Пфл что это в психологии
Пфл что это в психологии
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Патриотический фронт Лаоса
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Профессиональная футбольная лига
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Полезное
Смотреть что такое «ПФЛ» в других словарях:
ПФЛ РФ — Российская футбольная Премьер Лига (РФПЛ) РФПЛ 2009 Основан 1992 / 2001 Страна … Википедия
ПФЛ — Патриотический фронт Лаоса походная фотолаборатория Профессиональная футбольная лига (РФ) Профессиональная футбольная лига … Словарь сокращений русского языка
ПФЛ России — Российская футбольная Премьер Лига (РФПЛ) РФПЛ 2009 Основан 1992 / 2001 Страна … Википедия
Первый дивизион ПФЛ 2009 — Первенство России среди клубов Первого дивизиона Подробности чемпионата Время проведения 28 марта 4 ноября Число участников 20 Города 19 Стадионы 20 Призовые места … Википедия
Второй дивизион ПФЛ 2003 — XII сезон Второй лиги первенства России по футболу состоялся в 2003 году в период с 26 марта по 2 ноября. Содержание 1 Команды 2 Таблицы 2.1 Запад … Википедия
Третья лига ПФЛ 1997 — Четвёртый и последний розыгрыш Третьей лиги первенства России по футболу состоялся в 1997 году в период с 5 апреля по 9 ноября. В 1998 году лучшие команды третьей лиги были включены во второй дивизион ПФЛ, остальные потеряли профессиональный… … Википедия
Второй дивизион ПФЛ 2009 — XVIII сезон Второй лиги первенства России по футболу состоялся в 2009 году в период с 5 апреля по 8 ноября. Содержание 1 Команды 2 Таблицы 2.1 Запад … Википедия
Кубок ПФЛ — Кубок ПФЛ … Википедия
Второй дивизион ПФЛ — Сезон 2010 … Википедия
Второй дивизион ПФЛ 2007 — XVI сезон Второй лиги первенства России по футболу состоялся в 2007 году в период с 11 апреля по 31 октября. Содержание 1 Команды 2 Таблицы 2.1 Запад … Википедия
Тесты для ФСБ
Претендентам придется пройти:
Основополагающие тесты для соискателей – СМИЛ, КОТ и проверка интеллекта.
Дополнительно используются матрицы Равена и цветовые тесты Люшера. Хотя при подготовке рекомендуется делать упор на краткий тест КОТ и опросник СМИЛ, важно не забывать и про логические тесты Равена.
Психологический тесты СМИЛ в ФСБ
Личностный опросник MMPI разработали еще в довоенное время в Миннесоте. СМИЛ является его советской адаптацией. Хотя к целесообразности и информативности этой методики у психологов давно есть вопросы, СМИЛ по-прежнему используется при трудоустройстве на бюджетные вакансии. Например, в МЧС, полицию и т.д.
Современной версией опросника пользуются для оценки качеств личности и психотипа, что важно для сотрудников, работающих в условии стресса. В этой категории находятся спасатели, военные, полицейские.
Психологические склонности выявляют и у детей, чтобы определиться с профпригодностью для той или иной профессии.
Опросник СМИЛ – это 566 вопросов в полной версии и 71 – в кратком варианте. Существуют опросники для женщин, мужчин, взрослых и подростков.
«Для каждой должности и профессии используют разную последовательность, формулировку и подачу вопросов. Иногда используется и другой формат ответов»
Результат тестирования для кандидата – отчет с оценкой факторов личности по шкале от 0 до 100. Оценка выставляется в Т-баллах (стандартизированных баллах), основываясь на результатах контрольной группы и других кандидатов на ту же должность.
Подготовка к СМИЛ
Утверждений больше пяти сотен, заучивать их бессмысленно, тем более что на собеседовании нередко попадаются вопросы в других формулировках.
СМИЛ, как и многие другие психодиагностические инструменты, основан на модели оценки личности big 5. Чтобы показать нужные работодателю качества, важно изучить принцип этих опросников и потренироваться в их прохождении.
Для этого пользователям доступны:
В СМИЛ желательно показывать средние результаты по каждому личностному качеству. Результаты в 1-3 СТЕНа так же плохи, как и в 7-9. Поскольку результаты сравнивают с другими претендентами и контрольной группой, важно «держаться посередине», получая 4-7 баллов, слегка подчеркивая важные для профессии качества.
Важно заметить утверждения с двойным отрицанием, чтобы на автомате не отвечать так, как будто задан прямой вопрос.
Проблемные места при сдаче СМИЛ
Главные ошибки на тестировании – желание показаться чересчур «правильным» и не давать прямого ответа на вопрос, отвечая все время «не знаю». В СМИЛ предусмотрены контрольные шкалы, защищающие от угадывания и подбора чересчур положительных и отрицательных ответов, а также от попытки избежать оценки, выбирая вариант «не знаю».
Тестирование КОТ в ФСБ
Задачи КОТ подобраны так, чтобы оценить:
Методика ориентировочного теста показывает, насколько развита познавательная функция. Она применяется при отборе кадров для армии, промышленности и силовых структур.
Это обыкновенные тесты способностей при устройстве на работу, объединенные под одним испытанием. Решить придется более 50 заданий всех трех форматов.
Подготовка к КОТ
Очевидно, что интеллектуальные навыки полезны, но главную роль играет практика. Смысл КОТ в том, чтобы оценить практические навыки человека и его потенциал к получению новых знаний. Поэтому первый раз столкнувшись с тестированием, новичок вряд ли справится со всеми задачами из-за отсутствия навыка их решения.
Сложности при сдаче КОТ
Процесс трудоустройства в ФСБ
Главные требования – эрудированность, эмоциональная устойчивость, концентрация, навыки общения с людьми.
Этапы отбора на работу в ФСБ
Пройти отбор в федеральный орган непросто, но шанс есть у каждого. Конкуренция здесь высокая — поток кандидатов не иссякает никогда.
Процесс трудоустройства включает:
Собеседование в ФСБ
«Практика показывает, что соискатели больше опасаются полиграфа, обращая мало внимания на беседу с психологом и решение задач»
Это ошибочный подход: пытаться обмануть «детектор лжи» бесполезно, а вот подготовиться к вопросам психолога и тестам по силам каждому кандидату».
Психолог общается с кандидатом, уже имея на руках результаты тестов, заполненные анкету и автобиографию.
С одобрения психолога соискатель проходит на полиграф. Тут также не будет легких вопросов, но если кандидат не нарушал закон, ему опасаться нечего.
Заключение
Тесты ЦПД МВД [Онлайн вопросы КОТ, СМИЛ с ответами]
Полиция – это не только уважение и авторитет, но и карьера с достойным материальным обеспечением. Полицейскими становятся выпускники вузов и молодые люди, закончившие школы или колледжи. Хотя набор в полицию ведется на постоянной основе тесты МВД проходят лишь 60 % кандидатов.
Процесс трудоустройства в МВД
Служба в органах — это, в первую очередь, стабильность и социальные гарантии. Неслучайно трудоустройством в МВД интересуются молодые парни и девушки, оканчивающие вузы или колледжи.
Работа сотрудниками органов внутренних найдется как для выпускников техникумов или колледжей, так и для ВУЗов. Для некоторых должностей нужно высшее образование. Например, чтобы попасть в следствие, дознание или лицензионно-разрешительные подразделения, нужно юридическое образование.
Но наличие диплома не гарантирует трудоустройства.
Придется пройти отбор, который включает:
Тесты на работу в МВД отличаются от трудоустройства менеджером или бухгалтером в коммерческие структуры. В первую очередь российский полицейский должен быть психологически стабилен, уметь принимать взвешенные решения. Кроме того, важна физическая подготовка, отсутствие вредных привычек и негативных личностных наклонностей.
При трудоустройстве проводится комплексное обследование, учитывающее мнение медиков и психологов. Физическую форму проверяют на военно-врачебной комиссии. А на тестировании и полиграфе оценивают интеллектуальное развитие, наличие деструктивных наклонностей и позитивных качеств. Для этого используют тесты КОТ МВД, СМИЛ, тестирование Равена и Люшера.
Отбор и тесты на работу в МВД
Сотрудники с опытом после первичного отбора допускаются к участию в конкурсе на руководящие должности, их направляют на обучение в профильные вузы или сразу заключают контракты.
Тесты при приеме на работу в МВД приходится сдавать всем кандидатам, независимо от опыта работы.
Как проходит тестирование в МВД
Вначале претендента ожидает медкомиссия, на которой отсеивается 35-40 % кандидатов – так говорит официальная статистика МВД за 2019 год.
Процент сдавших тестирование зависит от конкретной группы: чем больше желающих на должность, тем больше кандидатов получат отказ. Результаты тестов сравнивают с результатами других кандидатов, поэтому так важно набрать больше баллов, чем, как минимум, 50% соискателей на эту должность.
Еще предстоит проверка на полиграфе, но честному человеку опасаться нечего – это объективная оценка.
Если на полиграф повлиять нельзя, то свои знания, навыки и умения решать предстоящие числовые, логические, вербальные задачи можно улучшить.
Кандидата ждут следующие тесты:
Тестирование проводится на собеседовании, в кабинетах управления МВД или специализированных поликлиниках.
В отличие от коммерческих компаний, пройти тест в МВД онлайн не получится. Как не получится и найти бесплатные демонстрационные задачи.
Для сдачи используют бумажные бланки, часть заданий выполняется на компьютере. Занимает тестирование 2-3 дня. Полторы-две недели отводится на расшифровку результатов.
КОТ тесты в МВД
КОТ состоит из вербальных, числовых и логических задач. По своему принципу они аналогичны тестам способностей. Здесь используются навыки анализа информации, поиска синонимов и продолжения последовательностей. Для подготовки к КОТ подойдут учебные online тесты SHL – при тренировке «прокачиваются» те же навыки.
Вербальные задачи оценивают степень понимания информации, способность ее анализировать и делать выводы, знание языка. Так, в заданиях используется сравнение утверждений, анализ предложений или поиск синонимов, задачи на словарный запас.
Числовые задачи – это вычисление процентов, пропорций, дробей.
Логические задачи – определение закономерностей, поиск последовательностей и пространственное мышление.
Задачи теста проще числовых и вербальных задач SHL или Talent Q, но времени на решение меньше – 15-20 минут на 50 заданий.
СМИЛ тест на работу в МВД
MMPI (русский аналог СМИЛ) – популярный психодиагностический опросник, используемый во всем мире для оценки и отбора кандидатов и в психодиагностической практике. Русскоязычный аналог (СМИЛ) создали советские психологи в 70-х годах прошлого века.
СМИЛ оценивает психическое состояние и личностные качества человека. Важен для «силовиков»: полицейских, спасателей, летчиков.
По результатам тестирования выявляются следующие качества:
«Уровень развития качеств измеряют в СТЕНах, от 1 до 10. Лучший результат — это середина оценочной шкалы, 4-6 баллов».
Тестирование используется не только в МВД, но и при трудоустройстве в коммерческие компании. По его результатам судят о личностных наклонностях человека и склонности к негативному поведению.
Особенности теста СМИЛ
Опросник СМИЛ – это не задачи, тут нет вычислений, логики и формул. Это заявления, которые придется оценить по шкале «согласен – не согласен».
В психодиагностическом опроснике больше пяти сотен вопросов, и придется отвечать быстро, не раздумывая. Ограничений по времени нет, но есть защита от лжи и чрезмерно положительных ответов.
Подогнать ответы под нужный уровень тяжело, учитывая пять с половиной сотен вопросов. Но если понять принцип психологических тестов, можно научиться демонстрировать работодателю положительные качества, уравновешивая отрицательные.
Тесты Равена и Люшера
«Тест Равена предназначен для оценки интеллектуального потенциала, а цветовой тест Люшера измеряет психофизиологическое состояние».
Прогрессивные матрицы Равена – сложные задачи на абстрактно-логическое мышление. Оценивает способность к обучению, и пространственному мышлению.
Пример теста Равена в МВД
Задания аналогичны логическим тестам способностей: определение последовательностей фигур в матрице. Подготовка к тестированию Равена также не отличается от логических задач.
Тест Люшера оценивает стрессоустойчивость и коммуникативные способности, также помогает обнаружить причины стресса. Полезен для сотрудников министерства внутренних дел, работающих в сложных условиях.
Это методика из области психологической диагностики, основанная на связи цветов и внутреннего состояния человека.
Советы для прохождения тестирования в МВД
Тесты в МВД, хотя и отличаются от испытаний в коммерческие структуры, основаны на том же принципе. Их цель – определить потенциал человека, а не знания или опыт. Поэтому при подготовке не придется заучивать правильные ответы. Единственный способ пройти отбор – натренироваться на аналогичных задачах.
Для прохождения СМИЛ:
«Если утверждение кажется сомнительным, рекомендуется выбирать социально-приемлемые варианты.
Задача кандидата – поставить себя на место сотрудников отдела кадров и психологов центра психодиагностики, чтобы понять, какие качества важны для них и, соответственно, для МВД.
Рекомендации для прохождения теста КОТ:
Заключение
Тест МВД – это одно из первых испытаний при приеме на работу в силовые структуры. От его результатов зависит, продолжат ли с соискателем диалог или нет. А учитывая, что получив отказ, повторно подать заявку не получится, кандидатам придется уделить время подготовке.
Кроме того, психологические, числовые и вербальные задачи используются для поступления в профильные вузы и даже в академию управления МВД России. Если соискатель решит сменить профессию, то умение решать тесты пригодится ему еще не раз.
«Профессионально-психологический отбор граждан при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»
Критерии определения категорий профессиональной пригодности:
уровень развития личных и деловых качеств кандидатов;
наличие или отсутствие факторов риска;
Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению:
а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;
б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;
в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;
г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;
д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;
е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;
ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.
Факторы риска, подлежащие выявлению:
а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;
б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;
в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;
г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
д) участие в незаконном обороте оружия;
е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;
ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно
наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);
з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;
к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;
л) склонность к совершению суицидальных действий.
Категории профессиональной пригодности
1) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; высокий уровень развития личных и деловых качеств;
2) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; средний уровень развития личных и деловых качеств;
3) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; уровень развития личных и деловых качеств – ниже среднего;
К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.
4) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности): у кандидата выявлен фактор риска; низкий уровень развития личных и деловых качеств;
На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата.
Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.
Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.
Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.
ОМПО УРЛС УМВД России по Липецкой области
Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. N 151 г. Москва «Об утверждении Инструкции по организации и проведению профессионального психологического отбора в органах федеральной службы безопасности»
Изменения и поправки
Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 июня 2011 г.
Регистрационный N 20926
1. Утвердить Инструкцию по организации и проведению профессионального психологического отбора в органах федеральной службы безопасности (прилагается).
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2011 г.
Директор А. Бортников
Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 28, 11.07.2011.
Инструкция по организации и проведению профессионального психологического отбора в органах федеральной службы безопасности
1 Пункт 5 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, 621, N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631, N 21, ст. 1919, N 26, ст. 2521, N 30, ст. 3029; 2003, № 1, ст. 1, N 8, ст. 709, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600, N 17, ст. 1587, N 18, ст. 1687, N 25, ст. 2484, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763, N 14, ст. 1212, N 27, ст. 2716, N 29, ст. 2907, N 30, ст. 3110, 3111, N 40, ст. 3987, N 43, ст. 4349, N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 22, N 11, ст. 1148, N 19, ст. 2062, N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, N 41, ст. 4206, N 44, ст. 4534, N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362, N 16, ст. 1830, N 31, ст. 4011, N 44, ст. 5280, N 45, ст. 5418, N 49, ст. 6074, N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616, N 49, ст. 5746, N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769, N 18, ст. 2149, N 23, ст. 2765, N 26, ст. 3124, N 48, ст. 5735, 5736, N 51, ст. 6149, N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, 1176, 1177, N 31, ст. 4192, N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16); часть пятая статьи 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9, N 46, ст. 4537; 2002, N 19, ст. 1794, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17, ст. 1779, N 31, ст. 3452; 2007, N 28, ст. 3348, N 31, ст. 4008, N 50, ст. 6241; 2008, N 52, ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207, N 42, ст. 5297; 2011, N 1, ст. 32); пункт 10 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534, N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 678, N 27, ст. 2819; 2003, N 16, ст. 1508; 2006, N 25, ст. 2697; 2007, N 11, ст. 1284, N 13, ст. 1527, N 29, ст. 3679, N 35, ст. 4289, N 38, ст. 4513; 2008, N 3, ст. 169, 179, N 13, ст. 1251, N 43, ст. 4919; 2009, N 2, ст. 180, N 18 (ч. II), ст. 2217, N 28, ст. 3519, N 49 (ч. II ), ст. 5918; 2010, N 27, ст. 3446; 2011, N 4, ст. 572).
2. Психологический отбор в органах безопасности организуется и проводится в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Психологический отбор является составной частью системы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности в органах безопасности, одним из видов профессионального отбора кадров.
При определении профессиональной пригодности оценивается уровень развития индивидуальных психологических и психофизиологических качеств, необходимых для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности, и склонность человека к данному виду деятельности.
4. Целями психологического отбора являются:
а) определение профессиональной пригодности кандидатов к конкретным видам служебной деятельности, работы и обучению в образовательных учреждениях по конкретным специальностям;
б) определение наличия у кандидатов факторов риска, препятствующих поступлению в органы безопасности на службу, работу или на обучение в образовательные учреждения.
В процессе психологического освидетельствования проводится комплексное обследование с применением психологических и психофизиологических методик, определяется соответствие уровня развития индивидуальных психологических и психофизиологических качеств кандидатов профессиональным требованиям, осуществляется прогнозирование успешности освоения профессии, эффективности осуществления служебной деятельности или работы.
6. Профессиональные требования устанавливаются на основе психологического анализа служебной деятельности, работы. При этом различаются общие и специальные профессиональные требования.
7. Общие требования (приложение N 1 к настоящей Инструкции) предъявляются ко всем гражданам, поступающим в органы безопасности на службу, работу или на обучение в образовательные учреждения независимо от специальностей, направлений обучения.
Содержание специальных требований определяется особенностями конкретных специальностей, направлений обучения.
8. На основании профессиональных требований формируются комплексы психодиагностических тестов, которые используются для определения уровня развития профессионально важных качеств.
К специалистам по психологическому отбору относятся военнослужащие и гражданский персонал органов безопасности, имеющие необходимый уровень профессионального образования и замещающие должности, по которым должностными регламентами предусмотрено осуществление мероприятий по психологическому отбору.
10. Если штатом территориального органа безопасности не предусмотрено подразделение психологического отбора, то в составе военно-медицинского подразделения этого органа предусматриваются должности отдельных специалистов по психологическому отбору.
Образец письменного согласия приведен в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
В случае отказа кандидата от освидетельствования этот отказ подтверждается его письменным заявлением.
12. Основанием для проведения освидетельствования является направление (приложение N 3 к настоящей Инструкции).
14. На освидетельствование в установленном порядке направляются:
а) граждане, поступающие в органы безопасности на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу, а также на работу на воинские должности;
б) граждане, поступающие в образовательные учреждения.
Освидетельствование граждан, поступающих в орган безопасности на работу на должности гражданского персонала, проводится по решению начальника органа безопасности на основе предложений подразделения кадров.
III. Порядок проведения освидетельствования
15. Процесс освидетельствования включает:
а) подготовительную стадию (регистрацию кандидатов, вводный инструктаж, оформление учетной документации);
2 ОИП проводится в случае успешного прохождения предыдущих стадий освидетельствования.
д) завершающую стадию (описание и анализ результатов обследования, оформление документации).
16. При проведении освидетельствования с целью определения профессиональной пригодности к службе на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым предусматривает осуществление оперативно-боевой деятельности, проводится дополнительное обследование, включающее оценку функционального состояния организма и физической работоспособности кандидатов.
Специалист, проводящий освидетельствование, должен удостовериться в личности кандидата путем проверки указанных документов.
18. Кандидаты, прибывшие на освидетельствование, регистрируются в журнале регистрации психологических освидетельствований (обследований) и выдачи заключений о профессиональной пригодности (приложение N 4 к настоящей Инструкции).
Первая и вторая страницы протокола заполняются кандидатами собственноручно.
20. Протоколы регистрируются в журнале регистрации протоколов психологического освидетельствования (приложение N 7 к настоящей Инструкции).
21. В процессе тестирования применяются комплексы психодиагностических тестов, соответствующие целям освидетельствования, указанным в направлении.
23. Результаты тестирования приобщаются к протоколам, а кандидатам сообщаются дата, время и место проведения беседы.
24. Целью беседы являются выявление индивидуальных психологических особенностей кандидатов, установление событий, которые повлияли на формирование личности, изучение мотивов, определивших выбор профессии.
25. При необходимости уточнения данных, полученных в процессе тестирования и беседы, кандидаты направляются на дополнительное тестирование, о чем делается запись в протоколе.
27. В случаях недостаточной определенности данных, полученных в процессе обследования, не позволяющих сделать однозначные выводы о профессиональной пригодности кандидатов, подразделениями кадров по запросу подразделений психологического отбора представляются дополнительные материалы, характеризующие указанных лиц (характеристики, отзывы).
28. Специалистом по психологическому отбору, проводившим беседу, в протоколе отражаются краткая интерпретация результатов тестирования, данные, полученные в процессе беседы, а также иные сведения, необходимые для вынесения заключения о профессиональной пригодности.
29. Если в процессе тестирования и беседы не выявлено противопоказаний к служебной деятельности или работе, кандидатам сообщаются дата, время и место проведения ОИП.
30. Проведение ОИП в процессе освидетельствования направлено на проверку информации, сообщаемой кандидатами, выявление факторов риска:
а) злоупотребления спиртными напитками;
б) употребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
в) участия в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ;
г) противоправных контактов с членами преступных организаций;
д) участия в незаконном обороте оружия;
е) участия в деятельности запрещенных общественных объединений;
ж) совершения уголовно наказуемых деяний 3 ;
з) сокрытия или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
3 Кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах пункта 30 настоящей Инструкции.
4 При освидетельствовании лиц, не имевших на день освидетельствования трудового стажа или стажа военной службы, фактор риска злоупотребления должностными полномочиями не проверяется.
31. Проведение ОИП в процессе освидетельствования возлагается на специалистов по психологическому отбору, прошедших обучение и допущенных к самостоятельной работе на полиграфе.
32. Процедура ОИП включает следующие основные этапы:
а) изучение информации, полученной в процессе психодиагностического тестирования и индивидуальной психодиагностической беседы;
б) предтестовая беседа и подготовка вопросников для проведения тестирования на полиграфе;
в) инструктаж о порядке проведения тестирования на полиграфе и установка датчиков;
г) проведение тестирования на полиграфе;
д) предварительная оценка данных, полученных в процессе тестирования на полиграфе;
е) послетестовая беседа (проводится в случаях, если по результатам предварительной оценки данных выявлены факторы риска);
ж) обработка и оценка данных, полученных в процессе тестирования на полиграфе;
з) оформление заключения по результатам проведения ОИП.
33. В заключении по результатам проведения ОИП должны быть отражены: фамилия, имя, отчество и дата рождения кандидата, дата проведения ОИП, модель полиграфа, перечень проверявшихся факторов риска, перечни вопросов (вопросники), данные, полученные в процессе предтестовой, послетестовой бесед и тестирования на полиграфе, выводы, фамилия, имя, отчество специалиста, проводившего ОИП.
34. Заключение по результатам проведения ОИП приобщается к протоколу и используется для подготовки заключения о профессиональной пригодности кандидата.
IV. Порядок оформления заключений о профессиональной пригодности
35. На основе анализа информации, полученной в процессе обследования, специалистом по психологическому отбору, проводившим беседу, оформляется заключение о профессиональной пригодности кандидата.
5 В случаях значительного превышения объема работ над пропускной способностью подразделения психологического отбора решением начальника органа безопасности, по согласованию с Центральной лабораторией, может временно устанавливаться режим подготовки кратких (без описательной части) заключений о профессиональной пригодности.
37. В описательной части заключения о профессиональной пригодности должен быть представлен психологический портрет, раскрыты индивидуальные особенности кандидата, особенности его поведения в различных ситуациях и сферах жизнедеятельности.
Описание различных аспектов личности при составлении психологического портрета проводится с учетом взаимосвязи психологических качеств в целостной структуре личности. В описательной части указываются также факторы риска, выявленные в процессе ОИП. Если факторов риска не было выявлено, в заключении делается соответствующая запись.
Текст описательной части должен быть составлен ясно, последовательно, без использования специальных терминов. Описательная часть должна логически обосновывать вывод (или выводы).
38. В выводах указывается категория профессиональной пригодности кандидата к конкретной специальности, виду служебной деятельности или работы.
Критериями определения категорий профессиональной пригодности кандидатов являются наличие или отсутствие факторов риска и уровень развития профессионально важных качеств.
39. К первой категории профессиональной пригодности (рекомендуется в первую очередь) относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития профессионально важных качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно решать служебные и профессиональные задачи, в том числе в сложных условиях деятельности.
40. Ко второй категории профессиональной пригодности (рекомендуется) относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития профессионально важных качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно решать служебные и профессиональные задачи.
41. К третьей категории профессиональной пригодности (рекомендуется условно) относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется ниже среднего уровень развития профессионально важных качеств, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно решать служебные и профессиональные задачи в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения должностных обязанностей в сложных условиях деятельности.
42. К третьей категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития профессионально важных качеств выявлен один фактор риска.
Решения о профессиональной пригодности кандидатов, у которых при высоком или среднем уровне развития профессионально важных качеств выявлен один фактор риска, принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития профессионально важных качеств, других данных, характеризующих этих лиц.
43. К четвертой категории профессиональной пригодности (не рекомендуется) относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития профессионально важных качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять должностные обязанности, либо выявлен фактор риска.
44. Текст заключения о профессиональной пригодности оформляется в протоколе и печатается на специальном бланке (приложение N 8 к настоящей Инструкции), при этом на указанном бланке проставляются дата регистрации и номер соответствующего протокола.
45. Заключение о профессиональной пригодности подписывается специалистом по психологическому отбору, проводившим освидетельствование, и начальником подразделения психологического отбора, скрепляется печатью «Для справок и документов».
46. Заключения о профессиональной пригодности передаются сотрудникам подразделений кадров под расписку в журнале регистрации психологических освидетельствований с проставлением печати «Для пакетов» или штампа подразделения кадров.
47. После завершения оформления протоколов и внесения необходимых данных в учетную карточку протоколы передаются на хранение, а учетные карточки включаются в алфавитном порядке в учетно-справочную картотеку, которая ведется как переходящая.
VI. Порядок использования результатов освидетельствования
51. Заключения о профессиональной пригодности используются при подготовке проектов управленческих решений по кадровым вопросам и приобщаются в личное дело кандидатов.
Использование информации о результатах освидетельствования кандидатов допускается только в служебных целях.
52. Заключение о профессиональной пригодности действительно в течение двух лет со дня освидетельствования. Днем освидетельствования считается дата регистрации протокола.
53. В случае необходимости по решению начальника органа безопасности на основе предложений подразделения кадров повторное освидетельствование может быть проведено до истечения двухлетнего срока. При этом подразделение кадров представляет в подразделение психологического отбора характеристику кандидата и информацию, отражающую обстоятельства, вызвавшие необходимость досрочного повторного освидетельствования.
Повторное освидетельствование до истечения двухлетнего срока может быть проведено также в случаях, когда требуется определить профессиональную пригодность кандидата к иной специальности, иному виду служебной деятельности, работы, чем при предыдущем освидетельствовании.
54. С целью оценки качества применяемых комплексов психодиагностических тестов по запросу подразделений психологического отбора подразделениями кадров представляются отзывы о служебной деятельности военнослужащих (приложение N 9 к настоящей Инструкции).
55. В случаях, когда по результатам повторного освидетельствования с целью определения профессиональной пригодности к той же специальности, виду служебной деятельности, работы выносится иное заключение о профессиональной пригодности кандидата, чем при предыдущем освидетельствовании, обоснованность изменения категории профессиональной пригодности должна быть подтверждена комиссией по рассмотрению результатов освидетельствования. При этом в протоколе делается соответствующая запись, заверяемая подписями членов указанной комиссии.
Комиссия по рассмотрению результатов освидетельствования назначается начальником органа безопасности. В ее состав включаются специалисты по психологическому отбору.
56. При необходимости в случаях затруднения в оценке результатов освидетельствования либо оспаривания выводов, содержащихся в вынесенных заключениях, протокол с пояснительной запиской, отражающей суть затруднений или разногласий, по решению начальника органа безопасности направляется на рассмотрение комиссии, назначаемой начальником Центральной лаборатории.
57. Если по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 56 настоящей Инструкции, выявляются нарушения установленных требований, начальником Центральной лаборатории принимается решение об отмене заключения о профессиональной пригодности и назначается новое освидетельствование.
VII. Методическое обеспечение и подготовка специалистов по психологическому отбору
58. Методическое обеспечение деятельности специалистов по психологическому отбору осуществляется Центральной лабораторией.
60. После утверждения организационно-методических рекомендаций, методических и учебных пособий по психологическому отбору они регистрируются в реестре методик и направляются в подразделения психологического отбора для практического использования.
VIII. Материально-техническое обеспечение
62. Обеспечение подразделений психологического отбора служебными помещениями, средствами вычислительной техники, оргтехники, иными материальными средствами осуществляется обеспечивающими подразделениями органов безопасности.
63. Материальные средства для подразделений психологического отбора в соответствии с имеющимися нормами могут самостоятельно приобретаться органами безопасности при наличии финансовых средств на эти цели.
64. Обеспечение компьютерными программами для проведения психодиагностического тестирования осуществляется Центральной лабораторией по заявкам органов безопасности.
IX. Порядок учета, хранения, выдачи и уничтожения документов, оформляемых в процессе освидетельствования
65. Журналы регистрации освидетельствований, журналы регистрации протоколов и учетно-справочные картотеки регистрируются в журнале, предназначенном для регистрации дел, журналов и картотек, которые поставлены на учет при заведении без включения в номенклатуру дел.
66. Журналы регистрации освидетельствований, журналы регистрации протоколов и учетно-справочные картотеки хранятся в сейфах сотрудников, ответственных за их ведение.
67. Протоколы, а также полиграммы и видеозаписи процесса ОИП на магнитных носителях, систематизированные по годам, в порядке нумерации протоколов, хранятся в сейфах или запирающихся шкафах в специально выделенном для этого служебном помещении.
68. При проведении повторного освидетельствования протокол предыдущего освидетельствования изымается из хранилища и приобщается к протоколу очередного освидетельствования как приложение, о чем в журнале регистрации протоколов, в котором он был учтен ранее, делается соответствующая запись.
69. Для проведения оценки качества применяемых комплексов психодиагностических тестов, а также при обжаловании результатов освидетельствования, протоколы по решению начальника подразделения психологического отбора могут временно изыматься из хранилища и выдаваться под роспись в контрольной карточке (приложение N 10 к настоящей Инструкции), которая заводится при изъятии протокола из хранилища.
70. Подлинники протоколов представляются в Центральную лабораторию по соответствующему запросу, в порядке осуществления методического контроля деятельности специалистов по психологическому отбору.
71. Выдача протоколов кандидатам, их родственникам или иным лицам, а также передача протоколов в другие подразделения органов безопасности (за исключением случаев, указанных в пунктах 56 и 70 настоящей Инструкции) не допускаются.
73. В подразделении психологического отбора формируется массив персональных данных на жестком диске, содержащий сведения о результатах психологического освидетельствования.
X. Отчетность о проведении психологического отбора
74. Подразделения психологического отбора ежегодно к 20 января представляют в Центральную лабораторию отчеты о результатах работы за предшествующий год.
Приложение N 1 к Инструкции (п. 7)
Общие требования, предъявляемые к гражданам, поступающим в органы безопасности на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу, работу или на обучение в образовательные учреждения
1. Достаточный уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, к четкому изложению информации в устной и письменной формах.
2. Эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самоконтроль поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость.
3. Высокий уровень волевой регуляции поведения, энергичность, выдержка, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, высокая работоспособность.
4. Внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, чувство долга и ответственность за порученное дело.
5. Высокий уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали, патриотизм, преданность интересам Российской Федерации.
6. Зрелость личности, способность брать на себя ответственность за принятие решения, за свои действия и поступки; умение определять приоритеты и последовательность решения проблем; самостоятельность, уверенность в своих силах при высоком уровне самокритичности.
7. Адекватная самооценка, устойчивая мотивация к достижению успеха на основе самореализации и саморазвития в конкретной профессиональной деятельности.