Пьета что это значит

Пьета – соединение чувственности и христианского сострадания в работе Микеланджело

Каждое произведение искусства таит свою неповторимую историю, и ярким тому подтверждением является Пьета, созданная великим мастером Микеланджело. Поразительным образом скульптор изобразил Деву Марию, оплакивающую Иисуса Христа. Творение стало символом сострадания и жалости для всех верующих.

В этой скульптуре внимания заслуживает каждая детмаль, однако и её история не менее интересна, чем внешний облик. Пьета способна открыть нам многие тайны прошлого. Как же великий Микеланджело создавал свою знаменитую работу? Что можно увидеть в скульптуре? И почему это изваяние во многих аспектах считается уникальным?

Особенности скульптуры

В ватиканском Соборе Святого Петра можно увидеть скульптуру, которую по праву считают одним из величайших творений, созданных руками человека. Это не просто выдающаяся скульптура, а невероятно мощная передача эмоционального плана. При взгляде на Пьету зритель невольно погружается в переданную мастером атмосферу.

Пьета изображает скорбящую Деву Марию, держащую на руках Иисуса Христа. Что интересно, такой сюжет не описан ни в одном евангельском тексте, однако авторами прошлых столетий он часто использовался как основа для творений. Микеланджело также обратился к подобной истории и, надо признать, превзошёл всех, кто пытался изобразить священные образы.

Уникальность творения Микеланджело кроется в особенности техники. Он стал первым мастером, что сумел уравновесить натурализм обнажённой фигуры и каноны классического стиля. В итоге получилась невероятная Пьета.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значитДаниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Как создавалась Пьета?

Но давайте же обратимся к истории шедевра. Летом 1496 года Микеланджело Буонаротти пригласил в Рим местный аристократ и банкир Яколо Галли. Именно он предложил скульптору выполнить несколько заказов. В числе заказчиков был и кардинал Сен-Дени, который захотел получить эффектное изваяние для своего надгробия, а также французский посол в Риме Жан Билэр де Лагрол. Как и было оговорено, Микеланджело получил аванс за работу.

Уже в начале 1498 года он отправляется в Апуанские Альпы, где предстояли поиски необходимого минерала. Мраморный блок был достаточно быстро найден, и мастер смог приступить к работе. Материал для скульптуры отличался необыкновенной гладкостью, он прекрасно подходил для создания утончённых, деликатных творений. К 1499 году статуя уже была завершена. Как полагают исследователи, на момент создания Пьеты Микеланджело едва исполнилось 25 лет.

Поразительная красота изваяния, драматизм его сюжета не смогли оставить равнодушными никого и зрителей. После установки Пьеты многие представители знати стремились хотя бы однажды взглянуть на гениальное творение. Белый каррарский мрамор идеально подчёркивал мягкость линий. Средняя высота скульптуры (она составляет 174 см) представляла собой внушительный образ, не отягощённым громоздкостью.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значитМикеланджело Буонарроти «Пьета», 1498-1499 годы
Местонахождение: Базилика Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия

Пьета стала единственным творением Микеланджело, которое он подписал, причём с этим обстоятельством связана ещё одна история. Поговаривали, что однажды ваятель пришёл посмотреть на творение своих рук и случайно услышал разговор других зрителей.

Они рассуждали о том, насколько прекрасное творение создал миланский скульптор Франческо Солари. Как и любому автору, Микеланджело стало неприятно, что его заслуги приписывают другому человеку, а потому вскоре на Пьете появилась надпись: “Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал”.

В дальнейшем Пьета вынуждена была перенести несколько перемещений. В ходе транспортировки некоторые повреждения были нанесены руке и, в частности, пальцам Девы Марии. Их удалось отреставрировать, а анализ, проведенный в конце прошлого века, показал, что никаких критических повреждений статуя не имеет. И это ещё раз доказывает, что Микеланджело относился с огромной ответственностью к своей работе.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значитЗдесь, в Апуанских Альпах, Микеланджело смог найти прекрасный каррарский мрамор для своей скульптуры / © Reisende / rasfokus.ru

Знаменитое творение Микеланджело

Образ Пьеты («Скорби») использовался и до Микеланджело в такой популярной христианской трактовке, однако этот мастер превзошёл все прочих творения. Взгляните на фигуру Христа – не вызывает сомнений, что перед нами мёртвый человек, причём реализм кажется невероятным.

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы — и не был

Убийцею создатель Ватикана?”

Не меньше внимания привлекает образ Девы Марии. На что мы сразу обращаем внимание? Конечно, на лицо. Оно кажется поразительно молодым, можно даже сказать, что внешне Дева Мария напоминает ровесницу своего сына. И здесь подразумевается символ молодости, связанный с непорочностью и безгрешностью. Поскольку Мария была чиста душой, божественная воля поддерживала в ней жизненные силы и наделяла красотой.

Ещё одной крайне необыкновенной чертой для скульптур, созданных по христианским сюжетам, стало проявление некой чувственности, что заметно как в чертах Девы Марии, так и в линиях тела Христа. Несомненно, Микеланджело задумывал именно такое, яркое и гармоничное соединение.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значитФигура Христа выполнена с таким невероятным реализмом, что не вызывает сомнений – перед нами мёртвый человек

Пьета стала не просто знаменитым творением Микеланджело, а истинным примером гениальности и высочайшего мастерства скульптора, который на момент создания этой работы находился в самом расцвете сил и творческого вдохновения. Кроме того, именно Пьету христиане называют воплощением скорби и сострадания, что передаётся от изваяния к зрителю.

Источник

Пьета Микеланджело в Ватикане

Пьета Микеланджело – скорбный образ Марии, оплакивающей снятого с креста распятого Христа. Шедевр выставлен на обозрение в Соборе Святого Петра в Ватикане.

В переводе с итальянского, Pietà – «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие». Сюжет этой иконографической скульптуры не упоминается в 4-х текстах Евангелия, нет его и в апокрифах. Но в католицизме Пьета великого мастера – один из самых сильных образов по воздействию на умы и сердца верующих.

Описание

Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.

Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.

В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.

Цельный образ скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти передает всю глубину трагедии скорбящей над телом Христа Богоматери.

Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?

На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).

Фигуры персонажей библейского сюжета выполнены в полный рост. Реалистичность также выражена в очевидных признаках распятия и скорбном и смиренном лике Марии.

Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.

Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.

Микеланджело Буонарроти был задан вопрос: «Как Вам это удается – не совершить ни единой ошибки, ведь это камень, а не глина?» Мастер ответил: «Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!»

Разрушение шедевра и его реставрация

Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.

От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Спектральный анализ показал, что пару столетий назад была отбита часть левой руки Марии (до локтя), но отлично восстановлена. Во время одной из недавних транспортировок были отбиты 4 пальца левой руки, но реставрационные работы исправили и этот изъян.

С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.

История создания Pietà

Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Никто не верил в успех Микеланджело, но он не только отлично справился с задачей, но и превзошел своих талантливых учителей. Его Пьета не только прославила его на весь Рим, вскоре о его работе заговорила Италия и Франция, куда должна была отправиться работа.

Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и Древнего Рима. Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».

Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.

Пришлось приложить все усилия, чтобы оправдать высочайшее доверие и отработать щедрый гонорар в 450 золотых дукатов.

Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.

Единственная подписанная работа Микеланджело

«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…

Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.

Это неподписанное творение послужило поводом для курьёзного случая – Микеланджело не оставлял подписей на своих творениях. А на Пьете был оставлен автограф, да ещё и с ошибкой!

Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.

Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:

«МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ»

Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.

Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.

До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.

Интересные факты

Где находится, как посмотреть работу великого мастера

Пьета Микеланджело выставлена на всеобщее обозрение за пуленепробиваемым стеклом в главном культовом сооружении Ватикана – Соборе Св. Петра

Доступ свободный, сразу у входа справа в первой капелле. Но она находится на некотором удалении от присутствующих, видна только с переднего ракурса.

Собор открыт ежедневно – с 7:00 до 18:30. Тут всегда многолюдно, и чтобы рассмотреть шедевр поближе, многие предусмотрительные туристы спешат к открытию, а самые любознательные посещают авторскую экскурсию ВЕСЬ ВАТИКАН ЗА 6 ЧАСОВ.

Источник

Пьета

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Этот иконографический тип часто встречается в западноевропейском искусстве 13-17 веков. Среди наиболее известных: Пьета (Микеланджело), Пьета (картина Тициана), Пьета (картина Ван Гога).

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Пьета Тициана выделяется своим драматизмом.

В православии

Примечания

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит

Пьета что это значит. Смотреть фото Пьета что это значит. Смотреть картинку Пьета что это значит. Картинка про Пьета что это значит. Фото Пьета что это значит Арест, суд и казнь Иисуса Христа ← Иисус Христос с момента смерти до Воскресения
СобытияСтрасти Христовы: Распятие Христово • Снятие с креста • Оплакивание Христа • Положение во гроб • Сошествие Христа в ад • Три дня и три ночи • Воскресение Иисуса Христа
ПерсоналииИисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иосиф Аримафейский • Никодим • Иоанн Богослов • Сотник Лонгин • Стража у гроба
МестаГолгофа • Камень Помазания • Гроб Господень
ПредметыОрудия Страстей • Животворящий Крест • Плат Вероники • Туринская плащаница • Смирна
ИконографияХристос во гробе • Муж скорбей • Не рыдай Мене, Мати • Плащаница • Пьета

Полезное

Смотреть что такое «Пьета» в других словарях:

пьета — (от итал. pieta – милосердие), в живописи и скульптуре изображение Богоматери, оплакивающей мёртвого Христа, лежащего у неё на коленях. Этот иконографический тип часто встречается в западноевропейском искусстве 13–17 вв. Наиболее известна «Пьета» … Художественная энциклопедия

пьета — (Пиета) (от итал. pietà милосердие), в изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа Богоматерью. * * * ПЬЕТА ПЬЕТА, Пиета (от итал. pieta милосердие), в изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа богоматерью … Энциклопедический словарь

пьета́ — пьета, ы; Пьета (изображениеБогоматери с телом Христа) … Русское словесное ударение

ПЬЕТА — (ит.). Изображение тела Христова, покоящегося на коленях Божьей матери. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЬЕТА ит. Изображение Христа, снятого с креста и оплакиваемого Пресвятою Девой. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка

пьета — оплакивание Словарь русских синонимов. пьета сущ., кол во синонимов: 1 • оплакивание (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

ПЬЕТА — Пиета (от итал. pieta милосердие), в изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа богоматерью … Большой Энциклопедический словарь

Пьета — Пиета (от итал. pietá милосердие, благочестие), в изобразительном искусстве термин, обозначающий изображение сцены оплакивания Христа Марией … Большая советская энциклопедия

Пьета — Пьет а, ы (сюжет оплакивания Христа в изобразительном искусстве) … Русский орфографический словарь

Пьета — (1 ж) (сюжет оплакивания Христа в изобразительном искусстве) … Орфографический словарь русского языка

Пьета (фильм) — Пьета 피에타 Жанр … Википедия

Источник

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождени и раннего барокко.

Микеланджело
Пьета 1499год
Мрамор. Высота 174 см
Святого Петра, Ватикан

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

fada505e4bf1 (97×51, 3Kb)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *