Пустые китайские города для чего
Города-призраки в Китае. Почему они пустуют и для чего их построили?
В стране активно развивается промышленность, растет экономика, совершаются новые открытия в научно-технической сфере, строятся новые города, в некоторых из которых почти никто не живет. Но как так получилось, что в эти города, полностью пригодные для жизни, нет желающих переселиться?
Давайте рассмотрим самые популярные города-призраки в Китае и разберемся в причине их постройки.
Тяньдучэн
Этот прекрасный город изначально задумывался, как копия Парижа. Здесь даже есть своя Эйфелева башня. Однако, Тяньдучэн является городом, в котором практически никто не живет. Все дело в отсутствии инфраструктуры. Даже потрясающая европейская архитектура не привлекла китайцев. Сейчас здесь проживает лишь небольшое количество крестьян, которые возводят плантации прямо в черте города, рядом с памятниками архитектуры.
Темза-Таун
Этот уютный городок по официальным данным заселен лишь на 10%. Все дело в том, что город был запланирован, в качестве расширения Шанхая, но застройщики ошиблись в расчетах и почва, на которой стоит город, просто не позволила построить здесь большое количество небоскребов. В Темза-Таун преобладают лишь малоэтажные застройки (1-2 этажа), а шанхайцы предпочитают приезжать сюда в качестве загородного отдыха.
Ордос
Сишуань
Этот небольшой город внешним видом очень напоминает Припять, после трагических события на ЧАЭС. Здесь схожая застройка, людей практически нет, а атмосфера больше напоминает декорации к постапокалиптическому фильму. Большинство и без того немногочисленного населения Сишуань давно бросили свои жилища и переехали в более благоприятное место, однако редкие единицы остались.
Кангбаши
Этот, довольно крупный город-призрак, может вместить более 1 миллиона жителей, но стоит полностью пустым. Изначально, задумывалось, что в Кангбаши переедут местные крестьяне. Однако урбанизации не состоялось. Дело в том, что в городе нет абсолютно никаких перспектив. Рядом нет ни одного завода или предприятия, которое обеспечило бы жителей работой, поэтому они попросту разъехались по другим городам.
Почему эти города не заселяют?
Резонный вопрос, ведь на строительство «мертвых» городов уходят многомиллионные средства из государственного бюджета. На данный момент есть несколько предположений:
Большинство уверены, что дело в некой военной концепции Китая и эти города отстраивались в качестве резервного жилья, в случае бомбардировок крупных городов.
Приверженцы этой теории уверенны, что именно в этих городах можно будет спастись от неминуемой гибели.
Посудите сами: при острой необходимости, в этих городах можно разместить огромное количество граждан, где достаточно много пустующих и отапливаемых квартир. Также есть связь с городами-миллионниками, так что есть возможность перевезти сюда крупную военную технику.
Есть предположение, что эти города построены в случае дальнейшего прироста населения. Несмотря на то, что в КНР даже есть запреты о рождаемости на законодательном уровне, число жителей не уменьшается.
В этом случае тот же Ордос, станет «лакомым кусочком». В 30-х годах прошлого века, Франклин Рузвельт, разработал для США антикризисную программу, благодаря которой началось бурное строительство.
Тем самым Рузвельт обеспечил работой тысячи граждан и постепенно вывел страну из кризиса. Кто-то проводит параллель. В Китае огромное количество строителей, которые нуждаются в работе.
Сейчас в КНР около 20 городов-призраков.
Правительство Китая не дает никаких комментариев по этому поводу, соответственно стоит лишь догадываться о предназначении массовой бессмысленной застройки.
СТРАНИЧКА МИРА_№9: Китайские города — призраки!
Добрый день дамы и господа =))
Переворачиваем очередную страничку нашего журнала и сегодня посмотрим на КИТАЙСКОЕ ЧУДО: города — призраки!
Подобные описания, подкрепленные фотографиями со спутников
и репортажами с места событий, стали появляться в прессе еще в 2010 году. По разным подсчетам, их около дюжины и все они были построены за последние 6–10 лет.
В России тоже есть безлюдные деревни, поселки и города (и с каждым годом их все больше), но они принципиально отличаются от китайских. Китайские пустуют не потому, что покинуты обитателям, – они никогда не были заселены. Зачем же строятся эти города, некоторые из которых могут вместить более 1 млн человек? Почему пустуют? Что это значит для китайской экономики в целом?
Интернет полон догадок. Если отбросить самые нелепые, вроде «в ожидании коллапса Америки китайцы готовят жилье для своей американской диаспоры» или «китайцы затеяли великое переселение из городов, которым грозит экологическая или геологическая катастрофа», то основные версии происходящего представляются журналистами и некоторыми экспертами следующим образом.
Модель китайского экономического роста с опорой на инвестиции в инфраструктуру наконец доказала свою ущербность. Инвестиции, доля которых в ВВП составляет порядка 50%, искусственно наращиваются властями, что является опасной аномалией. В погоне за ростом ВВП китайцы строят так много, что на рынке явный переизбыток недвижимости. Строительство финансируется за счет госкредитов, что само по себе вызывает вопросы о качестве кредитных портфелей. Кроме того, дотирование строительства открывает возможности для «распила» бюджетных денег местными правительствами, что и происходит в реальности.
Рост цен на жилье делает его недоступным для большинства китайцев, и правительству стоит больших усилий сдерживать спекулятивную накачку цен. Таким образом, в Китае налицо два пузыря, связанных с недвижимостью: ценовой и количественный. Города-призраки – это проявление тех тенденций, которые в ближайшем будущем приведут к взрыву этих пузырей, и, как следствие, к сильнейшему экономическому кризису.
На самом деле, все это не совсем так. Китай поставил перед собой ряд задач, решение которых является залогом существования государства в нынешнем виде. Вот эти задачи: поддержание высоких темпов экономического роста; обеспечение населения работой; масштабная урбанизация; индустриализация и многоплановая модернизация экономики; утилизация свободных финансов, наводняющих страну за счет торгового профицита, недооцененного юаня и иностранных инвестиций.
Строительство инфраструктуры является той панацеей, которая позволяет государству одновременно решать все эти задачи. В свое время еще Джон Мейнард Кейнс предлагал «копать ямы, а потом засыпать их снова» в качестве лекарства от рецессии. Китай немного развил эту идею и, кроме рытья ям, страна стала строить города, мосты, дороги и заводы. Позитив налицо, результаты впечатляют: двузначные цифры роста ВВП, безработица «всего» 5–6%, 10 миллионов крестьян ежегодно переселяются в города, развиваются многочисленные отрасли, связанные со строительством и тд. Но, разумеется, у этой медали есть обратная сторона.
Все дело в том, что основные доходы местных бюджетов слагаются из поступлений от продажи земельных участков и недвижимости. Это значит, что местные правительства крайне заинтересованы в том, чтобы строить много и быстро и продавать – подороже. Зачастую решения по строительным проектам принимаются в ущерб экономической, а также экологической целесообразности. Одним из таких примеров может служить Циншуйхэ, поселок неподалеку от административного центра Внутренней Монголии города Хохот. Строительство Циншуйхэ было начато в 1998 году и окончательно заброшено в 2008 из-за отсутствия средств. Местные чиновники были привлечены к уголовной ответственности, а поселок остался незаконченным и абсолютно непригодным для жизни.
Еще местные правительства совсем не брезгуют приписками: планы экономического роста, поставленные Пекином, нужно выполнять. «Постройка моста – это ВВП, демонтаж моста – еще больше ВВП, постройка моста заново – опять ВВП. Один мост трижды увеличил ВВП, хотя он на самом деле трижды оттянул на себя огромные ресурсы, добавив что-то к народному богатству лишь однажды», – таким образом Секретарь компартии провинции Гаундун Вань Ян описал то, как порой считается рост экономики.
Все эти явления имеют место. Но они не являются системными, на них нельзя строить выводы, и «города-призраки», если разобраться в ситуации чуть глубже, как нельзя лучше это демонстрируют.
Начнем с того, что «города-призраки» на поверку оказываются не совсем городами и не совсем призраками. Многие из них – новые микрорайоны существующих городов, иногда расположенные на периферии. Таков, например, «новый район Чжэнчжоу» (Zhengzhou New District). Более того, такие районы есть почти в любом китайском городе, и объяснение тому самое простое. Cкорость строительства в Китае шокирует. Жители, попутная инфраструктура и сервис просто не успевают за строителями. Кому захочется жить в огромном районе, где не работают ни рестораны, ни школы, ни магазины? И наоборот, кто будет открывать рестораны и магазины, если в округе никто не живет? Новые районы заселяются постепенно, где-то быстрее, где-то медленнее.
Город Ордос с его новым районом Канбаши, построенным в 20 км от центра, называют самым странным городом-призраком Китая. Новый район вырос за 6–7 лет прямо посреди пустыни во Внутренней Монголии. Будучи рассчитан на полмиллиона жителей, год назад новый район насчитывал лишь 30 000 человек. И хотя сегодня в городе уже более 100 000 жителей, он все равно выглядит довольно пустынным. При этом стройка в Канбаши лишь наращивается: такое количество башенных кранов – редкость даже для видавшего виды Китая. Что это: бездумная гонка за ВВП или гигантский распил бюджетных средств?
Объяснение проще: Ордос – самый богатый город Китая, с ВВП на душу населения в два раза больше, чем в Пекине. Он расположен на гигантских месторождениях угля и природного газа. Местное правительство располагает огромными финансовыми средствами и, стремясь оставить деньги в регионе, вкладывает их в новый город, в проектировании которого участвуют именитые западные фирмы. Все жилье в городе раскупается еще до начала строительства (вообще, покупка жилья на стадии строительства – это общая практика для китайцев), а пустуют дома потому, что владельцы живут и работают в «старом» Ордосе или других городах Китая, а в Канбаши наведываются на выходные.
Эту же ситуацию можно наблюдать и в других «городах-призраках», например, в поселке Дая, расположенном в 70 км от г. Шэньчжэнь. Он был полностью отстроен за считанные годы, но остается малозаселенным, поскольку квартиры раскуплены жителями Шэньчжэня, где цены на жилье в 4–5 раз выше. Лет 10 назад шанхайский район Пудун тоже очень напоминал город-призрак, а сегодня это один из самых престижных районов города.
И в Ордосе, и в Дая, и во многих других «городах-призраках» пустующим остается, в основном, жилье высокого класса. Его покупка является инвестицией на будущее: когда заработает инфраструктура, стоимость недвижимости вырастет в разы. Именно это жилье пользуется спекулятивным спросом, и именно здесь образуется ценовой пузырь: по некоторым данным, в крупных городах стоимость переоценена на 15–40%. Однако не стоит забывать, что высококлассное жилье составляет не более 10% от всей жилой недвижимости Китая. Бюджетные квартиры, которые строятся государством, а также компаниями для своих служащих, не пользуются таким ажиотажным спросом, и цены на них, если и превышают реальную стоимость, то не намного. Таким образом, речь тут идет, скорее, не о макро-, а о микропузыре.
На мой взгляд, разговоры о переизбытке жилой недвижимости в Китае тоже являются мифом. Даже сегодня, после более чем 10 лет интенсивного строительства, на городского жителя в среднем приходится около 20 кв.м. При этом население городов ежегодно увеличивается на 10–12 млн. человек. А еще есть 200-миллионная армия рабочих-мигрантов, которые, в основном, проживают в общежитиях и бараках при заводах. Поэтому Китай прекрасно понимает, что все эти «города-призраки» очень скоро будут заселены, пусть даже кое-где простоят пустующими несколько лет. «Ведь это убытки!» – скажете вы. Да, но у Китая сегодня столько денег, что он может себе это позволить.
Таким образом, лично мне кажется, что разговоры о пузырях в сфере недвижимости, хотя и имеют под собой реальное основание, все же сильно преувеличены, как и страхи того, чем может обернуться их разрыв. Основное отличие китайской ситуации от, скажем, американской, приведшей в итоге к финансовому кризису, в том, что китайцы не покупают жилье в долг и не живут под залог недвижимости. Даже если представить, что китайский пузырь лопнет, это не приведет к тяжелым последствиям для финансовой системы страны. Но и разрыва, скорее всего, не случится, поскольку правительство может действенно влиять на ситуацию. В течение всего 2011 года правительство предпринимало усилия по обузданию роста цен на городское жилье. Несколько раз повышались депозитные ставки для банков, а также процентные ставки по кредитам.
Были введены жесткие ограничения на покупку второй квартиры, а также на жилье для иногородних.
Китай – огромная страна со стремительно развивающейся экономикой. Ежегодно он растет на 2 млрд квадратных метров жилых, офисных и торговых помещений.
Почему же они пустуют? Во-первых, большинство этих апокалиптических городов-призраков построено вдали от оживленных торговых путей и крупных предприятий, вдали от цивилизации, в почти что неосвоенных человеком местах. Во-вторых, цена недвижимости подскочила и ныне она такова, что средний китаец, которому не «поднять» кредит, покупать квартиры бог знает где не станет. Дешевле и веселее жить в Шанхае, «в клетке».
Ну и еще одно объяснение:
Для чего Китай строит города-призраки
Пессимисты в отношении Китая и сторонники идеи его «жёсткой посадки» проглядели один из важнейших факторов модернизации Китая: самую масштабную историю урбанизации, какую видел мир. В 2011 году городское население Китая впервые перевалило за 50 процентов, достигнув 51,3 процента (по сравнению с мене чем 20 процентами в 1980 году). Кроме того, согласно прогнозам ОЭСР, к 2030 году городское население Китая должно увеличиться еще на более чем 300 миллионов человек. Поскольку миграция из сельской местности ежегодно составляет 15-20 миллионов человек, сегодняшние города призраки завтра станут процветающими метрополиями.
Шанхайский Пудун является классическим примером того, как «пустующий» проект городского строительства в конце 1990-х годов быстро стал полностью занятым городским центром, с населением на сегодняшний день примерно в 5,5 млн. человек. К 2025 году у Китая будет более 220 городов с населением свыше миллиона человек (по сравнению со 125 в 2010-м), и 23 мегаполиса с населением как минимум 5 миллионов человек.
Китай не может позволить себе отложить строительство новых городов. Вместо этого инвестиции и строительство должны быть приведены в соответствие с будущим притоком горожан.
Мертвые города Китая. Зачем строят города-призраки в Китае?
Возможные причины создания мёртвых городов
Существует несколько версий, почему Китай строит пустые города. Одна из них – высокая стоимость недвижимости в стране. Обычному человеку, работающему за среднюю зарплату, придётся трудиться всю жизнь, чтобы позволить себе приобрести квартиру. Зажиточная же часть населения располагает достаточными финансами, чтобы покупать жилплощадь в любом районе страны. Территории же городов призраков не располагает к этому ввиду неразвитой инфраструктуры.
Также существует мнение, что бурное развитие промышленности Китая привело к переизбытку денег во внутренней экономике. Поэтому строительство новых городов рассматривается как:
На мёртвые территории возможно заселят работников фабрик, заводов и других людей, обслуживающих промышленность страны.
По одной из теорий считают, что на территории Китая повсеместно распространены люди нетрадиционной ориентации. К этому привели запреты на рождаемость. Китайцы часто прерывали беременность, когда узнавали, что ждут девочку. Поэтому получилось значительное превышение мужчин над женщинами, что привело к распространению гомосексуализма. Планируется заселять новые территории людьми с нетрадиционной ориентацией.
Некоторые мёртвые города или их районы находятся в труднодоступных местах, не связанных транспортными путями с крупными автомагистралями. Поэтому жильё на их территории стоит значительно дешевле. Предприимчивые китайцы вкладывают деньги в недвижимость, стоимость которой со временем только растёт. Сами же остаются жить в густонаселённых районах с развитой инфраструктурой.
Видео
Киджондон, КНДР
В КНДР была специально создана деревня Киджондон, чтобы она стояла пустой. Найти ее можно между Южной и Северной Кореей. В 1950-х годах закончилась Корейская война, власти КНДР захотели использовать деревню, как своеобразный инструмент пропаганды. Это единственное жилое место, которое видно с территории Южной Кореи, а значит и всего мира, поэтому оно должно быть образцовым. В домах, которые там построены, если присмотреться, нет комнат, а в окнах стекол. Во всех зданиях Кинджондона одновременно включают свет в конкретное время суток. В 1980-х годах здесь установили флаг, вес которого достигает 270 килограммов, а высота его – 160 метров. До 2004 года в деревне работали громкоговорители, транслировавшие тексты в сторону юга с пропагандистским уклоном. Власти страны уверяют, что там живут обычные люди, но, на самом деле, там никого нет.
Зачем создают мертвые города
1 Праздинки в Китае: официальные, народные и… 495
Одна из версий, почему в Китае есть пустые города — жители страны не захотели заселять новостройки со всеми удобствами, т. к. они были построены на отдаленных островах, и природные условия являются неподходящими для нормальной жизни. Поэтому целые мегаполисы, оставшиеся вдали от активных торговых путей и крупных предприятий, так и остаются нежилыми.
Обратите внимание! Цена на недвижимость значительно выросла за последнее время, среднестатистический китаец не может себе позволить купить дорогое жилье в отдаленных районах, поэтому предпочитает тесниться в густонаселенных городах, где найти дешевое жилье проще. Готовые к заселению жилые комплексы
Недвижимость как один из движителей экономики Китая
В Китае уже много лет сохраняется жилищный бум, которому не смогла помешать даже пандемия. Во многом это произошло благодаря покровительственной политике руководства страны. Но есть загвоздка. Как пишет профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф, весь сектор недвижимости Китая, с учетом сферы обслуживания недвижимости, составляет 29% ВВП. Похожие показатели были у Испании, Ирландии и США перед тем, как в них наступил финансовый кризис.
Всего Китай вкладывает в собственную недвижимость порядка 13% ВВП. Для сравнения, США тратит не больше 5% ВВП. При этом проблема городов-призраков стала для КНР общенациональной. Доля пустующего жилья в стране на 2021 год составляет 22%. Не лучше ситуация и в области коммерческих помещений: 30% офисных площадей пустует в 19 из 40 крупных городов.
Эксперты считают, что ситуация не улучшится. Дело в том, что 90% китайцев являются собственниками жилья. Это очень высокий показатель. Учитывая, что демографическая ситуация в Китае тоже ухудшается из-за стремительного старения населения, спрос на недвижимость будет падать естественным образом. Масла в огонь подливает то, что цены на жилье безумно высокие. В крупнейших городах они могут вдвое превышать стоимость квартиры в мегаполисах США.
Не менее важно то, что сфера недвижимости обеспечивает около 20% всех рабочих мест частного сектора в городах. Более того, она выгодна для региональных властей еще тем, что ее доля составляет порядка 35% от общего объема доходов.
Юйцзяпу — пустой Манхэттен в Биньхае
Такие районы, как Юйцзяпу и Сянлуовань, были построены в Биньхае, чтобы служить новыми экономическими центрами в Северо-Китайском регионе. В обоих районах есть крупные и полностью развитые правительственные штаб-квартиры, торговые центры, небоскребы и все другие виды инфраструктуры, необходимые для поддержания быстро развивающейся экономики.
К сожалению, несмотря на столь масштабное развитие, с момента завершения строительства прошло уже более 10 лет, но уровень заполняемости в Юйцзяпу у и Сянлуовань все еще достаточно низок, что позволяет тоже назвать их городами-призраками.
Заброшенные города Китая
В стране повсеместно выстраивают новые города, где никто не проживает. Некоторые из них не достроены, другие готовы к заселению, но пустуют. Список призрачных городов:
Этот город – самый большой. Средств на его строительство не пожалели. Вложены огромные суммы, фантазия. Соорудили скверы, фонтаны, парки, музеи, 10 спальных районов, подземные дороги. Но почти везде господствует пустота и тишина.
«Местный житель шутит: «А что если…это мечта чиновников. Город без людей»».
В этой местности не случается пробок. По дорогам проезжают автобусы, на остановках никого нет. О численности населения ничего не известно, официальных данных нет. В этом месте находится «Монгольский Диснейленд». Имеется туристическое бюро, в котором сотрудники играют в «Энгри Бердс» и получают зарплату.
Для чего китайцам города-призраки?
Китайские «города-призраки»: почему в новостройках, возведенных для миллионов, никто не живет?
Бесконечные кварталы высотных домов, в которых никто никогда не жил, заброшенные парки развлечений, пустующие гигантские торговые моллы, безлюдные авангардные театры и музеи, широкие проспекты без автомобилей — за последнее десятилетие в Китае появилось сразу несколько новых городов и районов, где, создается такое впечатление, не ступала нога человека. Что это? Стратегическая ошибка властей страны, раздувших грандиозный «пузырь» на рынке недвижимости, или просчитанные на несколько лет вперед инвестиции в жилую инфраструктуру, которые позволят Китаю в будущем сохранить небывалые темпы роста экономики? Onliner.by попытался разобраться в феномене китайских «городов-призраков» и понять, есть ли у них светлое будущее.
Около 15 лет назад правительство Китая разрешило гражданам страны покупать в собственность дома и квартиры. С тех пор рынок жилой недвижимости вырос в разы, чем попытались воспользоваться девелоперы, причем как коммерческие, так и государственные. Во многих китайских городах началось активное строительство новых жилых районов. Кварталы типовых домов и целые «леса» высоток заняли место «хутунов», малоэтажной исторической, часто трущобной застройки, и пока пустующие городские окраины.
Активное строительство, причем не только жилищное, стало одним из локомотивов экономики Китая. Государство, щедро его кредитуя, «разогревало» и многие смежные отрасли экономики, что в конечном итоге оказывало прямое влияние и на рост ВВП.
Однако щедрое «накачивание» инвестициями строительства в конце концов вызвало и определенный негативный обратный эффект. Китайцы возводят так много жилья, что на рынке появился очевидный его переизбыток. В некоторых городах страны целые районы построены фактически «про запас», с опережением спроса, а квартиры и дома в них не могут на протяжении довольно долгого времени найти своего жителя.
В средствах Китай не ограничен, а потому, на зависть белорусам, строит с истинно азиатским размахом. Любой минский жилой район, даже такой крупный, как пресловутая Каменная Горка, покажется небольшой уютной деревушкой в сравнении с гигантскими «человейниками» нашего главного восточного стратегического партнера. Однако, надо отдать должное, вместе с жильем практически одновременно в эксплуатацию сдается и практически вся необходимая инфраструктура, начиная от дорог, школ, больниц и даже университетов и заканчивая новыми крупномасштабными административными и общественными центрами с правительственными зданиями, музеями, театрами и огромными торговыми моллами.
Так, например, выглядит новый общественный центр города Синьяна в провинции Хэнань. Как хорошо видно на фотографии из сервиса GoogleEarth, вместе с жилыми кварталами был построен и целый комплекс зданий административно-культурного назначения.
Но если инфраструктурные объекты еще кое-как используются жителями расположенных по соседству старых городских районов, то новые жилые дома стоят почти полностью пустыми.
Центральная площадь Синьяна со зданием городской администрации. Территория полностью благоустроена, вот только пользоваться ей некому.
Новые районы мегаполиса Сучжоу на востоке страны в низовьях Янцзы. Размаху градостроительного замысла позавидовали бы и знавшие толк в возведении новых городов советские архитекторы, однако обратите внимание на количество машин на этих широких и полностью безлюдных проспектах.
Китайские строительные компании и местные власти вовсю пользуются «дешевыми» деньгами центрального правительства. Под ключ сдаются инфраструктурные объекты, которые никому оказываются не нужны. Нет, это не парк культуры и отдыха Припяти, города-спутника Чернобыльской АЭС, а заброшенный развлекательный комплекс под романтическим названием «Медовое озеро» рядом с Шэньчжэнем.
В 2005 году в городе Дунгуане на юге Китая открылся New South China Mall, второй по общей площади торгово-развлекательный комплекс в мире после знаменитого DubaiMall. Огромное сооружение, рассчитанное на ни много ни мало 2350 магазинов, с момента своего открытия фактически полностью пустует.
В комплексе, архитектура различных секторов которого стилизована под Амстердам, Париж, Венецию, Египет, Калифорнию и другие города и страны, с репликами парижской Триумфальной арки и колокольни венецианского собора св. Марка, работают лишь несколько сетевых ресторанов быстрого питания и трасса для картинга, занявшая никому не нужный паркинг.
А все потому, что гигантский торговый центр построили на труднодоступной окраине города вдалеке от активно использующихся автомобильных магистралей. Каким образом была допущена подобная градостроительная ошибка и не являлось ли основной целью девелопера простое и такое понятное даже белорусам освоение денег, до сих пор не до конца ясно. Тем не менее комплекс не закрыт и продолжает поддерживаться в работоспособном состоянии.
Недалеко от Шанхая в середине 2000-х годов было построено сразу несколько районов, каждый из которых был стилизован под европейскую архитектуру. Судя по всему, увидеть нашу часть света своими глазами для среднего китайца по-прежнему удовольствие малодоступное, поэтому они создают свою Европу прямо у себя в стране. Например, городок Цяндучен возведен в 2007 году и представляет собой уменьшенную копию Парижа даже с собственной Эйфелевой башней.
Несмотря на живописное архитектурное окружение, столь непривычное для жителей страны, популярностью район, рассчитанный на 100 000 жителей, пользуется разве что у молодоженов, падких на красивую картинку для свадебных фотографий. Большая часть квартир в «парижских» жилых домах шанхайского предместья не нашла своих хозяев.
Та же самая ситуация и в Thames City, китайской реплике стереотипного (с их точки зрения) английского городка.
Впрочем, куда больше в Китае не заселенных пока районов с более традиционной для современной страны застройкой. Чэнгун, город-спутник 6-миллионного Куньмина, рассматривается как основной резерв для расширения соседнего мегаполиса.
Правда, и тут государство опередило реальную потребность в этом жилье. Чэнгун фактически уже готов, а желающих в нем постоянно жить пока немного, хотя сюда уже и вынесены некоторые государственные учреждения, включая администрацию Куньмина.
На зависть Смолевичам, в Чэнгуне с успехом освоены гигантские средства, но зияющие оконными проемами жилые высотки так и не находят своих «льготников».
Но самым широко известным примером китайского «города-призрака» является Канбаши в северокитайской провинции Внутренняя Монголия. Здесь в 2003 году китайские власти объявили о строительстве в черте городского округа Ордос фактически нового населенного пункта, рассчитанного на население в 1 миллион человек.
Канбаши на картах сервиса Google Earth. В центре города одновременно с жилыми кварталами выстроен общественно-административный центр, от которого широкий бульвар ведет к водоему, где создана рекреационная зона. Китайцам надо отдать должное: в отличие от белорусских реалий, инфраструктурным объектам уделяется столько же внимание, сколько и массовому жилью.
Сюда уже перенесены правительственные учреждения городского округа Ордос из соседнего Дуншэна.
Перед администрацией создана огромная площадь Чингисхана, которую сразу, не откладывая на потом, украсили и произведениями монументального искусства, подчеркивающими этническое своеобразие региона.
А к государственным учреждениям добавились и прочие общественные здания, каждое из которых представляет собой отличный образец современной архитектуры. То, что город расположен в глухой провинции, вовсе не повод лишать его актуального и потенциально интересного даже туристам облика. Городской музей, созданный известной китайской мастерской MAD Architects, своим внешним видом должен напоминать о пустыне, на месте которой выстроен Канбаши.
Рядом с музеем расположилась и библиотека, похожая на стопку огромных книг.
Национальный театр с концертным залом в меньшей пристройке.