Предмет художественное слово что изучает
Программа по предмету»Художественное слово» ФГТ
Структура программы учебного предмета
I . Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II . Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Учебный план, г одовые требования по классам;
III . Требования к уровню подготовки обучающихся
IV . Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
V . Методическое обеспечение учебного процесса
VI . Список рекомендуемой литературы
Список рекомендуемой методической литературы
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся.
I . Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа «Художественное слово» разработана на основе и в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра».
Предмет «Художественное слово» тесно связан с другими учебными предметами программы «Искусство театра». При выполнении комплексов по технике речи, в разделе «Сценическая речь» педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра. При разборе произведений также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли.
В то же время, задачи программы «Художественное слово» шире и предполагают комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и развитие культуры речевого общения, расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка.
Срок реализации учебного предмета «Художественное слово»
Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Художественное слово» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства, может быть увеличен на 1 год.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Обучение проходит в форме групповых занятий (от 4 до 10 человек) в 1классе, со 2 по 3 год обучения в форме мелкогрупповых групповых занятий от 2 человек, с 4 по 5 год обучения в форме индивидуальных занятий. Для более эффективного усвоения материала, улучшения качества практических навыков, для развития чувства партнёра и умения работать в команде могут быть выбраны такие виды аудиторных учебных занятий, как мастер-класс, семинар и другие.
Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Цели и задачи учебного предмета
выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.
художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии;
обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;
ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения;
расширение круга чтения;
развитие осмысленной ясной, грамотной речи в быту и в условиях сценической деятельности обучающихся;
развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления;
развитие культуры речевого общения;
воспитание творческой инициативы;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
— словесный (рассказ, беседа, объяснение) ;
— наглядный (наблюдение, демонстрация) ;
— практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда:
просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение;
наличие в комнатах коврового покрытия или спортивных матов для выполнения занятий по технике речи с движенческим компонентом;
библиотека аудио- и видеозаписей;
библиотеку словарей и художественной литературы;
технические средства обучения: телевизор, DVD проигрыватель, магнитофон, видеопроектор.
II. Содержание учебного предмета
Предмет «Художественное слово» имеет следующие разделы:
Техника речи (дыхание, голосоведение, дикция).
Логический анализ текста.
Культура речевого общения.
Педагог должен планировать занятия, соединяя теоретический материал с определённо выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного.
Раздел «Сценическая речь» входит в программу, как значительный, особо важный этап процесса реализации программы и предназначен для развития навыков владения ясной, логически осмысленной, грамотной речью во время исполнения роли в спектакле.
При подготовке к исполнению отдельного художественного произведения или литературной, литературно-музыкальной композиции, литературного спектакля предлагается включить в учебный процесс групповое посещение музеев для знакомства с творчеством писателя и эпохой, отображённой в произведении. Также возможны и виртуальные экскурсии с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, что будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы над изучением произведений. Важным компонентом обучения является групповое и мелкогрупповое запланированное посещение библиотек и библиографических кабинетов с приглашением библиографов для обучения навыкам работы со справочно-информационными ресурсами библиотек, в том числе и электронных.
При планировании самостоятельной работы обучающихся по программе «Художественное слово» следует учитывать время на выполнение домашних заданий, а также посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Учебно-тематический план, годовые требования по классам
Годовые требования (1 год обучения)
Тема 1.1. Дыхание. Основы . Техника речи и роль изучения её разделов в сценической деятельности, в быту. Первостепенная роль правильного дыхания. Практические упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. Выполнение в игровой форме дыхательной гимнастики.
Тема 1.2. Ряд гласных. Основы голосоведения. Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор. Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре».
Тема 1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных. Дикционная культура . Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Игровой комплекс «Активные согласные».
Тема 2.1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи. Необходимость овладения грамотным произношением в жизни и на сцене. Упражнения в игровой форме «Говорим правильно» на тему ошибок в бытовой речи.
Раздел 3. Логический анализ текста.
Тема 3.1. Речевые такты и логические паузы. Донесение мысли в звучащей речи. Логика речи. Речевые такты, как группы слов, связанные единой мыслью. Логические пауз для разделения и связывания речевых тактов. Графическое обозначение речевых тактов и видов логических пауз (основные: соединительные, разделительные и люфт-пауза) при логическом разборе текста в репертуарной тетради чтеца и актёра.
Тема 3.3. Тема. Идея. Сверхзадача. О чём нам рассказал автор? Определение главной мысли произведения. О чём я хочу рассказать? Чем бы я хотел увлечь, о чём должен поразмыслить слушатель и зритель после моего исполнения? Беседа с ответами на данные вопросы в группе. Определение эвристическим методом понятий тема, идея, сверхзадача и определение их на примере в конкретные произведения.
Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение басен и стихотворений малых форм. История возникновения басни. Эзоп. Бабрий. Лафонтен. Державин. Тредиаковский. Крылов. Василий Пушкин. Михалков. Кривин. Чтение басен в группе. Выбор басен сообразно возрасту в процессе чтения. Стихотворения детских поэтов – А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Э.Мошковской, А. Усачёва, Э.Успенского и других.
Исполнение басен и стихотворений с предварительным разбором идейно-тематического содержания, авторского и личностного отношения.
Раздел 4. Культура речевого общения.
Тема 1.4. Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях. Этюды «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка» и т.п. Культура речи и культура речевого общения как многозначные понятия. Использование языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Практическое исполнение небольших сюжетно-ролевых этюдов на вышеуказанные темы.
Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением басни, либо стихотворения. По выбору педагога можно объединить концерт единой темой, например, «Школьные истории», «Приключения каждый день» и т. п.
Годовые требования (2 год обучения)
Раздел 1. Техника речи.
Тема 1.1. Дыхательные гимнастики. Выполнение различных видов дыхательных гимнастик в игровой форме для воспитания полного смешанного диафрагматического дыхания. Осанка при выполнении дыхательных упражнений. Упражнения в положении стоя, сидя, лёжа. Воспитание навыков носового дыхания. Упражнения «Цветок», «Снежинка». «Пушинка», «Насос и мячик», «Свечи» и т.п.
Тема 1.2. Дикционные комплексы. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Ряд гласных обычный и йотированный (И-Э-А-О-У-Ы; И-Е-Я-Ё-Ю-И). Слоговые упражнения на сонорных и звонких щелевых согласных (Л, Р, М, Н, Ж, З, В); губно-губных и смычных согласных (П, Б). Упражнения на освоение разницы в артикуляции твёрдых и мягких согласных ( Т, ТЬ, Д, ДЬ)
1.3. Развитие полётности голоса. Мимический точечный и вибрационный массаж без звука и со звуками «М», «В». Упражнения для выведения звука вперёд. «Зеркало», «Расслабленный язык», «Игра в теннис», «Игра в мяч» со звуковыми сочетаниями «Эхо», «Камешки» на протяжных «ми-мэ-ма-мо-му-мы» и т.п.
1.4. Скороговорки. Исполнение скороговорок в игровой форме для проверки правильности произношения проблемных звукосочетаний.
Тема 2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Игровые упражнения на выделение ударного слога разными способами (взмахом руки, шагом и т.п.). Музыкальный способ выделения ударного слога высотой тона. Этюд «Кукольный магазин». Игрушки произносят слова, применяя для динамического ударения вышеупомянутые способы. Предударный и заударный слог. Редукция.
Тема 2.2. Классификация согласных. Упражнения на произношение согласных в сочетаниях: смычных взрывных (п-б, т-д,к-г); щелевых(с-з, ш-ж,ф-в,х): глухих (п, т, к, х,с,ф,ш,щ,ц,ч) и звонких (б,д,г,з,в.ж), сонорных(м,н,л,р). В сочетаниях твёрдых и мягких согласных (ел-ель, был-бил, кра-кря и т.п.).
Раздел 3. Логический анализ текста.
Тема 3.1. Логические ударения. Главные слова. Паузы. Разбор тестовых текстов-отрывков из прозаических произведений. Главная мысль отрывка. Способы интонационного выделения.
Тема 3.2. Тема. Идея. Сверхзадача. Логический разбор отрывков, выбранных для исполнения.
Тема 3.3. Событийный ряд. Событийный ряд в рассказе, сказке, пьесе. Исходное событие. Центральное событие. Главное событие. (Завязка. Кульминация. Развязка). Определение в отрывках, выбранных для исполнения.
Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов остросюжетного характера. Исполнение рассказов и отрывков из рассказов с предварительным действенным анализом (идейно-тематическое содержания, авторская задача, задача исполнителя, событийный ряд, личностное отношение к событиям).
Раздел 4. Культура речевого общения.
Тема 1.4. Слушаем и отвечаем. Сюжетно-ролевая игра, воспитывающая умение слушать собеседника и вежливо ему отвечать в различных ситуациях. Примерные темы «Мой школьный день», «Как я провёл каникулы», «Поездка, которая мне понравилась (не понравилась)» и т.п.
Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением рассказов. По выбору педагога можно объединить концерт единой темой, например, «Весёлые страницы», «Мои любимые писатели» и т.п.
Годовые требования (3 год обучения)
Раздел 1. Техника речи.
1.1. Дыхательно-артикуляционные комплексы. Комплекс, состоящий из гимнастики для губ, языка, развития подвижности нижней челюсти и упражнений для освоения смешанно-диафрагматического дыхания. Упражнения Осанка. Опора. Поцелуйчик. Чашечка. Уколы языком и др.
1.2. Дикционные комплексы. Развитие активности согласных звуков. Упражнения «Звучание и словесное действие». Темы: «Капель». «Радист». «Урок». «В лесу» и т.п.
1.3. Развитие силы голоса. Упражнения на произношение сочетаний гласных и согласных с повышением и понижением силы и высотности звука. Проводятся в игровой форме.
1.4. Скороговорки. Скороговорки с игровой задачей.
2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Упражнения на освоение полного артикуляционного оформления гласного в ударном слоге. Задания и упражнения по устранению диалектных ошибок. Упражнения по методу «дирижирования», развивающие слухо-произносительные навыки.
2.2. Оглушение и ассимиляция согласных. Фонетический закон конца слова. Произнесение цепочек слов. Оглушение шумного звонкого согласного на конце слова.. Ассимиляция по глухости/звонкости): просьба [пр`оз’ба] сад [сат], кадка [к`атка] и т.п.
Раздел 3. Логический анализ текста.
3.1. Словесное действие. Р ассказ о событии. Тема и идея произведения, переданные рассказчиком. Активная задача рассказчика.
3.2. Объект внимания. Публика, как объект внимания и общения. Внутренний объект внимания. Внешние объекты внимания. Видения.
3.2. Конфликт. Действие и противодействие в рассказе. Примеры ярких внешних и внутренних конфликтов в литературных произведениях.
3.3. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица. Тема. Идея. Сверхзадача. Событийный ряд. Конфликт. На примере конкретного репертуарного материала: рассказов В. Драгунского, В. Носова, И. Пивоваровой, Ю.Коринца, А. Алексина и др. Увлечение темой рассказа. «Если бы это произошло со мной».
Раздел 4. Культура речевого общения.
4.1. Речевые игры. Мелкогрупповые этюды с элементами речевого этикета. Возможно, с участием педагога, как одного из персонажей конфликтной ситуации. «Ссора на перемене», «Подарок, который не нравится» и др. с условиями элементов вежливого, спокойного разрешения конфликта. . 4.2 Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение. Предлагаемые обстоятельства, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, оценка события. Линия роли. Второй план. Внутренний монолог. Видения. Характерность.
Итоговый контрольный показ Литературный спектакль или литературно-музыкальная композиция по сказочным сюжетам с использованием монологов из пьес со сказочным сюжетом. А.Островский «Снегурочка». С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Сказка про козла», «Кошкин дом». Л. Шварц «Два клёна», «Дракон», «Сказка о потерянном времени», «Красная шапочка», «Обыкновенное чудо» и др.
Годовые требования (4 год обучения – урок в индивидуальной форме )
1.1. Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно- артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом. Сюжетные упражнения на основе поэзии, фольклора с более интенсивными и темповыми элементами движения и поставленной актёрской задачей.
1.2. Развитие силы голоса. Гекзаметр. Гомер. Илиада. Одиссея. Отрывки для исполнения с повышением и понижением силы и высотности голоса. Исполнение с элементами движения.
2.1. Сюжетно-ролевые комплексы на основе отрывков из поэтических произведений для тренировки согласных. Комплекс с усложненным сочетанием согласных. Освоение самостоятельного ведения тренинга с учётом возрастных категорий.
3. Логический анализ текста.
3.1. Действенный анализ текста. Предлагаемые обстоятельства, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, события, оценки. Линия роли. Второй план. Внутренний монолог. Видения. Характерность.
3.2. Общая сверхзадача и задачи эпизодов. Сверхзадача, как идея в действии. Развитие задач и оценок фактов от эпизода к эпизоду. Выделение ключевого эпизода в тексте. Сквозное действие.
3.3. Понятие перспективы словесного действия чтеца и актёра. Последовательность повествования для постепенного раскрытия рассказчиком темы и авторской идеи произведения. Структура и этапность рассказа. Интрига. Атмосфера.
3.4. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров.
Работа над репертуаром. Поэзия. Проза. Юмор. Басни. Монологи из пьес.
4. Культура речевого общения.
4.1. Искусство дискуссии. Дискуссия об увиденном спектакле, концерте, о посещённых выставках . Аргументы. Использование приобретённых знаний в области культуры и театра при изучении предметов программы «Искусство театра».
5.1. Исполнение монологов из пьес различных жанров. Характерность. Приспособления. Драма. Комедия. Особенности жанров. Структура монолога. Речевая характерность.
5 .2. Внутренний монолог. Второй план. Отношение героя к событиям, фактам, другим персонажам, обстоятельства. Зависимость внутреннего монолога героя от сверхзадачи. Текст и подтекст.
5.3. Объекты сценического внимания. Круги внимания. Внутренние и внешние объекты. Видения.
Итоговый показ в виде концерта из произведений различных жанров.
Работа над словесным действием в отрывках и пьесах различных жанров. Работа над речью в учебном спектакле
Годовые требования (5 год обучения – урок в индивидуальной форме )
1.1. Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно- артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом. Сюжетные упражнения на основе поэзии, фольклора с более интенсивными и темповыми элементами движения и поставленной актёрской задачей.
1.2. Развитие силы голоса. Гекзаметр. Композиция. Гомер. Илиада. Одиссея. Отрывки для исполнения с повышением и понижением силы и высотности голоса. Исполнение с элементами движения. Подготовка для показа композиции гекзаметров с усложнённым движенческим компонентом на итоговом занятии.
2.1. Орфоэпические комплексы с сюжетно–ролевым компонентом.
Комплекс со сценическим произношением начала 19 века на основе поэтических произведений данной эпохи.
3. Логический анализ текста.
3.1. Действенный анализ текста. Тема. Идея. Самостоятельные проекты разбора. Защита. Обсуждение проектов других обучающихся.
3.2. Сверхзадача, сквозное действие и задачи эпизодов. Самостоятельные проекты разбора. Защита. Обсуждение проектов других обучающихся.
3.3. Понятие перспективы словесного действия чтеца и актёра. Самостоятельные проекты разбора. Защита. Обсуждение проектов других обучающихся.
3.4. Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров. Работа над репертуаром. Поэзия. Проза. Юмор. Басни. Монологи из пьес.
4. Культура речевого общения.
4.1. Ролевые речевые игры на темы: «Знакомство», «Беседа», «Дискуссия», «Посещение театра и концерта» и т.п. Самостоятельный выбор темы и её разработка. Защита. Обсуждение проектов других обучающихся .
5.1.Работа над словесным действием в отрывках и пьесах различных жанров, исполняемых в спектакле.
Использование приобретённых знаний, умений, навыков в процессе занятий при работе над ролью в спектакле студии.
Итоговый показ в виде концерта из произведений различных жанров или литературно-музыкальной композиции, литературного спектакля.
III . Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения учебного предмета «Художественное слово» обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки:
знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;
знание строения артикуляционного аппарата;
знание основных норм литературного произношения текста;
умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;
умение работать с литературным текстом;
умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;
навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
навыки владения выразительными средствами устной речи;
навыки по тренировке артикуляционного аппарата,
– знание основ строения рече-голосового аппарата,
– знание основ фонетики и орфоэпии русского языка,
– знание законов логического разбора произведения;
– умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами сценического движения;
– навыки выполнения разминки для подготовки речевого аппарата будущего чтеца и актёра перед выступлением;
– умение применить полученные знания по современному литературному произношению в бытовой речи и в условиях сценической практики;
– умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом: идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля автора;
– умение пользоваться методом действенного анализа при разборе художественных текстов;
– умение самостоятельно подбирать определённую речевую характерность и речевой темпо-ритм для исполнения роли в спектакле;
– навык самостоятельного выбора материала для репертуара;
– умение работать с библиографическими ресурсами обычных библиотек, и с электронными ресурсами;
– умение воплотить литературные произведения различных жанров в звучащем художественном слове с учетом освоения основ актерского мастерства;
– навыки творческой деятельности;
– умение планировать свою домашнюю работу и осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
– умение давать объективную оценку своему труду;
– навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале:
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более гибко подойти к оценке.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области театрального искусства.
V . Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой цели. Эти слова и фразы могут быть частями детских стихотворений любимых авторов (детские стихотворения и композиции из них с успехом используются в тренингах при обучении профессиональных актёров драматического и музыкального театра).
Особое внимание уделяется активности согласных по специально созданному курсу упражнений. Проводится постоянное наблюдение за естественностью артикуляции, свободой мышц голосового аппарата, за правильным использованием дыхания, за естественным, ненапряжённым звучанием голоса. Также проводятся беседы и практический показ упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового аппарата. К концу обучения каждый должен уметь провести расслабляющий массаж и несколько упражнений для полного раскрытия гортани, научиться координировать дыхание со звуком, укреплять и освобождать от ненужного напряжения мышцы речевого аппарата. Необходимо придерживаться принципа постепенного освоения материала – «от простого к сложному».
В старших классах, при изучении раздела «Сценическая речь», необходима совместная беседа о роли слова на сцене, раскрытой в книге К.С.Станиславского “Работа актера над собой. II” (гл. 3).
Например, обсуждение следующего утверждения мастера. “Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. … Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание. Ваше дело – хотеть внедрять, а хотения порождают действия”. Или: «Прошу всех обратить внимание, что в жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний монолог по отношению к тому, что мы слышим. Актеры же очень часто думают, что слушать партнера на сцене – это значит уставиться на него глазами и ни о чем в это время не думать. Сколько актеров “отдыхают” во время большого монолога партнера по сцене и оживляются к последним словам его, в то время как в жизни мы ведем всегда внутри себя диалог с тем, кого слушаем».
После интерактивной беседы необходимо выполнить несколько практических упражнений на сценическое общение и словесное действие, как бы соединив практические и теоретические навыки.
В разделе «Логический анализ текста» при работе над текстом исполняемого художественного произведения значительное внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен уметь выразить своё отношение к рассказываемым фактам, ознакомиться с понятиями перспективы речи, цели и сверхзадачи. Обязательной является домашняя работа по выбору литературных произведений для индивидуального и группового исполнения, подбору сведений о творческих биографиях авторов данных произведений, об эпохе, в которую жил автор, об историческом времени, освещаемом в исполняемом произведении. Так постепенно обучающийся обращается к методу исследовательской деятельности.
Также необходимо избегать показа «с голоса», т.е. бездумного заучивания интонации, предлагаемой педагогом. Ученик сам должен открыть свою неповторимую интонацию с помощью метода действенного анализа и поставленных задач.
При освоении раздела «Культура речевого общения» важным является метод создания проблемных ситуаций в ролевых играх. Предлагая темы для этюдов по освоению речевой культуры, педагог должен учитывать наличие различной социальной среды в окружении обучающихся. Этюды можно объединять с повторением пройденного в разделе Орфоэпия. Такой комплексный подход поможет сделать выбор в организации языковых средств с обязательным учетом литературных норм.
Совместное посещение театров, концертов, музеев, конкурсов и фестивалей, прослушивание аудиозаписей известных мастеров слова и просмотр видеозаписей их выступлений, посещение мастер-классов известных чтецов и актёров с последующим обсуждением повышает уровень культуры обучающихся и воспитывает желание профессионального совершенствования.
Программа состоит из нескольких разделов, но в процессе обучения используется комплексный подход, то есть, на каждом занятии изучаются темы из разных разделов.
Примерная структура занятия:
1. Техника речи. Дыхательные и дикционные комплексы.
2. Орфоэпические комплексы. Упражнения. Этюды.
3. Этюды на развитие культуры речевого общения.
4. Логический разбор произведений различных жанров и их исполнение.
5. Обсуждение занятия. Получение домашнего задания.