Путеводитель по каналу есть что вспомнить

Взгляд с теплохода. Канал имени Москвы. Путеводитель

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

© Ирина Виноградова, 2021

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Перед вами путеводитель «По Каналу имени Москвы» из серии «Взгляд с теплохода».

Вся серия состоит из пяти частей (блоков):

1. «По Каналу имени Москвы».

4. «Кинешма – Нижний Новгород».

5. «Иваньковское водохранилище – Тверь».

Любители речных путешествий смогут скомпоновать нужные части сообразно маршруту. Так, например, если вы идете на теплоходе из Москвы до Плеса, вам будут нужны №1, 2, 3. На маршруте «Москва – Тверь – Плес – Москва» интересные объекты собраны в №1, 2, 3, 5. Ну а если ваш путь лежит до Нижнего Новгорода и дальше, то вам пригодятся №1, 2, 3, 4.

Путеводитель может быть полезен и велосипедистам, путешествующим по новой трассе «Вело 1» Москва-Санкт Петербург, ведь начало маршрута проходит именно вдоль канала.

Для наглядности каждый блок дополнен схемами движения с указанием описываемых объектов.

«Зачем еще один путеводитель? Их и так много!» – может спросить читатель. Да, их много, но, к сожалению, большинство освещают только крупные географические объекты. Этого недостаточно, ведь каждая, даже самая маленькая, точка на карте является драгоценной жемчужиной. Соединяясь вместе, они образуют причудливый узор истории области, края, страны.

Идея создания такой подробной серии возникла давно. На борту теплохода нередко можно услышать: «Мимо чего мы проходим?», «Подскажите, где можно почитать об этом памятнике? А об этом селе?», «Почему молчит методист?» Вопросов много, ведь туристы – народ любопытный. Они отправляются в путешествия не только за отдыхом, но и за новыми знаниями, поэтому здесь представлена информация о большом количестве достопримечательностей, которые видны с воды или находятся недалеко от берега. В каждом блоке рассказывается не только о больших городах, но и о маленьких селах, деревушках, о разрушенных и восстановленных усадьбах, церквях, технических сооружениях, памятниках и, конечно, о людях. Первая часть посвящена Каналу имени Москвы, все последующие – Верхневолжью.

Перед вами не канонический путеводитель, а скорее обзорная экскурсия по водному пути.

Эта серия не претендует на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Тут иная цель – поделиться любовью к нашей прекрасной земле.

Северный речной вокзал

Наш путь начинается от Северного речного вокзала Москвы. Обычно путешественникам не до его красот. Ведь нужно успеть пройти регистрацию на рейс, получить ключи от каюты, узнать номер столика в ресторане, разложить вещи. Ну а потом уже и на палубу – оглядеться, сориентироваться, познакомиться с другими туристами, задумчиво встать у борта, посмотреть на набережную сверху вниз. Там всегда много людей: путешественники, провожающие, отдыхающие. Ведь пока идет навигация, каждый день отправляются в путь теплоходы.

…У входа в парк Северного речного вокзала вас встречала скульптура девушки, держащей на поднятых руках модель яхты. «Водный путь» (скульптор Ю. А. Кун). Отсюда и начинается наш путь. Он проходит по широкой центральной аллее, где весело стучат колесики дорожных чемоданов, и туристы спешат к своим теплоходам.

Но один корабль, самый большой и величественный, всегда стоит на причале. Это здание Северного речного вокзала Москвы. Пока не отправились в рейс, приглядитесь к нему. Обратите внимание на центральную гранитную лестницу и главный портал с арками, на террасы и фонтаны по бокам. На северной стороне – «Полярный фонтан», где изображен птичий базар, а на южной – «Черноморский» с играющими на волне дельфинами.

Открытые галереи по бокам вокзала – нос и корма. Между ними – три палубы в обрамлении колонн. Так видится здание со стороны набережной. Со стороны центрального входа видны только две палубы-этажа. Это объясняется сильным перепадом рельефа. Цоколь здания отделан красным полированным гранитом, для колонн галерей использован белый тарусский камень.

Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть картинку Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Картинка про Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить

Северный речной вокзал

Длина каменного корабля 150 и высота 75 метров. Стройка Северного речного вокзала продолжалась с 1933 по 1937 год. Внутри, по замыслу архитектора А. М. Рухлядева, располагались ресторан, парикмахерская, комнаты матери и ребенка, детские игровые комнаты, почта, телеграф и так далее.

Над зданием был установлен шпиль со звездой, очень похожей на кремлевскую. Размах ее лучей составляет 5 метров. В начале навигации шпиль со звездой поднимался на 27 метров, усиливая сходство здания с красавцем-кораблем.

В 1987 году зданию вокзала был присвоен статус памятника архитектуры общесоюзного значения. Увы, но время и разрушения не смотрят на громкие статусы. Неграмотное обслуживание привело к нарушению гидроизоляции, постепенно здание потеряло былое величие и красоту. С 2008 года перестали поднимать шпиль. Только в 2020 году, после долгих мытарств, после ремонта, речной вокзал снова предстал во всей красе. Северные водные ворота столицы вновь радуют своей восстановленной красотой местных жителей и многочисленных туристов. Опять поднимается вверх шпиль со звездой, приветствуя путешественников.

Конечно, время диктует свои условия. Поэтому добавлены зоны отдыха, велосипедные дорожки, макеты шлюзов и многое другое, делающее пространство речного вокзала и набережной уютной зоной отдыха. А если вам захочется сравнить современный и первоначальный облики, посмотрите старый советский фильм «Волга-Волга». Тем более что часть нашего пути мы пройдем по местам, показанным в этом фильме.

…И долго еще после отправления провожает вас московская путеводная звезда Северного речного вокзала.

Вы плывете? – Мы идем

…Если сложить длину всех причалов речного вокзала, то получится примерно полтора километра. Представляете, какое количество теплоходов одновременно могут здесь находиться?!

Разместились тут и теплоходы-«крокодилы», и «чемоданы», «электрички», «пузыри», «серванты». Фантазии у речников много! «Крокодил» – самый длинный (139 метров) теплоход с носом, похожим на крокодилий и с прожекторами по бокам, напоминающими ноздри рептилии. У«Чемодана» нос чуть короче, квадратнее. «Пузырь» сначала был «шифоньером», «мыльницей». Это двухпалубник. Кругленький такой, настоящая мыльница. А «пузырями» такие теплоходы стали позже, когда выяснилось, что ведут себя как пузыри на воде, т. е. тяжело управляемы и имеют большую парусность при сильном ветре. Еще есть «немцы» и «чехи», это по месту постройки. Но самое главное – на всех замечательно путешествовать.

Много лет сохранялась в судоходных компаниях традиция начинать свой путь под звуки «Прощания славянки». Часто методистов просили поставить не просто музыку, а именно песню. Не буду печатать ее полностью, предоставлю для чтения только припев:

…Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад…

Ну как? Не перехотелось путешествовать по реке? Конечно же, нет. Ведь музыка красивая, привычка сформировалась, а слова обычно никто не слушает.

Про канал

128 километров жизней и судеб…

Мы идем по Каналу имени Москвы. По волжской воде. Идея соединить Волгу и Москву-реку будоражила людей не одно столетие. Возникла она при Алексее Михайловиче в XVII веке. Позже его отпрыск, Петр Алексеевич, поручил составить проект инженеру Георгу Вильгельму де Геннину. Слишком уж хлопотно было тащить грузы с севера к Москве на тех участках пути, где не было воды. Память о сухопутном волочении осталась в названиях городов Вышний Волочек и Волоколамск. По плану де Геннина канал имел длину почти 250 километров и насчитывал 127 шлюзов. Подсчитали, прослезились и оставили все как есть.

В правление Николая I вопрос о постройке зазвучал вновь. 25 лет велись работы по созданию Екатерининского канала (название дано в честь великомученицы Екатерины). Строили четверть века, а эксплуатировали всего десять лет. Ведь вскоре после открытия канала, в 1851 году, была официально введена в строй Николаевская железная дорога.

Лягте, горы! Встаньте, бездны!
Покоряйся нам, земля!
И катися, путь железный,
От Невы и до Кремля.

Это было началом оды о строительстве железной дороги. И неважно, что на пути между двумя городами нет ни гор, ни бездн. Зато грузы стало перевозить быстрее и дешевле. Канал забросили, он высох и превратился в тоненький ручеек.

В начале XX века о канале вспомнили опять, однако время было лихое, и строительство отложили до лучших времен.

Неизвестно, сколько бы еще тянулась эта история, но сама жизнь заставила вернуться к идее соединения Волги и Москвы-реки, ведь последняя обмелела так, что у стен Кремля ее переходили вброд, а в городе обозначилась явная нехватка воды.

Было разработано несколько проектов, в том числе «самотечный». По нему от Старицы через 40-метровую дамбу предполагалось пустить волжскую воду самотеком к Москве. Но проект не поддержали, не понравилась идея. Есть версия, что Г. М. Кржижановский открыто заявил: «Я враг любого самотека, как в технической, так и в партийной жизни».

Принят был дмитровский вариант. По нему вода из Волги перетекает через Клинско-Дмитровскую гряду.

И тут как раз пришла пора вспомнить выражение: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги». Ведь что такое гряда вообще и Клинско-Дмитровская в частности? Ряд холмов. И не обойти их, не объехать. Это значит, сначала вверх, а потом вниз. Да еще и с перепадами по высоте. Около Яхромы, например, разница высот достигает 100 метров. А как воду заставить вверх пойти? Она не турист, ноги качать не любит. Без насосов, шлюзов, плотин не обойтись. Значит, предстоит серьезная работа. Люди нужны, техника. С первыми проблем не было, а вот техника… Руки заключенных – самая главная техника канала.

16 июня 1931 года было принято решение о строительстве канала Волга – Москва. Да-да, судя по архивным документам, именно такая очередность объектов фигурировала сначала в названии. А вот к открытию, к 1937 году, Москва занимает главенствующее место. Хотя первое название определенно объемнее отражало суть проекта.

В постановлении Совета народных комиссаров СССР №859 от 1 июня 1932 г. было предписано «немедленно приступить к сооружению водного канала Волга – Москва, утвердив дмитровский вариант направления этого канала». Закончить стройку планировали к 1934 году.

В середине сентября 1932 года на земле древнего города Дмитрова был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ (Дмитлаг). В бесстрастных документах того времени зафиксирован распорядок дня заключенных:

«Подъем 5 час. 30 мин.

Завтрак 5:45 до 6:30.

Развод на работу с 6:30 до 7 час. (при выходе на работу партиям заключенных нужно было построиться в колонну строго по 5 человек замкнутыми рядами).

Рабочий день считать с 7 час. до 17 час.

Обед с 17 до 19 часов,

с 19 до 22 часов – время, которое предоставляется для работы КВЧ (культурно-воспитательной части);

с 22 часов 5 мин. – отбой, сон.

После отбоя приостанавливается всякое движение по лагерю за исключением выхода для отправления естественных надобностей…

Кроме заключенных, на стройке работало много вольнонаемных. Объяснение этому достаточно простое. 1932-й стал последним годом, когда люди возвращались из лагерей после первой волны репрессий. Но москвичам разрешалось селиться не ближе 101 километра от родного города. А в Дмитрове, хоть и меньше 100 километров до Москвы, на работу брали охотно, ведь стройка была признана приоритетной.

Пять изматывающих лет. В режиме постоянного аврала работали все вольнонаемные. Часто работа заканчивалась в 12, а то и в час ночи. Что уж о заключенных говорить… Низкий поклон вам, безвестные каналоармейцы…

В это время уже достраивался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. Опыт работы, руководства и наказаний во многом был перенят оттуда. Равно как и некоторые знакомые многим слова.

Зек. Производное от «зе-ка», «заключенный каналоармеец». Якобы назвать строителей «заключенными» политически неправильно, рабским трудом попахивает. А вот каналоармеец звучит красиво. Идею создания «зе-ка» приписывают Лазарю Когану и Анастасу Микояну.

Туфта. Кому из нас не приходилось сталкиваться с ней. А корни здесь воровские и лагерные. Цепочка простая: тафта (хорошая, дорогая ткань) подменяется вороватыми дельцами на туфту (подделку). «Туфту толкать». Позже это понятие наложилось на лагерное «тяжелый физический труд», ТФТ. Переложили аббревиатуру на старое воровское понятие, и получилась новое – «туфта». А при чем тут Беломорканал? Все дело в сроках. Работали по-стахановски. Надо было быстро построить и сдать в эксплуатацию. Вот и старались начальники. Глубину канала рыли меньше запланированной, сужали проходы, некачественные материалы, бывало, в дело шли. Очковтирательство, помноженное на тяжелый физический труд, и дало ту туфту, которая так знакома многим.

Напоследок снимем кепочку перед любителями стрельнуть бычок.

Бе-ка. Так называли скуренную папироску «Беломорканала». «Бе-ка» постепенно перешло в «бы-ка» – дай «быка» – «бык» – «бычок».

…А Минздрав предупреждал!

Беломорканал построен за два года. 2 августа 1933 года состоялось его торжественное открытие, и все внимание сосредоточилось на второй грандиозной стройке. К 1937-му готов к открытию и канал Волга – Москва. Сначала в документах его обозначали именно так, позже отзеркалили название на Москва – Волга.

Насосные станции, железобетонные и земляные плотины, гидроэлектростанции, мосты, пристани, заградительные ворота, потрясающие воображения шлюзы – все готово и ждет первых гостей.

20 апреля 1937 года от Сормовского завода на большую воду выходят теплоходы «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов».

24 апреля флотилия входит в аванпорт канала. Позади четыре дня пути. Еще нет привычных нам водохранилищ, выше Рыбинска Волга мелководна. Мели подстерегают на каждом шагу. Теплоходы идут только днем, в некоторых местах на буксирах. Да еще и остановки в городах по пути следования делают. Длина каждого теплохода – 73 метра, ширина – 15 метров, скорость – 21 километр в час.

Это не увеселительная прогулка, веселье начнется потом. А сейчас кипит работа. Свет, теплая вода в каютах, отделка салонов – все это доделывается в прямом смысле на ходу.

На каждом теплоходе – по 94 мягких места, по 105 жестких и помещения для команды. В носовой части второго яруса (вторая палуба) – веранды с беседками, на каждом теплоходе по две каюты люкс с кабинетом и спальней. Кроме того, на второй палубе – души, радиорубки, каюты капитана и обслуживающего персонала. На главной палубе, в носовой части – ресторан с кинобудкой и эстрада для выступления артистов. Вся кормовая часть первого этажа отводится под жесткие спальные места, каюту матери и ребенка, красный уголок. В трюме – пошивочная мастерская, парикмахерская и многое другое. К услугам пассажиров почтовое отделение, радиостанция, телефон и даже сберегательная касса. Очевидно, во все времена такой вид отдыха считался очень затратным. Описание первых теплоходов было подробно дано в газетах и журналах того времени. А уже через год, в 1938 году, «Иосиф Сталин» снялся в картине Г. В. Александрова «Волга-Волга». Благодаря этой киноленте мы можем познакомиться с деталями обстановки теплохода.

Итак, 2 мая суда пришвартовались у причалов московского Северного речного вокзала.

С 15 июля 1937 года канал начинает полноценную работу. Из выступлений того времени: «Ошибка природы, лишившая Москву крупных источников воды, исправлена в 4 года и 8 месяцев».

До 1947 года канал назывался Москва – Волга, а в год восьмисотлетия столицы был переименован в Канал имени Москвы. Древняя столица благодаря ему получила звание порта пяти морей: Каспийского, Балтийского, Азовского, Черного и Белого. И потекла в Москву-реку волжская вода. У кремлевских стен уровень поднялся на три метра. Вброд уже не перейти.

Источник

7 лучших путеводителей по достопримечательностям в смартфоне

Раньше для того, чтобы поехать в путешествие, необходимо было продумывать свои развлечения заранее. И если вам требовалась экскурсия по местным достопримечательностям, то организовывалось целое приключение, которое еще и не всегда выходило таким, каким было задумано изначально. Теперь же, когда у нас есть новые технологии, мы можем детально продумать наше путешествие прямо в телефоне.

Мы предлагаем вам ознакомиться с подборкой лучших приложений на ОС Андроид и iOS, которые станут отличными помощниками для туристов.

Этот рейтинг составлен на основе ваших лайков и дизлайков. Хочешь участвовать в формировании ТОПа? Читай статью и голосуй с помощью кнопок «Мне нравится» или «Не нравится» для каждого рассмотренного приложения!

izi.TRAVEL гид-путеводитель

Это приложение сделает из вашего телефона настоящего персонального гида. В нем предлагается множество маршрутов по городам европейских стран – отличная альтернатива экскурсоводу, если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно.

Приложение создано так, чтобы вам было максимально удобно его использовать, даже если вы находитесь заграницей. Например, все экскурсии можно скачать заранее (чтобы для их проигрывания не требовалось подключение к Интернету), а встроенная система навигации сможет самостоятельно определять ваше местоположение и предлагать вам соответствующего туры. Так что если вы решили погулять, например, по Праге, то приложение быстро сообразит, что интересно вам стоит там посмотреть.

Отзывы

Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть картинку Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Картинка про Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить

GetYourGuide

Этот сервис создан в помощь самостоятельным путешественникам. В нем вы сможете полностью спланировать свой отдых и культурные мероприятия на популярных туристических направлениях по всему миру. Среди предложений есть как индивидуальные, так и семейные туры и даже экстраординарные предложения для тех, кто любит яркие впечатления.

Разработчики понимают, что человеку, который находится заграницей, далеко не всегда удобно искать подключение к Интернету для того, чтобы что-то найти или настроить в приложении. Поэтому GetYourGuide организованы такие офлайн функции, как: доступ к контактам туроператоров и мобильным билетам, так же вывод списка предстоящих мероприятий и отображение маршрута к их месту проведения.

Отзывы

Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть картинку Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Картинка про Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить

Путеводитель — World Explorer

Название этого сервиса переводится как «Путеводитель по миру», и оно как раз отображает суть данного сервиса. С ним вы можете смело отправляться в самостоятельное путешествие – приложение подберет вам самые интересные достопримечательности в том месте, куда вы собираетесь поехать.

Разработчики позаботились о том, чтобы сервис был оптимизирован под экраны разного размера. Поэтому вы сможете с комфортом использовать его как на смартфоне, так и на планшете.

Отзывы

Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть картинку Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Картинка про Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить

Гид Инвольта

Этот сервис создан специально для путешествий по России. Он предлагает карту и информациями о популярных достопримечательностях, мероприятиях и красивых местах в разных городах нашей страны. Вместе с ним будет интересно ознакомиться с историей, культурой и многообразием народов, проживающих в России.

В отзывах к приложению некоторые пользователи пишут, что им не кажется целесообразным собирать информацию о туристических направлениях на неполярных маршрутах (например, в городе Иваново). Дело в том, что Инвольта рассчитана именно на тот круг путешественников, которые хотят заглянуть в отдаленные уголки России. Поэтому если вас интересуют более востребованные маршруты – мы рекомендуем вам воспользоваться другими сервисами из нашей подборки, но если вы хотите отправиться в необычную прогулку по городам Золотого кольца России, то Инвольта станет в этом отличным помощником.

Отзывы

Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Смотреть картинку Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Картинка про Путеводитель по каналу есть что вспомнить. Фото Путеводитель по каналу есть что вспомнить

Excurzilla — экскурсии и билеты в музеи

С помощью этого сервиса вы сможете забронировать русскоязычные экскурсии по всему миру или отправиться к местным достопримечательностям. В приложении организована подборка самых интересных мероприятий, а также есть возможность приобрести билет онлайн.

Выбирайте из каталога (более чем 2000 экскурсий в 546 городах мира) то, что вам по вкусу, и приобретайте билет в удобной мобильной форме. Также вы сможете оформить экспресс-проход в самые популярные мировые достопримечательности – Лувр, Колизей, Эрмитаж, Эйфелева башня, Мулен Руж и прочие. Да, эта услуга стоит дороже, чем стандартный билет, но зато вам не придется стоять в очереди!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *