Пушкин медный всадник чему учит
«Медный всадник» — читательский дневник по поэме А. Пушкина
Романтическая поэма «Медный всадник» была написана великим русским поэтом Александром Пушкиным в 1833 году в Болдине.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Название произведения: Медный всадник
Жанр: поэма
Год написания: 1833
Издательство: Стрекоза-Пресс
Год издания: 2008
Количество страниц: 26
Главные герои и их краткая характеристика
Евгений – молодой чиновник, простой, бедный, недалекий молодой человек, мечтающий о семейном счастье.
Петр Первый – российский император, олицетворяющий собой самодержавие, представлен в виде статуи Медного всадника.
Параша — возлюбленная героя
Время и место сюжета
Действие поэмы происходит в Петербурге в ноябре 1824 года. В основе произведения лежит история подлинного наводнения, унесшее множество жизней. Своим названием поэма обязана знаменитой статуе Петра Первого, которая, согласно городским легендам, могла оживать.
Краткое содержание и сюжет
В предисловии автор описывает величие славного города Петербурга, затмившего собой Москву. Это стало возможным благодаря стараниям Петра Первого, решившего прорубить окно в Европу. Затем автор переносит в 1824 год, когда и разворачиваются основные действия поэмы.
Холодным, промозглым ноябрьским вечером, промокнув под безжалостным дождем, домой вернулся молодой чиновник Евгений. Будучи бедным и от природы не слишком умным, он, все же, мечтал о лучшей жизни. Его счастье составляла миловидная девушка Параша, с которой он собирался обвенчаться. Размышляя о своем будущем с возлюбленной, Евгений и сам не заметил, как заснул под стоны разбушевавшегося ветра.
Утром Нева вышла из берегов и стала затапливать острова. Так началось страшное наводнение, принесшее страшные разрушения и сотни смертей. Разбушевавшаяся природная стихия оказалась неподвластна ни простым людям, ни царю. Несчастные жертвы наводнения могли спастись, только забравшись куда-то повыше, чтобы там переждать потоп.
Спасаясь от поступающей воды, Евгений сидел на скульптуре льва, и с ужасом взирал на разрушения, что принесла с собой река. Он не беспокоился о себе – все его мысли были о Параше, жившей с матерью на одном из островов. Рядом с Евгением возвышалась скульптура Медного всадника, с равнодушием взиравшего на происходящее.
Как только вода перестала прибывать, Евгений тотчас отправился к возлюбленной, но на месте ее дома была пустота – бурная река унесла дом вместе с его жителями. Герой никак не мог осознать, что его невеста погибла. Разум его помутился от горя, и Евгений превратился в городского сумасшедшего, жившего одним подаянием.
Однажды он очутился возле Медного всадника. Взирая на статую Петра, он принялся обвинять его в том, что он построил город на воде, которая унесла жизнь его любимой Параши. Неожиданно ему показалось, будто изваяние кинулось на него. Евгений в страхе принялся бежать. Спустя время его нашли мертвым возле дома Параши, который наводнением занесло на островок. Тут его и похоронили.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Наводнение 1824 года в Петербурге становится роковым для главного героя. Потеряв любимую девушку в бушующих водах, он сходит с ума и обвиняет во всех бедах медную статую Петра Великого.
Основная мысль
Власть, решающая задачи государственной важности без учета потребностей простых людей, становится кровавой и лишается благородства.
Чему учит
Поэма учит нас тому, что чтобы не случилось в жизни нужно не терять надежду. При различных жизненных обстоятельствах мы можем быть сильно потрясены. Но нужно ни в коем случае не терять рассудок и верить только в самое лучшее.
Цитаты из текста поэмы
«…И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»
«…Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне…»
«..На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…»
«…И жизнь ничто, как сон пустой…»
«…О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы. »
«…ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка. »
Вывод и мое мнение
Никогда не знаешь, что тебя ждет, мир хрупок, и не зависит от нас. Но когда приходят беды и несчастья, нужно скрепить сердце и быть сильным. Мы не застрахованы от неожиданных поворотов и потери близких, но нужно продолжать жить. Счастье еще раз встречается в жизни, оно в мелочах, в самом факте жизни.
Система персонажей в произведении
Образ Евгения находится в мощном противостоянии с образом самодержца-царя, представленного в данном произведении Медным всадником. Их противостояние обоюдное. Евгений выражает свой протест Петру І. Он говорит лишь пару слов, но и этого достаточно, чтобы бунтарь был наказан. В фантазиях безумца царь гонится за ним, стуча металлическими копытами по мостовой. Куда бы не побежал Евгений, царь преследует его со всех сторон. Так и происходит, когда человек становится неугоден властям.
Образы правительственной власти усилены метафорами, эпитетами, связанными с чем-то каменным и монументальным. Имя «Петр» переводится как «камень», берега реки выложены из гранита, сооружения Петербурга и сам Медный всадник, гремящий копытами. Этому описанию противопоставлена жизнь молодого Евгения, мечтающего о любимой девушке и семье. Образ главного героя живой, близкий к природе, а образ государственной власти не ощущается таковым.
Словарь новых и незнакомых слов
Град – синоним город, градостроительство.
Отсель – отсюда.
Очи – глаза.
Чухонец – пренебрежительное обозначение прибалтийско-финских народов.
Думы – мысли.
Порфироносная – облеченная в порфиру (мантию), царственная.
Лампада – светильник, используемый в христианском богослужении.
Твердыня – крепость, укрепление.
Преданье – устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях.
Хлад — старинное слово, означающее «холод».
Чухонец — название финна или эстонца, распространенное в царской России.
Отсель — то же, что и «отсюда».
Диво — то, что удивляет, обозначение чуда.
Челн — лодочка небольших размеров, сделанная из древесного ствола.
Медный всадник Пушкин А.С. — читательский дневник
Читательский дневник к поэме Пушкина «Медный всадник» послужит дополнительным материалом для изучения данного произведения на уроках литературы. Пушкин пишет, что поэма основана на реальных событиях, произошедших после сильнейшего наводнения в Петербурге в 1824 году.
Пушкин начинает работать над созданием поэмы в Болдино, полностью напишет ее в 1833 году. Период, о котором рассказано в произведении – двадцатые годы XIX столетия, сюжет разворачивается в Петербурге. Время, когда начинается история, известно с точностью до дня – это начало наводнения, ноябрь 1824 года.
Евгений, бедный мелкий чиновник, мечтает о женитьбе на своей возлюбленной Параше. На следующее утро произошло сильнейшее наводнение в Петербурге, разрушившее часть города, унесшее множество жизней. Евгений узнает, что волны смыли дом Параши. Осознав, что девушка погибла, главный герой повредился рассудком. Он бродяжничает, спит на пристани. В момент озарения безумец смотрит на памятник Петру І, и видит в нем причину своих бед. Ему мерещится, что Медный всадник настигает его, гонится за несчастным со всех сторон, и главный герой в ужасе бежит. Умирает Евгений на одиноком острове, где находит, унесенный водами, дом Параши.
Самодержавная власть мало интересуется благополучием отдельного человека. Для правителей важно решать вопросы глобально, удовлетворять собственные амбиции, удерживать авторитет.
Произведение учит бережному отношению к «маленькому» человеку. Не стоит создавать грандиозный проект на людских костях, на боли и страданиях народных.
В поэме затронута тема взаимоотношений представителей власти и обыкновенного человека. Несоизмеримы по силе и впечатлению грандиозная фигура Петра І, стремящегося к преобразованию всей России, и молодого чиновника Евгения, с его обыденными потребностями и мечтами.
Главный герой бунтует против роковой ошибки царя, а Петр І гонится за ним, чтобы наказать недовольного. Я не вижу решения конфликта, но он проявлен. Однажды проходя мимо памятника, безумец вдруг понимает, на кого направлен его гнев. Евгений выражает свое негодование царю, а Медный всадник преследует маленького человека за его непозволительный бунт.
Всегда ли народ будет недоволен своим правительством или это касается только авторитарных государств? Я думаю, что в процветающем государстве, которое действительно демократическое, особого недовольства не будет. Для этого еще нужно самому человеку не сваливать ответственность за свою жизнь на сильных мира сего, а самостоятельно решать свои вопросы. Если Россия станет именно такой страной, то проблема будет решена. Пока это звучит, как утопия, но, думаю, что со временем так и будет.
Конечно, в рамках всего государства несколько сот жизней – потеря незначительная, но для конкретного человека – это трагедия всего его существа.
Образ Евгения находится в мощном противостоянии с образом самодержца-царя, представленного в данном произведении Медным всадником. Их противостояние обоюдное. Евгений выражает свой протест Петру І. Он говорит лишь пару слов, но и этого достаточно, чтобы бунтарь был наказан. В фантазиях безумца царь гонится за ним, стуча металлическими копытами по мостовой. Куда бы не побежал Евгений, царь преследует его со всех сторон. Так и происходит, когда человек становится неугоден властям.
Образы правительственной власти усилены метафорами, эпитетами, связанными с чем-то каменным и монументальным. Имя «Петр» переводится как «камень», берега реки выложены из гранита, сооружения Петербурга и сам Медный всадник, гремящий копытами. Этому описанию противопоставлена жизнь молодого Евгения, мечтающего о любимой девушке и семье. Образ главного героя живой, близкий к природе, а образ государственной власти не ощущается таковым.
Хлад — старинное слово, означающее «холод».
Чухонец — название финна или эстонца, распространенное в царской России.
Отсель — то же, что и «отсюда».
Диво — то, что удивляет, обозначение чуда.
Челн — лодочка небольших размеров, сделанная из древесного ствола.
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Он перевозчика зовет —
И перевозчик беззаботный
Его за гривенник охотно
Чрез волны страшные везет.
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть».
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Краткий анализ произведения «Медный всадник» по плану
1. История создания
Поэма (или, как обозначил её А. С. Пушкин «петербургская повесть») «Медный всадник» была написана «второй болдинской осенью» 1833 года.
Известны даты начала и окончания работы над произведением: 6 и 31 октября соответственно.
Написанная в столь краткий срок, поэма стала завершением давнего пушкинского замысла о конфликте маленького человека с великой силой государства и истории, которым нет дела до частных житейских подробностей.
2. Литературное направление
Произведение написано в реалистической манере. Оно отражает конфликт человека и общества и освещает реальные события: произошедшее в 1824 году наводнение в Петербурге.
В то же время сюжет «Медного всадника» включает в себя элементы фантастики.
3. Род
«Медный всадник» представляет собой произведение эпического рода.
В нём присутствует повествовательность, масштаб изображаемых событий позволяет окинуть взглядом несколько исторических эпох (время правления Петра I и первую четверть 19 века), прослеживается несколько сюжетных линий, связанных воедино авторских замыслом.
4. Жанр
Автор обозначил жанр произведения термином «петербургская повесть», который вошёл в литературоведческий обиход с лёгкой руки Пушкина.
Работать в этом жанре впоследствии продолжили Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Белый и другие.
Повесть традиционно считается прозаическим жанром, но после создания романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкину нетрудно написать и повесть в стихах. Язык поэзии для него универсален. Именно поэтому «Медный всадник» часто сравнивают с «Евгением Онегиным».
Говоря чисто формально, «Медный всадник» следует назвать поэмой, но для нас равно важны оба определения.
5. Проблематика
Проблематика произведения уходит корнями в вопрос о роли личности в истории.
Неоднозначное отношение современников Пушкина к фигуре Петра I породило две противоположных версии петербургского мифа.
Одни считали, что просвещённый монарх облагодетельствовал Россию, прорубив «окно в Европу» и создав из ничего русский образ европейского рая; другие прямо называли императора «антихристом», заставившего великую державу свернуть с предначертанного ей самобытного пути.
Оценка деятельности Петра сливается с проблемой «маленького человека», оказывающегося бессильным перед лицом взбунтовавшейся природной стихии.
Виновник наводнения – Пётр, ведь это он заставил Неву покориться человеку, войти в узкое каменное русло. Месть природы оказалась страшной: наводнение унесло сотни человеческих жизней. В масштабах же истории эта потеря невелика, и взирающий с постамента Император не жалеет о деле своих рук.
6. Тематика
Помимо проблемы «маленького человека» и «роли личности в истории» в «Медном всаднике» звучат следующие темы:
7. Идея
Идея произведения – в несогласованности человеческого и государственного начал. В каждом из этих двух измерений действуют особые законы, примирить которые вряд ли возможно.
Ход истории напоминает буйное движение стихии. Оказываясь в историческом водовороте, человек лишается права на счастье и становится жертвой обстоятельств.
8. Пафос
Пафос поэмы состоит в поэтике контрастов.
Грандиозная фигура «Медного всадника», взирающего с постамента в призрачную даль, и силуэт бедного чиновника Евгения, мечтающего о скромном домике и семейном счастье, несоизмеримы.
9. Система образов
Образы закона, рассудка, логоса, государственной власти сосредоточены в метафорах и эпитетах, связанных с камнем (гранитные берега Невы, постамент, громады Петербургских зданий, само имя «Пётр» (в переводе с греч. «камень»).
Им противопоставлены образы простых людей (Евгений, Параша), чья жизнь близка к природе и биологическому циклу (создание семьи, рождение детей).
Так намечено противопоставление природы и цивилизации, естественной жизни и искусственно сконструированной задумки гениального разума.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи поэмы – петербургский чиновник Евгений, его возлюбленная Параша, статуя императора Петра I, олицетворяющая сам дух реформаторской эпохи, неизбежность перемен в частной жизни под влиянием жизни общественной.
11. Лирический герой
Лирический герой в произведении отсутствует.
В эпических произведениях (к которым принадлежит поэма «Медный всадник») его место занимает повествователь. Он знакомит читателя с краткой историей жизни Петра I, эпизодами строительства Петербурга, вслед за чем рисует страшную картину наводнения, случившегося на Неве в 1824 году.
12. Сюжет
Сюжет поэмы описывает судьбу ничем не примечательного молодого человека Евгения, жизнь которого только начинается. Он мечтает жениться на своей возлюбленной и мирно прожить свой век на окраине Петербурга.
Эти планы в одночасье разрушает свирепая стихия. После страшного наводнения, которое на несколько дней разлучает влюблённых, молодой человек бежит к тому месту, где стоял домик Параши, и обнаруживает, что его возлюбленная погибла.
От горя Евгений теряет разум. Он бесцельно скитается по улицам города, силясь найти виновника страшной трагедии.
Проходя мимо статуи Петра I, основателя страшного города на Неве, герой с упрёком говорит ей: «Ужо тебе!» и потрясает кулаками. Каменный Пётр соскакивает с постамента и мчится вдогонку за Евгением. Напуганный грозным видением и обессиленный всеми приключившимися с ним бедствиями, герой погибает.
Трагедия «маленького человека» остаётся никем не замеченной. Нева величественно течёт в своём русле, а Петербург продолжает жить по-прежнему.
13. Композиция
Нестандартная композиция поэмы расставляет своеобразные смысловые акценты. Структуру произведения можно описать как линейную, если учесть, что её целостность нарушается историческими вставками.
Два потока времени (прошлое и настоящее) объединяются в ходе развития сюжета.
Объёмный пролог поэмы описывает славные деяния Петра Первого, одним из которых стало строительство Петербурга.
Основная часть начинается с описания наводнения.
Ложной кульминацией становится момент осознания того, что Параша погибла.
Ложная развязка – сумасшествие Евгения.
На самом деле, кульминационным моментом является обращение главного героя к статуе Медного всадника, а развязкой – погоня статуи за дерзким обидчиком.
Эпилог поэмы не выделен графически. Последние четыре четверостишия, описывающие гибель Евгения, — это и есть эпилог.
14. Размер, рифма, строфика
Произведение написано четырёхстопным ямбом.
В нём встречается как параллельная (ААВВ), так и перекрёстная рифмовка (АВАВ).
Мужские и женские рифмы чередуются.
Чеканный ритм помогает отобразить рельефность сюжета, он соответствует теме имперского Петербурга с его грандиозной размеренностью.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения музыкально «аранжирует» темы Петра и Евгения.
Там, где речь идёт об императоре, звучание строки протяжно, величественно, напевно, сопровождается ассонансами с «о», «а», «э», аллитерациями с «р», «л, «в», «н».
Описывая скромного Евгения, Пушкин пользуется шипящими и свистящими звуками, ассонансами с «и», «ы», «у», которые сжимают и упрощают изображаемую картинку.
Синтаксис поэмы насыщен обращениями, риторическими вопросами, фрагментами диалога и внутренними монологами.
В нём встречаются как простые, так и сложные предложения, помогающие передать сложный философский и социальный подтекст произведения.
Лексика первой части поэмы – высокая, книжная. По строю пролог напоминает торжественную оду, деяния Петра преподносятся как венец государственного устройства.
Во второй части язык и стиль повествования меняются. Ускоряется ритм повествования, а на язык повествователя как будто падает отсвет безумия: просторечные слова и книжная лексика смешиваются в единый стихийный поток, речь Евгения вообще становится неким набором междометий.
Так происходит движение от космоса к хаосу, от упорядоченности – к разрушению.
16. Средства художественной выразительности
В тексте поэмы немало ярких эпитетов: «Нева недвижная, немая», «на берегах пустынных волн», «задумчивых ночей», «прозрачный шорох», «блеск безлунный».
Сравнения передают динамику происходящего: «Нева металась, как больной в своей постеле беспокойной», «Нева, …, как зверь, остервенясь, на город кинулась», «всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружён», «злые волны, как воры, лезут в окна».
Разнообразят образный ряд яркие метафоры: «Дворец казался островом печальным».
Олицетворения приближают читателя к изображаемым картинам: «Сердито бился дождь в окно», «Нева обратно шла, гневна, бурлива».
17. Значение произведения
В поэме «Медный всадник» Пушкин впервые призвал читателя обратиться к истории частной человеческой жизни, чтобы понять её божественную ценность.
В противовес прагматичному подходу, оценивающему каждое действие сточки зрения пользы, поэт предлагает иной взгляд на природу вещей.
Главная ценность мира – человеческая жизнь, свободное право «маленького человека» творить свою личную историю, какой бы ничтожной она ни казалась с исторической высоты.
Все люди одинаково беспомощны перед лицом грандиозной стихии, существует высший суд, для которого важна не успешность замысла, а его созидательная сила, обращённая к человеку.
18. Актуальность
Проблема «маленького человека», стиснутого обстоятельствами общественной жизни, неисчерпаема. Чем прагматичней и динамичней мир, тем больше «бедных безумцев» он порождает.
Мир техники и пользы не создан для человека. Человеческая душа в нём мгновенно изнашивается, наступает выгорание, душевное онемение, нравственное вырождение.
С тех пор, как прошло грозное наводнение, описанное Пушкиным, миновало почти 200 лет, но мир продолжают потрясать глобальные катастрофы, в которых человек беспомощен, словно щепка, гонимая быстрым течением.
Таким образом, поэма «Медный всадник» не теряет свою актуальность.
19. Моё отношение
Сюжет поэмы глубоко потряс меня. Я сострадаю бедному Евгению и сожалею о том, как трагически сложилась его судьба.
Пушкин ярко показывает контраст простых человеческих желаний и железной воли устроителей общественной жизни.
С трагедии безумного Евгения в русской литературе началась череда больших и малых бедствий, выпадающих на долю тех, кто не вписывается в механическое вращение технологического колеса.
Почти все произведения, написанные в 19 и 20 веках, так или иначе, затрагивают эту тему. Пушкину удалось услышать и написать грозную увертюру к симфонии «железного века».
20. Чему учит
Поэма «Медный всадник» учит нас пониманию того, что история не существует в отрыве от человека. Каким бы грандиозным и значительным ни казалось то или иное событие, у всего есть обратная сторона.
Те, кто стоит у власти, не должны забывать о нуждах простого народа, ведь каждый человек — создание Бога, заслуживающее счастья, свободы и любви.
Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина
В поэме «Медный всадник» отражены размышления автора на тему исторического персонажа – о противоречивой личности Петра Великого, о неоднозначности его поступков. Предлагаем для ознакомления краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник». Поэту удалось создать красивейшее стихотворное описание масштабных планов Петра, бурлящих вод Невы, раскрыть большую человеческую трагедию «маленького» человека.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Правление Петра I – выдающегося самодержца России.
Проблема: Самодержавная власть руководствуется исторической необходимостью, а не интересами человека.
Ненависть главного героя к царю проявляется не сразу. Когда сознание у безумного Евгения проясняется, то он, как бы, видит основного виновника своей трагедии – царя, заложившего город в неудачном месте. Петр I руководствовался политической необходимостью – укреплением границ России со шведами, не подумав о последствиях своего замысла для народа. Сложно сказать, действительно ли наводнение – следствие недальновидности Петра или нет, но здесь важен смысл. Авторитарное правительство во главу угла ставит свои интересы, удовлетворяет собственные амбиции, а не потребности народа в защите и безопасности. Нередко диктаторы разжигают войны, принося, тем самым, много бед и страданий. На поле битвы погибают лучшие сыны отечества.
2. Тема: Петр I – особенности его личности.
Проблема: Противоречивость человеческой природы на примере личности Петра I.
В произведении на примере Петра I, показано, насколько противоречив человек. Когда мы видим конкретную историческую личность со всеми его достижениями, преобразованиями, реформами и открытым проявлением негативных качеств характера, то сложно определиться в своем отношении к нему. Скорее всего, Пушкин не мог собрать образ Петра воедино, почему и написал «Медного всадника».
3. Тема: Взаимоотношение государственной власти и отдельного маленького человека.
Проблема: Очень часто народ недоволен правительством, обвиняет его в собственной несостоятельности. Для авторитарных правителей важны достижения в целом, они не учитывают нужды народа. История рассказывает о том, что за строительство Петербурга подневольный люд заплатил своим здоровьем, а иногда и жизнью. Самодержавная власть особо не обращала внимания на подобные «мелочи». С другой стороны, бедняки исторически привыкли к тому, что их жизнью управлял господин, и так существует до сих пор. Человек может изменить свою ситуацию, но он ничего не делает, обвиняя правительство во всех своих нерешенных проблемах.
Проблема: Потеря любимого человека может обернуться серьезной болезнью, пожизненной трагедией для другой половины.
Главный герой Евгений – мелкий служащий, бедный молодой человек, не имеющий собственного угла. Уже в этом описании чувствуется, что его жизнь бедна событиями, и то, что он чувствует себя неудачником. Конфликт усугубляется, когда Евгений теряет в наводнение свой единственный луч света – возлюбленную Парашу. У него нет больше ничего, что ему дорого – несчастный сходит с ума. Так человек реагирует на трагедию, когда он недоволен собой, и у него немного собственных интересов, целей, друзей, материальных благ.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Пафос поэмы передан в восхищении автором деяниями Петра I. На месте будущей столицы вначале был пустырь, болота, непроходимые леса, чернели чухонские избы. Благодаря царю на этом же месте появился город, сверкающий своей красотой.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
В поэме ощущается сильное противоборство образов Евгения и царя, символически представленного Медным всадником. Конфликт образов показан обоюдный. Главный герой обвиняет царя в произошедшей трагедии, а царь преследует его за «преступные» мысли.
п.4. Литературные приёмы
С большой теплотой и любовью описывает Пушкин строительство города, его величие. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры, в результате чего из-под его пера выходят красивейшие строки. Благодаря его литературным приемам, появляется чувство гордости за решение, которое принимает Петр I, за воплощение его великого замысла. Из описания видно, как Пушкин восхищается Петербургом, верит в будущее России.
Красиво, сильно, эмоционально описан момент наводнения – взбунтовавшаяся стихия, сметающая все на своем пути.
Большую роль в поэме играют такие символы, как Медный всадник. Сам памятник – это символ самодержавной власти, всадник – правитель, а конь – народ России, пришпоренный умелым седоком.
Символичен тот момент, что безумный Евгений бунтует, но бунт его больше не в словах, а в его состоянии, умело переданным Пушкиным. Евгений говорит царю всего два слова, но всадник начинает преследовать его. Этот момент тоже символичен. Он показывает, что любой народный бунт жестоко карается авторитарной властью.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – противостояние интересов властей и предпочтений маленького человека, стремящегося к максимальной безопасности для себя и своих близких.
Здесь сталкиваются два полюса – сила и слабость. Решения конфликта я не вижу. Можно только сказать, что он стал проявленным в момент озарения Евгения-безумца.