Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика

Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика

Слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Informacion (информация) и Automatique (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации

Кроме Франции термин информатика используется в ряде стран Восточной Европы. В то же время, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин — Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).

В качестве источников понятия «информатика» обычно называют две науки — документалистику и кибернетику.

Документалистика сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20-30-е годы XX века, а основным предметом стало изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота.

Основы близкой к информатике технической науки кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 году, а само название происходит от греческого слова (kybemeticos — искусный в управлении).

Впервые термин кибернетика ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX веке. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать.

Сегодня на практике кибернетика во многих случаях опирается на те же программные и аппаратные средства вычислительной техники, что и информатика, а информатика, в свою очередь, заимствует у кибернетики математическую и логическую базу для развития этих средств.

Основное внимание в информатике уделяется определению основных наиболее эффективных автоматизированных технологий работы с информацией.

Предмет информатики

Понятие информатизации общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин иногда заменяют термином «компьютеризация общества». Однако, это два существенно отличающихся друг от друга термина.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Понятия, виды и особенности информации

На практике часто отождествляются определения таких понятий, как «информация», «данные», «знания». Однако, эти понятия необходимо различать.

Данные несут в себе сведения о событиях, произошедших в материальном мире, и являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако, данные не тождественны информации. Станут ли данные информацией, зависит от того, известен ли метод преобразования данных в известные понятия.

þ Например, мы можем услышать речь человека, обращающегося к нам, говорящего на иностранном и не знакомом нам языке. С одной, стороны, мы получаем от него данные в виде звуков, но с другой стороны – никакой информации от него мы получить не смогли, т.к. не сумели понять передаваемые нам данные. Они для нас были закодированы, а метода раскодирования мы не знали.

Одни и те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов.

По своей природе данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналах, вызванных изменениями в материальных телах или полях. Методы являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами).

Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика

Те предметы или устройства, которые могут получать информацию, называют приемниками информации.

Свойства информации

Основные требования, предъявляемые к качеству информации

Среди требований, предъявляемых к информации, можно выделить следующие:

Роль вычислительной техники в процессе информатизации

Компьютеры в информационном обществе стали естественной его составляющей и элементом повседневной жизни каждого человека, хотя часто мы их просто не замечаем. Трудно сегодня найти хотя бы одну область деятельности людей, где бы не применялись компьютеры или ту, которая хотя бы косвенно не зависела от их применения. Часто компьютеры отличаются от годами устоявшегося представления об ЭВМ. Достаточно привести пример банковского автомата для выдачи наличных денег, системы управления современным автомобилем, цифровую фотокамеру или просто микроволновую печь. Все они являются сами по себе компьютерами, включают их в качестве своих составных элементов.

Именно поэтому в последнее время к основным компонентам средств, способствующим обработке информации, причисляют и бытовую электронику (теле-, аудио-, видео- и другое оборудование), начинающую играть все большую роль в экономической жизни отдельных членов информационного общества, выступая в роли важнейших оконечных устройств приема/передачи и накопления данных, информации и знаний.

Кратко характеризуя темпы развития вычислительной техники, можно сослаться на образное сравнение в журнале «Сайнтифик Америкэн» (декабрь 1982 г.): «Если бы авиапромышленность в последние 25 лет развивалась столь же стремительно, как и промышленность средств вычислительной техники, то сейчас самолет «Боинг-767» стоил бы 500 долларов, совершал бы облет земного шара за 20 минут, затрачивая при этом 5 галлонов (примерно 20 литров) топлива». Приведенные цифры весьма ярко отражают относительное снижение стоимости, рост быстродействия и повышение экономичности ЭВМ.

Однако с появлением ЭВМ возникли новые проблемы, о существовании которых ранее и не знали.

По мере развития сетей с начала 70-х годов расширяется перечень предоставляемых ими услуг и повышается их интеллектуальный уровень.

К числу наиболее распространенных услуг, предоставляемых современными сетями, относятся:

Источник

Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика

1. Предмет и задачи информатики.

a. теоретическая информатика,

d. искусственный интеллект,

e. информатика в природе,

f. информатика в обществе,

g. вычислительная техника,

h. информационные системы.

1. Предмет и задачи информатики

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

· Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

· Программное обеспечение средств вычислительной техники;

· Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

· Средства взаимодействия человека с аппаратным и программным обеспечением.

Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия, для этого вводится понятие интерфейса. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Существуют аппаратные, программные и аппаратно-программные интерфейсы.

Основной метод, используемый в информатике, это моделирование
информационных процессов с помощью компьютера.

Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами ВТ. Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а так же в методическом обеспечении новых технологических исследований.

2. Истоки и предпосылки информатики.

Всю историю развития информатики принято разбивать на два больших этапа: предысторию и историю.

В предыстории выделяют ряд этапов, характеризующих возрастанием возможностей хранения, передачи и обработки информации. Начальный этап – освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стал специфическим социальным средством хранения и передачи информации. Второй этап – возникновение письменности. По сравнению с предыдущим этапом возрастают возможности хранения информации. Человек получил искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность как средство передачи информации. Возникновение письменности было необходимым условием начала развития наук. С этим же этапом связано возникновение понятия «натуральное число», затем той или иной системы счисления. Третий – книгопечатание. Это первая информационная технология. Воспроизведение информации было поставлено на поток, промышленную основу. Этот этап позволил увеличить возможность хранения информации, повысил доступность и точность ее воспроизведения. Четвертый этап связан с развитием точных наук (математики, физики) и начинающейся в то время научно-технической революции. Он характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, к которым по завершению этапа добавилось телевидение, фотография, кино, методы записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).

С разработкой первых ЭВМ принято связывать возникновение информатики как науки, т.к. сам термин информатика появился на свет благодаря развитию ВТ,

Выделению информатики в отдельную науку способствовало формирование единой формы представления обрабатываемой и хранимой информации (в двоичной форме).

Поколения ЭВМ. В настоящее время можно выделить 5 поколений компьютеров.

Быстродействие 10-20 тыс операций в сек.

Появились высокопроизводительные устройства для работы с магнитными лентами, устройства памяти на магнитных дисках.

Быстродействие 100-500 тыс операций в сек.

В 1964 году фирма IBM объявила о создании шести моделей семейства IBM 360 (System 360), ставших первыми компьютерами третьего поколения.
Модели имели единую систему команд и отличались друг от друга объемом оперативной памяти и производительностью.

Быстродействие более сотни млн операций в сек.

В информационном обществе главным ресурсом является информация. На основе владения информацией о различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. В информационном обществе основная часть населения занята в сфере обработки информации или использует информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной производственной деятельности. Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Для жизни и деятельности в информационном обществе необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий, а также юридическими и этическими нормами в этой сфере.

Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных и коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах программы информатизации.

В настоящее время создана информационная индустрия – производство технических средств, методов, технологий для производства информации (новых знаний) и сферы управления.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

· решена проблема информационного кризиса (противоречие между информационной лавиной и информационным голодом);

· обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

· главное – информационная экономика;

· информационная технология приобретает глобальный характер;

· формируется информационное единство всей цивилизации;

· с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации

· наиболее часто понятие ИК употребляется для характеристики широты знаний специалиста, определяются сами эти знания, которыми он должен владеть;

· ИК осмысливается как качественная интегральная характеристика личности специалиста, которому предстоит осуществлять профессиональную деятельность в XXI веке.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Информация как семантическое свойство материи.

Информация и эволюция в живой и неживой природе.

Начала общей теории информации. Методы измерения информации.

Макро- и микроинформация.

Метематические и информационные модели.

Теория алгоритмов. Стохастические методы в информатике.

Вычислительный эксперимент как методология научного исследования.

Информация и знания. Семантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем. Информационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний.

Познание и творчество как информационные процессы.

Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.

Обработки, отображения и передачи данных

Персональные компьютеры. Рабочие станции. Устройства ввода\вывода и отображения информации. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.

Операционные системы и среды. Системы и языки программирования. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Программные средства межкомпьютерной связи (системы теледоступа), вычислительные и информационные среды.

Текстовые и графические редакторы. Системы управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Информационные языки и форматы представления данных и знаний; словари; классификаторы; тезаурусы. Средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.
Издательские системы.

Системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т. д.)

Системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие и др.)

Ввода\вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных.

Подготовки текстовых и графических документов, технической документации.

Интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов.

Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами).

Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества.

Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества. Проблемы информационной безопасности.

Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения.

Информационная культура и информационная безопасность.

Теоретическая информатика — математическая дисциплина. Она использует методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации, создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики.

Прикладная информатика объединяет информатику, вычислительную технику и автоматизацию.

Управлять компьютером нужно по определенному алгоритму. Точное определенное описание способа решения задачи в виде конечной последовательности действий, представленной в виде, понятном компьютеру, называют программированием. Т.о., программирование – процесс составления логически упорядоченной последовательности команд, необходимых для управления компьютером, с целью решения определенной задачи.

Основная задача этого направления — изучение информационных процессов, протекающих в биологических системах, и использование накопленных знаний для принятия оптимальных решений. А так же изучение влияния процессов информатизации на человека и его взаимоотношения с природой.

Человек живет в мире информации. Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию. Процессы, связанные с хранением, получением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами. История человеческого общества – это, в определенном смысле, история накопления и преобразования информации.

Для решения задач поиска средств и методов автоматизации обработки данных используют особые виды устройств, большинство их которых являются электронными приборами. Совокупность устройств, предназначенных для автоматической или автоматизированной обработки данных, называют вычислительной техникой. Набор взаимодействующих между собой устройств и программ, предназначенных для обслуживания одного рабочего участка, называют вычислительной системой. Центральным устройством большинства вычислительных систем является компьютер. Компьютер – это электронный прибор, предназначенный для автоматизации создания, хранения, обработки и транспортировки данных.

Информационная система (ИС) — это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. ИС должна обеспечивать: получение (ввод или сбор), хранение, поиск, передачу и обработку (преобразование) информации. Информационной системой (или информационно-вычислительной системой) называют совокупность взаимосвязанных аппаратно-программных средств для автоматизации обработки информации. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.

Источник

Предмет и основные понятия информатики (стр. 1 )

Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатикаПредмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика
Кто изображен на рисунке?
Заяц? Утка?
Кто изображен на рисунке?
Заяц? Утка?
Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика

Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика
А какую информацию можно получить с этой картинки? Сколько здесь изображено персонажей? Всего 9 шт.Информация, которая представлена на рисунке со зрительными искажениями. ВСЕ прямые на рисунке ПАРАЛЛЕЛЬНЫ
Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатикаПредмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика
Информация, которая представлена на рисунке со зрительными искажениями. На рисунке не спирали, а окружностиА что изображено на этом рисунке? Что Вы видите – люди смотрят с балкона вниз или Вы видите ограду около газона?
Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатикаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика

Лекция 1 «Предмет и основные понятия информатики». 3

1. Основные понятия информатики. 3

2. Информация, и ее свойства. 4

3. Файлы и файловая структура. 8

Лекция 2: «Экономическая информация и информационные системы». 11

2 Информационные системы и информационные технологии. 13

3. Тенденции развития ИС. 17

Лекция 3 «Архитектура вычислительной системы. Классификация компьютеров». 19

1 Архитектура компьютера. 19

2. Классификации компьютеров. 21

Лекция 4 «Персональный компьютер: системная плата». 26

1. Понятие компьютера и его внутренние устройства. 26

2. Шины и основные шинные интерфейсы материнских плат. 29

3. Внутренняя память. 31

Лекция 5 «Персональный компьютер: внешняя память». 34

1. Накопители на жестких магнитных дисках. 34

2. Накопители на гибких магнитных дисках (НГМД) 36

3. Накопители на оптических дисках. 37

Лекция 6 «Персональный компьютер: стандартные устройства ввода-вывода». 40

1. Устройство вывода информации монитор. 40

3. Устройства ввода информации. 44

Лекция 7 «Персональный компьютер: периферийные устройства ввода-вывода». 47

1. Устройства вывода информации принтеры.. 47

2. Устройство ввода информации сканеры.. 51

Лекция 8 « Программное обеспечение». 55

1. Понятие программы. Базовый, системный служебный уровни. 55

2. Классификация служебных программных средств. 56

3. Классификация прикладного программного обеспечения. 57

Лекция 10 «Компьютерные вирусы». 62

1. Понятие компьютерного вируса и его виды.. 62

2. Средства защиты от компьютерных вирусов. 64

Лекция 11 «Операционные системы». 68

1. Понятие, классификация операционной системы. 68

2. Основные функции и составные части операционной системы. 70

Лекция 12 «Компьютерные сети. Интернет». 73

1. Компьютерные сети. 73

3. Подключение к Интернету. 81

Список рекомендуемой литературы: 84

Введение

Данное пособие предназначено для студентов 1-го года обучения. Задача пособия заключается в том, чтобы дать ясное общее представление о наиболее важных аспектах использования вычислительной техники. Особое внимание уделено терминологии, ясное понимание которой характеризует уровень «компьютерной грамотности».

После освоения материала пособия студент должен знать:

1 способы представления информации в ЭВМ;

3 назначение и основные характеристики аппаратных компонентов ЭВМ;

4 принципы организации вычислительного процесса ЭВМ;

5 назначение и характеристики основных видов программного обеспечения ЭВМ;

6 основные принципы организации вычислительных сетей.

Материал пособия разделён на 12 тем.

Список используемых сокращений

ВС – вычислительная сеть;

ЛВС – локальная вычислительная сеть;

ОС – операционная система;

ПО – программное обеспечение;

ПЭВМ – персональная ЭВМ;

ЭВМ – электронная вычислительная машина, компьютер.

Лекция 1 «Предмет и основные понятия информатики»

1. Основные понятия информатики

2. Информация, и ее свойства

3. Файлы и файловая структура

1. Основные понятия информатики

Предмет информатики как науки составляют:

· аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

· программное обеспечение средств вычислительной техники;

· средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

· средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения:

· архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);

· интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);

· программирование (приемы, методы и средства разработки комплексных задач);
преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);

· защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);

· автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);

· стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, между форматами представления данных, относящихся к разным типам вычислительных систем).

На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым вопросом есть эффективность. Для аппаратных средств под эффективностью понимают соотношение производительности оснащение к его стоимости. Для программного обеспечения под эффективностью принято понимать производительность работающих с ним пользователей. В программировании под эффективностью понимают объем программного кода, созданного программистами за единицу времени. В информатике всю жестко ориентированное на эффективность. Вопрос как осуществить ту или другую операцию, для информатики важный, но не основной. Основным есть вопрос как совершить данную операцию эффективно.

В рамках информатики, как технической науки можно сформулировать понятия информации, информационной системы и информационной технологии.

2. Информация, и ее свойства

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация — это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребы­вает в виде данных.

Информация — это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Важнейшие свойства информации:

· объективность и субъективность;

Известно, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В этой народной мудрости заключено бытовое представление о том, что информация может иметь качество. Существует много свойств информации, которые субъективно подразумеваются человеком как характеристики ее качества. Одним из таких свойств является адекватность.

Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание (то есть в данные). Поскольку информация является продуктом взаимодействия данных и методов, то на ее свойства, в том числе и на адекватность, влияют как адекватность данных, так и адекватность методов.

Адекватность информации иногда ошибочно путают с ее достоверностью. Это совершенно разные свойства. Можно привести пример адекватной, но недостовер­ной информации. Так, например, если 1 апреля в газете появится заведомо ложное сообщение, то его можно считать адекватным. Адекватно толковать его не как информационное, а как развлекательное. То же сообщение, опубликованное 2 апреля, будет и недостоверным, и неадекватным.

Примеры разного подхода к адекватности и достоверности информации мы можем найти в законодательстве. Закон различает права свидетелей и подозреваемых. В то время как сообщение заведомо ложных данных подозреваемым считается адек­ватным поведением, те же действия со стороны свидетелей адекватными не явля­ются и рассматриваются как правонарушение.

Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира. На достоверность информации влияет как достоверность данных, так и адекватность методов, использованных при ее получении.

Недостоверность информации может быть связана с тем, что данные изначально были подготовлены как ложные (например, оставление на месте преступления объектов с отпечатками пальцев посторонних лиц), в результате модификации данных (удаление отпечатков пальцев с объекта) или в результате того, что данные трудно выделить на фоне регистрации посторонних сигналов (объект с отпечатками пальцев преступника несет многочисленные отпечатки пальцев посторонних лиц).

Свойство достоверности информации имеет важное значение в тех случаях, когда ее используют для принятия решений. Недостоверная информация может приводить к решениям, имеющим негативные экономические, социальные и политические последствия.

Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения. Она зависит как от полноты данных, так и от наличия необходимых методов.

С понятием полноты данных сталкиваются все, кому приходится выполнять служебные задания. Если исходные данные неполны, принять верное решение непросто. Однако бывают случаи, когда данные полны, а верное решение мы все равно получить не можем. Это свидетельствует о том, что мы не располагаем какими-то методами. И в том и в другом случае можно говорить о том, что недостаточно необходимой информации.

Это свойство, полезность которого мы ощущаем очень часто. Нередко избыточ­ность информации человек чисто психологически воспринимает как ее качество, потому что она позволяет ему меньше напрягать свое внимание и меньше утомляться.

Обычный текст, напечатанный на русском языке, имеет избыточность порядка 20-25%. Попробуйте отбросить каждую пятую букву, и вы увидите, что получить инфор­мацию из печатного текста все же можно, хотя читать его будет очень утомительно. Нам нередко приходится иметь дело с небрежным рукописным почерком. Избыточность информации, заключенной в тексте, оказывает добрую службу, позволяя догадываться о значении неразборчивых символов.

Еще большую избыточность имеет видеоинформация (до 98-99%). Эта избыточность позволяет нам рассеивать внимание, что часто воспринимается как отдых при просмотре кинофильма.

С избыточностью информации связаны и другие свойства. Чем выше избыточность данных, тем шире диапазон методов, с помощью которых из них можно получить адекватную информацию. Расшифровка шумерской клинописи не могла произойти до тех пор, пока в результате археологических раскопок не был накоплен достаточный объем (более 5000) глиняных табличек.

Избыточность информации позволяет повышать ее достоверность за счет приме­нения специальных методов, в том числе и основанных на теории вероятностей и математической статистике. Общий принцип здесь такой: в результате отсева объем данных сокращается, но их достоверность увеличивается.

Особое значение избыточность информации имеет в информационных технологиях, ориентированных на автоматическую обработку данных.

Всякое сокращение избыточности данных непременно влечет за собой сокращение диапазона возможных методов для их использования.

Объективность и субъективность информации.

Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, напри­мер, в правовых процессах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события, и лиц, получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).

Данные являются составной частью информации, представляющие собой зарегистрированные сигналы.

Во время информационного процесса данные преобразовываются из одного вида в другого с помощью методов. Обработка данных включает в себя множество разных операций. Основными операциями есть:

3. Файлы и файловая структура

Единицы представления данных.

Существует множество систем представления данных. С одной из них, принятой в информатике и вычислительной технике, двоичным кодом, мы познакомились выше. Наименьшей единицей такого представления является бит (двоичный разряд).

Совокупность двоичных разрядов, выражающих числовые или иные данные, образует некий битовый рисунок. Практика показывает, что с битовым представлением удобнее работать, если этот рисунок имеет регулярную форму. В настоящее время в качестве таких форм используются группы из восьми битов, которые называются байтами.

Понятие о байте как о группе взаимосвязанных битов появилось вместе с первыми образцами электронной вычислительной техники.

Единицы измерения данных.

Существует много различных систем и единиц измерения данных. Каждая науч­ная дисциплина и каждая область человеческой деятельности может использовать свои, наиболее удобные или традиционно устоявшиеся единицы. В информатике для измерения данных используют тот факт, что разные типы данных имеют универсальное двоичное представление, и потому вводят свои единицы данных, основанные на нем.

Наименьшей единицей измерения является байт. Поскольку одним байтом, как правило, кодируется один символ текстовой информации, то для текстовых документов размер в байтах соответствует лексическому объему в символах (пока исключение представляет рассмотренная выше универсальная кодировка UNICODE).

Более крупная единица измерения — килобайт (Кбайт). Условно можно считать, что 1 Кбайт примерно равен 1000 байт. Условность связана с тем, что для вычис­лительной техники, работающей с двоичными числами, более удобно представле­ние чисел в виде степени двойки, и потому на самом деле 1 Кбайт равен 210 байт (1024 байт). Однако всюду, где это не принципиально, с погрешностью до 3% «забы­вают» о «лишних» байтах.

В килобайтах измеряют сравнительно небольшие объемы данных. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста составляет около 2 Кбайт.

Более крупные единицы измерения данных образуются добавлением префиксов мега-, гига- тера-; в более крупных единицах пока нет практической надобности.

1 Мбайт = 1024 Кбайт = 220 байт

1 Гбайт = 1024 Мбайт = 230 байт

1 Тбайт = 1024 Гбайт = 240 байт

Особо обратим внимание на то, что при переходе к более крупным единицам погрешность, связанная с округлением, накапливается и становится недопусти­мой, поэтому на старших единицах измерения округление производится реже.

Единицы хранения данных.

При хранении данных решаются две проблемы: как сохранить данные в наиболее компактном виде и как обеспечить к ним удобный и быстрый доступ (если доступ не обеспечен, то это не хранение). Для обеспечения доступа необходимо, чтобы данные имели упорядоченную структуру, а при этом, как мы уже знаем, образуется «паразитная нагрузка» в виде адресных данных. Без них нельзя получить доступ к нужным элементам данных, входящих в структуру.

Поскольку адресные данные тоже имеют размер и тоже подлежат хранению, хра­нить данные в виде мелких единиц, таких, как байты, неудобно. Их неудобно хра­нить и в более крупных единицах (килобайтах, мегабайтах и т. п.), поскольку непол­ное заполнение одной единицы хранения приводит к неэффективности хранения.

В качестве единицы хранения данных принят объект переменной длины, называемый файлом. Файл — это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем. Обычно в отдельном файле хранят данные, относящиеся к одному типу. В этом случае тип данных определяет тип файла.

В определении файла особое внимание уделяется имени. Оно фактически несет в себе адресные данные, без которых данные, хранящиеся в файле, не станут информацией из-за отсутствия метода доступа к ним. Кроме функций, связанных с адресацией, имя файла может хранить и сведения о типе данных, заключенных в нем. Для автоматических средств работы с данными это важно, поскольку по имени файла они могут автоматически выбрать наиболее адекватный метод для извлечения информации из него.

1. Что изучает наука информатика?

2. Что понимают под интерфейсом пользователя?

3. Что такое информация? Какими свойствами она владеет?

4. Что такое информационный процесс?

5. В чем отличие данных и информации?

6. Из каких операций складывается процесс обработки данных?

8. Что является наименьшей единицей представления данных?

9. Что является наименьшей единицей измерения данных?

Лекция 2: «Экономическая информация и информационные системы».

1. Понятие экономической информации.

2. Информационные системы и информационные технологии.

3. Тенденции развития ИС.

1. Понятие экономической информации.

Войти в ХХI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи.

Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информатика», изучение которой началось еще в школе, а затем, приобретая более целенаправленный характер, будет продолжено в вузе. Термин «информатика» возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая все эти определения, можно дать такую трактовку термину информатика:

«Информатика это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения».

Понятие экономической информации

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Под информацией первоначально понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и т. п. С середины ХХ века информация является общенаучным понятием, включающим в себя: обмен сведениями между людьми, людьми и устройствами, устройствами и устройствами; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке от организма к организму и т. д.

Учитывая выше изложенное, термину информация можно дать следующее определение:

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информатика рассматривает информацию как связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией. Коротко можно дать следующее определение экономической информации:

Под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе.

К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления. Конкретизируем понятие экономической информации на примере системы управления промышленным предприятием.

К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность.

Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.

Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы.

Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Виды экономической информации. Экономическую информацию принято подразделять по следующим основным признакам:

• месту возникновения (уровню управления).

По функциям управления экономическая информация разделяется на: плановую, учетную, нормативно-справочную, отчетно-статистическую информацию.

Например, выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемые спрос на продукцию и прибыль от ее реализации и т. д.

Учетная информация отражает фактические значения запланированных показателей за определенный период времени. На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведен анализ деятельности организации, приняты решения по более эффективному управлению предприятием. В качестве учетной информации выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского учета, финансового учета.

Например, учетной информацией являются: количество деталей данного наименования, изготовленных рабочим за смену (оперативный учет), заработная плата рабочего за изготовление детали (бухгалтерский учет), фактическая себестоимость изготовления изделия (бухгалтерский и финансовый учет).

Нормативно-справочная информация содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями. Это самый объемный и разнообразный вид информации. Достаточно отметить, что в общем объеме циркулирующей на предприятии информации нормативно-справочная информация составляет 50-60%.

Примерами нормативно-справочной информации могут служить: технологические нормативы изготовления деталей, узлов, изделия в целом; стоимостные нормативы (расценки, тарифы, цены); справочные данные по поставщикам и потребителям продукции и т. д.

Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности предприятия для вышестоящих органов управления, органов государ­ственной статистики, налоговой инспекции и т. д., например годовой бухгалтер­ский отчет о деятельности предприятия.

Классификация экономической информации по уровням управления (месту возникновения) включает в себя входную и выходную информацию.

Входная информация это информация, поступающая в фирму (структурное подразделение) извне и используемая как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления.

2 Информационные системы и информационные технологии.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Для примера приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Главная цель системы

Люди, оборудование, материалы, здания и другое

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

Информационной системе, как следует из приведенного примера, можно дать следующее примерное определение:

Информационная система взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Каждая система обладает свойствами делимости и целостности.

Делимость означает, что систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей – подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система. Возможность выделения подсистем (декомпозиция системы) упрощает ее анализ, разработку, внедрение и эксплуатацию.

Свойство целостности указывает на согласованность цели функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов.

Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Смотреть картинку Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Картинка про Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатика. Фото Предмет и основные понятия информатики что изучает наука информатикаИнформационная система создается для конкретного объекта. Эффективная информационная система принимает во внимание различие между уровнями управления, сферами действия, а также внешними обстоятельствами и дает каждому уровню управления только ту информацию, которая ему необходима для эффективной реализации функций управления.

Внедрение информационных систем производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделирова­нии действий специалистов предприятия при принятии решений (методы искусственно­го интеллекта, экспертные системы и т. п.), использовании современных средств телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локаль­ных вычислительных сетей и т. д.

В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические информационные системы.

Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по переработке информа­ции выполняются человеком.

Автоматизированные ИС часть функций (подсистем) управления или обработки данных осуществляется автоматически, а часть — человеком.

Автоматические ИС все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автома­тическое управление технологическими процессами).

По сфере применения можно выделить следующие классы информационных систем:

• управление технологическими процессами.

Научные ИС предназначены для автоматизации деятельности научных работни­ков, анализа статистической информации, управления экспериментом.

ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации тру­да инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии). Такие ИС помогают осуществлять:

• разработку новых изделий и технологий их производства;

• различные инженерные расчеты (определение технических параметров

изделий, расходных норм — трудовых, материальных и т. д.);

• создание графической документации (чертежей, схем, планировок);

• моделирование проектируемых объектов;

• создание управляющих программ для станков с числовым программным управлением.

ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объек­тами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т. д.) и отдельными офиса­ми (офисные системы).

ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т. п.)

Практически все системы обработки данных информационных систем независи­мо от сферы их применения включают один и тот же набор составных частей (компонентов), называемых видами обеспечения. Принято выде­лять информационное, математическое и программное, техническое, правовое, лингвистическое обеспечение.

Информационное обеспечение это совокупность единой системы классифи­кации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *