Пыльник и сальник в чем разница
FAQ «Sportage-1»: Ступица передняя: сальники: разновидности.
Сальники игольчатого подшипника.
Существует три разновидности посадочных размеров сальника в кулаке 82 мм, 85 мм и 100 мм — других нет в природе! Поэтому в первую очередь смотрите именно на этот параметр. (Было ТРИ вида гранат. Длинные под сальник 85мм (дорестайл), короткие 122мм с пыльником и сальником 85мм (рестайл) и гранаты Калининград короткие под один сальник 87мм дорогущий).
Теперь о каталожных номерах и немного истории появления разных видов сальников.
1. «Sportage-1» до 1999 года выпуска.
Сальник — 0К011-33-065. Самый обычный сальник. Посадочный размер в кулаке 82 мм. (совместим со ШРУСом 0К011-25-ХХХ)
У него есть конструктивные недостатки — из-за маленьких размеров пружинной кромки он очень чувствителен к осевому люфту. Люфт ШРУСа свыше 0,3 мм — и под сальник попадает вода с грязью со всеми вытекающими последствиями для игольчатого.
Переделывать кулак других моделей машин именно под эти сальники в целях экономии — не рекомендуется.
А вот уйти от этих ненадёжных сальников, перейдя на второй тип (0К081-33-065А + 0К081-33-066А) стоит. Для этого посадочное гнездо кулака растачивается с 82 мм до 85 мм.
——————————
2. «Sportage-1» после 1999 года выпуска (кроме калининградцев)
С появлением первых вакуумных муфт — появились и новые сальники, а к ним и новые кулаки с посадочными размерами 85 мм, и, соответственно, новые ШРУСы серии 0К012-25-ХХХ.
Этими сальниками так же комплектовались машины рынка США.
Выпускалось 2 серии этих сальников:
0К081-33-065 + 0К081-33-066
0К081-33-065А + 0К081-33-066А
(Конструктивно это сальник, который разделили на две части …33-065 — сам сальник и …33-066 — пыльник)
Сначала выпускались сальники 0К081-33-065 для кулака и 0К081-33-066 на шрус (менять их надо только в паре).
Но у них были выявлены недостатки и через год их заменили. Недостатки были следующие:
1. Металлические поверхности под запрессовку на сальнике, их по-хорошему бы сажать на герметик, но на заводе этого почему-то не делали и между сальником и кулаком потихоньку просачивалась вода.
Поэтому если вам попались эти сальники — сажайте на герметик.
2. Пыльник скользит по необработанной металлической поверхности сальника, вследствие чего рабочие кромки пыльника быстро изнашиваются.
Когда корейцы это обнаружили, через год начали выпускать модернизированные 0К081-33-065А + 0К081-33-066А, полностью взаимозаменяемые с предыдущими 0К081-33-065 + 0К081-33-066.
Сделали резиновую поверхность под запрессовку на сальнике, и поставили специальную шайбу,
по которой будут скользить пыльники и добавили ещё одну рабочую кромку пыльника. Теперь их стало 4 против 3 на предыдущем.
ВНИМАНИЕ! При замене сальника — он должен меняться только в паре с пыльником! Иначе толку никакого.
НЕЛЬЗЯ! поставить, например, сальник 0К081-33-065 и пыльник 0К081-33-066А и наоборот!
У них разные размеры и они не совместимы!
То есть если ставится сальник без буквы (А) — то и пыльник должен быть без буквы (А), ну и соответственно, если сальник с буквой (А), то и пыльник тоже с (А).
————————
3. «Sportage-1»-калининградцы (с 2000 года). И некоторые другие модели нашей машины.
Сальник 0К08А-33-065 (это тот самый большой и дорогой) + добавилась новая деталь — металлический пыльник ШРУСа 0К012-25-511.
Новые кулаки с посадочным размером 100 мм, и ШРУС серии 0К012-25-ХХХ(D).
Он устанавливается на ШРУС (так же как ответный пыльник 0К081-33-066(А) для предыдущей серии сальников).
В принципе это одна из наилучших конструкций, большая пружинная кромка, и, как следствие, сальник замечательно «отслеживает» осевой люфт ШРУСА. Интересно придумана конструкция пыльника — при установке ШРУСА он утапливается в сальник, и этот ход составляет порядка 5 мм. Он не скользит под острым углом к валу как у обычных пыльников, а установлен под 90 гр. к торцу вала. В процессе эксплуатации, стираясь, пыльник потихоньку вылезает из сальника (типа как щетки электродвигателя). Понятно, что у этого вылезания есть предел. Когда пыльник сотрётся, грязь начнет попадать под рабочую кромку сальника и у последней начнется ускоренный износ. Но произойдёт это позже, чем у других сальников.
Про пыльники. Если вы приобрели новый ШРУС с установленными на нём пыльниками — внимательно осмотрите пыльники на наличие повреждений. Если есть хоть малейшие вмятины или он погнут — меняйте их смело и не вздумайте их править! Это также касается и металлического пыльника 0К012-25-511 от дорогого сальника 0К08А-33-065!
==========================
Аналоги дорогого сальника 0K 08A 33 065.
1. WenderW WE12192C.
2. ZZVF ZVCL291
3. Deppul DECL291
4. HLLT ZVCL291
5. HLCL02110
Заменители дорогого сальника 0K 08A 33 065.
Размеры сальник 0К08А-33-065: внутренний размер 67,2, наружный 100, высота — 16 мм.
Вытачиваем два проставочных кольца 101Х85Х7.5 мм
Подготавливаем 4 шайбочки.
Предварительно нарезаем резьбу М8 в отверстиях кулака
Обмазываем кольца POXIPOL-ом и забиваем в кулак.
Должно получится так.
Остается только забить сальник.
———————————-
2. Простой, но совсем нехороший вариант. Обычная манжета армированная 65х100х10. Купить можно в магазине РТИ, либо НТЦ. В интернет магазине на сайте их нет, есть только в каталоге, но легко заказываются через письмо на указанные на сайте контактные адреса.
Ставим манжету лицевой стороной к поворотному кулаку или наоборот.
Но как ни ставь, сальник в лучшем случае выполняет роль пыльника, а если точнее — то никакую роль. Потому, что ещё ставится дистанционная шайба 2.1 мм. Поэтому граната отодвигается от кулака и кромкой сальника не уплотняется (совсем). Если сальник забить вверх ногами, то, возможно, граната и уплотнится по рабочей кромке сальника, но будет работать без пыльника, и вся грязь и песок будут лететь на рабочую кромку.
3. Сальник форд транзит 69.6×99.97×12.7/20.7. Номер Corteco 12012569B. И выточить втулку на шрус, где сальник бегает, под внутренний размер.
4. Сальник ГАЗ-53, 3307 ступицы передней в сборе — 65х100х12/22 в мет. (51-3103035-Б2). С переделками.
Как определить какой у вас сальник игольчатого подшипника, не вынимая его? Да очень просто, смотрим картинки.
Сказ про сальники и пыльники.
Сегодня отвозил в гараж нашу ласточку. Готовьтесь, давно не писал, так что будет много букв) По порядку:
Заменили моторное масло и фильтр. Было Mobil1 5W-50, стало Neste 0W-30. Оно типа для Volvo, плюс немного дешевле, чем Mobil1. А по вязкости, пусть будет эксперимент, посмотрим, как себя будет вести. Фильтр – старый добрый MANN HU7198X. В оригинале идёт он же, но с надписью Volvo, вот я фоткал, там даже рядом с артикулом Вольво есть артикул Манн)
Заменили сальники маслоохладителя. Ну, не сальники, скорее уплотнительные кольца. У меня завалялись от фирмы GParts (VO30637339), поставили их, дам этой хреноФирме ещё один шанс. НО всё же, обратите внимание на фото, какой ужасный, безбожный и отвратительный облой! В мою запись о ступице этой же фирмы пришёл видимо их продавец и начал говорить, что GParts – это круто. Так вот, пусть тот, кто считает, что это нормальный сальник, первым кинет в меня камень.
Для сравнения, вот как выглядит этот сальник здорового человека.
Замена пыльника внутреннего шруса правого вала, а то он порвался и смазку из него раскидало по всем окрестностям(( Оригинальное резинотехническое изделие Volvo стоит каких-то конских денег, поэтому, внедрили AUTOFREN (SEINSA) D8331. Встал идеально, посмотрим, как себя покажет в деле. Мастер сказал, что резина довольно мягкая, нужно иногда поглядывать.
Дальше был гвоздь нашей сегодняшней программы – замена сальника левого ведущего вала. Он прохудился, и я терял масло из коробки довольно быстрыми темпами. Многие, наверняка, делали это (так как они регулярно разбиваются), и знаете, что процедура простая. НО в моём случае, вал намертво застрял и не хотел выниматься хоть ты тресни. Вот, я уже писал про эту беду. Но нет ничего невозможного) В течение получаса его побороли и заменили. Не забывайте, что кроме сальника там ещё есть резиновое колечко (8632036), которое тоже неплохо бы заменить, раз уж залезли. Сальник тоже не оригинал, продолжаю эксперименты, на этот раз – Corteco S19033885B. Он немного иной, нежели оригинал – внутри содержит металлическое кольцо, а в снятом с коробки внутри оказалось пусто. Ещё мастер сказал, что сальники довольно узкие, и в корпусе коробки есть место, чтобы поставить сразу два.
Ну, и напоследок, долили жидкости АКПП, а то как оказалось, с зимы расплескал целый литр масла( Жидкость тоже не оригинал взял (хотя, залит оигинал). Вычитал на форумах, что оригинальная жидкость АКПП Volvo, это на самом деле Mobil ATF 3309. Его и купил, его и залили. Теперь в коробке компот. Но этого литра ей явно не хватало, стала работать гораздо приятнее.
Короче, в этот раз, единственная установленная оригинальная деталь оказалось резиновое колечко на валу. Так что, мужик с картинки очень негодует.
Теперь по финансам, запчасти обошлись примерно в 6500, работа – 4500.
На этом вроде бы всё. Всем спасибо, ровных дорог.
Велоиндустрия — Беседа о смазках и уплотнениях в подвеске с представителями компаний Sram и Enduro Bearings.
Оригинал взят на BikeRumor. Картинки — оттуда же.
Перевод – Павел Садовский. Редактор – Татьяна Садовская.
Поскольку я сам занимаюсь обслуживанием вилок и имею небольшой опыт перевода с английского, решил перевести интересную, на мой взгляд, беседу о вилочных сальниках/пыльниках и смазках. Поправки и уточнения по терминологии принимаются. Текст немного сокращал, где было возможно. Перевод не дословный, старался писать по-русски. Хоть статья полна простых и очевидных вещей, лично я для себя почерпнул много нового и интересного.
Добро пожаловать под кат.
Ниже – перевод текста, опубликованного Zach Overholt.
Амортизационные вилки прошли долгий путь эволюции со времен эластомерок. Было внедрено огромное количество новых технологий, но одна вещь до сих пор остается практически неизменной – скромные резиновые уплотнения. Зима – самое время для планового обслуживания байка к новому сезону. В надежде узнать что-то новое об уплотнениях и смазке в подвеске велосипеда, мы побеседовали с представителями компаний Sram и Enduro Bearings, чтобы почерпнуть полезную информацию от производителя одних из самых плюшевых вилок с одной стороны и производителя запчастей для вилок – с другой.
Bikerumor: Во-первых, каково главное назначение пыльников (или сальников) в вилках и амортизаторах?
SRAM/RockShox: Пыльники и сальники используются для изоляции материалов конструкции как от внешней, так и от внутренней среды.
Enduro (Chris Streeter from Real World Cycling): Пыльник нужен для изоляции внутренностей вилки или аморта от абразива/пыли/песка. Сальник же предотвращает выход смазки из амортизатора/вилки наружу.
Bikerumor: Было много разговоров об отличиях между пыльниками и сальниками. Есть ли разница в дизайне ваших сальников и пыльников?
SRAM/RockShox: В велоиндустрии общепринято называть и то и другое «seals», и это правильно (в русском велослэнге нет нормального прямого аналога, кроме как «уплотнение», что звучит немного коряво, но в контексте перевода придется использовать это слово – прим. перевод.). Пыльник – это особый тип уплотнения, сконктруированный для изоляции внутренностей подвески от посторонних субстанций. Некоторые пыльники одновременно выполняют и функцию сальников, удерживая масло и воздух внутри конструкции. «Уплотнение» — это нечто, сконструированное для удержания чего-либо в его закрытом объеме. В продукции RockShox мы используем большое количество разных сальников и пыльников. В Vivid, например, установлен синий пыльник, а под ним – сальник, удерживающий масло внутри аморта. В большинстве вилок мы используем пыльник-сальник в «одном флаконе», но, например, в BoXXer, Lyrik и Totem используются и пыльник и сальник.
Enduro: Здесь и кроется неопределенность. ЛЮБАЯ вилка с открытой или полуоткрытой ванной требует и пыльника, и сальника. Путаница возникает из-за того, что некоторые производители используют гибрид пыльника и сальника в одной детали и называют это «пыльник». Вообще, такую конструкцию правильно называть «пыльник/сальник», потому что она имеет уплотняющий элемент снизу, и «пыльниковый» элемент сверху. Подход Enduro – в разделении этих двух функций в двух разных деталях, что позволяет использовать разные материалы, т.к. эти элементы подвески выполняют разные функций.
Bikerumor: Кстати, для некоторых вилок небольшой выход масла из-под пыльников – это нормально, для других – нет. Что стоит за этими двумя явлениями?
SRAM/RockShox: Наличие заметной течи масла из-под пыльника обычно означает, что присутствует загрязнение между кромкой пыльника и ногой вилки. Масляная пленка всегда присутствует на ногах вилки, но не должно быть видно, как масло стекает по ногам. Единственное исключение – период сразу после переборки. Первые несколько поездок в вилке присутствует немного лишних остатков масла и консистента, которые уйдут сами собой.
Enduro: Если уплотнение вилки позволяет маслу вытекать наружу – это никогда не может считаться нормой. «Сопливость» влияет на уровень масла в вилке, а так же собирает на себя грязь. Если вы помните, есть один крупный производитель вилок, который раньше утверждал, что «вилка должна потихоньку терять масло». Сейчас они изменили дизайн и положение сальников/пыльников так, как будто вилка не должна «сопливить» (в оригинальном тексте весьма странное предложение, в котором похоже автор пропустил частицу not, иначе смысл мне не очень понятен, консультировался с переводчиком – прим. перевод.).
Bikerumor: Как вы достигаете баланса между «залипанием» и плотными сальниками/пыльниками?
SRAM/RockShox: Мы стараемся сделать трение в уплотнениях как можно меньше, но так, чтобы они проходили все тесты на изолирующие свойства и долговечность. Мы постоянно совершенствуем материалы, конструкцию и тестовые процедуры наших сальников и пыльников.
Enduro: Это – главный вопрос. Смазка должна удерживаться внутри с минимально возможным трением в системе. Это требует сочетания углов, нужных натяжений на кромках уплотнений, правильных материалов и так далее. И это далеко не все аспекты.
Bikerumor: Какую конструкцию пыльников вы используете? Используете ли вы поролоновые кольца и почему?
SRAM/RockShox: В общем, пыльники и сальники формуются вокруг металлических колец и в некоторых случаях имеют стальные пружинки на кромках, чтобы увеличить их прижатие к ногам вилки. RockShox использует поролоновые кольца для поддержания тонкой масляной пленки на ноге вилки до того, как она пройдет пыльник, с целью уменьшить трение, а также для задержки любых инородных загрязнений, которые могут попасть чрез пыльник внутрь.
Enduro: Существует 2 подхода к использованию поролоновых колец. Насколько мне известно, первыми их использовали в RockShox. Они ставили кольцо между сальником и пыльником. Первоначально это делалось для смазки пыльника, чтобы уменьшить «страгивание». Со временем поролонка высыхала, и нужно было поднимать пыльник и заново пропитывать поролонку маслом. Если был пропущен этот момент – поролоновое колечко ухудшало работу вилки. Из-за этого (а также из-за не очень простой процедуры поднятия/установки пыльников), мы не используем поролоновые кольца в нашем RockShoxsealkit. Если вашим пыльникам нужно немного смазки – лучше использовать смазку FinishLine Stanchion Lube на ноги (я как мастер и райдер с этим не очень согласен – прим. перевод.).
Fox также использует кольца, но изначально с другой целью. Идея Fox состоит в том, что поролоновое кольцо ПОД САЛЬНИКОМ помогает удерживать масло возле верхнего бушинга. Мы считаем, что «это не может навредить вилке», так почему не уважать точку зрения Foxпо этому вопросу? Поэтому мы включили поролоновые кольца в Foxkits для вилок.
Оригинальные 32 мм пыльники RockShoxPike
Bikerumor: Каковы правильные сервисные интервалы для ваших уплотнений?
SRAM/RockShox: Для подержания оптимальной работы обслуживание пыльников должно производиться каждые 50 часов катания. Пыльники наших профессиональных райдеров обслуживаются гораздо чаще, т.к их подвеска должна хорошо работать в любой момент. Райдер Кубка Мира по ДХ делает всего 15 заездов между чисткой пыльников и сальников на его вилке и аморте.
Enduro: Не существует определенного межсервисного интервала из-за широкого диапазона стилей и условий катания. В общем, если ноги вилки поддерживаются чистыми и не заметно утечек масла из-под пыльников – скорее всего, пока все в норме. Однако тем, кто регулярно катает в мокрых и грязных условиях, следует делать внутренний осмотр вилки регулярно (может даже еженедельно). Затем, если внутри все в порядке, можно увеличить сервисный интервал. Тем, кто катает лайтово и по сухому («по парку за пивом» – прим. перевод.), может хватить и одного ТО в год.
Bikerumor: Нужны ли какие-то специальные инструменты для обслуживания пыльников/сальников?
SRAM/RockShox: Спец инструмент – это большая монтажка для мотокроссовой или даунхильной покрышки (или что-то, чем можно поднять пыльник из штанины) и пресс RockShox для пыльников(отлично подходит стопка нужного диаметра – прим. перевод.)
Enduro: Как и везде, люди знатно «колхозят» инструменты для этих целей, например, используют торцевые головки как пресс для пыльников. Но мы, естественно, рекомендуем использовать специальный инструмент с направляющей, которая не позволит передавить или перекосить пыльник при установке. Так же полезны шприцы с делениями для заливки точного объема масла, для выпрессовки пыльников очень удобно использовать монтажки для DH-покрышек, например Pedro’s.
Bikerumor: Я знаю, что многие пытаются немного улучшить работу уплотнений, пытаясь «запихнуть» внутрь смазки, не прибегая к полной переборке. Есть даже специальные смазки для этого, например, спрэй FinishLineMax Suspension. Эти методы эффективны, разумны?
SRAM/RockShox: Разумно чистить ноги и пыльники перед каждой поездкой. Немного масла на пыльник (и затем – сжатие вилки) помогает удалить больше грязи с кромки пыльника. Затем просто вытираете лишнее масло и идете катать. Мы определенно не советуем использовать что-либо для отгибания кромки пыльника, с целью вычистить оттуда грязь. Если ваши пыльники настолько грязные, что дальше уже некуда – лучше сделать нормальную переборку.
Enduro: Здравый смысл говорит нам: «чем более гладкое покрытие ног – тем меньше трение и залипание». Здравый смысл иногда ошибается. Сильно отполированные и хорошо подогнанные поверхности не имеют места для того, чтобы задерживать смазку между собой, и часто могут сильно «тупить». Вдобавок, на микроскопическом уровне, это также означает бОльшую площадь контакта между ногой вилки и пыльником/сальником. В этом случае, периодическая смазка ног FinishLine Stanchion Lube может быть полезной.
Bikerumor: Какой наиболее легкий и наиболее эффективный способ поддерживать подвеску в хорошем рабочем состоянии?
SRAM/RockShox: Поддержание чистоты подвески до и после катания, а также – следование инструкциям производителя.
Enduro: Использование качественных уплотнений и смазок, поддержание ног вилок в чистоте, а также переворачивание вилки вверх ногами для предварительной смазки бушингов.
Bikerumor: Влияет ли качество покрытия или гладкость ног вилки на эффективность пыльников и сальников?
SRAM/RockShox: Качество и гладкость – не синонимы в мире обработки поверхностей. Например, если у вас есть идеально отполированная нога вилки, у нее будет недостаточно способности удерживать смазку на пути к пыльнику. Это приведет к бешеному трению, и во многих случаях – к преждевременному износу уплотнений. Поэтому уплотнение и покрытие должны разрабатываться и тестироваться вместе. Просто изменить покрытие – не значит получить лучшие характеристики уплотнения. Например, покрытие BlackGold, которое мы используем в BlackBox продукции, имеет меньший коэффициент трения по сравнению со стандартным покрытием, и в то же время – те же характеристики по уплотнению.
Enduro: Как уже упоминалось выше, сильно отполированные, точно подогнанные поверхности не имеют зазора для смазки и часто «залипают». И хотя для невооруженного глаза покрытие ног вилок выглядит очень гладким, на самом деле оно имеет относительно грубую поверхность, если смотреть в микроскоп. Если неровности на покрытии не очень большие, чтобы не допустить течи масла, но достаточные для проникновения смазки между ними – такое покрытие будет в результате более «скользким». Материалы покрытий – это целая наука.
Bikerumor: Пару слов о смазке внутренностей вилок: открытая ванна, закрытая ванна, консистент и т.д.?
SRAM/RockShox: Для любой продукции RockShox мы рекомендуем использовать только RockShox servicekits и RockShox suspension oil. Причина – разная реакция материалов уплотнений с различными смазками, иногда это приводит к набуханию или растрескиванию резинок. В нашей компании мы специально разрабатываем материалы для наших уплотнений и тестируем их на совместимость с использующимися смазками. Неоднократно мы наблюдали случаи, когда наши уплотнения при использовании с другими смазками трескались и начинали течь.
Enduro: Мы производим только запчасти для вилок и амортов, у нас нет собственного производства вилок и амортизаторов.
Мнение переводчика может не совпадать с вашим.
Надеюсь, статья была полезной для многих.
Замечания и уточнения принимаются.
Спасибо за внимание. Отдельное спасибо моей жене за подсказки и проверку текста.
P.S. Добавлю от себя интерсную картинку — эволюция пыльников РокШокс. Слева направо: Тора 2005 года (с острой кромкой), обычный серый пыльник с углублением на кромке, новый черный пыльник 13го года без углубления. Цикличекая эволюция 🙂