Приложение vivino что это
Интервью с создателем Vivino: почему сомелье ненавидят популярный винный сканер
Хайни Захариассен, сооснователь приложения Vivino, изменившего мировую схему потребления вина, выступил на Simple Congress в Москве. Алкогольный эксперт «Афиши Daily» Антон Обрезчиков поговорил с ним о том, как самое популярное в мире приложение (32 млн пользователей, 10 млн вин в базе) объединяет людей страстью к сканированию винных этикеток.
— Когда Vivino только начиналось (в 2010 году. — Прим. ред.), мир был совсем другим: хипстеры на подъеме, эйфория по поводу соцсетей и так далее. Скажите, вы правда собирались быть соцсетью?
— На самом деле, социальная часть нашей сети получилась не такая уж большая, как это кажется. У нас есть, конечно, элементы соцсети, но не это является главным. Люди используют нас как элемент принятия решения о покупке вина и в гораздо меньшей степени — как социальную платформу, и это большой сюрприз для нас, мы думали, что эта часть приложения будет куда более значимой. И мы никогда не росли как Snapchat, но все равное растем, сейчас у нас 20 000 новых пользователей каждый день.
— Как выглядит, c вашей точки зрения, среднестатистический пользователь Vivino?
— Когда мы стартовали, на рынке уже было 600 приложений для любителей вина, но мы отличались тем, что хотели сделать приложение не для винных гиков. Ядро наших пользователей — это обычный среднестатистический потребитель вина, хотя есть и региональные отличия. В США это чуть более люксовый сегмент, а во Франции, как и в других «винных» странах, это вообще все покупатели вина, но особенность заключается в том, что здесь в основном речь идет не о топовой категории вин, не о тех, которые идут на экспорт, речь идет об обычных, «повседневных» винах, которые выпиваются на внутреннем рынке. В России, я думаю, все тоже по-своему. Здесь потребитель моложе. В Штатах, наоборот, он старше и богаче, это люди ближе к пятидесяти. Сегодня у меня, кстати, встреча с русским клубом Vivino.
— Я неплохо знаю членов русского клуба Vivino, кстати, на днях его президенту как раз исполнилось пятьдесят, и я думаю, что основному количеству членов этого клуба на самом деле как минимум за сорок…
— Забавно. Честно говоря, я не очень уверен по поводу демографии…. Как вы теперь знаете. Главное, что все эти люди любят вино, это важно (смеется).
— А ваши персональные вкусы — как они изменились, с тех пор как вы стали заниматься приложением?
— Я начал с очень агрессивных австралийских ширазов и очень любил их. Сегодня я скорее люблю калифорнийские каберне и новосветские пино-нуары, более полнотелые вина.
— Ваше приложение не первая популярная система рейтингов для вина, есть стобалльная шкала у Роберта Паркера и журнала Wine Spectator, есть двадцатибалльная, принятая у некоторых европейских критиков, все они были общеприняты в мире любителей вина до появления Vivino. Справедливо ли сказать, что, уменьшая систему оценки до пятибалльной, мы получаем меньшую точность оценки? Что мы теряем?
— Я думаю, немного. Мы переходим на шкалу оценки, которой пользуются все — Google, Apple, вообще все. Это важно. Стоит понимать при этом, что скорее мы переходим с двадцатибалльной шкалы на пятибалльную, но также у нас можно выставлять оценки до десятых. Если же мы говорим о стобалльной шкале оценки вина, то, как вы знаете, на самом деле она начинается с пятидесяти, при этом все те вина, которые действительно можно пить, — у них оценка начинается, как правило, с 80. Но вот что важно, так это объем оценок: у Wine Spectator 20 тыс. читателей в год, у нас 100 тыс. в день. Совсем другие пропорции, правда?
— Извините, у меня для вас сюрприз. Мне кажется вы должны это попробовать (на столe появляется бутылка недорогого и очень популярного в России вина абхазского производства).
— Да, я только что посмотрел, у него оценка 3,9, оно на пятом месте среди самых сканируемых русских вин. Это же сладкое вино?
— Полусладкое, из сорта «изабелла», оно сделано в Абхазии, где сложно делать нормальное вино: там субтропический климат, который подходит для цитрусовых, поэтому вполне возможно, что это балк (вино, поставляемое из какой-либо винодельческой страны наливом), скорее всего — из Молдавии…
— Вау. Пахнет жевательной резинкой…
— 3,9 — это 90 баллов по Паркеру, многие дорогие и престижные вина из известных аппелласьонов имеют такую же оценку. Как так получается?
— У меня нет действительно хорошего ответа для вас, я бы не хотел обвинять кого-либо за его предпочтения. Мы просто коммуникационная платформа, которая отражает то, что нравится людям. Это уже не первый раз, когда я сталкиваюсь с хорошими оценками для вин такой категории…
— О, простите, я чувствую этот аромат, хотя между нами расстояние примерно метра два…
— Да… Вы знаете, есть много вин примерно такого же уровня из сорта «мускат», если вы посмотрите на их качество и их оценку, вы будете очень сильно удивлены. Но, на самом деле, их качество примерно соответствует их цене, а их секрет заключается в том, что они очень ароматные. Сколько это стоит? 15 долларов, как-то так, наверное?
— 400 рублей по акции в продуктовом дискаунтере, 9–10 долларов, как-то так.
— Это нормально, у нас есть много вин по 9 долларов с оценками 3,9, хотя, по-моему, его следовало бы оценить на 3,2, но мне не хотелось бы обвинять людей. Что там пишут в комментариях? Кто-нибудь говорит, что это ужасно?
— Да нет, пишут, что это прекрасное вино для встреч с друзьями…
— Конечно, оно не должно быть так оценено, обсужу это с моими русскими друзьями сегодня.
— Vivino может что-нибудь сделать для того, чтобы люди перестали пить такие вина, или это не его миссия, поскольку оно просто комьюнити и приложение?
— Конечно, да, мы просто комьюнити, и, конечно, да, мы должны уважать вкусы членов нашего комьюнити. Но на самом деле, нужно понимать, что для большинства пользователей, поставивших высокие оценки этому вину, оно останется просто стартовым вариантом, началом знакомства с миром вина, и со временем они начнут пить что-то более изысканное, как это произошло со мной, начинавшим с тяжелых и не очень дорогих австралийских ширазов.
— Знаете ли вы, что сомелье в ресторанах вас просто ненавидят, поскольку многих из них вы фактически лишаете работы?
— У нас всегда был этот вызов, но тут есть несколько моментов. Во-первых, далеко не все рестораны с вином имеют сомелье, я думаю, речь может идти лишь о самом люксовом сегменте. Вот что, я думаю, сомелье должны делать —использовать приложение, чтобы понимать, какие вина имеют оценку 3,5, и предлагать людям гораздо более лучшие вина.
— Очень четко видно, как ваше приложение изменило привычки при покупке в HoReCa, — например, винных баров без сомелье стало гораздо больше. А что изменилось в режиме домашнего потребления?
— Десять лет назад, когда вы приходили за вином в супермаркет, некоторые вина могли оказаться нормальными, а некоторые нет. Мне кажется, что сегодня хороших супермаркетных вин стало гораздо больше, в том числе благодаря нам.
— Есть ли примеры, когда целые винные регионы или стили выстрелили благодаря Vivino?
— Скорее мы сделали известными какие-то небольшие винодельни, причем по всему миру — во Франции, Испании, Италии, у которых иначе бы вообще не было шансов пробиться на рынок или быть замеченными рейтингами Wine Spectator или такими критиками, как Роберт Паркер, но их заметили потребители и сделали их популярными. Или, например, благодаря Vivino пользователи узнали, что в Китае, оказывается, есть хорошее вино. Хотя и плохое, конечно, там тоже есть.
— А новые винные категории, такие как оранжевые вина, натуральные вина, их возрастающая популярность как-то отражается приложением?
— У нас нет сортировки по таким особенным категориям, мы не можем вычленить, например, оранжевые вина или кошерные, мы можем следить за этим лишь по конкретным винам, которые выходят в лидеры в обычных категориях, красные, белые, по странам, но я хочу сказать, что оранжевые или натуральные — все это очень небольшая часть рынка.
— Сильно ли отличаются винные предпочтения в разных странах, в разных регионах в пределах одной страны, у вас есть глобальное понимание процесса?
— Конечно, мы анализируем это постоянно. Например, в США, в каждом штате, за исключением Вашингтона и Орегона, на первом месте по популярности калифорнийские вина. Восточное побережье больше ценит французские вина, чем Западное — ведь у тех есть Калифорния. Если вас интересуют какие-то особенные моменты по потреблению вина во всем мире, например, если вы пишете про португальские вина и вам нужно понимать, какие португальские вина популярны в России, — мы можете найти у нас такую информацию.
— Вы из IT, как вы себя чувствуете в довольно закрытом и специфическом винном мире?
— Да, я из IT, и когда я начинал работать над приложением, я сразу же понимал, что я не хочу стать винным экспертом, я просто хочу написать приложение, которое бы помогало ориентироваться такому же простому потребителю, как я, у винной полки в супермаркете. Конечно, я узнал о вине немного больше с тех пор, мне нравится эта индустрия, помогать ей в технологическом смысле, становиться более прикольной — это удивительное чувство.
— С кем проще говорить — с айтишником или с винным человеком?
— Я думаю, что для меня теперь одинаково просто общаться и с теми и с другими, но с технарями все-таки немного проще.
— А винные люди из России, почему вам было важно поговорить с ними?
— Я никогда не был здесь, хотя у нас здесь очень большая база — около миллиона скачиваний, это девятое или десятое место, и мне было интересно посмотреть на все это лично, рассказать о Vivino.
Основатель сервиса Vivino: «С какой стати я должен прочесть десять книг о вине?»
46-летний датчанин Хайни Захариассен, прихлебывая кофе, с энтузиазмом рассказывает о последнем рок-концерте в Сан-Франциско. «Люблю старый рок! Def Leppard — мои кумиры». Он родом с Фарерских островов, последние пять лет живет и работает в США. Женат, четверо детей, старшему 21, младшему 8. Младшего зовут Vivino — это самое популярное в мире винное приложение для смартфонов. Аудитория у него на сегодняшний день побольше, чем у Def Leppard, — 32 миллиона человек, из них почти 1 миллион в России. Захариассен приехал в Москву, чтобы рассказать о том, как смартфоны и встроенные в них камеры поменяли мир вина. Следующий шаг — винная нейросеть, большие винные данные, машинное винное обучение.
— Vivino — ваш первый стартап?
— Второй из успешных. Я предприниматель в области защиты софта. BullGuard, моя первая компания, с 2002 года производит антивирусы. Она дала мне очень важный опыт: я понял, как нужно строить программный продукт. Я ничего не понимал в вине, и в этом был залог успеха. Когда мы запускали Vivino, на рынке было 600 винных приложений. Все они слишком глубоко копали, а мы сфокусировались на том, чтобы сделать удобный и понятный сервис для простого потребителя, который, так же, как и мы, ничего в вине не смыслил. Мы избежали одной из главных ошибок — использовать пугающий сленг винных экспертов. Мы начали говорить с потребителем на его языке, на его уровне понимания вина. Конечно, здорово, если вы разбираетесь чуть больше других, можете ввернуть красивое словцо «минеральность» или «винтаж», но в конечном счете люди хотят просто получать удовольствие, а не гуглить то или иное слово.
— С чего все началось? Вы стояли у полок с вином в супермаркете в Копенгагене, перед вами были сотни этикеток, и вы не могли понять, какое вино выбрать на вечер?
— Не было какого-то момента, когда я хлопнул себя по лбу, поняв, что нужно делать. Но я отлично помню регулярную фрустрацию, когда ты приходишь купить вина и чувствуешь себя идиотом. Я вроде парень сообразительный, но я вообще не понимаю, как быть с этими сотнями этикеток. С какой стати я должен прочесть десять книг, чтобы начать разбираться в вине? Надо что-то менять. Мы очень вовремя стартовали. Для любого бизнеса крайне важно начать в правильный момент. В 2010-2011-м годах вдруг оказалось, что у всех смартфоны, все перешли в онлайн, у всех очень хорошие камеры. Двумя годами ранее камеры были значительно хуже, доступ в интернет был ограничен. Мы бы просто не смогли построить удобный сервис. Выйди мы на два года позже, столкнулись бы с жесткой конкуренцией.
— В одном из интервью вы сказали, что на вас работала целая команда индийцев, которая только тем и занималась, что фотографировала сотни тысяч этикеток.
— Они до сих пор работают. Но функция у них другая. Фотографируют в основном студенты, которых, к счастью, много в США. А индийцы переносят информацию с этикеток в базу, гуглят сайты производителей, вылавливают недостающие подробности. Это колоссальная работа. Одному работнику нужно в среднем два дня, чтобы уточнить всю информацию по одной этикетке. За последние четыре года мы «очистили» информацию по 330 тысячам этикеткам 22 тысяч винодельческих хозяйств.
— Сколько у вас сотрудников?
— Всего 110, из них 30 в Сан-Франциско, 50 в Копенгагене, еще 30 в десяти разных странах. Это если не считать индийцев.
— Можете ли вы сказать, что приложение, о котором вы мечтали восемь лет назад, уже состоялось? Или еще многое нужно сделать?
— Я очень амбициозен и никогда не удовлетворен результатом. Но я горжусь тем, что нам уже удалось сделать. Самое большое наше достижение состоит в том, что мы «отрейтинговали» все вина мира. Мы первые смогли решить эту задачу. Wine Advocate, Wine Spectator и другие уважаемые журналы рейтингуют от силы 20 тысяч вин в год. Это ничтожно мало. На Vivino появляется по 100 тысяч рейтингов в день. У нас за восемь лет накоплено 34 миллиона описаний. Следующий шаг — это подбор вина к личному вкусу каждого. Мы уже разметили все вина на основе описаний пользователей. Если вы заметили, у нас недавно изменился интерфейс, у каждого вина появились эквалайзеры вкуса и набор наиболее часто встречающихся ароматов. У нас есть вкусовой профиль каждого вина и каждого пользователя. Остается сопоставить одно с другим и получить точный совет лично для себя. Вино — это большие данные. Больше данных — больше удовольствия.
— Какая информация о пользователе вам нужна? Активность в Google и Facebook, поиск товаров и продуктов? Как вы будете составлять личный вкусовой профиль?
— Нам не нужно много информации, просто отсканируйте и оцените несколько вин. Vivino начнет подстраиваться под ваш вкус. Система увидит: ага, он любит это, не любит это, окей.
— Для тех, кто только что скачал приложение, у вас есть готовые советы?
— Это называется холодный старт. Мы активно работаем над ним, но решения пока нет. Мы можем начать с простых вопросов: вам нравится горький шоколад или молочный шоколад, тоник или кола? Возможно, если вы любите молочный шоколад, вам понравится более мягкое вино. Если предпочитаете тоник, возможно, вам будут по нраву сухие кислотные вина.
— Я прошелся по AppStore и обнаружил сотни винных приложений, вышедших позже Vivino. Многие строят алгоритм советов. Кто-нибудь из них сможет потеснить Vivino?
— Найти нишу на рынке смогут, но потеснить — вряд ли. Мы занимаемся глобальными, базовыми вещами. Мы решаем проблемы, с которыми сталкивается большинство потребителей вина. Если кто-то запустит приложение по идеальному сочетанию еды и вина или приложение по экспертной оценке дорогой Бургундии — пожалуйста, место есть. Но построить базу, подобную нашей, — это невероятно сложно. Вам понадобится 100 человек, работающих каждый день в течение восьми лет. И еще 32 миллиона пользователей, которые будут ежедневно заносить в систему данные о винах. Это очень сложно повторить.
Мы избежали одной из главных ошибок — использовать пугающий сленг винных экспертов. Мы начали говорить с потребителем на его языке.
— Что было самым сложным при построении сервиса?
— Точная атрибуция вина по фотографии. Не тот свет, не тот ракурс — и система выдает пользователю похожую этикетку, но другого вина. Тот же производитель, но другой сорт, тот же сорт, но другой год. Это была безумно сложная задача. Целая группа математиков строила статистические модели. Сейчас уровень ошибок меньше 1%.
— Какие новые фишки тестируются?
— О, сейчас покажу. В какой-то момент мы поняли, что можно фотографировать не только этикетки, но и винные карты. Пользователь наводит смартфон на винную карту, допустим, в объектив попадает 10-12 вин, Vivino распознает названия вин и проставляет рейтинги прямо на фотографии. Только представьте себе, как это выстрелит! Тут есть свои сложности. У некоторых ресторанов в карте написано просто «Каберне-Совиньон» или «Сент-Эмильон», без указания года. Есть заковыристые шрифты, многострочные описания вина, но есть и огромное количество карт, где это сработает.
— Датский офис стабильно показывает убытки, — 32 миллиона крон (порядка 4,6 миллионов евро) в 2017 году. Когда и как вы собираетесь стать прибыльными?
— Датский офис — это основной центр затрат. Мы зарабатываем на других рынках. 50% доходов приносит американский офис, 50% все остальные. Но в целом, да, на данный момент мы тратим деньги: вкладываем их в разработку, улучшение сервиса, привлечение пользователей. Это нормально. Инвесторы понимают, что это игра в долгую, что сейчас нужно захватить и удержать рынок. Гораздо веселее отстраивать коммерческую часть, когда у тебя 32 миллиона пользователей. Это стоило нам многих лет, огромных денег, но сегодня мы заняли доминирующую позицию. Мы не принесем прибыли ни в этом году, ни в следующем, ни, возможно, в 2020-м. Мы начали тестировать коммерческие модели сотрудничества, они хорошо работают. Публикации с информацией о скидках — один из таких вариантов. Еще один — это Vivino picks. Мы начали профессионально фотографировать и менять этикетки. 500 штук в неделю. Так марки приобретают более презентабельный вид.
— Вы знаете, что многие сомелье ненавидят Vivino?
— Знаю, но продолжаю их любить.
— Главный кошмар сомелье — это гость, который сканирует этикетку вина в Vivino и просит принести другую бутылку, потому что рейтинг низковат.
— Это нормально, сомелье боятся, что их профессия станет не нужна. Я не разделяю это опасение.
— Мне недавно выпало в рекомендациях мускатное вино 2017 года с рейтингом 4.3 из 5. Вино хорошее, но простое. Меня поразил его высокий рейтинг, и я решил посмотреть на отзывы. Их было немного, рейтинг строится на основании 30 оценок, и мне не составило труда вручную посчитать среднее значение. Получилось 3.9. Как вы это объясните?
— Кажется, я знаю, в чем дело. Давайте пролистаем вниз. Видите, некоторые оценки относятся к винтажу 2016 года. Дело в том, что лента отзывов не совпадает с полным набором оценок по данному вину. Из тех, кто отсканировал вино, только 20% поставят оценку и только 6-7% напишут отзыв. Вы посчитали только тех, кто оставил отзыв, а это треть всех рейтингов. То есть из 30 рейтингов система показала вам примерно 10, которые снабжены отзывами, и добавила еще 20 отзывов по прошлым винтажам. Мускаты — очень странная категория. У них низкая цена и, как правило, очень высокий рейтинг. Люди обожают мускаты.
— Одно вино у нас стало предметом пересудов, полусладкое красное, сделанное из невесть какого виноматериала. У одного из винтажей рейтинг 4.2 на Vivino.
— Я не могу решать за людей, что им нравится, а что нет. Смотрите, вот самые популярные вина в России (Захариассен показывает топ-10 вин, которые чаще всего сканируют в России). Что поделать, если людям нравятся полусладкие вина? А знаете, у какого вина самый высокий рейтинг в России? Ни за что не угадаете. Я понятия не имею, что это за вино (показывает на фото малоизвестного вина из Австрии), в первой десятке больше всего шампанского. Это любопытно.
Сомелье боятся, что их профессия станет не нужна. Я не разделяю это опасение.
Истина в Vivino? Стоит ли доверять винным приложениям
Даем слово противникам и защитникам винных приложений.
Сервис для винолюбов Vivino объединяет более 50 млн пользователей по всему миру. Почему же, несмотря на глобальный успех, многие до сих пор его недолюбливают и за что все-таки уважают? Отвечает команда знатоков.
сооснователь «Русского винного клуба»
Когда приложение Vivino только появилось, люди использовали его как мессенджер и под каждой бутылкой оставляли 200-300 комментариев. Из такого общения и появился «Русский винный клуб», у нас и название сначала было «Русский винный клуб Vivino». А в штыки приложение приняли прежде всего профессионалы – сомелье и кависты. Думаю, потому что программа выбила почву у них из-под ног. Если раньше люди им безоговорочно доверяли, то сейчас делают это не так легко.
Я сам не раз замечал, как покупатели сначала смотрят Vivino прямо у винной полки, а уже потом задают вопросы кавистам. Или гости в том же ресторане часто пользуются, проверяя цену. Хотя я бы не советовал слепо доверять цене в программе. Во-первых, американская цена на вино может сильно отличаться от нашей. А во-вторых, сами пользователи порой совершают такую ошибку: идут в ресторан, покупают бутылку за 20 тыс. рублей по винной карте и не думая указывают эту сумму в приложении. И, хотя сейчас есть возможность отмечать не только место покупки, но и потребления, расхождения в средней стоимости за бутылку все равно случаются. На мой взгляд, пользоваться приложением лучше всего так: сначала обратить внимание на общую оценку вина, потом посмотреть число отзывов – когда у вина 500-1000 отзывов, его оценка будет более-менее справедливой, ведь эффект масштаба все равно сработает, а затем прочесть отзывы тех людей, которым вы доверяете.
Я считаю, что свою основную цель Vivino выполняет и дает возможность заранее оценить вино, которое вы никогда не пили. Да, изначально были сбои, программа не определяла винтаж, например. Но после того, как в приложение крепко вложилось алкогольное подразделение LVMH, платформа была усовершенствована и точность в определении вина стала высокой. А еще у Vivino база намного больше, чем у прочих приложений, и несоизмеримо большее количество пользователей.
Сейчас мне в Vivino не хватает разве что более строгой классификации. Скажем, нет строчки для аппелласьона. Если вы снимаете, скажем, бутылку Chateau Margaux, то приложение укажет вам регион Марго, а это все-таки аппелласьон, регион – Бордо. Также нет возможности посмотреть старые винтажи. Например, этикетку Moët & Chandon 1962 года программа не распознает, потому что в то время были другие стандарты бутылки. Все-таки программа работает в более массовом сегменте, а к редким и старым винам нужно подходить вдумчиво, и тут нужны более четкие индикаторы.
руководитель группы по работе с категориями вино и шампанское сети «Окей»
Легкость в использовании, доступность, возможность оставить комментарии и оценить вино любому пользователю делает приложение Vivino таким популярным. Однако, принимая решение о закупках, я не проверяю Vivino, так как не считаю оценку вин в нем объективной. Например, в топ-10 рейтинга красных вин в России по версии приложения входят шесть киндзмараули от разных производителей. Складывается впечатление, что большинство пользователей Vivino предпочитают вина с остаточным сахаром. Это наводит на мысль, что профессионалы рынка и продвинутые ценители вин просто не оставляют комментарии и не оценивают вина в сервисе.
Я бы не рекомендовала пользоваться Vivino тем любителям вина, которые решают стать профессионалами, – в самом начале карьеры нужны совсем другие ориентиры. Прежде всего, это классические образцы, про которые говорят, что они сделаны как по учебнику. Такие вина, как правило, не мелькают в рейтингах коммерческих приложений. С другой стороны, состоявшимся профессионалам рынка можно почаще заглядывать в Vivino, поскольку оно отражает вкусы потребителей. В нашей стране также есть платформа оценки вин Wineincognito, она очень удобна для оценки вина, но в большей степени рассчитана на профессионалов.
Я считаю, что такие приложения, как Vivino, сужают кругозор потребителя, а не расширяют его, ведь выходит, что рейтинг и чужое мнение определяют выбор покупателя. У меня есть простые лайфхаки, которые помогают определиться с вином без приложения. Например, стоит смотреть на дату розлива. Если это вино, которое нужно пить молодым, важно делать выбор в пользу более свежей даты. Еще нужно обращать внимание на место розлива – важно, чтобы оно производилось там, где собирается и перерабатывается виноград. И конечно же необходимо учитывать внешний вид бутылки: если производитель поработал над дизайном этикетки, колпачка, приобрел качественную тару, то такое вино вызывает больше доверия, чем вино в неопрятной бутылке с криво наклеенной этикеткой.
шеф-сомелье винного бара «Ласточки», президент ПАС, @vinodotalovo
Секрет популярности Vivino – достаточно простой и понятный интерфейс, а также большой стаж работы, ведь это было первое приложение с функцией распознавания винных этикеток. И если сначала база приложения выглядела сырой и многие вина оно не находило, то сейчас реагирует мгновенно и порой даже выдает довольно ценную информацию.
Я использую свой аккаунт в Vivino как записную книжку, где фиксирую, какое вино и какого года урожая я пробовал, чтобы потом иметь возможность быстро вернуться к этому опыту и восстановить данные. Если не смотреть на чужие оценки и цены, это лучшая записная книжка в электронном виде. Аналогов у Vivino нет. Приложение Yes, we wine – неплохой, познавательный ресурс, но пока он не смог привлечь достаточное количество пользователей, чтобы накопить впечатляющую базу, Raisin – еще один прекрасный сервис для поиска адресов виноделов и мест, куда стоит сходить выпить вина и поесть, но когда я накопил в нем порядка 1000 вин, мне стало тяжело в них ориентироваться, а Vivino позволяет отфильтровать позиции по сорту и региону.
Единственное, чего не хватает в Vivino, – это дисклеймера о том, что мнение пользователя может не совпадать с мнением других пользователей, а параметры цены или кислотности не являются аксиомой. Все-таки каждый из нас воспринимает вино по-своему, и не должно быть таких ситуаций, что человек выбирал вино, ориентируясь исключительно на оценку 4,2.
создатель гастрономического telegram-канала «Соль», @glushkovglushkov
Я не пользуюсь Vivino, потому что вино – это довольно тонкая материя, и чтобы давать советы, в нем нужно разбираться. Во всех сферах, не только в вине, я выступаю за то, чтобы просить рекомендации только у специалистов, авторитетных источников. Причина же популярности этого приложения как раз в том, что в нем звучит глас народа. По этому принципу работает и Foursquare, и Tripadvisor. Не надо скачивать Vivino, чтобы спрашивать мнение у дилетантов – мнение надо спрашивать у профессионалов. Общайтесь с сомелье в ресторанах, с кавистами, ходите в винотеки просто для того, чтобы пообщаться с экспертами и узнавать новое.
Единственное приложение, которое есть у меня, – Raisin, в нем пишут специалисты, и в этом его принципиальное отличие от прочих. Когда я выезжал за пределы страны, искал с его помощью бары и рестораны с натуральными винами, потому что интересуюсь ими, и выбор меня редко расстраивал. Думаю, нам не хватает как раз такого сервиса, который бы давал возможность обратиться к коллективному сознанию профессионалов: виноделов, сомелье, кавистов, рестораторов или коллекционеров вина. Наверняка подобные чаты существуют, но широкая публика о них не знает, а жаль.
основатель школы сомелье WineJet, винный писатель, @burlutskiy
Хотя я сам не пользуюсь Vivino давно, своим студентам в школе сомелье советую это делать, хотя и с условием не смотреть рейтинги и отзывы, а просто фиксировать свой опыт и использовать аккаунт как библиотеку впечатлений. Несмотря на то, что разработчики приложения постоянно прорабатывают алгоритмы, они все равно не совершенны. Например, несколько лет назад мы дегустировали марсалу 1861 года и приложение показало, что стоит она 600 рублей. Отзывы в приложении тоже всегда народные: это не плохо, но не всем подходит. Если вы используете его, чтобы просто выбрать вино на вечер пятницы, и все, что для вас важно, – сладенькое оно или кисленькое, то приложение вполне может выручить с выбором. Но если вы хотя бы немного стали задумываться о гедонистической, ягодно-фруктовой составляющей вина, то имейте в виду – Vivino дает серьезные осечки.
Намного больше мне нравится Wine-Searcher. Прежде всего, всю информацию о вине в этом приложении нужно вбивать вручную, поэтому массово его и не используют. Только человек, который действительно интересуется вином, не пожалеет времени, чтобы набрать его название. Также это приложение показывает ценовую категорию в разных странах и собирает рейтинги авторитетных винных критиков, так что вы можете увидеть, сколько баллов конкретному винтажу присвоили Роберт Паркер или Дженсис Робинсон. Если бы у Vivino была такая функция, то, возможно, и приложение стало бы более полезным для ценителей.
Лучший способ для новичка узнать о вине больше – просто зайти в Google и почитать. В России один из самых разнообразных по вину рынков, поэтому ориентироваться на цену или еще что-то я не советую, а вот погуглить будет полезно.