Путлища для лошади что это
Значение слова «путлище»
ПУ’ТЛИЩЕ, а, ср. (спец.). 1. Ремень, на к-рый привешивается к седлу стремя. 2. В бумажном змее: три нити (от верхних углов и середины), соединенные в одном месте, куда привязывается длинная нить для спуска. 3. То же, что путы во 2 знач. (обл.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пу́тлище
1. Часть седла, ремень для подвески стремян.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: захрипеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «путлище»
Предложения со словом «путлище»
Цитаты из русской классики со словом «путлище»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «путлище»
Всадники соскакивали в воду; держась за путлища стремян, за конские хвосты, плыли рядом.
Седло у хуннского коня было немного выше, чем у ханьцев и жужаней, длину путлищ можно было изменить, сделать повыше или пониже, тем самым подняв или опустив стремена.
Перед тем как вести коня без седока, стремена должны быть подтянуты плотно к седлу, чтобы не болтались, а перед посадкой следует отпустить их на должный уровень, измерив путлище по длине руки.
Синонимы к слову «путлище»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Конструкция седла и из чего оно состоит
Каждое седло состоит из нескольких обязательных элементов: каркаса, внутренней обивки, внешней обивки, ремешков и пряжек.
Основа седла
Основа большинства седел, будь то самое «топорное» кавалерийское или изящное седло для выездки, одна: каркас. Он называется ленчик и состоит из двух полок, соединенных дугами (гребнями), которые впоследствии станут передней и задней лукой. Ленчики могут различаться длиной, изогнутостью, наклоном полок, шириной и высотой гребней (рис.1).
Рисунок 1
Современные ленчики бывают нескольких видов:
У каждого материала есть свои плюсы и минусы. Деревянные ленчики самые прочные и долговечные, выдерживают большую нагрузку и падения, но при этом очень тяжелые. Это самый старый и традиционный тип, часто сделан на заказ по индивидуальным меркам всадника и лошади. Альтернатива им – синтетические материалы, которые гораздо легче и дешевле в производстве, но такие же прочные и хорошо переносящие нагрузку. Правда, со временем они все хуже держат форму и становятся менее прочными. Ленчики из многослойной древесины легче цельных, но менее прочные. Они могут поломаться при большой нагрузке или падении лошади на седло, а со временем их и вовсе может повести.
Внутренняя и внешняя обивка седла
К ленчику крепятся все остальные детали седла. По его меркам вырезают основу для седла, которую после прибивают к каркасу и обтягивают. В качестве внутренней обивки служит легкий и упругий материал, например, поролон. Он в меру мягкий, но быстро изнашивается, поэтому набивку надо регулярно обновлять. В современных седлах верхнего ценового сегмента используется шерсть, а в моделях средней ценовой категории – пенистый или волокнистый наполнитель. Ими заполняются подушки, которые служат для амортизации. Между подушками остается канал, просвет, который обеспечивает расстояние между седлом и позвоночником и не позволяет зажимать спину.
Далее конструкцию обтягивают кожей, чаще всего используется воловья, буйволиная или свиная. Кожу распаривают, подгоняют под основу и натягивают по форме будущего седла. Швы, скрепляющие кожаные детали, должны быть ровными, закрепленными, без торчащих ниток. Сама кожа должна быть гладкой, без трещин, не поврежденной, гибкой, не пересушенной.
Английское седло в деталях
Внутренняя часть седла, на которой размещается всадник, называется сиденьем. У него есть самая глубокая часть, на которую, собственно, опирается наездник, и талия (твист) – самая узкая часть ближе к передней луке. Глубина сиденья обеспечивает плотную и глубокую посадку с низким центром тяжести.
Спереди седло ограничено невысокой передней лукой, которая располагается над холкой и защищает ее. Сзади седло заканчивается задней лукой, она немного выше передней и нужна для обеспечения комфортной уверенной посадки.
Боковые части седла – это крылья. Форма и положение крыльев помогают всаднику удобнее сесть, разместить колени, найти упор. В зависимости от типа седла они могут быть разного размера, вынесены вперед или опущены отвесно вниз. На переднем и заднем краях крыльев иногда размещаются коленные и подколенные подушка бенфуторы (упоры, валики). Они помогают ноге найти упор при прыжках, быстрых аллюрах.
Под юбкой (малым крылом) спрятан шнеллер – металлический замочек, к которому пристегивается стременной ремень. Обычно шнеллер защелкнут, но от резкого рывка он должен расстегнуться, спасая жизнь всаднику. Стременной ремень выскакивает из открывшегося замочка, и лошадь не потащит за собой человека с запутавшейся в стремени ногой (рис. 3). Стременной ремень, на который надевается стремя, называется путлищем. Он имеет несколько дырочек для регулировки длины, а ненужный его конец заправляется в петлю-держатель на крыле седла.
Рисунок 3
Под большим крылом спрятаны приструги, обычно две или три с каждой стороны седла. Это ремни, к которым пристегивается подпруга, держащая седло на лошади. Подпруга – широкий ремень из кожи, резины, толстой тесьмы или синтетических материалов (неопрен). Чтобы седло не сползло вперед, его можно закрепить задней подпругой (подхвостником), а чтобы не уползло назад – пристегнуть подперсье. Для их фиксации на седле обычно есть складные D-образные кольца.
Приструги и пряжки от тела лошади отделены подкрыльем, которое не дает коже и металлу натирать бока.
Форма и снаряжение седла может меняться в зависимости от задачи, которое оно выполняет, но основные детали остаются неизменными независимо от типа седла.
Рисунок 4
Рисунок 5
5 – Петля-держатель для заправки конца путлища
6 – Задний бенфутор
8 – Передний бенфутор
9 – D-образное кольцо для пристегивания подперсья
Кратко об амуниции лошади
Никто не спорит, что седло играет важную роль для комфорта и безопасности всадника. Но помимо хорошо подобранного седла требуется много чего, и в частности правильно выбрать подпругу, а также стремена. О них и других частях амуниции для всадника поведём речь.
Стремена
Для того чтобы обеспечить безопасную езду следует позаботиться о прочности стремян. Они должны в любой ситуации выдержать вес всадника, поэтому их и изготавливают из прочного металла. Более того учитывая погонные условия верховой езды, а это не редко туман, слякоть или дождь современные производители предлагают стремена из нержавеющей стали, поскольку только этот материал выдерживает периодическую промывку водой, и остается прочным по всем показателям.
Фото стремян с резиной
Стремена для всадника лучше подбирать в индивидуальном порядке. При покупке смотрите, чтоб нога входила и выходила из стремян легко без препятствий. Как правило, ширина стремян должна быть где-то на 2-2,5 см больше чем ширина сапога. Иначе нога может застревать или выскальзывать, оба случаи очень опасны для всадника.
Иногда стремена имеют резиновую подкладку, что обеспечивает хорошее сцепление с подошвой. Если вам попались на глаз в магазине именно они, да и еще подходят по размеру, покупайте, не раздумывая, поскольку они обеспечит вам дополнительную безопасность и уверенность.
Каким способом амуниция смягчает обстоятельства травмирования?
С целью снижения коэффициента травмирования производители начали выпускать сёдла для лошади со шпеллерами – это специального предназначения крепления из металла, что расположено на седле для удерживания путлища. Перед посадкой в седло попросту проверьте шарнир шпеллера, чтоб он находился внизу. Такое положение поспособствует путлищу уйти вниз при достаточно сильном рывке (допустим, если приложиться весь вес всадника при падении). Такое приспособление спасло жизнь многим людям, а также помогло избежать травм.
Советы по поводу стремян
Для детской езды на лошади, в случае не большого веса ребенка роль стремян могут выполнять простые резиновые кольца;
При пешей ходьбе зацепите стремена, чтоб они не болтались у тела лошади
Если вы идете своего коня пешей ходьбой, либо просто удерживаете его за повод, то чтобы избежать неприятных ощущений, вам лучше поднять стремена вверх и зацепить к путилищам с помощью специальных креплений. «Какие неприятные ощущения» – спросите вы. Все дело в том, не прикрепленные стремена будут раскачиваться от ходьбы, и хлопать лошади по туловищу, что приводит в лучшем случае к возникновению щекотки или к больным ударам по телу лошади. Более того болтающие стремена могут задеть любой предмет, который в свою очередь повредит дорогостоящею амуницию.
Путлища
Путлища производят из кожи либо искусственного кожзаменителя, а еще из иных синтетических материалов. Всадник в силу разных обстоятельств при езде наклоняется в разные стороны, вследствие чего растягиваются путлища. Некоторые всадники при повторной посадке меняют путлища местами, стараясь этим действием хоть немного сравнить их длину. Но, конечно же, самое главное – это научиться держать равновесие при езде и равномерно распределять свой вес, тогда проблема исчезнет сама собой.
Подпруги
Подпруги также изготовляют из натуральной, искусственной кожи либо из синтетического аналога, что имеет свойство хорошо растягиваться. А тянется подпруга потому что при активном движении лошадь сильно дышит, соответственно грудная клетка работает на полную силу. И если сравнивать с человеческой диафрагмой, то у животного при вдохе она намного больше. Вот и получается, что для прочного удерживания седла подпруга также должна иметь возможность увеличиваться, чтобы обеспечить стягивающий эффект. Вот почему подпруги должны хорошо стягиваться и растягивать и при этом не терять крепость. Причем эти колебания будут происходить постоянно.
Подпруга отвечает за прочное крепления седла
Всаднику необходимо тщательно ухаживать за конной амуницией, например, подпруги должны сохраняться в сухом месте и само собой в чистом виде, поскольку грязь и влага, содержащаяся в них, будет натирать кожный покров лошади, приведя тем самым со временем к повреждениям кожи животного.
Вальтрап и потник
Производятся сегодня вальтрапы и потники из разных материалов: натуральных (хлопка и овчины), и синтетических волокон.
Подкладывание под седло вальтрапа уменьшает давление на спину животного, и предотвращает соскальзывание седла. Зимой же длинный вальтрап помогает сохранить тепло лошади во время пребывания на холодном воздухе.
Путлища и стремена
Зарегистрирован: Сен 18, 2010 14:38
Сообщения: 435
Профайл
Путлища и стремена #6310
Говорят, что давным-давно великолепные амазонки скакали на не менее великолепных конях, «оседланных» тигровыми шкурами. Ступнями девушки упирались в маклоки и чувствовали себя при этом просто превосходно.
Но жизнь не стоит на месте… Уже давно придуманы удобные седла со стременами. Конечно, никто вам не запретит ездить без стремян или вообще без седла, поэтому наши советы для тех, кто все же решил облегчить себе жизнь наличием стремени.
Пути путлищ неисповедимы
Начнем с путлищ. Ведь именно они несут на себе основную нагрузку и… Хотела написать, что в неразлучном тандеме «стремена-путлища» только путлища могут порваться, но вовремя вспомнила случай, когда ко мне подошла девочка и попросила заменить ей стремя, так как «оно сломалось». «Ты, наверно, имеешь в виду путлище?» – поправила я. Ребенок запротестовал и тут же принес мне разорванное и разогнутое стремя… Так что всякое бывает, хотя на моей практике такой случай оказался единственным.
Итак, путлища бывают кожаные (одинарные или двойные), сыромятные и тесьмяные. Одинарные путлища производятся в основном из полувала (кожа, из которой делаются уздечки). Двойные могут быть как из двух слоев кожи (полувала), так и из полувала (верхний слой) и сыромяти (нижний). Последние самые надежные, потому что полувал достаточно вынослив «на истирание», а сыромять – «на разрыв». Таким образом, эти два слоя как бы «держат» друг друга. Но к таким путлищам требуется больше внимания. Дело в том, что нитки изнашиваются быстрее, чем кожа, и надо следить за их состоянием, вовремя принимать меры если что не так. Еще один минус двойных путлищ – они менее мягкие, будучи новыми, могут натереть ногу.
Сыромятные путлища намного мягче. Но у них другая проблема: сыромять выдерживает практически любые нагрузки, но при этом тянется, становясь длиннее и уже. В итоге пряжка разбалтывается и начинает вертеться. Ко всему прочему всадники обычно сидят в седле не четко по центру, а с небольшим смещением на один бок. Вот и получается, что через некоторое время одно путлище становится длиннее другого.
Тесьмяные путлища кто-то хвалит, кто-то ругает. Основное отличие – дырочку можно сделать в любом месте. Но этот сомнительный плюс со временем превращается в минус, так как тесьма в месте наибольшего «продырявливания» обтрепывается и рвется. Да и потом не факт, что «на глазок» возможно точно угадать, где эту дырочку делать, чтобы путлища были одинаковой длины.
Номерные знаки
Одно из основных требований к путлищам – крепость кожи. Шпенек (на пряжке) не должен разрывать дырочки. В идеале на путлищах должны стоять цифры, что очень удобно – не нужно долго примеряться и мучить тренера вопросом, «одинаковые ли стремена», достаточно застегнуть пряжки на одинаковых цифрах.
Также при покупке надо обратить внимание на пряжку. Она должна быть крепкой, с массивным крепким шпеньком (чтобы он при эксплуатации не заворачивался). Пряжка обязательно – «пятистенка», то есть поделенная посередине дополнительной перекладинкой. Шпенек лежит на ней, не проскакивая внутрь пряжки. При отсутствии дополнительной перекладинки пряжка будет расстегиваться на ходу.
Путлища – далеко не мелочь. От этих простеньких ремешков с пряжкой порой зависит жизнь человека, и все производители отдают себе в этом отчет. Что наши, что импортные путлища – все качественные, ведь для их производства выбирается лучшая кожа.
При выборе нужно учитывать рост человека. Ребенку нужны короткие путлища, взрослому – длинные. Много – не мало, подумают некоторые, но когда путлища слишком длинные и «хвостик» некуда деть – хорошего мало. Путлища должны быть по вашему росту и зависеть от вида конного спорта, которым вы занимаетесь.
Средняя, наиболее часто используемая длина путлища – 140 см. Но как же все-таки подобрать путлище в магазине по размеру как можно более точно? Очень просто: оно должно составлять 2,5 длины вашей руки. Такой размер путлищ вам необходим с учетом роста для конкура или, допустим, прогулок по лесу.
Образно эти «точки опоры» можно разделить на «конусные» и «круглые». А вот дальше разновидностей просто не сосчитать.
Для начала, стремена бывают с широкой или узкой площадкой (косой или прямой), которая, в свою очередь, может быть как с дырочкой в середине для резинки (косой или прямой), так и сплошной (рифленой или гладкой).
Если резинка или сама площадка имеет некоторый скос, вам уже практически не нужно следить за положением ноги – она сама правильно ложится. Но такой «наворот» мы не советуем тем, у кого еще не выработалась правильная посадка. Косая резинка или площадка будут, облегчая процесс обучения, не помогать, а только мешать. Когда нога сама по себе, без усилия со стороны обучающегося, лежит правильно, ему сложно понять, как ее надо держать. И стоит после этого убрать резинку, как ваша «правильнолежащая» нога, оказавшись без поддержки, тут же «выйдет из-под контроля». Так что правильного положения ноги (наружная часть стопы выше, чем внутренняя) нужно добиваться путем кропотливых тренировок.
При обучении лучше всего пользоваться стременами с прямыми площадками или с прямыми резинками. Резинка – вещь удобная (нога не скользит), но при обучении тоже имеет свои минусы. Когда нога стоит в стремени плотно (не скользит, не смещается), неопытный всадник перестает за ней следить, может опустить носок, загнать ногу в стремя. Соответственно, излишние удобства мешают обучению вообще и выработке правильной посадки в частности.
Не забудьте о величине стремени. Не во всякое импортное стремя возможно влезть без специализированной обуви. При покупке не поленитесь померить стремена на ту обувь, в которой будете ездить. Только так можно точно по размеру подобрать стремя.
Стремена на застежке
Они призваны расстегиваться в опасной ситуации, когда нога застревает в стремени. Расстегиваются они с наружной стороны (либо откидывается металлическая палочка, либо резиночка, надетая на специальный крючок). Такие стремена должны максимально обезопасить езду, но иногда делают ее еще более опасной – бывает, что они расстегиваются в неподходящий момент, когда вы просто дернули ногой.
Замок с хорошей реакцией
Хитрый замочек на седле, в который вставляется путлище, называется шнеллер (от нем. schnell – быстро).
Шнеллеры бывают защелкивающиеся и с откосом (иногда очень незначительным, а иногда почти вертикальным). Если на седле просто петля (как на пастушьих или казачьих седлах) или отверстие прямо в ленчике (как на строевых или скаковых седлах) – это уже не шнеллер.
Защелкивающиеся шнеллеры в зависимости от производителя бывают наборные, состоящие из нескольких пластин (при застегивании издают щелчок) и застегивающиеся вручную, как бы на небольшую петельку.
При езде по пересеченной местности, где дорога то вниз, то вверх, лучше всего использовать седла с защелкивающимися шнеллерами. Просто с откосом тоже хорошо и удобно, но при сильных нагрузках (например, если ваша лошадь любительница «посвечить») может выскочить в неподходящий момент.
Когда встречаются шнеллер с путлищем.
На спортивных седлах обязательно есть шнеллеры, путлища крепятся не намертво. При падении с лошади, если нога застревает в стремени, путлище выскакивает из шнеллера и зачастую спасает этим жизнь. Однако шнеллер – это не только безопасность, но и удобство смены путлища. Когда на седле просто отверстие в ленчике, путлище в него просунуть гораздо сложнее, чем в шнеллер.
Кстати, если путлище сложно вставить в «мертвое» крепление (на ленчике), существует маленькая хитрость. Тоненькая проволочка цепляется за первую дырочку путлища. Проволочка легко проходит в крепление. Остается только потянуть за нее, поймать конец путлища и вытянуть.
Конечно, если вам понравился шнеллер, но не понравилось само седло, покупать его не стоит. Но, как правило, производители отдают себе отчет в том, что на профессиональном седле нужен шнеллер с защелкой, а на прогулочном или учебном (самом простом и дешевом) можно поставить и просто шнеллер с откосом.
Сложность этого крепления, кроме назначения седла, еще зависит от цены последнего. Но в последнее время почти на все импортные седла ставятся шнеллеры с защелками.
Путлища для лошади что это
Использовать седла начали более трех тысяч лет назад. За это время оно не однократно изменялось и внешне, и конструктивно. В настоящее время каких только разновидностей не существует! Но принципиальная конструкция и их основные части, по сути, одни и те же.
Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.
Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник.
Сиденье делают из кожи. Оно дает возможность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.
Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.
Стремя изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер — специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.
Сёдла по традиции изготовляют из кожи, хотя в наши дни можно купить и недорогие синтетические. Конструкция любого седла основана на ленчике, или лавке, из двух полок клееного дерева со вставленными пружинами для повышения эластичности или из пластика.
Очень важно, чтоб седло подходило как лошади, так и седоку. Оно не должно мешать движению плеч, защемлять холку или давить на позвоночник. Неправильно подобранное седло будет натирать спину, размеры седока и длину его ног тоже следует принять во внимание, так как невозможно хорошо ехать на неудобном седле.
Седло позволяет распределять вес всадника равномерно по спине лошади. Оно также помогает сохранить правильную посадку.
В нашей стране наибольшее распространение получили седла четырех типов: строевые, казачьи, спортивные и скаковые.
Строевые и казачьи седла долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. Была предусмотрена и возможность прикрепления к седлам вьюков с обмундированием. Вес строевого седла с вьюком достигал около 40 килограммов.
Конструкция строевого седла такова, что позволяет равномерно распределить вес всадника или груза на холке, спине и пояснице лошади. Достигается это благодаря длинным деревянным «лавкам» на войлочной подкладке, соединяющим значительно удаленные друг от друга металлические дуги передней и задней луки с протянутым между ними сыромятным живцом (упругий широкий ремень, который, растягиваясь, создает мягкую опору всаднику при езде, но не касается спины лошади). Кожаная покрышка покрывает обе луки с живцом и пришитыми в задней части седла небольшими подушками.
Офицерское седло по конструкции сходно со строевым (кавалерийским), но сделано из лучших сортов кожи, более добротно, зачастую с металлической окантовкой (чеканкой) лук.
В настоящее время строевые и казачьи седла используются в экспедициях, при пастьбе, для съемок кинофильмов. Они не такие основательные и более легкие
Спортивные седла должны максимально облегчить передвижение лошади на всех аллюрах и при прыжках. Спортивные седла подразделяются на седла для конкура, троеборья, стипль-чеза, для высшей школы верховой езды, вольтижировки (на них выполняют специальные гимнастические упражнения) и для обучения верховой езде (учебные седла). Учебные седла более просты по своей конструкции и обычно изготавливаются из дешевых материалов.
Конкурное седло снабжено толстыми валиками на крыльях «под колено», имеет низкую переднюю луку и не слишком высокую заднюю.
Троеборное седло имеет широкие крылья с сильно выпуклыми валиками по обеим сторонам крыла, как бы облегающим ноги всадника.
Выездковое седло имеет очень высокие луки и удлиненные крылья, а подушки у него плоские.
Вольтижировочное седло предназначено для такой спортивной дисциплины, как вольтижировка — гимнастические упражнения на лошади, двигающейся рысью или галопом. Оно состоит из почти горизонтальной широкой и длинной головки и потника с подпругами. Спереди и сзади к нему прикреплены симметричные пары ручек — спортсмены держатся за них при выполнении заскоков на лошадь, седов, переворотов и других упражнений.
Учебное седло предназначено для начинающих. Оно предельно просто. Средний вес учебного седла в полной комплектации (с путлищами, стременами, потником и вальтрапом) 5-7 кг.
Иногда к спортивным седлам ошибочно причисляют скаковые седла — максимально облегченные, предназначенные для скачек на ипподромах. Но ипподромные скачки не являются классическим видом конного спорта, и поэтому скаковые седла (рабочие и призовые) следует отнести к специальному типу.
Скаковые седла — наиболее облегченные: подушка (головка) и крылья у них небольшие, подпруги капроновые, стремена — из легкого металла, войлочный потник маленький. Скаковые седла подразделяются на тренировочные (схожи с учебными спортивными, но гораздо легче) и призовые, из которых самое легкое — «бабочка» весом до 400 г.
Есть и специальные вьючные седла, но они не применяются для верховой езды. Они предназначены для перевозки грузов на лошадях и ослах (ишаках). Седло устроено так, что весь груз делится на три части и равномерно распределяется на спине. Таким образом, Давление поклажи на животное максимально смягчено. К седлам полагается иметь узду, недоуздок, вьючные ремни, потник, подперсье (нагрудник), пахву (подхвостье), чтобы седло не сползало вперед.
Изготавливают стремена английского типа из метала и существует довольно широкий спектр конфигураций.
Безопасные стремена, к примеру, снабжены специальной резиночкой. При падении всадника резинка на внешней дуге стремени отстегивается и нога выскакивает из стремени. Для начинающих или детей подойдут и стремена со складной ступенькой.
Не менее разнообразны и стремена в стиле «вестерн». Материалом для них может служить не только металл, но и дерево, кожа.