Пусибой что это такое
Что за новый клип Крида Pussy Boy и причем тут конфликт с бывшей
Редакция, Общество, 9:39, 19.07.2021
«Ты прячешь под маской себя – карнавал», – говорится в новом треке Егора Крида Pussy Boy. Возможно, это отсылка к блогеру Вале Карнавал, с которой певцу приписывали роман
Егор Крид выпустил новый клип и одноименный студийный альбом Pussy Boy. Композиция доступна на платформах Spotify, Apple Music, «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыке», пишет Афиша.Daily.
Кто такая Валя Карнавал из сериала «Отпуск» и при чем тут Егор Крид и TikTok
1 февраля на канале ТНТ стартовал сериал «Отпуск». Одну из главных ролей в нем сыграла 19-летняя звезда TikTok Валя Карнаухова, известная как Валя Karna.val
В клипе Pussy Boy Егор Крид снова окружен моделями. В начале он лежит среди них в гробу, а в конце вообще превращается в торт. А еще есть любопытная строка:
«Прячу под маской лицо, как Кабал. Ты прячешь под маской себя – карнавал».
За несколько дней до выхода трека Егор Крид в Instagram неожиданно стал делиться личными размышлениями о разбитом сердце и пообещал некой девушке, разбившей его сердце, что все песни в новом альбоме будут только о ней. Главное предположение всех пользователей Сети – речь идет о блогере Вале Валей Karna.val, с которой у Крида есть совместный клип.
Девушка не осталась в стороне, пишет StarHit. В TikTok она обратилась к какому-то мужчине, о котором сказала:
«Показал свое животное нутро, трус».
Стало ясно: если пара и встречалась, то их расставание явно не прошло гладко. Настолько, что разборки продолжаются в клипах.
Кто такой пусси бой и почему их сейчас так много
Сегодня в нашей речи используется очень много сленговых слов. Некоторые из них могут нам не нравиться, но стоит всё же знать их значения, чтобы не попасть в кринжовую ситуацию (кринж, кстати, означает «испанский стыд», то есть чувство стыда за действия или слова другого человека). Так что, знать и понимать все эти молодёжные слова, даже если не собираетесь использовать их в своей речи, всё-таки надо.
Сегодня на повестке дня будет рассмотрено словосочетание «пусси бой». Это англицизм «pussy boy» и в прямом своём значении означает «мальчик с вагиной». Изначально под этим выражением подразумевали пассивных геев, любящих подчиняться более сильным мужчинам и не ждущих взамен чего-либо.
Обычно эти парни выглядят подобно девушкам и играют роль подчинённого самца. Они бреют или удаляют волосы на теле, довольно худые и носят длинные волосы. Они во всём слушаются своего хозяина-доминанта и в сексе всегда занимают роль пассива. Предпочитают сильных характером и физически парней.
Но сейчас выражение «пуссибой» дополнилось новыми значениями, а именно «трусливый парень», «парень, болтающий много и не отвечающий за свои слова», «человек без характера и стержня». К сожалению, в наше время действительно увеличилось количество молодых парней и мужчин, эмоционально неустойчивых, несмелых, не отвечающих за слова и неспособных совершить какой-либо мужской поступок, например, защитить себя. При этом такие люди вполне могут быть натуралами и иметь девушек.
Раньше под трусостью подразумевалось бегство с поля боя и оставление войска и отечества в опасности. Когда враждующие войска бьются лоб в лоб, бегство одного солдата обнажало брешь в строю, которой мог воспользоваться противник и благодаря этому выиграть битву. В Средние века и Новое время трусость была наихудшим из человеческих качеств, а храбрость и героизм, наоборот, высоко возносились. Смельчаков чествовали все. Женщины тогда не особо и считались за настоящих людей, потому и робость и душевная слабость были им простительны.
Клеймо труса старались избегать все, ведь оно вызывало всеобщее неуважение и даже отнимало некоторые права у его носителя. Тогда критерии определения трусливого поведения были весьма просты — побег с бранного поля.
Но с течением времени понятие «пусси боя» всё более размывалось. Сейчас почти любая ситуация может быть рассмотрена с множества точек зрения, и вынесенные по её поводу вердикты могут быть весьма неоднозначными, иногда диаметрально противоположными.
Например, сейчас в основном именно женщины обвиняют в трусости мужчин, причём в совершенно бытовых мелочах навроде того, что муж боится ставить укол или выбирать какую-то вещь в магазине. Но есть и более серьёзные проступки: оставить женщину одну с ребёнком с особенностями развития, бояться поступить наперекор мнению родителей, оставлять жену одну наедине со своими проблемами и т.д.
Назвать мужчину трусом — инструмент воздействия женщин на несоответствующее их требованиями поведение партнёра. Причём женщина, как и прежде, может позволить себе быть трусихой, бояться насекомых и прочих мелочей.
Так что в настоящее время клеймление женщинами мужчин как трусов является инструментом социального давления и маркировки неудовлетворяющих качеств как особо непристойного поведения.
Но есть одна область, в которой взгляды большинства представителей обоих полов схожи. И мужчины, и женщины считают проявлением трусливого поведения неспособность защитить свою пассию от нападок извне (как физических, так и словесных). Обидчика свой женщины считается необходимым наказать или заставить извиниться перед ней же. Есть в этом нечто, тянущееся ещё с древних времён.
Имеется и другое мнение, что излишняя агрессия не нужна, лучше сберечь себя. Некоторые женщины судят рационально: «Зачем ввязываться в драку из-за оскорбления на улице? Мне нужен живой муж, а не смелый». Большинство же придерживается общепринятого мнения, что дать отпор наглецу необходимо.
Агрессивное и маскулинное поведение всё ещё в цене, но и способность договориться занимает всё более высокие позиции. Необходимо не бояться постоять за себя и свою даму сердца, но не нужно быть агрессивным быдлом, заставляющим извиняться за каждый косой взгляд. Надо просто не быть пусси боем, не пытаться избегать бытовых проблем и в любой непонятной ситуации не пускать её на самотёк, а действовать и вступать в диалог.
Крайне важно отвечать за свои слова, чтобы не прослыть как минимум лжецом, а как максимум — пуссибоем. Если нет уверенности, что получится выполнить сказанное, то и говорить не стоит.
Как стать пуссибоем?
И вообще нам это все надо ли, надо ли?
Однажды Егор Крид решил шума навести, как-никак с момента релиза последнего альбома почти год прошел — пора. 16 июля у него вышел «Pussy Boy» — провокационный, легендарный и еще образовательный, потому что все сразу пошли в сленговые словари проверять значение названия. Но ни словари, ни расшифровки с фикбука здесь не нужны. Как сказал сам Егор:
Это нечто большее, чем мы все могли подумать. Это нужно постигать. Вот что тебе для этого понадобится, или как приблизиться к званию пуссибоя:
Напиши песни про себя, а потом скажи, что они ВСЕ о бывшей
Нет, ну есть вроде как отсылки к бывшей на альбоме, конечно: прямая — в заглавке, а косвенные все в виде типичных рэперских строк про су4ек. Простому обывателю, который вообще не шарит, что там у Крида в личной жизни, ничего не понять, так что со второй песни в плейлисте ты уже забываешь эти «скандалы, интриги, расследования» и чиллишь. Егор рассказывает, что он не лузер, и у него на это есть пруфы. Много «чего-то на богатом» (с чуваком базарят деньги), а еще много какой-то усталости от жизни, так что не одной «любофью» едины, да.
Фристайло рака-мака-фо
Шарь в актуальных темах
И не очень актуальных тоже. Иначе как у тебя на альбоме засветятся имена Шнурова, Дурова, Доры, Долиной, Басты, Шастуна, Цоя, Витаса, Бузовой, Ивлеевой и других. Причем вместе на одном треке. Там Егор даже Дзюбу вспомнил. Мы уже говорили, что это образовательно-познавательный релиз?
Говори все прямо
При этом поднимая философские темы, заставляя слушателей задуматься, типа как:
Будь сентиментальным
Камон, вера в любовь пошатнулась, и на альбоме это пошатывание заметно так, что в него невозможно не поверить. Тем более в самом конце, где тебя Егор Крид буквально сшибает двумя, нет, тремя самыми грустными песнями, и ты понимаешь, что он тебе уже как брат.
Будь щедрым и заботливым
Чтобы устроить такое промо и порадовать фанатов:
Стань как мальчик-сюрприз
Клип на «Pussy Boy» снят очень интересно, чего стоит только одна сцена, где огромный Крид снимает крышу туалета девушки. Есть в этом что-то от знаменитой сцены из «Сияния». Но артист продолжает нас удивлять и в треках, пранкует, интригует, ну как здесь короче:
У тебя должно быть много братиков
В записи альбома приняли участие такие крутые чуваки, как: OG Buda, MAYOT, blago white, SODA LUV и Guf. И братаны Крида не просто записали свои куплеты — они помогли ему словить вдохновение, чтобы сделать эту пластинку. Как музы вдохновения еще выступили Оксимирон и битмейкер Палагин — биты на альбоме от него и от Маленького Ярче.
Стань ультимативным
Зачем выбирать нечто одно, если можно собрать все вместе и выпустить законченный альбом. Такой, в котором каждый найдет что-то для себя. Ну типа — хочется послушать Крида-рэпера с этими богатыми гангстерскими фишечками? Слушай. Хочется послушать приторно-попсового Крида, от которого тащатся школьницы? Слушай. Есть еще Крид, который рофлит, есть Крид искренний, есть Крид, который поможет тебе справиться с лузерами вокруг, и так далее. Есть Егор Крид, который не знает, какие фанфики помечают меткой «Pussy Boy», а есть Егор Крид, который открыл новый тип лирического героя. Да, мы загнули.
И вообще, знаешь что — не пытайся стать пуссибоем. Он такой один.
Что значит пусси бой? как понять фразу пусси бой? значение и смысл
Oh Boy! и другие идиомы
Слово «Boy» присутствует в английском языке с 1300 года. Было много версий происхождения этого слова, но все они являются спорными и никто не знает наверняка, откуда оно взялось. Известно лишь, что сначала оно имело значение «слуга», «раб».
Между прочим, прежде чем словом «boy» стали называть ребенка мужского пола, слово «girl» применялось ко всем молодым людям независимо от пола, т.е. и к мальчикам, и к девочкам. Если кому-либо нужно было обратиться к мальчикам, использовалось выражение “knave girl.” Оба слова приобрели свои теперешние значения только к 1400-м годам.
В Британских колониях и на юге Америки слово «boy» использовалось касательно белых слуг любого возраста. Сегодня подобное использование считается очень оскорбительным.
Во Франции еще совсем недавно, к официантам обращались «garcon» (гарсон, что также означает “boy”), но сегодня это уже не принято.
Помимо своего основного значения – «молодой человек» (обычно до совершеннолетия, или школьного возраста) «boy» используется во многих идиомах, относящихся не только к представителям мужского пола любого возраста, но также … к собакам.
Oh boy! В зависимости от контекста интонации, с которой произнесена эта фраза, она может выражать восхищение или презрение. Обратите внимание на следующие примеры:
Old boys’ club/old boys’ network – социальная сеть или профессиональные связи, распространяющиеся на правительство и другие секторы. Выражение зародилось вместе с британской системой частных школ. В Англии “public schools” являются элитные частные школы, посещаемые детьми богачей.
Выпускники мужского пола элитарных школ называются “old boys.” Благодаря связям, приобретенным еще в школе, эти old boys впоследствии занимали высокие должности в правительстве и коммерции, пользовались помощью прежнего поколения “old boys”, создавших свое сообщество.
Это выражение можно применять к любому закрытому для других клубу или обществу.
There’s a good boy! – а этим выражением хозяева псов обращаются к своим любимцам. Иногда это предложение звучит как вопрос: “Who’s a good boy?”
Down, boy! – а так обращаются к собаке, которая прыгает на кого-либо. Эта фраза также применяется к мужчине, не скрывающем своего живого интереса при виде красивой женщины и звучит как «остынь, приятель!»
Our boys in uniform –мужчины, служащие в армии, независимо от возраста. Сейчас, когда в армии также много и женщин, выражение несколько утратило свою популярность.
Boys’ night out – еженедельный мальчишник только для друзей.
Boys will be boys – «мальчишки есть мальчишки» — это выражение означает, что некоторые поступки, совершенные мальчишками, не вызывают удивления у окружающих, поскольку они присущи именно мальчишкам, или другим представителям мужского пола любого возраста.
Send a boy to do a man’s job – (доверить ребенку мужскую работу) – попросить молодого, неопытного, или не имеющего нужного оборудования и инструментов специалиста выполнять сложную работу, не соответствующую его компетентности. Используется обычно в отрицательном контексте и звучит как пословица — “Never send a boy to do a man’s job.” (никогда не поручай ребенку мужскую работу).
Boy next door — У этого выражения есть соответствующее для женщин «girl next door». Выражение означает олицетворение молодого, неиспорченного, вызывающего восхищение человека, в которого можно влюбиться.
Boy king – «юный король». Также можно сказать “boy wonder” – юное чудо или “boy genius” – юный гений – и это все о мужчинах, разумеется.
❶ Кто такие Pussy Riot
Название группы Pussy Riot стало известным после нескольких событий, получивших широкий общественный резонанс. Но до сих пор далеко не все знают, что же из себя представляют эти дамы в ярких одеждах и масках.
Pussy Riot известны как феминистская панк-группа, взбудоражившая мировое сообщество в 2012 году. Их выступления несут нелегальный характер и проходят в нетрадиционных местах. Так, известными стали акции в метро, на крыше троллейбуса, в следственном изоляторе и даже в Храме Христа Спасителя и на Красной площади. Pussy Riot не имеет четких фронтменов, солистки выступают под псевдонимами, которыми часто меняются. На людях участницы появляются исключительно в закрывающих лица балаклавах, ярких разноцветных платьях и колготках. Группа Pussy Riot родилась в 2011 году. По словам ее участниц, после «арабской весны» они поняли, что России не хватает сексуального и политического раскрепощения. Они решили внести в общество дерзость, феминистский хлыст и потребовать женщину-президента. В политическом плане интересы группы вращаются вокруг феминизма, борьбы с правоохранительными органами, децентрализации органов власти и «антипутинизма». Представительницы Pussy Riot причисляют себя к «третьей волне феминизма», они имеют довольно четкое философское мировоззрение, с критикой относятся к диктатуре и пропагандируют свободу мышления. Группа активно выступает за гендерную свободу и призывает к отказу от общепринятого противопоставления гетеро- и гомосексуальности. Взгляды Pussy Riot неоднократно конкретизировались участницами. Так, они яро протестовали против фальсификаций на выборах 2011 года, выступали за отставку Владимира Путина. Его они причисляют к символу патриархальных взглядов, приводя в пример слова о задачах женщины в обществе (деторождении и пассивном служении мужчинам). Pussy Riot отстаивают идеи освобождения политзаключенных, отказа от ограничений абортов и пропаганды гомосексуализма. Группа выражается творчески. В первую очередь, девушки исполняют свои собственные песни. Выступления представляют собой нелегальные акции с живым исполнением под электрогитару, снимаются на видео и активно распространяются в интернете. Одним из самых скандальных выступлений, за которым последовало наказание, стал панк-молебен в Храме Христа Спасителя
«Богородица, Путина прогони», исполненный 21 февраля 2012 года. После него задержали трех представительниц движения – Н. Толоконникову, М. Алехину и Е. Самуцевич, которые в ходе следствия не подтвердили свою причастность к Pussy Riot.
Следствие продолжается под пристальным вниманием иностранных средств массовой информации и при активной поддержке Pussy Riot жителями Франции, Финляндии, Польши и других стран, которые проводят митинги в защиту девушек возле российских посольств.
Pussy Riot – женская панк-рок группа, прославившаяся на весь мир своей выходкой в Храме Христа Спасителя. 21 февраля 2012 года девушки в масках вбежали на алтарь и, включив звукоусилительную аппаратуру, стали петь панк-молебен «Богородица, Путина прогони». Их выступление было прервано охранниками храма, а ролик с панк-молебном попал в интернет.
Группа Pussy Riot (с английского – «бунт киски») была создана осенью 2011 года. С тех пор ее участницами периодически организовывались выступления в виде несанкционированных акций. Проходили они в различных неожиданных местах. Девушки из Pussy Riot выступали на станциях московского метро, на крышах троллейбусов, в следственном изоляторе полиции, на Красной площади. Последним местом акции протеста стал храм Христа Спасителя.
Участницы группы причисляют себя к третьей волне феминизма, а свои политические взгляды позиционируют как левый антиавторитаризм. Они критикуют диктатуру власти, культ силы и шовинизм, занимаются пропагандой свободы творчества и мышления. Также девушки выступают за равноправие на всех уровнях мужчин и женщин и за гендерную свободу.
Феминистки из Pussy Riot поддерживают тех, кто протестует против фальсификации выборов 2011 года, выступают за отставку Президента РФ – В.В.Путина, которого считают приверженцем патриархальных взглядов.
Первой композицией группы Pussy Riot стала «Освободи брусчатку», посвященная выборам в Госдуму 4 декабря 2011 года (песня исполнялась на разных станциях метро). Акцией №2 стала песня «Кропоткин-водка», которая исполнялась в модных барах и магазинах, она была также приурочена к вышеупомянутым выборам.
Композиция «Смерть тюрьме, свободу протесту» была исполнена на крыше спецприемника Москвы, в поддержку участников акции против фальсификации итогов выборов; «Путин зассал» – на Красной площади в январе 2012 года.
Надежда Толоконникова была участницей и перформанса 2008 года, когда в зоологическом музее, на виду у толпы посетителей рядом с чучелом медведя группа молодых людей занялась сексом. Идейный лозунг, сопровождавший это действо, звучал примерно так: «власть имеет народ и народу это нравится».
В настоящее время трое арестованных участниц панк-молебна в Храме Христа Спасителя – Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина ждут приговора суда, который будет оглашен 17 августа.
Кто такие Pussy Riot
Смещение значений
Первое, что бросается в глаза, – смена стратегии визуальной репрезентации. Визуальная и музыкальная часть нового клипа сильно отличаются от предыдущих роликов Pussy Riot.
Первые пять клипов – «Освободи брусчатку», «Кропоткин-водка», «Смерть тюрьме, свободу протесту», «Путин зассал», легендарный «Панк-молебен» – сняты и смонтированы явно наспех.
Они сделаны, как быстрая, «по горячим следам», документация художественной акции, основная цель которой – прямое действие, активное вторжение в городское пространство, карнавал-провокация.
В этих клипах много внимания уделено реакции прохожих на выступление группы, показаны лица, ответные действия или, напротив, безразличие прохожих. Конечно, для политической художественной акции важна документация, придающая акции статус медиа-арта. Однако ядром этого продукта остается прямое уличное действие, вызов городу и ответная реакция города.
Новый клип по определенному набору формальных характеристик кажется типичным для Pussy Riot: молодые женщины в цветных платьях и балаклавах играют панк-музыку, произносят политизированный текст и уничтожают символические объекты власти (портреты Сечина и Бастрыкина). Но, как всегда, суть изменений проявляется в деталях.
Одиноко стоящие в степи нефтяные вышки работают как индустриальные декорации, вокруг них не видно людей. Единственные заметные зрители – десять работяг, обслуживающих бензоколонку, это вряд ли можно назвать «выступлением для нефтегазовых рабочих» в промышленном городке.
Клип «Как в красной тюрьме» явно снят на профессиональную камеру, отлично смонтирован и озвучен. Фактически мы видим постановочный клип, совсем не документацию уличной акции и не DIY («сделай это сама») панк-видео.
Таким образом, высказывание теряет политическую остроту, так как переводится из пространства художественного жеста на грани политического активизма в пространство музыкальной индустрии.
Это тонкое важное изменение, указывающее на поворот руля в сторону зрелища.
Новый клип заявлен на новой, отдельной от официального сайта и ЖЖ группы блоговой платформе. В описании клипа постоянно используется семантическая мистификация – применение сильных речевых оборотов, создающих заведомо преувеличенный образ. К такой мистификации относится, например, слово «захват» в заголовке поста.
Заголовок гласит: «Тур Pussy Riot “Как в красной тюрьме” с захватом нефтяных объектов России», и это словосочетание рефреном возникает в каждом третьем предложении.
Значение слова «захват» предполагает овладение, присвоение объекта, насильственную смену владельца, после которой новый владелец может распоряжаться объектом по своему усмотрению.
Можно ли сказать, что участницы Pussy Riot «захватили» нефтяную вышку, бензоколонку, трубу или цистерну? Нет, они залезли на эти объекты, использовали их в качестве сцены, возможно, временно оккупировали, но никак не «захватили». Однако слово «захват» звучит масштабно, грозно и революционно, усиливает значительность события.
Тот же прием мистификации используется, когда речь идет о выражении: «Мы решили разобраться с добычей нефти самостоятельно и спеть нефтегазовым рабочим нашу песню». С одной из центральных экономических и политических проблем России вряд ли возможно разобраться при помощи одного художественного жеста.
И текст песни, перенасыщенный запутанными метафорами, из которых легко вычленяются только слова «Сечин», «Навальный» и рекомендация отрезать член, сконструирован явно не в расчете на рабочих.
Это опять же претензия на левый радикальный жест, который заведомо не может достичь заявленного адресата (рабочих-нефтяников), однако удачно работает на демонстративно бунтарский образ, востребованный политическим мейнстримом среднего класса. Такая тенденция мистифицировать, создавать радикальный бунтарский образ существовала и раньше.
Это хорошо описала в своей аналитической статье «Pussy Riot: гендер и класс» гендерная исследовательница Вера Акулова, но в клипе «Как в красной тюрьме» это заметно и невооруженным глазом.
Известно, что тексты первых песен Pussy Riot вызвали критику со стороны феминистского сообщества.
Критика состояла в том, что художественно высказывание Pussy Riot было явно сконструировано с учетом западного дискурса и без учета российской действительности, в которой термины гендерной теории и эстетика райот-протеста являются настолько незнакомыми и чуждыми широкой неподготовленной публике, что остаются непонятными. Это подробно описывает другая гендерная исследовательница Елена Гапова в своей статье «Дело Pussy Riot: феминистский протест в контексте классовой борьбы».
Однако в первых пяти песнях присутствовали метафоры, прямо связанные с женским опытом: «чтобы Святейшего не оскорбить, женщинам нужно рожать и любить», «выйди с пылесосом, добейся оргазма», «оккупируй кухонной сковородкой город», «аборт системе». В предыдущих текстах также возникали образы активных женщин: «госпожа с хлыстом», «феминистка-Магдалина», «дерущаяся Мадонна» и т. д.
Pussy Riot сместили направление своего движения в сторону большей зрелищности и гламурности
В тексте «Как в красной тюрьме» практически нет отсылок к женскому опыту или феминистской повестке, не считая абстрактных «злоеб…его сексиста» и «гомофобного гада», которые, кажется, приделаны в конце, как искусственный хвост, дань статусу феминистской группы. Есть также подчеркнуто неопределенный финальный абзац:
Она нефть не на то тратит.
В мордовской тишине дней
Готовит салаты и иногда их ест.
Сложно определить политический смысл этого пассажа для группы художниц-акционисток. Такая непрозрачность смысла, с другой стороны, вполне понятна для текста поп- или рок-песни. Это указывает еще раз на разворот группы в сторону снижения остроты политического высказывания за счет повышения зрелищности и развлекательности клипа.
Полтора года назад, когда Pussy Riot заявлили о себе, они действительно были первой и единственной феминистской группой. Сейчас это уже не так – появляется, пускай не быстро, музыкальная феминистская сцена. Вот для сравнения куплет песни «Мое тело» Лилит Мазикиной (группа VoodooSuok).
Мое тело – мое дело,
Мое тело – мое право.
Ходить бледной или с загаром,
Делать очередную интимную стрижку,
Отращивать косы у себя под мышкой,
Наработать бицепсы, не уметь отжиматься,
Исполнять в шароварах восточные танцы
Для самой себя, а не для соблазненья,
Выбирать партнера, отвергать предложенье,
Ходить без раскраски, носить макияж,
Мое тело – ответственность моя.
Это пример другого подхода к художественному высказыванию о женском опыте. В начале куплета стоит короткий политический тезис «мое тело – мое дело», значение которого подробно раскрывается дальше.
Лилит Мазикина очень простыми средствами показывает широкий спектр выбора, перечисляя наравне с мейнстримными феминными вариантами (носить макияж, делать интимную стрижку, не уметь отжиматься) варианты ненормативные (наработать бицепсы, танцевать только для себя, не брить подмышки). Тем самым уравнивая эти варианты. Завершается куплет коротким выводом, возвращающим женщине контроль над своим телом. Это спокойный и уверенный художественный ответ на одно из множества ограничений, с которыми сталкивается женщина, на политику общественного контроля над женским телом – внешностью, сексуальностью, репродуктивными способностями.
В отличие от текста Pussy Riot, этот текст дает ровно столько, сколько обещает – ни больше, ни меньше.
Если коротко подводить итог, то, судя по последнему клипу, Pussy Riot сместили направление своего движения в сторону большей зрелищности и гламурности.
Отсылка к феминизму в новой песне формальна, видно, что широкая политическая повестка гораздо более в фокусе внимания участниц, чем женский опыт, в том числе свой собственный. Конечно, для российской ситуации феномен женской панк-группы с самостоятельным политическим высказыванием остается очень впечатляющим.
Тем не менее существует огромный вакуум умолчания вокруг повседневного женского опыта. Я имею в виду ситуацию «двойной нагрузки», когда женщина работает фактически в две смены – на официальной работе и выполняет большую часть бытовой работы дома.
Проблему бесплатного репродуктивного труда и усиливающегося репродуктивного давления на молодых женщин со стороны государства. Отсутствие социальных механизмов поддержки для ухода за пожилыми родственниками, чем занимаются обычно только женщины.
Столкновение с насильственностью отнюдь не равноправно настроенных российских мужчин. Беззащитность в ситуации домашнего насилия. Трудовая дискриминация, и почти тотальное обесценивание «женского» как «второсортного», «некомпетентного», «глупого», «пассивного», «слишком эмоционального».
В нашем обществе нет художественной традиции и языка для феминистской критики привычных гендерных норм, в узкие рамки которых женщин втискивает культура.
Феминистская волна конца 80-х внесла свой вклад, но не породила в России массового гражданского и художественного движения, которое принципиально трансформировало бы культурный контекст, сделало бы феминистскую критику понятной и привычной.
За последние тридцать лет у нас не было ни повсеместной волны женских групп поддержки, ни популярного феминистского журнала вроде Ms., ни вала самиздатных активистских фемжурналов (зинов), ни Женского дома для художниц, ни музыкального движения Riot Grrrl.
В своей российской традиции нам почти не на что опереться, и если мы – женщины – хотим перестать обтесывать себя под тесные патриархальные рамки, нам остается только создать феминистский художественный язык самим.
Судя по всему, заполнять этот вакуум будут не Pussy Riot, а другие женские инициативы, которые появляются на феминистской сцене.
Pussy Riot. Понять – значит простить
Не дает мне покоя эта история, а потому не могу не высказать свое мнение по этому поводу …Православная Церковь – это помещение, где христиане общаются с Богом, где проходит богослужение, осуществляются церковные обряды в православных традициях.
Эти традиции складывались веками, а потому имеют довольно четкие и хорошо известные для всех православных христиан правила поведения.Православные христиане приходят в православную Церковь осуществлять молебен обращенный к Богу, к святым, которые канонизированы (признаны таковыми) православной Церковью.
Цель – быть услышанными Богом.Это в определенном смысле таинство. Когда верующий остается один на один с Богом.Вот когда под камеру на публику наши высокопоставленные лица осеняют себя крестным знамением – это не таинство, это шоу.А когда глаза в образ … и никого, кроме тебя и него …
когда еле слышное шептание, а чаще даже мысленное общение, потому что словами не передашь чувства … тогда это таинство.Я не уверен, что “докричаться” до Бога можно молитвами, потому что Бог в нас самих, но уверен, что “докричаться” децибелами до него совершенно бессмысленно.
Участницы группы Pussy Riot устроили панк-молебен в Храме Христа Спасителя “Богородица Путина прогони”.Хочу понять.
Читаю в блоге Pussy Riot:
Ну кроме того, что “Богородица, Дево, Путина прогони”, пели про “срань Господню”.
По самому тексту песни-молебна не совсем понятно, кого конкретно они понимают под этой сранью, но в блоге, они расшифровывают смысл текста.
По тексту видно, что обращение было сделано от имени части православных христиан, к которым участники группы себя относят, в котором они выражают свое негативное отношение к действиям Патриарха Кирилла, поддержавшего кандидатуру Путина на выборах.
“Последние 12 лет в отношениях Церкви и государства Святейший считает “чудом”. Мы с ним полностью согласны – такого чуда давно не было на Руси.
Это уже собственно не молебен, а претензии части православных христиан к поведению Патриарха.Опустим форму, в которой эта претензия была выражена панк-группой. В конце концов панк в переводе с английского означает “отброс”, “подонок”. В этой связи панки никогда особой глубиной эстетических форм не отличались.
Это их осознанный выбор, а потому к негативу со стороны подавляющей части общества они готовы изначально.Вот они такие отвратительные эти панки, но они тем не менее православной веры и церкви православной дети, не мусульманской, ни католической, а православной. Крестики православные носят, молитвы знают, посты соблюдают.Не чужие пришли, а свои по вере.
Так потому и пошли в православный Храм, потому как православные. Причем тут мечеть или синагога?Критиковали они Патриарха Кирилла потому как они православные, а Кирилл Патриарх православной Церкви.Пришли именно в Храм Христа Спасителя потому что это кафедра Патриарха.
Пришли на кафедру Патриарха, чтобы высказать свое отношение к его действиям, не к Церкви, не веру опорочить, не иконы побить, а выразить свой протест на конкретные действия Патриарха.Можно отрицательно относиться к тому в какой форме был выражен этот протест, но важно понять, в чем он был конкретно выражен.И вот как то об этом ни слова.
То есть получается, что для церковного руководства важно не содержание протеста, а сама форма протеста.Уйдем от формы. Она мешает понять содержание.А содержание в том, что Патриарх не вправе выступать с такими заявлениями в поддержку конкретного кандидата, зная неоднозначное к нему отношение со стороны его паствы.Выборы президента страны – это светский вопрос, а никак не церковный.
Если Церковь стоит вне государства, то и Патриарх должен стоять вне его.Может ли в этом случае гражданина Гундяев иметь свою гражданскую позицию по отношению к тому или иному кандидату?Может. Только в таком случае, я полагаю, он должен сменить патриаршью рясу на светский костюм и выступать со своим личным мнением по этому вопросу именно как гражданин Гундяев, а не как Патриарх РПЦ.
Можно бесконечно спорить по этому вопросу, но для Церкви, на мой взгляд, важно, чтобы поведение Патриарха было бесспорным, тогда не будет и предмета для споров и предмета для осуждения, и поводов для протеста.
Какие то неутешительные выводы получаются …
Про “holy shit!” и “срань господню”
Оригинал выступления в Храме:
Именно эта фраза явилась наиболее уличающей девиц в хулиганском характере их акции и мотиве оскорбить верующих из религиозной ненависти.
Потому то, защитники Pussy Riot, в том числе религиовед Ирина Левинская взялись найти оправдание “девочкам”. И подкинули им идею, что
фраза “срань господня”-это просто русский перевод американского восклицания Holy shit! И что это невинная идиома, которая выражает всего лишь неприятное удивление, типа Ничего себе! или оба-на! а потому расчленять идиому на составляющие её слова и судить о каждом из них отдельно-это неправильно. “Девочки” находке обрадовались и, оправдывая свою акцию, воспользовались ей в суде. (Толоконникова: «Срань Господня», или «Какой неприятный сюрприз» — это то, как мы характеризуем взаимные наступательные движения двух властей — светской и религиозной. Это наша экспертная панк-оценка такой ситуации в стране. )Я довольно хорошо знаю английский язык, американскую культуру и обычаи, и могу доказать несосотоятельность такого оправдания.
Да, действительно, у американцев есть такое восклицание “Нoly shit!”. И его можно порой услышать в американских фильмах-боевиках, как возглас удивления чем-то неожиданным и очень неприятным.
Восклицание это считается весьма неприличным. Из-за возможного оскорбления им чувств верующих оно даже не включено в Большой Словарь Webster-a.
В дословном переводе на русский оно означает “Святое говно” и, в отличие от фразы “срань Господня”– не содержит имени или титула Бога (Господь).
Слово “Holy-“святой” не относится обязательно к Богу, потому что может быть характеристикой и ангела, и “безгрешного”, “нравственно чистого”, “близкого к Богу” человека, и какого-то почитаемого верующими объекта.
Так что, если считать “срань Господню” переводом английского междометийного восклицания holy shit!, то, во-первых перевод как по словарному составу так и по смыслу не правильный, а во вторых в отличие от оригинала, он, из-за связки в нём слова Господь (Бог) и слова срань (“говно” или “много срущий человек” или какая-то “грязная брань и ложь”) – для любого верующего 100% богохульный.
Далее, сам характер употребления этого словосочетания в песне Пусси Райот никак не является междометийным. “Восклицание удивления” не повторяют 6 Х 2 раза. Обычно это однократное или двукратное восклицанье.
“Девочки” же сами разбили идиому ( 3 раза “срань” и только потом “Господня”) и используют фразу как припев, как ругательство, как оскорбление в адрес православного духовенства, Церкви и прихожан, перечисленных в передшествующих припеву куплетах “песни”.
В американской культуре, где религиозность и вежливость присущи большинству людей, воскликнуть Holy shit-это значит совершить грубый, оскорбительный для окружающих людей поступок.
Поэтому те, кто не может сдержаться обычно заменяют это восклицание на Holy cow! (дословно: “святая корова”).
Как видите, американцы, “авторы первоисточника”, “идиому” на части таки делят и убирают из неё нецензурную составляющую.
Более того, в американском обществе, где сильны христианские традиции, даже упоминание имени Бога в не религиозном контексте
(восклицания типа “ей Богу!” или “О Боже!”) считаютсе неприличным, и близким к богохульству (blasphemy).
Поэтому, хотя американцы порой и могут воскликнуть: Oh, my God! Но всё таки стараются этого не делать (окружающим может быть неприятно) и те,
кто вежлив и осторожен, обычно заменяют слово God (Бог) на что-то другое похожее по звучанию, например: Oh my Goodness! или Oh, my Gosh!
Так что фраза “срань господня” в песне Пусси Райот является по-любому: и в целом, и по частям, 100% богохульной оскорбительной и ругательной.
И по смыслу составляющих её слов и по тому как она была употреблена Pussy Riot никакого сходства с английским восклицанием Holy shit! не имеет.
Pussy Riot и смысл гендерного протеста в России
Ирина Лагунина: Таганский суд Москвы продлил арест участницам панк-группы Pussy Riot до 24 июня, когда должно закончиться следствие по их делу. Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич вменяется злостное хулиганство. Это обвинение может повлечь за собой лишение свободы на срок до семи лет.
О смысле акции протеста, за которую судят Pussy Riot, Владимир Абаринов беседует с социологом, специалистом по гендерным проблемам, доцентом Западномичиганского университета Еленой Гаповой.
Владимир Абаринов: У нас с вами был однажды обмен мнениями об украинском движении FEMEN, участницы которого, молодые девушки, выходят на акции протеста с обнаженным бюстом.
Насколько я помню, вы относитесь к ним довольно иронически и не считаете их протест феминистским, поскольку они эксплуатируют свое тело. И вот теперь Pussy Riot – они подчеркнуто асексуальны, и тоже называют себя феминистками. Конечно, в этом втором случае неуместно вести академические беседы, когда девочки сидят за решеткой.
Что вы думаете о Pussy Riot, как вы относитесь к их акции в храме Христа Спасителя и к последствиям этой акции?
Елена Гапова: Я хочу прежде всего сказать, что действительно, в тот момент, когда люди сидят в тюрьме, первое, что мы должны сказать, что они не совершили преступления, за которое они могут находиться в тюрьме – это, безусловно, самое первое. А дальше уже можно говорить о том, почему это событие стало значимым.
И оно действительно в каком-то смысле стало делом Дрейфуса, оно затронуло многих людей, все имеют мнение и высказываются. То есть они попали каким-то образом в самый центр того, что в обществе важно или болит, то есть они попали в самый центр отношений политических.
Потому что во время панк-молебна они говорили непосредственно о государственной власти, якобы молясь за избавление от Владимира Путина.
Во-вторых, придя непосредственно в церковь и став фактически у алтаря, они посягнули на иерархию и власть православной церкви, на место церкви в обществе и на то, что происходит собственно в самой церкви, иерархии внутри церкви. И в-третьих, своим контркультурным вызовом, одеждой, поведением, непроизносимым названием.
Что касается названия, которое, если его перевести, оно является пощечиной общественному вкусу.
И когда мы обсуждали эту группу и то, что они сделали, у меня на занятиях в университете в Америке, где я преподаю, то по-английски название группы настолько в общественном месте непроизносимо, что они, когда обсуждали, говорили P Riot.
Вот этот контркультурный вызов, они поставили этим вызовом под вопрос устоявшиеся представления о границах социально приемлемого женского поведения и собственно место женщины.
Владимир Абаринов: Акция Pussy Riot была не только политической, но и антиклерикальной, и именно это придало ей такую остроту. Вы согласны?
Елена Гапова: Он стал видным именно потому, что Pussy Riot притянули к нему церковь, они присвоили символическую власть церкви, символически же ее поправ. То есть они осознанно оскорбляли очень мощный институт, который фактически слился с государством. Именно благодаря тому, что имели дело с таким мощным институтом, это высказывание стало видимым.
И как я понимаю, именно за это их держат в тюрьме. Потому что если бы они плясали на улицах, то как обычно в социальных сетях это бы прошло и на этом бы все закончилось. С точки зрения политики, борьбы за власть, насколько это эффективно? Понятно, что с точки зрения только борьбы за власть это никак, но с точки зрения мобилизации общественного мнения это очень видимо.
Мне больше всего, конечно, здесь интересна гендерная часть. Иногда говорят, что они подчеркнуто асексуальны. Мне не кажется, что они асексуальны, потому что у них очень яркое оперение, это оперение очень смотрибельно, оно сделано для привлечения глаз публики. И в этом смысле это такой традиционный прием женский и в то же время такой прием эстрадно-цирковой развлекательный.
И в этом смысле они могут быть сравнимы с FEMEN, которые тоже пользуются формой женского протеста, использования женского тела в качестве протеста. И они могут быть сравнимы даже с календарем, который когда-то делали к дню рождения Путина на факультете журналистики, снимая студенток факультета в неглиже. То есть используется нечто маркировано женское для привлечения внимания.
Теперь, что касается церкви и оскорбления церкви, попрание власти церкви, стремления разрушить какие-то церковные установления. Тут важно вот что: ведь православная церковь – это традиционная церковь, которая рассматривает себя как Царство Божие на земле.
Если церковь протестантская, которых большинство в Америке, она светская, то есть Царство Божие на небе, а мы на земле собрались для того, чтобы обратиться к Богу, но в принципе у нас нет ни икон, чтобы поклоняться идолам, ничего более, мы обращаемся непосредственно к Богу, а церковь – это просто место, как школа, как любое другое общественное место.
Православная церковь видит себя совсем по-другому, она считает себя воплощением или телом Божьим на земле. То есть это очень сакральное пространство для тех, кто верит именно таким образом. Важно то, что в обществе такие сакральные пространства, если это не секта, а признанные, защищает абсолютно светский закон.
Он говорит, что люди имеют право верить так, как они верят, и оправлять свои религиозные обряды. Точно так же светский закон говорит, что нельзя оскорблять могилы. Православная церковь в этом смысле охраняема светским законом. Но тут есть еще одна сторона.
Когда началось бурное обсуждение того, что произошло с Pussy Riot, многие верующие писали, что меня это не оскорбило, я верующий человек, мои отношения с Богом, я православный человек, меня это абсолютно не оскорбляет. То есть верующие православные, которые верят уже по-другому, более либеральные или какая-то либерализация, трансформация веры – это вера современного человека.
Но огромное количество людей верит именно таким образом, соблюдают обряды православной церкви, для них это действительно, они восприняли действительно как оскорбление их веры и религиозного чувства, от этого никуда не денешься.
Владимир Абаринов: У акции Pussy Riot есть еще один аспект, связанный с местом женщины в православной церкви.
Елена Гапова: Pussy Riot говорят о том, что мы совершили феминистское высказывание, потому что женщины в традиционной религии и, в частности, женщина в православии не может быть священником, не может заходить за алтарь, приближаться к сакральным пространствам.
Почему? Потому что, согласно традиционному религиозному мифу, Ева совершила грех, женщина расплачивается за самый главный первый грех, она недостаточно чиста, не столь близка к Богу и так далее. Есть мифическая часть и есть иерархия церковная, где женщина является пехотой церкви, она приводит в церковь детей, женщины составляют большинство молящихся.
Но если у женщины есть какая-то власть в церкви, то эта власть символическая, связанная с образом девы Марии.
Интересно, что первая реакция на происшедшее с точки зрения церкви, была сторона, которая очень резко отнеслась, но было и высказывание, мне кажется, это Кураев сказал, реакция была такая: не надо было их вообще наказывать. Сейчас Масленица, время всяческих первфомансов. Надо было накормить блинами, ущипнуть и отпустить. И это показывает, что проблема есть.
Человек от всей души говорит: накормить блинами, ущипнуть и отпустить. Почему ущипнуть? Батюшка будет щипать молодых женщин? Почему он имеет на это право? Это взрослые женщины с детьми, почему их можно щипать? Он им не отец, и они не дети. Он будет щипать как их мужчина? Тогда это вообще сексуальное домогательство.
Какие еще есть значения у такого щипания женщин? В этом высказывании очевидно непризнание этих женщин не только как политических авторов, трудно признать легитимными политическими авторами, но вообще это отрицание их автономии и человеческой полноценности. То есть это дети малые, неразумные.
Понятно желание какой-то части верующих женщин, если Pussy Riot верующие, я этого не знаю, каким-то образом изменить религиозные смысле и отношения иерархические в церкви. Но как мне кажется, чтобы их менять, нельзя придти извне в это сакральное место и сказать: вы тут неправильно молитесь, мы вам объясним, как надо молиться.
Очевидно, это может быть сделано только изнутри от воцерковленных женщин.
Владимир Абаринов: И наконец, еще один аспект – чисто гендерный, феминистский. Как вы оцениваете акцию Pussy Riot с этой точки зрения?
Елена Гапова: Интересно вот что: ведь в феминистской среде тоже мнения разделились.
Значительная часть феминисток, все выступают за освобождение Pussy Riot из тюрьмы, но значительная часть от их протеста дистанцируется.
И тут проблема даже не в том, что большая часть общества считает, что проблемы гендерного неравенства у нас нет, хотя часть общества так и считает. Проблема в том, что непонятно, за что бороться и против чего они высказывались.
Дело в том, что если мы посмотрим на проблему феминизма, женского протеста, то была первая волна – это борьба за политические права. Была вторая волна – это осмысление социального положения, проблемы семьи, структуры занятости, распределения обязанностей в семье и как это связано с местом женщины за пределами семьи.
И третья волна – это привлечение к тому, как мужское и женское включено в культуру, как оно проговаривается в языке. Если мы говорим: гражданин, он имеет право, то насколько женщины включены в это пространство. Это большие вопросы.
И тут вопрос на постсоветском пространстве – за что бороться, в какой точке мы находимся? Понятно, что панк-группе важно выразить протест в принципе, потому что панк – это панк. Но за всем этим встает большая интеллектуальная проблема, как обозначить то, чем недовольны постсоветские женщины, причем, далеко не все.
То есть, очевидно, у нас происходит грандиозный пересмотр социальных отношений и идут переговоры в рамках большого пересмотра. Происходят переговоры о месте полов, о значении мужского и женского.
И такое впечатление, что когда я смотрю на высказывания постсоветских феминисток и сама участвую в каких-то иногда вещах, такое впечатление, что женский вопрос постсоветский у нас даже не сформулирован, мы берем какие-то уже сделанные на Западе лозунги, которые возникали в той западной ситуации. А у нас ситуация другая.
У нас, например, мужчины живут на 12 лет меньше, чем женщины. Ни в одной стране мира, ни в Нигерии, ни в Чаде, ни в Бангладеш такого нет. То есть тут есть биологическая часть, потому что мужчины в принципе устроены так, что они живут меньше, тут есть и огромная социальная часть, связанная с борьбой за власть, с перестрелками между мужчинами, когда они делят собственность.
Тут вопрос и в том, какая концепция мужественности, какой образ мужественности формируется на постсоветском пространстве – мужчина должен быть брутальный и так далее. В этой ситуации, когда мужчины живут на 12 лет меньше, не осмысливать эти вещи и не пытаться сформулировать смысл протеста по-иному невозможно.
Феминистки дистанцируются от Pussy Riot именно потому, что есть проблемы с этой частью осмысления неравенства, формулирования целей протеста и нахождения форм протеста.