Пудовский камень что это
Секреты строительства Санкт-Петербурга. Пудостский камень.
Грандиозность и загадочность культурных строений Санкт-Петербур восхищает, а с недавнего времени еще и задает очень много вопросов. Вроде есть доходчивая официальная историческая информация как строили Питер. Но нет, пытливые умы не желают мириться с этим и с все возрастающим энтузиазмом пытаются разобраться со всем этим наследием. Этот вопрос не покидает и меня.
Всем известно гранитное обрамление как фортовых сооружений в Финском заливе, так и зданий в самом городе.
Да, с гранитным обрамлением очень много вопросов. Но при строительстве (а может быть, при реконструкции) применялись и другие породы камня. И вот какую информацию я нашел про Пудостский камень.
Известно, что победителем в тендере того времени на строительство Казанского собора вышел малоизвестный в то время зодчий Андрей Никифорович Воронихин. Родился он на Урале — крепостным графа А. С. Строганова и лишь немногим более десяти лет от даты 1801г., когда будущему строителю Казанского собора исполнилось уже двадцать шесть лет, подписал граф ему «отпускную».
Как мог крепостной крестьянин иметь огромный пласт знаний и опыта в строительстве зданий и обработке камня – пусть останется на совести историков. Единственное, что могу предположить – это он получил опыт при строительстве, допустим, имения графа из камня.
Собор Святого Петра в Риме
И вот что решил предложить Андрей Воронихин:
Он решил ставить внешние колонны из пудостьского камня. Его чуть ли не пилой пилить можно, ножом резать. Мягкий он. Но в том-то и дело, что мягок этот камень, лишь пока лежит в земле, возле деревни Пудость, под Гатчиной. А вынь его из земли — другое получается: чем больше на воздухе находится, тем тверже становится. Обрабатывать камень легко, а по прочности он, как мрамор.
Самсон Суханов (тоже каменных дел мастер) знал этот секрет пудостьского камня и потому архитектора всячески поддерживал. С наружной колоннадой Сухановская артель справилась быстро. Словно каменная роща вдоль проспекта выросла. Оставались колонны для внутренних сводов собора — 56 колонн, из гранита.
Внутренние колонны из полированного гранита
А дальше на грани фантастики даже для современного производства.
Внешние колонны из пудостского камня.
Пу́достский камень (устар. пудожский) — известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области.
Пудостский камень часто называют известняком, что неверно, а также путают с другими похожими породами, добываемыми в Гатчинском районе, например с парицким или черницким камнем.
Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными. Однако ещё в 1920-х годах этот камень использовался при реставрации скульптур Ростральных колонн.
Обратите внимание на волнообразную поверхность камня. Может быть, и в самом деле – в земле он был пластичным (или около того), а после добычи и обработки – каменел на воздухе. Ну, как вариант – шла реакция компанентов камня с кислородом воздуха.
формовали в опалубке и резали обычными инструментами легче, чем дерево.
И формовали частями, ставя блок на блок через какие-то проставки:
В Гатчине встречаются вот такие строения из этой породы:
И в заключении, хочу предложить еще одну версию из информации.
Это внутри все того же Казанского собора. Отбили угол. Оказалось, что это штукатурка «под гранит». Остальные фотографии можно посмотреть внутри поста.
Как думаете, возможно ли такая технология: этот «пластилин» пудостьского камня смешивали с другими компанентами: толченым мрамором, гранитом, песком и наносили такую штукатурку. Получали, конечно, не гранит, но что-то подобное, что отбили с этого угла.
Могли ли применяться в Питере технологии, которые применяли в Перу в ту эпоху, когда эти массивы были пластичными:
«Из чего сделан Петербург»: что такое пудостский камень и где его найти
© Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
200 лет назад пудостский камень начали активно применять при строительстве и облицовке зданий Северной столицы. Его главные особенности – изменение цвета и твердости. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где его можно найти прямо в центре города и почему чудо-камень перестали использовать.
Камень-хамелеон, камень-пластилин
Из чего строили Петербург? Из всего, что было рядом: гранита, известняка, различных металлов, дерева, камней и так далее. Все довольно стандартно. Однако у Северной столицы даже в этом вопросе затаились пара секретов.
Архитекторы прошлого очень любили пудостский (или пудожский) камень, добываемый около поселка Пудость Гатчинского района Ленобласти. Перечислять особенности камня можно долго: мало весит, терпеливо переносит морозы, легко обрабатывается, меняет цвет в зависимости от освещения (и погоды!), но самое главное – твердеет только на воздухе. А на ощупь напоминает пемзу.
У пудожского камня есть «родственник» – пудожский гранит из города Пудож в Карелии. Но схожи они исключительно названием.
Скол пудостского камня (фрагмент паркового сооружения «Амфитеатр» в Дворцовом парке города Гатчины). Видны включения раковин. Фото: wikimedia.org
Где использовался
Пудостский известняк легко обрабатывать, поэтому он широко использовался для декоративных работ: облицовки стен и колонн, изготовления скульптур, балюстрад (фигурных ограждений лестниц и балконов), ваз.
Цвет в зависимости от освещения обычно меняют только драгоценные камни, однако пудожский камень тоже так умеет: он может стать как сероватым, так и желтовато-серым. Меняется и его структура: мягкий и эластичный в земле камень твердеет после извлечения на поверхность.
Все эти свойства позволили чудо-камню стать безумно популярным в начале 19 века. Архитекторы применяли его не только в качестве скульптурного, но и как строительный материал.
Казанский собор
В 1799 году Павел I объявил конкурс: желающие должны были спроектировать здание собора в честь иконы Казанской Божией Матери в Петербурге. И хотя именитых участников было много, императору ничего не нравилось. Даже выбранный им проект Чарльза Камерона через полгода «ушел мимо».
Спустя год граф Александр Строганов, вблизи резиденции которого находилась Рождество-Богородичной церковь (на ее месте построили Казанский), предложил Павлу I новый проект, созданный подающим надежды Андреем Воронихиным. Тот был бывшим крепостным Строгановых.
Император согласился, а сам граф стал председателем попечительского совета при строительстве собора. Его закладка состоялась 27 марта 1801 года. Закончились работы в 1811 году.
Казанский считается главным шедевром Воронихина. И использовать пудостский камень предложил именно он: «Его [камень] чуть ли не пилой пилить можно, ножом резать. Мягкий он. Но в том-то и дело, что мягок этот камень лишь пока лежит в земле возле деревни Пудость под Гатчиной. А вынь его из земли – другое получается: чем больше на воздухе находится, тем тверже становится. Обрабатывать камень легко, а по прочности он, как мрамор».
Известный каменотес Самсон Суханов тоже знал эти секреты, поэтому поддержал архитектора: внешние колонный собора выполнили из пудостского камня. Внутренние же 56 колонн – из полированного гранита.
Пудожский камень использовался также для архитектурных деталей и облицовки стен Казанского. Пористая структура известняка еще 200 лет назад придала собору винтажный внешний вид (под старину). Если присмотреться к колоннам, это видно сразу – их как будто термиты поели.
Фото: Instagram / @nina_strukova, @ildarial
Михайловский замок и стрелка Васильевского острова
В Петербурге из пудожского камня вырублены восемь аллегорических статуй в нишах парадного двора Михайловского замка, а также барельефы северного фасада. В 2001 реставраторы выяснили, что барельеф «История заносит на свои скрижали славу России» также выполнен из этого известняка.
Касается это и ансамбля Адмиралтейства, из обширного скульптурного убранства которого сохранился декор центральной башни: скульптурные группы «Морские нимфы, несущие небесную сферу», статуи «Ахилл», «Аякс», «Пирр», «Александр Македонский».
В ансамбле стрелки Васильевского острова во фронтонах Биржи находятся скульптурные группы «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и рекой», а внизу Ростральных колонн расположены четыре аллегорические статуи, получившие условные названия «Нева», «Волхов», «Волга», «Днепр».
Не только статуи, но и сами колонны частично сложены из блоков пудостского камня. Заметить это сложно, так как их поверхность оштукатурена и окрашена.
По сторонам портика Горного института находятся скульптурные группы «Похищение Прозерпины» и «Геракл с Антеем». В ансамбле Елагина острова целый скульптурный цикл представлен на фасаде Кухонного корпуса: в нишах расположены 14 статуй, олицетворяющие мифологических персонажей.
Барельеф «История заносит на свои скрижали славу России» на фаседе Михайловского замка. Фото: polzam.ru
Жаль, но закончился
Применение в строительстве Северной столицы известковых туфов в 18-19 веках носило гораздо более широкий и разнообразный характер, чем кажется. Однако Петербург – не единственный город, где использовался чудо-камень: в Стрельне, Петергофе, Царском Селе, Гатчине до сих пор сохранились постройки, полностью или частично выполненные из него.
Пудостский камень плохо поддается консервации и реставрации, и цвет он перестал менять именно из-за восстановительных работ и обработки. Так, например, в 1833 году архитектор Огюст Монферран во время первой реставрации Казанского собора покрыл его стены специальной накрывкой из извести с песком и известковым колером. А в течение почти 200 лет таких работ было множество.
Да и скульптуры после лепки обычно штукатурили и красили – это скрывало характерные особенности камня: фактуру и цвет. С другой стороны, так фасады зданий и статуи выглядели более гармонично, а сам камень не сильно страдал от дождя и других атмосферных воздействий.
Из-за того, что запасы камня в в пудостских каменоломнях были довольно малы, к концу 19 века он практически закончился. Позже его использовали в основном при реставрациях, например, в 1920-х годах для скульптур Ростральных колонн.
«Из чего сделан Петербург»: что такое пудостский камень и где его найти
Камень-хамелеон, камень-пластилин
Скол пудостского камня (фрагмент паркового сооружения «Амфитеатр» в Дворцовом парке города Гатчины ). Видны включения раковин. Фото: wikimedia.org
Где использовался
Пудостский известняк легко обрабатывать, поэтому он широко использовался для декоративных работ: облицовки стен и колонн, изготовления скульптур, балюстрад (фигурных ограждений лестниц и балконов), ваз.
Цвет в зависимости от освещения обычно меняют только драгоценные камни, однако пудожский камень тоже так умеет: он может стать как сероватым, так и желтовато-серым. Меняется и его структура: мягкий и эластичный в земле камень твердеет после извлечения на поверхность.
Все эти свойства позволили чудо-камню стать безумно популярным в начале 19 века. Архитекторы применяли его не только в качестве скульптурного, но и как строительный материал.
Казанский собор
Император согласился, а сам граф стал председателем попечительского совета при строительстве собора. Его закладка состоялась 27 марта 1801 года. Закончились работы в 1811 году.
Известный каменотес Самсон Суханов тоже знал эти секреты, поэтому поддержал архитектора: внешние колонный собора выполнили из пудостского камня. Внутренние же 56 колонн – из полированного гранита.
Пудожский камень использовался также для архитектурных деталей и облицовки стен Казанского. Пористая структура известняка еще 200 лет назад придала собору винтажный внешний вид (под старину). Если присмотреться к колоннам, это видно сразу – их как будто термиты поели.
| |
Фото: Instagram / @nina_strukova, @ildarial
Михайловский замок и стрелка Васильевского острова
Касается это и ансамбля Адмиралтейства, из обширного скульптурного убранства которого сохранился декор центральной башни: скульптурные группы «Морские нимфы, несущие небесную сферу», статуи «Ахилл», «Аякс», «Пирр», «Александр Македонский».
В ансамбле стрелки Васильевского острова во фронтонах Биржи находятся скульптурные группы «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и рекой», а внизу Ростральных колонн расположены четыре аллегорические статуи, получившие условные названия «Нева», «Волхов», «Волга», «Днепр».
Не только статуи, но и сами колонны частично сложены из блоков пудостского камня. Заметить это сложно, так как их поверхность оштукатурена и окрашена.
По сторонам портика Горного института находятся скульптурные группы «Похищение Прозерпины» и «Геракл с Антеем». В ансамбле Елагина острова целый скульптурный цикл представлен на фасаде Кухонного корпуса: в нишах расположены 14 статуй, олицетворяющие мифологических персонажей.
Барельеф «История заносит на свои скрижали славу России » на фаседе Михайловского замка. Фото: polzam.ru
Жаль, но закончился
Пудостский камень плохо поддается консервации и реставрации, и цвет он перестал менять именно из-за восстановительных работ и обработки. Так, например, в 1833 году архитектор Огюст Монферран во время первой реставрации Казанского собора покрыл его стены специальной накрывкой из извести с песком и известковым колером. А в течение почти 200 лет таких работ было множество.
Да и скульптуры после лепки обычно штукатурили и красили – это скрывало характерные особенности камня: фактуру и цвет. С другой стороны, так фасады зданий и статуи выглядели более гармонично, а сам камень не сильно страдал от дождя и других атмосферных воздействий.
Из-за того, что запасы камня в в пудостских каменоломнях были довольно малы, к концу 19 века он практически закончился. Позже его использовали в основном при реставрациях, например, в 1920-х годах для скульптур Ростральных колонн.
Фото: Instagram / @4k_agency
«Из чего сделан Петербург»: что такое пудостский камень и где его найти
© Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Темы дня
200 лет назад пудостский камень начали активно применять при строительстве и облицовке зданий Северной столицы. Его главные особенности – изменение цвета и твердости. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где его можно найти прямо в центре города и почему чудо-камень перестали использовать.
Камень-хамелеон, камень-пластилин
Из чего строили Петербург? Из всего, что было рядом: гранита, известняка, различных металлов, дерева, камней и так далее. Все довольно стандартно. Однако у Северной столицы даже в этом вопросе затаились пара секретов.
Архитекторы прошлого очень любили пудостский (или пудожский) камень, добываемый около поселка Пудость Гатчинского района Ленобласти. Перечислять особенности камня можно долго: мало весит, терпеливо переносит морозы, легко обрабатывается, меняет цвет в зависимости от освещения (и погоды!), но самое главное – твердеет только на воздухе. А на ощупь напоминает пемзу.
У пудожского камня есть «родственник» – пудожский гранит из города Пудож в Карелии. Но схожи они исключительно названием.
Скол пудостского камня (фрагмент паркового сооружения «Амфитеатр» в Дворцовом парке города Гатчины). Видны включения раковин. Фото: wikimedia.org
Где использовался
Пудостский известняк легко обрабатывать, поэтому он широко использовался для декоративных работ: облицовки стен и колонн, изготовления скульптур, балюстрад (фигурных ограждений лестниц и балконов), ваз.
Цвет в зависимости от освещения обычно меняют только драгоценные камни, однако пудожский камень тоже так умеет: он может стать как сероватым, так и желтовато-серым. Меняется и его структура: мягкий и эластичный в земле камень твердеет после извлечения на поверхность.
Все эти свойства позволили чудо-камню стать безумно популярным в начале 19 века. Архитекторы применяли его не только в качестве скульптурного, но и как строительный материал.
Казанский собор
В 1799 году Павел I объявил конкурс: желающие должны были спроектировать здание собора в честь иконы Казанской Божией Матери в Петербурге. И хотя именитых участников было много, императору ничего не нравилось. Даже выбранный им проект Чарльза Камерона через полгода «ушел мимо».
Спустя год граф Александр Строганов, вблизи резиденции которого находилась Рождество-Богородичной церковь (на ее месте построили Казанский), предложил Павлу I новый проект, созданный подающим надежды Андреем Воронихиным. Тот был бывшим крепостным Строгановых.
Император согласился, а сам граф стал председателем попечительского совета при строительстве собора. Его закладка состоялась 27 марта 1801 года. Закончились работы в 1811 году.
Казанский считается главным шедевром Воронихина. И использовать пудостский камень предложил именно он: «Его [камень] чуть ли не пилой пилить можно, ножом резать. Мягкий он. Но в том-то и дело, что мягок этот камень лишь пока лежит в земле возле деревни Пудость под Гатчиной. А вынь его из земли – другое получается: чем больше на воздухе находится, тем тверже становится. Обрабатывать камень легко, а по прочности он, как мрамор».
Известный каменотес Самсон Суханов тоже знал эти секреты, поэтому поддержал архитектора: внешние колонный собора выполнили из пудостского камня. Внутренние же 56 колонн – из полированного гранита.
Пудожский камень использовался также для архитектурных деталей и облицовки стен Казанского. Пористая структура известняка еще 200 лет назад придала собору винтажный внешний вид (под старину). Если присмотреться к колоннам, это видно сразу – их как будто термиты поели.
Фото: Instagram / @nina_strukova, @ildarial
Михайловский замок и стрелка Васильевского острова
В Петербурге из пудожского камня вырублены восемь аллегорических статуй в нишах парадного двора Михайловского замка, а также барельефы северного фасада. В 2001 реставраторы выяснили, что барельеф «История заносит на свои скрижали славу России» также выполнен из этого известняка.
Касается это и ансамбля Адмиралтейства, из обширного скульптурного убранства которого сохранился декор центральной башни: скульптурные группы «Морские нимфы, несущие небесную сферу», статуи «Ахилл», «Аякс», «Пирр», «Александр Македонский».
В ансамбле стрелки Васильевского острова во фронтонах Биржи находятся скульптурные группы «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и рекой», а внизу Ростральных колонн расположены четыре аллегорические статуи, получившие условные названия «Нева», «Волхов», «Волга», «Днепр».
Не только статуи, но и сами колонны частично сложены из блоков пудостского камня. Заметить это сложно, так как их поверхность оштукатурена и окрашена.
По сторонам портика Горного института находятся скульптурные группы «Похищение Прозерпины» и «Геракл с Антеем». В ансамбле Елагина острова целый скульптурный цикл представлен на фасаде Кухонного корпуса: в нишах расположены 14 статуй, олицетворяющие мифологических персонажей.
Барельеф «История заносит на свои скрижали славу России» на фаседе Михайловского замка. Фото: polzam.ru
Жаль, но закончился
Применение в строительстве Северной столицы известковых туфов в 18-19 веках носило гораздо более широкий и разнообразный характер, чем кажется. Однако Петербург – не единственный город, где использовался чудо-камень: в Стрельне, Петергофе, Царском Селе, Гатчине до сих пор сохранились постройки, полностью или частично выполненные из него.
Пудостский камень плохо поддается консервации и реставрации, и цвет он перестал менять именно из-за восстановительных работ и обработки. Так, например, в 1833 году архитектор Огюст Монферран во время первой реставрации Казанского собора покрыл его стены специальной накрывкой из извести с песком и известковым колером. А в течение почти 200 лет таких работ было множество.
Да и скульптуры после лепки обычно штукатурили и красили – это скрывало характерные особенности камня: фактуру и цвет. С другой стороны, так фасады зданий и статуи выглядели более гармонично, а сам камень не сильно страдал от дождя и других атмосферных воздействий.
Из-за того, что запасы камня в в пудостских каменоломнях были довольно малы, к концу 19 века он практически закончился. Позже его использовали в основном при реставрациях, например, в 1920-х годах для скульптур Ростральных колонн.
Пудостский травертин
Июн 18
Пудостский травертин
54. Пудосткий травертин. Фото: Г.Н. Попов, 2017 г.
55. Добыча небольших блоков известкового туфа у дер. Пудость иногда происходит и в наше время. Фото: Г.Н. Попов, 2017 г.
56. Фрагмент колонны Казанского собора. Фото: В.П. Столбова.
«Пудостский», «пудожский» или «пудовский» камень представляет собой известковый туф (по другой терминологии — травертин). Своё название камень получил по местонахождению каменных ломок в долине р. Пудость Санкт-Петербургской губернии, недалеко от Гатчины.
У нас есть уникальная возможность познакомиться с таким камнем, который рождается прямо на наших глазах. Около Красного Села есть деревня Кипень. Такое название она получила от как будто «кипящей» воды множества родников, бьющих из-под земли. Вода этих родников накапливалась, как в губке, в толще путиловских известняков по соседству. Поэтому она содержит в себе очень много извести, которая из года в год оседает на дно, превращаясь в туф или травертин.
Образовавшийся подобным способом на месте небольшого озера в начале голоцена (7,5-6,8 тысяч лет тому назад), пудостский известковый туф сразу после добычи легко разрезается ножом и пилой благодаря высокой естественной влажности, но со временем на воздухе затвердевает и по прочности не уступает мрамору. Это делает его идеальным материалом для «вырезания» скульптур.
Из-за сходства со знаменитым римским травертином, из которого сложены античные храмы, пудостский туф в Санкт-Петербурге и его окрестностях в эпоху классицизма получил большую популярность. Любые сооружения или скульптуры, возведённые из пудостского камня, приобретали налёт старины.
Порода имеет ноздреватую пористую структуру. По степени пористости и плотности А.Г. Булах и Н.Б. Абакумова выделили две разновидности камня: первая – «фигурный» камень, насыщенный полостями, натёками, почковидными агрегатами; вторая – плотный туф разного сложения. В зависимости от декоративных свойств, характера обработки и области применения камень подразделяли на гротовый, статуарный и строительный. «Фигурный» пористый туф широко применялся в XVIII–XIX вв. как «гротовый камень». Плотные разновидности туфа использовались в качестве статуарного камня. Тёплый природный цвет туфа даже более подходил для ваяния человеческих фигур, чем «холодный» белый мрамор.
Самсоном Сухановым из пудостского туфа были высечены по моделям С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского скульптурные группы «Геракл, удушающий Антея», «Похищение Прозерпины Плутоном» и фриз фасада Горного института, статуи Адмиралтейства. Из «строительного» пудостского туфа сухановской артелью вытесаны 12 колонн Горного корпуса, 28 колонн Адмиралтейства и 126 наружных колонн и 12 полуколонн Казанского собора, а также капители к ним.
«Недостатком этого камня была крупная раковистая пористость, благодаря которой он легко поддавался атмосферным влияниям, сильно бурел и крошился, теряя изначальные формы профилей и орнаментов, – писал реставратор А.Б. Аплаксин. – Это неприятное свойство пудожского камня заставило строителя Казанскаго собора произвести над ним ещё одну работу, а, именно, затереть всю поверхность камня тонким слоем рижского алебастра, а во избежание разноколерности, окрасить известковой краской под основной цвет натурального камня».
К сожалению, в современных условиях повышенной кислотности городской среды высокая пористость туфа и кальцитовый состав приводят к интенсивному его разрушению.
Это одна из статей выпуска №119 благотворительной стенгазеты «Коротко и ясно о самом интересном» – «Искусство дел каменотёсных». Поводом для создания выпуска послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. Выпуск продолжает серию «Каменное убранство Санкт-Петербурга».