Квадриум что это история 6 класс

Значение слова «квадривиум»

Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

арифметику (считалась базовой дисциплиной),

музыку (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и тому подобное), по числу которых и получил название.

Квадривиум составлял повышенный курс светского образования в средневековых школах и университетах (следующий за тривиумом — курсом гуманитарных наук, составлявшим в них начальный курс).

Доктрина семи свободных искусств, разделявшихся на тривиум и квадривиум, была систематизирована Марцианом Капеллой в его энциклопедическом труде «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Термин «квадривий» (в написании quadruvium; написание quadrivium установилось только в Средние века) впервые встречается в «Арифметике» Боэция, который планировал написать трактаты по всем четырём дисциплинам цикла. Сохранились арифметический (De institutione arithmetica) и музыкальный (De institutione musica) трактаты. Трактаты о геометрии и астрономии Боэция до нас не дошли, либо так и не были им написаны.

квадри́виум

1. общее название системы точных наук в Средние века ◆ Имелся здесь и свой университет, в коем молодые люди Эдельмарка, соседней Фриссы и многих других земель изучали тривиум, квадривиум, юриспруденцию, медицинскую магию и богословие. Юлия Федотова, «Свет. Испытание Добром?», 2015 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: буферный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Квадривиум

Квадри́виум, или квадри́вий (лат. quadrivium — «четырёхпутье») — повышенный курс светского образования (следующий за тривием) в средневековых школах и университетах. Квадривий состоял из 4 дисциплин: арифметики (считалась базовой дисциплиной), геометрии, астрономии и музыки (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и т.п.).

Примечания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Квадривиум» в других словарях:

квадривиум — сущ., кол во синонимов: 1 • обучение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Квадривиум — (Лат.) Термин, употреблявшийся во времена Средневековья схоластами для обозначения четырех последних путей знания, которых первоначально было семь. Таким образом, грамматика, риторика и логика назывались тривиум, а арифметика, геометрия,… … Религиозные термины

квадривиум — (лат. quadrivium, буквально пересечение четырёх дорог), в средние века 2 й, повышенный, цикл «семи свободных искусств», следовавший после тривиума и включавший арифметику, геометрию, астрономию и музыку. * * * КВАДРИВИУМ КВАДРИВИУМ (лат.… … Энциклопедический словарь

КВАДРИВИУМ — (Лат.) Термин, употреблявшийся во времена Средневековья схоластами для обозначения четырех последних путей знания, которых первоначально было семь. Таким образом, грамматика, риторика и логика назывались тривиум, а арифметика, геометрия, музыка и … Теософский словарь

Квадривиум — (лат. quadrivium, буквально пересечение четырех дорог) повышенный курс светского образования в средневековой школе, состоявший из 4 предметов: музыки, арифметики, геометрии и астрономии. Вместе с начальным курсом Тривиумом К. составлял… … Большая советская энциклопедия

Квадривиум — см. «Семь свободных искусств» … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

квадривиум — квадр ивиум, а … Русский орфографический словарь

квадривиум — (2 м) … Орфографический словарь русского языка

Источник

Квадриум что это история 6 класс

Лекция 11:
Расцвет средневековья

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

К 1000 году нашей эры раннее средневековье, охарактеризованное состоянием постоянного хаоса, вторжений варваров и всестороннего упадка наконец было завершено.

Политические, общественные и экономические институты Западной Европы обрели определенную стабильность и цельность, продолжавшуюся на протяжении порядка пяти последующих веков.

В период между 1000 и концом 1200-х годов нашей эры, известный так же как «Высокое средневековье», средневековая цивилизация считается достигшей своей высшей точки развития.

Первое, что отличает Высокое средневековье от предыдущего периода это появление системы организованного высшего обучения, получивший название «университета».

Интерес к учебе и искусствам проявился в Европе еще ранее, в 800-е годы, в царствование Карла Великого. Именно при Карле в крупных городах стали открываться первые монастырские школы. Будущие университеты расцвели впоследствии именно на основе этих школ, хотя и в корне отличались от них по ряду признаков.

Университеты, от латинского universitas, означавшее «объединение группы людей в единое сообщество, компанию, корпорацию или гильдию», по сути своей являли характерную для того времени гильдию торговых или деловых людей, соединившихся с целью защиты собственных интересов. Так, в случае с университетами, группой людей оказывались студенты и их преподаватели, часто находившие наиболее удобным скопление в одном месте для взаимного обучения и проживания.

Одним из первых в Европе можно считать университет Парижа, именовавший себя universitas magistorum et scholarium – «объединение магистров и студентов», и возникший при объединении кафедральной школы Нотр-Дама, аббатства св. Виктора, и недавно созданных монашеских орденов Доминиканцев и Францисканцев.

В Оксфорде, где обучение в некоторой форме велось уже с 1090-х годов, студенты к началу 13 века также организовали universitas. В 13 веке такие «университас» имелись уже и в Болонье, Неаполе, Монтпелье, и Кембридже, куда убежала часть оксфордских студентов после конфликта с местными жителями.

Лекции в ранних университетах:
Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

Хотя по-прежнему основанные на принципах традиции и церковной доктрины, новые университеты делали упор на дебатах, аргументации, и подробном разборе различных тем методом диспутации, в результате чего стала возникать новая, уникальная академическая среда, все более открытая для новых идей и подходов.

Основной программой обучения являлялись т.н. либеральные искусства, разделенные на «тривиум» и «квадривиум»

Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

Все семь либеральных искусств:
Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

По окончании программы либеральных искусств студент получал степень бакалавра и мог продолжить обучение по одной из программ докторского уровня: либо права, либо медицины, либо теологии.

Изначально термин «схоластик» (школьник) относился ко всем ученикам монастырских школ Карла Великого. Однако постепенно термин «схоластика» приобрел особое значение, и стал применяться в отношении специализированного проекта по интеграции веры и разума. Целью схоластиков являлась гармонизация церковной доктрины с плодами философских размышлений.

В то же время не следует заблуждаться по поводу существовавшей меж ними иерархии: по словам Питера Дамиана (1007-1072 г.г.), теология была «королевой наук», а философия – ее служанкой. Учения церкви являли собой нерушимую структуру, внутри которой, однако, схоластический ум свободен был передвигаться и находить альтернативные объяснения, а так же делать на основании этого собственные выводы, по крайней мере по стольку, поскольку они не противоречили канонам.

Схоласты использовали диалектический метод рассуждения, заимствованный у Аристотеля.

1. Проблема формируется как вопрос, например «Является ли существование Бога самоочевидным?»
2. Приводятся аргументы как «за», так и «против» выдвинутого тезиса
3. Достигается разрешение проблемы, либо как нечто среднее между аргументами «за» и «против», либо как защита одной из этих позиций.

Авторитетами, на которых базировались суждения являлись:

Одним из наиболее существенных вопросов, волновавших средневековых схоластов, являлся вопрос об «универсалиях».

Универсалия – нечто общее, что можно найти между различными индивидуальными объектами. Так, например, «круглый» это универсалия, которой причастны планеты, мячи, надувные и биллиардные шары и т.д.

Проблема заключается в метафизическом статусе универсалий, конкретно – в вопросе «каковы взаимоотношения между универсалиями и реальностью?» Подробно она была поднята в переведенных Боэцием комментариях Порфирия к «Категориям» Аристотеля.

Порфирий, в частности, поднимает следующие вопросы:

1. Являются ли универсалии:
а) существующими в реальности независимо
или
б) существующими лишь в нашем сознании?

2. Если они существуют в реальности, то являются ли они:
а) нематериальными
или
б) материальными?

3. Являются ли они
а) чем-то отдельным от объектов
или
б) неотъемлемой частью самих объектов?

Как результат, в зависимости от ответов на эти вопросы, возможны следующие позиции:

Реализм: следуя за Платоном, можно сказать, что универсалии являют из себя реальные объекты, существующие в мире. Следовательно, даются варианты ответов 1 (а) и 2(а), а в наиболее экстремальной версии реализма – так же и 3 (а) – универсалии являются отдельными от объектов чувств существующими в реальности независимо от них нематериальными объектами. Такой позиции придерживался, например, Джон Скот Эриугена (Johannes Scot(t)us Eriugena; ок. 810—877)

Номинализм: следуя за Аристотелем, номиналисты (от латинского nomina, или «наименование») считали, что универсалии являют из себя лишь наименования, и единственной реальностью необходимо считать индивидуальные объекты, которые они объединяют. Наиболее экстремальной позиции в этом придерживался, например, Иоанн Росцелин (Johannes Roscelin) (ок. 1050 — ок. 1122), французский учитель логики

Концептуализм: компромисная позиция меж первыми двумя. Первым ее высказал Пьер (Пётр) Абеляр (фр. Pierre Abélard/Abailard, лат. Petrus Abaelardus; 1079 — 1142). С точки зрения Абеляра универсалия как слово это не более, чем звук, но ее сила заключается в том, что она указывает на универсальную концепцию. Концепция это логическое содержание слова, его значение, то, что оно обозначает. Соответственно, универсалии это объективные качества объектов (реальные концепции), но они не существуют от них независимо. Концептуализм можно считать, в зависимости от контекста, либо мягким реализмом, либо мягким номинализмом.

Мы еще увидим в дальнейшем, почему это оказалось важно, и как это повлияло на европейскую историю и культуру.
Еще один момент, который необходимо учесть:

Возрождение Аристотеля в Европе

Одним из наиважнейших событий, определивших ход европейской истории от средних веков и вплоть до наших дней, явилось появление утраченных работ Аристотеля в Европе в конце 12 века. Работы эти оказались сохранены в Персии и возвращены в результате крестовых походов. В период между 1210 и 1225 годом все они были переведены, в основном, с арабского, вместе с арабскими комментариями к ним, и распространились по всей Западной Европе. Церковь изначально встретила Аристотеля со значительным недоверием:

Так, в 1215 году правила Университета Парижа строго запрещали изучение работ Аристотеля по физике и метафизике (основным текстом до этого были Категории и зачатки Логики). Этот запрет оказался неэффективен, и уже к 1254 году Физика и Метафизика Аристотеля вошли в программу обучения парижского университета.

Именно с приходом Аристотеля изменилось само отношение к религиозной доктрине, в конечном итоге приведшее к расцвету научного подхода. Одним из важнейших мыслителей, принявшим Аристотеля и попытавшимся адаптировать его в рамках теологии был Фома Аквинский, о котором – в следующий раз.

Источник

Семь свободных искусств

Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

Семь свобо́дных иску́сств (septem artes liberales), свободные искусства или вольные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или свободные занятия (liberalia studia), реже изящные искусства (artes ingenuae), хорошие искусства (artes bonae) — круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции ( ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα ), Древнем Риме и средневековой Западной Европе.

Эти термины не нужно путать с терминами «свободное искусство», «свобода искусства».

Содержание

Античность

Ещё в античности начал вырабатываться список учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными искусствами. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией.

В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда (artes mechanicae, например, живопись и скульптура), которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание опредёленных учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн.2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.

Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars ) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

— Боэций. Основы арифметики I,1

Тривий оформился значительно позже, в раннем Средневековье. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.

Список свободных искусств по Исидору Севильскому:

Свободные искусства
ТривиумКвадривиум
ГрамматикаДиалектика (логика) [источник не указан 87 дней]РиторикаАрифметикаГеометрияМузыкаАстрономия

Средние века

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрология и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium) ). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium ). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts ) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

Возрождение и Новое время

Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Современность

В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее liberal arts стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В наше время частью свободных искусств обычно рассматриваются искусство, гуманитарные и общественные науки, а нередко и другие научные дисциплины, например, математика. Считается, что изучение свободных искусств помогает научиться анализировать и интерпретировать информацию, а также умению формировать и выражать своё мнение.

Академические области, которые связывают с термином свободные искусства, включают:

Источник

6 класс. Всеобщая история. Термины.

Квадриум что это история 6 класс. Смотреть фото Квадриум что это история 6 класс. Смотреть картинку Квадриум что это история 6 класс. Картинка про Квадриум что это история 6 класс. Фото Квадриум что это история 6 класс

Аббат — настоятель мужского католического монастыря, в церковной иерархии занимал место после епископа.

Аллах — единый и единственный Бог, создатель мира в мусульманской религии (исламе).

Алтарь — сооружение в восточной части христианского храма (или вся восточная часть храма, отделённая от остального помещения перегородкой), символизирующее жертвенник.

Арабески — европейское название сложного восточного средневекового орнамента из геометрических, каллиграфических и растительных элементов.

Архиепископ — сап или титул епископа.

Аутодафе — торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом, публичное сожжение еретиков).

Ацтеки — индейский народ, создатели государства в Центральной Мексике в ХIII—XVI веках.

Барщина — принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Бедуины — кочевые арабы-скотоводы Передней Азии и Северной Африки.

Бургомистр — глава городского самоуправления (обычно в немецких городах, во французских он назывался мэр).

Бюргерство — полноправные жители средневекового города, платившие налоги и участвовавшие в городском ополчении.

Ваганты — студенты средневековых университетов, школяры, создатели оригинальных поэтических произведений.

Вассал — феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву.

Викинги — участники морских походов и военных экспедиций скандинавских народов в конце VIII — середине XI века.

Витраж — орнамент или рисунок из цветного стекла, обычно помещавшийся в окнах храмов и дворцов.

Возрождение (иначе Ренессанс) — название эпохи в истории западноевропейской культуры, началось в Италии в XIV веке.

Гвельфы — политическая партия в Италии XII—XV веков, поддерживавшая папскую власть в её борьбе с германскими императорами за господство в Италии.

Генеральные штаты — орган сословно-представительной монархии во Франции, впервые созванный в 1302 году.

Геральдика — средневековое искусство составления и описания гербов.

Герб — отличительный родовой знак феодала.

Герцог — крупный земельный собственник, следующий после короля в феодальной лестнице; один из высших дворянских титулов.

Гибеллины — политическая партия в Италии XII—XV веков, поддерживавшая германских императоров в их борьбе с папством за господство в Италии.

Гильдия — объединение купцов одного города, созданное для защиты их интересов.

Городской совет — орган самоуправления средневекового города-коммуны, на заседании которого решались важнейшие вопросы внутренней жизни города и его внешней политики.

Госпитальеры (они же иоанниты) — члены одного из духовно-рыцарских орденов крестоносцев, старейшее монашеское объединение в Палестине.

Готика — архитектурный стиль, зародившийся в XII веке на севере Франции. Отличался применением стрельчатых арок и дуг, устремлённостью зданий вверх, обилием скульптур.

Граф — в раннем Средневековье — должностное лицо, представлявшее короля в округе (графстве), позже — один из высших дворянских титулов.

Гуманизм — новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека.

Гуситы — последователи учения Яна Гуса, участники массового общественного движения в Чехии в первой половине XV века за реформу католической церкви и улучшение жизни народа.

Десятина — десятая часть дохода, которую население должно было выплачивать в пользу церкви.

Доминиканцы — члены нищенствующего монашеского ордена, основанного Домиником Гусманом; своей главной целью члены ордена считали борьбу с ересями.

Духовенство — общее название всех служителей церкви, составлявших привилегированное первое сословие средневекового общества.

Духовно-рыцарские ордены — военно-монашеские объединения западноевропейских рыцарей, созданные католической церковью в период Крестовых походов для защиты и расширения владений на Востоке.

Епископ — священнослужитель высокого ранга. Из епископов выбирали архиепископа.

Ересь — религиозное учение, противоречащее основным положениям господствующей католической церкви, отступление от «истинной веры».

Еретик — приверженец ереси.

Замок — укреплённое жилище феодала (сеньора), преимущественно из камня. Во время набегов неприятеля служил убежищем местному населению.

Император — титул монарха, главы огромного государства (империи).

Индульгенция — полное или частичное отпущение грехов; грамота об отпущении грехов, выдаваемая за деньги католической церковью от имени папы римского, также называлось индульгенцией.

Инквизиция — общее название ряда учреждений (специальных судов) католической церкви по делам веры, занимавшихся преследованием еретиков.

Инки — индейское племя, создавшее обширную империю с центром в перуанских Андах.

Инкунабулы — печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания Гутенбергом до 1 января 1501 года.

Ислам — одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII века среди арабов. Главный догмат ислама — вера в единого бога Аллаха.

Кардинал — второй по значимости ранг в иерархии западнохристианской церкви после папы римского; с XI века пап римских выбирает собрание кардиналов.

Католическая церковь — христианская церковь Западной Европы после разделения церквей в 1054 г., возглавляемая папой римским.

Кириллица — славянская азбука, созданная византийскими богословами и просветителями братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.

Книгопечатание — способ изготовления книг с помощью оттисков. В Европе распространился благодаря изобретениям Иоганна Гутенберга в середине XV века.

Коммуна — городская община, добившаяся самоуправления. Управлялась городским советом и выборным правителем города (мэром, бургомистром, дожем).

Коран — главная священная книга мусульман, собрание божественных откровений, ниспосланных пророку Мухаммеду, обращений Аллаха к людям.

Кортесы — сословно-представительные региональные собрания в государствах Пиренейского полуострова.

Крестовые походы — военные походы па Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные католической церковью в 1096—1270 годах для борьбы против «неверных», освобождения Святой земли и Гроба Господня.

Крестьяне — сельские жители, основным занятием которых являлась обработка земли. К началу IX века находились в поземельной или личной зависимости от владельцев земли. Принадлежали к третьему сословию.

Куртуазность — правила хорошего тона, светские манеры, ставшие основой рыцарского поведения в XII—XIII веках.

Курфюрсты — в Священной Римской империи — семь духовных и светских правителей (имперских князей), за которыми с XIII века было закреплено право избрания императора.

Майордомы — управляющие королевским домом во Франкском королевстве, с ссрсдипы VII века ставшие фактическими правителями государства.

Майя — индейский народ, создавший высокоразвитую цивилизацию в Центральной Америке, просуществовавшую около двух тысяч лет.

Мастер — полноправный, самостоятельный ремесленник, владелец собственной мастерской, член цеха.

Медресе — мусульманское учебное заведение, в Средние века являвшееся духовным, культурным и научным центром.

Мечеть — мусульмапское богослужебное сооружение, часто с башнями-минаретами.

Миряне — название лиц, не имеющих духовного сана.

Монастырь — община монахов, живущих совместно и соблюдающих данные ими обеты, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих этой общине.

Мусульманин — приверженец ислама.

Надел крестьянский — часть пахотной земли в поместье феодала, выделяемой крестьянину, за пользование которой он нёс повинности в пользу феодала.

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Норманны — «северные люди» (норвежцы, шведы, исландцы, датчане), которые с конца VIII до середины XI века нападали на государства Европы.

Обет — добровольное обязательство совершения какого-либо выдающегося поступка во славу веры, христианского подвига, какого-либо доброго дела.

Оброк — плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. В раннем Средневековье при господстве натурального хозяйства преобладал натуральный оброк, после возникновения городов с ростом мелкотоварного хозяйства сменился денежным.

Община крестьянская — объединение крестьян одной деревни в Средние века.

Оруженосец — вторая после пажа ступень воспитания рыцаря, примерно с 14—15 лет. Для дворян заканчивалась обрядом посвящения в рыцари в возрасте 18—20 лет. В отличие от дворян простолюдины, как правило, служили оруженосцами пожизненно.

Отлучение от церкви (иначе анафема) — форма церковного наказания, в результате которого член Церкви временно исключается из церковного общества.

Отцы церкви — название ранних христианских деятелей и писателей, которые в своих трудах, опираясь на Священное Писание, формировали догматы, обряды и традиции церкви.

Паж — первая ступень воспитания рыцаря, начинавшаяся с 7—10 лет обычно при дворе сеньора.

Нана римский — глава христианской церкви на большинстве территорий Западной Римской империи в раннем Средневековье, после раскола христианской церкви в 1054 году — глава католической церкви. Также епископ города Рима. Избирался пожизненно собранием кардиналов.

Парламент — собрание представителей разных сословий (феодалов, духовенства, горожан) в Англии, орган сословно-представительной монархии. Состоял из верхней палаты — палаты лордов и нижней — палаты общин.

Патриарх — титул главы некоторых православных церквей.

Повинности — обязанности зависимого крестьянина по отношению к владельцу земли. Выражались в форме работы в поместье сеньора (барщины) и различных форм оброка (плата продуктами, ремесленными изделиями или деньгами).

Подмастерье — средневековый ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший как наёмный рабочий у мастера цеха.

Поместье — хозяйство феодала, включающее землю, постройки, инвентарь.

Православная церковь — христианская церковь, сложившаяся в Средневековье преимущественно в Южной и Восточной Европе и на Руси и возглавляемая патриархами. После раскола 1056 года — вся восточно-христианская церковь.

Ратуша — здание городского совета в средневековых городах (коммунах), символ городской независимости.

Реконкиста — освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова с VIII по XV век.

Ректор — глава средневекового университета, которого избирали магистры.

Романский стиль — стиль средневекового искусства X XII веков, использовавший элементы римского зодчества.

Рыцарь — тяжеловооружённый воин в средневековом войске, сражавшийся верхом на коне. Получал от своего сеньора феоды, за что был обязан нести в его войске военную службу. Относился ко второму сословию. Также средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Самурай — военно-феодальное сословие в средневековой Японии, обладавшее особым моральным кодексом бусидо.

Семь свободных искусств — система учебных предметов в средневековых школах и университетах. Разделялись на две группы: тривиум — словесные науки (латинская грамматика, диалектика, риторика) и квадривиум — числовые предметы (знания о природе, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Сеньор — крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян; в системе феодальной лестницы покровитель вассала.

Сёгун — титул военных правителей Японии в 1192—1867 годах, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Опору сёгуна составляло сословие самураев.

Сословие — социальная группа, обладающая определёнными нравами и обязанностями, закреплёнными за пей обычаем или законом и передававшимися но наследству. Средневековое европейское общество делилось на три главных сословия — молящихся, воюющих, трудящихся.

Сословно-представительная

монархия — форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью существует сословное представительство. Сложилась в Европе в XIII—XIV веках в ходе объединения земель и централизации государств.

Старшина — выборный руководитель цеха, представлявший свою организацию в городском совете.

Схоластика — средневековое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений, опирающихся на незыблемый авторитет Священного Писания.

Табориты — одно из направлений среди последователей учения Яна Гуса, сторонники решительных действий и глубоких изменений в католической церкви и чешском обществе.

Тамплиеры — члены самого влиятельного духовно-рыцарского ордена, основанного французскими рыцарями в Иерусалиме во время Крестовых походов в начале XII века.

Тевтонцы — члены духовно-рыцарского ордена, возникшего во время Крестовых походов, в основном из немецкоговорящих рыцарей.

Трёхполье — способ обработки пашни, при котором иоле каждый год делится на три части: засеянная озимыми культурами, засеянная яровыми культурами и земля под паром (необрабатываемое в этот год поле).

Трубадуры — поэты рыцарской эпохи, воспевавшие идеалы куртуазной любви, воинские подвиги.

Турнир — военное состязание рыцарей в средневековой Европе, проводившееся для демонстрации боевых качеств рыцарей.

Университет — высшее учебное заведение Средневековья, возникшее из объединений преподавателей и студентов, отделившихся от церковных и монастырских школ.

Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности ремесленного цеха.

Ученик — работник в средневековом цехе, проходящий обучение ремеслу. В дальнейшем становился подмастерьем или мастером.

Факультет — объединение преподавателей одного предмета в средневековом университете.

Фарфор — материал для изготовления посуды, отличается от керамики звонкостью, белизной. Производство достигло высочайшего мастерства в Китае при династии Сун.

Феод — наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы (военной либо придворно-административной).

Феодал — владелец наследственного земельного владения — феода.

Францисканцы — члены нищенствующего монашеского ордена, основанного Франциском Ассизским.

Фреска — техника монументальной живописи — росписи красками по свежей штукатурке.

Халиф — духовный глава мусульман и светский правитель арабского исламского государства (халифата).

Хиджра — переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 года, ставшее началом мусульманского летосчисления.

Централизация — сосредоточение власти в одном центре, подчинение одному центру. Централизованное государство — государство, объединившее вокруг сильной центральной власти (короля, императора) ранее разрозненные земли.

Цех — объединение средневековых ремесленников одной профессии для защиты своих членов от конкуренции и создания равных условий труда.

Шедевр — образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать своё профессиональное мастерство, получить звание мастера и быть принятым в члены цеха.

Эмират — владение или государство в странах мусульманского Востока, возглавляемое эмиром мусульманским правителем, осуществлявшим государственную и духовную власть.

Южные славяне — болгары, сербы, македонцы, черногорцы, хорваты, находившиеся под влиянием Византии, принявшие христианство в его византийском варианте и кириллическую письменность.

Ярмарка — периодически повторяющаяся распродажа товаров, происходившая в городах на пересечении торговых путей. В Средневековье была одним из важнейших событий в обществе, местом обмена новостями, развлечений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *