Примеры того что знания облегчают восприятие произведений искусства
26. Раскрытие теоретических положений на примерах (страница 2)
Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Утверждение может быть проиллюстрировано следующими примерами:
1) знания о верованиях древних греков позволяют лучше понять архитектуру храмов, скульптуру Древней Греции;
2) человек, не знающий хотя бы основных фактов о Бородинской битве, не поймёт стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино”;
3) памятники, посвящённые историческим событиям (например, 1000-летию Российской государственности в Великом Новгороде), непонятны без знания истории.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Искусство”.
Российское искусство и наука обогатили мировую культуру. На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) проиллюстрируйте это положение (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).
Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:
1) созданная Д. И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;
2) произведения А. С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;
3) балеты П. И. Чайковского идут на сценах театров разных стран мира.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Культура” и воспользоваться общим кругозором.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Могут быть названы и проиллюстрированы следующие свойства (признаки, черты) социального прогресса:
1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу);
2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в.);
3) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы);
4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общественное развитие”.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:
1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Елена изучила строение Солнечной системы);
2) освоение социальных норм (например, Артём научился не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);
3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);
4) профессиональная ориентация (например, Зоя хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Образование”.
С помощью трёх примеров покажите различные функции образования в жизни современного общества. (В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите функцию, которую он иллюстрирует.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должна быть указана и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) в школах страны Z учится более 10 млн детей, они овладевают накопленными обществом знаниями и приобретают опыт в различных областях деятельности (социализация новых поколений);
2) из-за значительного числа рабочих вакансий государство Y развернуло программу развития среднего профессионального образования (обеспечение потребности народного хозяйства в профессиональных кадрах);
3) в связи с информатизацией образовательной сферы учителя постепенно обучаются пользованию компьютером, работе в сети Интернет, что приводит к активному внедрению новых методик обучения школьников (участие в развитии и распространении новых технологий);
4) ежегодно миллионы людей выпускаются из средних образовательных учреждений, поступают в вузы, оканчивают их и находят работу по специальности (образование как социальный лифт).
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Образование”.
Приведите три примера, иллюстрирующих влияние социально-политических факторов на развитие культуры.
Могут быть приведены такие примеры:
1) тесные контакты Древней Руси с Византией способствовали распространению православия в русских землях;
2) активные миграционные процессы в современном мире привели к смешению этнических культур;
3) активная государственная поддержка малых народов позволила сохранить их традиционные культуры и образ жизни.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Культура” и постараться вспомнить некоторые факты из истории или из жизни современного общества.
1) два позитивных последствия, например: глобализация способствовала:
— распространению на весь мир достижений информационной революции;
— созданию основы для решения глобальных проблем человечества;
— сближению народов и государств, возникновению социокультурного единства человечества;
— экономии на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, к устойчивому экономическому росту;
— повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий;
2) два негативных последствия, например:
— неравномерное распределение преимуществ от глобализации между странами в зависимости от степени развития их экономики;
— утрата экономической и культурно-исторической специфики разных стран;
— насаждение единого стандарта потребления, навязывание определённого образа жизни.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Глобализация”.
Человек и общество (страница 2)
Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Утверждение может быть проиллюстрировано следующими примерами:
1) знания о верованиях древних греков позволяют лучше понять архитектуру храмов, скульптуру Древней Греции;
2) человек, не знающий хотя бы основных фактов о Бородинской битве, не поймёт стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино”;
3) памятники, посвящённые историческим событиям (например, 1000-летию Российской государственности в Великом Новгороде), непонятны без знания истории.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Искусство”.
Российское искусство и наука обогатили мировую культуру. На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) проиллюстрируйте это положение (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).
Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:
1) созданная Д. И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;
2) произведения А. С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;
3) балеты П. И. Чайковского идут на сценах театров разных стран мира.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Культура” и воспользоваться общим кругозором.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Могут быть названы и проиллюстрированы следующие свойства (признаки, черты) социального прогресса:
1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу);
2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в.);
3) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы);
4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общественное развитие”.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:
1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Елена изучила строение Солнечной системы);
2) освоение социальных норм (например, Артём научился не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);
3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);
4) профессиональная ориентация (например, Зоя хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Образование”.
С помощью трёх примеров покажите различные функции образования в жизни современного общества. (В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите функцию, которую он иллюстрирует.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должна быть указана и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) в школах страны Z учится более 10 млн детей, они овладевают накопленными обществом знаниями и приобретают опыт в различных областях деятельности (социализация новых поколений);
2) из-за значительного числа рабочих вакансий государство Y развернуло программу развития среднего профессионального образования (обеспечение потребности народного хозяйства в профессиональных кадрах);
3) в связи с информатизацией образовательной сферы учителя постепенно обучаются пользованию компьютером, работе в сети Интернет, что приводит к активному внедрению новых методик обучения школьников (участие в развитии и распространении новых технологий);
4) ежегодно миллионы людей выпускаются из средних образовательных учреждений, поступают в вузы, оканчивают их и находят работу по специальности (образование как социальный лифт).
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Образование”.
Приведите три примера, иллюстрирующих влияние социально-политических факторов на развитие культуры.
Могут быть приведены такие примеры:
1) тесные контакты Древней Руси с Византией способствовали распространению православия в русских землях;
2) активные миграционные процессы в современном мире привели к смешению этнических культур;
3) активная государственная поддержка малых народов позволила сохранить их традиционные культуры и образ жизни.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Культура” и постараться вспомнить некоторые факты из истории или из жизни современного общества.
1) два позитивных последствия, например: глобализация способствовала:
— распространению на весь мир достижений информационной революции;
— созданию основы для решения глобальных проблем человечества;
— сближению народов и государств, возникновению социокультурного единства человечества;
— экономии на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, к устойчивому экономическому росту;
— повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий;
2) два негативных последствия, например:
— неравномерное распределение преимуществ от глобализации между странами в зависимости от степени развития их экономики;
— утрата экономической и культурно-исторической специфики разных стран;
— насаждение единого стандарта потребления, навязывание определённого образа жизни.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Глобализация”.
Проиллюстрируйте тремя примерами утверждения о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства.
Тема в разделе «Искусство», создана пользователем BambigirlSasha.
BambigirlSasha гость
Проиллюстрируйте тремя примерами утверждения о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства
candyann ботан
1. Не зная подробности биографии И. А. Бродского, трудно понять его стихотворение «Птичка».
2. Без знания истории памятник тысячелетию Руси в Великом Новгороде непонятен.
3. Восприятие роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта» без знаний по географии очень затруднено.
guch4 школьник
На выбор:
1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский
говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни
было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий».
Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли
вы его позицию?
2. Марк Твен дал такое ироническое определение классической (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый
считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ваше отношение к классике (литературной, музыкальной, изобразительной)?
3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «людям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме
элиты? Поясните свой ответ.
4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина
ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы
вы добавить в этот перечень?
5. Сравните две позиции современных культурологов по
вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает
искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз
личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным
действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения
ми культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».
Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.
6. О том, каким передачам по радио отдают предпочтение слушатели столичного региона, говорят следующие по
лученные в одном из недавних социологических опросов
данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,
общественно-политические программы слушают постоянно
23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч
но-популярные программы — 17%, спектакли и драматические передачи — 10%, хит-парады — 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.
bingo68 ботан
1. Да разделяю, ведь музыка бала всегда чаще часть души человека он пытался вложить информацию события и чувства.
2. Класски для каждого по своему ведь я например сторонник нового света 2000 мне легче говорить и рассуждать на новое двежение чем на старое поэтому для меня классика скучна и не интересна.
3. 3) Ведь все люди живут и обходятся малым но лишь элита имеет дорогие яхты доиа и т. д.
4. Последняя портчина: он говорит о том как люди с помощью культуры показывают правду истину, чувсва. То что если люди описывают в музыке душевную боль по поводу чего либа и это было у тебя в жизни и у многих людей значит это истина.
5. 2) Она не теряет своей ауры а позволяет показать авсем людям его уникальность. Пример: Мумии.
6. Да потомучто население слушает музыку канцерты и многое другое. Продукты массовой культуры.
Удачи. Напиши правильно ли все; )
DjGolD профессор
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц; или
b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.
1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
1)Какие 2 права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?
2)Используя собственный социальный опыт, приведите пример реализации каждого из названных прав.
3)Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?
4)Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.
Sheeppy профессор
1)Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение
право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний
2) Когда ребёнок находиться в магазине и выдит, например, плесень на помидоре, то он может подойти к продавцу, т. к. имеет на это ПОЛНОЕ ПРАВО по статье 13.
3) 1- а) и б) из вышеперечисленного в ст. 13
4)Если ребёнок находится в том же магазине и видит тот же помидор с плесенью и кричит об этом на весь магазин + говорит покупателям уйти из этого места из-за испорченности товара, то это нарушение ст. 13.
cocos01 школьник
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц; или
b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.
1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
1)Какие 2 права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?
2)Используя собственный социальный опыт, приведите пример реализации каждого из названных прав.
3)Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?
4)Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.
Chocoladochka гость
1)Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение
право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний
2) Когда ребёнок находиться в магазине и выдит, например, плесень на помидоре, то он может подойти к продавцу, т. к. имеет на это ПОЛНОЕ ПРАВО по статье 13.
3) 1- а) и б) из вышеперечисленного в ст. 13
4)Если ребёнок находится в том же магазине и видит тот же помидор с плесенью и кричит об этом на весь магазин + говорит покупателям уйти из этого места из-за испорченности товара, то это нарушение ст. 13.
gorgeous1982 почемучка
ДОКУМЕНТ
Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).
Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.
Методы и приемы развития восприятия произведений искусства
Какие методы и приемы восприятия произведений искусства можно использовать на уроках
Целью работы с учащимися стало овладение системой методов и приемов восприятия произведений искусства как неотъемлемой части формирования духовной, всесторонне развитой личности, понимающей красоту жизни и произведений искусства.
«Методы и приемы развития восприятия
произведений искусства
Введение
Что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать наши дети, теснейшим образом связано с мировоззрением. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
Искусство – один из важнейших факторов формирования личности человека, расширяющих его представление об окружающем мире. Основа для формирования отношения человека к явлениям искусств, поэтому развитие навыков восприятия искусства становится одной из существенных задач художественного воспитания.
Одной из задач искусства является полноценное освоение художественного образа. Формирование эстетического чувства, то есть, способность понимать главное в произведении искусства, различать средства выразительности, использованные художником для характеристики данного образа, а также соотносить содержание произведения с собственным жизненным опытом. Если предложить ребенку описать лес, реку, улицу которые они видят, ребенок не сумеет этого сделать, он растеряется в массе деталей, не сумеет выделить существенное, типичное. И вот картины могут помочь обучить его смотреть. Основная задача при проведении бесед, теоретических и практических по картине заключается в том, чтобы научить школьника видеть и воспринимать произведение искусства в единстве содержания и формы. При этом, чем глубже будет проникновение учащихся в сущность живописного полотна, в его идеи и образы, тем станут богаче их собственные мысли и чувства.
Таким образом, темой моей разработки стали методы и приемы развития восприятие произведений искусства на уроках искусства как средство эстетического воспитания школьников.
Основные понятия, стадии и этапы восприятия произведений искусств
Согласно современному психологу Дж. Гибсону восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается.
Эстетическое восприятие – это процесс знакомства человека со всей сферой прекрасного в целом, будь это красота человеческих отношений, неповторимый вид природы, или значительное произведение искусства
Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия. А сверхзадача эстетического восприятия – формирование человека.
Качество восприятия художественного произведения зависит
Процесс художественного восприятия произведений искусства проходит три стадии:
Становление и развитие художественного восприятия проходит ряд этапов в процессе духовного роста человека и связано
При контакте с произведениями искусства у ребят возникает множество эмоций, которые можно выделить в две группы
В основе восприятия художественного произведения лежат следующие компоненты (этапы):
Методы и приемы развития восприятия произведений искусств
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы, которые используются при ознакомлении школьников с живописью, делятся на словесные, наглядные и практические. Отдельное место занимает метод музыкального сопровождения.
Словесные методы
Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Для правильного и глубокого восприятия детьми картины большое значение имеют вопросы учителя, их содержание, целенаправленность характер, последовательность, точность и ясность формулировок.
С помощью правильно поставленных вопросов учитель должен помочь учащимся направить восприятие по пути анализа, помочь увидеть картину, понять в единстве содержание и средства выразительности.
В процессе беседы об искусстве учащиеся изучают жанры, виды изобразительного искусства, средства выразительности, в связи с этим при работе с картиной уместны вопросы об изобразительных средствах, например:
— К какому жанру можно отнести произведение?
— Какой цвет преобладает?
— С помощью, каких средств художник создает впечатление солнечного дня (пасмурного дня)?
Говоря о композиции можно задать вопросы:
— Где в картине главное действующее лицо?
— Кто в картине является главным персонажем? Как это показал художник?
— Кого из персонажей выделяет художник?
— Что находиться на первом, втором плане картины?
В дальнейшем вопросы усложняются, можно сказать, что с этого момента учащиеся переходят к анализу произведения, чему способствуют вопросы, например:
— Что можно сказать о композиции картины?
— В чем особенности композиционного решения картины?
— Что называется колоритом?
— Каков общий колорит картины?
— Какие краски использовал художник, чтобы подчеркнуть настроение.
— Как показал художник наступление вены (осени, зимы и так далее)
— Какими живописными средствами художник выделил центральный образ?
Такие вопросы, требующие обобщения способствуют развитию у учащихся самостоятельного подхода к наблюдению. Направленные на вдумчивое, углубленное рассмотрение картины, они возбуждают интерес детей к произведению искусства.
В старших классах работа над картиной подразумевает исследование, возможны вопросы:
— О чем говорит композиция картины?
— Какую роль в раскрытии замысла картины играет композиция?
— Какое значение имеет колорит и цвет в раскрытии замысла картины?
— Насколько соответствует цветовое решение картины ее идейному содержанию?
— Колорит картины его воздействие на зрителя?
— Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?
— Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
Такие вопросы аналитико-синтетического характера поднимают культуру образного мышления, подводят учащихся к сознательным выводам и обобщениям о значении изобразительных средств, в раскрытии замысла художника, развивают самостоятельность суждений в оценке художественного произведения.
Подготовка учащихся к активному восприятию картины чаще всего осуществляется в процессе беседы. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства. Содержанием беседы обычно являются сведения о художнике, история создания картины. Прослеживая жизнь художника, целесообразно остановиться на таких эпизодах, которые повлияли на формирование его убеждений, дали направление его творчеству. Восприятию картины способствует обращение к использованию дополнительной информации. Стоит подобрать литературные произведения, тематика которых близка содержанию картины. Использование литературных произведений подготавливает почву для более глубокого восприятия и осмысления детьми живописного полотна знакомства с сюжетом мифа или другой темой. Огромное значение для понимания сюжета картины играет историческая ситуация в изучаемой стране, в конкретный временной отрезок, стилистические особенности искусства.
Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ учителя, иногда выступления с сообщениями поручаются учащимся.
Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Это такие методы как:
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на три группы:
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Эти методы способствуют обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, развивают наблюдательность, способствуют более полному изучению конкретных свойств предметов, создают условия для перехода к абстрактному мышлению, являются опорой для самостоятельного учения и систематизации изученного. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения. В современной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются технические средства. Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации:
Практические методы:
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.
Это такие методы как:
игры – имитации (упражнения с очеловечиванием предметов)
Метод музыкального сопровождения – создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание, создает благоприятную обстановку на уроке.
На уроках изобразительного искусства целесообразно сочетать разные методы работы с произведениями искусства, делая упор на тот или иной метод учитывая подготовленность учащихся.
Кроме такого деления методы и приемы восприятия произведений искусства, используемые на уроке можно разделить по способу использования.
Методы и приемы по способу использования
«эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.)
общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не
Кроме выше перечисленных методов и приемов, на уроках изобразительного искусства я использую и другие методы направленные на развитие художественного восприятия произведений искусства. Эти методы стимулируют способность интерпретировать художественное произведение, сравнивать с аналогичными произведениями из других областей искусства находить в них аналоги, перевоплощаться в героя картины, как бы становиться на его место и многое другое.
Это методы проблемного характера:
Для развития способности выразить свое отношение к художественному произведению использую такие приемы на уроке как:
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач
Описание картины
Очень важным моментом является систематическое рассматривание художественных произведений на уроках рисования. Современные образовательные программы рекомендует это делать на каждом уроке. Я согласна с этим, потому что постоянное обращение к произведениям искусства, рассматривание средств и методов его выполнения развивают наблюдательность и умение “читать” художественное произведение, положительно влияет на развитие художественно творческих способностей личности, а это в свою очередь, ведёт к получению выразительного детского рисунка.
Для создания мотивации для восприятия художественных произведений используются следующие приемы:
Роль музыки в этом процессе восприятия исключительно велика. Она создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание и позволяющий ребенку участвовать в выполнении задания или отдыхать, не теряя интереса к конкретному упражнению, выполняемому индивидуально или в группе. Если правильно подобрать музыкальное сопровождения, она дает повод для более глубоко понимания сути изображенного, глубже понять сюжет и содержание в картине.
При восприятии произведений иногда встречаются перегибы в работе, как педагога, так и у учащихся.
Критические ошибки при восприятии
Заключение
Работая над развитием способностей ребят воспринимать произведения искусства, можно увидеть, что у учащихся наблюдаются следующие результаты:
Каждый из представленных методов и приемов восприятия произведений искусства может использоваться на уроках изобразительного искусства школе для обучения искусству. Данные методы и приемы позволяют подробно описать произведение искусства с разных точек зрения и помогают обучающимся сформулировать своё отношение к анализируемому произведению, осознать его эмоциональное и эстетическое воздействие. На основе представленных методик можно разрабатывать учебные занятия по обучению восприятию произведений искусства в рамках разных школьных предметов (литературы, окружающего мира, мировой художественной культуры и др.) Они могут быть использованы для дальнейшего совершенствования учебных программ, при разработке учебных и методических пособий по изобразительному искусству. Правильно подобранные учебные задания с учетом методов и приемов художественного восприятия произведений искусства, предусматривает обеспечение максимальной насыщенности урока, в целях достижения высоких результатов в развитии познавательных процессов учащихся данного возраста в рамках школьного курса ИЗО.
Решить проблему развития художественного восприятия в рамках уроков только изобразительного искусства невозможно. Необходимо организовать художественно-творческую и учебную деятельность учащихся таким образом, чтобы целенаправленный поиск, анализ характерных особенностей и взаимосвязей предметов и явлений, осуществлялись по возможности в ходе не только в учебном процессе, но и в неурочное время.
Литература
Корчак А. Н. Картина как средство развития речи. Пособие для учителя. «Просвещение» М., 1965
Цветкова Н. Л. Анализ произведений изобразительного искусства: методические рекомендации. – Анжеро – Судженск: ГОУ СПО Анжеро – Судженский педагогический колледж, 2009г.
Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]. — М., 1992.
Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова. — Минск, 1999.