Пятидесятница что это такое
Пятидесятница
1. Пятидеся́тница – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Иначе называется Днем Святой Троицы. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян. 2:2-4 ; см. также далее).
Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».
2. Пятидесятница – пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы.
Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди.
Об украшении храма на праздник Пятидесятницы
«Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы».
Руководство для сельских пастырей, 1889, 19
Как понять кондак праздника Пятидесятницы?
Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Перевод: Когда сошел Всевышний и языки смешал ( Быт.11:1-9 ), Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал ( Деян.2:1-8 ), Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Здесь налицо приём противопоставления двух действий Святого Духа. Образ ветхозаветного смешения языков для разделения некогда единого народа ( Быт.11:1-9 ) противопоставлен образу новозаветного явления разделяющихся языков пламени ( Деян.2:1-8 ) ради духовного соединения всех народов в один — Единую Церковь Христову. При этом в славянском переводе этот контраст усиливается одинаковым звучанием разных понятий: «язык» как речь и сгусток огня и «язык» как народ.
прот. Виталий Голватенко
Пятидесятница в 2022 году — 12 июня
Что такое Пятидесятница? Что мы празднуем на День Святой Троицы? На какой день выпадает этот праздник в 2022 году? Читайте об этом на портале «Правмир».
Даты праздника:
Пятидесятница в 2022 году – 12 июня
«На первую апостольскую проповедь откликнулись три тысячи человек. В тот же день они приняли крещение и присоединились к ученикам Христа.
Так Духом Святым была рождена Церковь Христова».
Ожидание сошествия Духа Святого с каждым днем в горнице усиливалось. Ещё при жизни Христа апостолы узнали от Него, что должны принять Духа Святого, но тогда они к этому не стремились столь сильно. Все изменилось с момента вознесения Господа. Теперь среди них не было любимого Учителя, и.все свои надежды они возложили на Того, Кого Он обещал послать вместо Себя. Ожидание и надежда порождали молитвы. Собиравшиеся в горнице непрестанно просили Бога о скором ниспослании им Утешителя и о том, чтобы достойно Его принять.
Между тем наступил пятидесятый день после иудейской пасхи. Евреи отмечали великий праздник, посвященный установлению ветхозаветного Закона. Именно через пятьдесят дней после исхода израильтян из Египта на горе Синай, среди грома и молний, Бог дал вождю народа Моисею Свой Закон. В Пятидесятницу также праздновали окончание жатвы, принося в жертву Богу начатки земных плодов.
Уже за несколько дней до праздника толпы иудеев стали наполнять Иерусалим. Среди них были жители всех городов Палестины, иудеи из различных областей греко-римского мира, а также евреи, жившие за пределами Римской империи. Многие из них проделали далекий и подчас опасный путь, чтобы в точности исполнить Закон, предписывающий каждому израильтянину в дни Пасхи, Пятидесятницы и праздника Кущей непременно быть в иерусалимском храме. В сам день праздника с раннего утра по многочисленным улочкам Иерусалима паломники ручейками начали стекаться к стенам древнего храма. После службы огромное человеческое море медленно разлилось по всему городскому пространству. Среди приезжих было немало иноплеменников, принявших иудейскую веру. Повсюду мелькали их нетипичные для Иерусалима лица и слышалась странная для еврейского уха речь.
Пятидесятница или День Святой Троицы
Ученики Христа тоже праздновали Пятидесятницу. С особым чувством собрались они на молитву в горницу. Вспоминая сошествие Бога на гору Синай, апостолы с надеждой ожидали: не в этот ли день сбудется обещание их Учителя. И их надежды оправдались.
Внезапно все услышали сильный шум, подобный порыву ветра во время бури. Он приближался к дому с неба и постепенно наполнял собой все помещения. В следующее мгновение в горнице появилось нечто похожее на огонь, затем произошло разделение пламени как бы на отдельные языки, которые опустились на учеников Христовых. Они, с изумлением взирая на огненные венцы на головах друг друга, вдруг почувствовали, что на них снисходит Дух Святой. Получив дары Святого Духа, апостолы стали пророчествовать и славить Бога на разных языках, каких прежде не знали.
В это время около дома уже начала собираться толпа. Многих людей привлек необычный звук, идущий с неба. Странное явление вызвало любопытство: что происходит внутри этого дома? Когда же апостолы и те, кто был с ними, вышли на улицу, любопытство толпы переросло в удивление: паломники, прибывшие из далеких стран, увидели и услышали галилейских простолюдинов, говоривших без всякого акцента на их родных языках и наречиях. Однако местные иудеи, сами не знавшие никаких языков, разноязычный говор учеников Христа приняли за бормотание пьяных и начали смеяться над апостолами, говоря: «Да, ведь они напились сладкого вина!» Эти насмешки апостолы не оставили без ответа, ибо Дух Святой не только дал им возможность говорить на различных языках, но и изменил их души. Теперь это были не робкие галилейские рыбаки, но бесстрашные проповедники евангельской истины.
Апостол Петр, возвысив голос, обратился к иудеям, окружавшим дом, с проповедью. Он сказал, что перед ними не весельчаки, выпившие ради праздника, а люди, на которых сошел Святой Дух. Ссылаясь на книгу пророка Иоиля, апостол возвестил собравшимся, что настал великий день, когда исполнились древние пророчества о сошествии на верующих в Спасителя мира Духа Святого.
Апостол Петр говорил настолько убедительно и его слова так сильно подействовали на сердца слушателей, что многие из них сразу поверили ему. Дух Святой явно помогал апостолу. Никогда ранее не отличавшийся глубоким познанием Священного Писания, он теперь свободно цитировал ветхозаветные книги. Более того, его разуму открылись скрытые в них истины, о которых только догадывались израильские мудрецы. Видя внимание слушателей, апостол безбоязненно стал проповедовать об Иисусе Христе, доказывая, что Он и есть столь долго ожидаемый иудеями Мессия. Свою речь апостол Петр закончил словами:
— Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Под впечатлением от услышанного и ощутив воздействие благодати Святого Духа, толпа умилилась» и в ней раздались возгласы:
— Что нам делать?
— Покайтесь, — сказал Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш(8).
На первую апостольскую проповедь откликнулись три тысячи человек. В тот же день они приняли крещение и присоединились к ученикам Христа.
Так Духом Святым была рождена Церковь Христова. Мир ещё ничего не знал об этом великом событии. Даже в самом Иерусалиме большинство жителей не догадывались о благодатном рождении Церкви, учение которой с течением времени распространилось по всей земле и стало достоянием всех стран и народов. Хотя Церковь пребывала в неизвестности, невидимые силы зла уже готовились её уничтожить.
Дух Святой — третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы. Он предвеч-но исходит от Бога Отца и посылается в мир от Отца Сыном. Дух Святой — истинный Бог, имеющий одно естество с Богом Отцом, от Которого исходит вне времени. По Своему достоинству Он равен Отцу и Сыну. По Своему существу Дух Святой един с Богом Отцом и Богом Сыном. Как истинный Бог Дух Святой имеет все божественные свойства, кроме личных свойств Отца и Сына. Личное свойство Отца — нерожденность, личное свойство Сына — рожденность, личное свойство Духа Святого — ис-хождение.
Христианская Церковь — область особого действия Святого Духа. Ничего благодатного без Его участия в ней не совершается. Со дня Пятидесятницы Дух Святой невидимо живет в Церкви, и Церковь живет Духом Святым.
Источник: Протоиерея Вячеслав Тулупов. Духом пламенейте! История апостольского века. М., 2005
20 июня 2021: День Святой Троицы – Пятидесятница
Что такое Пятидесятница
Происхождение названия «Пятидесятница»
Когда празднуется Пятидесятница
События Пятидесятницы
Богослужение Пятидесятницы
Икона Пятидесятницы
Смысл дня Святой Троицы
Молитвы праздника Святой Троицы
Почему храмы украшают березами?
Троицкая родительская суббота
Стихи о Троице
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.
Что такое Пятидесятница
День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.
Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.
Происхождение названия «Пятидесятница»
«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.
В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.
И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.
Когда празднуется Пятидесятница
Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник.. Это соответствует новозаветной истории — именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. День Троицы всегда приходится на воскресенье.
События Пятидесятницы
Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в одной из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов.
Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина» (Деян 2:13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян 2:14-18)
Богослужение Пятидесятницы
На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.
Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях.
Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
Икона Пятидесятницы
На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.
Смысл дня Святой Троицы
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.
Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».
Молитвы праздника Святой Троицы
Тропарь Пятидесятницы
глас 8
Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Перевод:
Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак Пятидесятницы
глас 8
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Перевод:
Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Величание Пятидесятнице
Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.
Перевод:
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.
Почему храмы украшают березами?
На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Троицкая родительская суббота
О смысле Троицкой родительской субботы рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:
«Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Это день в году, когда мы, христиане, концентрируем свое внимание на молитве об усопших.
Важно, чтобы в эту субботу ничто не отвлекало нас от молитвы, чтобы весь наш ум был сосредоточен празднике.
Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще — почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим».
Стихи о Троице
Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
Сергей Есенин. Троица
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам зычный перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Нонче на закате с Божьего крыльца
Стану к аналою подле молодца.
Батюшкина воля, матушкин приказ,
Горе да кручина повенчают нас.
Ах, развейтесь кудри, обсекись коса,
Без любви погинет девичья краса.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам зычный перезвон.
Иван Бунин. Троица
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат.
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя!
Николай Некрасов. Зеленый Шум
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой.
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — все зелено:
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
Пятидесятница: Коротко о празднике
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.
Что мы знаем о празднике
Дата (в 2021 году): 20 июня
Статус: двунадесятый праздник
Событие: один из важнейших христианских праздников.
В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.
На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.
Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).
Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).
В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.
Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.
Икона праздника
Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.
Интересные факты о празднике:
Н а Троицу внутреннее пространство православных храмов обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой. Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день в храмах Русской Православной Церкви принято все украшать свежей зеленью и ветками берез.
После литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, а в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священник и все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.
Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.
На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный». С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.
Тринити-колледж в Кембридже — одно из самых престижных учебных заведений в мире — назван в честь Пресвятой Троицы. Выпускниками этого колледжа были Исаак Ньютон, лорд Байрон, Владимир Набоков. За всю историю учебного заведения его сотрудники получили 31 Нобелевскую премию.