Пушкин волчья роща что это за место

А.С. Пушкин несколько лет провел в волчьей роще. Что это за место?

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

А.С. Пушкин и в самом деле несколько лет провел в «ВОЛЧЬЕЙ РОЩЕ». Слово лицей и волк на греческом немного похожи, ученики лицея учили греческий. Для игр и отдыха лицеистам была выделена территория березовой рощи возле Знаменской церкви. Так и получилась «волчья роща», в которой развлекался в свободное от занятий время не только Пушкин, но и Дельвиг, Кюхельбекер и другие пушкинские друзья-лицеисты.

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

Дело в том, в греческом языке слово «волк» пишется как ликос.

А слово «лицей», однокоренное со словом «волк», пишется как ликео.

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

Тимошенко выпустят, как того требует Европейский суд. Суд над В.Ю. был сфальсифицированным и незаконным. Уже весь мир, включая Европейский суд, требует, чтобы Тимошенко выпустили.

Зато когда посадят Януковича, за него никто и никогда не замолвит ни единого доброго слова.

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

Игра Pokemon GO очень продумана и продвинута. В основном в недоступном месте оказываются покемоны типа: Волшебные- которые встречаются на кладбищах и в церквях. Ядовитые эти водятся на болотах. Все остальные покемоны в принципе доступны. Поэтому если вам уж очень хочется поймать Волшебного покемона. Например в церкви. Молча заходите не привлекая внимания, постойте и идите за колонны, оттуда и поймаете. Расстояния вам хватит. Игра основана на движении и коммуникабельности. Улыбайтесь людям и они в любом случаи максимум, что вам сделают это «покрутят у веска»

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

Горный Алтай мы с мужем посещали уже два раза и всегда открываем для себя что то новое, вот и сейчас собираемся уже в третий раз в этот великолепной красоты край.Самым не забываемым для нас было посещение Каракольских озер.

Мы взбирались в гору мимо красивейших и чистейших озер, заходили в них чтоб охладиться. В общем все ощущения от увиденного описывать не буду, это надо прочувствовать самим. Скажу одно что виды стоят тех мучений что мы испытали при прохождении.

Источник

Анализ стихотворения И вновь я посетил А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин.
«Вновь я посетил…»
* * *
. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…»написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.

Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.

Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.

Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение «Вновь я посетил…»

В Михайловском Пушкин вспоминает свое двухлетнее изгнание, няню, которая умерла. Мысль его обратилась к прожитому, которому он подводил итог в глубокой и печальной думе о себе и времени.

Стихотворение «Вновь посетил я…» делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке «владений дедовских» и его внуке.

Рассмотрим первую часть.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».

Упоминание «опального домика» и «бедной няни моей» возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Отсюда, из Михайловского, в 1825 году Пушкин решил тайно отправиться в Петербург, предчувствуя назревавшие великие потрясения, и лишь типично русское суеверие (встречи с зайцем и попом) спасло поэта от неминуемой гибели.
Упоминание Арины Родионовны также не случайно. Няня приобщала маленького Пушкина к русскому народному поэтическому творчеству, оказавшее на него огромное влияние.
Далее, уже в третьей части, предстает среднерусский пейзаж, живо напоминающий нам пейзаж «Деревни».
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.»

Лирический герой описывает пейзаж и вспоминает все, что с ним было связано в его жизни. Холм лесистый, озера, наблюдая за которым он вспоминал море:

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »

Лирический герой встречает на своем пути три сосны, которые он видел десять лет назад. Описывает их изменения.

Пушкин убежден, что природа прекрасна и гармонична, так как естественна в своем свободном появлении. Например, строчки об озере:
«Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко»
Постоянность, неизменность природы подчеркнуты Пушкиным для того, чтобы напомнить нам, что эти частичка, свидетель прошлого, достойного любви и уважения. Постоянность и неизменность природы Пушкин подчеркивает тем, что говорит о трех соснах, вновь увиденных им.

Также мы видим, что поэт наделяет природу способностью чувствовать, вести диалог, сопереживать людям. Отсюда и прямое обращение к ней:

«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»

Одухотворяя природное, Пушкин делится с молодыми сосенками своими мыслями о будущем, последней теме анализируемого стихотворения. Предвидение поэта оптимистично: его внук окружен приятелями, и мысли его веселы и приятны.

В стихотворение отражен образ времени. Пушкин описывает то, как все меняется со временем, не меняются лишь идеалы, взгляды, убеждения. Меняется он, его жизнь:

«Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…»

Меня есть все вокруг – люди умирают, умирает его няня.

«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет…»

Когда Пушкин ещё был в Михайловском он часто сидел на берегу озера и вспоминал море. Это так же говорит о том, что это уже прошло, то есть упоминается образ времени.

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »

Так же Пушкин описывает нам ситуацию, когда он встречает на пути знакомые деревья и видит, что около их корней теснятся новые, молодые кусты.

«Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети».

Но время меняет не все. И в самом человеке остается что-то прежнее, например, его память, его идеалы, помыслы, убеждения. Об этом свидетельствуют такие строчки:

«…но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».

Время не меняет природу в корне. Природа остается прежней. Это говорит сходство пейзажа этого стихотворения и стихотворения «Деревня». Также это подтверждают такие строки:

«И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах»;

«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей»;

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »;

«Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох».

Рассмотрим средства поэтической выразительности.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл»

Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость к этой земле. Слово изгнанником точно характеризует положение ссыльного поэта.
«Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах».
Слово ушло говорит о невозвратимости этих лет. Повторение слов переменилось, переменился я с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно. Таковы законы жизни. Это сформулировано в краткой фразе:
«И сам, покорный общему закону,
Переменился я..».
Ёмкий смысл таит и выражение “объемлет живо”. Объемлет – охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое с такой ощутимой ясностью (живо) предстаёт в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто всё вчера происходило:
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора».
Эпитет опальный (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах “уже старушки нет”! Поэт никогда не услышит “шагов её тяжёлых. ” Определение тяжёлых – это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения. Кропотливый – внимательный, терпеливый, заботливый; дозор в контексте – присмотр.
Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечёт поэта.
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре. »
Недвижим – поглощён думами о прошлом и настоящем. Как много сказано в строках: “. вспоминая с грустью // Иные берега, иные волны. ” Это о южной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи от моря, свободной стихии, мощь и красоту которой Пушкин воспел в стихотворении «К морю».
Поэтичны строки:
«Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко. »
Здесь и инверсии (нив златых, пажитей зелёных), и аллитерация: синея стелется широко.
Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница, которая давно без присмотра хозяина, да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.
Особенно дороги поэту три сосны “на границе // Владений дедовских”. Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:
«. около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зелёная семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто».
Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.
Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.
Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.
Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»
Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.
В этом стихотворении Пушкин обратился к белому стиху, выдерживая пятистопный ямб размер и мелодию поэтической речи. Его раздумье сохраняет естественность разговорной интонации, которая подчеркивает отсутствие рифмосочетания стихов. Это подтверждает то, что Пушкин решительно отошёл от песенного, романсного стиха, стремясь создать стих смысловой, наиболее точно воспроизводящий мысль.
«Вновь я посетил. » лишено обилия тропов, сложных образов. В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам (златых, брегам, главу, младая). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.
Стихотворение, написанное в тяжелые для Пушкина дни, проникнуто бодростью, верой в разумность жизни, в конечную победу света над мраком. Поэт передал в нем прощальный привет будущим поколениям, завещал им свой исторический оптимизм. Человек в этом стихотворении кровно связан с историей и природой. Лирические переживания слиты с историческими и философскими размышлениями.

Источник

…Вновь я посетил…

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.1835 г.

Источник

Пушкин волчья роща что это за место

О бзор к 310-летию М.В. Ломоносова

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник».

«Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества».

«Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна. »

Пожалуй, это единственные строки Ломоносова, которые остаются в памяти после окончания школы. Слишком рано соприкасаемся мы с творчеством гения, опередившего своё время, и лишь спустя не один десяток лет, начинаем понимать, насколько гениальным был этот человек.

О жизни и деятельности Михаила Васильевича написана не одна сотня книг.

Только в серии «Жизнь замечательных людей» вышли его биографии, созданные Александром Антоновичем Морозовым, Евгением Николаевичем Лебедевым и Валерием Игоревичем Шубинским. Как и многие другие издания серии, книги о Ломоносове – документально-художественные биографии. Читать их интересно и даже увлекательно. Нужно только учесть, что более поздние издания базируются на самых новых документах.

Морозов А. А. Ломоносов. – Москва: Молодая гвардия, 1965.

Лебедев Е. Н. Ломоносов. – Москва: Молодая гвардия, 1990.

Шубинский В. И. Ломоносов. – Москва: Молодая гвардия, 2010.

Составители детской серии «История России» порадовали читателей книгой «Михайло Ломоносов» Сергея Перевезенцева. Не только школьникам, но и взрослому читателю будет приятно взять её в руки: небольшой объём, прекрасное оформление, иллюстрации, созданные Е. Орловым, и очень доступный стиль изложения оставляют самое приятное впечатление.

Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. – Москва: Белый город, 2004.

Из пятидесяти четырёх лет жизни около тридцати Ломоносов отдал научной деятельности. Круг его интересов настолько обширен, что нашему современнику очень трудно понять, как всё это можно вместить в одну человеческую жизнь. Неоценимую помощь в знакомстве с творчеством русского гения читателю могут оказать научно-популярные издания. Они выходят практически ко всем крупным юбилеям. Так к 250-летию со дня рождения учёного Издательством МГУ был выпущен ряд произведений, посвящённых деятельности Ломоносова в различных отраслях естествознания. Например:

Кононков А. Ф. М. В. Ломоносов как физик / А. Ф. Кононков, Б. И. Спасский. – Москва: Издательство МГУ, 1961.

Гордеев Д. И. М. В. Ломоносов – основоположник геологической науки. – Москва: Издательство МГУ, 1961.

Любознательный читатель найдёт в них и сведения о жизни Ломоносова, и о состоянии рассматриваемой науки в этот период, и о вкладе Михаила Васильевича в конкретную естественнонаучную дисциплину. В том же 1961 году вышел сборник статей и речей академика С. И. Вавилова, в котором можно обнаружить много любопытного. Далеко не каждый знает, что Ломоносов интересовался оптикой и даже был автором ночезрительной трубы, ставшей предметом научных дискуссий. Лишь спустя 150 лет идея воплотилась в создании биноклей ночного видения и оптики зенитных батарей. Сергей Иванович называет Ломоносова « одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим оптотехником».

Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов. – Москва: Академия наук СССР, 1961.

Рассказывая о вкладе учёного в самые разные науки, авторы часто пропускают астрономию, а вклад Ломоносова в её развитие неоценим. Михаил Васильевич постоянно заботился о состоянии обсерватории Академии наук, перевёл на русский язык ряд зарубежных исследований по астрономии, был организатором астрономо-геодезических работ, защищал и пропагандировал теорию гелиоцентрической системы мира, он выдвинул идею множественности обитаемых миров. А его суждения о Солнце на столетие опередило науку того времени.

В «Утреннем размышлении о божием величестве» он писал:

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Лишь в 1860 г. учёные окончательно признали принадлежность хромосферы и протуберанцев Солнцу, а вихревая природа солнечных пятен была высказана в 70-х годах XIX в.

Куликовский П. Г. М. В. Ломоносов – астроном и астрофизик. – Москва: Наука, 1986.

Вышедший в серии «Открытия и судьбы: Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах» сборник о русском энциклопедисте заслуживает особого внимания, поскольку составители включили в него помимо жизнеописания некоторые труды учёного, воспоминания современников и суждения потомков, а также стихи и отрывки прозы, посвящённые ему.

Михайло Ломоносов: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / [составители Г. Е. Павлова, А. С.]. – Москва: Современник, 1989.

Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть фото Пушкин волчья роща что это за место. Смотреть картинку Пушкин волчья роща что это за место. Картинка про Пушкин волчья роща что это за место. Фото Пушкин волчья роща что это за место

Вот лишь небольшая часть высказываний о Ломоносове, опубликованных в этом сборнике:

«Главная заслуга Ломоносова и писателей, следовавших за ним до начала нынешнего века, состояла в том, что они своими произведениями возбуждали охоту к чтению и мало-помалу увеличивали число людей, интересующихся литературой».

«…В Ломоносове нельзя отрицать ни замечательного поэтического таланта, ни великого ума, ни великой души».

«Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частично Гоголь».

«История Ломоносова повторяется у нас в России каждый день, а между тем Ломоносовы так же редки теперь, как были редки в прошлом столетии».

«Естествознание, сколько мне известно, никогда не пользовалось у нас особым покровительством…, а между тем и первый русский учёный, в европейском смысле этого слова, был Ломоносов – естествоиспытатель».

«Какое явление природы ни рассматривал Ломоносов, он прямо метил, между прочим, на то, чтобы рассеять народные заблуждения и распространить истинное естественно-научное понятие».

(А. П. Щапов, историк, публицист)

«Очень важно, далее, стремление Ломоносова возможно шире распространять в России просвещение. Он задумал и осуществил совершенно небывалое до того дело: первый из всех русских профессоров стал читать публичные лекции по физике».

(Б. Н Меншуткин, русский химик)

Небезынтересно будет просмотреть и статьи в разделе «Ломоносов в мировой культуре». Составители предлагают статью известного французского историка науки Люси Ланжевен «Ломоносов и французская культура XVIII века», отстаивающую роль Ломоносова в развитии науки. Н. В. Соколова написала «Краткий обзор английской литературы XVIII-XIX вв. о М. В. Ломоносове». Японский историк науки Ёсио Имаи предоставил интересную работу «М. В. Ломоносов в японской литературе».

Нельзя не коснуться ещё одной грани таланта Михаила Васильевича – его природного чувства цвета. Заинтересовавшись цветными мозаиками итальянских мастеров, Ломоносов изобрел рецептуру цветных непрозрачных стекол (знания химика помогли страсти художника). В результате было организовано производство смальты и склеивающего раствора, в России возродилось искусство мозаики.

Некрасова Е. А. Ломоносов – художник. – Москва: Искусство, 1988.

Более четверти века искусствовед Е. А. Некрасова изучала художественное наследие этого талантливого человека. В книге подробно рассказано о работе ломоносовской мастерской. Всего было создано сорок работ, но до наших дней сохранилось только двадцать. «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым с семью помощниками почти за два года, и сейчас украшает парадную лестницу Академии наук в Санкт-Петербурге. Мозаики выкладывались по эскизам художников. Плодотворно сотрудничал мастер с молодым Рокотовым. По его живописным работам были созданы портреты князя Петра Фёдоровича, П. И. Шувалова, Г. Г. Орлова, Екатерины II и другие. Мечтой Ломоносова было создание монументальной работы, посвящённой Петру I, но ей не суждено было сбыться.

Пётр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова

Мы познакомились с книгами, посвящёнными самым разным направлениям деятельности нашего героя, но почти не коснулись его роли в развитии русского языка и литературы. Раскрыть этот аспект можно, углубившись в исследование

Западов А. В. Отец русской поэзии: о творчестве Ломоносова. – Москва: Советский писатель, 1961.

Что можно сказать об этой книге? Серьёзное и глубокое исследование в научной работе может очень помочь.

«Ну а где же сам Михаил Васильевич, где его произведения?» – спросит меня любознательный читатель.

Его поэзия и проза довольно часто издавались в разные годы. Вот лишь несколько изданий:

Ломоносов М. В. Собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова: [Ч. 1-3]. – Санкт-Петербург: Императорская Российская Академия, 1840.

Ломоносов, М. В. Сочинения. – Москва; Ленинград: Художественная литература, 1961.

Ломоносов М. В. Избранная проза. – Москва: Советская Россия, 1980.

Ломоносов М. В. Стихотворения. – Москва: Советская Россия, 1984.

Все книги, о которых рассказано в обзоре, можно найти в фондах Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина Г. Челябинска.

Ценителям поэзии XYIII века дополнительно предлагаю небольшую подборку стихотворений Ломоносова.

Науки юношей питают

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Вечернее размышление о Божием величестве

при случае великого северного сияния

Лице свое скрывает день:

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы чорна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкой прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы Божества

Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вы знаете пути планет;

Скажите, что наш ум мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Кто ж знает, коль велик Творец?

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, всё твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

Жениться хорошо, да много и досады

Жениться хорошо, да много и досады.

Я слова не скажу про женские наряды:

Кто мил, на том всегда приятен и убор;

Хоть правда, что при том и кошелек неспор.

Всего несноснее противные советы,

Упрямые слова и спорные ответы.

Пример нам показал недавно мужичок,

Которого жену в воде постигнул рок.

Он, к берегу пришед, увидел там соседа:

Не усмотрел ли он, спросил утопшей следа.

Сосед советовал вниз берегом идти:

Что быстрина туда должна ее снести.

Но он ответствовал: «Я, братец, признаваюсь,

Что век она жила со мною вопреки;

То истинно теперь о том не сомневаюсь,

Что, потонув, она плыла против реки».

Лишь только дневной шум замолк…

Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк

И взял пастушей посох в лапу,

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит,

Обняв пастушку, Фирс храпит,

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.

Однако чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкой сон покинул,

И Жучко с ним бросился в бой;

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил;

Тут поздно бедной волк приметил,

Что чересчур перемудрил,

В полах и в рукавах связался

И волчьим голосом сказался.

Но Фирс недолго размышлял,

Убор с него и кожу снял.

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сем родился волком,

Тому лисицой не бывать.

Я знак бессмертия себе воздвигнул…

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

Наталья Гаева, Центральная библиотека им.А.С.Пушкина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *