Пьеса горка о чем
«Горка»: спектакль об инфантилизме российского общества
В Театре на Таганке интересная премьера — спектакль Данилы Чащина по пьесе Алексея Житковского «Горка». Интересна премьера в первую очередь реакцией на него зрителей. Кто-то заливисто хохочет, кто-то пускает слезу, а кто-то сморщено ежится в кресле от неловкости. Похоже, именно о зрителе в этом спектакле говорить интереснее всего.
ОПЯТЬ О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Сюжет истории очень прост и разжеван. Женщина, не имеющая собственных детей, устраивается в детский сад, чтобы воспитывать чужих. Она — не демоническая «воспиталка», выплескивающая собственную неудовлетворенность на других. Она — простушка, которая хочет добра ради добра.
Пьесу по ошибке называют современной. Конечно, она же рассказывает о героине, которая могла бы жить в одно с нами время. Но устроена пьеса до ужаса старомодно, в духе драматургии «советских фильмов». Все конфликты надуманны, сопереживание манипулировано, но кто посмеет осуждать историю про добро, о добре и для добра? Их же сегодня там мало и так недостает!
Хороши в пьесе именно второстепенные персонажи — родители, которые пытаются «заботиться» о своих детях, не осознавая, что требуют от них того, чего не смогли добиться сами. «А мой сын точно будет ведущим?» — в седьмой раз переспрашивает заботливая «яжемать».
ВСЯ СТРАНА КАК ДЕТСКИЙ САД
Режиссер Данил Чащин очень верно ухватился в этой пьесе именно за второстепенных героев. На сцене почти нет детей. Актеры, играющие родителей, играют и самих своих детей. Глядя на кривляющихся и «изображающих плохую актерскую игру» взрослых, невольно хочется прикрыть глаза рукой. И именно тут зал делится на две части. Кому-то такой уровень сопереживания и нужен — разжеванный, понятный, спекулятивный, крикливый. Многие даже не понимают, что «плохая актерская игра» — это нарочитый прием. Для них так в театре и играют, точнее переигрывают постоянно, так и должно быть. Одни вспоминают, как сами играли снежинку, другие — как их в школе водили всем классом в театр, заставляя «любить искусство».
И тут Данил Чащин делает второе очень верное решение — весь детский сад перекрыт высокими стенами с колючей проволокой. Красивая метафора современной России довершается тем, что колючая проволока обтянута разноцветными гирляндами, словно деревья бульваров похорошевшей Москвы. Люди, существующие в тоталитарной системе во главе с демонической заведующей, пытаются украшать свой концлагерь и наслаждаться палитрой красок.
Родители должны построить горку для детей. Нужна ли она детям — никого не интересует. Она нужна родителям, чтобы ублажить воспитательницу, она нужна воспитательнице, чтобы ублажить заведующую. Она нужна заведующей, просто как символ сохранения иерархии. Поэтому в какой-то момент, когда горку, наконец, начинают строить, постановщики проецируют на сцену тот самый Горгород, который «дом, но капкан», как точно подметил классик. Превратить горку в Горгород — очень красивое решение.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ КАК РОДИТЕЛИ НА ДЕТСКОМ УТРЕННИКЕ
Проблема же проступает в том, что спекулятивность материала начинает подавлять все хорошие решения режиссера. Актеры драматично орут, выдавливая слезу, заставляя сопереживать в принципе довольно простой и бытовой истории. Нарочитая плохая игра кажется реальной. Возникает ощущение, что попал в провинциальный театр. Многим в зале именно такой театр и нравится, они ходят в театр, чтобы плакать, смеяться, чтобы ими манипулировали, чтобы на них орали, чтобы можно было пореветь над колючей проволокой, выйти на улицу и продолжить жить в ее окружении, как ни в чем не бывало. Такие зрители — благодарная публика для этого спектакля. Они хохочут, хлюпают, комментируют вслух (!) происходящее, они сопереживают, даже не зная, что сопереживание вымышленным героям — уже крайне пошлая эмоция для театрального искусства.
Есть надежда на финал, но он такой же старомодный — грустная музыка, падает снежок, одинокая женщина одиноко одинока. Кажется, что несовременность драматургии победила современность режиссера. Проблема лишь в том, что в начале режиссер оставил надежду на современный диалог-размышление, а последующие полтора часа ожидания последовательно разочаровывают.
В принципе на этот спектакль стоит идти всем, кто помнит и любит советский фильм «Карнавал». Примерно такой же по интонации градус трагикомичности ждет здесь зрителей. Спектакль может стать чем-то большим для людей, работающих в детской сфере, взаимодействующих с теми, кто, прикрываясь благом детей, творит самые глупые бесчинства. Но сам спектакль — крайне инфантилен. И рассчитан именно на инфантильного зрителя, которому в театре хочется добра и смеха сквозь слезы. В ситуации, когда на улицах полицейские безжалостно винтят подростков, их родители вполне могут сидеть в этом зале и плакать над тяжелой судьбой героини, заботящейся о чужих детях.
Все отзывы о спектакле Горка
Постановка Театр на Таганке
Лучшие отзывы о спектакле «Горка»
Cмешная лирическая комедия.
«Курятник» в системе образования представлен наглядным символом – Горка. По ней можно подняться и одновременно скатиться со всей своей жизнью, мечтами и справедливостью. И это не сарказм, а нечто подтрунивающее над тем, что никуда мы от этого не денемся. Поэтому финал в пьесе добрый и жизнеутверждающий.
Горка на сцене – это металлическая конструкция, она же детская площадка, ёлка и кабинет заведующей одновременно. На полу – много белых шариков, а в одной сцене они эффектно сыпятся сверху под красивую музыку группы Hatters – это снег. Картинно красиво решены сны героини Насти (Юлия Куварзина): замедленный белый человек в белом зорбе за прозрачным занавесом, беснующаяся из стены вампир-заведующая (Никита Лучихин), золотые восточные девы-опахала.
Режиссёр спектакля Данила Чащин номинирован в этом году на Маску за спектакль в Тюмени. А я бы куда-нибудь номинировала художника по костюмам Екатерину Галактионову – стильная и остроумная работа.
Хороша и Настя в исполнении Юлии Куварзиной, естественна и очень достоверна. Сколько таких людей я знаю, что живут работой.
Очень трогательный Озод в исполнении Романа Колотухина. Тут горько встает тема межнациональных отношений, а ведь именно этот мальчик сумел успокоить горящее и рвущееся в бой сердце воспитательницы. А эскимосская песня в его исполнении-бомба ж!
Вобщем рекомендую посмотреть спектакль. Каждый найдет в нем что-то свое, настолько он многогранен. А уж педагогам(особенно молодым) смотреть обязательно, как сказала моя спутница. А еще в спектакле много музыки, танцев, веселья и пухлых пуховиков, зима же!
Забравшая оставленного в саду таджиками ребенка воспитательница потрясла народ
Продолжение: Народ в ужасе крестится от вида Анастасии Макеевой в гробу
Тема «маленького человека» для русской литературы остается актуальной уже два столетия – вспоминается и Башмачников из гоголевской «Шинели», и Червяков из чеховской «Смерти чиновника», и Вырин из пушкинского «Станционного смотрителя». Затюканные жизнью, страдающие от бесправия и обид, эти люди небогаты, незаметны, беззащитны, с неустроенной личной жизнью.
Воспитательница детского сада «Сибирячок» Настя из пьесы Житковского «Горка» продолжает тему «маленького человека». Она должна подготовить утренник, «чтобы как в Кремле, как открытие Олимпиады», должна купить для всех новогодние подарки, построить ледяную горку, а еще угодить заведующей детским садом Зульфие Фаридовне. Уделить внимание мужу. Выжить на копеечную зарплату, когда еще и премии лишили. И не сойти с ума.
«Тут нет легких денег. Тут галеры! Тут настоящее пекло. Кольцо Сталинграда!» – предупреждает ее заведующая. Исполнительница главной роли Юлия Куварзина про это знает не понаслышке. До того, как стать актрисой, она работала в школе. Поэтому, собственно, что-то придумывать или домысливать ей не пришлось – выживание в современной образовательной системе ей хорошо знакомо.
Фото: Пресс-служба
Драматург говорит, что «Горка» – это «смешное и грустное повествование о юной воспитательнице детского сада, которая пытается остаться человеком и личностью в потоке ежесекундного жизненного абсурда». В стилистке абсурда построен и весь спектакль Данилы Чащина – номинанта на «Золотую маску-2019» – костюмы, декорации, песня Геннадия Гладкова с невыговариваемым припевом «о дых боль гали гей тых дых дых бай», которую все не могут выучить дети в пьесе.
Фото: Пресс-служба
Сама пьеса, кстати, очень смешная. Чего только стоит диалог медсестры по кличке «Жаба» (Екатерина Рябушинская) с воспитательницей. «У Димы яйцеглист и гельминты, а он неделю ходит в вашу группу. Сейчас пусть забирают. Вечером у всего садика глисты будут», – говорит медсестра. «У него мать на вахте. Кто ее пустит?», – отвечает воспитательница. «И что нам теперь делать? Сидеть и ждать, пока по саду черви поползут? Пусть бабушка забирает», – говорит медик. «Она умерла. В апреле», – заключает педагог.
Фото: Пресс-служба
Самая яркая роль у Никиты Лучихина, который играет злобную и могущественную заведующую Зульфию Фаридовну. Зал лежит от хохота – в амплуа травести Никита блистателен. Гротесковая Зульфия Фаридовна в его исполнении – это и злобная героиня мультфильма, и пародия на трансвестита из клуба.
«Чтобы все было идеально, выверено до секунды, чтобы все движения отточены, чтобы елочки крутились синхронно, чтобы ведущий громко, без заиканий сказал: «Здравствуй, дедушка!» Чтобы никто не обоссался! Если я услышу хотя бы один сбой в чтении новогодних стихов – минус с зарплаты. Если я увижу незастегнутые сандалики – минус с зарплаты. Если кто-то из хора поднимет глаза на потолок или, не дай бог, пукнет – лишу премии. Я понятно объясняюсь?» – кричит Зульфия. Эта сцена – одна из самых мощных.
Фото: Пресс-служба
Режиссер придумал для каждой части пьесы название, а художник по видео Михаил Заиканов нарисовал его и придумал остроумные ролики, которые добавляют действию динамизма и яркости. Но трогательности спектакль тоже не лишен – чего только стоят взаимоотношения воспитательницы с таджикским мальчиком Озодом из группы, которого родители бросают в садике и который почти не говорит по-русски. Сердобольная и несчастная Настя забирает его домой. Но счастье будет коротким.
Спектакль «Горка» для «Таганки», конечно, прорыв – молодежно, стильно, ярко. Материал, воплощение, актеры – тут редкий случай, когда все, что называется, срослось. Поэтому «Горка» должна стать кассовым хитом сезона тут.
Горка
Режиссер – Данил Чащин
«В этом году Таганка стала форпостом новой драмы. »
Петербургский Театральный Журнал
«Реалистическая трагикомедия оборачивается фэнтези. Эстетика абсурда здесь присутствует ровно в той степени, в которой абсурдна наша повседневная жизнь.»
Известия
«Весь спектакль очень смешно, потому что правдиво. »
Вечерняя Москва
2 и 3 октября 2019 года в Театре на Таганке состоялась премьера трагикомедии «Горка» по пьесе драматурга Алексея Житковского, признанной лучшей пьесой 2018 года на фестивале «Кульминация». Режиссер – Данил Чащин, номинант на «Золотую маску» 2019. Его спектакли идут в МХТ имени Чехова, театре «Практика» и других российских театрах. «Горка» в Театре на Таганке стала первой постановкой пьесы в Москве.
«Эта пьеса про ежедневный подвиг маленького человека. Воспитательница детского сада Настя пытается построить Горку, организовать покупку подарков на Новый год, подготовить утренник, помочь оставленному родителями мальчику-мигранту, не потерять любовь любимого человека и не сойти с ума за пятнадцать тысяч рублей в месяц, – рассказывает драматург Алексей Житковский. – При этом, «Горка» – пьеса о добре, которое существует вопреки всему».
Автор пьесы Алексей Житковский – многократный участник и лауреат драматургических фестивалей и конкурсов: «Евразия», «Действующие лица» и других. В 2018 году на фестивале «Любимовка» была представлена «Горка». Пьесы Житковского ставили в МХТ имени Чехова, Театре.doc и «Школе драматического искусства», а его фильм «Памятник» в 2016 году вошел во внеконкурсную программу фестиваля «Артдокфест». Живет и работает в Нижневартовске.
Данил Чащин – режиссер из Тюмени, окончил курс Виктора Рыжакова в магистратуре Школы-студии МХАТ при Центре имени Вс. Мейерхольда, участвовал в лабораториях под руководством Юрия Бутусова, Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова. В 2019 году его спектакль «Молодость» в Тюменском драматическом театре был удостоен пяти номинаций на «Золотую маску».
«Горка» – смешная история про абсурд будней воспитательницы детского сада. Думаю, у многих из нас светлая ностальгия по детству смешана с грустными воспоминаниями. В этой двойственности и узнаваемости я вижу много юмора, но также и повод для размышления. Для меня этот спектакль про то, как опасны недобровольность и принуждение и как важно сохранить в себе человеческое», – рассказывает режиссер Данил Чащин.
Продолжительность: 1 час 35 минут (без антракта)
Премьера: 2 октября 2019г.
Участвует в проекте «Пушкинская карта»
Пьеса горка о чем
Интервью с Алексеем Житковским
Пьеса «Горка» Алексея Житковского оставила яркий след в фестивальной программе. Запомнился живой юмор, сложные характеры главных героев и прекрасная игра актёров. В интервью автор рассказал о процессе создания пьесы и о своем жизненном пути.
Расскажи, как ты начал писать?
В 2004 году я учился в Томске. На тот момент у меня уже было одно высшее образование – я закончил химический факультет, а в Томск приехал переучиваться на нефтяника. Там начал ходить в киноклуб, его вела Ада Бернатоните, киновед, закончившая ВГИК. И вот в этом киноклубе я, можно сказать, подсел на художественные фильмы, артхаус, авторское кино. Потом в течение примерно шести лет работал в нефтяной компании, но у меня была другая мечта. Я взял отпуск и поехал поступать во ВГИК на сценарный факультет. Поступил совершенно случайно! Там и учился писать сценарии. Нефтянку оставил, сделался сценаристом. Были у меня потрясающие преподаватели по театру – Ольга Купцова и Кристина Матвиенко, они привили интерес и к действительности, и к драматургии. Я решил попробовать написать пьесу на двоих человек, пьеса называлась «Мизантроп». Неожиданно она победила в конкурсе «Евразия» у Николая Коляды. Когда же я туда приехал, то мне понравилась атмосфера, люди. Вокруг все начали спрашивать: «А что у вас есть ещё?» Вот я и стал писать ещё. Ну а теперь считаю, что это моё основное занятие.
Вкладывал ли ты в название «Горка» какой-то образ?
Да, конечно. У меня работа над пьесой началась как раз с этого образа. Несколько лет назад мне захотелось написать такую пьесу, в которой бы все объединялись некой одной ситуацией. Например, люди собираются ради какого-то единого дела, ну, как часто у нас бывает: субботник, посадка деревьев или, допустим, постройка горки. Люди собираются, но почему-то у них ничего не получается, всё разрушается, валится. И вот мне захотелось исследовать эту ситуацию. Сначала у меня ничего не сходилось, почему-то не получалось просто вот так всех собрать. И только в этом году всё сошлось. Особенно после того, как я нашел переписку родителей в вайбере моей супруги, – у меня у самого ведь дети ходят в детский садик. Тогда всё встало на свои места – появился герой, всё начало двигаться. А этот образ горки, он тоже существует в пьесе. Мне нравится, что когда происходит какое-то действие, то над этим действием висит такой образ горки. Как-то так.
Марфа интересно, по-своему, решила пьесу. Были ли в самой читке неожиданные для вас моменты?
Дело в том, что я уже делал читку этой пьесы у себя в Нижневартовске. У нас есть театральное объединение, в котором мы с нашими актёрами читаем современную драматургию. Я там время от времени какие-то свои пьесы тестирую на людях. И вот, когда мы делали читку «Горки» на телевидении, то я сам её как бы немножко ставил. И у меня тогда было другое решение. Настя, главная героиня, была очень хрупкой девушкой, поэтому возникал контраст между её внешней грубостью и внутренней хрупкостью. Зульфия Фаридовна выступала на контрасте с Настей, она была такой мощной заведующей, всех подавляющей. А на прошедшей читке получилось наоборот. Полина Райкина, очень фактурная, на мой взгляд, сильная, волевая играла Настю. А заведующая напротив, маленькая такая. И это очень круто, что у меня сломался стереотип по отношению к героям. Я их представлял так, а можно, оказывается, и по-другому. Это замечательно, что все так многозначно. Значит, можно повернуть в разные стороны, и все равно будет работать.
Сама читка получилась очень ритмичной и даже музыкальной: ты, когда писал пьесу, думал об этом?
Да, я это всегда проверяю. Смотрю по сценам, чтобы у каждой был какой-то свой ритм, чтобы этот ритм не был монотонным, чередовался – для меня это важно. Ведь это работает на зрительское восприятие. Я всегда читаю пьесу для себя, проверяю на слух, чтобы слышать – работает ритм или не работает, если нет, то ищу, где-что сломалось. Мне кажется, на этой читке они верно всё сделали: и интуитивно, и ритмически, мне очень понравилось.
Какие театры или режиссёры тебе сейчас интересны?
Я не могу сказать, что я фанат чего-то одного. Мне нравится абсолютно разный театр. С одной стороны, мне интересно то, как работает Борис Павлович, человек, который максимально стремится дистанцироваться от режиссуры и создать некое поле, где все были бы режиссёрами. С другой стороны, мне симпатичен театр, скажем так, Бутусова, который, на мой взгляд, абсолютно тоталитарен и по отношению к актёрам, и к зрителям. Когда существуют такие разные полюса, это хорошо, в них можно существовать. Плохо, когда существует какой-то один театр, который вводится в рамки обязательного. Я за растаскивание этих границ, чтобы всему была своя альтернатива, а у человека был выбор.
Из тех читок, на которых ты смог побывать на «Любимовке», на какие ты обратил внимание?
Они тоже все разные. Те, что я видел, как будто даже из разных миров. Например, мне понравилась читка на такую злободневную тему, как конфликт на Украине – «Файлы мертвых славян». Пьеса сделана как-то лаконично, сдержанно, она меня очень тронула. Возможно, вот этой своей минималистичной формой. Мне кажется, мог бы быть даже такой спектакль, интерактивный или променад. Человек находится в темном пространстве и слушает кислородные файлы. Звуковой спектакль. Но мне также понравилась и эмоциональная читка пьесы «Вторник короткий день». Её поставил Виктор Рыжаков, с замечательной актрисой – Ольгой Лапшиной. Она получилась в формате традиционного русского психологического театра. А пьеса Миши Дурненкова «Как эстонские хиппи развалили Советский союз» показалась мне интересной потому, что совмещает в себе и сюжетность, и глубокую тематику, и яркое исполнение. Она похожа на мультфильм «Жёлтая подводная лодка», посвящённый группе Битлз, и другие такие же психоделические мультфильмы 70-х. Ещё мне понравилась самая первая читка, на которой я смог побывать – «Комната умирает» Микиты Ильинчика. Пьеса молодого белорусского режиссёра и драматурга была сделана в каком-то совершенно свободном формате. И хотя все говорили, что это прямо-таки про Беларусь, мне понравилась сама форма.