Примадонна согласна с мнением что главное что дает этот конкурс это промоушн
Урок-семинар «Язык как развивающееся явление» в 10 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок-семинар «Язык как развивающееся явление» в 10 классе
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Язык как развивающееся
явление», рассмотреть и проанализировать процессы, проходящие
в современном русском языке.
Задачи: 1) обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем
наблюдения за языковыми фактами; обучение монологическому высказыванию
на лингвистическую тему; формирование навыка работы со специальной и
справочной литературой, Интернет-ресурсами;
2) активизация познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к
учению, усиление творческого начала; обучение применению знаний и умений в
3) воспитание чувства любви к родному языку, бережного отношения к нему,
правильного понимания тех процессов, которые проходят в новейшем русском
Вступительное слово учителя.
— Продолжая тему предыдущего урока о роли языка в жизни общества, сегодня мы поговорим о языке как развивающемся явлении. Писатель и педагог К.Д.Ушинский писал:
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная
связь, соединяющая отжившие, живущие и буду-
щие поколения народа в одно великое, истори-
ческое живое целое…
— Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
(Показ слайдов: чередование эпох – Древняя Русь, Московское княжество, Петр Первый, современная Москва, Картина И.Глазунова «Великая Россия»)
— Много веков отделяет современный язык от речи наших далеких предков. Многое изменилось за это время. Ушли в небытие одни слова, появились другие, преобразовалась грамматика, многие слова произносились раньше не так, как сейчас, иными были их значения. И все-таки смогли ли бы, встретившись, наши пращуры понять своих правнуков? И наоборот, поняли бы мы без переводчика их речь?
Такую ситуацию попытались представить авторы фильма «Иван Васильевич меняет профессию», поставленного по мотивам пьесы Михаила Булгакова.
Забавная ситуация. Но это, конечно, шутка. Теперь всерьез.
Послушайте отрывок из древнего литературного памятника «Похвалы книгам» Ярослава Мудрого.
(Чтение отрывка ученицей)
— Конечно, необыкновенно изменилась быстротекущая жизнь. А с нею и наш язык. Однако многое, и к тому же весьма важное, в нем оказалось устойчивым и, пережив века, позволяет нам, хотя и не в полной мере, понимать речь наших предков.
Мы можем говорить о языке Древней Руси как о языке богатом, высокоразвитом, обладающем значительным лексическим запасом. Ученые, сопоставив «Словарь русского языка 11 – 17 вв.» и «Словарь…» Ожегова, подсчитали, что более 1/3 высокочастотных и среднечастотных слов совпадают. А следовательно, устойчивый лексический фонд слагается их слов, обозначающих жизненно важные понятия, что обеспечивает преемственность культуры и литературного языка.
— Сегодня мы рассмотрим некоторые процессы, которые проходили в языке и привели к изменениям в лексике, фонетике, грамматике русского языка. А также посмотрим, что происходит в языке современном. В этом нам поможет Интернет.
Изменения в языке происходят постоянно. Но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения.
Наиболее чуток к изменениям в жизни общества словарный состав языка – лексика.
«Из истории лексики» ( сопровождается показом
1). Найдите архаизмы в тексте, объясните причины их употреблений.
«Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный.
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»-
Так Курбский писал Иоанну.
А.К.Толстой «Василий Шибанов»
Восстань, пророк, и виждь и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
2). В современной речи мы не используем устаревшие слова, но встречаем их в устойчивых сочетаниях – фразеологизмах.
Объясните значение фразеологизмов, в которых есть устаревшие слова.
3). Подберите русские соответствия заимствованным словам. Обратите внимание на изменение смысла предложения и его стилистической окраски.
Слова для справки: подросток, исключительный (редкий, уникальный), по-русски (на русский манер, лад), продвижение (раскрутка(жарг.)), крайне сложный, ребячество.
— Менее активно меняются и некоторые орфоэпические нормы.
«Изменения в орфоэпии»
Задания для учащихся.
1). О каком языковом явлении свидетельствуют фамилии: Рукавишников, Свешников; названия московских улиц: ул. Прянишникова, переулок Калашный? Откуда пошло выражение: Со свиным рылом в калашный ряд?
2). На чем основана рифма в стихотворении А.Ахматовой?
Господь немилостив к жнецам и садоводам,
Звеня, косые падают дожди,
И прежде небо отражавшим водам
Пестрят широкие плащи.
3). Как звучала во времена М.Ю.Лермонтова первая строчка известного стихотворения? (обратите внимание на рифму)
Белеет парус одинок…
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Приведите известные вам примеры с подобными окончаниями.
— Рассмотрим изменения некоторых грамматических норм.
«Изменения некоторых грамматических норм»
Понять современное состояние русского языка и уловить тенденции его развития
невозможно без исследования и установления внутренних и внешних причин,
воздействующих на его структуру. Не случайно замечательный российский
философ XIX века А.А.Потебня как-то заметил: «Основной вопрос всякого знания:
о т к у д а и, поскольку можно судить по этому, к у д а мы идем…»
— Что же происходит с языком сегодня? Каково его современное состояние и какие тенденции наметились в его развитии? Разобраться в этом нам поможет урок Телешколы «Активные процессы в современном русском языке». Ключевой вопрос, на который мы должны ответить, следующий: Портится ли русский язык? Процессы в современном языке ведут к его совершенствованию или деградации?
Выступления учащихся от каждой группы:
1 – изменения в условиях функционирования языка;
3 – изменения в системе языка.
Изменения в языке – неизбежный спутник языковой истории. В современном русском литературном языке отложились незаметные накопления и сдвиги, проходившие в течение многих веков. Изменения языка неотвратимы. Но неблагоразумно было бы не считаться с прошлым, не уважать и не беречь добрые литературно-языковые традиции. Политические катаклизмы порубежной поры изменили условия функционирования русского языка. Возросшая роль средств массовой информации в современном нам мире и их установка на непринужденное общение обусловили либерализацию языка, изменили отношение к нему людей. В наши дни мы повсеместно наблюдаем расшатывание литературных норм, расширение неформального общения. Результатом этих процессов стало перемещение периферийных элементов языка (жаргона, сленга, просторечья) в центр системы. Свобода форм выражения породила тенденцию к словотворчеству, не всегда удачному. Наблюдается ослабление официальности в сфере публичной коммуникации. Лексическая система нашего языка никогда еще не была так открыта, активна и, как бы парадоксально это не звучало, жизнеспособна. Все явления, о которых мы говорили на этом уроке, независимо от их оценки специалистами-русистами и нашего мнения, создали яркую, неоднозначную, но вполне объективную картину жизни новейшего русского языка, языка динамичного, развивающегося.
Объявление и комментирование оценок.
Домашнее задание. Найдите и прокомментируйте устаревшие слова и историзмы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Урок-семинар «Язык как развивающееся явление» в 9 классе
Урок-семинар «Язык как развивающееся явление» в 9 классе
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Язык как развивающееся
явление», рассмотреть и проанализировать процессы, проходящие
Задачи: 1) обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем
наблюдения за языковыми фактами; обучение монологическому высказыванию
на лингвистическую тему; формирование навыка работы со специальной и
2) активизация познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к
учению, усиление творческого начала; обучение применению знаний и умений в
3) воспитание чувства любви к родному языку, бережного отношения к нему,
правильного понимания тех процессов, которые проходят в новейшем русском
Вступительное слово учителя.
— Продолжая тему предыдущего урока о роли языка в жизни общества, сегодня мы поговорим о языке как развивающемся явлении. Писатель и педагог писал:
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная
щие поколения народа в одно великое, истори-
ческое живое целое…
— Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
(Показ слайдов: чередование эпох – Древняя Русь, Московское княжество, Петр Первый, современная Москва, Глазунова «Великая Россия»)
— Много веков отделяет современный язык от речи наших далеких предков. Многое изменилось за это время. Ушли в небытие одни слова, появились другие, преобразовалась грамматика, многие слова произносились раньше не так, как сейчас, иными были их значения. И все-таки смогли ли бы, встретившись, наши пращуры понять своих правнуков? И наоборот, поняли бы мы без переводчика их речь?
Такую ситуацию попытались представить авторы фильма «Иван Васильевич меняет профессию», поставленного по мотивам пьесы Михаила Булгакова.
Забавная ситуация. Но это, конечно, шутка. Теперь всерьез.
Послушайте отрывок из древнего литературного памятника «Похвалы книгам» Ярослава Мудрого.
(Чтение отрывка ученицей)
— Конечно, необыкновенно изменилась быстротекущая жизнь. А с нею и наш язык. Однако многое, и к тому же весьма важное, в нем оказалось устойчивым и, пережив века, позволяет нам, хотя и не в полной мере, понимать речь наших предков.
Мы можем говорить о языке Древней Руси как о языке богатом, высокоразвитом, обладающем значительным лексическим запасом. Ученые, сопоставив «Словарь русского языка 11 – 17 вв.» и «Словарь…» Ожегова, подсчитали, что более 1/3 высокочастотных и среднечастотных слов совпадают. А следовательно, устойчивый лексический фонд слагается их слов, обозначающих жизненно важные понятия, что обеспечивает преемственность культуры и литературного языка.
— Сегодня мы рассмотрим некоторые процессы, которые проходили в языке и привели к изменениям в лексике, фонетике, грамматике русского языка. А также посмотрим, что происходит в языке современном. В этом нам поможет Интернет.
Изменения в языке происходят постоянно. Но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения.
Наиболее чуток к изменениям в жизни общества словарный состав языка – лексика.
Выступление учащегося «Из истории лексики», которое сопровождается показом
1. Найдите архаизмы в тексте, объясните причины их употреблений.
«Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный.
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»-
Так Курбский писал Иоанну.
Восстань, пророк, и виждь и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
2. В современной речи мы не используем устаревшие слова, но встречаем их в устойчивых сочетаниях – фразеологизмах.
Объясните значение фразеологизмов, в которых есть устаревшие слова.
3. Подберите русские соответствия заимствованным словам. Обратите внимание на изменение смысла предложения и его стилистической окраски.
Слова для справки: подросток, исключительный (редкий, уникальный), по-русски (на русский манер, лад), продвижение (раскрутка, жарг.), крайне сложный, ребячество.
— Мене активно меняются и некоторые орфоэпические нормы.
Выступление учащегося «Изменения в орфоэпии»
Задания для учащихся.
1. О каком языковом явлении свидетельствуют фамилии: Рукавишников, Свешников; названия московских улиц: ул. Прянишникова, переулок Калашный? Откуда пошло выражение: Со свиным рылом в калашный ряд?
2. На чем основана рифма в стихотворении А. Ахматовой?
Господь немилостив к жнецам и садоводам,
Звеня, косые падают дожди,
И прежде небо отражавшим водам
Пестрят широкие плащи.
3. Как звучала во времена первая строчка известного стихотворения? (обратите внимание на рифму)
Белеет парус одинок…
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Приведите известные вам примеры с подобными окончаниями.
— Рассмотрим изменения некоторых грамматических норм.
Выступление учащегося «Изменения некоторых грамматических норм»
Понять современное состояние русского языка и уловить тенденции его развития
невозможно без исследования и установления внутренних и внешних причин,
воздействующих на его структуру. Не случайно замечательный российский
философ XIX века как-то заметил: «Основной вопрос всякого знания:
о т к у д а и, поскольку можно судить по этому, к у д а мы идем…»
— Что же происходит с языком сегодня? Каково его современное состояние и какие тенденции наметились в его развитии? Разобраться в этом нам поможет урок Телешколы «Активные процессы в современном русском языке». Ключевой вопрос, на который мы должны ответить, следующий: Портится ли русский язык? Процессы в современном языке ведут к его совершенствованию или деградации?
(Учащиеся работают в Интернете на сайте inernet-school.ru)
Выступления учащихся от каждой группы:
1 – изменения в условиях функционирования языка;
3 – изменения в системе языка.
Изменения в языке – неизбежный спутник языковой истории. В современном русском литературном языке отложились незаметные накопления и сдвиги, проходившие в течение многих веков. Изменения языка неотвратимы. Но неблагоразумно было бы не считаться с прошлым, не уважать и не беречь добрые литературно-языковые традиции. Политические катаклизмы порубежной поры изменили условия функционирования русского языка. Возросшая роль средств массовой информации в современном нам мире и их установка на непринужденное общение обусловили либерализацию языка, изменили отношение к нему людей. В наши дни мы повсеместно наблюдаем расшатывание литературных норм, расширение неформального общения. Результатом этих процессов стало перемещение периферийных элементов языка (жаргона, сленга, просторечья) в центр системы. Свобода форм выражения породила тенденцию к словотворчеству, не всегда удачному. Наблюдается ослабление официальности в сфере публичной коммуникации. Лексическая система нашего языка никогда еще не была так открыта, активна и, как бы парадоксально это не звучало, жизнеспособна. Все явления, о которых мы говорили на этом уроке, независимо от их оценки специалистами-русистами и нашего мнения, создали яркую, неоднозначную, но вполне объективную картину жизни новейшего русского языка, языка динамичного, развивающегося.
Русская речевая культура (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
С и н о н и м ы: 1. Ошибка, просчет, оплошность, погрешность; проруха, накладка (простор.); оплошка (разг.); ляп (жарг.). 2. Адаптироваться, приспосабливаться, приноравливаться, привыкать.
51. Подберите русские соответствия заимствованным словам, обратите внимание, как в результате изменяется смысл предложения и его стилистическая окраска.
1. Примадонна согласна с мнением, что “главное, что дает этот конкурс — это промоушн”. 2. Сегодня нерабочая суббота, завтра нерабочее воскресенье. А в понедельник день памяти павших солдат — тоже нерабочий. Итак, долгий уикэнд. 3. Вот такой он Бельмондо а ля рюсс. 4. Ничего интересного: развлечение для тинейджеров. 5. Нет, ты только послушай! Батарейки — “энерджайзер”, напитки — “энерджайзер”, таблетки — “энерджайзер”! 6. В 1914 году герцог Монако бросил клич: “Копы, бобби, фараоны всех стран, соединяйтесь!”. 7. Тебе не удастся манкировать просьбой шефа. 8. От частого повторения слова девальвируются, теряют свою значимость. 9. Реши, наконец, этот вопрос, что за инфантильность! 10. “Школа выживания” обучает поведению в экстремальных условиях. 11. Перед выборами многие партии выступили в альянсе. 12. В “Огоньке” поместили эксклюзивные фотографии президента. 13. Эти музыканты представляют на сцене прямо какое-то инфернальное действо! 14. В муниципальном хозяйстве одни прорехи.
С л о в а д л я в с т а в к и: подросток, пренебрегать, ребячество, полицейский, обесцениваться, союз, городской, энергоемкий, выходные, продвижение (раскрутка, жарг.), по-русски (на русский манер, лад), крайне сложный, адский, исключительный (редкий, уникальный).
52. Подчеркните антонимы в следующих предложениях.
1. Теплое лекарство для холодной погоды (Реклама). 2. Доля экспорта товаров несопоставима с долей импорта. 3. То, что цивилизация понимает как прогресс, можно рассматривать как регресс в некотором роде. 4. От других мне хвала — что зола. От тебя и хула — похвала (А. Ахматова). 5. У нее не глаза, а очи, и не губы — уста (М. Цветаева). 6. За нашей спиною остались паденья, закаты, — ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет! Мне хочется верить, что черные наши бушлаты дадут мне возможность сегодня увидеть восход. (В. Высоцкий). 7. Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг — а так. (В. Высоцкий). 8. Сытый голодного не разумеет (Посл.). 9. Добрая слава лежит, а худая слава бежит (Посл.). 10. Говорит бело, а делает черно (Посл.).
*53. Составьте антонимические пары, используя заимствованные приставки, например: демократический — антидемократический.
Конструктивный, гармоничный, моральный, монополистический, эмигрант, интеграция, долларизация, регулярный, комфорт.
54. Выпишите пары слов с противоположным значением, например: беспредел — законность, пиратский — законный.
Беспредел, малообеспеченный, демократия, стабилизация, прогресс, фирменный, всеобщий, поддельный, массовый, элитарный, национализация, приватизация, обналичить, ухудшение, денационализация, мирный, законность, противостояние, эксклюзивный, коммерческий, локальный, сотрудничество, согласие, пиратский, спад, доступный, кризис, богатый, фальшивый, малоимущий, законный, лицензированный, силовой, подъем, государственный, частный, тоталитаризм, обезналичить.
*55. Выберите из данных слов антонимы, синонимы и паронимы. Составьте предложения с паронимами.
Закоснелый — закостенелый, движимость — недвижимость, любознательность — любопытство, прецедент — инцидент, минимум — максимум, рэкет — вымогательство, многообразие — плюрализм, воинственный — воинствующий, эмигрант — иммигрант, дипломатический — дипломатичный, мизантроп — альтруист, претендент — соискатель, великий — ничтожный, приоритет — первенство, бережный — бережливый, падший — павший, опробовать — апробировать, опасный — опасливый.
*56. Подберите синоним из данного ниже списка заимствованных слов к одному из членов данных антонимических пар.
Безразличный — заинтересованный, обычный — особенный, короткий — длинный, подлинник — подделка, сократить — продлить, принимать во внимание — оставлять без внимания.
С л о в а д л я п о д с т а н о в к и: игнорировать, пролонгировать, индифферентный, оригинал, экстраординарный, лаконичный.
57. Разверните следующие высказывания так, чтобы устранить двузначность выделенных слов:
1. Врач решил лекарство оставить. 2. Я прослушал ваши замечания. 3. Мы обошли площадь. 4. Автор оговорился в предисловии. 5. Врачи просмотрели симптомы болезни. 6. После тяжелого приступа больной стал отходить. 7. Бабушка задула лампу. 8. Профессор бросил эту идею.
*58. Вставьте, если нужно, буквы вместо точек.
Оф. шорный, ас. апе. лировать, о. понент, кол. чество, те. ниска, им. итация, идил. ия, ил. юзорный, ком. юнике, оф. орт, дил. етант, кидне…пинг, бестсел. ер, ап..робировать.
59. Напишите стилистические пометы (разг., простор., жарг., книжн.) к следующим словам. Составьте с ними предложения.
Рыцарь пера, репортер, газетчик, журналюга, папарацци, стрингер, писака, борзописец (о журналисте); ботаник, зубрилка, уникум, ньютон (об отличнике); наставлять, воспитывать, лечить (о процессе воспитания); компьютерщик, программист, пользователь, юзер.
60. Перед вами излюбленный журналистский прием — переиначенные цитаты. Восстановите изначальное выражение.
Не сыром единым жив человек. Горе от зубов. Не рой Исаакию яму. Блеск и нищета рудокопа. Особенности национального костюма. Где ваше не пропадало.
61. Исправьте “опечатки” газетных публикаций.
Это великоляпие. Троцкий собор. Великоушный рыцарь. Мы недоуценили этого сотрудника. Косметику снимаем от переносицы к копчику. Конек-гробунок. Ввернуть рукопись автору. Мужикальный марафон. Трепортаж с места событий. Телевидимокомпания. Брекламная пауза. Бодрое утро (“Журналист”).
62. Подчеркните омонимы, поставьте в них ударения. Напишите их в исходной (словарной) форме, например: стрелки — стрелок, стрелки — стрелка.
1. Куда указывают стрелки, туда идут наши стрелки. 2. Как ни далека дорога, мы знаем: честь дорога, и хоть плачем и трусим, но трусим себе потихонечку и песню распеваем для храбрости. 3. Портной чинит нам одежду, а враг чинит препятствия. 4. Плачу за расхлябанность: плачу горькими слезами, да поздно. 5. О чем спор? Он на работу спор. 6. Бросали косточки от слив, вот и засорился слив. 7. Нигде нет шила — сапог чем шила? 8. Для нежных дам — цветы, а вам — репейник дам. 9. Мокрая земля парит — дедушка в бане косточки парит.
Раздел I. Нормы речи
1. Нормы литературного произношения
*1. Бaловáть, возбудúть, втрúдорога, донéльзя, дóсыта, дотрóнуться, завсегдáтай, зубчáтый, издрéвле, изобретéние, úзыск, исконú, исчерпáть, корысть, начáть, обеспечéние, оптóвый, путепровóд, углубúть, столяр.
Анáлог, аргумéнт, арéст, бюрокрáтия, дóгмат, еретúк, жалюзú, каталóг, нуворúш, некролóг, псевдонúм, пулóвер, экспéрт, экстрасенсóрный.
Умереть сó смеху, нам не до смéха, всё пó боку, переписать нáбело, бéз году неделя, работать бóк ó бок, кому это по плечý.
*2. Правильны следующие варианты произношения: асиммéтрия, берёста, инáче, ломóть, мáркетинг, рáкурс, кóлледж, металлýргия, мышлéние, наркомáния, рóвня, усугубúть, фольгá, флюорогрáфия, шизофренúя. Допустимое произношение: берестá, усугýбить, úначе, коллéдж, лóмоть, мышление, ровня.
*3. Переводнáя книга — перевóдные рекомендации, вúдение мира — таинственное видéние, áтлас мира — гладкий атлáс, лáвровый венец — лаврóвый лист, переноснóй аппарат — перенóсный смысл, истёкший соком — истéкший период, подвúжные игры — подвижные составы, принять к свéдению — сведéние счетов, кричит как оглашéнный — оглашённый указ.
*5. Взять — взялá, взяло, взяли; снять — снялá, сняло, сняли; отдать — отдaлá, отдáло, отдáли; сдaть — сдалá, сдáло, сдáли; лить — лилá, лúла, лúли; облегчúть — облегчúл, облегчúла, облегчúли; отперéть — óтпер, отперлá, óтперло, óтперли; догнáть — догнaлá, догнáло, догнáли; замерéть — замерлá, зáмерло, зáмерли; разбаловáть — разбаловáл, разбаловáла, разбаловáли; родúться — родилáсь, родúлось, родúлись.
*6. Ободрúт, премирyют, поселятся и посéлятся, хóлят, подралáсь, звонят, крýжит и крyжúт, кáтит и катúт.
*7. Вáжен, важнá, вáжно, важны и вáжны; вéсел, веселá, вéсело, вéселы и веселы; нýжен, нужнá, нýжно, нужны; крут, крутá, крýто, круты и крýты; блéден, бледнá, блéдно, бледны и блéдны; прост, простá, прóсто, просты; пьян, пьянá, пьяно, пьяны; ясен, яснá, ясно, ясны и ясны.
*8. Спалá, яснá, тúхо, ярки и яркú, крáсны и красны, вéселы и веселы, довóльны, красúвее, из ревеня, шрúфтами и шрифтáми, исчéрпал, языкóвую, позвонúт, откýпори.
*9. Сугýбый — усугýбить и доп. усугyбúть, прóчный — упрóчить, крéпкий — укрепúть, лёгкий — облегчúть, тóнкий — утончúть, бóдрый — ободрúть, óстрый — обострúть.
*10. На оптóвом рынке, в кулинáрии и доп. кулинарúи, с тóртами, занятá, в пиццéрию и доп. пиццерúя, современный кафе-бар, кóлледж, флюрогрáфию, УЗИ бесплатное.
*11. Агрессия, богатый, богатырь, с Бо[g]ом, Бо[х] с тобой, благодарить, взглядывать, восторг, ниче[во] бу[g]алтер, неко[въ], игровой, главное, говорить, се[во]дняшний, завтрашне[въ], ито[во], мя[хч]е, господин, [g]осподь с тобою, а[g]а, [g]осподи, ле[хч]е ле[хк]ого.
*12. С [шн] произносятся слова: булочная, горчичный, молочница, нарочно, перечницы, порядочный, прачечная, сердечный, яичница, пасечник.
*13. Безгласность (голос), очистки (чистить), поместный (место), сердцевина (сердечный), властный (власть), корыстный (корысть), безвозмездно (возмездие), прелестный (прелесть), ровесник, участник (часть), великовозрастный (расти), бестселлер, жалостливый (жалость), ужасный (ужас), совестливый (совесть), сверстник (верста), хвастливый (хвастать), самочувствие, безмолвствовать (молва), целостный (целость), окрестный (окрест), явственный (явь).
*14. Твердое произнесение: бартер, бейдж, бизнес, бутерброд, детектив, индекс, компьютер, лейбл, мистер, модем, истеблишмент, коттедж, интерфейс, продюсер.
Мягкое произнесение: агрессия, девальвация, дефляция, паштет, пресс-конференция, прессинг, термин.
Каждый случай произношения твердого или мягкого согласного определяется по словарю.
2. Морфологические нормы
*15. Формы единственного числа существительных мужского рода — жираф, ботфорт, рояль, рельс, судья, домище, пожарище (большой пожар), женского рода — босоножка, шинель, клавиша, джакузи, манжета, туфля, мозоль, среднего рода — лоббио, пожарище (после пожара), общего рода — запевала, неряха, плакса.
*16. Мужской род: какаду, шимпанзе, крупье; средний род: кимоно, мартини, ариозо, сопрано, барбекью, казино, купе, каре, безе, техно.
*17. Существительные общего рода: зубрила, умница, горемыка, недотепа
*18. 1. Белые жалюзи, настенный бра, безопасный аэрозоль, подкрашивающий шампунь, душистый фейхоа, темно-красное киндзмараули, блестящие слаксы, музыкальное варьете, голубая джакузи.
2. Современная ЭВМ, преобразованное СНГ, упомянутый ЦСКА, оперативное МЧС, богатые США.
3. Новый диско-клуб, сочная кура-гриль, кожаный платок-бандана, современный кафе-автомат, скоростное шоссе-магистраль, светлый шкаф-купе.
*19. Существительные, употребляющиеся только в единственном числе: вермишель, профессура, хвоя, картофель, смех, дружба; существительные, употребляющиеся только во множественном числе: носилки, белила, хлопья, дебри, пенаты, удила, лохмотья, санки, аплодисменты.
*20. “Лишние” слова в рядах существительных общего рода — работа; вещественных существителных — улыбка; существительных, имеющих только форму множественного числа — нелепицы (нелепица); вещественных существительных, имеющих во множественном числе значение конкретизации вида продукта — снега.
*21. Круглый сирота, спелый авокадо, ни слуху ни духу, в “Вишневом саде”, такие и такое спагетти, пряностей, моллюсков, крабов, овощное рагу, из помидоров, баклажанов и баклажан (доп.), кабачков, цуккини, какая мозоль, на далеком Капри, группы марокканцев, арабов, бедуинов, грузин, осетин, чехов, румын, туркмен, кроме мокасин, джинсов.
*24. Преклоняться перед талантом, соскучиться по вам, долг перед родителями, просить об участии, желать добра, беспокоиться о ребенке, потребность в знаниях, распространяться в массах.
*25. Артистичен, обаятелен, естествен, непосредствен, полноценен, самодостаточен, свойствен и свойственен, голоден, бездомный, невежествен, эрудирован, воспитан; артистична, обаятельна, естественна, непосредственна, полноценна, самодостаточна, свойствен и свойственен, голоден, бездонный, невежественна, эрудированна, воспитанна.
*26. Высокая, тоненькая, милая и общительная; чудесно, безветренно, солнечно; несомненным; какой серьезный и немногословный; тёпел; знающий, требовательный, суровый; поставленный, своевременен; кисл; пустынный; известен.
*27. Семеро, трое братьев, две сестры, троих братьев, двое ножниц, пятеро детишек, обеих сестер, двоих военных, трое зверят, шестерых сирот.
*30. Двигается, движет, сыплет, щиплет, чах и чахнул (доп.), капают, мечет, мяукают, плещутся, колеблешься, полощется и полоскается (доп.), высохшие, рыщут и рыскают (доп.).
*32. Бидончик, крышечка, езди, трамвай, асфальт, надень, не поскользнись, оплачено, лазишь, вперемешку, не зайдешь, не совсем здорова, передай, на днях, около 6 часов, будь здорова; слова-паразиты: типа, как бы, короче, буквально.
3. Синтаксические нормы
*33. 1. Соответствуют. 2. Приходит. 4. Тусуется. 5. Не понимают. 6. Уходят. 7. Занимается.
*34. Выходят (акцент на процесс: один за другим), бросилось (акцент на количество) и бросились (акцент на активность), обратилось, прозвучало, сдал, руководило, служило, оказалось, не нужным, помещает, принимает, не знал, пережил, вышло, было, просчитано, засохли и засохло, понаехала, стояли.
*35. Счет расправам, уперлась во что, согласно решению, по приезде, копим деньги и распоряжаемся ими, участвовать в нем, из-за гриппа.
Раздел II. Смысловая точность и ясность речи
*37. Ревниво, желаемое, оснований, романтические, сытую, предоставилась, плату, экономичный, жильцы, отгородился, адаптированные.
*38. Высококачественные; в верхней одежде; их поливают, окучивают; всех слоев населения; грозит нам; уделяет внимание; тешить себя иллюзиями.
*39. Избыточные слова и словосочетания: территориально, наиболее, дня, анкетный (можно иначе: проведено анкетирование), месяц, обратно, по работе, специфическая, пожилые, против (опозиция спикеру), плохом, вливания.
*40. Взглянуть на что, стереть с чего, информировать о чем, новости чего, разъяснение чего, подробности чего, муссируют тему чего, бессильны перед кем, отчитаться в чем, несоответствие чему, адаптироваться к чему; поднять на более высокий уровень, усилить интеграцию, быть на подъеме, поговорить по телефону, удостоить медали, стоять на правильном пути.
*41. 1. Пословица говорит об отрицательных последствиях каких-либо действий. 2. Вполне великолепные — избыточность. Встарь — наречие, слова “старь” в языке нет. 3. Алогизм, абсурдность — похудение на 100%. 4. Слово “порядок” здесь означает изменение количества, цены в 10 раз: снижение должно быть до 100 рублей. Качество то же (местоимение с частицей). 5. Надо: дешевле, чем везде, где бы то ни было. 6. Надо: сохранение имени в тайне. 7. Избыточность. Надо: большой выбор товаров или товары широкого ассортимента. 8. Порядок слов. Надо: от российских производителей — обувь из натуральной кожи.
*42. Вычеркнутые слова: твердый; радость; внимание; обещание; любовь; простор; детство, юность, утро, шум, день; обрыв, полдень, зима, база; впечатление; воротник, волосы, усы; очи, глаза; съесть; зарыдать; повышения; организацию; танцевать.
Раздел III. Красота и образность речи
*45. Книжная лексика: инфляция, экономика; просторечная: помереть, ништяк, шиш, сперли, офонарел, сжирает; жаргонная: зона, фраер, глюки, в натуре, закладывать.
*49. Рукоплескать; довод, доказательство; путешествие, поездка; следователь, сыщик; образ, облик; подражать, представлять; смертельный; товаровед; рассчитывать, надеться; продлевать; точный; положение; уложение, свод законов, правил; снисходительный; роковой, неизбежный.
*50. 1. Совершил просчет, вышла ошибка, сделал ляп, на старуху бывает проруха, выходит накладка, погрешность, неточность в расчетах. 2. Адаптироваться к ним, приноровиться к бегу, приспосабливаются жить.
*53. Деструктивный, дисгармоничный, аморальный, антимонополистический, иммигрант, дезинтеграция, дедолларизация, иррегулярный, дискомфорт.
*55. Антонимы: движимость — недвижимость, минимум — максимум, эигрант — иммигрант, мизантроп — альтруист, великий — ничтожный. Синонимы: рэкет — вымогательство, многообразие — плюрализм, претендент — соискатель, приоритет — первенство. Паронимы: любознательность — любопытство, воинственный — воинствующий, дипломатический — дипломатичный, бережный — бережливый, падший — павший, опасный — опасливый.
*56. Безразличный, индифферентный — заинтересованный; обычный — особенный, экстраординарный; короткий, лаконичный — длинный; подлинник, оригинал — подделка; сократить — продлить, пролонгировать; принимать во внимание — оставлять без внимания, игнорировать.
*58. Оффшорный, ас, апеллировать, оппонент, количество, тенниска, имитация, идиллия, иллюзорный, коммюнике, офорт, дилетант, киднеппинг, бестселлер, апробировать.