Пур наволок что означает

Гиперборейские названия сохранились

Пур наволок что означает. Смотреть фото Пур наволок что означает. Смотреть картинку Пур наволок что означает. Картинка про Пур наволок что означает. Фото Пур наволок что означает

Пур-Наволок — город Архангельск

Говоря о географических названиях Русского Севера, мы всегда должны помнить научное положение, утверждающее, что на громадных просторах европейской России, вплоть до крайних северных областей, господствуют названия, в основе которых лежит какой-то древний индоевропейский язык. Это положение было сформулировано академиком А.И. Соболевским ещё в 1927 году в работе «Названия рек и озёр Русского Севера», где он писал: «Исходный пункт моей работы — предположение, что две группы названий (рек и озёр – С.Ж.) родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейской семьи, который я пока, вплоть до подыскания более подходящего термина, именую скифским».

Понятно, что древние арьи, проживая на своей прародине (на севере Восточной Европы), местные реки и озёра называли на своём родном языке. Но вот вопрос – были ли у них в то далёкое время (до II тыс. до н.э.) города или же они жили «зверинским образом»? Официальная историческая наука утверждает, что до прихода на европейский Север славян из Новгородских и Поднепровских земель никаких городов здесь не было и быть не могло. Ну, какие города у «бродячих охотников, рыбаков и собирателей даров природы», коими были, по широко распространенным до недавнего времени представлениям, древние жители этих мест?

Для современного прояснения ситуации откроем «Санскритско-русский словарь» В.А. Кочергиной, изданный в 1987 году. В словаре 30000 слов и среди них находим такие как: «puru» – человек, племя; «puru» – род, племя; «paurana» – древний, старинный; «paura» – городской, горожанин; «paurika» – горожанин и, наконец, «paura-janapada», что значит – «горожане и сельские жители.» Таким образом, на санскрите – священном языке древнеарийской культуры слово «pur» означает «город», из чего следует, что уже на своей приполярной прародине арьи разделялись, в том числе, и на «горожан».

В современной Индии (и не только) немало городов, названия которых заканчиваются термином «пур»: Нагпур (Змеиный город), Райпур (Изобильный город), Мадхупур (Медовый город) и т.д.

Возвращаясь на наш север из этого экскурса в санскрит и Индию, обратим внимание на замечательный севернорусский город Архангельск. Знаете ли Вы, что до того как стать Архангельском, он носил другое имя — «Пур– Наволок»? Что ещё во второй половине ХIХ века в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях были нередки такие вот названия сел и деревень: Пурово, Пурино, Пура, Пурка, Пуркино? Судя по всему, когда-то на месте этих исторически молодых поселений стояли очень древние города. Да, не случайно в древнейших скандинавских сагах Северная Русь носила имя Гардарики – «Городами Богатой».

Махабхарата: Золотой Век начнётся в… России

Российские астрофизики из Пулковской обсерватории под руководством члена Международного клуба учёных Шпитальной А.А. установили, что количество высокочастотной энергии, попадающей на планету Земля из центра нашей Галактики, не является величиной постоянной. В определённые периоды времени, в зависимости от положения Земли относительно центра Галактики этот очень мощный «тонкий» энергетический поток уменьшается до минимума, а в другие временные периоды, наоборот, он значительно возрастает. Данное открытие русских учёных даёт основание полагать, что древняя концепция 4-х временных периодов — Юг, которая хорошо знакома интеллектуалам по древневедийским источникам, некогда основывалась у её авторов — древних мудрецов-риши — не только на мифах, но и на точном научном знании. Это же астрофизическое знание способно объяснить и периодическое «оглупление» человечества, особенно характерное для Кали Юги — эпохи предельной деградации разума человечества из-за элементарного непонимания людьми истинных Законов Природы (на санкрите «Дхармы»). В представленном вашему вниманию материале С.В. Жарниковой даётся разъяснение о географическом месте, в котором в феврале 3012 до н.э. началась последняя Кали Юга. Впрочем, для интеллектуалов, наверняка, ещё более интересным будет узнать несколько иное, а именно, где эта «плохая эпоха» закончится, так как сразу же после окончания «Чёрной эпохи» Кали, как учат Веды, для человечества наступит преддверие нового Золотого Века. Но возможно ли узнать об этом? Да, так как через строго отведённое для эпохи Кали время она заканчивается именно в том месте, где она когда-то начиналась. Таково ведийское предание. И так…

Как гласит древнеарийский эпос Махабхарата, в 3102 г. до н.э. на Куру-поле (на санскрите «Курукшетре») произошла великая битва между двоюродными братьями – Пандавами и Кауравами (и те, и другие были потомками Куру или «Каравья»). В данном случае к названию местности «Куру» просто прибавлялось слово «кшетра», что значило на санскрите «поле, земля, страна, родина». Таким образом, Курукшетра – буквально означает «поле, земля, родина, страна Куру или Кауравов».

Битва на Курукшетре произошла на территории древней прародины арьев, а отнюдь не на полуострове Индостан, как полагают некоторые. А, если судить по текстам Ригведы, Махабхараты и Авесты, древние арьи прекрасно знали флору и фауну именно европейского Севера, так как они особенно воспевали всполохи Северного Сияния, поклонялись Полярной звезде и созвездиям Приполярья и Заполярья. Выдающийся лингвист В.И. Абаев писал: «Через ряд столетий пронесли арии память о своей прародине и о её великой реке Волге (Ра). Ведическое же «Раса», «Рa» — название мифической реки, которая опоясывает землю».

Курукшетра почиталась ариями, как «святой алтарь предков», где нельзя было совершать преступления. В эпосе Махабхарата сказано, что «придя на Курукшетру все живые существа избавляются от грехов». Но именно это место оказалось местом страшной братоубийственной бойни, положившей начало Кали-Юги — времени смерти, войн, отречения от Истины. Для избавления и от этого страшного греха, как утверждали северные мудрецы–риши, надо омыться в священных водоемах земли Куру. Перечень этих священных водных источников был дан в книге «Лесная» Махабхараты. И, что интересно, при сравнении названий священных водоёмов Курукшетры по Махабхарате на 3150 год до н.э. с названиями нынешних рек и озёр в Центральной части России встречаются такие вот удивительные «совпадения»:

Вы не верите в подобные совпадения?

И правильно делаете, так как в России есть еще:
— и Курское поле, в названии которого, как и у Курукшетры, к имени города «Курск» (таком похожем на санскритское «Куру») тоже просто прибавляется слово «поле»,
— и «детская» память о Сивке-Бурке вещей каурке (то есть о коньке-каурке, обладающим способностью предвидения),
— и очень много рек с такими вот «своеобразными» названиями как: Кавакаурья (на санскрите kava, kavya – «пища, приносимая в жертву предкам»), Большой Каурец, Малый Каурец, Сухой Каурец, Каурский, Кауров.

Впрочем, последним названиям удивляться не стоит. Достаточно просто вспомнить, что Курукшетра на санскрите означает земля, поле, страна, родина народа Кауравов. Это ваша Родина, нынешние россияне. Увы, многие из вас про это забыли. Но теперь уж — вспоминайте ваших мудрых предков. Вам это теперь по статусу положено — по преданиям старины глубокой Золотой Век должен начаться именно в вашей стране!

Времена повторяются. Это очевидно!

А на несколько тысячелетий раньше исторический предшественник Путина — шестой аватар Вишну Парашурама — тоже очень злился на правящую политическую элиту своего времени. Тогда эта элита называлась — варна (или каста) кшатриев. Но в бытность Парашурамы для той «надменной касты» дело лишь одними многолетними «последними предупреждениями» не закончилось. По свидетельствам Махабхараты, за забвение долга своей варны (отступление от Дхармы) и патологическую личную жадность Парашурама «трижды по семь раз очищал землю от кшатриев».

Заметим, у многих современных народов абсолютно такие же претензии к правящей касте своего времени. Но ещё крайне интересно то, что все битвы Парашурамы с кшатриями происходили в древности в непосредственной близости от Курукшетры. То есть на територрии нынешней России! Но происходило это задолго до того момента, когда на этом знаменитом поле произошла Великая битва между пандавами и кауравами.

О схожем развитии событий в древности свидетельствовал и очень известный в среде интеллектуалов европейский учёный и писатель, математик по образованию Рене Генон. Генонутверждал, что та древняя «разборка» между брахманами (в древности северные кельты их называли кабанами) и коррупционерами-кшатриями проходила на священной северной земле Варахи-Гипербореи, то есть на территории современной России. И мистически-примечательно то, что «северных кшатриев» древние кельты называли медведями.

Времена повторяются. Это очевидно!

Историческое Дежа Вю

Дорога, по которой сегодня можно проехать в Гиперборею, пролегающая по районам Карелии, знаменита своим северным чудом Света — Беломоро-Балтийским каналом, соединившим северное Белое море России с её южными морями.

Беломорканал — это самый северный канал на земле. Общая его длина от Белого моря до Онежского озера — 227 километров. Канал преодолевает высоту 102 метра над уровнем Белого моря. 97 километров из его общей длины приходится на затопленные реки, 80 — на озера, 48 — на искусственное русло (то есть на непосредственно канал) и 1,7 километра — на прорытый в дне Белого моря морской канал. Но чудом является не это. Чудом являются сроки, за которые его построили. Работы по сооружению канала длились с 1931 до 1933 год. Канал строили около 300 тысяч заключенных, из которых 100 тысяч погибли… Но всё равно, остается очень большой загадкой — как такое грандиозное сооружение удалось построить всего лишь за 20 месяцев и 10 дней фактически кайлом и лопатой?

Впрочем, есть одна догадка. Она — из гиперборейской древности. В Карельском Заонежье и по сей день есть река, носящая название Сагаров Ручей. О сыновьях царя Солнечной династии Сагары, некогда в «гиперборейской древности» выкопавших очень большой канал, рассказывает один из сюжетов Махабхараты. Эти 60000 сыновей Сагары прорыли в древности канал тоже с юго-запада на северо-восток и тоже до самого Северного океана. Они тоже погибли, но тогда не от пуль вохровцев Гулага, а от огня испепелившего их Глаза мудреца Капилы. Поэтому вполне может быть, что Беломорканал — это историческое Дежа Вю — уже виденное (и, возможно, в некоторых местах уже прорытое).

С возвращением домой, Кайласа!

Священная для индуистов гора Кайлас – местопребывание Творца и Разрушителя Вселенной Шивы и его супруги Парвати. Эта гора неоднократно упоминается в древнейшем эпосе Махабхарата. Вот, например, что о ней говорится в «Лесной» — одной из книг Махабхараты: «Пандавы прошли многие страны, миновали северных кауравов. Наконец, они увидали Кайласу с её дивными дивами высочайшую гору…». Эпос далее так описывает окружавший эту гору пейзаж: «Это очень ровный участок земли целительный по своей природе, красивый, без бугров, прохладный, с ласковым касанием ветра. От голода, жажды, зноя, стужи, от гибели, горя, ото всех зол она свободна … Богата многочисленными водохранилищами, прудками… вода его живописных озёр прозрачна. Лотосы, лилии везде цветут в блистающих озерах». А один из пандавов, могучий Бхима «шёл берегом озёр отрадных, заросших лотосами, то вдоль лесных опушек и на вершине Кайласы и увидал, как опьяненные мёдом пчёлы роились над лотосами». Заметим, что на санскрите и лотос, и кувшинка, и водяная лилия называются одинаково – Падма. Махабхарата указывает также и на обилие гусей, уток-казарок, лебедей, которых было великое множество на этих водоёмах.

Традиционно считается, что Кайласа находится на юге — в Индии, хотя сама Махабхарата располагает её явно на севере — там, где древние арьи некогда выращивали ячмень.

Но все «странности» и явные смысловые нестыковки становятся легкообъяснимыми, если вспомнить, что:

река-исток современной северорусской реки Пинеги ещё в середине XIX века называлась «Кайласа»;
— северорусская река Кайласа течёт именно по плоскогорью, на котором ещё в начале ХIХ века исследователи встречали большие поля дикого ячменя. Заметим, что ячмень – самый северный из хлебов и наибольшая его урожайность в мире именно на севере Европейской части России.
— на севере Восточной Европы от 69 с.ш. до 60 с.ш. рек с названием «Падма» по меньшей мере пять: три — в Северном Прионежье, одна — в Архангельской области и ещё одна — в Кирилловском районе Вологодской области;
— именно в этих — северных местах России многочисленные гуси, утки-казарки и лебеди выводят своё потомство.

Трубный глас древности

Среди священных гор древнеарийского эпоса Махабхарата одной из излюбленнейших была гора Гандхамадана (буквально, «опьяняющая благовониями») — «особо священная гора, населенная подвижниками, и одно из любимых местопребываний бога Шивы». Как сообщает комментатор к тексту одной из книг Махабхараты («Лесной») — «гора эта находится в Гималаях». Но тут же отмечается, что во входящем в Махабхарату составной частью «Сказании о Раме», о горе Гандхамадане говорится как о «горе на юго-западе Индии».

Не правда ли, очень странно? Ведь Гималаи никогда не находились на юго-западе полуострова Индостан. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на обычную школьную географическую карту. Но как описывает эту гору эпос? Оказывается «лес Гандхамаданы подобен райскому лесу, где разные водяные птицы: серые гуси, утки–казарки, чайки, утки-кряквы, нырки, фламинго, цапли, эти и еще другие водяные птицы кишмя – кишели повсюду. Кристально чистые озера своей гладью блистали. Белокрылые лебеди и всякие другие водяные птицы их населяли. Их украшали лотосы, кувшинки; вода в них была приятна, прохладна…».

И ещё одна прелюбопытная деталь. Эпос утверждает, что гору Гандхамадану оглашают трубные звуки, издаваемые дивным зверем Шарабхой.

Что это за зверь такой? — спросите вы.

Известные индологи Г. М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский замечали, что: «прообразом Шарабхи в арийской традиции был Лось — наиболее сильный и крупный представитель семейства оленевых, живущих в северной лесной зоне». Согласитесь, что лось, оглашающий своими трубными звуками отроги Гималаев, — картина для Индии явно несколько необычная.

Но все становится на свои места, если мы вспомним, что в Карелии лось — обычный лесной зверь, и здесь же в гиперборейской Карелии, рядом с реками Шиваручей, Ручей Ганеш и Падма и по сию пору находятся озеро и гора с тем же названием – Гандамадана. Просто за несколько тысячелетий названия мест в этих краях, в отличие от имени лося — шарабхи, остались без каких-либо изменений.

Поочье — некогда древняя земля Бхарата

«В Волго-Окском междуречье есть множество рек, над «гиперборейскими» именами которых тысячелетия оказались не властны. И для доказательства этого не требуется особых усилий. Достаточно сравнить названия рек современного Поочья с названиями «священных криниц» (водоёмов) в Махабхарате, точнее, в той ее части, которая известна как «Хождение по криницам». Именно в «Хождении по криницам» дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганга и Ямуны по состоянию на 3150 г. до н.э.. Сравнивайте и делайте выводы сами (сначала приводятся название «священных криниц» Махабхараты затем даётся название одного из водоёмов современного Поочья):
Агастья — Агашка, Акша – Акша, Апага – Апака, Арчика — Арчиков, Асита – Асата, Ахалья – Ахаленка, Вадава – Вад, Вамана — Вамна, Ванша – Ванша, Вараха — Варах, Варадана – Варадуна, Кавери – Каверка, Кедара – Киндра, Хубджа – Кубджа, Кумара – Кумаревка, Кушика – Кушка, Мануша – Манушинской, Париплава – Плава, Плакша – Плакса, оз. Рама — оз. Рама, Сита – Сить, Сома – Сомь, Сутиртха – Сутертки, Тушни — Тушина, Урвашн — Урвановский, Ушанас – Ушанес, Шанкхини — Шанкини, Шона — Шана, Шива — Шивская, Якшини — Якшина.

Может показаться удивительным, но мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением названий «священных криниц» Махабхараты с названием рек современной Средней России, но даже и с точным соответствием их взаимного расположения.

Пра и сегодня Пра

Согласно Махабхарате, некогда к югу от священного леса Камьяка текла в Ямуну река Правени (то есть «Пра»-река), а рядом располагалось озеро «Годавари» (на санскрите «вара» — круг).

И сегодня к югу от Владимирских лесов течёт в Оку (бывшую Ямуну) река «Пра». И по прежнему здесь же располагается круглое озеро «Годь».

И всё такие же «неблагодарные»

«Махабхарата рассказывает, как некогда, в предавние времена мудрец Каушика во время засухи обводнил реку Пару. Позже люди переименовали за этот подвиг реку Пару в «Каушику» — в честь этого мудреца. Та река текла с юга в Ямуну. Далее эпос сообщает, что «неблагодарные местные жители всё равно называли реку Парой».

Сегодня, как и тысячи лет назад в реку Оку (Ямуну) впадает река, которую и по сей день местные жители называют «Пара». Как видите, они так и остались «неблагодарными» по отношению к Каушике эти местные жители».

Эта редкая буква «Ф»

В санскрите, как и в русском языке, слова с начальной буквы «Ф» чрезвычайно редки. Например, из списка приведённых в Махабхарате рек только одна в начале своего названия имеет букву «Ф» — Фальгуна. Согласно Махабхарате река Фальгуна впадала в реку Сарасвати, а та, согласно древнеарийским текстам, была единственной большой рекой, текшей к северу от Ямуны и к югу от Ганги и впадавшей в Ямуну у её устья. Если мы правы, то согласно нашим представлениям этой рекой сегодня может быть только самый крупный и полноводный левобережный приток Оки, то есть современная Клязьма. Клязьма течёт именно к северу от Оки и к Югу от Волги. И что же? Среди сотен притоков Клязьмы сегодня только один носит название, начинающееся с буквы «Ф». Что эта за река? Фалюгин! За 5000 лет столь необычное название древней реки фактически не изменилось.

Была Матура — теперь Липецк

В России на реке Воронеж находится крупный город Липецк. Нет, этого названия вы не отыщете в Махабхарате. Но зато вы найдёте там название города Матура (Матхура) – одного из семи священных городов древних арьев. Эпос говорит о том, что для захвата Матуры Кришне необходимо было вначале овладеть пятью возвышенностями в его окрестностях. Но и по сей день в реку Воронеж у Липецка впадает река Матыра и, как и много тысяч лет назад, пять холмов к северу от Липецка продолжают господствовать над долиной.

Шива с Севера?

В одной из книг Махабхараты — «Лесной» повествуется о том, что «некогда на юго-западе земли арьев жил могущественный царь по имени Сагара (что на санскрите значит «море», «океан»). Он подчинил себе всех воинов и обладал несметными богатствами. Но детей у него не было. И тогда царь вместе с двумя «голуболотосоокими» женами отправился на гору Кайласу, молить Творца Вселенной Шиву даровать ему детей. Мольба царя была услышана и жены родили Сагаре шестьдесят тысяч и одного сына. Эти 60000 сыновей Сагары прорыли канал с юго-запада на северо-восток до самого океана, а затем погибли, испепеленные огнем божественного мудреца Капилы».

Не вдаваясь далее в подробности сюжета, отметим, что в списках населенных мест российской Олонецкой губернии ХIХ века значится река под названием «Сагаров Ручей». И здесь же, у Онежского озера, протекали три реки с весьма «странными» названиями: «Шива Ручей», «Падма» и «Ганеш». А «странность» заключается в том, что обычно культ Бога Шивы и его слоноголового сына Ганеша связывают исключительно с чернокожим дравидийским населением полуострова Индостан. А тут, надо же, на русском Севере все благородное семейство вместе: и Шива, и Ганеш, и супруга Шивы Парвати, одно из многих имен которой Падма (что означает «кувшинка» или «лотос»). Плюс к этому, не где-то в далекой Индии, а в Карелии рядом с этими вышеупомянутыми «шиваитскими» реками до сих пор расположены ещё «индийская» Ганг-река и целых два Ганг-озера. Не удивительно ли?!

Российский Север или древняя Белая Индия?

«У Карамзина в «Истории государства Российского» под 1605-1606 гг. в описании пира в честь приезда Мнишека в Москву говорится, что: «Во время обеда привели двенадцать лопарей, бывших тогда в Москве с данию, рассказывали любопытным иноземцам, что сии странные дикари живут на краю света, близ Индии и Ледовитого моря, не зная ни домов, ни теплой пищи, ни законов, ни веры».

Вне сомнения, что в начале ХVII века русские люди уже имели ясное представление о том, что Индия, откуда привозили дорогие ткани, пряности, драгоценные камни, находится на далеком юго-востоке. Но они также хорошо знали и берега Ледовитого моря и быт лопарей. И, если они и говорили об «Индии на краю света близ Ледовитого океана», то имели, наверняка, на это очень веские основания. Заметим, что:
— в современной Швеции есть реки Винганг и Индальсэльф, что значит «индийская река»;
— на границе Норвегии и России есть залив Варангерфьерд, а в современной Индии (в штате Антхрапреш) течет река Винганга, а рядом с которой находится город Варангал;
— согласно летописям в 1691 г. глава города Варангера–Кнаг прибыл в город Индиагер («индийский город»), находившийся в Лапландии на границе России, жители которого «платили дань трем королям: датскому, шведскому и русскому».

Как видим, далеко не случайно в 1916 году поэт Николай Клюев писал о России (в стихотворении «Поэту Сергею Есенину»):

«Певчим цветом алмазно заиндевел
Надо мной древосложный навес,
И страна моя, Белая Индия
Преисполнена тайн и чудес».

2003-2012, С.В. Жарникова

Рекомендуемые записи

В фильме использована работа А.А.Зверева «Трезво о Политике». Рекомендуем с ней ознакомиться.

КРУГЛЫЙ СТОЛ КОМИТЕТА СТА состоялся в Москве 11 октября 2020 года Доклады участников: 1. Орлов…

Источник

С.В. Жарникова. Что значит — Русская земля

На далеком севере, где земля полгода покрыта снегом, протянулись с запада на восток великие и бескрайние горы. Вокруг их золотых вершин совершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте зимней ночи сверкают семь звезд Большой Медведицы, а в центре мироздания расположена Полярная звезда.

Пур наволок что означает. Смотреть фото Пур наволок что означает. Смотреть картинку Пур наволок что означает. Картинка про Пур наволок что означает. Фото Пур наволок что означает

Картины — Угланов Александр художник-славянист

С этих гор устремляются вниз все великие реки земли, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие — на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери и в золотых руслах текут здесь реки. Горы, отделяющие север и Молочное (Белое) море от всех остальных земель, зовутся горами Меру, а величайшая из вершин — Мандарой. За горами Меру полгода длится день и полгода — ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания. Там в небе над океаном сверкают радужные водяницы и только птицы да великие мудрецы — «риши» знают дорогу в этот край. Так рассказывают о далекой северной стране, о древней прародине гимны Ригведы и песни Махабхараты — древнейших священных памятников индийцев. Странной неожиданной сказкой, непонятно как родившейся в далекой жаркой Индии, звучал бы этот рассказ, если бы не жил он среди древнейших преданий и другой южной страны — Ирана.

В Авесте, священном памятнике иранцев, в самой древней ее части, повествующей о сотворении мира, рассказывается и о далекой северной прародине иранцев — земле богов и предков, где с запада на восток протянулись хребты Высокой Хары — Хары Березайти с их главной вершиной горой Хупайрья. И над Высокой Харой также сверкают семь звезд Большой Медведицы и Полярная звезда, поставленная в центре мироздания. Отсюда, с золотых вершин, берут начало все земные реки и величайшая из них — чистая река Ардви-Двойная, ниспадающая с шумом в «имеющее удобные заливы» море Воурукаша. Над горами Высокой Хары вечно кружит быстроконное солнце, и полгода длится здесь день, а полгода — ночь. Только смелые и сильные духом могут пройти эти горы и попасть в счастливую страну предков, омываемую водами белопенного океана.

Опять эти сказочные золотые горы, покрытые густыми лесами, где растет священное растение сома или хаома, с которых стекают на север и на юг в золотых руслах буйные реки. Откуда, как, когда узнали индийцы и иранцы о странах холода и зимы, замерзающем океане и северном сиянии? Когда и где смогли увидеть высоко над головой Полярную звезду? О великих северных горах писали древнегреческие авторы, считавшие, что эти горы, названные ими Рипейскими или Гиперборейскими, занимали весь север Европы и были северной границей Великой Скифии. О далеких северных горах, протянувшихся с запада на восток, писал «отец истории» Геродот. Сомневаясь в невероятной, фантастической величине Рипейских гор, Аристотель, тем не менее, верил в их существование и был убежден, что именно с этих гор стекают все самые большие реки Европы, кроме Истра-Дуная. За Рипейскими (Гиперборейскими) горами, на севере Европы, помещали древнегреческие и древнеримские географы Великий Северный, или Скифский океан.

В начале ХХ века выдающийся индийский ученый Б.Г.Тилак доказал, что прародина индоиранцев находилась в древности (8-6 тыс. лет до н.э.) в Арктике. Судя по всему, здесь следовало искать и священные северные горы арьев.

Но где же конкретно они находятся, и не миф ли все это? Такой вопрос задавали себе ученые не одно десятилетие. Одни считали, что это Уральские горы, другие помещали их на Кавказ, а третьи связывали с отрогами Памира и Тянь-Шаня. Но если ни певцы Вед, ни создатели Авесты, ни античные авторы не ошибались, и за горами Меру и Хара (Гиперборейскими) должен был находиться холодный Северный океан или Молочное (Белое) море, то за 4-5 тысячелетий они никуда не делись. Остается только одно — внимательно посмотреть на карту нашей Родины. И тогда в глаза бросятся отмеченные светло-коричневым цветом на севере европейской части России, протянувшиеся с запада на восток по 60о с.ш. возвышенности, называемые Северными Увалами. Соединяясь с Тиманским кряжем и Приполярным Уралом на востоке и горами Финляндии и Кольского полуострова на западе, именно северные Увалы создают ту дугу возвышенностей, похожую на изогнутый к югу лук, о котором рассказывали древнеарийские предания. Именно эту дугу возвышенностей поморы, жители Урала и финны называют до сих пор одним названием — Земной Пояс. Один из крупнейших геоморфологов нашего времени Ю.А.Мещеряков называл Северные Увалы «аномалией Русской равнины» и подчеркивал, что именно они являются главным водоразделом бассейнов северных и южных морей. Именно на широте Северных Увалов помещал Птолемей (2 в. н.э.) Рипейские, Гиперборейские или Алаунские горы, аналогичные священным Меру и Хара арийской древности. Он писал, что «внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами». Здесь имеет смысл обратиться к описанию ландшафтов Вологодской губернии, сделанному в 1890 году Н.А.Иваницким: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Усть-Сысольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы или плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем». Надо полагать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности названия своих гор. Что же такое Алаунские горы или Северные Увалы? «Словарь народных географических терминов» Э.М.Мурзаева определяет их как «крутое и высокое побережье реки, гористая гряда, сопровождающая долину». На водораздельном участке Северных Увалов, где горы как бы рассекают реки на южные и северные речные долины — это глубокие, до 80 метров и более, каньоны с крутыми отвесными берегами. Причем в 8-6 тыс. до н.э., как доказали геологи, эти каньоны были глубже на 160-200 метров, а горы, соответственно, выше. Есть здесь и сегодня роскошные леса, луга с разнотравьем, обилие дичи и птицы, золотоносные пески в руслах рек. Нас спросят: «А как же высота гор? Ведь Меру и Хара — самые высокие в мире. А тут всего — ничего, от 500 метров на Увалах до 1800 на Полярном Урале?». Но вспомним: описывая вершины Меру и Хары, древние певцы постоянно отмечали, что они покрыты лесом, изобилуют зверем и птицей, т.е. никак не могут быть очень высокими. Не стоит забывать и то обстоятельство, что низкое северное небо, специфическое положение солнца, а также то, что реки текли отсюда как на юг, так и на север (реки текут сверху вниз, а не наоборот) — все это свидетельствовало для древних наблюдателей об одном: земля к северу повышается и здесь находятся самые высокие горы земли.

Древние арийские названия горных вершин, как и названия рек, дошли до наших дней. Так, легенды Махабхараты повествуют о великом мудреце и подвижнике Нараде, жившем на севере и передававшем людям веления богов, а богам — просьбы людей. Самая высокая вершина Приполярного Урала до 1928 года носила название Нарада — и только в честь десятилетия октябрьской революции была переименована в Народную.

Согласно арийским преданиям, прапредок людей Ману, спасаясь от потопа, прикрепил свой корабль к рогу огромной рыбы и остановился на отроге горы, которая с тех пор называется «Склоном Ману». Но недалеко от горы Нарады возвышается гора Манарага и течет река Манарага. Женой Ману, по преданию, стала появившаяся из молока и масла, принесенного прапредком в жертву, женщина по имени Ила или Ида. Но рядом с рекой Манарагой течет и сегодня река Ила или Илыч.

Махабхарата повествует о том, что на севере в систему священных гор входила Кайласа — царство бога богатства Куберы. И сегодня исток реки Пинеги, притока Северной Двины, все так же называется Кайласа и течет она среди плоскогорья, которое в древности, судя по всему, называлось Кайласа.

В районе Северных Увалов можно встретить такие названия рек, гор, населенных мест как Харово, Харовская гряда, Харовка, Рипино, Рипинка, Рипа, Мандара, Мандарово. На ближайших подходах Увалов к Волге, на Костромской земле течет река Мера. В Вятской губернии еще в XIX веке был известен горный массив, называвшийся Кукарский Увал. Махабхарата сообщает, что длина хребта Меру (или Хары) равнялась 1600 км и на западе его ограничивала местность Гандхамадана. Но если мы сегодня отложим от горы Нарады по Северным Увалам 1600 км на запад, то попадем в Карельское Заонежье, где до сих пор имеется озеро Гандамадана и гора Гандамадана. Здесь же, в районе Гандамаданы, течет река Сагаров Ручей. О сыновьях Сагары, выкопавших канал, рассказывает один из сюжетов древнеиндийского эпоса. Таких примеров можно привести множество.

Завершить же наш рассказ хотелось бы следующим. Согласно географии Махабхараты, за священными северными горами жили разные народы: данавы (даны, данайцы), дайтьи (дайчьи), саумьи (сауми), яваны (греки) и народ северных Куру, проживавший на островах Кур и Наль (совр. Холмогоры). А вся эта огромная страна на берегах Белого и Баренцева морей именовалась Расаталой, что значит Русская земля.

С.В. Жарникова. Гиперборейские названия сохранились

Пур-Наволок — город Архангельск

Говоря о географических названиях Русского Севера, мы всегда должны помнить научное положение, утверждающее, что на громадных просторах европейской России, вплоть до крайних северных областей, господствуют названия, в основе которых лежит какой-то древний индоевропейский язык. Это положение было сформулировано академиком А.И. Соболевским ещё в 1927 году в работе «Названия рек и озер Русского Севера», где он писал: «Исходный пункт моей работы — предположение, что две группы названий (рек и озер – С.Ж.) родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейской семьи, который я пока, вплоть до подыскания более подходящего термина, именую скифским».

Пур наволок что означает. Смотреть фото Пур наволок что означает. Смотреть картинку Пур наволок что означает. Картинка про Пур наволок что означает. Фото Пур наволок что означает

Понятно, что древние арьи, проживая на своей прародине (на севере Восточной Европы, местные реки и озера называли на своем родном языке. Но вот вопрос – были ли у них в то далекое время (до II тыс. до н.э.) города или же они жили «зверинским образом»? Официальная историческая наука утверждает, что до прихода на европейский Север славян из Новгородских и Поднепровских земель никаких городов здесь не было и быть не могло. Ну, какие города у «бродячих охотников, рыбаков и собирателей даров природы», коими были, по широко распространенным до недавнего времени представлениям, древние жители этих мест?

Для современного прояснения ситуации откроем «Санскритско-русский словарь» В.А. Кочергиной, изданный в 1987 году. В словаре 30000 слов и среди них находим такие как: «puru» – человек, племя; «puru» – род, племя; «paurana» – древний, старинный; «paura» – городской, горожанин; «paurika» – горожанин и, наконец, «paura-janapada», что значит – «горожане и сельские жители.» Таким образом, на санскрите – священном языке древнеарийской культуры слово «pur» означает «город», из чего следует, что уже на своей приполярной прародине арьи разделялись, в том числе, и на «горожан».

В современной Индии (и не только) немало городов, названия которых заканчиваются термином «пур»: Нагпур (Змеиный город), Райпур (Изобильный город), Мадхупур (Медовый город) и т.д.

Возвращаясь на наш север из этого экскурса в санскрит и Индию, обратим внимание на замечательный севернорусский город Архангельск. Знаете ли Вы, что до того как стать Архангельском, он носил другое имя — «Пур– Наволок»? Что ещё во второй половине ХIХ века в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях были нередки такие вот названия сел и деревень: Пурово, Пурино, Пура, Пурка, Пуркино? Судя по всему, когда-то на месте этих исторически молодых поселений стояли очень древние города. Да, не случайно в древнейших скандинавских сагах Северная Русь носила имя Гардарики – «Городами Богатой».

Махабхарата: Золотой Век начнётся в… России

Как гласит древнеарийский эпос Махабхарата, в 3102 г. до н.э. на Куру-поле (на санскрите «Курукшетре») произошла великая битва между двоюродными братьями – Пандавами и Кауравами (и те, и другие были потомками Куру или «Каравья»). В данном случае к названию местности «Куру» просто прибавлялось слово «кшетра», что значило на санскрите «поле, земля, страна, родина». Таким образом, Курукшетра – буквально означает «поле, земля, родина, страна Куру или Кауравов».
Битва на Курукшетре произошла на территории древней прародины арьев, а отнюдь не на полуострове Индостан, как полагают некоторые. А, если судить по текстам Ригведы, Махабхараты и Авесты, древние арьи прекрасно знали флору и фауну именно европейского Севера, так как они особенно воспевали всполохи Северного Сияния, поклонялись Полярной звезде и созвездиям Приполярья и Заполярья. Выдающийся лингвист В.И. Абаев писал: «Через ряд столетий пронесли арии память о своей прародине и о её великой реке Волге (Ра). Ведическое же «Раса», «Рa» — название мифической реки, которая опоясывает землю».
Курукшетра почиталась ариями, как «святой алтарь предков», где нельзя было совершать преступления. В эпосе Махабхарата сказано, что «придя на Курукшетру все живые существа избавляются от грехов». Но именно это место оказалось местом страшной братоубийственной бойни, положившей начало Кали-Юги — времени смерти, войн, отречения от Истины. Для избавления и от этого страшного греха, как утверждали северные мудрецы–риши, надо омыться в священных водоемах земли Куру. Перечень этих священных водных источников был дан в книге «Лесная» Махабхараты. И, что интересно, при сравнении названий священных водоёмов Курукшетры по Махабхарате на 3150 год до н.э. с названиями нынешних рек и озёр в Центральной части России встречаются такие вот удивительные «совпадения»:

СВЯЩЕННЫЕ ВОДОЁМЫ КУРУКШЕТРЫ
(на 3150 год до н.э.):
ВОДОЁМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
(наше время):
река «Вака»река «Вака»
река «Валука»река «Валуйка»
река «Варада»река «Варадина»
река «Варадана»река «Варадуна»
река «Вараха»река «Варах»
река «Венна»река «Вена»
река «Вишалья»река «Вишля»
река «Дева»река «Девица»
река «Каверим»река «Каверье»
река «Кумара»река «Кумаревка»
река «Матура»река «Матыра»
река «Пандья» (приток)река «Панда» (приток)
река «Варуны»река «Вороным»
река «Плакша»река «Плаксам»
река «Пинда-рака» (т.е. Пинда-река)река «Пиндам», озеро «Пиндово»
озеро «Рама»озеро «Рама»
река «Сараю»река «Сараев», река «Сара»
река «Уплава»река «Упа» и река «Плава»
(сливаются в одну реку).

Вы не верите в подобные совпадения?

И правильно делаете, так как в России есть еще:
— и Курское поле, в названии которого, как и у Курукшетры, к имени города «Курск» (таком похожем на санскритское «Куру») тоже просто прибавляется слово «поле»,
— и «детская» память о Сивке-Бурке вещей каурке (то есть о коньке-каурке, обладающим способностью предвидения),
— и очень много рек с такими вот «своеобразными» названиями как: Кавакаурья (на санскрите kava, kavya – «пища, приносимая в жертву предкам»), Большой Каурец, Малый Каурец, Сухой Каурец, Каурский, Кауров.

Впрочем, последним названиям удивляться не стоит. Достаточно просто вспомнить, что Курукшетра на санскрите означает земля, поле, страна, родина народа КАУРАВОВ. Это ваша Родина, нынешние россияне. Увы, многие из вас про это забыли. Но теперь уж — вспоминайте ваших мудрых предков. Вам это теперь по статусу положено — по преданиям старины глубокой Золотой Век должен начаться именно в вашей стране!

Времена повторяются. Это очевидно!

Несколько тысячелетий раньше исторический предшественник Путина — шестой аватар Вишну Парашурама — очень злился на правящую политическую элиту своего времени. Тогда эта элита называлась — варна (или каста) кшатриев. Но в бытность Парашурамы для той «надменной касты» дело лишь одними многолетними «последними предупреждениями» не закончилось. По свидетельствам Махабхараты, за забвение долга своей варны (отступление от Дхармы) и патологическую личную жадность Парашурама «трижды по семь раз очищал землю от кшатриев».
Заметим, у многих современных народов абсолютно такие же претензии к правящей касте своего времени. Но ещё крайне интересно то, что все битвы Парашурамы с кшатриями происходили в древности в непосредственной близости от Курукшетры. То есть на територрии нынешней России! Но происходило это задолго до того момента, когда на этом знаменитом поле произошла Великая битва между пандавами и кауравами.

О схожем развитии событий в древности свидетельствовал и очень известный в среде интеллектуалов европейский учёный и писатель, математик по образованию Рене Генон. Генон утверждал, что та древняя «разборка» между брахманами (в древности северные кельты их называли кабанами) и коррупционерами-кшатриями проходила на священной северной земле Варахи-Гипербореи, то есть на территории современной России. И мистически-примечательно то, что «северных кшатриев» древние кельты называли медведями.

Времена повторяются. Это очевидно!

Историческое ДЕЖА ВЮ

Дорога, по которой сегодня можно проехать в Гиперборею, пролегающая по районам Карелии, знаменита своим северным чудом Света — Беломоро-Балтийским каналом, соединившим северное Белое море России с её южными морями.

Беломорканал — это самый северный канал на земле. Общая его длина от Белого моря до Онежского озера — 227 километров. Канал преодолевает высоту 102 метра над уровнем Белого моря. 97 километров из его общей длины приходится на затопленные реки, 80 — на озера, 48 — на искусственное русло (то есть на непосредственно канал) и 1,7 километра — на прорытый в дне Белого моря морской канал. Но чудом является не это. Чудом являются сроки, за которые его построили. Работы по сооружению канала длились с 1931 до 1933 год. Канал строили около 300 тысяч заключенных, из которых 100 тысяч погибли… Но всё равно, остается очень большой загадкой — как такое грандиозное сооружение удалось построить всего лишь за 20 месяцев и 10 дней фактически кайлом и лопатой?

Впрочем, есть одна догадка. Она — из гиперборейской древности. В Карельском Заонежье и по сей день есть река, носящая название Сагаров Ручей. О сыновьях царя Солнечной династии Сагары, некогда в «гиперборейской древности» выкопавших очень большой канал, рассказывает один из сюжетов Махабхараты. Эти 60000 сыновей Сагары прорыли в древности канал тоже с юго-запада на северо-восток и тоже до самого Северного океана. Они тоже погибли, но тогда не от пуль вохровцев ГУЛАГа, а от огня испепелившего их Глаза мудреца Капилы. Поэтому вполне может быть, что Беломорканал — это историческое ДЕЖА ВЮ — уже виденное (и, возможно, в некоторых местах уже прорытое).

С возвращением домой, Кайласа!

Священная для индуистов гора Кайлас – местопребывание Творца и Разрушителя Вселенной Шивы и его супруги Парвати. Эта гора неоднократно упоминается в древнейшем эпосе Махабхарата. Вот, например, что о ней говорится в «Лесной» — одной из книг Махабхараты: «Пандавы прошли многие страны, миновали северных кауравов. Наконец, они увидали Кайласу с её дивными дивами высочайшую гору…». Эпос далее так описывает окружавший эту гору пейзаж: «Это очень ровный участок земли целительный по своей природе, красивый, без бугров, прохладный, с ласковым касанием ветра. От голода, жажды, зноя, стужи, от гибели, горя, ото всех зол она свободна … Богата многочисленными водохранилищами, прудками… вода его живописных озёр прозрачна. Лотосы, лилии везде цветут в блистающих озерах». А один из пандавов, могучий Бхима «шёл берегом озёр отрадных, заросших лотосами, то вдоль лесных опушек и на вершине Кайласы и увидал, как опьяненные мёдом пчёлы роились над лотосами». Заметим, что на санскрите и лотос, и кувшинка, и водяная лилия называются одинаково – ПАДМА. Махабхарата указывает также и на обилие гусей, уток-казарок, лебедей, которых было великое множество на этих водоёмах.
Традиционно считается, что Кайласа находится на юге — в Индии, хотя сама Махабхарата располагает её явно на севере — там, где древние арьи некогда выращивали ячмень.

Но все «странности» и явные смысловые нестыковки становятся легкообъяснимыми, если вспомнить, что:
— река-исток современной северорусской реки Пинеги ещё в середине XIX века называлась «Кайласа»;
— северорусская река Кайласа течёт именно по плоскогорью, на котором ещё в начале ХIХ века исследователи встречали большие поля дикого ячменя. Заметим, что ячмень – самый северный из хлебов и наибольшая его урожайность в мире именно на севере Европейской части России.
— на севере Восточной Европы от 69 с.ш. до 60 с.ш. рек с названием «Падма» по меньшей мере пять: три — в Северном Прионежье, одна — в Архангельской области и ещё одна — в Кирилловском районе Вологодской области;
— именно в этих — северных местах России многочисленные гуси, утки-казарки и лебеди выводят своё потомство.

Трубный глас древности

Среди священных гор древнеарийского эпоса Махабхарата одной из излюбленнейших была гора Гандхамадана (буквально, «опьяняющая благовониями») — «особо священная гора, населенная подвижниками, и одно из любимых местопребываний бога Шивы». Как сообщает комментатор к тексту одной из книг Махабхараты («Лесной») — «гора эта находится в Гималаях». Но тут же отмечается, что во входящем в Махабхарату составной частью «Сказании о Раме», о горе Гандхамадане говорится как о «горе на юго-западе Индии».

Не правда ли, очень странно? Ведь Гималаи никогда не находились на юго-западе полуострова Индостан. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на обычную школьную географическую карту. Но как описывает эту гору эпос? Оказывается «лес Гандхамаданы подобен райскому лесу, где разные водяные птицы: серые гуси, утки–казарки, чайки, утки-кряквы, нырки, фламинго, цапли, эти и еще другие водяные птицы кишмя – кишели повсюду. Кристально чистые озера своей гладью блистали. Белокрылые лебеди и всякие другие водяные птицы их населяли. Их украшали лотосы, кувшинки; вода в них была приятна, прохладна…».

И ещё одна прелюбопытная деталь. Эпос утверждает, что гору Гандхамадану оглашают трубные звуки, издаваемые дивным зверем ШАРАБХОЙ.

Что это за зверь такой? — спросите вы.

Известные индологи Г. М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский замечали, что: «прообразом ШАРАБХИ в арийской традиции был ЛОСЬ — наиболее сильный и крупный представитель семейства оленевых, живущих в северной лесной зоне». Согласитесь, что лось, оглашающий своими трубными звуками отроги Гималаев, — картина для Индии явно несколько необычная.

Но все становится на свои места, если мы вспомним, что в Карелии лось — обычный лесной зверь, и здесь же в гиперборейской Карелии, рядом с реками Шиваручей, Ручей Ганеш и Падма и по сию пору находятся озеро и гора с тем же названием – Гандамадана. Просто за несколько тысячелетий названия мест в этих краях, в отличие от имени лося — шарабхи, остались без каких-либо изменений.

Поочье — некогда древняя земля Бхарата

«В Волго-Окском междуречье есть множество рек, над «гиперборейскими» именами которых тысячелетия оказались не властны. И для доказательства этого не требуется особых усилий. Достаточно сравнить названия рек современного Поочья с названиями «священных криниц» (водоёмов) в Махабхарате, точнее, в той ее части, которая известна как «Хождение по криницам». Именно в «Хождении по криницам» дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганга и Ямуны по состоянию на 3150 г. до н.э.. Сравнивайте и делайте выводы сами (сначала приводятся название «священных криниц» Махабхараты затем даётся название одного из водоёмов современного Поочья):
Агастья — Агашка, Акша – Акша, Апага – Апака, Арчика — Арчиков, Асита – Асата, Ахалья – Ахаленка, Вадава – Вад, Вамана — Вамна, Ванша – Ванша, Вараха — Варах, Варадана – Варадуна, Кавери – Каверка, Кедара – Киндра, Хубджа – Кубджа, Кумара – Кумаревка, Кушика – Кушка, Мануша – Манушинской, Париплава – Плава, Плакша – Плакса, оз. Рама — оз. Рама, Сита – Сить, Сома – Сомь, Сутиртха – Сутертки, Тушни — Тушина, Урвашн — Урвановский, Ушанас – Ушанес, Шанкхини — Шанкини, Шона — Шана, Шива — Шивская, Якшини — Якшина.
Может показаться удивительным, но мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением названий «священных криниц» Махабхараты с названием рек современной Средней России, но даже и с точным соответствием их взаимного расположения.

Пра и сегодня Пра

Согласно Махабхарате, некогда к югу от священного леса Камьяка текла в Ямуну река Правени (то есть «Пра»-река), а рядом располагалось озеро «Годавари» (на санскрите «вара» — круг).

И сегодня к югу от Владимирских лесов течёт в Оку (бывшую Ямуну) река «Пра». И по прежнему здесь же располагается круглое озеро «Годь».

И всё такие же «неблагодарные»

«Махабхарата рассказывает, как некогда, в предавние времена мудрец Каушика во время засухи обводнил реку Пару. Позже люди переименовали за этот подвиг реку Пару в «Каушику» — в честь этого мудреца. Та река текла с юга в Ямуну. Далее эпос сообщает, что «неблагодарные местные жители всё равно называли реку Парой».

Сегодня, как и тысячи лет назад в реку Оку (Ямуну) впадает река, которую и по сей день местные жители называют «Пара». Как видите, они так и остались «неблагодарными» по отношению к Каушике эти местные жители».

Эта редкая буква «Ф»

В санскрите, как и в русском языке, слова с начальной буквы «Ф» чрезвычайно редки. Например, из списка приведённых в Махабхарате рек только одна в начале своего названия имеет букву «Ф» — Фальгуна. Согласно Махабхарате река Фальгуна впадала в реку Сарасвати, а та, согласно древнеарийским текстам, была единственной большой рекой, текшей к северу от Ямуны и к югу от Ганги и впадавшей в Ямуну у её устья. Если мы правы, то согласно нашим представлениям этой рекой сегодня может быть только самый крупный и полноводный левобережный приток Оки, то есть современная Клязьма. Клязьма течёт именно к северу от Оки и к Югу от Волги. И что же? Среди сотен притоков Клязьмы сегодня только один носит название, начинающееся с буквы «Ф». Что эта за река? Фалюгин! За 5000 лет столь необычное название древней реки фактически не изменилось.

Была Матура — теперь Липецк

В России на реке Воронеж находится крупный город Липецк. Нет, этого названия вы не отыщете в Махабхарате. Но зато вы найдёте там название города Матура (Матхура) – одного из семи священных городов древних арьев. Эпос говорит о том, что для захвата Матуры Кришне необходимо было вначале овладеть пятью возвышенностями в его окрестностях. Но и по сей день в реку Воронеж у Липецка впадает река Матыра и, как и много тысяч лет назад, пять холмов к северу от Липецка продолжают господствовать над долиной.

Шива с Севера?

В одной из книг Махабхараты — «Лесной» повествуется о том, что «некогда на юго-западе земли арьев жил могущественный царь по имени Сагара (что на санскрите значит «море», «океан»). Он подчинил себе всех воинов и обладал несметными богатствами. Но детей у него не было. И тогда царь вместе с двумя «голуболотосоокими» женами отправился на гору Кайласу, молить Творца Вселенной Шиву даровать ему детей. Мольба царя была услышана и жены родили Сагаре шестьдесят тысяч и одного сына. Эти 60000 сыновей Сагары прорыли канал с юго-запада на северо-восток до самого океана, а затем погибли, испепеленные огнем божественного мудреца Капилы».
Не вдаваясь далее в подробности сюжета, отметим, что в списках населенных мест российской Олонецкой губернии ХIХ века значится река под названием «Сагаров Ручей». И здесь же, у Онежского озера, протекали три реки с весьма «странными» названиями: «Шива Ручей», «Падма» и «Ганеш».
А «странность» заключается в том, что обычно культ Бога Шивы и его слоноголового сына Ганеша связывают исключительно с чернокожим дравидийским населением полуострова Индостан. А тут, надо же, на русском Севере все благородное семейство вместе: и Шива, и Ганеш, и супруга Шивы Парвати, одно из многих имен которой Падма (что означает «кувшинка» или «лотос»). Плюс к этому, не где-то в далекой Индии, а в Карелии рядом с этими вышеупомянутыми «шиваитскими» реками до сих пор расположены ещё «индийская» Ганг-река и целых два Ганг-озера. Не удивительно ли?!

Российский Север или древняя Белая Индия?

«У Карамзина в «Истории государства Российского» под 1605-1606 гг. в описании пира в честь приезда Мнишека в Москву говорится, что: «Во время обеда привели двенадцать лопарей, бывших тогда в Москве с данию, рассказывали любопытным иноземцам, что сии странные дикари живут на краю света, близ Индии и Ледовитого моря, не зная ни домов, ни теплой пищи, ни законов, ни веры».

Вне сомнения, что в начале ХVII века русские люди уже имели ясное представление о том, что Индия, откуда привозили дорогие ткани, пряности, драгоценные камни, находится на далеком юго-востоке. Но они также хорошо знали и берега Ледовитого моря и быт лопарей. И, если они и говорили об «Индии на краю света близ Ледовитого океана», то имели, наверняка, на это очень веские основания. Заметим, что:
• в современной Швеции есть реки Винганг и Индальсэльф, что значит «индийская река»;
• на границе Норвегии и России есть залив Варангерфьерд, а в современной Индии (в штате Антхрапреш) течет река Винганга, а рядом с которой находится город Варангал;
• согласно летописям в 1691 г. глава города Варангера–Кнаг прибыл в город Индиагер («индийский город»), находившийся в Лапландии на границе России, жители которого «платили дань трем королям: датскому, шведскому и русскому».
Как видим, далеко не случайно в 1916 году поэт Николай Клюев писал о России (в стихотворении «Поэту Сергею Есенину»):

«Певчим цветом алмазно заиндевел
Надо мной древосложный навес,
И страна моя, Белая Индия
Преисполнена тайн и чудес».

Северные Увалы

«Северные Увалы – это аномалия Русской равнины» — утверждал один из крупнейших геоморфологов второй половины ХХ века Ю.А.Мещеряков. Действительно, именно Северные Увалы являются главным водоразделом бассейнов северных и южных морей. Но ведь именно на этой широте Северных Увалов – помещал знаменитый историк античности Клавдий Птолемей знаменитые Рипейские — Гиперборейские — Алаунские горы, аналогичные горам Меру и Хара арийской Традиции. Клавдий Птолемей писал, что «внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами».
Русский этнограф Н.А. Иваницкий в 1890 г., говоря о ландшафтах Вологодской губернии, отмечал: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Усть-Сысольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы и плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем. Надо думать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе в ХIХ веке Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности названия своих гор».

Воронеж или Варанаси?

«Самым великим из 7-ми священных городов древних арьев был город «Варанаси» – центр учёности и столица царства «Каши» (то есть «сияющего»). Эпос утверждает, что город «Варанаси» был основан в глубочайшей древности — при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа. По астрономической хронологии Махабхараты город «Варанаси», как столица, существовал уже за 12 тысяч 300 лет до наших дней. Название его производят от наименования рек «Варана» и «Аси», на которых стоял этот город, или, что вполне возможно, от «вара-наш» («круг» или «крепость» наша).

Но, если вспомнить:
— что нынешняя река «Воронеж» вплоть до XVIII века называлась «Великой Вороной»;
— что на этой реке стоит древнерусский город Воронеж, название которого очень близко к «Варанаси»;
— что ещё в XVII веке воронежскую крепость называли «Воранаш»;
— что древнеарийский эпос указывает, что в районе арийского Варанаси текли реки «Аси», «Кавери», «Дева», а недалеко находились водоём «Вай-дурья» (на санскрите «дурья» — гора) и гора «Дева-сабха» (на санскрите «сабха» — сопка);
— что и сегодня в Воронежской и Липецкой областях течёт река Бай-гора, а холмы южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона, зовутся «Девогорье»,
то вполне закономерный вывод из вышесказанного вы сделаете сами.

Крапивна. Город матсьев Уплава?

«В одной из книг Махабхараты рассказывается о городе УПЛАВА, бывшей некогда столицей народа матсьев, проживавших в царстве Вираты (на санскрите слово «вирата» означает «крапива»). Народ «матсьи» упоминается в Ригведе, Каушитаки упанишаде, в Гопатхе брахмане, в Ману санхите и Шатапатха брахмане. Махабхарата (книга «Сауптикапарва» — «Книга о нападении на спящих») сообщает о матсьи, как о союзниках Пандавов во время кровопролитной битвы на поле Курукшетры.
В современной Тульской области России есть город Крапивна. Считается, что название этого города произошло от густых порослей крапивы в здешних местах. Сохранилась и другая, возможно, сакральная версия происхождения названия города (так как часто в старых документах Крапивна пишется через «о» — «Кропивна») — от слова «кропить», в смысле освящать». Но самое удивительное, что стоит этот тульский город на месте слияния двух рек… Упы и Плавы».

Всё как и в древности

«Описывая давние, ещё доарийские времена, Махабхарата сообщает, что длина хребта Меру (или «Хары») равнялась (в переводе на нашу меру длины) 1600 км, а на Западе его ограничивала местность «Гандхамадана». Но и сегодня в Вологодской области России, в районе Северных Увалов можно встретить такие названия рек, гор, населенных мест как Харово, Харовская гряда, Харовка, Мандара, Мандарово. На соседней Костромской земле, на ближайших подходах Северных Увалов к Волге и до сих пор течет река Мера. А если мы отложим от современной горы Нарады на Северном Урале (ныне «Народной») именно по Северным Увалам 1600 км строго на запад, то мы попадем в Карельское Заонежье, где до сих пор есть озеро… Гандамадана и гора Гандамадана. И здесь же, в районе Гандамаданы, и по сей день течет река Сагаров Ручей. О сыновьях же Сагары, некогда в древности выкопавших большой канал, рассказывает один из сюжетов уже упоминавшегося нами известнейшего древнеиндийского эпоса».

Плоскогорье Кайласа и река Пинега

Вьяса — легендарный древнеиндийский риши (мудрец), почитавшийся составителем собраний Вед, пуран и творцом «Махабхараты». Согласно «Махабхарате», Вьяса, дед Пандавов, родился на острове посреди священной Ямуны; его матерью была молодая Кали (Сатьявати), а отцом — мудрец Парашара, сын Шакти. Он был истинным, прозревшим свою суть мудрецом, чистым духом и искренним. Он был поэтом и провидцем прошлого, настоящего и будущего. Величайший из всех знатоков Вед, он разделил одну Веду на четыре. Традиция сообщает, что «разделив Веды Вьяса все ещё испытывал внутреннее беспокойство и недовольство собой. И лишь записав «Шримад-Бхагаватам» он обрёл мир и спокойствие в душе».

Знаменитый ведийский трактат «Шримад-Бхагаватам» сообщает, что «есть также другие горы, которые красиво располагаются вокруг подножия горы Mеру, словно волокна вокруг чашечки лотоса. К ним относятся Куранга, Курара, Кусумбха, Ваиканка, Tрикута, Шишира, Патанга, Ручака, Нишадха, Синиваса, Капила, Шанкха, Ваидурья, Джарудхи, Хамса, Ришабха, Нага, Каланджара и Нарада. С восточной стороны горы Сумеру расположены две горы: Джатхара и Девакута, простирающиеся на север и на юг на 18000 йоджан. Tочно также еще две горы — Павана и Париятра — расположены с западной стороны Сумеру и простираются на север и на юг на такое же расстояние. С южной стороны Сумеру расположены Каиласа и Каравира — две горы, протянувшиеся на восток и на запад на 18000 йоджан, и, наконец, с северной стороны Сумеру, простираясь на восток и на запад на такое же расстояние, расположены две горы, которые называются Tришрингой и Mакарой».

И сегодня, как и во времена Вьясы, на севере России, в Архангельской области можно прогуляться по ориентированному именно с запада на восток плоскогорью Кайласа.

Древняя Ямуна страны Брахмы

«Как повествует Авеста, по берегам моря Ворукаша («Молочного моря» Махабхараты) и реки Ранхи располагался ряд арийских стран от Арьянам Ваэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге, за Ранхой. Эти же семь стран упоминаются в Ригведе и Махабхарате как земли между Гангой и Ямуной, на Курукшетре. О них говорится: «Прославленная Курукшетра, все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов», или «Курукшетра — святой Алтарь Брахмы; туда являются святые брахманы — мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали».
Так что же это за реки — Ганга и Ямуна, между которыми лежала страна Брахмы?
Ранха (Ганга) — это Волга. Но древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганга, текущим с юго-запада. Посмотрим на карту. И нам станет сразу ясно, что древняя Ямуна — это наша с вами Ока! Возможно ли это? Судя по всему, да! Не случайно в течении Оки то там, то здесь попадаются реки с названиями: Ямна, Ям, Има. И более того согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы».

«Красавица народная»

Великий древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более 5 тысяч лет назад между «Индом и Гангом». До нас Махабхарата дошла в 200 тысячах строк стихов в 18-ти книгах. В одной из них — «Лесной» описаны священные реки страны древних арьев, которая в эпосе называлась «Бхаратой». Завершающим событием повествования Махабхараты была битва на Курукшетре в 3102 г. до н.э. Однако, как свидетельствуют данные науки, арийских племен на территории Ирана и Индостана в 3102 году до н.э. еще не было, так как жили они тогда ещё на своей прародине.
Но где же она находилась?
Как известно, великая русская река — Волга вплоть до II в. н.э. носила имя «Ранха» (или «РА»), под которым ее знала священная книга зороастрийцев Авеста. Но ведь «Ганга» — это лишь слегка изменённая авестийская «Ранха». Она же — нынешняя русская река Волга, название которой с санскрита переводится, как «прекрасная» (на санскрите «valga»)!

Царство Куберы

«Махабхарата повествует о том, что на севере в систему священных гор входила «Кайласа» — царство Бога богатства Куберы. И сегодня исток реки Пинеги (притока Северной Двины) все так же называется «Кайласа». А течет она среди плоскогорья, которое у местных жителей в древности называлось также — «Кайласа».

«Жилище Нарады»

Легенды Махабхараты повествуют о великом мудреце и подвижнике Нараде, жившем на Севере и передававшем людям веления Богов, а Богам — просьбы людей. А самая высокая вершина Северного Урала вплоть до 1928 года носила название «Нарада», когда в честь 10-летия Октябрьской революции она была переименована в гору «Народную».

Гора Манарага

Согласно ведийским преданиям, прапредок людей Ману, спасаясь от потопа, прикрепил свой корабль к рогу огромной рыбы и остановился на отроге горы, которая была названа «Склоном Ману». На Северном Урале до сих пор есть гора — Манарага, а вблизи от неё течет одноимённая с ней река. Женой Ману, по преданию, стала появившаяся из молока и масла, принесенного прапредком в жертву, женщина по имени Ила или Ида. Но рядом с Манарагой и сегодня течет река Ила или Илыч».

С.В. Жарникова. Локализации священных гор Меру и Хары

Среди многих неразгаданных тайн древнейшей истории народов Евразии отнюдь не последнее место занимает проблема, вот уже более столетия волнующая умы исследователей и порождающая все новые и новые, порой абсолютно взаимоисключающие гипотезы, — это вопрос о том, где же находились легендарные Хара и Меру, священные северные горы индоиранского (арийского) эпоса и мифов, с которыми соотносят, как правило, скифские Рипейские, или Гиперборейские горы античных авторов.

Пур наволок что означает. Смотреть фото Пур наволок что означает. Смотреть картинку Пур наволок что означает. Картинка про Пур наволок что означает. Фото Пур наволок что означает

Начатая более 80 лет назад книгой выдающегося политического деятеля Индии Бала Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах»1 серия публикаций, в той или иной мере связанных с этим вопросом, продолжается и по сей день. Ответ на вопрос, по-видимому, так и не найден, о чем свидетельствуют две последние по времени публикации — книга Г. Бонгарда-Левина и Э. Грантовского «От Скифии до Индии» (1983)2 и И. Куклиной «Этногеография Скифии» (1985)3, дающие совершенно взаимоисключающую локализацию так называемых Рипейских гор, причем в основу этих локализаций легли одни и те же мифологические сюжеты, одни и те же исторические источники, одни и те же, данные древними авторами, географические ориентиры.
Г. Бонгард-Левин и Э. Грантовский, обобщив и проанализировав материалы «Авесты», «Ригведы», «Махабхараты», сообщения Геродота, Помпония Мелы, Плиния, Птолемея, средневековых арабских путешественников Ибн Фадлана, Ибн Баттута и др., пришли к выводу, что повторяющиеся во всех без исключения источниках географические характеристики вполне реальны и дают возможность ассоциировать Рипейские горы, Хару и Меру конкретно с Уральскими горами, так как только Урал соответствует почти всем тем специфическим особенностям, которые считались необходимыми атрибутами священных северных гор: большой высотой, природными богатствами, близостью к северным морям и т. д.4 С таким решением вопроса в корне не согласна И. Куклина, автор «Этногеографии Скифии». В основу ее концепции легло убеждение в том, что: «По-видимому, прежде всего необходимо отделить одно от другого представления о мифических северных горах и о горах, которые располагаясь к северу от Скифии, реально давали начало многим земным рекам. Те и другие называются Рипейскими, однако локализации поддаются, несомненно, только эти последние горы, тогда как первые, связанные с Крайним Севером и Гипербореями, следует искать не на карте, а в мифотворчестве индоиранских народов»5. Для обоснования своих выводов она также приводит обширный свод высказываний античных авторов — Псевдо-Гиппократа, Дионисия, Евстафия, Вергилия, Плиния, Геродота и т. д.6 — о северных горах, именуемых Рипейскими, и далее, обращаясь к работе Г. Бонгарда-Левина и Э. Грантовского, вслед за ними приводит образцы поразительных совпадений между скифскими полярными представлениями, древнеиндийской и древнеиранской «арктической» традицией7. Но, говоря об этих совпадениях, И. Куклина делает следующий вывод: северные горы и весь «арктический» цикл — всего лишь миф, пересказ сведений, полученных от коренного населения Сибири, а с реальными Рипейскими горами могут ассоциироваться только хребты Тянь-Шаня, так как они являются единственной широтной водораздельной грядой в этой части Евразии, отличаются большой высотой, находятся на севере по отношению к Индии и Ирану и т. д.8

Здесь следует выделить следующие группы сведений, касающихся Рипейских гор, Хары и Меру, идентичных у средневековых арабских путешественников, у античных авторов, в скифской, древнеиндийской и древнеиранской мифической традиции, на которые обращают также внимание и авторы «От Скифии до Индии», и автор «Этногеографии Скифии»:

1. Рипейские горы, Хара и Меру протянулись с запада на восток, отделив север от юга.

2. На севере, за Рипейскими горами, Харой и Меру находится Ледовитый, или Кронийский, или Мертвый, или Молочный океан, или огромное море Воурукаша, куда впадают реки, текущие с этих гор на север.

3. Рипейские горы, Хара и Меру являются водоразделом, так как делят реки на текущие на юг и текущие на север.

4. С вершин Хары, Меру и Рипейских гор берут начало: а) небесная Ганга, б) священная Раха, в) река Русийа, г) все большие реки Скифии, кроме Истра-Дуная.

5. В этих северных краях всегда молено увидеть высоко над головой Полярную Звезду и созвездие Большой Медведицы.

6. Здесь полгода длится день и полгода — ночь, зимой дует холодный северо-восточный ветер, приносящий много снега.

7. Реки, берущие начало в этих горах, текут в золотых руслах, а сами горы таят в себе несметные богатства.

8. Горы, покрытые лесами, изобилуют зверем и птицей; очень высоки, непроходимы.

9. За Рипейскими горами, Харой и Меру лежит счастливая страна9.

Высказывая свое несогласие с локализацией северных гор на Урале, И. Куклина резонно отмечает, что при такой постановке вопроса «получаются следующие, по существу, неустранимые противоречия: во-первых, Рипейские горы, по недвусмысленным свидетельствам античных писателей, должны быть вытянуты в широтном направлении… что никак не может быть увязано с Уральскими горами; во-вторых, Уральские горы все-таки расположены на восток или северо-восток от причерноморской Скифии, а вовсе не на север от нее; в-третьих, Уральские горы не являются тем водоразделом, с которого берут начало скифские реки»10.

С этими возражениями трудно не согласиться. Но, находя противоречия у авторов «От Скифии до Индии», их оппонент тоже оказывается перёд практически неустранимыми противоречиями. Во-первых, Тянь-Шань, хоть и протянулся в широтном направлении, но отнюдь не является водоразделом рек, впадающих в Северное и Южное моря. Здесь действительно берет начало великая река Средней Азии — Сырдарья, но впадает она в Аральское море, которое вряд ли можно назвать Ледовым, или Мертвым океаном. Что касается остальных рек Средней Азии (т. е. текущих на север), то все они не несут свои воды в море, что никак не соответствует ни индоиранской мифопоэтической, ни скифской традициям. И хотя на Тянь-Шане находится водораздел рек Средней Азии и Кашгарии, все реки, текущие отсюда на юг, также не впадают ни в какое море, а являются притоками одной-единственной реки Тарим, теряющейся в пустыне Такла-Макан. Здесь также не приходится говорить о реках, текущих в золотых руслах, о годе, где шесть месяцев день и шесть месяцев — ночь, о Полярной Звезде и Большой Медведице высоко над головой и о многом другом, связанном именно со священными северными горами. Таким образом, мы останавливаемся перед парадоксом: Урал не может быть ассоциирован с Рипейскими горами скифов и священными Харой и Меру индоариев по вышеизложенным причинам, но и Тянь-Шань также в рамки традиционных представлений не укладывается. Хотя автор «Этногеографии Скифии» считает, что северные горы — это только миф и «не вызывает сомнений тот факт, что индоиранцы не жили в приполярных местностях и получили реальные сведения о полярных явлениях, переплетенных с легендами о северных горах11 и небожителях, от своих северных соседей», трудно представить себе такой невероятный феномен, как возникновение у разных народов «мифа» с вполне конкретными географическими характеристиками: протяженностью, широтной ориентацией, направлением ветров, долгой зимой, полярным сиянием и т. д., в то же самое время не имеющими под собой реальной основы. Это тем более странно, если учесть следующие обстоятельства: в традиции «Махабхараты» и «Ригведы» на севере находилась страна Хариварша, местопребывание Рудры-Хары — «Столпника, носящего светлые косы»12, «святого властелина Хари-Нараяны, бесконечного Пуруши, пресветлого вечного Вишну, камышеволосого, русобородого, всех существ Предка»13. Именно на севере обитал бог богатства Кубера, здесь помещались «семь риши» — сыновья бога-творца Брахмы, которые почитались как семь Праджапати — «владык существ», праотцов, прапредков, воплощавшихся в семи звездах Большой Медведицы14. И, наконец, на севере находился «чистый, прекрасный, кроткий желанный мир», где «возрождаются добродетельные люди»15, и вообще, «северная часть земли всех других прекрасней, чище», а «день богов» — это путь солнца на север16.

Нам представляется, что в данном случае И. Куклина, вероятно, далека от истины, утверждая, что северные горы индоиранского эпоса — это чистый вымысел, и не имеет смысла искать их на географической карте; однако трудно согласиться и со всеми авторами гипотезы об Уральской локализации гор Хара и Меру: слишком много противоречий несет в себе и эта концепция.

Вероятно, имеет смысл еще раз обратиться к древним источникам, тем более, что среди исследователей растет убежденность в том, что верить античным авторам можно и должно. Так, М. Агбунов на основе привлечения данных палеогеографии для изучения изменений береговой линии Черного моря приходит к выводу, что «произведения древних авторов представляют собой, как правило, достоверный источник и заслуживают большего внимания и доверия. …Хочется подчеркнуть, что конкретные историко-географические описания античных авторов в большинстве своем абсолютно достоверны»17. В данном случае мы обращаемся к такому авторитетному источнику, как «География» Птолемея, тем более что к нему нас отсылают и авторы книги от «Скифии до Индии», и автор «Этногеографии Скифии». Но так как текст, как мы уже убедились ранее, можно интерпретировать по-разному для доказательства взаимоисключающих концепций, обратимся к карте Птолемея, вернее, к той ее части «Географии» (изданной в Риме в 1490 г.), где на севере изображена цепь гор, названных Гиперборейскими (НYPERBOREI MONTES), и, приводя которую, Г. Бонгард-Левин и Э. Грантовский говорят об ошибке Птолемея, поместившего на севере горы, которых нет18.

Для сравнения мы используем карту европейской части СССР19 и обнаружим, что на карте Птолемея есть такие вполне реальные географические объекты, как Балтийское, Черное, Азовское моря, а также Каспийское море с впадающей в него Волгой, названной древним авестийским именем RHA*, отмечены все более или менее значительные возвышенности вплоть до Южного Урала, который отделен значительным расстоянием от намеченных Птолемеем на севере и протянувшихся в широтном направлений Гиперборейских гор, дающих начало двум истокам священной реки древних иранцев — Рахи. Уже эта карта свидетельствует о том, что Птолемей, а вероятно, и географы древности задолго до него различали Гиперборейские (или Рипейские) горы и Урал, и не ассоциировали их друг с другом.

На поставленный нами вопрос, прав или неправ был Птолемей, есть ли на севере такие возвышенности, с которых берут начало Волга** и Кама, карта СССР дает беспристрастный ответ: такие возвышенности есть! Это находящиеся на северо-востоке европейской части СССР, объединяющиеся при посредстве Тиманского кряжа в единую систему с Северным Уралом и протянувшиеся с запада на восток на 1700 км Северные Увалы***. В своем капитальном труде «Рельеф СССР», вышедшем в свет в 1972 году, один из крупнейших советских геоморфологов Ю. Мещеряков писал: «Мировой водораздел, ограничивающий бассейн Северного Ледовитого океана, наиболее выдвинут к югу, в глубь материка Евразии, в азиатской части СССР. Максимальное расстояние от океана до водораздела (3000-3500 км) отмечено на меридианах Байкала-Енисея… Перейдя Урал, линия водораздела сразу резко приближается к побережью, в пределах возвышенности Северные Увалы линия водораздела удалена от побережья всего на 600-800 км»20. Далее он пишет о том, что положение главного водораздела северных и южных морей на Русской равнине принадлежит Северным Увалам, и, называя их «основной орогидрографической аномалией Русской равнины», отмечает парадоксальность того, что «наиболее высокие возвышенности (Среднерусская, Приволжская), расположенные в южной части равнины, не являются главными водораздельными рубежами, а уступают эту роль маловыразительным, сравнительно невысоким Северным Увалам»21. Ю. Мещеряков указывает также, что в отличие от большей части возвышенностей Русской равнины, имеющих меридиональное направление, «остается неясным происхождение инверсионной морфоструктуры Северных Увалов. Эта возвышенность имеет не меридиональное, а субширотное направление»22. Говоря о «тесной, органической связи между волнообразными деформациями Урала и Русской равнины», он подчеркивает, что «…от орографического узла «Трех камней» (Конжаковский камень — 1569 м, Косьвинский камень — 1519 м и Денежкин камень — 1492 м) отходит Тиманский кряж. Этот расширенный и повышенный участок Урала лежит на широте Северных Увалов и объединяется с ними в единую широтную зону поднятия»23. В той же работе отмечено единство происхождения Северных Увалов, Галичской и Грязовецко-Даниловской возвышенностей24, т. е. тех широтных поднятий на территории Северо-Востока европейской части СССР, которые объединяют в единую дугу возвышенности Карелии, Северные Увалы и горы Северного Урала, т. е. ту часть хребта, которая имеет северо-северо-восточную направленность. Итак, Северные Увалы — главный водораздел рек севера и юга, бассейнов Белого и Каспийского морей — находятся именно там, где на карте Птолемея помещены Гиперборейские (или Рипейские) горы, с которых берет начало священная река «Авесты» — Рха. Однако по той же авестийской традиции исток этой реки находится на горах Высокой Хары — Хары Березайти, на «золотой вершине Хукарйа»25. Здесь небезынтересно привести сообщение Ал-Идриси (XII в.) о горах Кукайа, которые он помещает на крайнем северо-востоке Ойкумены и «которые могут быть связаны с Рипейскими горами античных географов, и прежде всего Птолемея»26, а также горой Хукарйа «Авесты». Ал-Идриси, рассказывая о горах Кукайа, с которых берет начало река Русийа, отмечает, что: «В упомянутую реку Русийа впадает шесть больших рек, истоки которых находятся в горах Кукайа, а это большие горы, простирающиеся от Моря Мраков до края обитаемой Земли… Это очень большие горы, никто не в состоянии подняться на них из-за сильного холода и постоянного обилия снега на их вершинах»27.

Если принять локализацию Рипейских (Гиперборейских) гор и гор Кукайа как Северных Увалов, то найти эти шесть рек несложно. В Волгу (Русийу? — С. Ж.) действительно впадают берущие начало именно на Увалах шесть рек — Кама, Вятка, Ветлуга, Унжа, Кострома и Шексна****. Таким образом, если считать истоком Волги, как это было принято в античной традиции, Каму, то начинается собственно Волга — RHA — Птолемея и «Авесты» действительно с Северных Увалов (тем более что реальные истоки Волги расположены на Валдайской возвышенности, входящей в состав южной части описанной дуги возвышенностей). С них же берет начало и величайшая из рек Русского Севера — могучая и полноводная Северная Двина, впадающая в Белое море и имеющая более тысячи притоков. Среди крупных притоков Северной Двины выделяется один — река Емца, не замерзающая зимой, так как в ее каньоне бьют «кипуны» (источники)29.

В гимне Ардвисуре Анахите — священной реке «Авесты» — есть следующие строки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *