Приборы коммерческого учета что это
Статья 20. Организация коммерческого учета
Статья 20. Организация коммерческого учета
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона
1. Коммерческому учету подлежит количество:
1) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения;
Информация об изменениях:
2) воды, транспортируемой транзитной организацией по договору по транспортировке воды;
3) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;
4) сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения;
Информация об изменениях:
5) сточных вод, транспортируемых транзитной организацией по договору по транспортировке сточных вод;
6) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ в часть 2 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2013 г.
2. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
3. Коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».
4. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 5 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 6 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.
7. Абоненты и организации, эксплуатирующие канализационные сети, обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
8. Установка, замена, эксплуатация, поверка приборов учета воды, сточных вод осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Абоненты, организации, эксплуатирующие водопроводные, канализационные сети, обязаны обеспечить доступ представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с которой заключены указанные в части 1 настоящей статьи договоры, или по ее указанию представителям иной организации к узлам учета и приборам учета, в том числе для опломбирования приборов учета, снятия показаний приборов учета.
10. Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях:
1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) в случае неисправности прибора учета;
3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
11. В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Как наладить коммерческий учет коммунальных услуг в многоквартирном доме: ЕПД, прямые платежи и договора
Причина высоких платежей за коммунальные услуги кроется не только в установленных тарифах, но также и в неэффективной организации коммерческого учета коммунальных услуг. Основная задача людей управляющей организации – наладить в доме коммерческий учет и объяснить его принципы жителям.
Зачем нужен коммерческий учет
Коммерческий учет позволяет контролировать процедуру начисления платы за коммунальные услуги и минимизирует те небалансы по коммунальным ресурсам, которые уходят на содержание общего имущества.
Нужно различать коммерческий учета по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов и индивидуальным приборам учета коммунальных услуг. В законодательстве установлена прямая обязанность для управляющей наладить коммерческий учет, которые касается общедомового потребления. Эта проблема решается путем ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета по поставляемых в дом коммунальным ресурсам.
Прямой обязанности налаживать коммерческий учет по индивидуальным приборам учета коммунальных услуг в законе не прописано ни для управляющих организаций, ни для ТСЖ, ни для ресурсоснабжающих организаций.
Все ограничивается окольными нормами и формулировками о том, что исполнитель обязан «проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях». Однако обязанность проверки не означает обязанность налаживания коммерческого учета.
Коммерческий учет и прямые договора
Самая большая проблема с коммерческим учетом начинается тогда, когда дом переходит на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в соответ. со ст. 157.2 ЖК РФ. Смысл прямых договоров и всего написанного законодательства можно выразить очень просто: ресурсник всегда получит свои деньги. Прямые договора придуманы только за этим.
Все небалансы между индивидуальным и общедомовым потреблением ресурсник перевыставит на управляющую организацию, а та на жителей и за проблемы с коммерческим учетом жители заплатят дважды: первый раз как за коммунальную услугу, второй – за завышенное общедомовое потребление.
Если до момента прямых договоров существовала схема: потребитель – исполнитель (управляющая организация) – ресурсник, то при переходе на прямые договора – среднее звено из этой цепочки выбивается. Потребителей (то есть, жителей) толкают на прямые договора с ресурсником, который полностью демотивирован налаживать коммерческий учет, у него к этому нет никаких стимулов. Кроме того, ресурсник не будет заниматься налаживанием внутри дома коммерческого учета еще и потому, что он может не считать себя исполнителем (особенно, если в доме ИТП). В этом случае фактически получая деньги за коммунальные услуги ресурсник не будет делать ничего из тех обязанностей, которые прописаны для исполнителя в п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).
Самый главный вопрос здесь – кто осуществляет ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (которые выступают основой коммерческого учета): ресурсник или управляющая организация.
Ответ на этот вопрос содержится в Правилах № 354: исполнителем является тот, кто предоставляет коммунальную услугу (п. 2). Ст. 157.2 ЖК РФ называется предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поэтому очевидно, что ресурсник является исполнителем, даже если он этого не хочет.
В соответ. с пп. «у» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (включая замену после его ремонта или поверки).
Ввод приборов учета в осуществляется исполнителем без взимания платы (п. 89.1 Правил № 354).
Однако этот принцип не распространяется на газовый счетчик. Поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом (пп. «б» п. 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 № 549). Таким образом, при повторном вводе счетчика газа при прямых договорах придется заплатить.
Кому передавать показания при прямых договорах?
В законе есть принцип о том, что показания передаются ресурсником и управляющей организацией другу другу в случае, если они поступают к ним от потребителей. В соответ. с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять (в том числе с использованием ГИС ЖКХ) управляющей организации информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.
В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.
Проблема в этой схеме в том, что у ресурсника нет прописанной в законе обязанности использовать показания, полученные от управляющей организации при расчете платы за коммунальные услуги. А раз такой обязанности нет, то есть риск злоупотреблений и системных ошибок.
Прямые платежи и прямые договора
Основной риск прямых договоров и механизма ст. 157.2 ЖК РФ – неизбежный бардак в коммерческом учете. До прямых договоров существовал механизм прямых платежей на реквизиты ресурсников (п. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ). Он видится довольно правильным, поскольку позволяет формировать единый платежный документ (ЕПД), а не множество квитанций от каждого отдельного ресурсника.
Другое преимущество прямых платежей – контроль коммерческого учета: если начисление на реквизиты ресурсника осуществляет управляющая организация, то она сама ведет такой учет и не входит в конфликт с ресурсников и потребителями из-за ошибок.
Формирование культуры коммерческого учета у жителей
До 2013 года о потребителя была обязанность передавать показания приборов учета исполнителю. Эта обязанность была прописана в пп. «в» п. 34 Правил № 354. После определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2013 года № АПЛ13-82 данный пункт был отменен и передача показаний стала не обязанностью, а правом собственника (потребителя).
Если потребитель не передает показания приборов учета, то к нему применяется расчет среднего потребления за последние 6 месяцев. Такой расчет идет 3 месяца подряд, а начиная с 4го к потребителю применяется норматив с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 59 Правил № 354).
Задача управляющей организации – стимулировать потребителей на передачу показаний приборов учета. Это можно сделать путем размещения агитации на квитанциях, информационных стендах, сайте управляющей организации. Если культура коммерческого учета будет сформирована, это решит многие проблемы и сэкономит деньги жителям.
Коммерческий учет электрической энергии
Технические требования к установке измерительных комплексов
коммерческого учета электроэнергии
Требования к расчетным счетчикам электрической энергии
Для учета электрической энергии используются счетчики электроэнергии, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.
Технические параметры и метрологические характеристики счётчиков электрической энергии должны соответствовать требованиям:
ГОСТ 52320-2005 Часть 11 «Счетчики электрической энергии»;
ГОСТ Р 52323-2005 Часть 22 «Статические счетчики активной энергии классов точности 0,2S и 0,5S»; ГОСТ Р 52322-2005 Часть 21 «Статические счетчики активной энергии классов точности 1 и 2»;
ГОСТ Р 52425−2005 «Статические счетчики реактивной энергии».
Счетчики для расчета энергоснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) сетевой организации и потребителя.
В случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки.
Счётчики должны размещаться в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте. Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40°С, а также в помещениях с агрессивными средами. Допускается размещение счетчиков в не отапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. В случае, если приборы не предназначены для использования в условиях отрицательных температур, должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С.
Счётчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).
Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т. п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съёма счетчика с лицевой стороны.
При наличии на объекте нескольких присоединений с отдельным учетом электроэнергии на панелях счетчиков должны быть надписи наименований присоединений.
На присоединениях 0,4 кВ при нагрузке до 100 А включительно применять счетчики электроэнергии прямого включения.
При трёхфазном вводе использовать трёхэлементные счетчики электроэнергии.
На вновь устанавливаемых трёхфазных счётчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счётчиках – с давностью не более 2 лет. Наличие действующей поверки счетчика электроэнергии подтверждается предоставлением подтверждающего документа – паспорта-формуляра на счетчик электроэнергии или свидетельства о поверке. В документах на счетчик электроэнергии должны быть отметки о настройках тарифного расписания и местного времени.
Основным техническим параметром счетчика электроэнергии является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений счетчика. В соответствии с разделом «Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках» «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, требования к расчетным счетчикам электроэнергии, в зависимости от категории потребителей, должны быть следующими:
Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт
Приборы учета должны позволять измерять почасовые объемы потребления электрической энергии и обеспечивать хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включены в систему учета
Для учета электрической энергии на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442
Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью менее 670 кВт и напряжением в точках присоединения к объектам электросетевого хозяйства 35 кВ и ниже (10 кВ, 6 кВ, 380 В, 220 В)
Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами
Для учета электрической энергии на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома
Требования к измерительным трансформаторам
Измерительные трансформаторы тока по техническим требованиям должны соответствовать ГОСТ 7746-2001 («Трансформаторы тока. Общие технические условия»).
Измерительные трансформаторы напряжения по техническим характеристикам должны соответствовать ГОСТ 1983-2001 («Трансформаторы напряжения. Общие технические условия»).
Класс точности трансформаторов тока и напряжение для присоединения расчетных счетчиков электроэнергии должен быть не более 0,5.
Присоединение токовых обмоток счетчиков к вторичным обмоткам трансформаторов тока следует проводить, отдельно от цепей защиты.
Использование промежуточных трансформаторов тока для включения расчетных счетчиков запрещается.
При полукосвенном подключении счётчика необходимо устанавливать трансформаторы тока во всех фазах.
Трансформаторы тока, используемые для присоединения счётчиков на напряжении до 0,4 кВ, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.
Выводы вторичных измерительных обмоток трансформаторов тока должны быть изолированы от без контрольного закорачивания клемм или разрыва цепи, при помощи крышек и экранов под опломбировку.
Для обеспечения безопасности работ, проводимых в цепях измерительных приборов, устройств релейной защиты и электроавтоматики, вторичные цепи (обмотки) измерительных трансформаторов тока должны иметь постоянные заземления.
Заземление во вторичных цепях трансформаторов тока следует предусматривать на зажимах трансформаторов тока.
Трансформатор тока должен иметь действующую поверку первичную (заводскую) или периодическую (в соответствии с межповерочным интервалом, указанным в описании типа данного средства измерения). Наличие действующей поверки подтверждается предоставлением оригиналов паспортов или свидетельств о поверке трансформаторов тока с протоколами поверки.
При трёхфазном вводе применять трёхфазные трансформаторы напряжения или группы из однофазных трансформаторов напряжения.
Для сохранности измерительных цепей должна быть предусмотрена возможность опломбировки решеток и дверец камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, а также рукояток приводов разъединителей трансформаторов напряжения. При невозможности опломбировки камер, пломбируются выводы трансформаторов напряжения.
Для обеспечения безопасности работ, проводимых в цепях измерительных приборов, устройств релейной защиты и электроавтоматики, вторичные цепи (обмотки) измерительных трансформаторов напряжения должны иметь постоянные заземления.
Вторичные обмотки трансформатора напряжения должны быть заземлены соединением нейтральной точки или одного из концов обмотки с заземляющим устройством. Заземление вторичных обмоток трансформатора напряжения должно быть выполнено, как правило, на ближайшей от трансформатора напряжения сборке зажимов или на зажимах трансформатора напряжения.
Трансформатор напряжения должен иметь действующую поверку первичную (заводскую) или периодическую (в соответствии с межповерочным интервалом, указанным в описании типа данного средства измерения). Наличие действующей поверки подтверждается предоставлением оригиналов паспортов или свидетельств о поверке трансформатора напряжения с протоколами поверки.
Требования к измерительным цепям
В электропроводке к расчетным счетчикам наличие паек не допускается.
Монтаж цепей постоянного и переменного тока в пределах щитовых устройств (панели, пульты, шкафы, ящики и т. п.), а также внутренние схемы соединений приводов выключателей, разъединителей и других устройств по условиям механической прочности должны быть выполнены проводами или кабелями с медными жилами. Применение проводов и кабелей с алюминиевыми жилами для внутреннего монтажа щитовых устройств не допускается.
Для сохранности измерительных цепей должна быть предусмотрена возможность опломбировки промежуточных клеммников, испытательных блоков, коробок и других приборов, включаемых в измерительные цепи счетчиков электроэнергии, при этом необходимо минимизировать применение таких устройств.
При полукосвенном включении счётчика проводники цепей напряжения подсоединять к шинам посредством отдельного технологического болтового присоединения, в непосредственной близости от трансформатора тока данного измерительного комплекса. Места присоединения цепей напряжения счётчика к токоведущим частям сети должны быть изолированы от без контрольного отсоединения.
Нагрузка вторичных обмоток измерительных трансформаторов, к которым присоединяются счетчики, не должна превышать номинальных значений.
Сечение и длина проводов и кабелей в цепях напряжения расчетных счетчиков должны выбираться такими, чтобы потери напряжения в этих цепях составляли не более 0,25% номинального напряжения.
Для косвенной схемы подключения прибора учета вторичные цепи следует выводить на самостоятельные сборки зажимов или секции в общем ряду зажимов. При отсутствии сборок с зажимами необходимо устанавливать испытательные блоки. Зажимы должны обеспечивать закорачивание вторичных цепей трансформаторов тока, отключение токовых цепей счетчика и цепей напряжения в каждой фазе счетчиков при их замене или проверке, а также включение образцового счетчика без отсоединения проводов и кабелей. Конструкция сборок и коробок зажимов расчетных счетчиков должна обеспечивать возможность их пломбирования.
При полукосвенном включении счетчика, в качестве проводника вторичных цепей к трансформаторам тока следует применять кабель ВВГ 3 х 2,5 мм 2 с изоляцией жил разного цвета.
Требования к вводным устройствам и к коммутационным аппаратам на вводе
Должна обеспечиваться возможность полного визуального осмотра со стационарных площадок вводных устройств, ВЛ, КЛ, а также вводных до учётных электропроводок оборудования для выявления до учётного подключения электроприёмников. Места возможного до учётного подключения должны быть изолированы путём пломбировки камер, ячеек, шкафов и др.
При нагрузке до 100 А включительно, исключать установку рубильников до места установки узла учета.
Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.
Установку аппаратуры автоматического ввода резерва, охранно-пожарной сигнализации и другой автоматики предусматривать после места установки узла учета.
Схемы подключения электрических счетчиков
Представленные ниже схемы подключения счетчиков электроэнергии являются типовыми и могут отличаться в зависимости от завода-изготовителя и места установки. При установке счетчиков электроэнергии необходимо руководствоваться паспортом завода-изготовителя на данное изделие.
Схема подключения однофазного счетчика электроэнергии
Схема подключения трехфазного счетчика электроэнергии (прямое подключение)