Принцип что операционная система скрывает все аспекты аппаратуры компьютера относится к
Презентация по Операционным системам и средам на тему: «Принципы построения ОС»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Изучение основных принципов построения операционных систем
Лекция 2
Описание слайда:
Не существует какой-либо единой архитектуры операционных систем, но существуют универсальные подходы к структурированию ОС.
Принципы построения ОС
Описание слайда:
Это один из наиболее важных принципов построения ОС.
Любая сложная система должна иметь понятную и рациональную структуру. Она должна разделяться на части — модули.
Принцип модульности
Описание слайда:
Каждый модуль должен выполнять определенную функцию и иметь стандартную структуру.
Между модулями должны быть установлены правила взаимодействия.
Описание слайда:
Модуль — это функционально законченный элемент системы, выполненный в соответствии с принятым взаимодействием с другими модулями.
Принцип модульности
Модули ОС
Ядро
Вспомогательные модули
Описание слайда:
Ядро ОС (kernel) — модули, исполняющие базовые функции, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти для более эффективной организации вычислительного процесса.
Описание слайда:
► связывает между собой программное обеспечение и аппаратное обеспечение;
► отвечает за управление всеми процессами, памятью, файлами и т. д.;
► всегда располагается по одним и тем же адресам в оперативной памяти.
Описание слайда:
Вспомогательные модули – это модули, загружаемые в память только при необходимости.
Например: утилиты обслуживания диска, текстовые и графические редакторы ОС, графические пользовательские интерфейсы и др.
Вспомогательные модули
Описание слайда:
Программные модули могут быть:
► Однократно используемыми: могут быть правильно выполнены только один раз, т.е. в процессе выполнения они могут испортить себя (повреждается часть кода или исходные данные).
► Многократно используемые.
Программные модули
Описание слайда:
► Привилегированные: работают в привилегированном режиме, никакие внешние события не могут нарушить порядок их выполнения.
► Повторно-входимые (re-entrance): допускают многократное параллельное использование, их нельзя прерывать.
► Реентерабельные модули (reenterable): допускают повторное многократное прерывание своего исполнения и повторный запуск.
Многократно используемые программные модули
Описание слайда:
Возможность генерации оптимального варианта ОС для решения круга задач.
Осуществляется с помощью:
◘ программы-генератора
◘ соответствующего входного языка для этой программы (он описывает программные возможности системы и конфигурацию машины).
Результат генерации — полная версия ОС (совокупность системных наборов модулей и данных.
Принцип генерируемости
Описание слайда:
При построении ОС каждый системный модуль содержит процедуры, относящиеся к одному классу задач.
Модули входящие с состав ядра системы должны постоянно находятся в памяти.
Принцип функциональной избирательности
Описание слайда:
При формировании состава ядра требуется учитывать требования:
► В состав ядра должны войти наиболее часто используемые системные модули.
► Количество модулей должно быть таким, чтобы объем памяти, занимаемый ядром, был не слишком большим.
Принцип функциональной избирательности
Описание слайда:
Возможность проведения одной и той же работы различными средствами.
Позволяет быстро и наиболее адекватно адаптировать ОС к определенной конфигурации вычислительной системы, обеспечить максимальную производительность.
Например: Наличие возможности использования нескольких типов мониторов, систем управления файлами и т.д.
Принцип функциональной избыточности
Описание слайда:
ОС может создавать виртуальные ресурсы и распределять их.
Виртуализация ресурсов позволяет:
► разделять между вычислительными процессами ресурсы, которые не должны разделяться;
► отвлечься от конкретных ресурсов, максимально обобщить их свойства и работать с некоторой абстракцией, вобравшей в себя наиболее значимые особенности.
Принцип виртуализации
Описание слайда:
Примером концепции виртуальности является понятие виртуальной машины.
Виртуальные машины — это программные компьютеры, которые предоставляют все возможности физических компьютеров. Они используются как другие компьютерные системы.
Описание слайда:
Связь программы с внешним устройством устанавливается на этапе планирования ее исполнения.
Программа сообщает ОС о потребности в ресурсах.
Принцип независимости программ от внешних устройств
Описание слайда:
Обеспечивает совместимость ОС с программами, написанными для других ОС или под другие аппаратные платформы.
Совместимость:
► на уровне исходных текстов (необходим транслятор, совместимость на уровне системных вызовов и библиотек);
► на уровне кодов (необходим эмулятор, совместимость на уровне архитектуры компьютера и систем команд).
Описание слайда:
Открытая ОС доступна для анализа пользователем и системным программистом.
Наращиваемая ОС позволяет вводить в состав новые модули, модернизировать существующие и т. д., не нарушая целостность системы.
Принцип открытости и наращиваемости
Описание слайда:
ОС должна легко устанавливаться с одного процессора на другой, с одной аппаратной платформы на другую.
ОС должна быть написана на распространенном и технологичном языке системного программирования.
Принцип мобильности (переносимости)
Описание слайда:
Правила безопасности защищают ресурсы одного пользователя от другого и распределяют ресурсы так, чтобы они не были захвачены одним пользователем.
Безопасной считается система, которая с помощью специальных механизмов контролирует доступ к информации так, что доступ к ней получают только лица с соответствующими полномочиями или процессы, выполняющиеся от их имени.
Принцип безопасности вычислений
Описание слайда:
Операционная система не имеет какой-либо явно выраженной внутренней структуры. Это просто набор процедур, использующих общие глобальные данные, и вызываемые друг другом или пользователем.
Архитектура ОС: монолитная
Описание слайда:
ОС реализуется как иерархии уровней.
Уровни образуются группами функций ОС. Каждый из уровней может взаимодействовать только со своими «соседями».
Архитектура ОС: многоуровневые системы
Описание слайда:
ОС реализует виртуальную машину для каждого пользователя. Каждая такая виртуальная машина предстает перед пользователем как совокупность периферийных устройств. Такой подход позволяет каждому пользователю загрузить свою операционную систему на виртуальную машину.
Недостаток – низкая эффективность по сравнению с реальным компьютером.
Архитектура ОС:
виртуальные машины
Описание слайда:
Большинство составляющих ОС являются самостоятельными программами. В этом случае взаимодействие между ними обеспечивает специальный модуль ядра, называемый микроядром.
Архитектура ОС:
микроядерная
Описание слайда:
В большинстве случаев современные операционные системы используют различные комбинации этих подходов.
Например:
ядро операционной системы Linux = монолитную систему + микроядерная архитектура.
Архитектура ОС:
смешанная
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по Операционным системам и средам на тему: «Основные функции и классификация ОС»
Практическая работа по теме «Знакомство с видеоредактором»
План урока по теме «Использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски).»
План урока по теме «Составление алгоритмов со сложной структурой»
Самостоятельная работа по теме «Преобразование информации «, 5 класс
Отзыв на ВКР (СПО)
Инструкционная карта для проведения практической работы 3.1. по информатике в 10 классе. Тема «Программирование линейных алгоритмов»
Информационный диктант по информатике на тему «Основы языка программирования Паскаль» (8 класс))»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5381412 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Принцип модульности
Под модулем в общем случае понимают функционально законченный элемент системы, выполненный в соответствии с принятыми межмодульными интерфейсами.
По своему определению модуль предполагает возможность без труда заме нить его на другой при наличии заданных интерфейсов.
Способы обособления составных частей ОС в отдельные модули могут существенно различаться, но чаще всего разделение происходит именно по функциональному признаку. В зна чительной степени разделение системы на модули определяется используемым методом проектирования ОС (снизу вверх или наоборот).
Мы говорим о системных программных модулях (они являются программными ресурсами и могут быть распределены между выполняющимися процессами).
Программные модули могут быть однократно и многократно используемыми.
Однократно используемыми назвают такие модули, которые могут быть правильно выполнены только один раз. Т.е. в процессе выполнения они могут испортить себя (повреждается часть кода или исходные данные). Очевидно, что они являются неделимыми ресурсами. Эти модули обычно используются на этапе загрузки ОС (файлы на системном диске, в которых записаны эти модули при этом не портятся, поэтому могут быть использованы при следующих запусках).
Многократно используемые программные модули делятся на
— повторно входимые и
Привилегированные работают в привилегированном режиме (т.е. при отключенной системе прерываний). Таким образом, никакие внешние события не могут нарушить порядок их выполнения). Эти модули являются попеременно разделяемым ресурсом.
Непривилегированные модули – это обычные программные модули, которые могут быть прерваны во время своей работы.
(В общем случае их нельзя считать разделяемыми, так как после прерывания выполнения такого модуля, исполняемого в рамках одного процесса, запусить его еще раз по требованию другого процесса, то промежуточные результаты прерванных вычислений могут быть потерянными.
Противоположны им реентерабельные модули ( reenterable – допускающий повторное обращение).
Они допускают повторное многократное прерывание своего исполнения и повторный запуск.
Для этого они создаются таким образом, чтобы было обеспечено сохранение промежуточных вычислений и возврат с прерванной точки. Это может быть реализовано двумя способами: с помощью статических и динамических методов выделения памяти под сохраняемые значения.
Чаще используется динамический метод.
С помощью обращения из системной привилегированной секции осуществляется запрос на получение в системной области памяти блока ячеек, необходимого для размещения текущих данных. При этом на вершину стека помещается указатель на начало выделенной области и ее объем. Теперь включается система прерываний (завершилась привилегированная част модуля). Поэтому возможно прерывание во время выполнения основной части модуля. Если прерывание не возникает, то после завершения основной части модуля выполняется запрос на освобождение блока системной области памяти. Если возникает прерывание и другой процесс обращается к этому же самому реентерабельному модулю, для нового процесса вновь заказывается новый блок памяти и на вершину стека записывается новый указатель.
При статическом способе выделения памяти заранее для фиксированного числа процессов резервируются области памяти, в которых будут располагаться переменные реентерабельных модулей. Для каждого процесса – своя область.
Чаще всего такими процессами являются процессы ввода\вывода и речь идет о реентерабельных драйверах, которые могут управлять параллельно несколькими однотипными устройствами).
Существуют еще и повторно входимые ( re-entrance) модули. Они также допускают многократное паралльное использование, но в отличие от реентерабельных, их нельзя прерывать. Они состоят из привилегированных секций и повторное обращение к ним возможно только после завершения какой-нибудь из секций. Другими словами, в повторно входимых модулях четко предопределены все допустимые точки входа.
Заметим, что повторно входимые модули встречаются чаще, чем реентерабельные.
Принцип модульности отражает технологические и эксплуатационные свойства системы. Наибольший эффект от его использования достижим в случае, когда принцип распространен одновременно на операционную систему, прикладные программы и аппаратуру.
Принцип функциональной избирательности
В ОС выделяется некоторая часть важных модулей, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти для более эффективной организации вычис лительного процесса. Эту часть в ОС называют ядром, так как это действительно основа системы.
При формировании состава ядра требуется учитывать два противоречивых требования.
1) В состав ядра должны войти наиболее часто исполь зуемые системные модули.
2) Количество модулей должно быть таковым, чтобы объем памяти, занимаемый ядром, был бы не слишком большим.
В состав ядра, как правило, входят модули
— по управлению системой прерываний,
— средства по переводу программ из состояния счета в состояние ожидания, готовности и об ратно,
— средства по распределению таких основных ресурсов, как оперативная память и процессор.
Помимо программных модулей, входящих в состав ядра и постоянно располагающихся в оперативной памяти, может быть много других системных программных модулей, которые получают название транзитных. Транзитные программные модули загружаются в оперативную память только при необходимости и в случае отсутствия свободного пространства могут быть замещены другими транзитными модулями.
Принцип генерируемо сти ОС
Основное положение этого принципа определяет такой способ исходного пред ставления центральной системной управляющей программы ОС (ее ядра и ос новных компонентов, которые должны постоянно находиться в оперативной па мяти), который позволял бы настраивать эту системную супервизорную часть, исходя из конкретной конфигурации конкретного вычислительного комплекса и круга решаемых задач.
Эта процедура проводится редко, перед достаточно протяженным периодом эксплуатации ОС.
Процесс генерации осуществляется с по мощью специальной программы-генератора и соответствующего входного языка для этой программы, позволяющего описывать программные возможности системы и конфигурацию машины. В результате генерации получается полная вер сия ОС. Сгенерированная версия ОС представляет собой совокупность системных наборов модулей и данных.
Упомянутый раньше принцип модульности положительно проявляется при гене рации ОС. Он существенно упрощает настройку ОС на требуемую конфигура цию вычислительной системы.
В остальных современных распространенных ОС для персональных компьютеров конфигурирование ОС под соответствующий состав оборудования осуществляется на этапе инсталляции, а потом состав драйверов и изменение некоторых параметров ОС может быть осуществлено посредством редактирования конфи гурационного файла.
Принцип функциональной избыточности
Этот принцип учитывает возможность проведения одной и той же работы раз личными средствами.
В состав ОС может входить несколько типов мониторов (модулей супервизора, управляющих тем или другим видом ресурса), различные средства организации коммуникаций между вычислительными процессами.
На личие нескольких типов мониторов, нескольких систем управления файлами позволяет пользователям быстро и наиболее адекватно адаптировать ОС к определенной конфигурации вычислительной системы, обеспечить максимально эф фективную загрузку технических средств при решении конкретного класса за дач, получить максимальную производительность при решении заданного класса задач.
Построение виртуальных ресурсов, их распределение и использование теперь используется практически в любой ОС. Этот принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора планировщиков процессов и распределителей ресурсов (мониторов) и использовать единую централизован ную схему распределения ресурсов.
Наиболее естественным и законченным проявлением концепции виртуальности является понятие виртуальной машины. По сути, любая операционная система, являясь средством распределения ресурсов и организуя по определенным прави лам управление процессами, скрывает от пользователя и его приложений реаль ные аппаратные и иные ресурсы, заменяя их некоторой абстракцией. В результа те пользователи видят и используют виртуальную машину как некое устройство, способное воспринимать их программы, написанные на определенном языке программирования, выполнять их и выдавать результаты. При таком языковом представлении пользователя совершенно не интересует реальная конфигурация вычислительной системы, способы эффективного использования ее компонен тов и подсистем. Он мыслит и работает с машиной в терминах используемого им языка и тех ресурсов, которые ему предоставляются в рамках виртуальной ма шины.
Чаще виртуальная машина, предоставляемая пользователю, воспроизводит архитектуру реальной машины, но архитектурные элементы в таком представле нии выступают с новыми или улучшенными характеристиками, часто упрощаю щими работу с системой. Характеристики могут быть произвольными, но чаще всего пользователи желают иметь собственную «идеальную» по архитектурным характеристикам машину в следующем составе:
— единообразная по логике работы память (виртуальная) практически неогра ниченного объема. Среднее время доступа соизмеримо со значением этого параметра оперативной памяти. Организация работы с информацией в такой памяти производится в терминах обработки данных — в терминах работы с сегментами данных на уровне выбранного пользователем языка программирования;
— произвольное количество процессоров (виртуальных), способных работать па раллельно и взаимодействовать во время работы. Способы управления процессорами, в том числе синхронизация и информационные взаимодействия, реализованы и доступны пользователям на уровне используемого языка в терминах управления процессами;
— произвольное количество внешних устройств (виртуальных), способных ра ботать с памятью виртуальной машины параллельно или последовательно, асинхронно или синхронно по отношению к работе того или иного виртуального процессора, которые инициируют работу этих устройств. Информация, передаваемая или хранимая на виртуальных устройствах, не ограничена допус тимыми размерами. Доступ к такой информации осуществляется на основе либо последовательного, либо прямого способа доступа в терминах соответст вующей системы управления файлами. Предусмотрено расширение информационных структур данных, хранимых на виртуальных устройствах.
Степень приближения к «идеальной» виртуальной машине может быть большей или меньшей в каждом конкретном случае. Чем больше виртуальная машина, реализуемая средствами ОС на базе конкретной аппаратуры, приближена к «иде альной» по характеристикам машине и, следовательно, чем больше ее архитек турно-логические характеристики отличны от реально существующих, тем боль ше степень виртуальности у полученной пользователем машины.
Одним из аспектов виртуализации является организация возможности выполне ния в данной ОС приложений, которые разрабатывались для других ОС. Други ми словами, речь идет об организации нескольких операционных сред.
Реализация этого принципа позволяет такой ОС иметь очень сильное преимущество перед аналогичными ОС, не имеющими такой воз можности.
Принцип независимости программ от внешних устройств
Этот принцип реализуется сейчас в подавляющем большинстве ОС общего при менения. Мы уже говорили о нем, рассматривая принципы организации ввода/ вывода. Пожалуй, впервые наиболее последовательно данный принцип был реа лизован в ОС UNIX. Реализован он и в большинстве современных ОС для ПК. Напомним, этот принцип заключается в том, что связь программ с конкретны ми устройствами производится не на уровне трансляции программы, а в период планирования ее исполнения. В результате перекомпиляция при работе про граммы с новым устройством, на котором располагаются данные, не требуется.
Принцип позволяет одинаково осуществлять операции управления внешними устройствами независимо от их конкретных физических характеристик. Напри мер, программе, содержащей операции обработки последовательного набора дан ных, безразлично, на каком носителе эти данные будут располагаться. Смена носителя и данных, размещаемых на них (при неизменности структурных харак теристик данных), не принесет каких-либо изменений в программу, если в систе ме реализован принцип независимости.
Одним из аспектов совместимости является способность ОС выполнять програм мы, написанные для других ОС или для более ранних версий данной операцион ной системы, а также для другой аппаратной платформы.
Необходимо разделять вопросы двоичной совместимости и совместимости на уров не исходных текстов приложений. Двоичная совместимость достигается в том случае, когда можно взять исполняемую программу и запустить ее на выполнение на другой ОС. Для этого необходимы: совместимость на уровне команд про цессора, совместимость на уровне системных вызовов и даже на уровне библио течных вызовов, если они являются динамически связываемыми.
Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующего транслятора в составе системного программного обеспечения, а также совмести мости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима пере компиляция имеющихся исходных текстов в новый выполняемый модуль.
Гораздо сложнее достичь двоичной совместимости между процессорами, осно ванными на разных архитектурах. Для того чтобы один компьютер выполнял про граммы другого (например, программу для ПК типа IBM PC желательно выпол нить на ПК типа Macintosh фирмы Apple), этот компьютер должен работать с машинными командами, которые ему изначально непонятны. В таком случае процессор типа 680×0 (или PowerPC) на Мае должен исполнять двоичный код, предназначенный для процессора 180×86. Процессор 80×86 имеет свои собственные дешифратор команд, регистры и внутреннюю архитектуру. Процессор 680×0 не понимает двоичный код 80×86, поэтому он должен выбрать каждую команду, декодировать ее, чтобы определить, для чего она предназначена, а затем выпол нить эквивалентную подпрограмму, написанную для 680×0. Так как к тому же у 680×0 нет в точности таких же регистров, флагов и внутреннего арифметико- логического устройства, как в 80×86, он должен имитировать все эти элементы с использованием своих регистров или памяти. И он должен тщательно воспро изводить результаты каждой команды, что требует специально написанных под программ для 680×0, гарантирующих, что состояние эмулируемых регистров и флагов после выполнения каждой команды будет в точности таким же, как и на реальном 80×86. Выходом в таких случаях является использование так называемых прикладных сред или эмуляторов. Учитывая, что основную часть программы, как правило, составляют вызовы библиотечных функций, прикладная среда имитирует библиотечные функции целиком, используя заранее написанную биб лиотеку функций аналогичного назначения, а остальные команды эмулирует каждую по отдельности.
Одним из средств обеспечения совместимости программных и пользовательских интерфейсов является соответствие стандартам POSIX. Использование стандарта POSIX позволяет создавать программы в стиле UNIX, которые впоследствии могут легко переноситься из одной системы в другую.
Принцип открытой и наращиваемой ОС
Открытая ОС доступна для анализа как пользователям, так и системным специа листам, обслуживающим вычислительную систему. Наращиваемая (модифици руемая, развиваемая) ОС позволяет не только использовать возможности гене рации, но и вводить в ее состав новые модули, совершенствовать существующие и т. д. Другими словами, необходимо, чтобы можно было легко внести дополне ния и изменения, если это потребуется, и не нарушить целостность системы. Пре красные возможности для расширения предоставляет подход к структурирова нию ОС по типу клиент—сервер с использованием микроядерной технологии. В соответствии с этим подходом ОС строится как совокупность привилегиро ванной управляющей программы и набора непривилегированных услуг — «сер веров». Основная часть ОС остается неизменной и в то же время могут быть до бавлены новые серверы или улучшены старые.
Этот принцип иногда трактуют как расширяемость системы.
Принцип мобильности (переносимости)
Операционная система относительно легко должна переноситься с процессора одного типа на процессор другого типа и с аппаратной платформы (которая включает наряду с типом процессора и способ организации всей аппаратуры компьютера, иначе говоря, архитектуру вычислительной системы) одного типа на ап паратную платформу другого типа. Заметим, что принцип переносимости очень близок принципу совместимости, хотя это и не одно и то же.
Написание переносимой ОС аналогично написанию любого переносимого кода — нужно следовать некоторым правилам. Во-первых, большая часть ОС должна быть написана на языке, который имеется на всех системах, на которые планируется в дальнейшем ее переносить. Это, прежде всего, означает, что ОС должна быть написана на языке высокого уровня, предпочтительно стандартизованном, на пример на языке С. Программа, написанная на ассемблере, не является в общем случае переносимой. Во-вторых, важно минимизировать или, если возможно, исключить те части кода, которые непосредственно взаимодействуют с аппарат ными средствами. Зависимость от аппаратуры может иметь много форм. Неко торые очевидные формы зависимости включают прямое манипулирование реги страми и другими аппаратными средствами. Наконец, если аппаратно-зависимый код не может быть полностью исключен, то он должен быть изолирован в нескольких хорошо локализуемых модулях. Аппаратно-зависимый код не должен быть распределен по всей системе. Например, можно спрятать аппаратно-зави- симую структуру в программно задаваемые данные абстрактного типа. Другие модули системы будут работать с этими данными, а не с аппаратурой, используя набор некоторых функций. Когда ОС переносится, то изменяются только эти данные и функции, которые ими манипулируют.
Введение стандартов POSIX преследовало цель обеспечить переносимость создаваемого программного обеспечения.
Принцип обеспечения безопасности вычислений
Обеспечение безопасности при выполнении вычислений является желательным свойством для любой многопользовательской системы. Правила безопасности определяют такие свойства, как защита ресурсов одного пользователя от других и установление квот по ресурсам для предотвращения захвата одним пользова телем всех системных ресурсов (таких, как память).
Обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа является обязательной функцией сетевых операционных систем.