян … Большой Энциклопедический словарь
ХУНЬ — в китайских мифологических представлениях душа (наряду с по, лин и др.). Считалось, что душа X. связана с силами ян, а душа по с инь (см. Инь и ян). Душа X. управляет духом человека, а по его телом. Предполагали, что после смерти человека X.… … Энциклопедия мифологии
хунь по — см. души небесные и земные … Китайская философия. Энциклопедический словарь.
Хунь — в кит. миф. представлениях душа (наряду с по, лин и др.). Считалось, что душа Х. связана с силами ян, а душа по с инь. Душа Х. управляет духом человека, а по его телом. Предполагали, что после смерти человека Х. улетает на небо, а по… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Хунь-чунь-хэ — (Хунчунка) река в Маньчжурии, в провинции Гиринь, левый приток реки Ту мынь улы, близ русско китайской границы, берет начало из хребта Мугдохэн. Первоначально река течет с З. на В., затем извивается к Ю. и, сделав в нижнем течении поворот к Ю.З … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Хунь-чунь — или Хунчун китайский гор. в Гириньской провинции Маньчжурии, созданный искусственно китайским правительством административно военный центр, на правом берегу реки Х. чунь хэ, в 25 верстах от русского пограничного Хуньчунского караула. Обнесен… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
хунь дунь — см. хаос … Китайская философия. Энциклопедический словарь.
Саммо Хунь — Само Хун Хун Цзиньбао (кит. 洪金寶, пиньинь Hóng Jīnbǎo, кант. Хун Кампоу, более известный как Саммо Хунг Кам Бо или просто Саммо Хун; род. 7 января 1952, Гонконг) знаменитый гонконгский кинорежиссёр, актёр, постановщик боевых сцен, мастер кунг фу … Википедия
Представления о душе и загробном мире в позднесредневековом Китае
Традиционные китайские представления о душе и загробном мире являются характерным образцом так называемого религиозного синкретизма в Китае. С древности китайцы придерживались одновременно весьма разных точек зрения по вопросу о том, что такое душа человека, какова её судьба после смерти и как устроен загробный мир. Китайские представления о душе могут показаться расплывчатыми и противоречивыми, но не следует забывать, что они были прежде всего откликом на потребности жизненной практики. Понятие души в китайской культуре в значительной мере служило средством определения различных социальных ситуаций и разрешения присущих им конфликтов.
Начать с того, что в Китае не существовало единого мнения о том, сколько душ имеется у человека. Согласно классической концепции, развитой в особенности даосами, человек наделён двумя душами — хунь 魂 и по 魄, представляющими светлое начало ян и темное начало инь (в даосских книгах нередко утверждается, что в человеке наличествуют три души лунь и семь — по). Согласно распространённому поверью, после смерти человека его тяжёлая, или плотская, душа остаётся с его телом в могиле и разлагается вместе с ним, а лёгкая и бессмертная душа хунь отправляется на тот свет.
На практике, однако, большое значение имела концепция трёх душ, согласно которой одна душа обитает в табличке с именем человека на семейном алтаре, вторая витает в могиле, а третья попадает в ад или на небеса. В даосской традиции существовали представления о наличии в человеке 7 или 12 душ, однако они не оказывали большого влияния на народное сознание. Наконец, в известных обстоятельствах допускалось, что у человека есть только одна душа. Так, во время беременности будущая мать и её родственники должны были заботиться о том, чтобы не причинить вред душе зародыша, что грозило будущему ребенку физическим увечьем.
Древние китайцы верили, что душа человека после смерти переселяется в обитель духов, которые в фольклоре нечётко отделялись от предков. В средние века под влиянием буддизма китайцы усвоили идею чистилища, в котором душа человека отбывает наказания за совершённые при жизни прегрешения. Изображение адских мук стало в позднее средневековье одной из популярнейших тем народной иконографии и народного искусства в целом.
В представлении китайцев, ад состоял из десяти кругов или, точнее сказать, инстанций, поскольку ад в Китае, как и всякая публичная организация, мыслился по образцу чиновничьей канцелярии. В первой инстанции определялось наказание, уготованное для души в стенах чистилища, в последней — её судьба в следующем рождении (душа могла переродиться в одном из шести состояний — от святых небожителей до зверей и растений). Считалось, что накануне перерождения адские власти давали душам напиток забвения, который отнимал у них память о прошлом цикле жизни. В Северном и Восточном Китае официальным владыкой ада числился Дунъюэ дади 东岳大帝 (Великий император Восточного пика) — бог горы Тайшань 泰山, под которой, согласно распространённому поверью, размещался ад. В Сычуани и в Южном Кита в этой роли фигурировал Фэнду дади 丰都大帝 — Великий император горы Фэнду. Однако в массе простонародья наибольшее значение среди властителей подземного царства придавалось всемилостивому бодхисаттве Дицзан-вану 地藏王, у которого можно было просить заступничества, и хозяину пятой канцелярии Яньло-вану 阎罗王 — наиболее грозному и неподкупному судье ада, ведущему своё происхождение от буддийского Ямы — владыки ада.
Среди умерших не все были обречены вечно томиться в круге перерождений. Души особо выдающихся людей попадали в сонм богов, управлявших вселенной. Наконец, в народном сознании бытовал и третий образ потустороннего мира — рай, соотносившийся либо с буддийским представлением о царстве Чистой земли, либо с даосским мотивом обители бессмертных небожителей — синей.
Дополнительный свет на особенности понятия души в Китае проливает распространённое среди китайцев толкование безумия или одержимости как «потери души». Подобная оценка экстраординарных психических состояний указывает на то, что для китайцев душа человека (точнее, его «светлая», бессмертная душа) воплощала не просто его жизнь, но его социальное бытие, т. е. его бытие как личности. Нельзя не заметить, что характерное для китайской культуры понимание личности как совокупности социальных функций индивида перекликалось с представлением о множественности душ в человеке.