Китовый ус для корсета что это
До потери сознания Зачем мужчины и женщины веками пытались казаться тоньше, чем на самом деле
Тонкая талия у женщин в моде практически всегда: с древних времен до наших дней от женщины даже при наличии пышной груди и основательных бедер ожидали тончайшей талии. На протяжении нескольких столетий этого добивались с помощью специального белья — корсета. «Лента.ру» исследовала его историю.
Талия матроны
Корсет, во всяком случае корсет второй половины XIX столетия, — изделие, как сейчас бы сказали, высокотехнологичное: это понятно любому, кто видел это сооружение в одном из музеев быта или моды. Для корсетов использовался такой не самый распространенный в повседневной жизни материал, как китовый ус (гибкие костные пластины из ротовой полости морского млекопитающего), а для изготовления требовалось недюжинное владение не только материалом, но технологией кройки и шитья. Поэтому легко догадаться, что в те времена, когда такие технологии были недоступны, корсетов в понимании позапрошлого века просто не существовало.
Однако избыточная полнота не приветствовалась у женщин даже в древности. Первые упоминания о корсете (точнее, его примитивных прообразах) историки костюма относят к XVII столетию до нашей эры — нечто подобное носили в Древнем Египте и Междуречье. В античности мода сохранилась. Чтобы скрыть избыточность форм (помимо жирка на талии, это могла бы быть и слишком пышная грудь), девушки и даже молодые матроны в Древнем Риме, например, туго обматывали свои тела полосами плотной ткани (например, льна). Тот же прием использовался при желании по тем или иным причинам скрыть беременность на ранних сроках.
Корсет вошел в повседневный обиход в Европе в Средние века. Как ни странно, первоначально он появился не для того, чтобы поярче подчеркнуть женские прелести, а скорее наоборот — чтобы их отчасти скрыть. Корсеты XVI века из металлических пластин и со шнуровкой на спине максимально прижимали женскую грудь, чтобы она не выглядела излишне пышной. При этом незамужним женщинам разрешалось обнажать верх груди почти до сосков: считалось, что им так легче найти себе супруга. На известном портрете работы Франсуа Клуэ Диана Пуатье, фаворитка французского короля Генриха II, изображена с декольте, смелым даже по современным меркам.
Платья такого рода были дорогими, их в основном носили аристократки. Именно они изображены на портретах кисти Гольбейнов и других художников позднего Средневековья и Ренессанса. Для простолюдинок был бюджетный вариант — похожий на жилет корсаж из ткани со шнуровкой спереди, который можно было быстро и удобно надевать самостоятельно поверх рубашки (корсет на аристократках затягивали служанки). Функции корсажа были те же, что и у корсета — поддержка бюста и формирование акцента на талию.
Неунесенные ветром
Подлинного своего расцвета корсеты достигли в начале XVII столетия. У самой утянутой талии все же есть какие-то чисто физиологические пределы. Даже если девушка очень худенькая от природы и затягивать ее начали еще ребенком, сделать талию уже 35 сантиметров (стандарт XVI века) сложно. Чтобы она все же казалась еще более тонкой, портные измыслили фижмы: накладки, набитые ватой, которые надевались под нижние юбки и собственно платье. Талия над широченными фижмами выглядела неправдоподобно узкой.
Фрагмент картины «Менины», Диего Веласкес, 1656
Изображение: Diego Velazquez
О том, что затягивать девочек-аристократок в корсеты начинали еще задолго до пубертата, свидетельствует знаменитое полотно Веласкеса «Менины»: на переднем плане изображена маленькая дочь испанского короля Филиппа IV принцесса (или, на испанский лад, инфанта) Маргарита Тереза, будущая императрица Священной Римской империи, в пышном парчовом платье с фижмами и в корсете. Девочка затянута в рюмочку, хотя на момент завершения художником картины ей было всего пять лет.
Впоследствии традиция ношения узких корсетов и широких фижм никуда не делась — менялись лишь формы и материалы. В XVII столетии китобойный промысел был развит уже настолько, чтобы для дорогих корсетов использовать пластины китового уса, а не заставлять состоятельных аристократок мучиться в жестких корсетах с деталями из металла или дерева. И без того это был не самый полезный для женского здоровья предмет одежды: корсет стягивал и сжимал не только собственно талию, но и ребра. Из-за этого грудная клетка девушки могла формироваться неправильно, да и дышать ей было тяжело. Обмороки часто провоцировала именно слишком жесткая шнуровка.
Как выглядел ежеутренний процесс одевания девушки в корсет, отлично описано в романе американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», действие которого происходит в Америке времен войны Севера и Юга — то есть начала 1860-х годов. Там же упоминается и о последствиях ношения подобного рода одежды. Служанка-нянька одевает главную героиню, Скарлетт о’Хара.
«— Ухватитесь за что-нибудь покрепче и втяните живот, — распорядилась она.
Скарлетт послушно выполнила приказ, вцепившись обеими руками в спинку кровати. Мамушка, поднатужившись, затянула шнуровку, и когда тоненькая, зажатая между пластинок из китового уса талия стала еще тоньше, взгляд ее выразил восхищение и гордость.
— Да уж, такой талии, как у моего ягненочка, поискать! — одобрительно промолвила она. — Попробуй затяни так мисс Сьюлин, она тут же — хлоп в обморок!»
Во времена Скарлетт, кстати, старомодные фижмы давным-давно ушли в прошлое. Они уступили место сначала ампирным платьям прямого силуэта (самым, пожалуй, гуманным к женщинам из всей моды XVII-XIX веков), а потом — широченным кринолинам (поддерживающей юбки конструкции из нескольких соединенных друг с другом колец). Позже женщины отказались и от кринолинов: в них было неудобно ходить, сидеть в карете или даже в узком кресле. Вместо кринолинов в 1870-е годы и позже, в так называемую belle epoque, женщины стали носить турнюры (нечто вроде фижм, но надеваемое под юбку не по бокам, а сзади).
Красота против медицины
Корсет при этом никуда не делся: весь XIX век женщины продолжали затягивать талии. Причем делали это не только аристократки, но и горожанки, представительницы среднего класса: промышленное производство породило швейные фабрики и большие мастерские, где пошив белья был поставлен на поток. Бюстгальтеров в современном понимании этого слова не было до самого конца XIX столетия, и женщины поддерживали бюсты корсетами — разве что стандарт 35 сантиметров ушел в прошлое (и не мог не уйти: люди XIX века были выше и шире в кости, чем их далекие предки).
За девушек заступились врачи и гигиенисты. Медицина достигла развития, достаточного для того, чтобы связать проблемы с органами дыхания, строением грудной клетки и анемией именно с затягиванием в корсет. Более того: стягивались даже беременные женщины, что могло привести к выкидышу. Специалисты по истории моды Валери Стил и Коллин Гау опубликовали научное исследование, базирующееся на анализе исторических документов — писем и дневников. Они сделали вывод, что в целом стягиваться буквально в рюмку женщин никто не заставлял — они делали это по той же самой причине, по которой сейчас увеличивают свой бюст или «накачивают» губы в клиниках пластической хирургии: из женского тщеславия. Однако надо учесть, что даже в XIX веке женщина из привилегированного сословия могла устроить свое будущее только посредством удачного замужества. Нормальное образование и работа ей не светили. Затягиваться дочерей-невест могли вынуждать и родители, стремившиеся выдать их замуж самым перспективным образом.
Красота требует жертв: женская мода и удивительные приспособления
Женская мода удивительна, что только не придумывали законодатели мод или сами женщины на протяжении столетий, чтобы быть еще привлекательнее! Порой их уловки выглядели странно — подушечки турнюр, огромные клетки кринолина или причиняющие невероятную боль корсеты. Более того, абсурдность таких нарядов подмечали даже их современники. К счастью, большая часть подобных модных придумок осталась только в учебниках по истории и на полотнах живописцев, но некоторые, например корсет, здравствуют и поныне.
Женщинам всегда нравились пышные юбки, порой, чтобы добиться максимального эффекта, средневековым модницам приходилось надевать под платье пять-шесть нижних юбок. И вот в XVIII веке появилось панье. Панье, от французского panier — «корзина», конструкция из обтянутых полотном обручей. Каркас этого приспособления изготавливали из китового уса, ивовых или тонких металлических прутьев. Панье пристегивалось к корсету при помощи пуговиц. Каркас панье был объемным, но очень легким, поэтому юбка при ходьбе колебалась, открывая туфли, что было весьма пикантно. В 1718 году во Франции принцесса де Монтань благодаря платью с панье скрыла дефект своей фигуры, после чего мода на него распространилась по всей Европе. Панье быстро видоизменялось, приобретая различные формы — круглые или овальные. Самые большие панье при дворах носили исключительно аристократки. В 1740-е годы появилось «панье с локотками», которые делали юбку широкой по бокам, но плоской спереди и сзади. Мода на панье прошла только к концу XVIII века. Конечно, такие платья были не очень удобными, но очень красивыми и дорогими. Конструкция в разы увеличивала ширину юбок, на которых размещали узоры, сложные декорации и богатые вышивки.
В России и в Германии панье называли фижмами, от немецкого Fischbein, «рыбья кость», «китовый ус». Фижмы делали из ивовых прутьев или китового уса, они крепились поверх нижней юбки так же, как и панье, но были более эластичными. Фижмы и объемные юбки вызывали часто насмешки, про них слагали анекдоты и рисовали карикатуры.
Кринолин стал логическим продолжением панье. Изначально кринолин — это жесткая, льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, позднее — жесткая структура, придающая юбке требуемые формы. В Англии кринолин был известен еще с 1829 года, хотя патент на эту ткань был зарегистрирован немного позже, 4 июня 1840 года, в Париже предпринимателем Удино. К 1850 году слово «кринолин» стало обозначать куполообразную присборенную юбку, форму которой придавали многочисленные нижние юбки. «Искусственный кринолин» же на стальных обручах появился лишь в 1859 году, его автором стал основатель высокой моды Чарльз Фредерик Ворт.
Кринолин не менее часто становился объектом сатиры. Его сравнивали с клеткой, в которую заточили женщину; высмеивали за то, что дамы в таких платьях не могут пройти сквозь дверной проем, ведь диаметр кринолина достигал порой 180 см! При падении дамы или ее неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону. Многие современники считали, что кринолин не только скрывает фигуру женщины, но и несет в себе опасность. Дамы не всегда могли видеть края своего платья. Правда, существует легенда, что кринолин однажды спас даму в сложной ситуации. Убегая от любовника, она выпрыгнула из окна, которое находилось на высоте 75 метров, и, как на парашюте, благополучно приземлилась на землю. Несмотря на очевидные неудобства, кринолин стал неотъемлемой частью и детской моды. Не только девочки, но и мальчики носили костюмы с небольшим кринолином.
В середине 1860-х годов существовало два вида кринолина. Юбки кринолина для парадных туалетов были широкими, длинными, выдавались сзади углом, чтобы держать шлейф. И это еще не все! Поверх кринолина надевалась белая перкалевая юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами. Повседневные платья имели круглый маленький подъюбник. Кринолин был узким у талии и постепенно расширялся к подолу, что по форме напоминало воронку. Ко второй половине 1860-х годов мода на высокую талию поставила кринолины на грань вымирания. В начале 1870-х годов кринолин постепенно уступает место турнюру.
Объясните пожалуйста, что такое корсет на китовом усе?
История корсета неотрывно связана с историей костюма, историей развития человечества. Первые упоминания о корсете относят к 2600-1250гг до н. э. Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря, создали интересную культуру. Костюмы жителей Крита и Микен поражают своей сложностью и искусностью. Это прекрасный крой, подчёркивающий все характерные особенности фигуры.
В Древней Греции ( 8-2 в до н. э. ) для придания фигуре стройности, женщины стягивали грудь страфионом, а талию туго охватывали куском ткани.
В Европе корсет появляется в Средние века, во времена Крестовых походов. Корсеты выполняли в основном защитную функцию и внешне походили на воинские доспехи.
В ХIV веке, во Франции ( в Бургундии) появляются корсеты, моделирующие фигуру.
Только в середине XVII в, благодаря Франции, появляется мода на большие декольте и корсет уже не сплющивает, а подчеркивает пышную грудь, тонкую талию, округлые бёдра
В XVIII веке у женщин был обычай утягивать талию корсетом до размера, равного обхвату шеи любовника, то есть до 30-40 сантиметров. Это притом, что обхват головы человека – 50-60 см.
С XVIII века вся Европа ставит идеальную осанку во главу угла. Теперь корсет делается из китового уса. Ус мягче железных вставок, но плотнее обхватывает корпус, делая его очень изящным.
Ну а китовый ус вставляли для жесткости. Тогда китов массово можно было добывать.
Если же вы про нынешнее время
«Сейчас необычно популярны корсажи и корсеты. Для их изготовления необходим «китовый ус», которые вшиваются в боковые швы и придают корсажу необходимую плотность. «
То китовый ус можно только в скобках писать (т. к. скорей всего заменитель)
Китовый ус для корсета что это
Я подумала, может быть можно заменить каким-нибудь жестким шнуром (для электропроводки, телефонным). Как думаете? Какие есть еще варианты?
Окса, я не раз использовала пластмассовые линейки из канцтоваров. Нужно не самые тонюсенькие и не толстые. Режутся ножницами, концы я закругляю тоже ножницами, можно дырочку на конце просверлить и за неё закреплять.
У меня никаких проблем не возникло.
Лорна, спасибо за столь лестное признание, но я использую металлические специальные кости. И покупаю их на фабричке, которая их делает в первую очередь для ортопедических корсетов и бандажей.
Во времена всеобщего дефицита, году так в 88, использовала толстую алюминевую проволоку, концы закругляла пасатижами. Корсажик до сих пор жив. Сейчас в продаже есть спец лента.
Слыхала от одной дамы, шьющей средневековые платья, что она пускала на корсетные косточки.
разрезанную на полоски бутылку (большого размера) из-под Линора.
а мы в ателье когда была проблему с костями решили таким образом; на строительном рынке или в магазине строительного профиля продают хамуты это такие палки гибкие пластикове, бывают разной жесткости, разной длины, толщины ширины, они напоменают по свойствам китовый ус очень подходящая вещь а главное дешего потому что в комплекте их сразу 100 не один корсет и стоят дешего
вообще они называются стяжка для кабеля но если ненужные концы отрезать то серединка подходит как кости
А кончики как? Оплавляли или просто обрезали скругляя?
Диана темка про то чем можно заменить кости; про регилен это не новость и действительно не всегда вариант, я как то шила корсет с региленом клиентки так она сходила раз на мероприятие и то как она сидела регилен принял такую же вогнутую форму может сам регилен такой попался, но я теперь его использую не для корсетов, а например для кринолина,
7 леденящих кровь вещей, которые терпели женщины ради красоты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Химические пилинги, которые сжигают слои кожи на лице. Вызов сердечной недостаточности для подавления аппетита. Носы, откорректированные скальпелем, и женская грудь, которую разрезают, чтобы вставить силикон. Красота становится опасной для здоровья женщин. Но справедливости ради стоит сказать, что подобные страсти вовсе не издержки нынешнего века. В нашем обзоре 7 методов, к которым прибегали дамы в далёком прошлом, чтобы быть красивыми.
1. Корсеты из китового уса
Что отличает мужчину от женщины? Как минимум, целые внутренние органы. В течение всего 19 века убивали китов, чтобы дамы могли использовать китовый ус в корсетах, которые они затягивали так, что зачастую получали разрыв селезенки.
2. Мышьяк в рационе
В 19 веке и раньше женщины ели мышьяк, чтобы «иметь цветущий вид, блестящие глаза и хорошее либидо». Мышьяк принимали во время фазы растущей Луны, начиная с очень маленькой дозы (пока организм не выработает иммунитет к нему). Но, однажды начав принимать мышьяк, уже нельзя было остановиться, потому что в таком случае человек мог умереть. Также была масса побочных эффектов, таких как зоб (мышьяк блокирует йод в щитовидной железе, вызывая отеки).
3.Ленточные черви
Если от природы женщина была пухлой и никак не могла похудеть, то она начинала принимать яйца солитера в виде таблеток. В кишечнике развивался ленточный червь, который начинал питаться тем, что попадало в организм человека. Соответственно, человек начинал худеть, поскольку большинство съеденного усваивалось червем, который вырастал до гигантских размеров (иногда до 30 метров).
4. Бинтование ног
Некоторые историки считают, что история Золушки возникла в Китае. В других культурах кажется странным и неестественным, что женщина может иметь ноги настолько маленького размера. Традиция возникла в Китае примерно в 10 веке. Еще в юном возрасте девочкам привязывали тканью пальцы ног к ступне и заставляли носить обувь очень маленького размера. Постепенно ноги деформировались в так называемые «золотые лотосы». Во-первых, такие женщины практически не могли ходить. А во-вторых, завернутые к ступне недоразвитые пальцы и глубокие складки на ступнях, возникающие в процессе деформации практически невозможно было промыть, поэтому ноги «лотосы» могли неприятно пахнуть и даже загнивать. Поэтому женщины никогда не демонстрировали свои ступни даже мужьям.
5. Радиоактивная косметика
С 1930-х годов французские производители выпустили косметическую линию Tho-radia, в которую добавляли хлорид тория и бромид радия «для дополнительной бодрости духа». Они утверждали, что Tho-radia «стимулирует клеточную жизнеспособность, активизирует кровообращение, укрепляет кожу, устраняет жиры, предотвращает расширение пор, предотвращает и лечит фурункулы, прыщи, покраснения, пигментацию, останавливает старение и избавляет от морщин, сохраняет свежесть и яркость лица».
Женщины закапывали выжимкой из этого смертельно опасного растения свои глаза. Это приводило к расширению глаз, что считалось сексуальным. Правда, красотка могла ослепнуть.
7. Свинцовая пудра
В 1700-е годы по Европе гуляла оспа. Если человек выживал после этого заболевания, то на его лице оставались оспины. В основном их маскировали свинцовой пудрой, которую накладывали толстым слоем. Но от свинцовой пудры появлялись язвы, и даже более того – ее использование приводило к опухоли мозга или параличу.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: