Пуштунвали кодекс чести что это
Коротко о племенах пуштунов в Афганистане и на границах
Пуштуны являются представителями самой многочисленной народности на планете, не утратившей родоплеменные связи.
Содержание статьи:
Отличительными характеристиками народа служит вероисповедание суннитского ислама, восточноиранский язык пашто в речи и постоянное следование принципам кодекса чести.
1. Пуштуны потомки Саула: израильские сыны
Пуштунов иногда зовут иранцами, ареал их проживания расположен между двумя странами – Пакистаном и Афганистаном. Общая численность пуштунов составляет примерно 42 миллиона человек. Народ составляют десятки племён и сотни кланов. Поскольку в Афганистане с 1979 года не было переписи населения, более точное количество представителей пуштунов подсчитать не представляется возможным.
Со временем в городе появляются арабы. Когда случилась встреча Киша с арабским полководцем Халидом ибн аль-Валид, ему понравились вероучения арабов. Он принимает религию Пророка и берёт себе имя мусульманина Абдул Ибн-Рашид. Под этим именем он стал известен как военачальник и любимец самого пророка Мухаммеда.
2. Расселение пуштунов по территории Афганистана
О том, как потомки Афгана расселялись по территории Афганистана, повествуют не только народные предания, но и многие арабские писания. К примеру, «Мират уль-Алам» («Зеркало мира») описывает странствия иудеев и указывает конкретные города, в которых они обосновались. Это — Газни, Гхор и Кабул.
Также существовала теория о происхождении пуштунов от древних израильтян. В XIX веке широкой общественности её поведал капитан британской разведки Александр Бернс. Как аргумент в пользу этой версии, капитан сравнивал этноним «пашту» («пушту»), происходящий, по его мнению, от еврейского слова «пашт» («рассеянные»). Любопытно также, что в иудейской Самарии есть селение, название которой созвучно с названием столицы Афганистана, городом Кабул.
Офицер британской армии, которая пыталась покорить Афганистан в XIX веке, писал в своих заметках: «Настоящие пуштуны являются, вероятно, самым необузданным из всех племен, с которыми нам приходится иметь дело в Пенджабе. Они в высшей степени кровожадны, мстительны и жестоки: они не знают, что такое вера или истина». Менталитет афганцев так и остался загадкой для европейцев, ведь этот народ живет по чести, а не по совести. А ещё говорят, что пуштуна можно узнать по свирепому взгляду.
В то же время пуштуны опираются на собственный неписанный свод правил, именуемый кодексом чести – пуштунвали. Дословно означающий — «образ жизни пуштуна», по сути это — совокупность ценностных норм и представлений, обрядов и обычаев, призванных регулировать поведение членов афганского этноса не только в обычной жизни, но и в нестандартных ситуациях.
Законы пуштунвали нередко противоречат догмам, указанным в Коране и хадисах. Например, для доказательства факта супружеской измены согласно шариата, нужны показания четырех свидетелей. По кодексу пуштунвали честь семьи будет запятнана, если только в клане или племени возникнут слухи об измене.
А тот афганец, который в течение всей своей жизни неукоснительно соблюдал правила пуштунвали, получит заслуженное уважение соплеменников. Истинный пуштун должен на протяжении всей жизни доказывать свою принадлежность к роду и племени.
Основу кодекса чести пуштунвали составляют 6 важных принципов:
4. Обязанности мужчин и женщин пуштунов в племени
Первооснову существования пуштуна составляет умение самостоятельно организовать свой быть. Дом, семья, имущество, скот — требуют от мусульманина грамотного распоряжения. Если взрослый человек не может справится с этими фундаментальными обязанностями, то это считается позором, вплоть до потери чести.
Мужчина-пуштун должен добиваться справедливости во всём, что касается непосредственно его, его семьи, а также тех людей, кто не способен защитить себя самостоятельно. Женщины, дети, старики, немощные и больные люди могут рассчитывать на поддержку истинного пуштуна. Кроме того, он должен обладать силой и несгибаемой волей, слабый по характеру афганец станет в своём обществе изгоем.
Для любого гостя пуштун обязан стать радушным и гостеприимным хозяином. Согласно пуштунвали, каждый человек, вне зависимости от его вероисповедания и социального положения, может рассчитывать на то, что его в трудной ситуации приютит афганская семья.
Пуштунвали носит, скорее, императивный или рекомендательный характер. Как применить принципы кодекса чести в какой-либо житейской ситуации, решают племенные авторитеты. Взрослые мужчины с организаторскими способностями и обладающие солидным жизненным опытом, могут выступать на джиргах как судьи. Таким образом, они представляют и законодательную, и исполнительную власть пуштунов.
К примеру, сабха-джирга собирается для обсуждения и решения внутренних проблем, касающихся племени, рода или поселения. На сабха-джиргах может обсуждаться вопросы распределения воды и земель, разрешаться споры и конфликты. Заседания советов проходят гласно, любой желающий может высказать своё мнение, в том числе и женщины.
Самти-джирга собирается для разрешения проблем, в которых затронуты внешние отношения племени с соседскими поселениями или центральными властями. На такой совет приглашаются только племенные авторитеты, старейшины и представители местного духовенства.
На джиргах запрещено вести себя непристойно, ругаться или оскорблять оппонента. Каждый участник волен высказать своё мнение и проголосовать.
Однако, нередко встречаются афганцы, решающие свои вопросы исключительно с применением силы. Военный корреспондент из Британии Кен Гест, в прошлом солдат диверсионных войск, описывал как у него в 1989 году произошла встреча с участником бандитской группировки из племени пуштунов.
Типичной особенностью пуштунов является нетерпимость к обидам и оскорблениям. Местная поговорка гласит: «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести». Представители этноса никогда не нарушают этот принцип. Пуштунвали предписывает в таких случаях применять бадал, или месть обидчикам. Пуштуны дорожат своей честью и стараются во всех случаях компенсировать урон, нанесённый их чести или собственности.
Бадал порождает частые ссоры между семьями, племенами, порой переходящие в вооружённые столкновения. Причём, поводом может послужить даже небольшое недоразумение. Например, был случай нарушения соседями очерёдности полива полей, которое переросло в кровавое побоище между племенами. Следует заметить, бадал в случае кровной мести не распространяется на соплеменников, конфликт должны разрешить с помощью джирги.
Но если обидчик из другого племени, то пострадавшее поселение будет стараться всячески восстановить справедливость. Объектом мести может стать не только преступник, но первый встретившийся на пути соплеменник обидчика. Ещё принцип бадал обязывает платить взаимностью за оказанную услугу. Например, на приглашение в гости обязательно необходимо ответить тем же. Для пуштунов важно не только восстанавливать попранные часть и достоинство, но и сохранять добрососедские отношения.
«Убийства чести»: за что можно умереть в современном Афганистане (18+)
«Убийство чести» — убийство члена семьи, который навлек на семью позор неподобающим поведением. Под этим обычно понимают так называемые «моральные преступления»: измену, добрачные отношения или изнасилование. Однако мотивом могут выступать не только действия сексуального характера, но и вообще все то, что является табу в данном консервативном обществе: смена религии, развод, независимый образ жизни и даже вызывающая, с точки зрения местных норм морали, одежда.
География «убийств чести» необычайна широка — она в большей или меньшей степени охватывает регионы, где преобладающей религией является ислам. Масштаб проблемы не известен. Статистика, которую приводят гуманитарные организации, довольно скудна и далеко не всегда отражает реальное положение дел, а семьи избегают говорить о тех, кто навлек на них «позор».
Telegram-канал «Афганская голубка» рассказывает о специфике «убийств чести» в самой сложной стране Среднего Востока — Афганистане.
Список жертв
Одно из последних зафиксированных преступлений было совершено в мае этого года в провинции Бадахшан. Назиле было 18 лет. Она отказалась выходить замуж за человека, которого подыскали родители, и сбежала из дома с парнем, в которого была влюблена. Молодые люди нашли убежище в полицейском участке. Два дня спустя брат Назилы заверил полицейских, что девушку не будут наказывать, и забрал ее домой. Через час она была мертва: ее связали электрическим проводом, а потом нанесли несколько ножевых ранений. Брат бежал на подконтрольную талибам территорию.
Около полутора лет назад убийство журналистки Мины Мангал вызвало большой общественный резонанс. Мина вышла замуж за родственника, с которым была помолвлена в течение нескольких лет, и ушла от мужа вскоре после свадьбы из-за побоев и издевательств. Незадолго до гибели ей удалось добиться развода. После этого она регулярно получала угрозы в соцсетях — развод «опозорил» семью мужа, однако представители силовых структур не приняли мер и не предоставили Мине убежище. Ее застрелили на кабульской улице по пути на работу. Ее семья неоднократно заявляла, что убийцами были родственники мужа, однако исход судебного разбирательства остался неизвестен. Мине было 27 лет.
Девятнадцатилетнюю Азиз Гуль из провинции Гор тоже убили родственники мужа, когда она якобы пыталась бежать из дома с мужчиной. Ее родители рассказывали другую историю: Азиз Гуль была похищена, а когда вернулась, ее обвинили в супружеской измене. Убийство было совершено ночью, похоронили ее до рассвета, так что родные даже не увидели тело. Никто не был арестован по обвинению в убийстве.
2. “They killed her around night prayer & I heard the news at dawn prayer. By that time they had buried body already” Mother of Aziz Gul, 19 pic.twitter.com/QAHLGmi3hp
Ранее в той же провинции Гор была забита камнями Рухшана, которой тоже было всего 19. Она была выдана замуж за человека намного старше себя, а после, по слухам, ее застали с другим. Видео с места казни попало в сеть. Правительство заявило, что произошедшее — дело рук «Талибана» 1 *.
«Выше пояса ее тело было разорвано в клочья. Некоторые камни попали в грудную клетку», — рассказывала мать Рухшаны журналистам New York Times.
И этот список жертв можно продолжать довольно долго.
@cher
Trump: «The #Taliban are great fighters.»
Here are those «great fighters» stoning a woman to death for adultery.
She was only 19.
She’d been forced to marry against her will & fled with another man.
The man she fled with only received a lashing.
Становятся ли жертвами мужчины?
Да, хотя гораздо реже. С точки зрения консервативного общества, человек, соблазнивший женщину, так же виновен, как и она. Если родня женщины захочет наказать того, кто опозорил их родственницу, его собственная семья вряд ли сможет (и успеет) его защитить. Скорее всего, и не захочет, поскольку, поступив аморально, он портит репутацию всему роду или целому племени.
«Ее муж пришел и сказал: «Или вы убьете ее и того развратника, или мы убьем вас всех», — рассказывал близкий родственник. — Пришлось согласиться, чтобы спасти братьев Гуль Мины».
Однако убийство мужчины, даже на относительно законных основаниях, всегда чревато кровной местью, которая может растянуться на несколько поколений, так что обычно до этого стараются не доводить. Дело до последнего замалчивают и пытаются уладить мирным путем. Даже на подконтрольных «Талибану» территориях наказание для мужчин мягче, чем для женщин: Рухшану из провинции Гор забили камнями, а ее любовник подвергся публичной порке и был отпущен.
Horrific Murder Of Teenage Girl Again Puts Spotlight On Afghanistan’s ‘Honor’ Killings: submitted by /u/Strongbow85 [comments] https://t.co/y4Mgria7eX #humanrights pic.twitter.com/qv68XRdkfz
Высшая мера за «моральные преступления»
«Убийства чести» находятся как бы за пределами афганской правовой системы. Чтобы понять логику, которая иностранцу может показаться дикой, нужно посмотреть на происходящее с позиции патриархальной средневековой морали. С точки зрения закона ни развод, ни побег из дома — не преступление. А вот с точки зрения консервативного общества — да. С этой же точки зрения в насилии всегда виновата жертва, а жена не имеет права делать то, что, по мнению мужа, его «позорит». Например, работать.
Центральные власти Афганистана слишком слабы, чтобы бороться с «убийствами чести» юридическими методами. С марта 2017 по март 2018 года по меньшей мере 270 женщин в Афганистане лишились жизни в результате домашнего насилия или «убийств чести». Только 135 преступников были арестованы.
По данными миссии ООН по содействию Афганистану, подавляющее большинство случаев, связанных с «убийствами чести», не доходят до суда и решается при помощи посредничества.
. Afghanistan, a member of the 47-nation U.N. Human Rights Council, is rife with child marriage, honor killings, and systematic impunity for perpetrators of gender-based violence.https://t.co/TMIKyBeyDb pic.twitter.com/XpvTNgTbnY
Более того, до недавнего времени четкой системы наказаний просто не существовало: до 2018 года афганские судьи имели право поступать по собственному усмотрению, если речь шла об «убийствах чести». Полиция и сейчас не всегда соглашается регистрировать подобные случаи: это семейное дело, и вмешательство может иметь последствия уже для самих полицейских.
Впрочем, силы безопасности далеко не всегда могут помочь, даже если хотят. В провинции Нуристан вооруженная толпа штурмом взяла отделение полиции, где скрывались Фатиха и помогавший ей бежать Хедаятулла. Один из полицейских погиб, остальные получили ранения, после чего нападавшие жестоко избили молодых людей и расстреляли их.
Religion of Peace: Mob in Afghanistan Storm Police Station and Lynch Newlywed Couple in Honor Killing https://t.co/6mWUyHzVcM #ShariaLaw pic.twitter.com/uCJxzCR88h
В настоящее время ситуация кажется патовой. Бороться с ней можно было бы двумя способами: либо изменить мировоззрение, в котором до сих пор живы патриархальные представления о чести и позоре, либо дать потенциальным жертвам защиту со стороны силовых структур и закона. На второе не хватит сил у правительства, власть которого за пределами городов зачастую номинальна, на первое понадобятся десятилетия мирной жизни, о которой пока можно только мечтать. Афганистан, бывший в свое время одной из самых демократичных государств Востока, за сорок лет войны превратился в одну из самых опасных стран мира. Особенно для женщин.
* «Талибан» — террористическая организация, запрещенная на территории России.
1 Организация запрещена на территории РФ.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.
Это близко к Талибам, Пуштунвалай
Пуштунва;ли (пушту: ;;;;;;;;; — образ жизни пуштунов), или Пахтунвалай, или Паштунвалай, или Нана (пуштунская честь) — неписаный свод законов, философия, кодекс чести пуштунских племён. Специальные люди — «Джиргамары», наизусть знаюшие Пуштунвалай, собираются в случае необходимости разрешить конфликт внутри племени или между племенами. Пуштунвалай восходит к доисламской эпохе пуштун как потомков саков (туранское наследие).
Пуштунвали и законы шариата в некоторых вопросах сильно расходятся. К примеру, чтобы доказать факт супружеской измены, по шариату необходимо показания четырёх свидетелей. А в соответствии с пуштунвали, для доказательства достаточно обычных слухов, поскольку в данном случае речь идёт о чести всей семьи. Женщины в пуштунских племенах не имеют права наследовать собственность, хотя по законам Корана они могут претендовать на половину собственности мужа. Пуштунвали практикуется у пуштун Афганистана, Пакистана, а также членами пуштунских диаспор за пределами этих стран.
Пуштунвалай является древним «кодексом чести», которого придерживаются пуштуны в Афганистане и Пакистане, а также пуштунские общины по всему миру. Он представляет собой набор правил, определяющих как индивидуальное, так и социальное поведение в обществе. Пуштунвалай, как правило, общественно практикуется большинством, где преобладает пуштунское население.
Пуштунвалай охватывает древнюю традиционную, духовную и социальную идентичность пуштун, он связан с набором моральных кодексов и правил поведения, сам кодекс чести, по-видимому, сформировался ещё у их предков саков, кушан и эфталит. Пуштунвалай способствует самоуважению, независимости, справедливости, гостеприимству, любви, прощению, мести и терпимости по отношению ко всем (особенно к незнакомцам или гостям). Главными из качеств являются гаярат — честь, имандари — правдивость, преданность истине, независимо от последствий, бадал — бесстрашие и отвага… Этим правилам пуштуны следуют наравне с законами ислама и шариата, хотя если пуштуну придётся выбирать между шариатом и Пуштунвалай, как правило, выбор всегда отдается в пользу Пуштунвалай. Свод правил пробуждает личную ответственность каждого пуштуна за свои личные действия, также каждый пуштун волен использовать Пуштунвалай по своему разумению, в рамках разумных норм.
Пуштунвалай является неписаным законом и идеологией общества пуштун, унаследованного ими от своих предков. Он является доминирующей силой в пуштунской культуре и их самобытности. С помощью него удалось сохранить мощный диалектический баланс в социуме пуштун. По мере развития общества со временем Пуштунвалай дополнялся, претерпел различные правовые, политические, экономические и культурные изменения.
Пуштунвалай состоит из таких понятий, как Khpelwaki (самоуправление полномочиями), Sialy (равенство), джирги (собрания), Mishertob (старейшины), Ezaat (уважения всех людей), Roogha (примирение и компромиссы), Бадал (месть), Barabari (эквивалентность), Teega / Nerkh (Закон), Азиз / Azizwale (клан, обособленность), Terbor / Terborwali (регулирование племенного соперничества), Нанг (честь), Ghairat (гордость), Oogha Warkawel (сочувствие нуждающимся и помощь им), Nanawati Warkawel (предоставление убежища), Ашар (совместная кооперативная работа (кооперация племён)), Zhamena (обязательства), Melayter (меценатство), Chegha (призыв к действию), Soolah (перемирие), Nanawati (защита), а также к усердию при достижении поставленной задачи или упорство (Sabat и Isticamat) и других.
Главные концепции из Пуштунвалай
Верить в Бога (известному как «Аллах» в арабском и «Худай» на пушту). Понятие веры в Единого Творца соответствует в целом исламским идеям веры в единого Бога (таухид).
Хорошие мысли, хорошие слова, добрые дела — пуштун должен всегда стремиться к хорошим (добрым) мыслям, говорить добрыми словами и делать добрые дела. Понятия, перенятые ещё в туранское время, в зороастрийской морали приведены в простой фразе: «добрые мысли, добрые слова, добрые дела» (Humata, Hukhta, Hvarshta в авестийском).
Поведение — пуштуны должны вести себя уважительно ко всем творениям Бога, включая людей, животных и окружающей среды вокруг них или природы. Загрязнение окружающей среды или её уничтожение противоречит Пуштунвалай.
Единство — в языке, на котором они говорят, в крови (не смешивания с другими народами), денежная (и другая) помощь друг другу, понятие, объединяющее или держащее пуштун в качестве единого этноса по всему миру. Там, где есть подлинное единство, все усилия, чтобы разъединить его, будут лишь способствовать укреплению единства у них. Что происходит с одним — бывает со всеми («Око за око, зуб за зуб»). Понятие призывающего не к равнодушию, а ко взаимной помощи друг другу в трудный час.
Равенство — каждый человек по отношению к другому является равным. Эта концепция возникла в необходимости развитии среди пуштун системы джирги, в которой процесс принятия решений происходит с участием всех членов общества пуштунов, понятие, способствующее рациональному подходу ко всему. Каждый человек хочет сказать своё слово, и он будет бороться за своё право иметь своё мнение, чтобы его услышали, это понятие и предоставляет данное право. Все люди должны, по этому понятию, с надлежащей вежливостью и уважением относиться друг к другу, и никто не может навязывать своей воли другому.
Свобода и независимость — вера в то, что свобода есть в физических, психических, религиозных, духовных, политических и экономических сферах пуштун, и они, мужчины и женщины, должны чтить её, при этом не принося вреда другому.
Пуштунвалай говорит, что ни один человек не имеет права диктовать своего мнения другим — даже родителям нельзя навязывать своего мнения детям.
Гостеприимство и святилище — быть гостеприимным для всего человечества, особенно к гостям; даже самым презираемым из врагов (если просили) предоставлялось святилище, убежище или защита, а также продовольствие и другая помощь.
Правосудие и прощение — если один нанёс умышленные обиды другому, то пострадавший имеет право — даже обязан — мстить за эту несправедливость в разумной эквивалентности от нанесённой обиды. Если умышленно причинили вам зло и вы не добиваетесь справедливости, и даже если правонарушитель не просит у вас за свои действия прощения, то конфликт может быть разрешён только правосудием (по решению совета джирги), по решению совета предоставляется компенсация за неправомерные действия обидчика.
Братство и доверие — вера в то, что брату или сестре, каждому пуштуну следует доверять и помогать настолько, насколько это возможно.
Честь — пуштуны должны сохранять свою независимость и человеческое достоинство. Честь имеет большое значение в обществе пуштун, и большинство других указов и кодексов жизни направлены к сохранению своей чести и гордости.
Самоуважение — люди должны уважать себя и других. Уважение начинается с дома, среди членов семьи и родственников.
Сострадание и сотрудничество — бедным, слабым и немощным должна быть оказана помощь и поддержка. Понятие направлено на то, чтобы защитить от произвола и угнетения беспомощных людей.
Семья — семья как священный социум, ответственный, со своими обязанностями по отношению к жене, дочерям, старейшине, родителям, сыновьям и мужу.
Мы одна семья — соплеменнику пуштуну должна быть оказана помощь. Все племена имеют одну общую судьбу и они должны быть в союзе друг с другом.
Знание — пуштуны должны добиваться объективных знаний в жизни, искусстве, науке и культуре, которые считаются плодами, предоставленными Богом к пользованию.
Пуштунская история — великое значение придаётся истории пуштун, со всеми её трагедиями и победами. Она учит пуштун «держать разум открытым, чтобы продолжить поиск истины, большая часть которой исчезла в истории».
Бороться со злом — добро постоянно находится в состоянии войны со злом. Зло должно быть повержено и добро должно превалировать над злом. Это долг пуштуна — борьба со злом в различной его форме, когда он становится перед ним лицом к лицу.
Честность и Клятва (Обещание) — пуштуны выполняют свои обещания и должны быть честными во всех ситуациях и в любом месте. Истина пуштун — не нарушать своего обещания или клятвы, к которой они относятся свято.
Гостеприимство — пуштуны должны относиться ко всем гостям и людям, которые входят в дом, с большим уважением и всегда, когда придут гости, говорят: «Mailma de Khudai milgareh deh» («Гость — это Божий друг»). Так сделаем гостя счастливым, сделаем Бога тоже счастливым! Так что, делая вашего гостя счастливым, вы автоматически делаете и Бога счастливым.
Основные понятия Пуштунвалай
Концепции приведены ниже на языке пушту. Первые четыре концепции основные в Пуштунвалай.
Мелмастия (гостеприимство) — демонстрировать своё радушие всякому гостю вне зависимости от его статуса, расы, религии или национальности, не ожидая получить взамен награды или благосклонности. Пуштун с готовностью может укрыть в своём доме даже кровного врага, если тот об этом попросит. Однако, в свою очередь, такой гость должен в будущем ответить хозяину тем же. Пуштуны очень многими считаются самым гостеприимным народом в мире, и пуштун пойдет на многое, чтобы показать своё гостеприимство, причём настолько, что даже врагам порой оказывались, как к очень уважаемым гостям, высокие почести.
Бадаль (справедливость/месть) — искать справедливость, мстить обидчику. Всё равно, когда была нанесена обида — вчера или тысячу лет назад. Пока жив нечестивец — это не имеет значения. Справедливость по законам пуштунов — вещь тонкая и требует совершенствования: ведь даже безобидная насмешка (или «паигхор») считается оскорблением, которое может быть смыто только кровью обидчика (а если его нет поблизости — отвечать за него придётся ближайшему родственнику по мужской линии). Это, в свою очередь, зачастую приводит к межплеменному кровопролитию, которое может продолжаться веками и привести к сотням жертв. Хотя, зачастую, кровные обиды могут быть улажены и другими способами.
Нанауатэх (приют, убежище) — предоставить убежище и защиту человеку от его врагов. Защищать его любой ценой. Этот закон может быть также использован членами побеждённого рода, посещающими дом своих победителей, чтобы просить прощения или перемирия. Это специфический вид «сдачи на милость победителя». Является своеобразной формой «рыцарского» кодекса. Более известным примером этого понятия из кодекса стал старшина ВМФ Марк Луттрелл, единственный оставшийся в живых член ВМС США команды SEAL, которая попала в засаду талибов. Луттрелл скрывался от талибов в течение нескольких дней перед тем, как один пуштун из племени сабрай увидел его и помог ему. Он был доставлен в деревню и охранялся племенным вождём, вскоре доставившим его американским войскам.
Змека (Земля) — каждый пуштун должен защитить свою землю / имущество от вторжений, где бы он или она ни проживали.
Нанг (Честь) — сородичи, должны соблюдать честь друг друга, как в обществе так и в семье. Сохранение чести предполагает защиту своей семьи и своей независимости, отстаивая при этом культурные и религиозные потребности.
Намус (Честь женщины) — пуштуны должны защищать честь женщин любой ценой, защищать женщин от всех опасностей.
Хеуад (нация) — любовь и уважение к своей нации в культуре пуштунов — не просто важная её часть — она просто естественна, неотъемлема. Пуштун всегда испытывает чувство долга перед своей нацией, а также должен стремиться к поступкам, улучшающим её. Пуштун убеждён в своей обязанности защищать свою страну, Паштара (или «Паштун-хва» — в современном разговорном языке пуштунов), от любого врага, интервента. Защита нации означает также защиту чести, ценностей, культуры, традиций, соотечественников.
Дод-пасбани (защита культуры пуштунов) — это обязательство для пуштун защитить свою культуру от различных моральных разложений и распада (как физического так и морального (культурного)). Пуштунвалай говорит, что в целях успешного выполнения этого завета, пуштуны должны сохранить свой язык, пашто, а пашто является основным источником культуры пуштун, и соблюдение этого понятия не только важно, но необходимо. Неумение говорить на пашто часто трактуется пуштунским обществом как неспособность понимать пуштунскую культуру, ценности, этику, историю и общество.
Тохм-пасбани (Сохранение чистоты крови) — пуштуны должны выбирать в качестве брачного партнёра человека своего племени, то есть пуштуна (пуштунку), но не человека другой нации. Это проистекает из общего убеждения, что «полупуштун» не сохраняет пуштунского языка, культуры и теряет физические особенности, присущие пуштунам (см. индо-афганская раса).
Дэ-Паштунвалай-Парауано (придерживаться кодекса Пуштунвалай) — чтобы предотвратить превращения своих наследников в так называемых «даравнд» (непуштунов), пуштун должен придерживаться в жизни национальной культуры, не забывать своих родственников, продлевать свой род. Те, кто отказываются следовать этому пути, рискуют быть изгнанными пуштунским обществом.
Второстепенные понятия из Пуштувалай
Лашкар — войско племени. Войско подчиняется джирге.
Джирга или Лоя-Джурга — собрание старейшин племён, созываемое по различным причинам: провозглашение войны, заключение перемирия, событий внутриплеменного характера и т. п.
Цалвешти (;;;;;;;) — производное от слова сорок, это относится к племенным силам, которые будут осуществлять решения джирги. Каждый сороковой человек из племени будет членом племенной силы, которая осуществляет решение джирги. Shalgoon — это полномочия, которыми располагают люди из числа двадцати.
Бадрагга — эскорт для защиты, состоящий из членов племени, через чью территорию пролегает путь путешественников. Если Бадрагга нарушает законы — начинается межплеменная вражда и кровопролитие.
Хамсая — группа людей, не относящаяся к пуштунской национальности, которая может примкнуть к пуштунскому племени в поисках защиты. Группа пуштунов-защитников называется «наик». Любое нападение на хамсая считается нападением на защитника.
Млатар (;;;;;) — в буквальном смысле, привязав сзади или «поддержка». Это относится к тем членам племени, которые будут фактически борьбу от имени своих лидеров.
Нага — дань, размер которой определяет совет старейшин и которую он может возложить на племя, нарушившее закон.
Рога — урегулирование споров между враждующими фракциями. Также поселение, вокруг которого может разгореться спор между враждующими племенами/кланами.
Худжра — общепринятое место, где спят или сидят мужчины в деревне. Гостям и неженатым молодым мужчинам спать положено в худжре.
Lokhay Warkawal — буквально означает предоставление крова (защиты). Идея состоит в том, что племя будет делать всё, чтобы защитить человека от врага.