Квн в школе что это
«А мы играем в КВН… Для чего? Для кого?»
Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Приоритетной задачей современного образовательного учреждения является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции и расширение пространства для самореализации. Далеко не все педагогические ресурсы достаточно используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Не просто игра, а именно игра в форме КВН.
Любая творческая деятельность школьников, молодежи оказывает большое влияние в воспитании их культуры, мировоззрения, а о полезности КВН, с точки зрения творческой занятости школьников, и говорить не нужно – это очевидно. Как правило, у детей к подростковому возрасту интерес к творчеству свертывается, подросток начинает критично относиться к нему, и основная масса средних, а особенно старших школьников, уходит из творческого пространства.
Этот возраст очень часто называют «трудным», переходным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для ребят самым важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности школьников среднего и старшего возраста. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этот период, что подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В этом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, и дети стремятся расширить сферу такой самостоятельной деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми.
В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой выступает игровая деятельность, игра творческая, интеллектуальная, яркая и привлекательная, востребованная у подростков, соответствующая их интересам. «Мы начинаем КВН… Для чего? Для кого?». Что представляет собой Клуб Веселых и Находчивых, если рассматривать его через призму воспитательных задач?
Еще Л.Н. Толстой заметил, ничто так не сближает людей, как добрая, теплая хорошая шутка. Юмор – это особый взгляд на мир. Это очень эффективный способ отдыха. Это особое отношение к сложным ситуациям, а часто и безболезненное решение их. Шутка, легкая ирония, смех помогают погасить самый серьезный конфликт, выйти из стрессовой ситуации, демонстрировать самообладание даже в тех случаях, когда страх может парализовать волю и сознание человека, а этого иногда так не хватает подросткам!
Смех может приуменьшить зло, ослабить гнев и возмущение. Юмор помогает справиться со своими страхами и сохранить надежду на успех в будущем. Шутка позволяет легко, без ненужного напряжения переносить жизненные невзгоды, видеть абсурдность сложной ситуации и находить выход из нее. Кроме того, юмор предусматривает умение в определённые моменты несерьезно относиться к самому себе и серьезно – к своему делу.
И, наконец, обладание юмором – это способность испытывать радость от самой жизни, от возможности существовать на этом свете. Воспитательная сила смеха еще и в том, что смеющийся человек больше склонен любить самого себя, а это – великое дело!
А главное, через юмор, шутку, игру появляется возможность для самореализации подростка. Кто не знаком с проблемой «Чем заняться ребенку после уроков», у того просто не было детей. Сегодня многих родителей уже не устраивает, чтобы их чадо «чем бы ни тешилось, лишь бы не плакало». Ни для кого не новость, что энергетический поток жажды самореализации подростков, их желания выразиться, стать заметным, получить признание, найти себя легко выражается через асоциальные формы: «наскальную живопись», хулиганство (как попытка добиться признания силой) и т.д.
Создание коллектива команды КВН является альтернативным, положительным моментом в организации познавательного досуга школьников, в формировании их коммуникативности и гуманизации межличностных отношений. Как правило, специального отбора в команду КВН не существует, самое главное, чтобы ребенок имел желание (и его родители были согласны). Задача руководителя – научить этого ребенка говорить, сочинять, петь, танцевать, держаться на сцене, общаться и т.д., т.е. создать условия для проявления творческого потенциала ребенка, тем самым дав ему возможность стать ярким, успешным, талантливым, интересным для окружающих.
Что даёт игра в КВН детям? Коммуникабельность, раскрепощенность, возможность самоутверждения. Нет ни одной команды, куда сразу бы пришли талантливые и красивые, веселые и находчивые. Туда зачастую идут те, кто не может по-другому самоутвердиться в жизни, в учебе. Для подростка просто необходимо создание такой “стартовой площадки” для нового витка его личностного роста. При этом главное правило, которому руководитель учит детей: «Думай об успехе команды, тогда придет и твой личный успех». Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, совершенно по-другому оценить себя и свои творческие возможности. Подготовка к выступлению – это огромный организационный тренинг на групповую и личную самоорганизацию. Умение достигать поставленного результата к точно определенному сроку, умение нести ответственность, умение подчиняться и работать в группе – на сегодняшний день такие же необходимые навыки, как, например, умение читать.
Поверьте, это здорово, если есть возможность развить артистичность, умственные способности, чувство юмора, смелость, ведь не каждый способен выйти на сцену. Работа в команде дисциплинирует, вырабатывает чувство локтя, взаимопомощи – это наиболее важные положительные моменты, и этого так не хватает подрастающему поколению. В команде КВН рождается коллектив единомышленников. Юмор способствует возникновению эмоционального и интеллектуального сопереживания. А оно, в свою очередь, формирует в процессе общения уважение друг к другу. В команде разрешается шутить над всеми, но шутить аккуратно и по-доброму. Но лучше, если человек научится подшучивать над собой! Замечая и высмеивая свои недостатки, волей-неволей приходится с ними бороться. Да и от нападок других людей (кстати, не всегда добрых) юмор помогает надежно защититься. Острота и шутка, веселые стихотворные строки, забавные сюжеты заставляют задуматься над их смыслом и обнаружить недостатки, которых эти колкости касаются. Юмористика позволяет не только обнаружить и высмеять, осудить порок, но и вызывает желание избавиться от него, а это несет сильный воспитательный заряд.
Но юмор, как справедливо отмечал Цицерон, рождается из многих знаний и стараний. Подлинный юмор всегда проникнут тонким изяществом и благовоспитанностью. К сожалению, часто основой современного смеха является агрессия и своеволие, поэтому задача грамотного руководителя сориентировать подростков на духовно-нравственные ценности общечеловеческого содержания и гуманистическое мировоззрение. Не зря в школьной лиге КВН существуют достаточно четкие границы допустимости шуток. Наркотики, курение, алкоголь, половые отношения, национализм, пропаганда насилия и жестокости, унижение чести и достоинства, нецензурная лексика – не допускаются даже на стадии «мозгового штурма». Переставая шутить на эти темы, ребята постепенно теряют интерес к ним и начинают относиться к этим вещам по-другому, а именно, отрицательно.
А ещё игра в КВН дает мощный интеллектуальный толчок. Главный девиз КВНщика: «Думать, искать, найти – и засмеяться!» Ребятам приходится отталкиваться от событий в мире, стране, городе, школе… Они должны быть в курсе этих событий: стараться слушать новости по телевидению и радио, читать книги, журналы, газеты, приносить заметки с интересными сюжетами. Можно сказать, что на таких занятиях проходят давно забытые в воспитательной работе политинформации, только в более интересной и естественной форме. В результате расширяется кругозор, появляются необходимость и желание в получении дополнительных знаний. И ребятам начинает нравиться быть не только веселыми и талантливыми, но и умными! Они понимают, что если они не будут в курсе «всего на свете», то не о чем будет шутить. Неожиданная мысль, новый подход к известной проблеме вызывают удивление, а удивление очень часто становится причиной смеха. К формам познавательной функции комизма относятся острота, афоризм, неожиданная ассоциация. Эти формы помогают КВНщикам обратить внимание на что-то незамеченное ранее, а также запомнить какой-либо материал благодаря метким оценкам людей и освещению различных сторон жизни, верному и остроумному толкованию каких-либо законов, событий, явлений. Остроумная манера выражаться, речь, включающая шутку, афоризм, эпиграмму порождают положительные эмоции, способствующие познавательной активности. «Юмор и знание – две великие надежды цивилизации» – так сказал Конрад Лоренц, австрийский ученый XX столетия. Положительные эмоции играют важнейшую роль в обучении.
А ещё КВН – один из способов познакомиться с множеством профессиональных сфер, связанных со сценой, телевидением, рекламой, продюсированием и т.д. Это возможность попробовать себя, понять, что нравится, что нет. И ведь это не просто теоретическое знакомство – здесь все познается через голову, руки и ноги: сами сочиняю сюжеты и шутки, записывают фонограммы, ставят танцы и миниатюры, шьют костюмы, изготавливают реквизит. И часто многие ребята благодаря игре в КВН смогли выбрать свой путь в жизни, профессию. Может, кто-то думал, что он – никто, а стал здесь, в команде, всем.
Развлечения, смех помогают переключиться с серьезной деятельности на активный отдых, содержательно, интересно провести время, быстрее и полнее восстановить свои силы после напряженной работы. А кроме того шутка помогает в самых нелепых и отчаянных ситуациях сохранить надежду на успех, развлекать и увлекать окружающих и сохранять собственную бодрость. Юмор делает жизнь веселее, радостнее, что в наши дни просто необходимо. Без смеха наша жизнь стала бы пресной, унылой.
КВН, как комплексная форма внеурочной деятельности учащихся
Выбранный для просмотра документ КВН как комлексная форма внеурочной деятельности.doc
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 33
среднего общего образования
открытого акционерного общества
Российские железные дороги»
«КВН как комплексная форма
внеурочной деятельности учащихся школы»
Автор: Сусликова О.А.
КВН как комплексная форма внеурочной деятельности
В течение 10 школьных лет ребенок живет в этом маленьком и относительно замкнутом мире детей и взрослых, где существуют свои законы. Он постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и действительно проживая ситуации реальной жизни. Та социальная и психологическая атмосфера, воспитательная среда, которая создается в этом мире, определяет развитие ребенка как человека, социально направленной личности, творческой индивидуальности. По значимости для подростка получение знаний в учебном заведении – это скорее необходимость, на первое место поставлено общение со сверстниками. Поэтому одной из главных задач школы является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе подросток был адаптирован, ощущал свою важность и необходимость, смог найти свое общественно-полезное место в жизни. Это можно достигнуть, привлекая ребенка к различным формам деятельности во внеурочное время.
Особенностью процесса дополнительного образования учащихся является то, что оно предоставляется детям в их свободное время, путем свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.
Программы дополнительного образования в школе чаще всего направлены на физическое и творческое развитие личности.
Одним из возможных эффективных путей решения важных воспитательных и социальных задач является создание на базе школы детского творческого объединения под названием КВН. КВН является синтезом многих жанров и дает возможность развиваться комплексно, то есть в различных его видах: музыке, актерском мастерстве, художественном слове, танцам.
Теоретически детская команда КВН может быть создана на базе любого детского учреждения. Но эффективность ее деятельности зависит от многих составляющих. Функционирование такого объединения при школе имеет ряд преимуществ:
— Формирование коллектива объединения идет быстрее, т. к. все участники уже являются членами общешкольного коллектива;
— Работа объединения при необходимости может быть вынесена за временные рамки;
— Близость школы и места жительства участников
— Наличие по определению большой группы поддержки (часть общешкольного коллектива).
Психологические особенности детей и подростков.
Одна из причин популярности и массовости игры КВН – в ее объективном отражении основных психологических потребностей молодежи. Наиболее привлекательными факторами являются;
— эмоциональная позитивность (юмор)
Последний фактор наиболее характерен для детского и подросткового возраста. Всем известно, что игра – не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Это один из механизмов создания благоприятной атмосферы в объединении, необходимый атрибут социализации личности ребенка.
Условия для реализации в КВН
Потребность в группировании со сверстниками
Одна из ведущих детских и подростковых потребностей.
Ребенок, находясь в группе, сравнивает себя с другими и корректирует свое поведение, осваивает принципы взаимодействия с окружающим обществом.
Членство в команде КВН – коллективе единомышленников.
Потребность в идентификации
Прежде чем начать самостоятельную работу, подмастерье подражает действиям мастера и только затем приобретает необходимую свободу действий для своего творчества. Так и подросток, осваивая окружающий мир, нуждается в тех, с кем он может себя отождествлять.
Руководители, старшие команды КВН, популярные КВНщики, телевизионные передачи (Высшая лига, Премьер лига, Вне игры)
Потребность в обособлении, индивидуализации
В то же время подросток стремится освоить собственную индивидуальность, осознать свою неповторимость, свое предназначение. Боязнь оказаться не таким, как все и стремление выделиться – две противоречивые, но взаимодополняющие тенденции.
Амплуа, имидж, роль и место в команде.
Потребность в деятельностном освоении мира
В деятельности формируются психические функции и развиваются способности ребенка. Именно они дают ему чувство уверенности, устойчивости. Овладение навыками практической деятельности – важная для подростка характеристика его личностной значимости, его ценности в глазах окружающих и его собственных
Разыгрывание сценок из жизни, подготовка выступлений, репетиции, игры. Информированность и осведомленность. Владение информацией о мире. Эрудированность.
Потребность в самовыражении
Индивидуализация может приобрести черты крайнего обособления, выраженного о особых идеях, манере поведения одежде и т. п. Индивидуализация, действительно отражающая личностный мир подростка, становится средством его самовыражения, свидетельствует о личностной осознанности.
Структура самоуправления в команде. Роли в команде.
Потребность в творческой деятельности
Творческая деятельность подростка помогает ему воспринимать действительность, сообразуясь с собственными потребностями и чувствами, восполняет недостаток свободы, дает осознание собственной силы. Именно творя и воспринимая творчество. Подросток может быть максимально свободным.
КВН как многопрофильный жанр предлагает большое поле для творчества, где каждый может проявить себя в какой-то области.
Потребность в эмоционально-романтических переживаниях
Эмоционально-романтические переживания позволяют подростку преодолеть жесткий цинизм и рационализм окружающей действительности.
Эмоционально-чувственное восприятие мира в подростковом возрасте значительно отличается от взрослого рационализма.
Игры, поездки, школы КВН, новые знакомства
Потребность в общении
Одна из ведущих потребностей подростка. Доверительное, личностное общение способно удовлетворить многие подростковые потребности – ощутить свою общность с другими, утвердиться в оценке внешнего мира и осознать свой внутренний мир.
Общение с единомышленниками КВНщиками на играх, фестивалях, сборах.
Потребность в профессиональном выборе
Выбор будущей профессии в современном обществе смещен с представлениями о собственном предназначении на прогноз социальной успешности выбранного пути, что является общим следствием недостатка личностной осознанности, отсутствия социального опыта.
Система творческих, коммуникативных и организаторских умений и навыков.
Потребность в игровой деятельности
Основные функции игры в жизни ребенка: упражнение, изменение отношений с действительностью, способ управления эмоциональным состоянием, самоанализ, достижение эмоциональной близости, приобретение социального опыта, развитие воображения, преодоление комплексов, ощущение собственной полноценности.
КВН – это игра-соревнование, основные функции которой: обучающая, коммуникативная, развивающая, просветительская, релаксационная, развлекательная, воспитательная.
Потребность в эмоциональной вовлеченности
Выражение, характеризующее подростковый возраст как «поиск острых ощущений», в действительности отражает потребность в эмоциональной вовлеченности, в ощущении собственной причастности к происходящему вокруг, потребность через эмоции управлять миром.
Подготовка к игре КВН и сама игра на результат – это выброс эмоций, «адреналин».
Потребность в учебной деятельности
Потребность быть учеником характерна для детского и юношеского возраста. Ученик – не просто социальный статус молодого человека, это позиция, позволяющая ему осуществлять деятельность с правом на ошибку. В то же время ученичество предполагает возможность обретения качеств характера и умений значимого старшего наставника. Основа потребности в обучении – способность качественно изменяться, личностно расти.
Просмотр и анализ игр опытных команд, школы КВН, обучение в процессе деятельности (постановка номеров, репетиции). Расширение кругозора.
Потребность в старшем наставнике
Потребность в системе нравственных норм и правил
Важнейшая задача воспитания – выработать у подростков внутреннюю потребность в нравственных нормах поведения. Для этого, прежде всего, необходимы доверительные отношения со взрослыми и четкость, последовательность, естественность, сообразность предлагаемых ими правил поведения.
Законы и правила в КВН. Запретные темы для шуток.
Потребность в социализации
Дети и подростки в процессе социализации приобретают различные общественные статусы: гражданский, социальный (репутация), профессиональный, половой, национальный, культурный, личностный. Обретение каждого из статусов требует от подростка усилий, жертвы. От готовности идти на ту или иную жертву в дальнейшем будет зависеть сила статуса.
Работа до изнеможения для достижения высшего результата (победы). Наличие ведущих статусов: актер, автор, капитан
Сатирическое и юмористическое отражение действительности
Потребность в признании
Быть признанным, понятым – значит, получить от окружающих поддержку и одобрение, приобрести чувства уверенности и спокойствия. Подросток не вполне осознает, что признание – результат личностных усилий, требующий жертв. Тем более, что признание в современном обществе смещено на понятия удачи, везения, помощи извне. Важно, чтобы подросток был действительно признан и понят, но по его реальным результатам и достижениям.
Установки на успех. Работа на победу. Игры с более старшими или опытными соперниками.
Потребность в самоопределении
Поиск смысла жизни и своего места в ней занимает значительное место среди подростковых потребностей. Выбрать правильный путь может тот, кто научился управлять своими желаниями и потребностями, способен заставить себя следовать чувству долга, готов к служению обществу.
Несколько сыгранных сезонов в лиге КВН – проверка готовности посвятить себя этому делу.
Направления деятельности объединения КВН.
Направления деятельности могут быть следующими:
— специализированная творческая деятельность (участие в играх КВН, турнирах, фестивалях, Кубках);
— специализированное обучение (Школа КВН, семинары, творческие сборы);
— взаимодействие и сотрудничество с детскими и молодежными общественными объединениями (участие в программах, проектах, совместных акциях);
— организация собственных общественно-полезных проектов;
— волонтерская, благотворительная концертная деятельность.
Выбранный для просмотра документ Методические рекомендации Как провести КВН в школе.docx
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 33
среднего общего образования
открытого акционерного общества
Российские железные дороги»
по созданию и организации ДО
Автор: Сусликова О.А.
КВН в школе. Как провести и организовать?
КВН – одно из самых популярных увлечений молодёжи. В КВН играют не только в России, но и во многих других странах мира. Взгляды молодёжи изменились, поменялись интересы, приоритеты, но неизменным осталось то, что интерес к играм КВН не угасает. Всё больше детей и подростков увлекаются игрой в КВН. Проводятся школьные, районные, городские и даже международные детские игры и фестивали. В наше время информационных технологий старые игры живут новой жизнью – игра КВН молодеет.
КВН – довольно популярная игра для включения в программу школьных мероприятий. Главное – правильно организовать эту увлекательную игру, успешно подобрать тему для неё и помочь командам составить сценарии их выступлений. Ниже разберем основные организационные моменты игры КВН в школе.
Основной идеей КВН является повышение уровня подготовки команд через обучение игроков начинающих команд основам игры КВН, основным видам и способам работы со сценариями, редакторской группы, знакомство со структурой команды, правильным распределением функций внутри коллектива, правилам поведения на сцене и техническим тонкостям.
На протяжении ряда лет во всех образовательных учреждениях одной из наиболее популярных игр является КВН. Варианты подготовки и проведения конкурсных программ самые различные, но классический вариант остается прежним: визитная карточка команд, разминка, конкурс капитанов, домашнее задание. Предлагаем наиболее распространенный вариант подготовки и проведения КВН.
В одной игре могут играть от двух до пяти команд. Формирование команд проводится по-разному: из числа обучающихся одного класса, школы, из юношей и девушек одного классного коллектива, по интересам, по возрасту и т. д. Число участников в каждой команде, как правило, должно быть одинаковым.
Создаем команды для игры КВН в школе
Очень многое зависит от состава команд. Для того, чтобы отбор был справедливым необходимо написать объявления о предстоящей игре КВН и наборе команд и развесить их по школе. Затем будет целесообразно создать команды, согласно возрастным категориям. Ученики средних классов должны будут соревноваться между собой, то же касается и учеников старших классов. К первой категории можно отнести детей с 6 по 8 классы, а ко второй – с 9 по 11 классы.
За несколько дней до начала игры формируется оргкомитет игры КВН (творческая группа), которая подбирает состав членов жюри и выдает каждой команде определенные задания конкурсной программы.
Выбираем судей и ведущих игры КВН в школе
В судейство желательно привлечь нескольких учителей и, конечно же, директора или завуча. Как вариант, можно привлечь в качестве судей и преподавателей из других учебных заведений. Это позволит не только сделать оценку игры КВН в школе более объективной, но и поделиться опытом с другими школами в проведении мероприятий подобного рода. Что касается ведущего, то им должен стать грамотный, находчивый человек (как из числа педагогов, так и учеников), который уверенно владеет хорошо поставленной дикцией и сможет найти выход из даже самой сложной ситуации, а также ответ на любой вопрос.
Организуем работу группы поддержки
Большое внимание стоит уделить и организации работы группы поддержки для каждой команды-участницы игры КВН . Она может состоять из самих школьников, их родителей, друзей и просто родственников. Основное, что нужно сделать – это придумать (желательно в большом количестве) интересные четверостишья для кричалок, подготовить несколько плакатов с лозунгами о команде, а, главное, хорошо всё это преподнести.
Повышаем популярность и уровень игры КВН в школе
Конкурсные программы КВН обычно бывают тематическими или смешанными (творческими, развивающими). Темами конкурса КВН могут стать, например, следующие: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!», «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!», «Ах, синема, синема!» и др. В зависимости от общей тематики заседания клуба КВН подбирают названия конкурсов.
Структуры проведения игры КВН.
Обычно команды осуществляют подготовку к участию в конкурсной программе в следующем объеме:
1. Визитка-приветствие: (до 4-х минут).
Рекомендуемая структура визитки-приветствия:
— игровой (репризный) блок;
— приветствие жюри, болельщикам, командам-соперницам;
2. Разминка. Данный блок может быть самым разнообразным. Например, команды заранее готовят соперникам по 2 вопроса и свои варианты ответов на них. Вопросы и ответы должны соответствовать тематике конкурсной программы. Возможно проведение блиц-турнира для каждой команды. К примеру, каждой команде по очереди задаются вопросы.
3. Конкурс капитанов. Содержание конкурсных заданий определяется организаторами конкурсной программы. Здесь вновь могут быть самые различные варианты: интеллектуальный блиц-турнир, ситуативные задания, «конкурс грамотеев» и т. д.
4. Домашнее задание: «С песней по жизни», «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!», «В мире невыученных уроков» и др. (до 7 минут).
Как дополнение можно использовать Музыкальный конкурс :
максимум 7 баллов (не более 5 минут) (может участвовать не вся команда);
5. Критерии оценивания выступлений команд КВН:
1. Отражение темы конкурса, сценарное мастерство.
2. Оригинальность режиссерской постановки выступления команды:
— театрализация (создание образа);
— остроумие и находчивость;
— сценическая и речевая культура.
3. Выполнение предъявляемых к выступлению требований (соблюдение временных ограничений, количественный состав команды, участие во всех заданиях конкурсной программы).
Для оценивания выступлений команд обычно устанавливается определенная система баллов. Например, максимальное количество баллов:
— за конкурс «Визитка-приветствие» — 5;
— «Конкурс капитанов» — 5;
— «Домашнее задание» — 6.
6. Подведение итогов игры КВН. Это наиболее сложный этап в проведении всей конкурсной программы. Судейство должно быть объективным, исключающим какие- либо предпочтения и личные симпатии. Обычно членов жюри сажают за отдельные столики, оснащенные табличками по пяти- или шестибалльной системе. Председатель жюри (секретарь) подводит общий итог (сумму баллов) после каждого конкурса и подсчитывает итоговый результат. В состав жюри желательно включить известных и уважаемых людей (не всегда оправдано участие только администрации или преподавателей учебного заведения).
По окончании игры проходит награждение команд призами, учрежденными оргкомитетом игры КВН.
С одержание практических занятий:
— темы, на которые можно шутить;
— поиск информационного повода для шутки;
— размеры шуток и миниатюр;
— создание смешной шутки на заданную тему;
— составление миниатюры из придуманных шуток.
— представление и варианты ситуаций, на которые можно придумать шутку
или номер;
— темы, на которые можно импровизировать.
3. Разработка сценариев:
— правила построения сценария, сценарный ход выступления;
— правила подбора музыки к выступлению, выходу и отбивке;
— правила подбора костюмов, подходящих по стилю выступления;
— порядок постановки шуток в миниатюре и миниатюр в выступлении.
4. Технические моменты:
— работа с реквизитом на сцене и за кулисами;
— работа с микрофонами на сцене и за кулисами;
— техника входа/выхода на сцену.
5. Творческие навыки:
— хореографическое оформление номеров;
— вокальное оформление номеров;
— участие в экзаменационной игре «Экспресс-школе КВН»
Формы и методы проведения занятий:
Устное изложение информации, беседа, показ и анализ фото и видеоматериалов, репетиции, участие в конкурсах и мастер-классах, игры.
Выбранный для просмотра документ Образовательная программа КВН.docx
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 33
среднего общего образования
открытого акционерного общества
Российские железные дороги»
имеет социально-педагогическую направленность, позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию не только их творческой фантазии, но и целого комплекса умений, направленных не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему творческого развития обучающихся, но и создать атмосферу поиска и творчества в творческом коллективе.
КВН является одним из направлений молодежной и подростковой субкультуры, способом творческого самовыражения и обучающей, познавательной деятельностью для молодежи и подростков. Одной из движущих сил самовыражения в подростковом возрасте, является процесс самоидентификации. Потребность подростка в самоутверждении в качестве самостоятельной личности иногда имеет формы асоциального характера. К сожалению, в нашем районе не достаточно учреждений, которые в состоянии заполнить весь досуговый вакуум молодежи, обеспечить творческую образовательно-развивающую среду интересов. Программа «Школьный клуб КВН» призвана создать среду для коллективного и индивидуального творчества её участников.
Новизна образовательной программы заключается в том, что команды школьного клуба КВН выступают как первичные группы объединения, вследствие чего строятся как «неформальные структуры». Эти группы являются первой испытательной средой для индивидуального и коллективного творчества ее членов, для общения и определения взаимоотношений в группе. Организация взаимодействия команд строится на основе коллективного планирования объединения (игры, фестивали, концерты и т. д.)
Программа реализуется в следующих формах:
— организация и проведение сельских и районных фестивалей, турниров, концертов, гастролей команд КВН, участие в концертах команд КВН, проводимых общественными объединениями ;
— проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий.
1. Способствование формированию навыков в игре КВН, навыков сценического мастерства, обучение детей искусству быть “артистом”, “зрителем”, “болельщиком”.
2. Способствование развитию и реализации творческого потенциала обучающихся.
3. Формирование умений писать сценарий выступления, писать миниатюры и шутки.
1. Становление личности свободной, инициативной творческой, с высоким уровнем духовности и интеллекта
2. Становление личности пропагандирующей культуру и здоровый образ жизни.
1. Развитие межличностного общения
2. Развитие навыка поиска информации в различных информационных источниках.
3. Развитие навыка игры КВН
Особенностью программы является то, что пройдя первый год обучения, члены старшей группы совершенствуют свои умения и навыки, уча других, готовя свою группу, капитан готовится сам на более высоком уровне, чем, если бы он был простым членом команды.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, составляет 10-17 лет, это обусловлено тем, что этот возраст 5-11 классов (выступление на сцене в играх КВН, различные тематические капустники не предусматривают ограничение в возрасте.) Подростковый возраст, хоть и труден, но очень податлив. Дети стараются самоутвердиться, у них нет прочной связи между тем, что есть и что будет. Когда они попадают в дружественную и интересную ситуацию, то раскрывают свои скрытые таланты, как цветок. А зрителям остается только насладиться красотой этого цветка.
Формирование учебных групп производится на добровольной основе.
Группы постоянного состава, набираются один раз в год по желанию детей и работают до выпуска. В клуб принимаются все дети, желающие его посещать, независимо от их талантливости.
Количество детей в каждой из групп от 8 до 15 человек, это обусловлено правилами игры КВН.
Программа рассчитана на 4 года обучения
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Учебная нагрузка на группу составляет 4 часа в неделю. В связи со спецификой образовательной деятельности (работа в составе КВН-команд по 7-8 человек), в рамках программы допускаются занятия по подгруппам.
Программа также предусматривает формирование отдельной учебной группы по специализации «Звукорежиссура». В рамках программы, данная группа готовит ребят-специалистов, занимающихся обеспечением работы со звуковой аппаратурой во время подготовки и проведения игр КВН.
Курс обучения состоит из пяти взаимосвязанных раздела:
Раздел 1. Решение творческих задач
Раздел 2. Наработка сценических навыков.
Раздел 3. Авторские задачи для команды.
Раздел 4. Музыкально-техническая база команды
Раздел 5. Звукорежиссура
И непосредственно подготовка и участие в фестивалях и играх КВН.
Программа развития школьного объединения КВН.
— Определение необходимости данного объединения (есть ли у школьников потребности в данной форме творческого самовыражения)
— Определение возможностей школы для функционирования объединения.
Прежде чем создавать объединение КВН, необходимо учесть, какие ресурсы необходимы для этого, и, по возможности, их изыскать.
Материально-техническая база – музыкальная, звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, усиливающая аппаратура, фото- и видеокамеры, компьютерная техника с выходом в сеть Интернет, канцелярия.
Специалисты – люди, обладающие профессиональными навыками в той или иной области (хореограф, музыкант, художник и т. п.) для обеспечения эффективной работы объединения. Это могут быть специально приглашенные, нанятые, либо из числа педагогов школы по профилям, а также родители учащихся.
Источники информации – телепередачи (КВН. Высшая лига. Премьер-лига.), специализированная пресса (книги Международного Союза КВН), Интернет-сайты, деятельность различных лиг КВН.
Партнеры и спонсоры – необходимые для поддержки и развития объединения люди или организации (администрация школы, родители, государственные органы управления и образования, коммерческие организации, общественные организации и объединения, СМИ и т. п.)
Идеальный состав команды может быть таким:
В реальной жизни школьная команда КВН практически не может себе позволить иметь такой состав. Обычно несколько функций берут на себя руководители команды, ребята, а также родители и добровольные помощники.
Кроме того, группа поддержки (болельщики) тоже считаются частью команды. Они могут образовать свой фан-клуб, который занимается определенной деятельностью и является структурным звеном школьного движения КВН.
На организационном этапе необходимо заручиться поддержкой администрации школы, родителей участников объединения, а также определить основные направления деятельности и потенциальных партнеров для совместной работы.
Этот этап характеризуется началом формирования традиций объединения, атрибутики (эмблема, командная песня, форменная одежда), органов самоуправления объединения. Добровольно принимаются «законы и правила жизни» объединения (Устав, Положение, права и обязанности).
Этап развития в деятельности.
Создание объединения может осуществляться как по инициативе детей, так и по инициативе взрослых. В своем развитии ДО «Школьный клуб КВН» проходит несколько уровней :
1) Деятельность внутри объединения. Первое дело.
Жизнь команды начинается с первого выхода на сцену. Для того, чтобы стимулировать успешную деятельность, нужно обеспечить команде успех в дебюте.
Вторая составляющая успешности – постоянная практика.
Основной формой работы объединения является коллективная (командная) творческая деятельность. Основная форма деятельности КВН – систематические репетиционные занятия. Функции их могут быть следующими: обучающая (сочинение и чтение сценариев, мозговой штурм, музыкальные занятия, сценические этюды, занятия танцем и т. п.), развлекательная (создание благоприятной атмосферы на репетициях, мини-игры, импровизации, экспромты), коммуникативная (объединение ребят в коллектив, общение, установление эмоциональных контактов), релаксационная (снятие напряжения с помощью игровых приемов, психологические игры), развивающая (гармоничное развитие личностных качеств при подготовке выступления), воспитательная (проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций).
Команда КВН предполагает в своем развитии 2 ступени.
I ступень – младшая команда КВН (10-14 лет)
II ступень – старшая команда КВН (15-17 лет)
На II ступени: обучения сложившаяся команда КВН должна совершенствовать себя, «расти». Это предполагает обязательное участие команды в игровых сезонах лиг КВН, турниров КВН. Обучающая деятельность заключается в подготовке к участию в КВН-мероприятиях (играх сезона, фестивалях, концертах). В процессе подготовки происходит дальнейшее обучение и совершенствование профессиональных умений и навыков, а также навыков самостоятельной работы. Большое внимание уделяется развитию импровизационных (актерских и литературных) навыков. На 4-м году учащиеся представляют собой самостоятельную, боеспособную команду КВН высокого уровня мастерства и культуры. Большое значение имеет воспитание преемственности в командах.
Старшие КВНщики могут привлекаться к проведению некоторых
занятий с младшими, а младшие – к участию в выступлении старшей команды. Это имеет большое воспитательное воздействие.
КВН является синтезом многих видов и жанров искусства. Поэтому занятия в объединении КВН, с одной стороны, помогают овладеть самыми разнообразными умениями и навыками, с другой – позволяют «найти себя» в какой-то одной области и совершенствоваться в ней.
В деятельности объединения широко используется самообучение и самообразование через анализ опыта других команд. Достаточно большое количество часов отводится на просмотр видеоматериалов с записями игр опытных команд, посещение «живых» выступлений, их обсуждение и анализ
КВН по определению – жанр самодеятельный. Тем не менее, в последнее время сильно возросли требования к уровню исполнительского мастерства. Поэтому к работе с командой КВН, по возможности, должны привлекаться специалисты, например, по вокалу, хореографии, по работе над музыкальным оформлением (запись фонограмм) и т.п.
2) Деятельность в школе. Роль и место объединения в общешкольной воспитательной системе.
Детское объединение ни в коем случае не должно обособлять себя от общешкольной жизни и воспитательных внеурочных мероприятий. Воспитательная система школы должна включать в процесс все детские объединения, базирующиеся в школе. Активное участие, а тем более, организация внеурочной деятельности школы повышает общественную активность и значимость деятельности объединения.
Степень участия объединения в подготовке школьного коллективного творческого дела может быть различной: ведущая организационная роль, исполнение, соучастие, помощь. В процессе реализации дела осуществляется следующий поэтапный подход:
— дифференциация (определение круга задач и специфических вопросов для каждого объединения)
— координация (согласованность действий объединений по решению организационных вопросов, проверки степени готовности)
— интеграция (объединение усилий в процессе реализации дела)
Таким образом, осуществляется деятельность объединения выходит на новый качественный уровень.
3) Формирование внешних связей, взаимодействие и сотрудничество с общественными организациями, молодежными движениями, учреждениями образования и культуры, органами власти и управления.
Выход деятельности объединения за рамки школы предполагает обеспечение внешних связей с общественностью. Эта связь осуществляется через участие взрослых лидеров объединений в работе координирующих органов детского движения района, округа, города, взаимодействие с общественными организациями и движениями, учреждениями образования и культуры, органами государственной власти и управления, средствами массовой информации. Детское общественное объединение принимает активное участие в реализации творческих и социальных программах и проектах организаций (игры, акций, слеты, фестивали, лагеря, школы обучения, концерты и т. п.), направленные на улучшение жизни подрастающего поколения, их самореализацию, вовлекающие подростков в социально-полезные дела, помогающие строить отношения со сверстниками, стимулирующие общественную активность. Высшим уровнем деятельности детского общественного объединения является инициирование, организация и проведение социально-полезных проектов и мероприятий. В сотрудничестве и при поддержке государственных и общественных партнеров.
Направления деятельности объединения КВН.
Направления деятельности могут быть следующими:
— специализированная творческая деятельность (участие в играх КВН, фестивалях, Кубках);
— специализированное обучение (Школа КВН, семинары, творческие сборы);
— взаимодействие и сотрудничество с детскими и молодежными общественными объединениями (участие в программах, проектах, совместных акциях);
— организация собственных общественно-полезных проектов;
— волонтерская, благотворительная концертная деятельность.
Актуальность и социальная значимость программы развития школьного КВН заключается в том, что участие в этом объединении дает подростку альтернативу бездумному времяпрепровождению и дает возможность для самого разнообразного самовыражения. В процессе коллективной творческой деятельности ребята учатся взаимодействию, дисциплине, ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний, избавляются от комплексов, развивают творческие и интеллектуальные способности, расширяют кругозор. Участвуя в подготовке выступлений, играх КВН, примеряя на себе различные роли, с остроумием отражая трудности окружающей действительности, общаясь друг с другом и другими единомышленниками, обмениваясь опытом, КВНщики больше, чем их сверстники, готовы найти себя во взрослой жизни, стать социально активными людьми. Взаимодействие с другими детскими общественными объединениями, молодежными движениями расширяет деятельность школьного движения КВН, поднимая его на более высокий общественный уровень.
Педагог руководствуется утвержденным учебно-методическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса.
Формирование творческих групп производится на добровольной основе.
Учебно-тематический план обучения
Общее количество часов
История игры КВН. Правила игры.
Правила поведения на сцене. Кодекс корпоративной этики команды.
Литература и Интернет-ресурсы
Сценарии. Как построить свое выступление.
Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов.
Подготовка и проведение игр.
Выполнение творческих заданий в составе микрогруппы. Тренинг: сюжетно-ролевые игры, конкурс актерского мастерства.
Разминка как способ решения творческих задач в КВН. Тренинг: разминка-гармошка.
Использование методов ТРИЗ в КВН. Домашние заготовки, сценические миниатюры.
Наработка сценических навыков
Актерские миниатюры в КВН. Тренинг: командный контакт, передача.
Интонация в КВН. Образы-решения на сцене. Тренинг: интонационные упражнения, сценические этюды.
Пантомима в КВН. Музыкальная пантомима. Тренинг: «реклама», «телевидение», синхробуфонада.
Сценография, рисунок выступления. Использование ширмы, кулис, сценического реквизита.
Блиц-разминка – командная эстафета – как вид групповой разминки.
Сценические акценты. Тренинг: отработка главных сценических акцентов.
Принципы построения сценария выступления в КВН. Конкурс приветствие, известные формы, новые решения, сценарный план СТЭМ. Временной лимит конкурсов, выбор материала.
Учет возможностей команды при создании сценария. Ролевой поиск, тематическая направленность.
Разработка сюжетной линии. Ролевые образы. Текстовые, музыкальные акценты. Выбор материала, сценические связки.
Постановка сценария на сцене. Сценография, подача. Синхронность, слаженность.
Постановка сценария на сцене. Темпоритм, паузы.
Музыкально-техническая база команды
Музыкальные подводки, финальные песни. Звуковые паузы, смена музыкального сопровождения.
Музыкальный акцент. Характер роли в музыкальном акценте. Практика работы с микрофонами. Сценическое оборудование.
Построение сценария, ролевой баланс, игровая наполняемость. Поиск и воплощение образов.
Нелогичность и внутренняя логика выступления. Отработка сцен и связок между ними.
Репетиция с музыкальным сопровождением. Фронтальная репетиция. Коллективное взаимодействие.
Концертная деятельность команды
Участие команд в турнире КВН. Методика организации турнира КВН. Практика: участие в организации турнира.
Анализ творческого выступления команды. Конспектирование выступления – оценка и выбор материала. Анализ итогов творческого сезона команды.
Редактирование творческих выступлений
Принцип взаимодействия с командой в процессе редактирования. Практика редакторской работы.
Подведение итогов. Круглый стол.
Программа обучения предусматривает:
Знакомство с методикой написания текстов миниатюр.
Ознакомление с методикой поиска и отбора информации из различных информационных источников.
Обучение навыкам работы с микрофоном.
Обучение навыкам импровизации.
Обучение первичным танцевальным навыкам.
Обучение первичным вокальным навыкам.
Организация ежемесячных выступлений, в играх КВН, различных концертах и праздниках.
Ресурсы сети Интернет
Обмен опытом с другими КВНщиками
1) объяснительно-иллюстрированное обучение, основанное на вербальном и визуальном представлении материала;
2) развивающее обучение, основу которого составляет включение внутренних механизмов развития личности (технология творческого развития учеников);
3) системно – деятельностный и личностно – ориентированный подход.
В каждой из этих групп используется несколько различных методов обучения.