Пушкин что в имени тебе моем дата
Полный анализ стихотворения «Что в имени тебе моем» (А.С. Пушкин)
Полный анализ стихотворения «Что в имени тебе моем», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, дает нам возможность насладиться непревзойденной лирикой поэта. Команда Литеровед.ру подготовила вам полный анализ стихотворения, из которого можно узнать историю создания, основную мысль, а так же много интересных фактов о данном произведении.
История создания
Данное стихотворение появилось в печати ещё при жизни поэта. Посвящалось оно той девушке, которая никогда не любила поэта, чего не скажешь о нём. Но дальнейшая информация о данном стихотворении неоднократно придавалась спорам и уточнениям. Со стопроцентной уверенностью так и нельзя назвать, кому же именно посвятил данные строки автор, и в каком точно году они были написаны. Одной из самых убедительных версий является то, что написано оно было в Петербурге в альбом К.Собаньской. Окончательный вариант данного произведения приходится на 5 января 1830 года, что доказывает то, что запись в альбоме Собаньской не есть первоначальная, но уже окончательная. Сам же Пушкин на черновике ставит дату 1829 года, но ставит по памяти, что тоже не дает возможности узнать точную дату создания.
Жанр, размер
«Что в имени тебе моем?» является философским произведением, которое даже начинается с риторического вопроса. Отнести его можно к медитативной лирике, поскольку в нем преобладают глубокие размышления на извечные проблемы жизни. Так же в данном тексте мы можем видеть размышления лирического героя на тему любовных отношений.
Стихотворение «Что в имени тебе моем?» Александр Сергеевич пишет ямбом, при этом использует два вида рифмовки – перекрестную и кольцевую.
Темы, проблемы
Начинается стихотворение с риторического вопроса, в котором и заключается основная проблема произведения. Автор показывает то, что девушке нет до него дела, поэтому и имя его для неё не имеет никакого значения. Ей безразлично все то, что с ним связано. Основной темой можно выделить неразделенную любовь лирического героя, его воспоминания о прекрасных моментах, и горькое разочарование от того, что он был отвергнут любимой. Проблема стихотворения заключается в том, что девушке не нужен ни он, ни его имя. Но он продолжает надеяться на то, что в сложной жизненной ситуации она вспомнит его.
Композиция
Что же касается композиции, то она двойственна в данном стихотворении.
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Здесь мы можем видеть то, что поэт задает риторический вопрос, на который знает ответ. Он понимает то, что данный курортный роман ничего не значит для красавицы, и не оставил в её душе совершенно никакого следа. Он безразличен для неё, точно так же как и его имя.
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
В этих строках мы видим полное забвение. Говоря о смерти, автор намекает на то, что оно исчезнет со временем, растворится.
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Далее автор сетует на то, что даже воспоминанием оно вряд ли останется в памяти девушки. Для его избранницы это было лишь мимолетное событие, которое не оставило в её душе и сердце никакого следа.
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
И лишь в заключительной строфе стихотворения наш лирический герой высказывает надежду на то, что в трудную минуту девушка все же вспомнит о нем. О том сердце, что любит её.
Средства выразительности
Для того, чтобы придать стихотворению яркости и усилить впечатление, оказанное на читателя, Александр Сергеевич использует большое количество различных средств выразительности. Благодаря эпитетам, использованным в тексте, образы стихотворения обретают яркость и глубину. Так же здесь мы можем видеть сравнения и олицетворения, которые вносят свои яркие краски в текст произведения. Ну и заканчивается стихотворение использованием метафоры, которая вселяет определенную надежду.
Образы, символы
В образе лирического героя без труда можно узнать самого поэта, который страдал от неразделенной любви. Воспоминания о девушке не давали ему покоя, терзали его душу. Для нее же это была просто интрижка, которой она даже не придала особого значения.
В образе возлюбленной поэта автор запечатлел Кристину Собаньскую. Встреча, с которой произошла в Одессе, в то время, как автор отбывал там ссылку. Мимолетное увлечение не оставило в сердце девушки никакого следа.
Основная мысль
Основной мыслю произведения является размышления о жизни, любви и взаимности. Насколько большую роль это все играет в жизни человека. Не всегда наши чувства взаимны. Порой мы даже не замечаем того, что кто-то с нетерпением ждет нашей встречи. А все почему? Да потому что для нас эта встреча не была решающей. Более того, она ничего не значит для нас. А другой человек в это время страдает и не находит себе места. Поэт питает надежду на то, что хотя бы в самую сложную минуту жизни эго любовь сможет помочь прекрасной девушке. Он хочет, чтобы она знала, что всегда есть сердце, которое любит и ждет только лишь её.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Александр Пушкин — Что в имени тебе моем: Стих
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Анализ стихотворения «Что в имени тебе моем?» Пушкина
Будучи в ссылке в Одессе, Александр Сергеевич Пушкин повстречался с Каролиной Собаньской, графиней. Этот роман остался в памяти поэта как самое светлое и знаменательное любовное приключение, связавшее их сердца искренними чувствами, как казалось на тот момент Пушкину. Как и любое другое «курортное» романтическое отношение между двумя людьми – оно быстро угасло и пропало сразу после того, как поэт возвратился на родину. Спустя несколько лет Пушкин обручается с будущей супругой Натальей, но в какой-то момент понимает, что этот шаг не правильный, ошибочный, и решает вернуться к Каролине, предложив ей стать его женой. Неожиданный отказ графини от предложения руки и сердца поэта разбивает Пушкину сердце, и заставляет поэта погрузиться в депрессивное состояние, вернуться к Натали, и собрав остатки чувств написать стихотворение «Что в имени тебе моем?».
Философское произведение «Что в имени…» можно отнести к лирическому медиативному стихотворению, в котором выражены эмоции, переживания, беспокойство по поводу человеческой жизни и взаимоотношений в целом.
Главный вопрос, заданный поэтом в стихотворении, является риторическим, а так же содержит в себе ответ. Несмотря на робость и боязнь получить отказ, Пушкин все равно поехал к возлюбленной, с небольшой надеждой на взаимность и светлое будущее.
Боль и душевные терзания поэта тонкой связывающей нитью пронизывают все стихотворение, задев струны души каждого читателя и показав, в каком состоянии была душа поэта после полученного отказа от любимой женщины.
В произведении можно встретить анафорические строки-утверждения:
«Оно умрет, оно оставит мертвый след…»,
«Что в имени, что в нем? …» —
Приводит читателей к мысли самоуничижения и забвения, а также исчезновении как личности.
Внимательно проникшись произведением, и прочитав строфы, с точностью поняв их ритмичность, можно смело утверждать, что эпитеты: печальной, мертвой, чистых, нежных и др. – вносят в композицию стихотворения некую двойственность. Категоричность поэта и негативно-депрессивный настрой, который легко просматривается в начале – ослабевает, и уступает место надежде на события и счастливые моменты, навсегда запечатленные в памяти поэта.
В стихотворении «Что в имени тебе моем?» — Пушкин часто использовал сравнительные образы и ассоциации. Он считал, что одно из самых больших сокровищ человека – это то, что хранит его память. Те чувства, эмоции, воспоминания, которые грели сердце в светлые времена, но больше никогда не повторятся снова. Память способна победить все, и даже быстротечный ход времени. Надежда, оставшаяся в сердце поэта, подтверждается в третьей части произведения, где имеют место фразы о самых нежных и чистых воспоминаниях поэта.
В четвертом четверостишье стихотворения можно наблюдать переломный момент психологической композиции произведения.
Последние куплеты стихотворения, в отличие от первой части, содержат множество глаголов, употребленных в форме настоящего времени, которые усиливают надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к возлюбленной.
Что в имени тебе моем…
Стихотворение «Что в имени тебе моем…» было написано А.С. Пушкиным в 1830 году в альбоме Собаньской, когда они встретились в Санкт Петербурге. С графиней Пушкин познакомился еще в Кишиневе, находясь в ссылке. Он нигде не говорит о знакомстве с нею, но о глубоком чувстве, охватившем 21-летнего поэта свидетельствуют многочисленные наброски на полях его черновиков, в которых легко угадывался профиль польской прелестницы.
Мало кто знал, что Собаньская была любовницей, помощницей и тайным агентом графа И. О. Витта. Она была приставлена к Пушкину, чтобы присматривать за ним, иметь представление о его замыслах. Этим и объясняется благосклонность польской красавицы к молодому поэту, имевшему эффектную наружность и пылкий характер.
О своем чувстве поэт написал в одном из писем к графине:
«Сегодня 9-я годовщина дня, когда я увидел вас в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я об этом думаю, тем более убеждаюсь, что мое существование неразрывно связано с вашим, я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами».
Пушкин умел любить одновременно двух и более женщин. В этом же 1830-м году, в апреле, поэт посватался к Наталье Гончаровой и, наконец, получил согласие. Так что можно без преувеличения сказать, что Пушкин этим стихотворением прощался со своим прошлым и любовью к очаровательной полячке.
Предлагаем вашему вниманию текст стиха:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Что в имени тебе моем?
26 мая/6 июня 1799 г. родился величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сохранился удивительный документ – старая запись в церковной метрической книге о рождении и крещении Александра Сергеевича Пушкина.
До сих пор тайна: где стоял дом, в коем появился на свет Александр Пушкин? Дом принадлежал Ивану Васильевичу Скворцову, сослуживцу Сергея Львовича Пушкина по Московскому комиссариату, – именно у него и снимали флигель родители поэта. Но титулярный советник Скворцов в 1799 г. владел несколькими домами в Немецкой слободе, поэтому назвать точный адрес, где именно родился Пушкин, невозможно…
Путаница началась еще в XIX в., в преддверии столетнего юбилея поэта, когда срочно нужно было отыскать памятный московский дом. Поиски продолжились и в XX столетии, и даже в новом, XXI-м. Хотя самого дома, стены которого помнили первый крик новорожденного младенца Александра, давным-давно нет…
Но ведь по Высшему Промыслу не утеряно знание, где была святая купель русского гения!
От купели
На исходе XVIII столетия, в светлый день Вознесения Господня, 26 мая 1799 г., под колокольный перезвон всех московских «сорока сороков» появился на свет младенец Александр, коему суждено было стать славой и гордостью России.
Вероятней всего, знаменательное это событие свершилось вечером, так как дети, родившиеся «после захода солнца», согласно старому церковному правилу, записывались следующим днем, и в метрической книге дата его рождения означена как «мая 27».
На 13-й после рождения день Александр Пушкин был крещен в храме Богоявления, что в Елохове (по названию сельца Елох, впервые упомянутого в духовной грамоте князя Димитрия Донского).
Считается, что имя свое будущий поэт получил в честь одного из родственников со стороны матери. Точнее – в честь Александра Юрьевича Пушкина, двоюродного брата Надежды Осиповны, оставившего свои записки: «Сергей Львович нанял в Москве дом… близ Немецкой слободы, где в 1799 г. родился у них сын Александр. Наш полк был в то время в походе, где я и получил от сестры письмо, что на память мою он назван Александром, а я заочно был его восприемником».
Александр – имя наследственное для рода Пушкиных: носили его предки Александра Сергеевича, наречен был Александром старший сын поэта, имя это было дано многим внукам и праправнукам поэта. «Буду ежегодно праздновать родины и крестины, сверх положенных именин», – написал как-то Пушкин жене.
Но кто из святых с именем Александр был небесным покровителем великого поэта? Вопрос не покажется праздным, если вспомнить, сколь важным было это знание для самого Пушкина: «Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Строки взяты из рецензии Пушкина на изданный в 1836 г. «Словарь исторический о святых, прославленных в российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых».
Открываю этот старинный «Словарь…», удостоившийся похвалы поэта, – что же мог прочитать в нем Александр Сергеевич о житии своего святого заступника? Как в пушкинские времена, так и поныне именины празднуют в честь того святого, память которого чтят в ближайший после рождения день. Смотрю предваряющий старую книгу указатель, где по месяцам и числам расписаны имена славных подвижников: в конце мая нет святых угодников с именем Александр, нет сведений о них и в первых числах июня. И лишь 9 июня поминается преподобный Александр, игумен Куштский.
Но ведь Пушкины-родители отмечали именины старшего сына 2 июня, это известно доподлинно! Сохранилось и письмо Василия Жуковского от 1 июня 1824 г. к самому имениннику. Удивительное это послание – письмо-напутствие, письмо-пророчество: «Ты создан попасть в боги – вперед. Крылья у души есть! Вышины она не побоится… дай свободу этим крыльям, и небо твое… Завтра же твой Ангел. Твои звали меня к себе, но я быть у них не могу: пошлю только им полномочие выпить за меня заздравный кубок…»
А вот и князь Петр Вяземский записывает в своем дневнике о проведенном им дне – 2 июня 1830 г. Не забывает помянуть и обед у некоего знакомца, где встретил он отца поэта Сергея Львовича: «Был день именин Александра, и чадолюбивый отец разделил человек на семь свою радость и свою бутылку шампанского».
Но почему тогда друзья поэта поздравляют его с днем Ангела в августе? Петр Плетнев пишет из Петербурга Пушкину 29 августа 1825 г.: «Не именинник ли ты завтра? Поздравляю тебя и целую». А 30 августа 1833 г. Вильгельм Кюхельбекер, вспоминая о своих друзьях, записывает в дневнике: «Что делают мои именинники: Одоевский, Бестужев, Плещеев и Пушкин? Дай Боже им – если не счастья (оно на земле не бывает), по крайней мере – спокойствия сердечного…»
Именно 30 августа/12 сентября Церковь совершает память благоверного князя Александра Невского. В тот день в 1724 г. мощи святого князя по велению Петра I были перевезены из Рождественского собора во Владимире в Санкт-Петербург – в возведенный на берегах Невы новый Троицкий Александро-Невский монастырь. Государь сам вывел в устье Ижоры императорскую галеру, на борт которой с величайшими почестями были перенесены святые мощи великого князя.
30 августа отмечалась и память преподобного Александра Свирского, основателя в Олонецком крае Александро-Свирского монастыря, угодника, которому было даровано явление Пресвятой Троицы. В тот же день чтилась и память Патриарха Константинопольского Александра.
Но у первого биографа поэта Петра Ивановича Бартенева есть ссылка, что 2 июня, в день именин А.С. Пушкина, – «память Александра, архиепископа Константинопольского». Почему же тогда имени святого Патриарха нет ныне в православных календарях в этом месяце?
Кто же ты – мой Ангел ли хранитель…
Раскрыть загадку помог случай. Позвонила моя давнишняя приятельница Надежда Геннадиевна Бекенева, в недавнем прошлом хранительница иконы Владимирской Богоматери, а ныне – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Оказалось, что и Надежда Геннадиевна тоже давно и безуспешно пытается выяснить, кто же был святым покровителем Александра Пушкина.
В конце концов мы пришли к обоюдному решению: прочитать жития всех православных святых с именем Александр. Где-то ведь должна быть какая-то ссылка, зацепка! И верно, в одном старинном богословском словаре искомый ответ был найден. Приведу его полностью: «Александр, св. Патриарх Цареградский. Св. Александр во время Первого Вселенского Собора был уже епископом и занимал на Соборе место св. Митрофана, не присутствовавшего по старости. По смерти св. Митрофана занял его кафедру, святительствовал 13 лет и скончался в 340 г. в глубокой старости. Память его – 30 августа и в сырную субботу. По Прологу память его вторично 2 июня».
Вот почему имени Патриарха Константинопольского в православных святцах и не значится ныне в июне. Ведь Пролог – это старославянский свод житий святых, и самый первый его список восходит к XII в.!
Итак, память Александра, Патриарха Константинопольского (Цареградского), Церковь праздновала в начале июня лишь вторично. И днем именин поэта можно с полным на то правом считать 30 августа, а ныне – 12 сентября.
Знаменательно, что Александр Сергеевич находился под покровительством сразу трех святых Православной Церкви: благоверного князя Александра Невского (с ним поэт связан и дальними кровными узами!), преподобного Александра Свирского и Патриарха Константинопольского Александра!
В городе святого покровителя поэта – Царьграде – приняла крещение княгиня Ольга, первая русская христианка, соединенная с Пушкиным 30-ю коленами родства. Из Царьграда же, а тогда Константинополя, волею Петра Великого был доставлен в северную страну маленький арапчонок Абрам Ганнибал, в будущем – прадед поэта.
Царь-город… Царь-поэт… Так и при жизни, шутливо порой, величали Александра Пушкина его друзья. Вот такие открылись вдруг неожиданные пушкинские «сближения»…
Патриарх Константинопольский
Но у этого краткого рассказа есть и свое продолжение. Ранее мне посчастливилось встретиться с насельницей богадельни при московском храме Всех Святых монахиней Серафимой (в миру Розовой).
Матушка Серафима, несмотря на свои почтенные годы (ей было в ту пору 99 лет!), сохранила ясный разум и великолепную память. В 20-х гг. прошлого столетия она занималась на высших литературных курсах, слушала лекции известных пушкинистов. Затем окончила медицинский институт, защитила диссертацию по истории отечественной медицины, работала в различных издательствах, а в 1956 г. стала тайной монахиней. Матушка Серафима убеждена, что отроком Александр Пушкин уже прекрасно знал жития святых и свидетельство тому – его ранняя неоконченная поэма «Монах», написанная по канве жития Иоанна Новгородского.
Около трех часов провела я в ее келье, а на прощанье матушка Серафима подарила мне свою последнюю работу – только что увидевшую свет «Настольную книгу мирянина», где на каждый день года приводятся краткие жития святых и стихиры. Уже дома я раскрыла книгу и нашла заветный для Александра Сергеевича день – 30 августа.
Вот и стихира в память святителя Александра Константинопольского: «Всеблаженне Александре, пастырь Церкви был еси, Православия поборник, Ариеву ересь низложив мудре, молитвами твоими…»
Александр, Патриарх Константинопольский, прославился своей борьбой с язычниками-философами. Известен случай, когда во время спора с неким мудрецом, проповедником ереси, святой Александр, не стерпев его оскорбительных для христианина доводов, обратился к нему со словами: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать», – и тот враз онемел. Тогда испуганный мудрец-еретик пал к ногам Александра и знаками объявил о своем глубоком раскаянии. И тотчас великий дар речи вернулся к нему. Древний философ уверовал во Христа и принял крещение.
…И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый…
Гениальный пушкинский «Пророк»… Как знать, не отсюда ли – из жития Патриарха Константинопольского Александра, святого покровителя поэта, – родились эти вдохновенные строки?
«Что в имени тебе моем. » Не только о дате
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ. »
Не только о дате
В Рукописном отделе Пушкинского Дома – святая святых Института русской литературы Российской академии наук – листаю альбом в темно-зеленом кожаном переплете с золотым обрезом. В нем принадлежавшее Каролине Собаньской собрание автографов (ПД. Ф. 244. On. 1. Нд. хр. 913). В XIX веке этот вид коллекционирования был в большой моде, причем для собирателей значение имело зачастую не столько содержание рукописей, сколько имена их авторов. По этому признаку коллекция Собаньской весьма богатая. Здесь автографы императора Александра I, прусского короля Фридриха II, польского короля Станислава Августа, герцога Веллингтона, письма Жермены де Сталь, Рене де Шатобриана, Бенжамена Констана, Виктора Гюго, Александра Дюма, Сент-Бева, Эжена Сю, Проспера Мериме, Франца Листа… Некоторые письма, в том числе Бальзака, Мицкевича, бывшего наполеоновского маршала Мармона, адресованы самой Собаньской. В общей сложности 93 автографа.
Все они наклеены на правых страницах альбома. На левых – краткие пояснения по-французски. Почти всегда это только имена авторов. Но иногда проявляется и отношение к ним собирательницы. Так, об «умершем и благополучно умершем» генерале Лафайете, участнике Войны за независимость английских колоний в Америке, мечтавшего сыграть в революционной Франции роль Джорджа Вашингтона, она с осуждением написала, что он был «организатором Национальной гвардии и революций, прошлых, нынешних и будущих». Зато об оставившей любопытные воспоминания любовнице Наполеона Фортюне Амелен не без восхищения сказано: «Знаменитая телом и умом женщина Империи»…
Под порядковым номером «41» вклеен лист с самой ценной рукописью, предваряемой надписью по-французски: «Александр Пушкин» и «К. Собаньской, урожденной Гр-не Ржевуской». Это единственный дошедший до нас собственноручно написанный Пушкиным текст стихотворения «Что в имени тебе моем. »:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке…
Рукопись не подписана, но датирована: «5 янв. 1830. С.Пб.». Дата подтверждена Собаньской на оборотной стороне листа: «Александр Пушкин, которого я просила написать свое имя на странице моего альбома. 5 января 1830 года в Петербурге». Казалось бы, повторенная дважды, она не оставляет места для сомнений, к какому году относится стихотворение. Однако появившиеся во французской печати неизвестные ранее сведения о Собаньской побуждали вернуться к этому имеющему свою историю вопросу.
Между тем как проставленная в автографе дата, так и последующее ее исправление Пушкиным не случайны. К такому выводу приводит опубликованный во Франции документ из архива парижского пригорода Сен- Жермен-ан-Ле, где Каролина с мужем проводили летние месяцы и где она скончалась в возрасте девяноста лет. Этот документ, позволяя восстановить пушкинскую датировку стихотворения в книжной публикации, проливает свет и на то, по какому случаю поэт преподнес его той, кому оно предназначалось.
Итак, согласно этому документу, день рождения Каролины приходился на Рождество, что и вызывает у Р. Пьерро сомнения, относящиеся не только к ней самой, но и к ее сестре Еве и их брату Адаму. Дело в том, что в свое время дочь Адама Ржевуского-младшего Катерина, в замужестве княгиня Радзивилл, сообщала автору книги «Женщины в жизни Бальзака» Хуаните Хелм Флойд, что «м-м Ганская родилась 24 декабря… Я абсолютно уверена в дате, потому что у нас всегда был большой семейный праздник по этому случаю. Вы, конечно, знаете, что римско-католическая церковь отмечает 24 декабря день Адама и Евы, и поскольку мой отец и его сестра родились в этот день, их назвали Адамом и Евой». Но, оказывается, и Каролина появилась на свет чуть ли не день в день с ними, что, пишет Р. Пьерро, «не является невозможным, хотя подобная последовательность заставляет задуматься. Не хитрили ли благочестивые родители, смещая на несколько дней даты рождения своих детей, чтобы совместить их с Рождеством Спасителя?»
Полагаю, что это обстоятельство позволяет вернуть стихотворению «Что в имени тебе моем. » авторскую книжную датировку. По-видимому, Пушкин преподнес его католичке Каролине Собаньской по случаю дня ее рождения 25 декабря 1829 года старого стиля (юлианский календарь), приходившегося на 5 января 1830 года нового стиля (григорианский календарь), по которому жила римско-католическая церковь. Включая его в собрание своих стихотворений, он лишь привел дату в соответствие с принятым в России летоисчислением.
Поводом для датировки Пушкиным автографа новым стилем мог стать эпизод, относящийся еще ко времени его увлечения Каролиной Собаньской в Одессе. Однажды там, при посещении ими костела, она, опустив руку в кропильницу и кокетливо коснувшись влажными пальцами лба Пушкина, «обратила его в католика». Этот эпизод упоминается им в тексте, считающемся черновиком письма к Собаньской. В нем он писал: «Сегодня 9-я годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни… я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами…» Нам еще предстоит вернуться к этому тексту, датируемому 2 февраля 1830 года. Пока же заметим, что если Пушкин помнил о встрече с Собаньской девятигодичной давности, то вряд ли мог забыть или спутать, когда и по какому случаю посвятил ей совсем недавно свое стихотворение, имевшее, как увидим, значение прощального послания.
Попутно скажу, что могли быть и другие случаи датирования Пушкиным поэтических произведений новым стилем, даже без «конфессионального» к тому повода. А. О. Смирнова-Россет вспоминала, что стихотворение «В тревоге пестрой и бесплодной…» он вписал ей в альбом, подаренный в 1832 году ко дню рождения.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.