Рабочая обкладка конвейерной ленты что это
Многопрокладочные общего назначения
Все стандартные резинотканевые ленты общего назначения постоянно присутствуют на нашем складе в Москве.
Конструкция резинотканевых лент общего назначения
Тканевый каркас резинотканевых лент
Многопрокладочные ленты выпускаются с числом прокладок до 8 с использованием синтетических и комбинированных тканей прочностью от 55 до 400 Н/мм одной прокладки.
Ткани для производства конвейерных лент используются следующих типов:
Импортные ленты в основном изготавливаются на ткани ЕР, отечественные на ТК.
Специальные ткани придают конвейерным лентам высокую прочность при растяжении и стойкость к ударным нагрузкам, обеспечивают удлинение не более 1-2% (в зависимости от типа ткани) и хорошую способность к желобообразованию.
Резиновые обкладки конвейерных лент
Основные требования при выборе конвейерных лент общего назначения
Основными требованиями предъявляемыми к резинотканевым лентам являются: максимально возможная долговечность, минимальный вес, достаточная прочность и гибкость в продольном и поперечном направлении, минимальное удлинение, способность удерживать груз на наклонных конвейерах, разумная цена.
На нашем производстве мы можем осуществить следующие виды работ:
Применение конвейерных лент
Ни один конвейер не сможет работать без использования специальной конвейерной ленты. Это основная часть ленточного конвейера, которая может выполнять не только тяговую функцию, но и грузонесущую.
Такие ленты могут использоваться в разных видах промышленности, начиная от легкой промышленности, заканчивая складом или аэропортом. Приобрести конвейерную ленту можно на сайте https://konvejer.com/. Широкий ассортимент транспортерных лент самых разнообразных видов высокого качества.
Основные виды транспортерных лент
Важно отметить, что транспортерные ленты можно разделить в зависимости от области применения, по материалу изготовления и по форме. По материалу бывают:
— резинотканевые считаются самым распространенным и популярным типом конвейерных лент. Такая лента состоит из специального резинотканевого тягового каркаса и резиновой обкладки. В основе такой ленты используется специальная ткань, которая может быть синтетической или натуральной;
— резинотросовая лента очень прочная и позволяет транспортировать уголь, руду на очень большие расстояния;
— шевронные ленты используют для доставки грузов под небольшим углом. Благодаря установленному шеврону груз не рассыпается.
По области применения можно разделить на следующие типы:
— общего назначения используется там, где необходимо транспортировать разный тип груза;
— для использования на шахтных предприятиях, на большой глубине, где суровые условия;
— пищевые ленты легко выдерживают химические воздействия, а также высокую температуру. Обычно они изготавливаются из силикона, поливинилхлорида, полиуретана.
Конвейерные ленты могут иметь разную форму:
— гладкая лента очень часто используется в производстве;
— рельефные используются для передачи небольших предметов у которых неправильная форма;
— прочные для прокалывания нужны для острых предметов или имеющих острые углы;
— секционные для передачи маленьких деталей.
Лента транспортерная резинотканевая
Транспортёрная лента предназначена для комплектации систем непрерывной подачи сыпучих, кусковых и штучных грузов во всех отраслях промышленности.
Она выполняет функции движущего и грузонесущего органа конвейерных линий. С учётом исполнения, условий и соблюдения правил эксплуатации нормативный срок службы изделий в непрерывном режиме работы составляет 10–79 месяцев. На практике он обычно короче, особенно в горнорудной промышленности и при использовании транспортёров в агрессивной среде.
Лента транспортёрная ГОСТ 20-85
За исключением меньшей части сортамента резиновая транспортёрная лента производится по ГОСТ 20-85. Этот документ регламентирует следующие характеристики продукции:
Ответ на вопрос, как выглядит транспортёрная лента, зависит от того, какое значение вы вкладываете в него.
По внешнему виду это длинный лист плотной резины с ровной или рифлёной (гофрированной) поверхностью, гладкими или нарезными бортами.
Если речь идёт о внутренней структуре изделия, необходимо рассмотреть его поперечный разрез. Если за точку отсчёта взять нижнюю (нерабочую) поверхность, то лента состоит из нескольких слоёв материалов в такой последовательности:
Устройство каркаса и класс резины являются главными показателями для классификации изделий. Они же определяют их основные технические параметры.
Виды транспортёрных лент
Согласно ГОСТ 20-85, подтипы и типы транспортёрной ленты обозначаются числами от одного до четырёх (Тип 1, Тип 2 и т. д.) и наборами цифровых или буквенно-цифровых символов (Подтип 1.1, 1.1М, 2ШМ и другие, всего 16 комбинаций). Помимо этого, имеет место другая классификация изделий – с точки зрения их назначения и конструктивных особенностей. В неё включают такие группы продукции, как:
Лента транспортёрная: размеры и характеристики
Классификация транспортёрных лент по типам и подтипам определяет сферу их применения, а также основные технические характеристики. Так, ширина транспортёрной ленты на резинотканевом каркасе зависит от типа изделий и имеет такие значения:
Соответственно, подтипы лент, маркировка которых начинается с цифр 1, 2, 3 или 4, имеют те же значения ширины. Изделия на резинотросовом каркасе обладают шириной 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм) и 2 250 мм. Ширина маслостойких лент составляет 800 – 2 000 мм с шагом 200 мм.
Общая толщина транспортёрной ленты регламентирована только для изделий по ГОСТ Р 56904-2016. Это связано с конструктивными особенностями резинотросового каркаса, толщина которого зависит от величины допустимой несущей нагрузки на ленту. Она меняется в диапазоне от 18,2 до 30,5 мм (всего шесть вариантов толщины).
Общая толщина транспортёрной ленты по ГОСТ 20-85 и ТУ 2561 006 48991997 2012 не регламентируется. Она является расчётной величиной и определяется путём сложения установленных для данного типа или подтипа лент толщин покрытий рабочей и нерабочей стороны, а также расчётной толщины каркаса.
Расчётные размеры для основы указаны в приложении № 2 к ГОСТ 20-85. Их величина зависит от количества и номинальной нагрузки тяговых элементов, а также типа ткани. Для изделий Типа 1 к расчёту добавляют толщину брекерной или защитной прокладки.
Длина лент определяется по согласованию с заказчиком. Для продукции на резинотканевой основе она не может быть меньше следующих значений:
Для маслостойких изделий всех типов минимальная длина – 94 м. Для резинотросовых лент таких ограничений нет.
Вес транспортёрной ленты на 1 м2 изделия является справочной величиной, которая используется для расчёта массы свёрнутого в рулон материала при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Расчётные значения веса в зависимости от особенностей тягового каркаса приведены в приложении № 9 к ГОСТ 20-85.
Маркировка транспортёрной ленты
Маркировка любых изделий выполняется с целью их идентификации и указания основных технических характеристик. Обозначение транспортёрной ленты включает следующую информацию в такой очерёдности:
Все единицы технической информации в маркировке разделены дефисом. Помимо этого, в маркировке второй строкой указывают наименование завода-изготовителя и год выпуска изделия.
На полотно лент Типа 1 и 2, а также Типа 3 шириной более 500 мм наносится рельефная маркировка, которая дублируется отгрузочным ярлыком. Для маркировки других изделий используется только ярлык. Ленты подтипа 1.1 поставляются на бобинах. Все остальные – в рулонах. Максимальная масса грузового места не должна превышать одной тонны.
В обозначение транспортёрной ленты после последнего пункта в списке также может быть включена информация о виде борта – РБ или НБ, а также ссылка на нормативный документ, по которому она изготовлена. Похожий порядок маркировки установлен и для резинотросовых лент с поправкой на их конструктивные особенности.
Соединение транспортёрной ленты
Стыковка транспортёрных лент всегда осуществляется по месту установки. Способы их соединения оговорены в соответствующих ГОСТах. Изделия на резинотканевом каркасе можно соединять несколькими способами, в числе которых:
Ответ на вопрос, как соединить транспортёрную ленту, даёт инструкция производителя. Она, а также наборы материалов для горячей или холодной вулканизации (на усмотрение покупателя) входят в комплект поставки изделий.
Чем разрезать транспортёрную ленту
Если у Вас остались вопросы о транспортёрной ленте от ТД Юнивест, Вы можете задать их нашим менеджерам, позвонив по бесплатному телефону 8-800-250-4337 или заказать обратный звонок в форме обратной связи.
Рабочая обкладка конвейерной ленты что это
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕНТЫ КОНВЕЙЕРНЫЕ РЕЗИНОТКАНЕВЫЕ ДЛЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ
Conveyor belts with textile plies for coal mining. Specifications
Дата введения 2017-07-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт эластомерных материалов и изделий (ООО «НИИЭМИ»), Открытым акционерным обществом «Курскрезинотехника» (ОАО «Курскрезинотехника»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 «Продукция нефтехимического комплекса»
1 Область применения
Стандарт распространяется на ленты, имеющие резинотканевый послойный тяговый каркас и наружные резиновые обкладки с плоскими поверхностями, без защитной (брекерной) прокладки или с одной защитной (брекерной) прокладкой, предназначенные для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 25°C до плюс 60°C и влажности до 98%.
Стандарт не распространяется на ленты с каркасом и обкладками из других материалов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 20 Ленты конвейерные резинотканевые. Технические условия.
ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ ISO 252 Ленты конвейерные. Определение прочности связи между элементами конструкции
ГОСТ 263 Резина. Метод определения твердости по Шору А
ГОСТ 270 Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении
ГОСТ ISO 283 Ленты конвейерные. Определение прочности при растяжении по всей толщине, удлинение при разрыве и удлинение при стандартной нагрузке
ГОСТ ISO 340 Ленты конвейерные. Характеристики воспламеняемости в лабораторных условиях. Требования и метод испытания
ГОСТ 426 Резина. Методы определения сопротивления истиранию при скольжении
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 618 Фольга алюминиевая для технических целей. Технические условия
ГОСТ ISO 703 Ленты конвейерные. Определение гибкости в поперечном направлении (способности к лоткообразованию)
ГОСТ 5100 Сода кальцинированная техническая. Технические условия
ГОСТ 5542 Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия
ГОСТ 6433.2 Материалы электроизоляционные твердые. Методы определения электрического сопротивления при постоянном напряжении
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 8981 Эфиры этиловый и нормальный бутиловый уксусной кислоты технические. Технические условия
ГОСТ Р 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ Р 55878 Спирт этиловый технический гидролизный ректификованный. Технические условия
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 лента конвейерная резинотканевая: Резинотканевая конвейерная лента, изготовленная с применением резин, обеспечивающих кислородный индекс ленты не менее 30%.
3.2 кислородный индекс: По ГОСТ 12.1.044 (пункт 2.10.1).
3.3 каркас резинотканевой конвейерной ленты: Композиция из связанных между собой вулканизацией тканевых прокладок, пропитанных каучуковым латексом, с резиновыми прослойками.
3.4 рабочая резиновая обкладка: Слой резины, покрывающий каркас со стороны, на которой транспортируется груз.
3.5 нерабочая (ходовая) резиновая обкладка: Слой резины, покрывающий каркас со стороны, опирающейся на роликоопоры верхней ветви конвейера.
3.6 тяговая прокладка: Пропитанная текстильная ткань, используемая для изготовления каркаса.
3.7 резиновый борт конвейерной ленты: Краевые зоны конвейерной ленты, в которых нет тягового каркаса.
3.8 защитная (брекерная) прокладка: Обрезиненная ткань, расположенная под резиновой обкладкой рабочей поверхности для защиты каркаса от продольных порезов.
4 Классификация
4.1 Классификация конвейерных лент приведена в таблице 1.
В зависимости от условий эксплуатации ленты классифицируют на типы 1 и 2. Ленты типа 1 подразделяются на подтипы 1.1 и 1.2.
Категорию условий эксплуатации устанавливают в соответствии с ГОСТ 20 (приложение 4) со следующим дополнением (таблица 2).
Категория условий эксплуа-
тации
Вид транспорти-
руемого материала
Тип тяговой прокладки каркаса с прочностью по основе, Н/мм, не менее
Класс резины наруж-
ных обкла-
док
С двухсторонней резиновой обкладкой и резиновыми бортами, с одной защитной тканевой прокладкой под резиновой обкладкой рабочей поверхности и резиновыми бортами
Уголь кусками размером до 700 мм, руды черных и цветных металлов, крепкие горные породы кусками размером до 500 мм.
Синтетические, не менее 200
С двухсторонней резиновой обкладкой и резиновыми бортами, одной защитной брекерной прокладкой под резиновой обкладкой рабочей поверхности и резиновыми бортами
Уголь кусками размером до 700 мм, известняк, доломит и другая порода кусками размером до 500 мм; руды черных и цветных металлов кусками до 350 мм.
Синтетические, не менее 200
С двухсторонней резиновой обкладкой и резиновыми бортами
Уголь с размером кусков до 500 мм, порода кусками размером до 300 мм; руды кусками размером до 100 мм; шихта; рудный концентрат и другие абразивные материалы с размером кусков 150 мм.
Синтетические, не менее 200
Наименование основных факторов эксплуатации
Уровень факторов или их характеристика
Оценка фактора, баллы
Размер кусков груза
0-700 крупнокусковый груз
4.2 Ленты имеют резинотканевый послойный каркас из синтетических тканей, резиновые обкладки рабочей и нерабочей поверхностей и резиновые борта.
Ленты подтипов 1.1 и 1.2 имеют одну защитную или брекерную прокладку, расположенную под рабочей обкладкой.
4.3 Количество тяговых прокладок в каркасе лент составляет две и более. По согласованию с потребителем допускается изготовление лент другой прокладочности.
4.4 Прокладки изготовляют из синтетических (полиамидных, полиэфирполиамидных) тканей, обеспечивающих соответствие лент требованиям настоящего стандарта.
По согласованию с потребителем допускается применение других тканей (материалов), обеспечивающих соответствие конвейерных лент требованиям настоящего стандарта.
4.5 Ленты изготовляют с резиновыми прослойками между тканевыми прокладками.
4.6 Условное обозначение ленты должно содержать: цифровой индекс, обозначающий тип (подтип) ленты; буквенный индекс ШТС (ТГ), обозначающий вид ленты; ширину ленты в миллиметрах; число тяговых прокладок каркаса; наименование ткани прокладок; толщину резиновых обкладок на рабочей и нерабочей сторонах ленты в миллиметрах; класс резины наружных обкладок (обозначается буквами российского алфавита) и обозначение настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
Лента типа 1, подтипа 1.1 (с одной защитной тканевой прокладкой) вида ШТС (ТГ), шириной 1200 мм, с четырьмя тяговыми прокладками из ткани ТЛК-400, с толщиной обкладок: рабочей 4,5 мм и нерабочей 3,5 мм, изготовленных из резины класса ТСО, с резиновым бортом:
Лента 1.1 ШТС (ТГ)-1200-4-ТЛК-400-4,5-3,5-ТСО-РБ ГОСТ Р
Ленты типа 2, вида ШТС (ТГ), шириной 1000 мм, с четырьмя тяговыми прокладками из ткани ЕР-200, с толщиной обкладок: рабочей 4,5 мм и нерабочей 3,5 мм, изготовленных из резины класса ТСО, с резиновым бортом:
Лента 2 ШТС (ТГ)-1000-4-ЕР-200-4,5-3,5-ТСО-РБ ГОСТ Р
5 Технические требования
5.1 Основные параметры
5.1.1 Ленты изготовляют шириной: 650, 700, 800, 900, 1000, 1200, 1400, 1600, 1800, 2000 мм с количеством прокладок от 2 до 6. По согласованию с потребителем допускается изготовление лент другой ширины и с другим количеством прокладок.
5.1.2 Предельные отклонения по ширине конвейерных лент не должны превышать ±1,5%.
5.1.4 Предельные отклонения толщины обкладки не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.
Номинальная толщина резиновых обкладок, мм
Конвейерная лента времени: как увеличить срок службы конвейерных лент?
По рассказам специалистов кемеровского керамзитового завода, все элементы конвейера на этом производстве являются в своём роде долгожителями. Лента, скажем, ходит по 5-8 лет, если, конечно, её грамотно эксплуатировать. А на калийных рудниках лента может прослужить и 10 лет.
Но далеко не всегда такие сроки службы конвейерной ленты оказываются в принципе возможными. Время работы этого элемента оборудования, объясняет технический директор ООО «Сиб.Т» Андрей Савин, во многом зависит от условий эксплуатации и перевозимого груза. Так, срок службы резинотросовых шахтных лент не превышает 3,5 лет, а резинотканевых — 2,5 лет.
«Стоимость ленточного полотна в общей стоимости ленточного конвейера занимает значительную долю, особенно если данный конвейер эксплуатируется в условиях шахты, ведь к данному типу полотну применяются особые требования. Срок службы ленточного полотна составляет, как правило, 2,5 года. Но учитывая, тот факт, что ленточные конвейеры могут эксплуатироваться в сложных горно-геологических условиях, срок может сократиться. Тогда следует отретироваться на фактическое состояние ленты», — говорит главный механик шахты «Юбилейная» Андрей Медников.
Специалисты объясняют: конвейерная лента — один из ключевых элементов данного оборудования, на неё может приходиться значимая часть затрат. По меткому замечанию главного инженера проектов АО «КМЗ конвейерного оборудования» Андрея Окатьева, на стоимость ленты влияет каждый параметр в её маркировке.
Если мы говорим о ленточном конвейере в стандартной комплектации, где установлена лента общего назначения, то её стоимость — это только 5% от общей стоимости установки.
Такая лента с 4-милиметровым наружным и 2…3-милиметровым внутренним слоями, комментирует специалист, подойдёт для нежёстких усредненных условий эксплуатации: транспортировки песка, строительных не крупнокусковых материалов и так далее.
Если же есть необходимость эксплуатировать ленту в более тяжёлых условиях, скажем, транспортировать кусковые материалы с фракцией крупнее 100 мм, то понадобится увеличить толщину как внутреннего, так и наружного слоя. В этом случае лента станет дороже на 50-55%, то есть в общей стоимости оборудования её цена составит уже 7,5% от общей суммы.
«Шахтные (трудновоспламеняющиеся) ленты со специальными присадками также существенно дороже лент общего назначения. Увеличение количества тканевых прокладок с 3 до 4 приведёт к удорожанию ленты на 40-45%. Повлияет на стоимость применение ленты шевронного типа. Её цена (без изменения основного типа) при высоте шеврона 10 мм составит от 11% общей цены оборудования.
В комплектацию крутонаклонных ленточных конвейеров с углом наклона до 90 градусов входит лента с гофробортом высотой от 120 до 240 мм. Такая лента сложнее в изготовлении, стоимость её может достигать от 30% в стоимости оборудования», — комментирует г-н Окатьев.
«40% стоимости ленточных конвейеров длиной от 240-480 м составляет конвейерная лента, причём с увеличением длины конвейера этот показатель возрастает до 75%, учитывая соотношение срока службы ленты к сроку работы самой конвейерной установки», — приводит данные расчётов ООО «УЗКЛ» директор предприятия Вадим Овсяников.
Опрошенные нами специалисты отмечают, что если говорить о добывающей отрасли в целом, то можно назвать только такую «общую температуру по больнице»: в зависимости от типа ленты и длины конвейера будет существенно колебаться доля стоимости ленты в общей структуре затрат на конвейерное оборудование.
Как бы то ни было, справедливо замечает Вадим Валентинович, важное значение приобретает проблема существенного увеличения срока службы ленты, а также повышения культуры эксплуатации конвейерного транспорта на предприятиях.
«Специалисты нашей компании считают, что одним из перспективных направлений является применение на конвейерах двух-, трёх- и монопрокладочных лент. Это позволит снизить энергетические затраты и избавиться от ряда других существующих на сегодняшний день проблем: отсутствия прямолинейности лент, низкой прочности связи между прокладками, недостаточно продолжительного срока службы ленты».
Тонкости производства конвейерных лент
Срок службы конвейерной ленты во многом определяется при её создании. Казалось бы, речь идёт о довольно простой конструкции, но производители уверяют, что конвейерная лента — продукт наукоёмкий, и тонкостей здесь предостаточно.
Вадим Валентинович объясняет: состав резиновой смеси — один из важнейших параметров, влияющих на итоговые качественные характеристики ленты. Для каждого типа продукции предусмотрена своя рецептура, и состава резиновой смеси ни один производитель не выдаст — коммерческая тайна.
В основе, конечно, всегда будут углерод и каучук, но к ним добавляются и другие компоненты. Причем специалисты «УЗКЛ» настаивают на том, что дело это настолько тонкое, что лучше поручить его автоматике, поскольку счет идёт на граммы и даже доли граммов.
Кроме того, продолжает Вадим Овсянников, принципиально, насколько качественно лента собрана. Во-первых, необходимо, чтобы слои резиновой смеси, тканевые прокладки, а также рабочая и нерабочая обкладки образовали цельную конструкцию, чтобы лента не расслоилась. Такое повреждение специалист по продукту Element Вадим Коршунов упоминает в списке самых распространённых.
«На сложных участках, где производительность конвейера высокая, а транспортировать необходимо крупные фракции материала (от 200 мм), лента может расслаиваться, то есть тяговый каркас теряет сцепление с резиной, в результате чего снижается рабочая прочность ленты, и она рвётся. Обычно это возникает, потому что лента не может выдержать ударную нагрузку.
Чтобы она выдерживала нагрузку, при производстве улучшают адгезионную прочность слоёв ленты. Также возможна установка приёмных станций и демпфирующих роликов. Закономерно, что это повышает стоимость ленты и усложняет производство», — обозначает возможные пути решения проблемы Вадим Коршунов.
Во-вторых, большое значение приобретает резиновый борт, ведь именно он будет соприкасаться с конвейерными роликами. О том, что износ боковой кромки также значится в списке возможных причин преждевременного выхода из строя конвейерного полотна, напомнил Андрей Савин. Он также акцентировал внимание на том, что при износе боковой кромки более 5% эксплуатация ленточного конвейера запрещена.
«Мы сталкивались с тем, что конвейерные ленты поставляются с разной величиной резинового защитного борта, то есть с одной стороны борт оказывался уже или наоборот шире, чем с другой. Это редкий случай, но такой факт может стать причиной повреждения и сокращения срока службы конвейерной ленты. При изготовлении продукции необходимо обращать внимание на данный параметр», — рекомендует Андрей Медников.
«Мы уверены, что важно не просто установить сам очистительный скребок, но и грамотно подобрать, смонтировать и обслуживать такое оборудование. Имеют значение условия эксплуатации, скорость движения ленты, тип транспортируемого материала, температура окружающей среды, наличие или отсутствие отката ленты, используемый тип соединений. Для этого у нас достаточно широкая линейка оборудования, и мы также регулярно осуществляем мониторинг, сервис и техническое обслуживание каждого работающего скребка».
«Очень важно соблюдать требования к хранению конвейерной ленты. Если она очень долго лежит на складе, то есть большая вероятность, что резина потеряет свои свойства.
А поскольку лента почти вся состоит из резины, то её исходные параметры могут измениться при длительном хранении (более двух лет). Также не рекомендуется хранить ленту под открытым небом. Атмосферные осадки и солнечный свет повредят резину, что негативно скажется на её свойствах.
Впрочем, современные износостойкие компаунды неприхотливы, однако рекомендации всё-таки следует соблюдать. Если планируется, что лента будет находиться под палящим солнцем, то это обязательно необходимо обсудить с производителем и применить резину, имеющую повышенную стойкость к ультрафиолету».
На своём месте
Комментируя процесс производства конвейерных лент, Вадим Овсянников подчёркивает, что такую продукцию всегда создают для требований заказчика. Типов лент, говорит Вадим Валентинович, очень много, и в зависимости от назначения производитель подбирает состав резиновой смеси, тип ткани, количество слоев корда, толщину обкладок, ширину борта и прочие параметры.
При выборе ленты необходимо учитывать абразивность, температуру продукта, окружающей среды, соглашается Андрей Окатьев.
«Несоответствие заявленных температур фактическим заметно скажется на сроке ходимости ленты. Изделие, рассчитанное на транспортировку продукта до 60 °С, согласно ГОСТу, не подразумевает присадок в составе резиновой смеси, необходимых для транспортировки продукта до 100 °С. Происходит размягчение слоя резины, потеря механических свойств, что приводит к быстрому износу. При выборе конвейерной ленты следует учитывать фракцию продукта, а также наличие включений руды», — подчёркивает г-н Окатьев.
Кроме того, наши эксперты отмечают важность контроля — на всех этапах производства конвейерной ленты. Контроль и испытания — это то, что позволяет заводу гарантировать соответствие продукции заявленным характеристикам. Об этом одновременно напомнили специалисты «УЗКЛ» и Element. На уральском заводе экспресс-анализ резины проводят непосредственно на промплощадке: образец от каждой партии отправляется в лабораторию, где специалист за несколько минут даёт заключение, все ли показатели в норме.
А когда лента уже в сборе, на физико-механические испытания отправляется изделие целиком. На производственных площадках Element также проверяют соответствие утверждённым стандартам как отдельных компонентов, так и готового изделия.
Ключевыми параметрами специалисты называют прочность обкладок, удлинение при разрыве, истираемость. Кроме того, продукция под брендом Element проходит испытания с ускоренным старением резины: это необходимо, чтобы, что в течение срока службы лента сохранила свои свойства.
«Наша компания долгое время занимается производством механических и болтовых соединителей ленточного полотна, околоконвейерного оборудования и имеет большой опыт решения нестандартных задач по регулировке верхней и нижней ветви. Основной износ боковой кромки чаще всего происходит на самозадвигающихся концевых станциях, на телескопических частях, обводных барабанах.
Одним из эффективных решений этой проблемы является использование бочкообразных барабанов и регулирующих роликов на протяжении става конвейера. Также использование механического шарнирного стыка позволяет экономить ленточное полотно, в то время как болтовое соединение требует дополнительно до 1 метра для стыка».
«Срок службы ленточного полотна зависит от многих факторов: нагрузки, которую оно испытывает во время эксплуатации, объёма и вида транспортируемого груза. Например, наличие породы в горной массе тоже влияет на абразивное изнашивание полотна. И, конечно же, имеет значение правильная эксплуатация конвейера».
На службе: как не допустить повреждения конвейерной ленты
Но дело, говорят наши эксперты, не только в исходных характеристиках самой конвейерной ленты, но в том, как организован производственный участок, где конвейер работает. Возьмём, например, такое распространённое повреждение, как продольный разрыв конвейерной ленты.
Возникнуть он может по ряду причин, но чаще всего, говорит Вадим Коршунов, это происходит, когда на конвейер из зоны загрузки прилетает нестандартный острый предмет, который и нарушает целостность ленты.
«Если производству требуется постоянно транспортировать крупные высокоабразивные материалы, то конвейерную ленту обязательно следует оснастить брекером. Существует большое количество брекеров, как правило, это текстильные или стальные решения. Брекер представляет собой прочную сетку, основное назначение которой — защитить тяговый каркас ленты от сильного удара и проникающего воздействия», — комментирует Вадим Коршунов.
Именно так поступили специалисты компании, когда возникла необходимость поставить конвейерную ленту на ГОК, где изделию предстояло работать в очень тяжёлых условиях. Речь шла об оснащении 800-метрового конвейера, транспортирующего в час более 3000 тонн руды с крупностью до 500 мм, падающей с 5-метровой высоты. Защитный брекерный слой производитель изначально добавил в тканевый каркас.
Тот факт, что место загрузки продукта является уязвимой частью конвейерной ленты, отметил и Андрей Окатьев, правда, подошёл к вопросу с другой стороны.
«Имеет большое значение то, какое приёмное устройство спроектировано. Специалисты нашего предприятия уделяют большое внимание этому вопросу, и проектируют различные варианты приемного устройства для продукта. Если продукт кусковой, а высота падения превышает один метр, необходимо применять прорезиненные амортизирующие ролики и амортизирующие балки.
Чтобы предотвратить разрыв ленты при падении продукта с большой высоты, стоит предусмотреть меньшее расстояние между роликоопорами или поменять роликоопоры на балки для увеличения пятна контакта с падающим на ленту продуктом», — делится опытом специалист.
Вадим Коршунов также отмечает, что продлить срок службы ленты смогут некоторые дополнительные элементы конвейера, такие, как приёмные станции и скребки. Первые помогут снизить ударную нагрузку на ленту, вторые же уменьшат вероятность схода ленты с конвейера из-за налипания, а это ещё одна возможная причина повреждения.
Директор и соучредитель ООО «Хош Рус» (дочернее предприятие немецкой компании HOSCH, изготовитель очистительных скребков для ленточных конвейеров) Дмитрий Девятов акцентирует внимание на том, что не менее 30% от суммарного воздействия всех разрушающих ленту факторов составляет абразивный износ. Надлежащая очистка ленты от остатков транспортируемого материала является первостепенной задачей при минимизации её износа.
«Нам доводилось работать с самыми разными лентами различных марок и производителей. И везде мы видим одну и ту же проблему: износ поверхности ленты из-за абразивного воздействия транспортируемого материала. Надлежащая очистка ленты от остатков транспортируемого материала заметно снижает ее износ.
При недостаточной очистке эти остатки, во-первых, «травмируют» само полотно, разносятся по конвейеру, а во-вторых, заштыбовывают ролики и в итоге блокируют их вращение, увеличивая тем самым абразивный износ ленты еще больше. Контакт ленты с этими неподвижными роликами создаёт и дополнительные повреждения.
Конечно, степень износа зависит от характеристик самого транспортируемого материала. Скажем, если мы говорим о железорудной продукции, износ будет наиболее существенным и заметным. Но проблема эта актуальна абсолютно для всех производств и каждого конвейера», — объясняет Дмитрий Сергеевич.
По его словам, фактически на всех современных предприятиях сегодня работают те или иные системы для очистки конвейерной ленты. Кто-то устанавливает кустарные изделия, где в роли скребка выступает кусок старой ленты, а кто-то выбирает более эффективные решения.
По опыту HOSCH, очистительные скребки способны удалить до 99% налипшего материала и заметно продлить жизнь как конвейерной ленты, так и роликов, при том что в общей себестоимости конвейера доля затраты на эффективную очистку минимальна.
«Продлению срока службы конвейерной ленты способствует и установка центрирующих роликов. Тут формируется взаимная зависимость: чем меньше сход ленты, тем качественнее удаётся очистить её с помощью скребка; а чем чище лента, тем меньше сход. Очевидно, что при существенном сходе ленты её борта начинают контактировать с рамой конвейера, что также становится причиной износа. Центрирующие механизмы позволяют эффективно и оперативно решить эту проблему», — комментирует Дмитрий Девятов.
Андрей Окатьев, между прочим, также отмечает, что износ кромки ленты далеко не всегда связан с величиной бортов. Причиной проблемы может стать ошибка, допущенная при конструировании конвейера. Если барабаны выставлены непараллельно, часто происходит сход ленты и деформация кромки при частом контакте с дефлекторными роликами.