Рабочие тетради для чего нужны
Рабочие тетради для чего нужны
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство родителей считает, что рабочие тетради положительно влияют на качество обучения, помогая школьникам осваивать материал. С ними солидарны эксперты — участники мультимедийного круглого стола «Рабочие тетради: функциональность и целесообразность», который прошел на площадке МИА «Россия сегодня».
Практика использования индивидуальных рабочих тетрадей (дополняющих учебники) широко распространена среди учащихся от 7 до 12 лет. Согласно данным опроса, проведенного среди мам школьников, такие тетради есть у 91% детей (в т.ч у 31% — по всем предметам, у 60% — по отдельным
Большинство детей, использующих в учебе рабочие тетради, по словам родителей (68%), в целом довольны этими материалами (негативные оценки дали только 9% опрошенных). Еще 66% отмечают целесообразность и пользу их применения для учебы. Основные аргументы в пользу рабочих тетрадей: они помогают закрепить пройденный материал, дополняют полученную информацию, интересны детям.
«Вполне понятно, что только учебник не позволяет реализовать системно-деятельностный подход. Именно в рабочих тетрадях мы видим те задания, которые направлены на формирование важнейших компетенций, без чего современный образовательный процесс попросту невозможен», — полагает и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО Виктор Дронов.
Директор Института развития образования Ирина Абанкина придерживается схожего мнения: «Рабочие тетради улучшают учебный процесс, а главное, позволяют сохранить мотивацию, заинтересованность школьников. Мы часто не знаем, как ее поддержать. Если домашнее задание, самостоятельная работа, даже работа в классе превращается для ребят в рутину, переписывание, конечно, теряется и драгоценное время, и интерес».
Директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко считает, что вопрос использования рабочих тетрадей является актуальным и необходимо продолжать обсуждать как педагогическую его составляющую, так и финансовую.
Вице-президент по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова также прокомментировала результаты опроса ВЦИОМ: «Отделить рабочие тетради от учебников невозможно. Я очень рада, что у нас такие прогрессивные мамы. Когда ты общаешься со старшим поколением, всегда слышишь ответ: “Ну, мы же с вами выросли без рабочих тетрадей…” Время было другое, объем знаний был другой, требования были другие».
Она отметила, что сейчас речь идет об образовании современных детей. «Наши школьники отстают от своих зарубежных сверстников как раз в тех самых основных навыках, которые пригодятся в их дальнейшей жизни», — сказала Виктория Копылова.
По ее словам, такое отставание происходит из-за применения старых методик обучения. Но использование рабочих тетрадей в образовательном процессе как раз направлено на более активное развитие учащихся. Кроме того, эксперт отметила большую роль учителя в обучении работе с тетрадями.
«По основному государственному экзамену по обществознанию классы, которые используют рабочие тетради, по нашей небольшой выборке (около 4000 человек), дают примерно 20–25% прироста», — резюмировал учитель, руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России» Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.
Почему в школах нужны рабочие тетради?
Вопрос о закупках школами рабочих тетрадей стоит остро и беспокоит как учителей, так и родителей, на плечи которых в большинстве случаев ложатся дополнительные траты. Разбираемся, кто же обладает правом закупки учебных пособий и какие объективные плюсы использования рабочих тетрадей существуют.
Рабочие тетради станут обязательным инструментом обучения
Данные статистики свидетельствуют о том, что школы России перестали использовать в своей работе рабочие тетради по предметам. Причины подобного снижения активности вполне ясны: кто будет закупать учебный материал и на какие средства? Но, к сожалению, последствия отказа от использования тетрадей могут быть куда серьезнее, чем кажется.
По мнению Председателя федерального УМО по общему образованию Людмилы Вербицкой, такая практика нарушает целостность УМК и приводит ко множеству затруднений, с которыми могут столкнуться школьники и сами педагоги в процессе обучения.
«Исключение рабочей тетради из учебного процесса ставит под угрозу достижение поставленных в образовательной программе целей формирования компетентного, мыслящего, креативного, способного решать нестандартные задачи молодого человека».
«Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации».
В образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.
Кто вправе закупать рабочие тетради?
«Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательных организаций» ( пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)
Таким образом, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета школа вправе закупать учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, а также средства обучения и воспитания. Рабочая тетрадь как учебное издание входит в данный список (ГОСТ 7.60-2003), так же как и хрестоматии, практикумы, учебные наглядные пособия и проч.
Должны ли родители покупать рабочие тетради?
Школа не обязана обеспечить ученика рабочими тетрадями наряду с учебниками, она лишь вправе это сделать при наличии запроса и соответствующих сумм в бюджете. Статья 35 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» содержит в себе следующие слова: «организациям, осуществляющим образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия. ». Обратим ваше внимание на слова «в пользование», а не в собственность. Учебник возвращается в библиотеку, рабочая же тетрадь предназначена для активного заполнения, рисунков, выполнения заданий. Вернуть ее в библиотеку для последующего использования другими учениками не представляется возможным.
По нашему мнению, по статье указанного выше закона рабочие тетради не подлежат бесплатной выдаче. Тем не менее, школа вправе их закупить по решению учителей (и родителей), при наличии свободных бюджетных средств. При их отсутствии и по обоюдной договоренности закупка этой участи учебно-методического комплекса, увы, нередко ложится на плечи родителей.
Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Рабочая тетрадь и учебник вместе составляют учебно-методических комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.
«Рабочие тетради позволяют в существенной степени повысить эффективность обучения учащихся. Они помогают учителю добиться необходимых результатов реализации ФГОС. Практика показывает, что дальнейшее развитие учащихся целесообразно осуществлять с помощью дополнительных учебных пособий. Использование дополнительных учебных пособий оказывает прямое влияние на повышение предметных результатов учащихся. Косвенным доказательством этого факта можно считать результаты международного исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) прошлого — 2017 — года. Российские четвероклассники продемонстрировали самые высокие результаты в овладении чтением среди своих сверстников из 50 стран мира. Все УМК для начальной школы включают в себя рабочие тетради, и это не могло не оказать своего влияния на столь высокий итоговый результат», —
Руслан Гагкуев, Главный редактор издательства «ДРОФА-ВЕНТАНА»
«Рабочие тетради улучшают учебный процесс, а главное, позволяют сохранить мотивацию, заинтересованность школьников. Мы часто не знаем, как ее поддержать. Если домашнее задание, самостоятельная работа, даже работа в классе превращается для ребят в рутину, переписывание, конечно, теряется и драгоценное время, и интерес».
1. Рабочая тетрадь помогает сэкономить время ученика на уроке и при выполнении домашнего задания. Школьник самостоятельно добывает знания, а не просто заучивает материал, и делает это в удобной и понятной для него форме заданий.
2. Рабочая тетрадь способствует углублению знаний ученика, так как содержит в себе дополнительный материал, не вошедший в учебник. С помощью него ребенок закрепляет полученные на уроке знания, учится критически мыслить и самостоятельно ставить образовательные цели.
3. Рабочая тетрадь — это незаменимый помощник при подготовке к экзаменам. Во многих тетрадях есть задания в формате ЕГЭ, а также обязательный для сдачи промежуточных аттестаций материал в творческой и необычной форме. С помощью рабочих тетрадей ребенок может методично готовиться к экзаменам, а учитель — качественно и объективно проверять уровень подготовки школьника.
Рабочие тетради для начальной школы – всё, что необходимо знать родителям
Какая польза от рабочих тетрадей на печатной основе для вашего ребёнка? Зачем рекомендуют использовать в начальной школе дополнительные учебные пособия и учебные материалы и по какой причине сейчас тетрадь входит в рекомендованный набор ученика? Давайте разберёмся в этих вопросах.
Что такое рабочая тетрадь?
Для начала стоит выяснить, для чего тетрадь предназначена и какие бывают виды рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, в котором ребёнок работает непосредственно в сочетании с заданиями из учебника, входящего в единый комплект – учебно-методический комплекс. Такие пособия обязательно соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и образовательным программам школы.
Например, система учебников «Начальная школа XXI века» включает в себя рабочие тетради по каждому предмету. Система помогает обеспечить комфортную адаптацию к учебному процессу, поощряет детское любопытство и тягу к знаниям и помогает находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Рабочая тетрадь является её частью, дополняет учебный процесс и расширяет образовательное пространство урока. Логика представления учебной информации в тетради такая же, как и в учебнике, входящем в учебно-методический комплекс.
Какие рабочие тетради бывают?
Различают несколько видов рабочих тетрадей.
Информационная. Такая тетрадь содержит только информацию, без заданий. Используется довольно редко на базовых предметах курса начальной школы, так как основная её цель – задать правильный ориентир изучения основной темы учебника. Более широко информационная тетрадь используется в профильных классах средней и старшей школы.
Контролирующая. Содержит задания для проверки знаний ребёнка во время занятия или после него. Проверяя эти тетради, преподаватель может определить, в какой момент обучения ученики совершают ошибки, и корректирует акценты преподавания с учётом допущенных ошибок, например, если какая-то тема вызвала затруднения, к ней стоит вернуться.
Смешанная. Самый распространённый вид рабочих тетрадей. В такой тетради два блока – общий информационный и контролирующий. В информационный блок включаются новые учебные материалы, а в контролирующем можно найти задания и тесты, которые позволят проконтролировать полученные знания и умения. Также во втором блоке можно найти задания для самостоятельной работы вне школы.
Какие навыки развивают рабочие тетради в начальной школе?
Первый и самый главный навык – это концентрация внимания. К моменту поступления в школу ребёнок, как правило, способен удерживать своё внимание на выполнении задания 10–15 минут, затем нужна передышка и переключение на другой вид деятельности. Такая особенность обязательно учитывается распорядком внутри самого урока, желательно следовать ему и при выполнении заданий дома.
Тетради помогут, если ребёнок не проявляет инициативу на уроках, делает всё спустя рукава. Поскольку рабочие тетради содержат дополнительный материал, не представленный в учебниках, они позволяют сохранить мотивацию и заинтересованность школьника. Ученик следует по траектории заданий в рабочей тетради и закрепляет изучаемую на уроке тему. В рабочей тетради содержатся задания на развитие необходимых навыков и умений: умение ставить перед собой цели и достигать их, мыслить критически. Тетради учат самостоятельности и развивают творческое мышление.
Согласно недавним опросам ВЦИОМ, всё больше родителей учащихся начальных классов положительно отзываются об опыте использования рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь для начальной школы: значимость и необходимость
Успешное обучение – это прежде всего отличное усвоение материала, интерес к новым знаниям, мотивация, обретение новых навыков. Хорошо, когда всё это присутствует в учебном процессе ученика младших классов. Рабочие тетради помогают решать сразу несколько важных задач образовательного процесса.
Лучше, чем в клеточку: дискуссия о пользе рабочих тетрадей
Чем помогают школьникам рабочие тетради, стоят ли они своих денег, что об этом говорит опрос ВЦИОМа, в чем мамы прогрессивнее учителей и чем репетиторы похожи на психотерапию? Об этом говорили педагоги, директора школ, издатели, авторы учебников и сами родители в рамках круглого стола «Рабочие тетради: функциональность и целесообразность», который прошел в МИА «Россия сегодня». Публикуем репортаж с заседания.
Опросы и вопросы
Рабочие тетради отличаются от обычных — в клеточку или в линеечку — тем, что в них уже распечатаны задания. По данным ВЦИОМ, их используют более 90% школьников 7-12 лет, причем у трети опрошенных дети занимаются по ним почти по всем предметам. Рабочие тетради выпускают в основном для младших классов, в средней и старшей школе они становятся редкостью. Это вполне объяснимо, если посмотреть, что родители называют основными плюсами таких пособий: на втором месте после общего ответа «помощь в учебе» идет «занимательно», то есть само оформление заданий помогает удержать внимание ребенка. В целом более 60% опрошенных уверены, что работа с тетрадями идет на пользу детям.
Среди недостатков рабочих тетрадей: «лишняя нагрузка», «слишком просто», «тяжелые». На первом месте — «дорого». 80% родителей рассказали, что такие пособия для своих детей они покупают сами, 14% часть тетрадей получают от школы, за остальные также платят из своего кармана.
Что обсуждали
Обсуждение во время круглого стола шло по нескольким направлениям. Во-первых, чем полезны рабочие тетради, что они дают и почему их нужно использовать (в том, что нужно, сомнения возникли только ближе к концу дискуссии). Во-вторых, что нужно учитывать при работе с тетрадями и почему их возможности не используются в полной мере. В-третьих, проблема финансирования закупок. Кто должен платить за тетради, можно ли требовать с родителей деньги за них и как быть с теми, кто не может их себе позволить? Из всего сказанного вытекал вопрос, стоят ли рабочие тетради тех денег, что за них платят (неважно, школы или родители).
Почти все выступавшие (среди них представители Российской академии образования, Высшей школы экономики, МГПУ, директора школ) согласились с родителями в том, что рабочие тетради действительно помогают разнообразить задания, поддержать интерес и мотивацию к учебе, а также хорошо дополняют учебники. Кого-то результаты опросов приятно удивили. «Я очень рада, что у нас такие прогрессивные мамы, потому что я ожидала увидеть вариант совершенно другой. Когда общаешься со старшим поколением, всегда слышишь ответ: «Но мы же с вами выросли без рабочих тетрадей»», — рассказала вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова.
Рабочие тетради дают больший выбор форматов заданий: в них можно закрасить часть картинки (схемы, карты), что-то дочертить, дописать. То, что в школьном учебнике делать не разрешат. При этом не нужно, например, переписывать весь текст, если задание состоит только в том, чтобы расставить запятые. С одной стороны, это экономит время и силы, уменьшает количество «рутины», с другой — так может дойти и до тестовых заданий, за которые так часто ругают ЕГЭ. «Рабочие тетради в основном ориентированы на задания формата государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Отработка этих заданий важна, но, когда в рабочей тетради авторы предлагают ребятам назвать дату битвы на реке Пьяне или вставить слово в определение правонарушения, такие вопросы у меня вызывают недоумение», — высказался руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России» Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.
Еще пару примеров предложил директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов: «Когда ребенок открывает рабочую тетрадь и карандашиком отмечает правильный ответ, вписывает слово или — барабанная дробь — вклеивает в тетрадь по окружающему миру распечатанные фрагменты своих презентаций (есть такие задания: надо распечатать, вклеить или нарисовать то, что будешь показывать в презентации), то я, честно говоря, не знаю, зачем это нужно. Как это влияет на качество, я точно не могу понять».
Чтобы «прокачать» положительные стороны рабочих тетрадей: наглядность, занимательность и разнообразие форматов заданий, участники дискуссии предлагали перевести их в электронный вид. Действительно, так можно добавить аудио и видео, ввести интерактивные задания и анимацию. Проблемы начинаются, если отвлечься от благополучной в этом плане Москвы и посмотреть на регионы. «Мне иногда очень хочется, участвуя в таких дискуссиях, немного «приземлить»: уезжаешь от Москвы на 200 километров — и в школе три компьютера. … Уровень социальной дифференциации в нашей стране такой, что, конечно, мы можем сейчас обсуждать и говорить все что угодно, но мы понимаем, что две трети детей в нашей стране в силу объективных причин пока еще не могут пользоваться электронными рабочими тетрадями», — прервал эти обсуждения Олег Федоров.
Помимо проблем с содержанием заданий, возникают сложности и с тем, чтобы обучить работе с тетрадями учителей. Эксперты сошлись на том, что рассказывать педагогам о возможностях и преимуществах рабочих тетрадей необходимо, учитывая, что абсолютное большинство нынешних учителей закончили школу задолго до появления таких пособий. Но нужна педагогам и свобода: покупать конкретные тетради или комплекты учебных материалов, выбирать темы, для которых использовать тетради. «У нас в школе нет ни одного методического объединения, которое сказало бы при опросе, что им тетради не нужны и не нравятся. Да, они не готовы использовать их на 100%. У них такой избирательный подход: отражение одной темы им нравится, а другую они видят иначе», — добавила директор школы №1520 имени Капцовых Вита Кириченко.
Родители и школы / Нужны ли и кому покупать рабочие тетради?
С рабочими тетрадями и расходами на них знакомы практически все родители учеников начальной школы.
Учебники важнее
Рабочие тетради – это ноу-хау, которое придумали издательства как дополнение к современным учебникам, да и новая ниша в их бизнесе. В классе дети изучают новую тему, а дома, в рабочих тетрадях, они эту тему закрепляют, выполняя задания в печатной тетради самостоятельно. При этом классическую тетрадь (в клеточку или линейку) никто не отменял, в ней ребята работают как в классе, так и дома.
Большой популярностью в школах Марий Эл рабочие тетради пользуются в начальной школе. По словам родителей ученика 4 класса одной из школ Йошкар-Олы, комплект рабочих тетрадей по всем предметам обошелся семейному бюджету в прошлом году в 3500 рублей.
Финансирование школ на приобретение учебников составляет 1000 рублей в расчете на одного учащегося. Сумма была увеличена вдвое Главой Марий Эл. Но понятно, что приобрести к комплекту учебников комплект рабочих тетрадей на эту сумму невозможно.
Учебники и учебные пособия на эти средства приобретаются ежегодно, вместе с тем идет и износ фонда.
Вспомогательный, но не обязательный
Разъясняя ситуацию с рабочими тетрадями, специалисты Минобра отмечают, что они не являются в чистом виде учебным пособием. Если школа не включила данный учебный материал в список необходимой учебной литературы, приобретать эти «расходники» она не имеет права.
По словам эксперта, в каждой школе педагоги должны сами решить, применять в образовательном процессе рабочие тетради или нет. Если необходимость в их приобретении все же есть, то, конечно, этот вопрос надо решать с родителями учеников.
Но здесь есть одно но.
В своем письме Минпросвещения России разъясняет: «Если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для закупки за бюджетные средства. В целях более углубленного изучения предмета учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования«, сообщает информационный партнер «Марийской правды» «Российская газета».
То есть за работу в рабочих тетрадях, приобретенных родителями, школа не вправе выставлять оценки.
Что касается прописей, специалисты регионального Министерства образования предлагают школам включить прописи в список необходимой учебной литературы.
Дополнительные возможности
В прошлом году вышло поручение Президента о том, что нужно рассмотреть вопрос о сокращении использования рабочих тетрадей, в том числе внедряя современные цифровые технологии
Помочь решить проблему может и дистанционка.
Дело в том, что в период пандемии многие рабочие тетради разработчики перевели в формат интерактивных онлайн-задачек. И это помимо всевозможных онлайн-платформ, дополняющих школьную программу. Правда, многие из них имеют ограниченный доступ – необходима платная подписка.
Бесплатной крупной государственной площадкой сегодня является портал «Российская электронная школа», сообщает наш информационный партнёр «Российская газета».
Учебный процесс
Использование рабочих тетрадей, по мнению некоторых учителей, готовит детей к предстоящим тестированиям, которые есть при выполнении ВПР, ЕГЭ, ОГЭ. В Министерстве образования региона отметили, что это не самоцель.
Нужна общая картина
В октябре этого года ОНФ представили первые итоги мониторинга по поручениям Президента России об анализе сокращения использования рабочих тетрадей и обеспеченности учебными пособиями в школах. Чтобы понимать реальную ситуацию, эксперты ОНФ предлагают школам указывать в отчетах Минпросвещению России, предоставляются они за счет бюджета или оплачиваются родителями, сообщается на официальном сайте ОНФ.
По итогам мониторинга эксперты ОНФ направили заключение в контрольное Управление администрации Президента России, в котором предлагают выкладывать электронные версии тетрадей в открытом доступе. Если школа выбирает учебный комплект, то закупать весь учебно-методический комплект целиком, также размещая его на общедоступном портале.