Пусто свято место что значит
Значение словосочетания «свято место пусто не бывает»
свято место пусто не бывает
1. на смену чему-либо отсутствующему, на место, которое освободилось, обязательно приходит что-то другое ◆ Они несли из перевязочной бледного человека в свежих бинтах — на его освободившуюся койку: свято место пусто не бывает. Г. Я. Бакланов, «Южнее главного удара», 1957 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Погибали одни лидеры преступного мира, на их место сразу приходили другие. Свято место пусто не бывает. И опять передел. Андрей Ростовский, «По законам волчьей стаи», 2000 г. ◆ Свято место пусто не бывает, но не каждому оно достаётся. Лев Корнешов, «Газета», 2000 г. ◆ Свято место пусто не бывает. Китайцы говорят прямее: «В святых местах много нечисти». Вячеслав Пьецух, «Сравнительные комментарии к пословицам русского народа», 2002 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: принятие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Свято место пусто не бывает
Игумен Игнатий (Бакаев) |
В Рождество Иоанна Предтечи после литургии я служил молебен в профилактории, где поправляют здоровье социально ослабленные люди. Они были напряжены, глядели подозрительно. Даже молебен их не успокоил. Особенно воинственна была одна из женщин, лет 37, в футболке с короткими рукавами и с короткой стрижкой. Когда сели побеседовать, она расположилась напротив меня. Ноги закинула одну на другую, руки заложила за голову. «А можно вопрос?» – говорит. «Нет», – отвечаю я, потому что по поведению было ясно, что вопрос будет провокационным, из тех, на которые бессмысленно отвечать: тебя всё равно не услышат. «Он вор! – завопила женщина, тыча в меня указательным пальцем. – Он лжец, он баламутит вас, он хочет от вас денег, а сам даже имя Бога не знает! Ну, скажи, скажи, как имя Бога?» Стало ясно, что передо мной иеговистка. И ещё шестеро из присутствовавших, как я понял, подверглись обработке сектантов. Вместе с моей яростной недоброжелательницей они приехали в профилакторий из одного и того же интерната, где вовсю действуют иеговисты.
А потом нас спрашивают, почему мы так настроены против сект, почему нам не хватает толерантности. Практически все они настроены против православия, и осуждение нашей веры – краеугольный камень их пропаганды. Так дробится наш народ, без того уже разделённый. Это не разномыслие, это война.
Но хватает и богоборцев, доставшихся в наследство от прошлого. В Петров день отслужил литургию в Свято-Вознесенском храме села Озёл. Окрестил нескольких ребятишек. Пробыл на ногах более шести часов и очень устал. Выхожу на улицу и слышу обращённое ко мне: «Эй ты, дармоедище!» – и прочее, и прочее. Ругается пожилой мужчина, держится при этом на безопасном расстоянии. Не зная, что ответить, ухожу в квартиру Александры Васильевны – самой активной озёльской прихожанки. Когда вышел от неё, смотрю, мой оскорбитель стоит у калитки, закрывая мне проход. Спрашиваю: «Чем я тебя обидел? Что тебе сделал плохого?» Он опустил голову. Молчит. Я отстранил его, а человек, споткнувшись вдруг, начал падать и, схватив меня за цепочку священнического креста, буквально повис на ней. (Весу в нём было, наверно, около 90 кг, слава Богу, не повредил шейные позвонки, хотя шея потом болела несколько недель.)
Слышу, сзади бегут мои спутники – Александр и Андрей, крепкие, здоровые мужики. Обидчик испугался, отпустил крест и закричал: «Не бейте меня!» Потом встал на четвереньки и уполз куда-то. Я подумал: хорошо иметь рядом своих Ослябей и Пересветов. Плохо, когда их нет. Ведь из таких, как мой оскорбитель, и формировались ненавистниками Церкви – Троцким, Зиновьевым и др. – расстрельные команды, только в России убившие десятки миллионов христиан. Недавно в воронежских меловых горах нашли в раскопанных ямах более десяти тысяч человек. При них были кружки, ложки, то есть люди до последнего момента не знали, что их ведут казнить. В каждой яме лежало по шестьдесят наших соотечественников и единоверцев, убитых без суда и следствия. А сколько их ещё не найдено! И сейчас из-за богоборцев в России на троих рождённых приходится пять покойников. Случайные люди занимают посты, где можно господствовать над народом, а не служить, подобно апостолам.
Но и те христиане, которые даже в Церкви превозносятся над другими, имеют ту же закваску – фарисейскую и саддукейскую. Почему же Господь даже на Святой Руси открывается не всем, кто считает себя христианами? Мы превратились в горькое посмешище. Поленницы дров сложить вместе не можем, стали ни на что не годны, кроме как к угрызению и уничтожению друг друга.
Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Если народ российский покается и призовёт Его, в тот же миг исчезнут все внутренние и внешние враги России». Покаемся и призовём Его, и Бог через выборы и назначения расставит во власти не чьих-то марионеток и наёмников от мамоны, а Своих людей, не столько деловых и требовательных, сколько совестливых и богобоязненных, любящих свой народ, земное Отечество.
Можно быть хорошим, порядочным человеком, если ты неверующий, мусульманин, иудей. Но нам в правителях нужно ещё и другое. Ведь только для христианина мало быть порядочным – он ещё обязан любить. Потому что наш идеал – Бог-Любовь, послуживший народу. Господь кормил его, поил, исцелял, искупил его у зла, омыл Своей кровью, научил хранить добро в мире зла. И сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Что мы и делаем. Расточаем. Без Бога все наши недра, леса и озёра, данные нам, – вовсе не наши, а мировой закулисы. Всё расхищается. И кажется, нет надежды, но это не так. Главное богатство у нас не отнять, просто слишком многие им пренебрегают. Это богатство – святое православие, которое одухотворяет деятельность человеческую (если, конечно, она не преступна). И если страна поймёт это, прекратится нынешнее безобразие.
Однажды нас пригласили на праздник в селе Шошка, устроенный местной администрацией. И мы ехали с намерением помолиться на этом празднике, пообещали это устроителям. Праздник проводился в высохшем русле реки. Людей было несколько сот – пришли семьями, с детьми и бабушками. Ребята играли в пляжный волейбол на нескольких площадках. Было весело. Поразмыслив, что там, где люди, должна быть и Церковь, мы стали служить водосвятный молебен. Сильный ветер уносил слова, динамики что-то кричали. Но ничего. Народ принял участие, собралось вокруг более ста человек, у девушек откуда-то платочки появились. А когда стали окроплять святой водой, восторгу не было предела. Люди бежали из кустов, из ближайшего леса. Так пустое времяпровождение стало благословенным, благодатным отдыхом. Некоторые, может, впервые поняли, о чём молится Церковь. Так бы всю Россию освятить. А если не сделать этого…
Есть пословица: свято место пусто не бывает. Её я знал всю жизнь. Но открылась она мне только сейчас. В России – святом месте, или в семьях, или в ваших душах, если нет места Богу – это место займёт дьявол со своими клевретами, под видом ангела света придёт душегуб, человекоубийца от начала. Поймите, пощады нам не будет, если проиграем. Современный мир жесток, как никогда, деловито-рационально-безжалостен. Мы можем только победить, у нас нет другого выхода.
Что означает выражение «свято место пусто не бывает»?
Латинский аналог поговорки «свято место пусто не бывает» — природа не терпит пустоты.
Мысль эта приписывается древнегреческому философу Аристотелю (384-322 г. до н.э.), но что он имел ввиду — неясно.
Возможно это:
Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка, и так ad infinitum* (Джонотан Свифт)
Применение фразеологизма в литературе
— «Три года назад, когда фирма «Индиго» осталась без «крыши», в чью-то сметливую голову пришла мысль, что свято место пусто не бывает и почему бы не заполнить его по своему разумению» (Н. Леонов, А. Макеев «Ментовская крыша»)
— «Ночью разговаривать нельзя, и Нэди шепчет, что это произойдет сейчас, вот-вот, свято место пусто не бывает, тюрьма лопается от количества людей, и в это время в Москве начинаются аресты» (Татьяна Окуневская «Татьянин день»)
— «Куда денешься, природой поставлено. А свято место пусто не бывает. Нюра сбросила в угол малицу, сверху шапку, тут же оставила великаньи валенки с загнутыми носами, но пошла в передний угол с пестерем и громоздко поставила берестяной кузов на лавку» (Владимир Личутин «Вдова Нюра»)
— «Вместе с Эстер, вопреки нашим просьбам и убеждениям, ушла из ассоциации Дунечка Макарова. Но свято место пусто не бывает. Ушли две, пришли три и между ними ― писаная красавица, царевна из русской сказки и набитая дура, ― Аня Фартовая, на которую тогда оглядывался весь Павловск, до чего великолепно хороша» (А. В. Амфитеатров «Марья Лусьева»)
— «Они несли из перевязочной бледного человека в свежих бинтах ― на его освободившуюся койку: свято место пусто не бывает» (Г. Я. Бакланов «Южнее главного удара»)
Свято место пусто не бывает
Смотреть что такое «Свято место пусто не бывает» в других словарях:
свято место пусто не бывает — св ято м есто п усто не быв ает … Русский орфографический словарь
СВЯТО МЕСТО — место, которое пусто не бывает. И что они называют святой землей? Иерусалим! Научились бы думать мозгами. Вот Одесса это таки да свято место. Стоило отсюда повалить евреям, как тут же привалили арабы … Большой полутолковый словарь одесского языка
святой — прил., употр. очень часто Морфология: свят, свята, свято, святы; святее; нар. свято 1. Святая Троица это Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. 2. Святой Дух одна из трёх ипостасей Бога. По церковному преданию, в это время на апостолов сошёл Святой Дух … Толковый словарь Дмитриева
святой — ая, ое; свят, а, о. 1. Религ. Обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой. С. Дух (одна из трёх ипостасей Бога). С ое семейство (дева Мария, её муж Иосиф и младенец Христос). С ая троица (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). //… … Энциклопедический словарь
Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора
Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора
святой — I см. святой 3); ого; м. Причислить кого л. к лику святых. II а/я, о/е; свят, а/, о. см. тж. святой, святость, свято 1) а) религ. Обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой. Свят … Словарь многих выражений
СВЯТОЙ — СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине … Толковый словарь Ожегова
Список эпизодов телесериала «Лексс» — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне. Телесериал « … Википедия
Благовещенский собор (Воронеж) — У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский собор. Кафедральный Православный храм Благовещенский кафедральный собор Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы … Википедия
Да, свято место пусто не бывает,
В природе быть не может пустоты.
И подсознательно любой об этом знает,
И знаю я об этом, знаешь ты.
Нет в мире ничего, без воли Бога.
Да это так, но кто ее поймет?
Кто судит нас? Куда ведет дорога?
И для чего гнездо пичуга вьет?
Оно навряд ли сможет согласиться,
Поставить на себе огромный крест.
И не стучать, не гневаться, не злиться,
Оно сумеет лишь в одном из мест.
Меня, моей же волей попрекая,
Свою свободу заточаешь ты.
И крах надежд, беспечно предрекая,
Желаешь в дар любовь, стихи, цветы.
Нет, я не бог, и мне не быть пророком,
Но я вдруг вспомнил, крылья за спиной.
Земная жизнь своим коротким сроком.
Пока что не расправилась со мной.
Но я уже так робко, так не смело,
Все чаще опираюсь на крыло.
И грузное мое земное тело,
Познало вкус любви, добро и зло.
Не для того ль? Чтоб в небесах бездонных,
Как раньше заблудившись в облаках.
Я вспоминал блаженство ночек темных,
Когда горела страсть в моих руках.
Когда я сам с горящими глазами,
Не мог и думать больше ни о ком.
Когда себя мы ощущали нами,
И жизнь бурлила кровью с молоком.
Учили нас не поддаваться страсти,
Писали грех с услады нежных губ.
Внушая, что они преддверье пасти,
Торчит в которой ядовитый зуб.
Со мною жизнь сыграла злую шутку,
Отняв любовь, она дала мне злость.
Не расслабляясь, даже на минутку,
Я стерегу, её как Бобик кость.
Она давно уже не пахнет мясом,
Глаз видит, да вот только, зуб неймет.
Хотя и нет уже того почтенья к рясам,
Страх смерти жажду к жизни не поймет.
Не просто разобраться в мире этом.
Непросто понимание найти,
В чем разница меж тем и этим светом?
И что есть предначертанность пути?
Да, свято место пусто не бывает.
Свободного нет в сердце уголка.
Но с каждым днем жизнь только прибывает.
Жаль, это не понятно мне пока.