Пушкин к чему веселые друзья
Друзьям (К чему, весёлые друзья…)
К чему, весёлые друзья,
Моё тревожить вам молчанье?
Запев последнее прощанье,
Уж Муза смолкнула моя:
Напрасно лиру брал я в руки
Бряцать веселье на пирах
И на ослабленных струнах
Искал потерянные звуки.
Богами вам ещё даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слёзы улыбнуся я.
Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Друзьям» (К чему, весёлые друзья…)
Трактовка дружбы как священного долга, характерная для пушкинской поэтики, возникла еще в юношеской лирике. Для изображения идеальных товарищеских отношений автор обращается к сцене пиршества — дружеской трапезы, представленной в духе античных традиций. Она сопровождается приятным общением, пением, чтением собственных сочинений.
Ранняя редакция произведения, датированного 1816 г., начиналась со слов «К чему, веселые друзья…» Чуткое окружение лирического героя озабочено его молчаливостью и подавленным настроением. В поэтическом ответе субъект речи с горечью признается: вдохновение утрачено, и по этой причине он не может «бряцать веселье», услаждая слух пирующих. Ослабли некогда мощные струны лиры, символа возвышенной поэзии и неизменного атрибута певца, и умолкли звуки прекрасных мелодий.
Спустя девять лет автор уменьшил первоначальный текст вдвое, изъяв первое восьмистишие, содержание которого воспроизведено выше. Правки изменили смысловые акценты стихотворения: основное внимание сконцентрировано не на элегической фигуре героя, а на добрых напутствиях его товарищам, лирическим адресатам.
Счастливое и беспечное существование друзей охарактеризовано с помощью анафоры «златые». Забавы, пение, знаки женского внимания — слагаемые гармоничной жизни продиктованы эпикурейскими мотивами.
Двустишие, посвященное собирательному образу дев-подруг, подвергалось неоднократным правкам. Отказавшись от метафорического описания притягательного женского взгляда, исполненного страстного огня, поэт приходит к более реалистичному и стилистически нейтральному определению «внимательные».
За призывом беззаботно и радостно проводить скоротечные вечера следует прямое указание на эмоции субъекта речи. Наблюдая за товарищами, он улыбается сквозь слезы. Чувства, демонстрацией которых завершается текст, противоречивы: они обозначают умиление и грусть, нежность и жалость. Антитеза, противопоставляющая разочарованного героя-певца и его жизнерадостное окружение, в окончательной редакции теряет свою остроту. Прием контраста соотнесен с концовкой произведения. Эмоциональная реакция субъекта речи напоминает поведение мудрого взрослого, наблюдающего за детскими забавами. Наделяя печального поэта провидческим даром, автор пророчит скорое окончание легкого веселья, ассоциируемого с юношескими годами.
Пушкин к чему веселые друзья
После стиха «Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон» в рукописи:
«Постойте,— скажешь ты,— ведь я не однодворец;
Могу я быть богат, хотя я стихотворец».
Согласен — будь богат и ты, как тот поэт *,
Который, именем наполнив целый свет,
Развратной прозою, опасными стихами
Успешно торговал с голландскими купцами,
Но разве бедность лишь заставит слезы лить?
Иль зависть богача не смеет уязвить?
Что, если, воружась шипящей клеветою,
Всечасно ползая повсюду за тобою,
Наполнит горечью всю чашу бытия,
Покроет мраком жизнь и ввергнет в гроб тебя?
В первоначальной редакции после стиха «Завидовать студентам» следовало:
Виват, наш дружеский союз!
Виват, виват, студенты!
Ненадобны питомцу муз
Ни золото, ни ленты;
Пускай с профессором седым
Я в сутки час зеваю;
Зато с бокалом круговым
Весь век не унываю.
Виват, веселья бог младой,
Семелы сын румяный!
Виват и пестун твой седой!
Виват. и всякий пьяный!
После стиха «И пить давайте снова. »:
Друзья! приятен звон струны
Средь радостной пирушки,
Где, влагой пенистой полны,
Стучат веселья кружки.
После стиха «Пера достойных твоего!» в рукописи:
Скажи по милости Графону,
Ползком ползущу к Геликону,
Чтоб перестал писать, писать
И бедных нас морить со скуки.
Скажи ему, что наши внуки
Не станут вздор его читать.
Всё, всё позволено поэту:
Скажи всему, коль хочешь, свету,
Что Висковатов невпопад,
Уродов выставя на сцену,
Визжать заставил Мельпомену;
Что Клит был добрый человек,
Тихонько проводил свой век,
Своим домком спокойно правил
И жил без горя, без забот,
Покамест не печатал од,
Где здравый смысл вверх дном поставил,
Где вы навидитесь всего,
Где все чудовища геенны —
На жертву агнцы обреченны.
Где нет лишь смысла одного;
Что с горя ныне иссыхает;
Что неуклюжий славянин,
Изменник ревностных дружин,
Варяжски песни затевает
Теперь на дудочке простой
И слогом древности седой
В деревню братьев приглашает.
Сошел с ума — и в пастухи!
Вот каково писать стихи!
ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
В лицейской редакции после стиха «Плывет в сребристых облаках»:
Плывет — и бледными лучами
Предметы осветила вкруг.
Аллеи древних лип открылись пред очами,
Проглянули и холм и луг;
Здесь, вижу, с тополом сплелась младая ива
И отразилася в кристалле зыбких вод;
Царицей средь полей лилея горделива
В роскошной красоте цветет.
После стиха «И благотворный мир земле» (стр. 74):
Достойный внук Екатерины!
Почто небесных аонид,
Как наших дней певец, славянской бард дружины,
Мой дух восторгом не горит?
О, если б Аполлон пиитов дар чудесный
Влиял мне ныне в грудь! Тобою восхищен,
На лире б возгремел гармонией небесной
И воссиял во тьме времен.
Первоначально в стихотворении была еще одна строфа, заключительная:
Ах, Наташа, помни вечно
Нежности, любви закон:
Если радостью сердечной
Юности горит огонь,
То не трать ни полминуты!
Скоро, старостью согнуты,
Будем тихо мы бродить!
И тогда ли нам любить?
В рукописи после стиха «Да я ж и виноват»:
Да ты же мне в досаду
(Что скажет белый свет?)
Стихами до надсаду
Жужжишь Икару вслед:
«Смотрите: вот поэт. »
После стиха «Указывать перстом!»:
Когда б подобны были
Моим твои стихи,
То скоро б все забыли,
Что Пушкин за грехи
В поэзию влюбился,
Покою поклонился,
И ходит на Парнас,
И пишет в добрый час.
При обработке стихотворения Пушкин отбросил две первые строфы:
Где мир, одной мечте послушный?
Мне настоящий опустел!
На всё взираю равнодушно,
Дышать уныньем мой удел;
Напрасно летнею порою
Любовник рощиц и лугов
Колышет розой полевою,
Летя с тенистых берегов.
Напрасно поздняя зарница
Мерцает в темноте ночной,
Иль в зябких облаках денница
Разлита пламенной рекой,
Иль день багряный вечереет.
И тихо тускнет неба свод,
И клен на месяце белеет,
Склонясь на берег синих вод.
В первоначальной редакции стихотворение имело следующее окончание, отброшенное при переработке:
Умолк — и мчится в бой кровавый.
Уже не возвратился он.
С его конем на поле славы
Его покрыл безвестный сон;
И утром юного поэта
Наездники в веселый час
За чашей дружного привета
В последний помянули раз.
В первоначальной (лицейской) редакции стихотворение начиналось стихами:
Среди беседы вашей шумной
Один уныл и мрачен я.
На пир раздольный и безумный
Не призывайте вы меня.
Любил и я когда-то с вами
Под звон бокалов пировать
И гармонически стихами
Пиров веселье воспевать.
Но пролетел миг упоений,—
Я радость светлую забыл,
Меня печали мрачный гений
Крылами черными покрыл.
Не кличьте ж вы меня с собою
Под звон бокалов пировать:
Я не хочу своей тоскою
Веселье ваше отравлять.
Конец этой редакции утрачен.
Во второй лицейской редакции стихотворение начиналось:
К чему, веселые друзья,
Мое тревожить вам молчанье?
Запев последнее прощанье,
Уж муза смолкнула моя;
Напрасно лиру брал я в руки
Бряцать веселье на пирах
И на ослабленных струнах
Искал потерянные звуки.
Богами вам еще даны
и т. д.
Шалун, увенчанный Эратой и Венерой,
Ты ль узника манишь в владения свои,
В поместье мирное меж Пиндом и Цитерой,
Где нежился Шолье с Мелецким и Парни?
Тебе, балованый питомец Аполлона,
С их пеньем соглашать игривую свирель:
Веселье резвое и нимфы Геликона
Твою счастливую качали колыбель,
И ныне, в юности прекрасной,
С тобою верные сопутницы твои.
Бряцай, о трубадур, на арфе сладострастной
Мечтанье раннее любви,
Пой сердца юного кипящее желанье,
Красавицы твоей упорство, трепетанье,
Со груди сорванный завистливый покров,
Стыдливости последнее роптанье
И страсти торжество на ложе из цветов,—
Пой, в неге устремив на деву томны очи,
Ее волшебные красы,
В объятиях любви утраченные ночи —
Блаженства быстрые часы.
Мой друг, она — твоя, она твоя награда,
Таинственной любви бесценная отрада!
Дерзну ль тебя я воспевать,
Когда гнетет меня страданье,
Когда на каждое мечтанье
Унынье черную кладет свою печать.
Нет, нет! Друзей любить открытою душою,
В молчанье чувствовать, пленяться красотою —
419
Вот жребий мой: ему я следовать готов,
Покорствую судьбам, но сжалься надо мною,
Не требуй от меня стихов.
Не вечно нежиться в прелестном ослепленье,
Уж хладной истины докучный вижу свет.
По доброте души я верил в упоенье
Волшебнице-мечте, шепнувшей: ты поэт,—
И, презря мудрости угрозы и советы,
С небрежной легкостью нанизывал куплеты,
Игрушкою себя невинной веселил;
Угодник Бахуса, с веселыми друзьями,
Бывало, пел вино водяными стихами,
В дурных стихах дурных писателей бранил,
Иль дружбе плел венок — и дружество зевало
И сонные стихи впросонках величало,
И даже — каюсь я — пустынник согрешил,—
Я первой пел любви невинное начало,
Но так таинственно, с таким разбором слов,
С такою скромностью стыдливой,
Что, не краснея боязливо,
Меня бы выслушал и девственный Козлов.
Но скрылись от меня парнасские забавы.
Не долго был я усыплен,
Но долго снились мне мечтанья муз и славы,
Я строгим опытом невольно пробужден.
Уснув меж розами, на тернах я проснулся,
Увидел, что еще не гения печать —
Охота смертнаяна рифмах лепетать,
Сравнив стихи твои с моими, улыбнулся —
И полно мне писать.
Забудь, любезный мой Каверин,
Минутной резвости нескромные стихи.
Люблю я первый, будь уверен,
Твои гусарские грехи.
Прослыть апостолом Зенонова ученья,
Быть может, хорошо — но ни тебе, ни мне.
Я знаю, что страстей волненья
И шалости, и заблужденья
Пристали наших дней блистательной весне.
Пускай умно, хотя неосторожно,
Дурачиться мы станем иногда —
Пока без лишнего стыда
Дурачиться нам будет можно.
Всему пора, всему свой миг,
Всё чередой идет определенной:
Смешон и ветреный старик,
Смешон и юноша степенный.
Насытясь жизнию у юных дней в гостях,
Простимся навсегда с веселием шумливым,
С Венерой пылкою и с Вакхом прихотливым,
Вздохнем об них, как о друзьях,
И старость удивим поклоном молчаливым.
Теперь в беспечности живи,
Люби друзей, храни об них воспоминанье,
Молись и Кому и любви,
Минуту юности лови
И черни презирай ревнивое роптанье.
Она не ведает, что можно дружно жить
С стихами, с картами, с Платоном и с бокалом,
Что резвых шалостей под легким покрывалом
И ум возвышенный и сердце можно скрыть.
В первоначальной редакции после стиха «О, Дельвиг! Счастливы поэты!» находилось семь следующих стихов, впоследствии переделанных в четыре начальных стиха окончательной редакции:
Певец! в безвестности глухой
Живи под дружественной сенью;
Страшись увидеть свет; неопытной душой
Не жертвуй ослепленью!
Воспитанный в тиши, не зная грозных бед,
С любовью, дружеством и ленью
В уединении ты счастлив,— ты поэт!
Начало и конец лицейской редакции:
Конец послания (после стиха «Меж верной сабли и седла»):
Но вы, враги трудов и славы,
Питомцы Феба и забавы,
Вы, мирной праздности друзья,
Шепну вам на ухо: вы правы,
И с вами соглашаюсь я!
Бог создал для себя природу,
Свой рай и счастие глупцам,
Злословие, мужчин и моду,
Конечно, для забавы дам,
Заботы знатному народу,
Дурачество для всех,— а нам
Уединенье и свободу!
В ранней редакции последние стихи первой картины были:
Когда же в скромной хате
Пастушку на кровати
Застанет тихий сон,
В полуночном молчанье
При месячном сиянье
Слетает Купидон
С волшебною мечтою
И тайною тоскою
Исполнит сердце он.
Что, Лила? Что с тобою?
В пещерной глубине
Покрытая тоскою
Ты плачешь в тишине;
Грустишь уединенно
И свет тебе постыл!
Где ж сердца друг бесценный?
Увы, он изменил!
О Лила! вянут розы
Минутныя любви.
Познай печали слезы
И терны ныне рви.
Картина VIII начиналась со стиха: «В губительном стремленье» и начиная с седьмого стиха читалась:
И вслед за Купидоном
Влюбленных скрылся рой,
Ах! грустно сердцу Лилы
Печальной и одной
Без милого к могиле
Тащиться над клюкой.
В лесу пастушка бродит
Безмолвна и грустна.
Кого же там находит?
Все стихотворение называлось «Картины», а отдельные части имели названия: I. Пастушка; II. Пещера; III. Фавн; IV. Река; V. Чудо; VI. Фиал; VII. Очередь; VIII. Философ.
Первоначально (в журнале «Сын отечества» ) стихотворение начиналось:
Когда младым воображеньем
Твой гордый гений окрилен,
Тревожит лени праздный сон,
Томясь мятежным упоеньем;
Когда, возвышенной душой
Летя к мечтательному миру,
Ты держишь на коленях лиру
Нетерпеливою рукой;
и т. д.
После стиха «Ты прав, творишь ты для немногих»:
Не для подкупленных судей,
Ревнивых милостью своей,
Не для сбирателей убогих
и т. д.
Стихотворение оканчивалось отброшенными позднее стихами:
Смотри, как пламенный поэт,
Вниманьем сладким упоенный,
На свиток гения склоненный,
Читает повесть древних лет.
Он духом там — в дыму столетий!
Пред ним волнуются толпой
Злодейства, мрачной славы дети,
С сынами доблести прямой;
От сна воскресшими веками,
Он бродит, тайно окружен,
И благодарными слезами
Карамзину приносит он
Живой души благодаренье
За миг восторга золотой,
За благотворное забвенье
Бесплодной суеты земной —
И в нем трепещет вдохновенье!
В черновом тексте за первым четверостишием:
Кто сотворил воображеньем
Сей огненный, сей важный взор,
Кто понял гений вдохновеньем,
Кто слышал сердца разговор?
Любовь. Но где поэта пламень,
Кто держит кисть любимца муз,
Бесчувствен он, как хладный камень,
Расторгнут с жизнию союз.
В черновом тексте стихотворение имеет продолжение:
Я люблю в моем стекле
Часто видеть перемену.
Рад я вафлям на столе,
Пирогу я знаю цену.
Я люблю, чтобы заря
За столом меня застала,
Чтоб, желанием горя,
Лила сладостно дремала.
Я люблю младых повес
.
ПОСЛАНИЕ К кн. ГОРЧАКОВУ
Первоначально стихотворение имело продолжение:
Но я не тот: мои златые годы,
Безумства жар, веселость, острота,
Любовь стихов, любовь моей свободы,
Проходит всё, как легкая мечта,
Так иногда за чашей ликованья
Найдешь меня, объятого тоской,
Задумчива, с поникшею главой,
И ты поймешь души моей страданья.
Анализ стихотворения «Друзьям» (А. С. Пушкин)
Автор: Guru · 17.08.2018
Александр Сергеевич Пушкин поистине считается одним из самых великих поэтов и писателей во всём мире. Его вклад в развитие русской литературы невозможно переоценить. В коллекции Александра Сергеевича сотни стихов, десятки поэм и романов. Будучи высокообразованным человеком, он вобрал в себя все черты интеллигентного благочестивого мужчины. Для него вечные ценности — не пустой звук, а закон, который невозможно переступить.
История создания
Стихотворение «Друзьям» написано поэтом в достаточно юном возрасте, в 1816 году. Пушкину было всего 17 лет, когда он уже до конца понял, что дружба — священный долг мужчины; этот мотив он проносит через большинство стихотворений.
Говоря о тех, кому именно поэт посвятил эти строки, следует назвать его самым близких и преданных друзей — лицеистов: Пущина, Кюхельбекера, Дельвига, Малиновского. Конечно, прямого перечисления имён или фамилий читатель не наблюдает, но оно и не нужно, бессчетное количество писем этим людям подтверждает, что друзьями Пушкин считал именно их.
Произведение «Друзьям» увидело свет не сразу. Первая версия стихотворения была более лирической, дружба была схожа с любовью, оно и понятно, ведь дружба в какой-то мере и есть любовь, но не романтическое чувство, а нечто совсем другое и не менее сильное. Пушкину пришлось немного исправить содержание стихотворения, и в 1816 году оно было опубликовано.
Жанр, направление и размер
После редакции стихотворение «Друзьям» приобрело характер типичного послания — прямого диалога с теми, кому адресовано произведение. Пушкину удалось четко воссоздать атмосферу непринужденного разговора друзей. Такое ощущение складывается из совокупности двух приемов.
Образы и символы
Система образов и символов в данном стихотворении не очень многообразная. Центральным образом выступает лирический герой. Герой — отражение самого автора, значит, и все окружение Пушкина в какой-то мере представлено в стихотворении.
Остальные герои дружеской трапезы лишены имён, нам остаётся лишь догадываться, кто именно сидит с Пушкиным за одним столом. Стоит также упомянуть образ торжества. Игры, песни, чтение стихов — символы праздника, в котором участвует все самые дорогие и близкие друзья Александра Сергеевича.
Темы и настроение
Настроение всего стихотворения очень легкое и непринужденное. Основная тема, которую и раскрывает автор, тема дружбы. Пушкин рисует картину идеального вечера в компании друзей. Для автора дружба — некий божественный дар. Он рад, что у него ещё есть возможность вот так видеться, слушать истории близких людей и рассказывать собственные.
Также имеет место быть тема быстротечности жизни. Автор призывает друзей утратить вечер шумный, прожить остаток дней ярко и весело. Да, срок, отведенный нам судьбой, не велик, и это обязывает нас не тратить время понапрасну, жить каждый миг, как последний. Поэт хоть и находится в юном возрасте, но уже осознает, как коротка жизнь, поэтому на его глаза наворачиваются слезы. Он призывает товарищей к шумной веселости, зная, что они еще не сделали этого печального открытия. Он и сам находит счастье в их неведении.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.
Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.
Средства художественной выразительности
Данное стихотворение не очень велико по своему объему, поэтому в нём не так много изобразительно-выразительных средств. Достаточно ярки эпитеты: «златые дни, златые ночи». Автор указывает на драгоценность времени, которое он может провести в компании друзей, сравнивает его (время) с редким и дорогим металлом.
Также стоит отметить образную и метафоричную антитезу «сквозь слезы улыбнулся я». Невозможно не привести параллель со знаменитым высказыванием «слёзы счастья». Лирического героя переполняют чувства, поэтому он не находит сил больше сдерживать свои эмоции и плачет.
Стихи Пушкина о дружбе
Лучшие произведения:
Товарищам
Друзьям (Богами вам еще даны. )
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
19 октября 1825
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на.
Коварность
Чаадаеву (В стране, где я забыл тревоги прежних лет. )
В стране, где я забыл тревоги прежних лет,
Где прах Овидиев пустынный мой сосед,
Где слава для меня предмет заботы малой,
Тебя недостает душе моей усталой.
Врагу стеснительных условий и оков,
Не трудно было мне отвыкнуть от пиров,
Где праздный ум блестит, тогда как сердце дремлет,
И правду пылкую приличий хлад объемлет.
Оставя шумный круг безумцев молодых,
В изгнании моем я не жалел об них;
Вздохнув, оставил я другие заблужденья,
Врагов моих предал проклятию забвенья,
И, сети разорвав, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушаю тишину.
В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений.
Владею днем моим; с порядком дружен ум;
Учусь удерживать вниманье долгих дум;
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в.
Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина
Что давало основание современникам А.С.Пушкина называть его «певцом дружбы»?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим хотя бы некоторые стихи на данную тему, его обращения к друзьям.
Начиная с лицейских лет, Пушкин посвящает друзьям и теме дружбы стихи, в которых воспевает святые «узы дружества». А уже в 1819-м году двадцатилетний поэт пишет в «Послании кн. Горчакову» о своём мнении по поводу светских развлечений, вспоминая и прелести прежнего времени:
Как ты, мой друг, в неопытные лета,
Опасною прельщённый суетой,
Терял я жизнь, и чувства, и покой;
Но угорел в чаду большого света.
Пушкин напоминает Горчакову о «счастливой семье молодых повес»,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
Где спорю вслух, где чувствую живее,
И где мы все – прекрасного друзья.
Действительно, именно о такой дружбе всегда с теплом писал Пушкин, как и в этом послании, призывая князя Горчакова:
И ты на миг оставь своих вельмож
И тесный круг друзей моих умножь.
Позже в стихотворении «19 октября» (1825 года), написанном в честь дня открытия Лицея, Пушкин с большой теплотой пишет о друзьях, высоко оценивает лицейское товарищество:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.
В этом произведении поэт находит добрые и важные слова для каждого из бывших лицеистов и создает дорогие его сердцу образы друзей. В воспоминаниях чувствуется грусть, так как Пушкин находится в изгнании и не может присутствовать на встрече. Но одного из них поэт благодарит особо за его смелость и за то, что ставит дружбу превыше всего.
«Мой первый друг, мой друг бесценный! – пишет поэт в стихотворении «И.И.Пущину». Слов сказано мало, но слова «первый» и «бесценный» говорят о многом. Значит, И.И.Пущин был лучшим из друзей, если Пушкин ставит его на первое место. Этот спокойный и уверенный в своем предназначении человек оказался самоотверженным и достойным гражданином. Он вместе с другими молодыми дворянами участвовал в движении декабристов, задумавших реформы в России. А.С.Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, с восторгом встретил неожиданно заехавшего к нему И.И.Пущина. Поэт высоко оценил поступок своего друга, с которым недавно вместе учились в лицее, жили в соседних комнатах. Пущин нарушил запрет царя на посещение опального поэта, так как хотел не только поддержать друга, но и подчеркнуть своё полное с ним единомыслие. Можно понять чувства Пушкина, его благодарность, что испытал в тот момент, когда услышал звон колокольчика: «И я судьбу благословил. ». А.С.Пушкин готов молить «святое провиденье», чтобы и душе И.И.Пущина было даровано «то же утешенье» за его доброту и преданность в дружбе.
Во многих стихах Пушкина тема дружбы соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что многие лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к свободе и прогрессу, это свободомыслие объединяло их. Недаром Пушкин в стихотворении «19 октября» своего товарища по лицею Вильгельма Кюхельбекера, ставшего декабристом, называет братом «по музе и по судьбе». Таким же братом был и Дельвиг, хотя писал он в основном на исторические темы. И к нему также нередко обращается Пушкин, озаглавливая стихи совсем просто: «Дельвигу», «Послание Дельвигу».
Пушкин напоминал друзьям, что в юношеские годы они были мечтателями, горячо спорили по политическим вопросам.
В стихотворении «К Чаадаеву» создан как раз такой образ горячего вольнодумца:
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Ожидание перемен и «вольности святой» поэт сравнивает с состоянием влюблённого перед свиданием. Это позволяет понять, какое важное место занимали патриотические идеи в умах молодых людей, к которым Пушкин может обратиться как к единомышленникам, призывая посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».
В стихотворении «К Чаадаеву» поэт произносит смелые слова. Это пламенная речь борца с самодержавием (прозвучавшая также в оде «Вольность», в стихотворении «Деревня»), за что Пушкин и был приговорён к ссылке. Такое поведение являлось неосторожным, но под словами поэта могли бы подписаться все его друзья (всё идейное братство), так как им хотелось верить в перемены:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Находясь в Михайловском (1824 год), поэт писал в стихотворении «К Языкову»:
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни.
Услышь, поэт, моё призванье,
Моих надежд не обмани.
Пушкин, приглашая навестить свой «опальный домик», надеялся на встречу верных друзей, когда приедут, возможно, и Кюхелбекер, и Дельвиг, которых он считает братьями:
И наша троица прославит
Изгнанья тёмный уголок.
И скуку зимних вечеров
Вином и песнями прогоним.
Друзьям А.С.Пушкин посвящал очень многие свои стихи, с удовольствием используя жанр послания. Если проанализировать эту часть творчества поэта, мы увидим в заглавиях стихотворений имена не только его товарищей по лицею, но и многих других известных людей той эпохи. Именно поэтому читатели имеют все основания называть А.С.Пушкина «певцом дружбы». Возможно, благодаря творениям великого поэта, имена его друзей стали известны всей России, вошли в историю.