Пунктуация что это 7 класс
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §2. Пунктуация. Пунктационный разбор. Упражнение №*
Что изучается в пунктуации?
Какие знаки препинания завершают предложения?
В каком случае в конце предложения могут стоять одновременно вопросительный и восклицательный знаки?
Какие знаки препинания отделяют друг от друга простые предложения в сложных?
Когда не ставится запятая между однородными членами?
Какие знаки препинания выделяют в предложениях обращения? Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры.
Решение
В пунктуации изучаются знаки препинания и правила их постановки.
Предложение завершают точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.
Если в предложении передается вопрос и возмущение, то в конце одновременно ставятся вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и точка с запятой отделяют друг от друга простые предложения в сложных.
Если между двумя однородными членами стоит союз «и», то запятая не ставится.
Обращение в предложениях выделяются запятыми.
Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи. Если слова автора стоят вначале предложения, то после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. Саша сказала: «Я послезавтра поеду в Москву». Если слова автора стоят после прямой речи, то они отделяются запятой и тире. «Я многим обязан своим родителям», − сказал Василий.
Если предложение в прямой речи вопросительное или восклицательное, то слова автора после прямой речи отделяются только тире. «Не заходите сюда!» − строго крикнул сторож. Диалог состоит из реплик. На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире. Например:
− Кто там?
− Это я, твой друг Саша.
Пунктуация в русском языке.
Пунктуация ( от лат. punctum – точка) – это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания, а также сама система знаков препинания. Пунктуация в русском языке служит для того, чтобы максимально точно передавать на письме то, что хотел выразить автор. Правила пунктуации созданы для того, чтобы регулировать интонационный строй речи, а также синтаксические и смысловые отношения в языке.
Все мы помним о величии и могуществе нашего языка. Имеется ввиду не только его лексическое богатство, но и его гибкость. Это относится и к пунктуации – здесь имеются как строгие правила, так и указания, которые зависят от ситуации, особенностей стилистики и смысла текста.
Пунктуация в русской речи достигается с помощью расстановки знаков препинания. Знаки препинания – это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи.
В русском языке существуют следующие знаки препинания:
1) Знаки конца предложения: точка, вопросительный знак и восклицательный знак;
2) Знаки разделения частей предложения: запятая, тире, двоеточик и точка с запятой;
3) Знаки, выделяющие отдельные части предложения: кавычки и скобки.
Знаки препинания могут повторяться и совмещаться. Например, употребление вопросительного и восклицательного знака одновременно говорит о том, что перед нами риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа или ответ на который и так все знают):
Кто же знал, что все случится именно так?!
Также могут сочетаться запятая с тире. Это сочетание позволяет соединять разные значения:
Такое сочетание знаков препинания может еще объясняться употреблением разных конструкций, например, обращения в предложении с тире между подлежащим и сказуемым:
Несмотря на то, что в русском языке бывают случаи, когда нет строгих правил по употреблению тех или иных знаков препинания, даже в таких случаях существуют определенные рекомендации. Например, а таких случаях есть основной знак препинания, то есть, таковой, которому отдается преимущество. Например, основным знаком препинания при использовании вставных конструкций являются скобки:
После вчерашнего ливня мы все (кроме Анны, у которой оказался дождевик), заболели простудой.
При этом допускается выделение вставной конструкции с помощью тире (второстепенного знака препинания в этом случае):
Он задумчиво присел на лавку – она была мокрой после дождя – и задумался о том, что произошло сегодня.
Все правила расстановки знаков препинания и правила пунктуации мы рассмотрим подробнее в последующих статьях.
Методическая разработка по теме «Пунктуация – это…» (7-й класс)
Класс: 7
Цель урока: помочь учащимся, осмысливая практический материал урока, понять важность правильной расстановки знаков препинания, повторить правила постановки знаков препинания в конце предложения, в осложнённом простом предложении и в сложном предложении; воспитывать любовь к родному языку, его истории, формировать интерес изучению русского языка.
1. Организационный момент.
Теперь прошу вас, опираясь на записи, которые были сделаны при выполнении домашнего задания, рассказать о происхождении слова «пунктуация».
О. Слово «пунктуация» произошло от лат. слова «punktum» («точка»).
У. Каким словарём вы воспользовались, чтобы узнать это?
О. Этимологическим, т.е. словарём, объясняющим историю слова, его происхождение.
У. А что же такое пунктуация?
О. Это раздел науки о языке, который изучает нормы употребления знаков препинания.
У. Прошу вас обратиться к упражнению 280. Мы будем работать с ним устно. Подготовьтесь прочитать его выразительно. Почему прочитать написанное и понять не так уж и просто?
О. Для того, чтобы прочитать и понять написанное, нужно определить границы предложений и поставить знаки препинания.
У. Вот эту работу вы и выполните и через 1-2 минуты прочитаете текст выразительно.
О каком словаре идёт текст в тексте? На какой раздел мы должны обратить особое внимание?
О. Речь идёт об «Энциклопедическом словаре юного филолога». Один из его разделов поможет нам разобраться в сложных вопросах пунктуации.
У. Почему в тексте упражнения нет восклицательных предложений?
О. Этот текст научного стиля. Он даёт точную информацию. Здесь предложения, эмоционально окрашенные, не нужны.
У. А теперь вашему вниманию предлагается текст, записанный на доске. С ним мы будем работать письменно. Спишите его, определив границы предложений и расставив знаки препинания.
У. Понравился ли вам текст? Что показалось интересным?
О. Оказывается, с помощью только одного знака препинания можно выразить очень многое. Писатель волновался, понравится ли его книга, поставил вопросительный знак. Он таким образом спросил: «Нравится?» А издатель был восхищён и ответил, поставив восклицательный знак. Писатель и издатель отлично поняли друг друга без единого слова.
У. Итак, завершая работу на этом этапе урока, ответим на вопрос: «Зачем же нужны знаки препинания?»
После обсуждения ответов учащиеся завершают незаконченное ранее предложение:
2. Перед началом урока на партах учеников разложены листы с напечатанными на них текстами и заданиями.
Знаки препинания. Пунктуация. 7 класс
Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания. Пунктуация. 7 класс»
Основные правила русской пунктуации
причастные и деепричастные обороты;
однородные члены предложения;
сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Вводные слова и предложения
Вводные слова (ВС) и предложения — это слова, сочетания слов, а иногда и целые предложения, которые не являются частью предложения, но связаны с ним по смыслу.
Отличить вводное слово можно по следующим признакам:
оно не является членом предложения;
выражает эмоции автора, последовательность действий, степень уверенности автора в сообщаемом и т.д.;
ни к нему, ни от него к другим словам нельзя задать вопрос;
ВС можно без потери смысла и нарушения структуры предложения переместить в другое место или убрать вовсе.
Вот несколько примеров вводных слов и словосочетаний, которые мы используем в повседневной речи:
На письме вводные слова и предложения чаще всего отделяются запятыми, однако в некоторых случаях возможно использование тире или скобок.
Должно быть, во время чтения книги я задремал, потому что, когда я открыл глаза, за окном было уже темно.
Твой доклад, бесспорно, был лучшим выступлением на конференции.
На тот фестиваль (к счастью) мы так и не попали, потому что в тот день непрерывно шёл проливной дождь.
Причастие (одиночное или в составе оборота) имеет следующие признаки:
отвечает на вопросы “что сделавший?”, “что делающий?”, “какой?”, от причастия же, в свою очередь, можно задать вопросы к зависимым словам;
всегда определяет (отсюда термин “определяемое”) главное слово, которое выражено существительным или местоимением;
согласуется с определяемым словом в числе, падеже и роде.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.
Девочка (какая? что делавшая?), перебегавшая дорогу на красный свет, еле успела проскочить перед машиной.
Чай (какой?), налитый для меня, уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.
Если определяемое слово стоит после причастного оборота, то запятые, как правило, не ставятся.
Перебегавшая дорогу на красный свет девочка еле успела проскочить перед машиной.
Налитый для меня чай уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.
Деепричастный оборот обладает такими признаками:
в предложении выполняет роль обстоятельства и обозначает дополнительное действие;
всегда относится к сказуемому как определяемому слову;
отвечает на вопросы “что делая?”, “что сделав?”, иногда “как?”.
На письме в подавляющем большинстве случаев деепричастие и деепричастный оборот отделяются запятыми.
Сначала сын выбрал машинку, но затем, подумав, поменял её на конструктор.
Котёнок, почуяв запах еды, с любопытством выглянул из своего убежища.
Деепричастие, тесно связанное по смыслу со сказуемым, запятыми не отделяется. В этом случае оно отвечает на вопрос “как?” и является обстоятельством образа действия.
Несмотря на дождь, мужчина шёл по улице (как?) не торопясь.
Выбирать профессию следует (как?) исходя из своих способностей и устремлений.
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения объединяются следующими признаками:
они являются одинаковыми членами предложения;
относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос;
чаще всего относятся к одной и той же части речи;
выражают синонимичные либо, наоборот, противоположные понятия, при этом усиливая смысл описываемого или же подчёркивая противопоставление.
Часто однородные члены относятся к одному слову в предложении, которое называется обобщающим. От взаимного расположения однородных членов и этого слова зависит расстановка знаков препинания в предложении:
1. Если однородные члены идут после обобщающего слова, то после него ставится двоеточие.
Чтобы украсить праздник, мы купили множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных.
2. В предложениях, где обобщающее слово стоит после однородных членов, оно отделяется тире.
Красные, синие, жёлтые, фиолетовые и зелёные — такие шары мы купили, чтобы украсить праздник.
Множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных — купили мы, чтобы украсить праздник.
ССП обладают следующими признаками:
его части можно при желании сделать отдельными предложениями, разделив их точкой;
его грамматические основы соединены посредством сочинительных союзов (“и”, “но”, “а”, “однако”, “также”, “да” и т.д.) либо бессоюзной связи.
Если грамматические основы в ССП не осложнены причастными, деепричастными и уточняющими оборотами, вводными словами и другими конструкциями, требующими обособления, то между ними ставится запятая.
С приходом осени дни стали прохладными и какими-то звенящими, а воздух наполнился упоительным запахом опадающих листьев.
В предложениях с распространёнными частями, где присутствует несколько знаков препинания, может стоять точка с запятой.
Я мчался со всех ног за автобусом, поминутно спотыкаясь, кричал и махал руками в надежде, что водитель меня заметит; но автобус всё удалялся, увозя с собой мой портфель с документами.
В более редких случаях между грамматическими основами может стоять двоеточие, тире или запятая с тире. В исключительных случаях грамматические основы не разделяются знаками препинания.
Чтобы распознать СПП, нужно отследить, каким образом части предложения связаны между собой. В сложноподчинённом предложении от главного предложения можно задать вопрос к придаточному, а на их границе всегда присутствуют подчинительные союзы:
Урок, разработка которого предлагается, проводится в 7 классе в системе занятий по учебному комплексу В.В.Бабайцевой, предусматривающих наряду с изучением нового материала по морфологии, повторение сведений по орфографии и пунктуации. В учебнике «Практика» данный материал обозначен следующим образом: «Повторим орфографию» и «Повторим пунктуацию». Чтобы разнообразить эти учебные занятия, сделать их увлекательными и познавательными, стимулирующими творческую активность учащихся-семиклассников, мы предложили урок по теме «Повторим пунктуацию» в том виде, который отражает сценарий урока, предлагаемый на конкурс в одноимённой номинации.
Сценарий урока русского языка
в 7 классе на тему «Пунктуация – это…».
Цель урока: помочь учащимся, осмысливая практический материал урока, понять важность правильной расстановки знаков препинания
У. А знаете, давайте немного изменим нашу тему и сделаем это вместе. Пока напишем следующее: «Пунктуация – это…» Запись мы не завершим и вернёмся к ней немного позже.
Теперь прошу вас, опираясь на записи, которые были сделаны при выполнении домашнего задания, рассказать о происхождении слова «пунктуация».
О. Слово «пунктуация» произошло от лат. слова « punktum » («точка»).
У. Каким словарём вы воспользовались, чтобы узнать это?
О. Этимологическим, т.е. словарём, объясняющим историю слова, его происхождение.
У. А что же такое пунктуация?
О. Это раздел науки о языке, который изучает нормы употребления знаков препинания.
У. Прошу вас обратиться к упражнению 280. Подготовьтесь прочитать его выразительно. Почему прочитать написанное и понять не так уж и просто?
О. Для того, чтобы прочитать и понять написанное, нужно определить границы предложений и поставить знаки препинания.
У. Вот эту работу вы и выполните и через 2-3 минуты прочитаете текст выразительно.
После чтения текста упражнения учитель предлагает найти в нём предложения, которые соответствуют схемам, зачерченным на доске.
Учащиеся находят данные соответствия, дают синтаксическую характеристику предложениям, объясняют поставленные знаки препинания.
У. Итак, завершая нашу работу с этим текстом, ответим на вопрос, зачем же нужны знаки препинания.
После ответов учащиеся завершают незаконченное ранее предложение:
Пунктуация – это… важно, необходимо, значимо!»
3.Перед началом урока на партах учеников разложены листы с напечатанными на них текстами и заданиями.
У. Прочитайте стихотворение Б.Заходера.
Речка за окном горит.
Воробей схватил зерно
«Вот что значит запятая!»
*Почему мы смеёмся, читая это стихотворение?
*Запишите финальные строчки, расставив знаки препинания и объяснив их (в распечатках знаки препинания пропущены).
*Как вы поняли слова воробья: «Вот что значит запятая!»
О. Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница. Поэтому так важно поставить запятые там, где это необходимо.
У. И снова возвратимся к вашему домашнему заданию. Каково происхождение слова «запятая»?
О. Запятая – исконно русское по происхождению слово, оно является страдательным причастием от глагола запять – «задержать». Значит, запятая – это то, что позволяет передать задержку, запинку в речи.
У. Прочитаем ещё 4 строчки, которые есть у вас в распечатках.
Нравится ли вам это стихотворение?
О. Стихотворение не получилось. Его, вероятно, написал не очень хороший поэт.
У. Вот теперь я предлагаю вам выступить в роли хороших поэтов и написать настоящее стихотворение, правильно расставив знаки препинания. Время работы 5-6 минут.
После выполнения самостоятельной работы проверяются написанные тексты, анализируются варианты расставленных знаков препинания. Затем предлагается записанный на доске текст для самопроверки.
Семейство Слонов перепугано насмерть-
Слонёнок простужен: и кашель, и насморк.
Лекарства достали, компрессы готовы,
Но где продаётся платок хоботовый?
У. Что бы вы сказали о теме нашего урока теперь? Пунктуация – это важно. Но только ли?
О. Пунктуация – это ещё и интересно, увлекательно.
У. Конечно, знаки препинания – это совсем не скучно. Давайте попробуем решить ещё одну занимательную задачку, связанную с пунктуацией. Сравните три предложения:
Всего лишь знаки препинания!
Всего лишь знаки препинания?
Всего лишь знаки препинания…
Что меняется в предложении при замене знака на его конце?
О. Предложения становятся иными по цели высказывания, меняется эмоциональная окрашенность и смысловая наполненность предложений.
У. А как бы вы объяснили смысл последнего предложения? Как оно должно прозвучать?
Учащиеся читают предложение с той интонацией, которая кажется им наиболее правильной, точной, обосновывают свой выбор.
У. Вы обратили внимание на то, какой интересный знак препинания многоточие. Мы сейчас запишем предложение, расставим в нём знаки препинания и объясним их.
Многоточие – это следы слов, ушедших на цыпочках.
У. Эти слова принадлежат писателю Владимиру Набокову. Как вы их понимаете? Интересным ли кажется вам такое определение, данное знаку препинания?
О. Предложение Набокова красивое. Оно действительно говорит о многоточии очень образно. Вероятно, так можно сказать только о любимом знаке препинания.
У. Действительно, знаки препинания можно любить. Так, Марина Цветаева любила тире. В её стихотворениях этот употребляется очень часто. А у вас есть знаки препинания, которые вы очень любите? Дома вы должны были выполнить творческое задание: приготовить устное высказывание на тему «Мой любимый знак препинания» или сочинить сказку о знаках препинания. Теперь мы вас послушаем.
4. Звучат творческие задания учащихся. Они обсуждаются и оцениваются.
5. Подведение итогов урока.
Завершая наш урок, предлагаю вам послушать четверостишье. При чтении я буду пропускать слово или не завершать строку. Ваша задача – угадать, о каком знаке препинания идёт речь.
она по первому приказу,
не зная страха, в одиночку,
как гильотина, рубит фразу!
Прекрасна жизнь, но непроста;
мы лепим глупости, ликуя,
и часто мысли пустота
не замечает ( Запятую)
Простой и скромный ( Знак Вопроса),
он видел много горемык;
не одного оставил с носом,
не одного загнал в тупик!
Каждый Фома убедится воочию:
сколько три точки, что в тексте повисли
если по-русски сказать –( многоточие),
прячут в себе недосказанной мысли.
Чуждый унылости и релаксации,
гордый, чувствительный, смелый, мечтательный,
знак восхищения, (Знак Восклицательный)!
Вот этим восклицательным знаком мы завершаем наше занятие. Сформулируйте основные выводы, которые можно сделать по его итогам.
Пунктуация – это очень важно. Без знаков препинания мы не смогли бы полноценно общаться, не понимали бы друг друга или понимали бы неверно.
Пунктуация – это интересно. У каждого знака есть своя история. Все знаки препинания выполняют свою, только им присущую функцию.
Знаки препинания – наши друзья. Они делают нашу речь разнообразной интонационно.
Домашнее задание ( по выбору) :
Выполнить небольшую компьютерную презентацию для учеников младших классов, с помощью которой можно было бы рассказать об одном из знаков препинания.