Квирбейтинг это что такое
Это квирбейтинг или так выглядит дружба?
Квирбейтинг (от англ. bait — приманка, наживка — прим. пер.) — это маркетинговый приём, намеренное создание намёков на гомосексуальные романтические отношения между персонажами_ками в художественном произведении, главным образом в кино или сериалах. При этом сама возможность такого романа игнорируется, открыто отрицается или выставляется предметом насмешек.
Мне кажется, квирбейтинг трудно понять без конкретного примера. Прежде чем задаваться вопросом, действительно ли этот феномен существует, давайте вспомним сериал, который сильно критиковали за использование такого приёма, — «Сверхъестественное».
Для тех, кто его не смотрел_а: этому сериалу уже о-о-очень много лет, и в нём повествуется о приключениях двух братьев, Сэма и Дина (Джареда Падалеки и Дженсена Эклса), которые охотятся на монстров. В четвёртом сезоне они встречают ангела Кастиэля (которого играет Миша Коллинз). Изначально Коллинза пригласили на эпизодическую роль, но благодаря популярности среди поклонниц_ков и потрясающей химии между персонажами он стал регулярно появляться и в следующих сезонах.
Почти сразу же поклонники_цы сериала заметили интересную динамику отношений между Дином и Кастиэлем. Кастиэль не только спасает Дина из глубин ада, но и неоднократно жертвует собой, чтобы помочь ему. Из бесчувственного солдата на службе у Небес Кастиэль медленно превращается в реального человека, способного на дружбу и эмпатию, — и всё это благодаря Дину. Легко догадаться, почему некоторые толковали эти отношения как романтические — даже создательницы_и «Сверхъестественного» знают о популярности фанатских теорий о романтических отношениях между Дином и Кастиэлем.
Персонажи постоянно попадают в ситуации, в которых они вынуждены действовать, как действовали бы люди в романтических отношениях, но они никогда не делают следующий шаг.
Да потому что один из главных героев (Дин) изображён как «альфа-самец», и прописать ему сюжет с гомосексуальными отношениями — значит идти на определённые риски. Реакция некоторых фанатов_к может быть негативной. Могут пострадать рейтинги.
Более того, сценаристы_ки не хотят терять прекрасную возможность держать в напряжении зрительниц_ей, которые задаются вопросом: «Будет ли что-то между ними или нет?» Пока сценарий намекает, что Дин и Кастиэль могут быть больше, чем друзьями, поклонники_цы гарантированно будут ждать следующего эпизода. Ведь в нём они наконец смогут быть вместе — так же, как Сэм и Диана из «Весёлой компании» или Джим и Пэм из сериала «Офис» (США).
Пример со «Сверхъестественным» — яркая иллюстрация квирбейтинга: в сериале целенаправленно изображают «особую» близость между двумя (обычно главными) персонажами_ками одного гендера, чтобы привлечь ЛГБТК+ зрительниц_ей, но впоследствии не делают их отношения романтическими, чтобы не испортить рейтинги.
Может быть, «Сверхъестественное» — это самый известный пример такого явления, но далеко не единственный. В пилотном эпизоде «Ривердэйл» две главные героини, Бетти и Вероника, целуются во время выступления для отбора в чирлидерскую команду. В контексте сериала этот поцелуй был спонтанным, смелым шагом, на который они пошли, чтобы попасть в команду. Он не должен был намекать на потенциальный роман между ними — по сюжету девушки вскоре начнут встречаться с одним и тем же парнем.
Но если сцена не должна ничего обещать, как говорят сами сценаристки_ы, то почему она была показана в трейлере?
Почему с её помощью пиарили этот сериал? Конечно же, не для того, чтобы привлечь ЛГБТК+ аудиторию шансом увидеть гомосексуальные отношения между двумя главными героинями, не так ли?
Поскольку квирбейтинг обычно выражается в намёках на романтику, а не в её явном проявлении, возникает вопрос: когда дружба становится квирбейтингом? В какой момент герои_ни из близких друзей превращаются в потенциальных партнёрок_в?
Люди, которые не верят в квирбейтинг, часто утверждают, будто зрительницы_и преувеличивают близость между персонажами_ками. Возможно, им настолько не хватает ЛГБТК+ в кино, что они ищут их где только можно. Ведь близость не обязательно равняется романтическим отношениям, в жизни всё не так просто и понятно.
В конце концов, дружба — вещь многогранная. Вспомните, сколько раз вы физически проявляли свою привязанность к другу_подруге? Сколько раз вы говорили другу_подруге «я люблю тебя» и имели в виду платонические чувства? Сколько раз вы жертвовали своим временем и силами, чтобы порадовать друга_подругу?
Со стороны в этом можно было бы усмотреть романтические отношения — даже если их нет. Возможно ли, что фильмы и сериалы, которые обвиняют в квирбейтинге, действительно просто пытаются передать ту эмоциональную связь и те поступки, которые существуют в реальных дружеских отношениях?
Другими словами, существует ли квирбейтинг на самом деле, или это вымысел, созданный аудиторией, которая отчаянно нуждается в репрезентации ЛГБТК+ в кино?
Я думаю, одно другому не мешает.
Я считаю, что в некоторых случаях поклонники_цы действительно могут неправильно истолковать близость и многогранность дружеских отношений и увидеть в них романтические чувства.
Тем не менее, мы не можем игнорировать тот факт, что некоторые поклонники_цы уже по горло сыты гетеросексуальными отношениями в кино. Как правило, отношения ЛГБТК+ людей редко встречаются на экранах, и обычно их оставляют для второстепенных персонажек_й.
При этом я считаю, что в некоторых случаях сценаристы_ки действительно используют квирбейтинг — такие сериалы, как «Сверхъестественное» и «Ривердэйл», служат доказательством того, что создательницы_и фильмов и сериалов могут приманивать аудиторию видимостью гомосексуальных отношений, но бояться действительно их показать.
А если в фильме реально есть такие отношения, то их будут засовывать в каждый трейлер и тизер, но на деле дадут им мизерное экранное время (никому не напоминает «Супергёрл»?).
Я не могу не заметить, что многие шоу, использующие квирбейтинг, как правило, нацелены на достаточно молодую аудиторию. Мало кто стал бы обвинять «Прослушку» или «Клан Сопрано» в квирбейтинге.
Но почему? Это моё личное мнение, но «Сверхъестественное» и «Ривердэйл» не похожи на шедевры кинематографа. Значит, этим сериалам нужен хоть какой-то способ удерживать аудиторию (даже если это означает жестоко давать напрасную надежду своим квир-зрительницам_ям).
Но как бы мрачно это ни звучало, надежда всё-таки есть. Ведь появляются сериалы вроде «Оранжевый — хит сезона», «Анатомия страсти» и «Бесстыдники» (США), и в каждом из них есть честная репрезентация ЛГБТК+ персонажей_к, и после их просмотра не чувствуешь себя обманутым_ой.
Я верю, что будущее — за такими сериалами, как «Оранжевый — хит сезона», а не за «Сверхъестественным» или «Ривердэйлом».
Белла Хадид поцеловала девушку-робота — и что в этом плохого? Разбираемся, что такое квирбейтинг
«Мы что, только что стали свидетелями первого роботического каминг-аута? О ДА». «Мы ОБОЖАЕМ нашу лесбийскую королеву-робота». Или, в самой короткой и емкой версии, просто «Вау» — так отреагировал интернет на новую кампанию Calvin Klein #MYCALVINS #MYTRUTH. Все это комментарии к ролику, в котором Белла Хадид целует виртуальную модель Лил Микелу, с Instagram-страницы последней. Однако безоблачным все было недолго: едва ли не в тот же день команде Calvin Klein за видео пришлось уже извиняться.
«Нельзя просто выйти из дома, никого при этом не оскорбив» — так говорят, закатывая глаза, многие. Действительно, в 2019 году любое взаимодействие с публикой — испытание на внимательность и чуткость. Культурная апроприация, вайт- или стрейтвошинг, недостаточная репрезентация и прочее, прочее. Чтобы сориентироваться в современном мире, нужно выучить (а заодно понять и принять) не один десяток терминов. Не застрахованы от ошибок даже самые продвинутые.
В разговорах о модной индустрии этот термин, кажется, громко пока не звучал. Зато в кино и на телевидении — постоянно. Что это такое? Добавление в сюжет намеков на гомосексуальную связь гетеросексуальных персонажей, никогда не приводящих к развитию романтической линии. Самый яркий и долгоиграющий пример — «Сверхъестественное», история про Сэма и Дина Винчестеров, борющихся со злом вот уже 14 сезонов. Главные герои — братья, но это не мешает зрителям шипперить их друг с другом, а создателям — вставлять в сценарий шутки, эти ожидания подстегивающие. То же происходит между Дином и другим героем сериала, ангелом Кастиелем. Создатели постоянно опровергают возможность романтических отношений между данными персонажами, подчеркивают в интервью, что это не более чем зрительские фантазии, а фантазировать о чем угодно не запретишь, и все-таки продолжают щедро рассыпать намеки. В таком отношении к своим же поклонникам чувствуется издевка: любовь между героями превращается в морковку, которой вечно трясут перед носом, а потом не только не дают, но и заявляют, что никакой морковки не было вовсе — вам все показалось. А это не очень-то честный прием.
В подобном обвиняли и «Шерлока», и «Ривердейл», и пьесу «Гарри Поттер и проклятое дитя». С вселенной ГП связан и другой взгляд на квирбейтинг — так называют и моменты, когда автор объявляет своего персонажа гомосексуальным, но делает это исключительно за кадром. Так, например, Роулинг сказала, что Дамблдор — гей, и заодно намекнула, что он был влюблен в Гриндевальда. Когда писательница только объявила об этом, поклонники «Гарри Поттера», относящие себя к ЛГБТ-сообществу, обрадовались: в волшебной вселенной до этого было совсем печально с репрезентацией. Но когда вышел фильм «Преступления Гриндевальда», в котором на какие-то отношения между двумя волшебниками вновь лишь намекнули, история перестала быть хоть сколько-нибудь убедительной. И оказалась очевидным маркетинговым приемом, примером ложной репрезентации, добавленной только для привлечения внимания ЛГБТ-сторонников.
Логика в общем ясна: открытая демонстрация чувств между однополыми персонажами, порадовав продвинутую аудиторию, оттолкнет консервативную. Причем оттолкнет не отдельных людей, а потенциально целые страны, где такой фильм может быть запросто запрещен к показу или выпущен с невозможным возрастным рейтингом. Простые намеки же, четко не проговоренные на экране, — решение безопасное. Так квирбейтинг оказывается попыткой усидеть сразу на двух стульях.
При этом нежный поцелуй двух женственных, канонически красивых девушек — это и так очень традиционная фантазия, воплощение все того же «мужского взгляда». Отношения между девушками все еще часто определяются как «просто фаза», эксперимент, развлечение в ожидании встречи с настоящим Тем Самым. Поцелуй между ними как прелюдия к настоящему сексу, то есть сексу с мужчиной. И закадровые слова Беллы Хадид, звучащие в ролике, ничем этот взгляд не опровергают и даже не оспаривают.
Кого-то из критикующих рекламную кампанию возмутило и то, что компьютерная Лил Микела своим участием в проекте отнимает «рабочее место» у какой-то реальной девушки. «Симуляции, отнимающие работу у людей, — вот крайняя форма ненависти (к человеку)» — еще один из комментариев в аккаунте Микелы. При этом сама она — абсолютно положительный во всех смыслах персонаж, сконструированный, так скажем, из всего хорошего и против всего плохого. Она поддерживает Planned Parenthood и Black Lives Matter, то же квир-коммьюнити и, без сомнений, интересна как арт-проект. Просто, как многие феминистки выступают против присвоения мужчинами фем-повестки, (отсюда и известный спор о профеминистах и феминистах), так и многие люди не готовы к тому, чтобы человеческую повестку формировал несуществующий персонаж — самопровозглашенный «робот».
Все эти вопросы можно считать значительными, а можно не обращать на них внимания. В сравнении со многими другими, более осязаемыми, (тем более в России — от дополнительных комментариев, думаю, можно воздержаться) по-настоящему весомыми они, пожалуй, не кажутся. Можно также не сомневаться, что ничего плохого команда Calvin Klein в виду точно не имела. Но прислушиваться к разным голосам, следить за переменами в обществе, говорить о непонятных и потому неудобных вещах — важно. И именно очередному такому разговору дала старт эта спорная кампания.
Радужный маркетинг: как бренды и масс-культура зарабатывают на ЛГБТ
Уже традиционно июнь становится месяцем гордости для ЛГБТ-комьюнити. В его поддержку многие бренды ежегодно проводят «радужную» кампанию. В 2021 году LEGO выпустили набор Everyone is awesome, Skittles — чёрно-белую упаковку с надписью «Только одна радуга имеет значение», UGG — меховые радужные сланцы, Dr. Martens — оксфорды с символикой, а Levi’s посвятили прайду целую коллекцию.
С одной стороны, так бренды и массовая культура поддерживают квир-сообщество, с другой — зарабатывают на нём. В последний день месяца гордости посмотрели, какими акциями бренды завлекали ЛГБТ-аудиторию в этом году, и изучили, почему иногда это больше напоминает обман, чем поддержку. Кстати, так делают не только бренды, но также создатели фильмов и сериалов. У этих феноменов даже есть названия — приготовьте свои словарики по XXI веку!
Квирбейтинг
Первая серия «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фриманом. Шерлок спрашивает у Джона, кто ему больше нравится — парни или девушки. Тот отвечает, что он гетеросексуален, а на такой же вопрос Шерлок увиливает от прямого ответа. Затем следует неловкая пауза, между героями чувствуется напряжение, которое некоторые могут воспринимать как сексуальное. В сериале ещё не раз появятся такие неоднозначные моменты. Джона и Шерлока постоянно принимают за парочку. Доктор напоминает всем вокруг, что он гетеро. С Шерлоком так ничего и неясно до появления Ирен Адлер, с которой у него возникает романтическое и сексуальное напряжение. Отношения Ватсона и Холмса в этом сериале — пример квирбейтинга.
Термин появился из сочетания слов «квир» (англ. queer) и «приманка» (англ. bait). Квирбейтинг — намёк, что между персонажами одного пола развиваются отношения. Ключевое слово «намёк», потому что по ходу сюжета у одного из героев может возникнуть гетеросексуальный любовный интерес. Или в дальнейшем сценаристы, режиссёры, актёры отрицают нетрадиционные отношения героев и высмеивают такую возможность. Например, создатель «Шерлока» Стивен Моффат сказал, что отношения между Холмсом и Ватсоном — плод воображения фанатов, но он считает, что это хороший плод воображения.
Возможно, Моффат смотрит на квирбейтинг как на безобидный приём, который даёт почву для создания фан-творчества. Например, фанфиков или видеороликов. Но всё-таки квирбейтинг — это ещё не репрезентация ЛГБТ. Приём критикуют, потому что представители сообщества хотят увидеть не намёки, а полноценных квир-персонажей и их истории.
Ещё примеры «квирбейта» героев
Как и в случае с Шерлоком, создатели фильмов и сериалов используют шутки про нетрадиционную ориентацию персонажей, показывают слишком долгие объятия, взгляды, паузы, чтобы заставить аудиторию поверить в возможность их отношений.
Сериал «Сверхъестественное»
С самого начала в сериале второстепенные персонажи принимают главных героев — братьев Винчестер — за гей-пару. Однако фанаты не надеялись на какое-то развитие отношений из-за кровной связи Сэма и Дина.
Всё изменилось с появлением в шоу ангела Кастиэля — создатели стали намекать на «химию» между ним и Дином. Фанаты тут же назвали пару Дистиэль. Миша Коллинз, исполняющий роль Кастиэля, не стал останавливать воображение поклонников сериала. Напротив, есть видео, в котором он говорит, что болеет за Кастиэля и Дина и отправляет Дженсену Эклзу (играющему Дина) колбасу Diestel.
Дин и Кастиэль / Кадр из сериала «Сверхъестественное»
В финальном эпизоде «Сверхъестественного» Кастиэль говорит Дину, что тот сильно повлиял на него, и признаётся в любви. Но вот в братской или романтической — до сих пор загадка.
Фильмы Поттерианы
В 2007 году Джоан К. Роулинг внезапно объявила, что Дамблдор — гей, и в прошлом у него были непростые романтические отношения с Гриндевальдом. «Каминг-аут» произошёл через несколько недель после выхода пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Некоторые журналисты связали эти события и обвинили писательницу в квирбейтинге, потому что ориентация Дамблдора никак не раскрывалась в оригинальной серии книг.
Позже у Роулинг была возможность показать отношения Дамболдора и Гриндевальда в «Фантастических тварях», сюжет которого как раз развивался вокруг этих персонажей. Но кроме одного намекающего кадра фанаты так и не увидели их истории. Режиссёр Дэвид Йейтс и Джоан Роулинг обещают раскрыть всё позднее, ведь франшиза предполагает ещё три фильма.
Фильмы Disney и Marvel
Иногда создателям не нужно создавать пару, чтобы заквирбейтить персонажа. Например, в «Круэлле» обещали показать первого настоящего квир-персонажа. Им должен был стать стилист Арти. Но в самом фильме его сексуальность не получила никакого раскрытия.
Disney уже получала обвинения в квирбейтинге раньше за фильм «Красавица и чудовище». Тогда сообщника Гастона ЛеФу представили как первого отрытого гей-персонажа, но в самом фильме ограничились намёками. Похожая ситуация была с персонажем Валькирии в фильме Marvel «Тор: Рагнарёк».
Квирбейтинг в музыке
Заигрывают с квир-аудиторией не только в фильмах. В 2019 году Ариана Гранде выпустила песню Monopoly, где поёт, что любит и мужчин, и женщин. Певицу обвинили в квирбейтинге, так как она никогда не признавалась, что негетеросексуальна.
В 2021 году Билли Айлиш выпустила клип на песню Lost Cause, в котором девушки танцуют тверк и обнимаются. Он тоже вызвал негодование квир-сообщества. Некоторые фанаты расценили клип как сексуализацию и обесценивание лесбийских отношений. То же самое когда-то было со знаменитой песней Кэти Перри I Kissed a Girl. Хотя журналистка Мэдисон Кирчер написала, что клип Билли Айлиш восприняли бы иначе в расцвет творчества Мадонны и Бритни Спирс. Многие до сих пор вспоминают их поцелуй, хотя артистки сделали это для привлечения внимания.
Однако иногда разоблачение квирбейтинга приносит не только справедливость. В 2018 году певицу Риту Ору обвинили в квирбейтинге за песню Girls, которая описывает сексуальные отношения между женщинами. Рита ответила на обвинения каминг-аутом, признавшись в бисексуальности. Издание Independent выступило в защиту певицы со статьёй «Никто не должен быть принуждён к каминг-ауту, как это случилось с Ритой Орой».
Радужный или розовый капитализм
Месяц гордости — это время, когда квир-сообщество празднует свои победы и говорит о дальнейшей борьбе против дискриминации. Акцию поддерживают не только организации, но и бренды — однако они не всегда делают это этично. Погоню за заработком на ЛГБТ-повестке называют радужным или розовым капитализмом.
Бренды, которые якобы поддерживают ЛГБТ
В 2019 году издание Forbes провело расследование и выяснило, что девять компаний, поддержавших «радужную» акцию, параллельно перечисляли деньги анти-ЛГБТ политикам. Среди них были телевизионный холдинг AT&T, курьерские компании UPS и FedEx, фармацевтический бренд Pfizer.
Три из девяти компании ответили редакции. Представители UPS, FedEx и Pfizer объяснили, что некоторые положения программы таких политиков хорошо помогают развитию компаний. Но это не значит, что бренды отказываются от поддержки ЛГБТ. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.
Поэтому лучше изучать, как компания ведёт себя за пределами прайда, чтобы не стать жертвой розового капитализма. Для этого можно изучить информацию о бренде на его сайте и в соцсетях. Также не помешает почитать, что пишут о взаимоотношениях компании и квир-сообщества авторитетные СМИ.
Компании, которые делают больше, чем «радужные» кеды и футболки
В то же время многие бренды действительно подерживают квир-сообщество. Например, в 2021 году несколько компаний рассказали о пожертвовании процента от продаж или больших сумм активистским организациям:
✍ Пополняем словарь XXI века новыми терминами
Квирбейтинг
Квирбейтинг наблюдается в популярной художественной литературе, такой как фильмы и телесериалы, а также у знаменитостей, которые выражают неоднозначную сексуальную идентичность в своих произведениях и заявлениях. [6] Он возник и популяризируется в ходе дискуссий в интернет- фандоме [10] с начала 2010-х годов. [11]
СОДЕРЖАНИЕ
Оценки [ править ]
Беспокойство квир-аудитории [ править ]
Квирбейтинг не такой уж «странный», как кажется. Квир-теория предполагает, что, хотя квирбейтинг фокусируется на продвижении подлинной репрезентации и квир-идентичности, квир-приманка подчиняется бинарности (квир или не квир), порождаемой гетеронормативным дискурсом. [12] Более того, отсутствие реального квир-репрезентации предполагает, что квирбейтинг усиливает гетеронормативные стереотипы о квир-людях и их поведении. Стереотипы вредны для квир-сообщества, потому что они усиливают маргинализацию и без того маргинализированных идентичностей. Более того, квирбейтинг приводит к подбору типов и, таким образом, становится насмешкой в продакшене. [14] Квирбейтинг побуждает аудиторию формировать квир-идеологии без истинного квир-репрезентации.
Исследователи предполагают, что, хотя квирбейтинг вредит квир-людям, соответствующее квир-репрезентация может быть замечено и применено. [15] Поскольку квир-приманка возникла благодаря интерпретации грамотности, квир-приманка помогает исследовать подходящие квир-интерпретации. Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу квирбейтинга как бдительности, он спровоцировал сообщество подняться и потребовать лучшего, чем бездействующее представление. [13] Квирбейтинг также позволил сместить точку зрения от квир-видимости к квир-репрезентации, в которой квир-люди находятся за пределами признания и сохраняют равную ценность с гетеросексуальным представлением. [12]
Квир-фанаты с беспокойством и гневом отреагировали на идентичность, которую они считают использованием простой маркетинговой уловкой, игрушкой для творческих людей, признаком «раздражительности» или товаром. [11]
Квир-фанаты рассматривают квирбейтинг как «способ бросить нам кость, когда у нас обычно ничего не было бы, признать, что мы присутствуем в аудитории, когда сильные мира сего предпочли бы нас игнорировать». [17] Эммет Скаут писал, что «квирбейтинг работает на свою аудиторию, потому что он предлагает предположение, что квир-люди действительно занимают жизненно важное место в этих историях, что они могут даже быть определяющими фигурами, героями. Предположение, но не реальность. » [18] Роуз Бриджес охарактеризовал влияние практики на фанатов квир как получение «достаточно [представления], чтобы заинтересовать нас, но недостаточно, чтобы удовлетворить нас и сделать нас действительно представленными». [17]
Социальные сдвиги [ править ]
В марте 2021 года писательница журнала Vanity Fair Джоанна Робинсон спросила, когда «квир-кодирование» переходит на территорию «квир-травли», Дана Террас сказала, что это часто происходит в современном аниме, а Робинсон сказал, что это также наблюдается в показывает, как конец « Сверхъестественного» или «шум вокруг Финна и По в « Восходе Скайуокера ». [20]
Примеры [ править ]
Художественная литература [ править ]
В художественной литературе следующие персонажи или отношения между персонажами одного пола интерпретировались как примеры квирбейтинга, по крайней мере, некоторыми надежными источниками СМИ. Эту интерпретацию не обязательно разделяют все критики или поклонники.
Телевидение [ править ]
Некоторые сериалы действительно изображали однополые отношения после того, как их критиковали за квирбейтинг:
Фильм [ править ]
Другие медиа [ править ]
В театре отношения между Альбусом Северусом Поттером и Скорпиусом Малфоем в « Гарри Поттере и проклятом ребенке» критиковались как квирбейтинг. [51] [52]