Путешествие что может быть заманчивее этого слова сколько в нем скрыто шклярова
Дополни схему корневых орфограмм.
Безударные гласные
Заполни таблицу.
—JToзи ци и в корне ^»»—
34. Вставь пропущенные буквы. Выпиши подходящие слова из отрывка в таблицу. Какой столбик таблицы остался пустым? Запиши туда свои примеры.
Солнечная зы ь на р ке,
Солнечная ря ь на л стве.
Тени от в___ твей на п ске,
Стая г____ пубей в с неве.
Рыба ст___ р_ жит ч рв ка,
Пёстрая спяет р ка,
Тень от моего поплавка
Синью отливает еле ка.
20
35. Вставь пропущенные буквы. Выпиши подходящие слова из отрывка в таблицу. Если в слове встретилось несколько орфограмм, запиши его в несколько столбиков, выделяя соответствующую букву.
Путеше ствие! Что может быть заманчивее этого слова!
Сколько в нем скрыто нового, уд_ вительного, прекрас ного! Ты
увидишь незабываемые к____ ртины природы, позн комишься с
мес______________________ ными обычаями и характерами неизвес ных народов,
пройдёшь по м___________ стам, знакомым тебе по кни кам. Поплывёшь
ли на корабле или перен____ сёт тебя с молёт по в пшебной не
бес___ ной д__ роге через горы и м ря, спустишься ли к тёплому
морю или будешь странствовать на сев ре ср ди льдов и
сн гов — всюду действительна старая китайская пог ворка:
«Лучше один ра______ увидеть, чем сто ра услышать».
36. Вставь пропущенные буквы. Выпиши слова с проверяемыми буквами и напиши к ним проверочные.
Д пеко, на многие вёрсты раскинулось царство л сное.
Гиган___ ской з_____ пеной лентой прот нулось оно по з мле. Ни
время, ни т__ пор др__ восека не м гли сокрушить его дикой
кр соты. В____ ковыми тв рдынями стоят древние дубы. Старые
сосны и ели ушли в ршинами так высоко, что и сами не могут
рассм______ треть, что тв рится у к рней, куда тщетно стремятся
пробраться лучи со______ нца. Поэтому даже яс ным летним днём
ноч_______ ные тени ел_____ таются сюда и спят под ств пами старых
елей, под узорчатыми лист____ ями папоротника, в ч ще ореш
ника и круш____ ны. Прохладой дышат веч ные сумерки леса.
Хор_______ шо, хотя и жу___ ко побывать здесь и почу ствовать себя
од ноким, затерянным в дикой ч ще, с невольной тревогой
всматриваться в прич дливые тени и прислушиваться к не-
умолч_______ ному шёпоту д рев ев, рассказывающих ветру свои
[По Т. Рождественскому)
37. Вставь пропущенные буквы. Спиши текст в тетрадь (I, II или III часть), выделяя все знакомые орфограммы.
I. Как определить стар ны г р зонта? Конечно, по компа
су, ответите вы. А если его нет? Тогда достаточно взглянуть на
со нце или звёз ное небо. А что, если небо закрыто тучами?
Тогда пригл_____ димся к мес ным признакам. Перелётные птицы
в сной л_____ тят на сев___ р, ос ньга — на ю
II._ На сев___ рной ст__ р_ не камни и д ревья бол ше обра
стают мохом, чем на южной; к ра д_ рев_ ев более шерша
вая; г__ дич__ ные кол_ ца на пне од__ ноко выросшего дер ва
обыч____ но тон ше; бол____________ ше нам тается снега на древес ных
ств пах, ст____ лбах и д мах.
III.____________________ На южной стороне встретятся возле д ревьев мур вей-
ники; бол ше скапливается см пы на ств пах хвойных дере
вьев; гуще ве___ ки и лист___ я на од ноко растущем дер ве; суше
почва под камнем; быстрее тает снег; ямки в снегу образуются
выт нутыми в южную стор ну.
Приставки | Приставки |
на А | на О |
ЗА | ВО |
НА | СО |
НАД | ДО |
ПО | |
НАДО ПОД | |
подо | |
ПРО | |
О | |
ОБ | |
ОБО | |
ОТ | |
ОТО | |
Разные | у ПЕРЕ |
приставки | ВЫ ПРЕД С ПРЕДО |
Правописание пуиставок Повторение т\ченш>!> Вспомни, какие приставки ты уже умеешь писать. Какие орфограммы могут «поселиться» в приставках? 1. Безударные гласные в при ставках ___________ |
2.Парные по глухости-звонкос
ти согласные в приставке
3. Правописание твёрдого раз
делительного знака (Ъ) в пристав
ках
Какие приставки очень похожи на предлоги?_
Как отличить приставку от предлога?
1.Определи
часть речи.
2.Посмотри
в табличку.
23
38. Допиши приставки или предлоги. Докажи, что ты всё сде
лал правильно. ‘
(За)__ ехать_ друзьями; (по)_____ бежать до
рожке; (под) берёзовик___ берёзой; [у] пал
___ горки; (на)______ небо_______ двинулась; (над) резал
___ чертой; (с)_______ прыгнул крыши.
39. Вставь пропущенные буквы. Раскрой скобки. Запиши от
рывок, выделяя все знакомые орфограммы.
(3 )гуляли (над)лесом сн______________ га,
(За)дымила д_ ревня м_______________ р зом,
Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс Начальная школа
Т.В. Шклярова
Шк 67 Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс. Учебник для начальной школы. — М.; «Грамотей», 2005, 112 с. ISBN 5-89769-I85-1
Этот учебник — для работы в классе. Построенный доступно и рационально, он, надеемся, будет удобен и для учителя, и для ученика.
Для работы дома пособие также окажется незаменимым: составлено оно с таким расчётом, чтобы разобраться в нём мог человек, даже весьма далёкий от грамматических премудростей. Например, мама или бабушка.
О методике, положенной в основу учебника, подробно написано в предисловии. Здесь достаточно сказать: всё то, что предлагает нашему вниманию автор, возникло не умозрительно, не из отвлечённых соображений, а из опыта. Автор шлифовал свою методику во время многолетней работы в школе.
Пособия Т.В. Шкляровой получили заслуженное признание не только в нашей стране, но и за её рубежами, среди русских людей, живущих в других странах — в частности, в Германии, Израиле, США, Канаде.
Охраняется законом РФ об авторском прэве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Нарушение ззконз преследуется в судебном порядке.
ISBN 5-89769-185-1 © Т.В. Шклярова
© Издательство «Грамотей», 2005.
Татьяна Васильевна Шклярова
Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс Начальная школа
Директор издательства: И. Кулешов Главный редактор: Т. Шклярова Редактирование и корректура: В. Пальчиков Художник: Н, Климова
Подписано в печать 15.10.2005 г.
Формат 60×901 /8. Объем 14п.п. Бумага типографская.
Печать офсетная. Гарнитура Европа. Тираж 10,000экз. Заказ 3326
Издательство «/]>лл\отей»
1 29626 г. Москва Рижский пр- д, д.З стр. 1
Тел.: 686-96-77, 217-42-82, 774-28-99;
СИСТЕМА
ПОДАЧИ ЗНАНИЙ «ОПАСНЫХ МЕСТ И БУКВ-МИН» с=> КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ РАБОТЫ НАД СШИБКАМИ
В этом предисловии я постаралась как можно доступнее и короче её изложить. Надеюсь, что вас это заинтересует.
Система подачи знаний
Одна из первых тем, изучаемых в первом (или втором, в зависимости от выбранной программы) классе, — «Проверяемые безударные гласные». У меня это всегда вызывало недоумение. Безударные гласные — где, в какой части слова? Ведь каждая из частей слова подчиняется своим орфографическим правилам. Поэтому попробуем построить порядок преподавания таким образом:
1.Повторение изученного. Фонетика. Алфавит.
2.Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. [Отсостава слова никак не зависит.
Информация нужна практически с первых дней работы.)
3.Правописание орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. СО состава слова не зависит../
4.Ь, обозначающий мягкость согласных. [От состава снова не зависит.)
5. Правописание ЧК-ЧН, НЩ-ЩН. [От состава слова не зависит.)
Б. Состав слова.
7. Корневые орфограммы:
проверяемые безударные гласные;
непроверяемые безударные гласные;
парные по глухости-звонкости в слабой позиции;
непроизносимые согласные (нужно упомянуть, что эта орфограмма встречается и в суффиксе).
8.Морфология (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, гла
гол, наречие, предлог, союз). Для чего? Правописание предлогов и приставок, суффиксов и окончаний
зависит не только от состава слова, но и от того, к какой части речи это слово относится.
9.Предлог и приставка.
10.Правописание Ь и Ъ разделительных знаков. Можно, конечно, было бы рассказать о правописа
нии Ь-р пораньше, но, мне кажется, лучше всё-таки оба разделительных знака дать в сравнении.
11.Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки. Правописание Ь после шипящих,
падежных окончаний, некоторых суффиксов.
12.Имя прилагательное. Непостоянные признаки. Правописание родовых и падежных окончаний,
некоторых суффиксов.
13.Имя числительное. Постоянные и непостоянные признаки. Склонение, правописание корней и
падежных окончаний.
14.Местоимение. Склонение. Правописание с предлогами.
15.Глагол. Постоянные и непостоянные признаки. НЕ с глаголами. Правописание Ь, личных и родовых окончаний, некоторых суффиксов.
16.Наречие. Понятие о наречии.
17.Главные и второстепенные члены предложения.
18.Союз. Понятие о союзе. Роль в предложении.
19. Предложения, осложнённые однородными членами.
20. Предложения, осложнённые обращениями.
Учитывайте, пожалуйста, что это только схема. Естественно, к корневым орфограммам мы будем возвращаться в каждом классе на более высоком уровне. Разбор предложений по членам и пунктуация будут «растворены» среди остальных тем.
Система «опасных мест и букв-мин»
Часто слышу от родителей фразу: «Все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!» Это происходит потому, что ребёнок не знает, где же эти правила применять. Чтобы с ситуацией «правила отдельно, правописание отдельно» вы не столкнулись в вашем классе, попробуйте применить систему «опасных мест и букв-мин».
Задайте вашим ученикам вопрос: «Как вы думаете, где должен находиться миноискатель, когда сапёр идёт по минному полю?» Естественно, впереди. Если сапёр тащит его сзади, далеко он не уйдёт. Так и ученик, который пишет, например, диктант, должен знать, где в каждом слове расположены опасные места, какие буквы являются «минами». Проверить слово нужно ДО ТОГО, как оно будет написано.После будет поздно. Ошибка уже допущена. То, что я скажу сейчас, наверняка повергнет в ужас две трети учителей: в выпускных классах в двух последних выпусках я никогда не давала детям проверять орфографические ошибки в диктантах — уже поздно, всё, что могли, они уже сделали! Ошибки мы искали в с/р «Найди ошибку!», в сочинениях и изложениях (маленькая поблажка: всё-таки их пишут, подчиняясь творческому порыву, трудно себя контролировать, хотя тоже нужно).
А как же делать РНО?
В этом разделе не будет никакой теории. Разберём пример. Я постаралась включить в это предложение как можно больше «разноплановых» ошибок.
Уш ул/щф ut/bv крмлфншо пърхмоооАМ, a- р^шм, dfwiccuw,
Все ошибки уже нашла учительница. Осталось их объяснить и проработать. Для удобства поставим около ошибок цифры. Так, кстати, можно делать и в реальных РНО.
|
Рассуждаем Улице. Записываю слово правильно и разбираю его по составу.
Шёл. Про это слово нам рассказывали. Здесь после шипящей пишется гласная Ё. Подберу однокоренные слова.
Трамвай.Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова.
За ним.Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры.
Бежала.Разбираю слово по составу. Исправлена безударная гласная е корне. Подбираю проверочное слово. Подбираю слова с этой орфограммой <безударные гласные А, О, Е, И, Я].
— едпожения. Но путаницы уже не возникнет.
|ый и рэспростанённь s»-«подлежащее», «п для разбора предлаа подписывать части речи над 41
1. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1-3 КЛАССАХ
Заполни таблицу.
Буквы, обозначающие гласные звуки | Буквы обозначающие согласные звуки |
Парные | Непарные |
I ряда II ряда | Звонкие |
Глухие | ■ |
Буквы, не обозначающие звуков | I |
Г. Закончи предложения.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
., например:
Буква И обозначает два звука____________
предшествующего согласного звука
Буквы__ обозначают только мягкие согласные звуки.
Выпиши из текста слова с орфофаммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Определи, к каким частям речи относятся выписанные тобой слова. Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши их, разбери по составу. Закрась зелёным карандашом буквы, на которые нужно обратить внимание. Объясни свои действия.
С утра ничто не обещало снежную бурю. Солнышко яркими лучами весело играло на гладкой белой поверхности широкой дороги, перебегало по веткам деревьев. В полдень на небо выплыла большая сизая туча и посыпались лёгкие редкие снежинки. Вскоре снег стал падать чаще. Тишину чудесного зимнего дня разорвал вой налетевшего внезапно ветра. Закачались, затрещали, застонали под ветром деревья в саду, словно просили пощады. Снег повалил сплошной стеной. Начался буран.
16. Вспомни правило.
ЧК-ЧН, НЩ-ЩН-НЧпиши
17. Подбери по 5 примеров в каждый столбик таблицы.
Состав слова. Однокоренные слова. Формы слов
Заполни таблицу.
Часть слова | Значимая или изменяемая | Для чего служит | Где находится |
Приставка | |||
Корень о | |||
Суффикс | |||
Окончание нчание |
А, О, Е, И,
Б-П, В-Ф, Ж-Ш,
Определяем часть речи
Нет ли удвоенных согласных на стыке приставки и корня?
Нет ли удвоенных согласных на стыке корня и суффикса?
Заполни таблицу.
—JToзи ци и в корне ^»»—
34. Вставь пропущенные буквы. Выпиши подходящие слова из отрывка в таблицу. Какой столбик таблицы остался пустым? Запиши туда свои примеры.
Солнечная зы ь на р ке,
Солнечная ря ь на л стве.
Тени от в___ твей на п ске,
Стая г____ пубей в с неве.
Рыба ст___ р_ жит ч рв ка,
Пёстрая спяет р ка,
Тень от моего поплавка
Синью отливает еле ка.
20
35. Вставь пропущенные буквы. Выпиши подходящие слова из отрывка в таблицу. Если в слове встретилось несколько орфограмм, запиши его в несколько столбиков, выделяя соответствующую букву.
Путеше ствие! Что может быть заманчивее этого слова!
Сколько в нем скрыто нового, уд_ вительного, прекрас ного! Ты
увидишь незабываемые к____ ртины природы, позн комишься с
мес______________________ ными обычаями и характерами неизвес ных народов,
пройдёшь по м___________ стам, знакомым тебе по кни кам. Поплывёшь
ли на корабле или перен____ сёт тебя с молёт по в пшебной не
бес___ ной д__ роге через горы и м ря, спустишься ли к тёплому
морю или будешь странствовать на сев ре ср ди льдов и
сн гов — всюду действительна старая китайская пог ворка:
«Лучше один ра______ увидеть, чем сто ра услышать».
36. Вставь пропущенные буквы. Выпиши слова с проверяемыми буквами и напиши к ним проверочные.
Д пеко, на многие вёрсты раскинулось царство л сное.
Гиган___ ской з_____ пеной лентой прот нулось оно по з мле. Ни
время, ни т__ пор др__ восека не м гли сокрушить его дикой
кр соты. В____ ковыми тв рдынями стоят древние дубы. Старые
сосны и ели ушли в ршинами так высоко, что и сами не могут
рассм______ треть, что тв рится у к рней, куда тщетно стремятся
пробраться лучи со______ нца. Поэтому даже яс ным летним днём
ноч_______ ные тени ел_____ таются сюда и спят под ств пами старых
елей, под узорчатыми лист____ ями папоротника, в ч ще ореш
ника и круш____ ны. Прохладой дышат веч ные сумерки леса.
Хор_______ шо, хотя и жу___ ко побывать здесь и почу ствовать себя
од ноким, затерянным в дикой ч ще, с невольной тревогой
всматриваться в прич дливые тени и прислушиваться к не-
умолч_______ ному шёпоту д рев ев, рассказывающих ветру свои
[По Т. Рождественскому)
37. Вставь пропущенные буквы. Спиши текст в тетрадь (I, II или III часть), выделяя все знакомые орфограммы.
I. Как определить стар ны г р зонта? Конечно, по компа
су, ответите вы. А если его нет? Тогда достаточно взглянуть на
со нце или звёз ное небо. А что, если небо закрыто тучами?
Тогда пригл_____ димся к мес ным признакам. Перелётные птицы
в сной л_____ тят на сев___ р, ос ньга — на ю
II._ На сев___ рной ст__ р_ не камни и д ревья бол ше обра
стают мохом, чем на южной; к ра д_ рев_ ев более шерша
вая; г__ дич__ ные кол_ ца на пне од__ ноко выросшего дер ва
обыч____ но тон ше; бол____________ ше нам тается снега на древес ных
ств пах, ст____ лбах и д мах.
III.____________________ На южной стороне встретятся возле д ревьев мур вей-
ники; бол ше скапливается см пы на ств пах хвойных дере
вьев; гуще ве___ ки и лист___ я на од ноко растущем дер ве; суше
почва под камнем; быстрее тает снег; ямки в снегу образуются
выт нутыми в южную стор ну.
Приставки | Приставки |
на А | на О |
ЗА | ВО |
НА | СО |
НАД | ДО |
ПО | |
НАДО ПОД | |
подо | |
ПРО | |
О | |
ОБ | |
ОБО | |
ОТ | |
ОТО | |
Разные | у ПЕРЕ |
приставки | ВЫ ПРЕД С ПРЕДО |
Правописание пуиставок Повторение т\ченш>!> Вспомни, какие приставки ты уже умеешь писать. Какие орфограммы могут «поселиться» в приставках? 1. Безударные гласные в при ставках ___________ |
2.Парные по глухости-звонкос
ти согласные в приставке
3. Правописание твёрдого раз
делительного знака (Ъ) в пристав
ках
Какие приставки очень похожи на предлоги?_
Как отличить приставку от предлога?
1.Определи
часть речи.
2.Посмотри
в табличку.
23
38. Допиши приставки или предлоги. Докажи, что ты всё сде
лал правильно. ‘
(За)__ ехать_ друзьями; (по)_____ бежать до
рожке; (под) берёзовик___ берёзой; [у] пал
___ горки; (на)______ небо_______ двинулась; (над) резал
___ чертой; (с)_______ прыгнул крыши.
39. Вставь пропущенные буквы. Раскрой скобки. Запиши от
рывок, выделяя все знакомые орфограммы.
(3 )гуляли (над)лесом сн______________ га,
(За)дымила д_ ревня м_______________ р зом,
И ревёт снеговая пурга,_________________
(За)м___ тает ел__________ ды (за)обозом.
Заполни таблицу.
Ь-р находится
1)—————- между
24
42. Запиши приставки, в которых может «поселиться» Ъ. К каждой из приставок подбери пример.
43. Запиши приставки, в которых не может «поселиться» Ъ. К каждой из приставок подбери пример.
44. Запиши слова в три столбика. Зачеркни слова, которые не попали ни в один столбик.
С езд, катан_ е, по________ ел, об единение, под ём, с умеем,
гур____ 6а, под___ езд, по________ ехал, л ётся, раз украсить, бубен чик,
в юга, б____ ётся, об______ явление, с бегали, мал чик, раз яснить,
пал_чик, пред усмотреть, из_ учит, в ётся, об ехать, с ём
ка, вз___ ерошенный, за____ явился, раз ярённый, р яно, пал то.
I Iiiik гашен. oicau’iHiiaioutiuTii на 3 и С:
Вспомним ещё раз, какие «мины» подстерегают нас в приставках:
—парные по глухости-звонкости в слабой позиции.
Почти все приставки, которые могут содержать безударные
гласные, ты уже запомнил.
Знаешь, что есть приставка С-, но нет приставки з-.
Например: &
|
Сейчас мы познакомимся с приставками, оканчивающимися на 3 и С. Приставок этих очень много, но тебе даже не придётся учить их наизусть, потому что все они подчиняются одному правилу.
j Приставки, оканчивающиеся на 3, пишутся перед гласными
I и звонкими согласными.
; Приставки, оканчивающиеся на С, пишутся перед глухими
Вспомним и дополним цепочку рассуждений. Что ты должен
сделать до того, как написать слово?
3.Посмотреть, в каких частях слова остались безударными
гласные__________
4.Если в слове есть кусочек, похожий на
5.Приставки з- не бывает.
. содержит безударную гласную, вспомнить правописание знакомых приставок с безударными гласными;
. оканчивается на 3 или С, определить, какая буква пишется после неё;
оканчивается на согласную,
вспомнить правило о
и применить его;
. тебе ещё не знакома, спроси у учительницы.
| Чтобы | всё это легче | эыло запомнить, дополним знакомую |
табличку. | |||
Приставки, правописание | Приставки, правописание которых | ||
КОТОРЫХ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ | ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРАВИЛАМ | ||
Приставки | Приставки | Приставки, окан- | Приставки, окан- |
на А | на О | чивающиеся на 3 | чивающиеся на С |
ЗА | ВО | РАЗ | РАС |
НА | СО | РОЗ | РОС |
НАД | ДО | ЧРЕЗ | ЧРЕС |
млпп П 0 | ЧЕРЕЗ | ЧЕРЕС | |
НАДО под РАЗО рц^ц | БЕЗ ИЗ | БЕС ИС | |
ПРО | НИЗ | НИС | |
О | ВОЗ | вое | |
ОБ | ВЗ | ВС | |
ОБО ( Г | Пишутся | Пишутся | |
U 1 ото | перед гласными и | перед глухими | звонкими | согласными |
Разные | У ПЕРЕ | согласными | |
приставки | ВЫ ПРЕД | ||
С ПРЕДО |
А как мы будем оформлять новую орфограмму? Мы должны объяснить свои действия. Следовательно, покажем приставку и подчеркнём следующую за ней букву.
Например:
45. Допиши слава к приставкам. Запиши в тетрадь словосоче
тания с получившимися словами. Укажи приставки.
46. Вставь пропущенные буквы 3 или С. Объясни свои дей
ствия. Укажи имена существительные.
Ра__ таял снег среди полей,
_ бегает под гору ручей,
И пробивается трава,
В лесу фиалки ра пустились,
И яркой зеленью оделись Кусточки все и дерева.
47. Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия.
дило в гол ву и_____ пользовать свис как ере ство для ра го
вора. А ж_ тели острова Гомера из группы Канарских стровов
умеют ра говаривать при помощ j свиста.
бе____ проволоч ная свя ь, п могающая п р давать инфор
мацию на б_ пьщ_ ; ра____ стояния — язык свиста. Островитяне
г в рят по-испански. Если кто-то из них во намерится
ра сказать что-либо человеку, ра положенному километрах
в пяти, он применит испанский язык, п р поженный на свис :
прижмёт конч_________________ к языка к зубам и будет очень громко ев стеть,
одновременно пр________ и нося слова, как обыч но.
48. Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия. Выпи
ши в тетрадь слова с приставками, оканчивающимися за 3 и С.
Сделай синтаксический разбор двух первых предложений. Укажи
знакомые части речи в пятом предложении.
И зелена-сйй___ I вода ра ступилась, в плеснула, и море
погл_____ тило вод паза. Его свинцовые подошвы ступили на дно
на глубине п________________ тидесяти метров. Всё было призрач но, как в
волшебн____ i сказкСИ- С люб пытством о матриваясь, чело
век ра_ гуливал по бе____ крайнему коралловому лесу.
Вдруг он замер, ра_______ терянный: впереди во вышались со
оружения. Не бе___ порядочное плетение кораллов, а строго
ра ставленные башни и____ дания. Человеку ч дилось, что он
идёт по ней___________________ следованной древн 1 стране. Вот он ок зался
перед двер______________ ю. Если бы люди обитали в этом п дводном дом 1 I,
они ра____________ слышали бы шутливый в прос, глухо ра давшийся из
скафандра: «Ра_______ решите войти?» В долаз ш гнул внутрь
ж пища, в___________________ метнулась стайка рыбок. Перед ним ра бегались
коридоры, в_________ днелилсь дверные про ёмы.
Время, ра__________________ считанное на пребывание под водой, и текало.
Человек подал сигнал к под_____ ему. Он п днимался к п верх-
носС и горо_______________ ра кинувшийся на дне моря, ра таял, слов
но был игрой воображения.
Приставки ИРЕ- и 11РИ-
Нам нужно вставить пропущенные буквы в слова следующего предложения:
Безударные гласные стоят в приставках. Оказывается, правописание этих приставок просто запомнить нельзя, т.к. оно зависит от значения!
Чтобы узнать, какую писать приставку — ПРЕ- или ПРИ-, — определи её значение и выбери нужную.
Сначала смело заглядывай в табличку, а потом, когда ты хорошо запомнишь значение каждой из приставок, надобность в таблице отпадёт.
ПРИ- | ПРЕ- |
1) присоединение, приближение; прмшилш, njbueaxmu, 2) пространственная близость; fl^buJfieoiCHAMi’ 3) постепенное доведение действия до конца; 4) неполное действие; nfutmviyoborruy 5) доведение действия до определённого предела; 6) совершение действия в своих интересах | I) в значении «очень»; пр^сшмиой- 2) в значении «пере» (перегородить) |
Возвращаемся к нашему примеру и рассуждаем:
приставка в первом слове обозначает приближение, пишем ПРИ— приетзиш, приблизились;
приставка во втором слове имеет значение «очень», пишем ПРЕ— прлгуш/жж, т.е. очень красивое.
29
Закрась зелёным карандашом имена существительные. Сделай синтаксический раэбор второго предложения. Выпиши из текста все слова, количество звуков в которых не совпадает с количеством букв. Напиши их транскрипцию.
Луг спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около плотины был глубокий омут. Там сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, и неутомимо квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлой рыбой.
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. ‘
Одушевлённые отвечают на вопрос_____ и обозначают_____________
Неодушевлённые отвечают на вопрос и
55. Вставь пропущенные буквы. Выпиши одушевлённые имена существительные. Замени все эти слова одним словом. Подчеркни в тексте неодушевлённые имена существительные.
Лес заполнил всё пр________ странство. Он немного тступал от
берё__ вып_____________ пзали змеи, а в норках между к рнями прятались
колюч еж_________ В особенно глух м стах встр чались вол
ки и м__ дведи.
Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
Имя нарицательное даётся целому ряду однородных предметов.
Имя собственное даётся предмету для того, чтобы отличить его от других однородных предметов. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Например: ____________________
Паатомеиие изученного
Вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном.
Имя прилагательное — это часть речи, которая обо
значает признак предмета и отвечает на вопросы
Имена прилагательные изменяются по
Имена прилагательные во множественном числе
по родам ________
i Имена прилагательные всегда свя