Рабочие участвовали в революции потому что их не устраивали
Помогите пожалуйста Рабочие участвовали в революции потому, что их не устраивали :1)ограничение свободы предпринимательства, дискриминация по сословным признакам ;2)«русификаторская» политика самодерж?
Помогите пожалуйста Рабочие участвовали в революции потому, что их не устраивали :
1)ограничение свободы предпринимательства, дискриминация по сословным признакам ;
2)«русификаторская» политика самодержавия, ущемление национальных интересов ;
3)нехватка земли, высокие подати и платежи ;
4)низкая зарплата, тяжёлые условия труда, социальная незащищённость.
А 2. Апогеем первой российской революции стало следующее событие :
1)восстание на броненосце «Потёмкин» ;
2)всероссийская октябрьская стачка ;
3)выборы в I государственную думу ;
Какие три события относятся к периоду первой российской революции?
Какие три события относятся к периоду первой российской революции?
Почему всероссийскую октябрьскую стачку и декабрьское восстание в москве считают высшей точкой революции?
Почему всероссийскую октябрьскую стачку и декабрьское восстание в москве считают высшей точкой революции.
Помогите, пожалуйста, с тестом по истории?
Помогите, пожалуйста, с тестом по истории.
Первая российская революция.
Реформы политической системы.
1) Расставьте события в хронологической последовательности.
_ Создание совета министров.
_ Кровавое воскресенье.
_ Общероссийская стачка.
_ Восстание на броненосце «Потемкин».
2) Укажите, кто был назначен первым председателем Совета министров : 1.
3) Укажите, какая фракция во 2ой Государственной думе была самой многочисленной : 1.
4) Укажите, какое событие произошло в годы первой русской революции : 1.
Образование РСДРП 4.
Подписание Портсмутского Мирного договора.
Какое событие в ходе первой российской революции произошло ранее других?
Какое событие в ходе первой российской революции произошло ранее других?
Почему Всероссийскую октябрьскую стачку и Декабрьское восстание в Москве считают высшей точкой революции?
Почему Всероссийскую октябрьскую стачку и Декабрьское восстание в Москве считают высшей точкой революции?
Какое событие революции 1905–1907 гг?
Какое событие революции 1905–1907 гг.
Произошло позже остальных?
Почему всероссийскую октябрьскую стачку и декабрьское восстание в москве считают высшей точкой революции?
Почему всероссийскую октябрьскую стачку и декабрьское восстание в москве считают высшей точкой революции.
1. Расположите события в хронологической последовательности?
1. Расположите события в хронологической последовательности.
Вариант 1 Задание A1?
Вариант 1 Задание A1.
Ю. Витте Задание A2.
Что из названного ниже не относится к причинам первой русской революции?
1) сохранение самодержавного строя 2) принятие Манифеста 17 октября 3) сохранение помещичьего землевладения 4) усиление эксплуатации рабочего класса и гнета национальных окраин Задание A4.
К чему привела первая российская революция?
1) к уничтожению самодержавия 2) к ликвидации общины 3) к созданию представительных законодательных органов власти 4) к предоставлению независимости Польше и Финляндии Задание A5.
Какое событие произошло раньше других?
Согласно Манифесту 17 октября 1905 г.
В России 1) была введена Конституция 2) ликвидировалось помещичье землевладение 3) начались выборы в Учредительное собрание 4) население получило гражданские права и сво¬боды Задание A10.
Прекращение работы лицами наемного труда с предъявлением администрации определенных требований, касающихся условий труда, называется : 1) забастовка 2) кризис перепроизводства 3) маёвка 4) демонстрация Задание A11.
Лиером и руководителем восстания моряков в Севастополе стал : 1) матрос А Н Матюшенко 2) лейтенант П П Шмидт.
Джунгария конечно. Пункт б).
Ответ : Средневековое правило «вассал моего вассала не мой вассал» истощает царское правительство, которое в основном щедро. Согласно законам, помещик имел возможность получать налоги, судебный процесс над населением, имел возможность сообщать о бит..
1. Реформирование государственного управления ; 2. Реформирование экономики и защита собственности ; 3. Введение политической цензуры и усиление полицейского аппарата ; 4. Амнистия эмигрантов ; 5. Соглашение с католической церковью.
Я думаю демократия. После победы.
Московская рать составляла основу войска в МГ.
России вошли Саксония, Дания, Пруссия и все та же Польша. Вроде так.
День Казанской иконы Божией матери. Вроде бы.
I вариант I. Ответьте на вопросы
Название | I вариант I. Ответьте на вопросы |
Дата конвертации | 23.09.2012 |
Размер | 42.06 Kb. |
Тип | Документы |
источник |
1. /11 класс/40-60гг..doc 2. /11 класс/Агрессия гитлеровской Германии.doc 3. /11 класс/Биполярный мир и.doc 4. /11 класс/Вопросы и задания для повторительной беседы.doc 5. /11 класс/Гражданская война. Причины..doc 6. /11 класс/Гражданская война.doc 7. /11 класс/Коренной перелом 2.doc 8. /11 класс/Коренной перелом в войне 3.doc 9. /11 класс/Коренной перелом в ходе войны.doc 10. /11 класс/Кризис развитого социализма/Выполните тестовые задани1.doc 11. /11 класс/Кризис развитого социализма/Выполните тестовые задани2.doc 12. /11 класс/Кризис развитого социализма/Выполните тестовые задани3.doc 13. /11 класс/Кризис развитого социализма/Выполните тестовые задания.doc 14. /11 класс/Модернизация встранах Востока/Модернизация в странах Востока 1.doc 15. /11 класс/Модернизация встранах Востока/Модернизация в странах Востока 2.doc 16. /11 класс/Модернизация встранах Востока/Модернизация в странах Востока 3.doc 17. /11 класс/Начало противостояния.doc 18. /11 класс/Первая мировая война 2.doc 19. /11 класс/Первая мировая война.doc 20. /11 класс/Проверка Дз. Мировой эконом. кризис 11.doc 21. /11 класс/Революция 1917г. Тестовые задания.doc 22. /11 класс/Революция 1917г..doc 23. /11 класс/Российская революция 1917г.doc 24. /11 класс/Россия и мир 1900-1916гг..doc 25. /11 класс/Русско-японская война.doc 26. /11 класс/СССР в годы Великой Отеч. войны.doc 27. /11 класс/СССР в период перестройки.doc 28. /11 класс/Сравнение дем. и тотал. режимов.doc 29. /11 класс/Страны Азии, Африки/Лабораторно-практическая работа 1,2.doc 30. /11 класс/Страны Азии, Африки/Лабораторно-практическая работа 4.doc 31. /11 класс/Страны Азии, Африки/Лабораторно-практическая работа 6.doc 32. /11 класс/Страны Азии, Африки/Тема для третьей группы.doc 33. /11 класс/Тест2.doc 34. /11 класс/Тоталитарные режимы в Европе.doc 35. /11 класс/к уроку 47.doc 36. /11 класс/образование СССР. Задания.doc 37. /11 класс/образование СССР..doc 38. /11 класс/первая российская революция.doc 39. /11 класс/тест1.doc 40. /11 класс/урок ь3.doc 41. /11 класс/урок ь5 Революция 1905г..doc | Вопросы и задания для повторительной беседы: Раскройте причины возникновения «холодной войны» Вопросы и задания для повторительной беседы «Биполярный мир и «холодная война» Вопросы и задания для повторительной беседы Задание Используя документ «Протокол заседания пк рсдрп(б) 23 февраля 1918г.», сформулируйте различные точки зрения на Брестский мир, сложившиеся в руководстве партии большевиков Тема: «Гражданская война». Выполните тестовые задания. Соотнесите имена активных участников гражданской войны и движения, к которым они принадлежали Коренной перелом в ходе войны. Нанесите на карту «Разгром немецких войск на Курской дуге» 1. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы Коренной перелом в ходе войны. Проанализируйте данные, помещённые в таблицах, и запишите ответы на вопросы Выполните тестовые задания Выполните тестовые задания Выполните тестовые задания Выполните тестовые задания 1. Отметьте черты, характерные: а для фашистской Италии; б для нацистской Германии; в для всех тоталитарных режимов. 1 Пропаганда внушала людям расистские идеи о «полноценных» 1. Отметьте черты, характерные: а для фашистской Италии; б для нацистской Германии; в для всех тоталитарных режимов. 1 Пропаганда внушала людям расистские идеи о «полноценных» 1. Отметьте черты, характерные: а для фашистской Италии; б для нацистской Германии; в для всех тоталитарных режимов. 1 Пропаганда внушала людям расистские идеи о «полноценных» «Начало противостояния» Тест «Первая мировая война». 2 вариант Основной причиной Первой мировой войны стали Тест «Первая мировая война» 1. Продолжите исторические утверждения Выполните тестовые задания. Расставьте следующие события в хронологической последовательности Тема «Российская революция 1917г.» Российская революция 1917г Тест «Россия и мир в 1900-1914г.». Особенностью российского капитализма начала XX в не являлось Русско-японская война. Первая российская революция Ссср в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. Выполните тест Вторая мировая война началась Общее задание для всех групп Вопросы и задания для повторительной беседы Лабораторно-практическая работа с текстом учебника. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Общее задание для групп. Дайте ответ на вопрос: Как изменились процессы модернизации стран «третьего мира» Лабораторно-практическая работа с текстом учебника. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Общее задание для групп. Дайте ответ на вопрос: Как изменились процессы модернизации стран «третьего мира» Лабораторно-практическая работа с текстом учебника. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Общее задание для групп. Дайте ответ на вопрос: Как изменились процессы модернизации стран «третьего мира» Лабораторно-практическая работа с текстом учебника. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Общее задание для групп. Дайте ответ на вопрос: Как изменились процессы модернизации стран «третьего мира» Тест «Социалистический эксперимент в ссср». Часть Выбери правильный ответ. А первая ступень нэпа Вопросы и задания для повторительной беседы «Российская революция и национальный вопрос». ( 12, п. 1; с. 76—77) Вариант 2 1 дайте ответы на вопросы: •Какие народы воспользовались «правом на самоопределения вплоть до отделения» исоздали независимые государства? I вариант I. Ответьте на вопросы Выполните тестовые задания Выполните тестовые задания. Продолжите утверждение Первая российская революция. 1 вариант. А рабочие участвовали в революции потому, что их не устраивали |
I вариант
I.Ответьте на вопросы: 1). Перечислите причины первой российской революции.
II. Выполните тестовые задания.
1). Определите черты, которые были характерны для экономического развития России начала ХХ века: а) Монополизация промышленности и банков. б) Необходимость завершения промышленного переворота. в) Государство не вмешивалось в экономику.
г) Бурные темпы развития экономики. д) Более низкая, чем в развитых странах Запада, производительность труда. е) Страны Запада стали для России важным рынком сбыта промышленной продукции.
2). Апогеем первой российской революции стало следующее событие:
а) восстание матросов на броненосце «Потемкин»;
б) всероссийская октябрьская стачка;
в) выборы в 1 Государственную думу;
г) «кровавое воскресенье» в Санкт-Петербурге.
3). Лидером конституционно-демократической партии был:
А) В. И. Ленин; Б) А. И. Гучков; В) П. Н. Милюков; Г) А. И. Дубровин.
4). Укажите верное утверждение (я). В ходе первой российской революции:
а) началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию;
б) под напором революционного движения император даровал населению гражданские права и свободы. 1)только А; 2) только Б; 3)и А, и Б; 4) ни А, ни Б.
5). Прочитайте отрывок из прокламации, датированной 1902 г.:
«. В России, где деспотизм исключает всякую откровенную политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственности власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы, мы вынуждены противопоставлять насилию тирании силу революционного террора».
Укажите название партии, позиции которой отражены в этом документе:
а) «Союз русского народа»;
б) Российская социал-демократическая рабочая партия;
в) «Союз 17 октября» (октябристы);
г) Партия социалистов-революционеров (эсеры).
I.Ответьте на вопросы: 1). Перечислите задачи первой российской революции.
2)Какие формы революционной борьбы применялись ходе первой российской революции? Какие из них оказались наиболее эффективными?
II. Выполните тестовые задания.
1). Определите черты, которые были характерны для экономического развития России начала ХХ века: а) Монополизация промышленности и банков. б) Необходимость завершения промышленного переворота. в) Государство не вмешивалось в экономику.
г) Бурные темпы развития экономики. д) Более низкая, чем в развитых странах Запада, производительность труда. е) Страны Запада стали для России важным рынком сбыта промышленной продукции.
2). Апогеем первой российской революции стало следующее событие:
а) восстание матросов на броненосце «Потемкин»;
б) всероссийская октябрьская стачка;
в) выборы в 1 Государственную думу;
г) «кровавое воскресенье» в Санкт-Петербурге.
3). Лидером конституционно-демократической партии был:
А) В. И. Ленин; Б) А. И. Гучков; В) П. Н. Милюков; Г) А. И. Дубровин.
4). Укажите верное утверждение (я). В ходе первой российской революции:
а) началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию;
б) под напором революционного движения император даровал населению гражданские права и свободы. 1)только А; 2) только Б; 3)и А, и Б; 4) ни А, ни Б.
5). Прочитайте отрывок из прокламации, датированной 1902 г.:
«. В России, где деспотизм исключает всякую откровенную политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственности власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы, мы вынуждены противопоставлять насилию тирании силу революционного террора».
Укажите название партии, позиции которой отражены в этом документе:
а) «Союз русского народа»;
б) Российская социал-демократическая рабочая партия;
в) «Союз 17 октября» (октябристы);
г) Партия социалистов-революционеров (эсеры).
I.Ответьте на вопросы: 1. Назовите основные политические партии, образовавшиеся до революции, и в ходе ее.
2. Как вы думаете, почему в ходе революции так и не состоялся политический диалог между властью и оппозиционными партиями? Был ли он возможен в принципе? Если да, то, при каких условиях?
II. Выполните тестовые задания.
1). Определите черты, которые были характерны для экономического развития России начала ХХ века: а) Монополизация промышленности и банков. б) Необходимость завершения промышленного переворота. в) Государство не вмешивалось в экономику.
г) Бурные темпы развития экономики. д) Более низкая, чем в развитых странах Запада, производительность труда. е) Страны Запада стали для России важным рынком сбыта промышленной продукции.
2). Апогеем первой российской революции стало следующее событие:
а) восстание матросов на броненосце «Потемкин»;
б) всероссийская октябрьская стачка;
в) выборы в 1 Государственную думу;
г) «кровавое воскресенье» в Санкт-Петербурге.
3). Лидером конституционно-демократической партии был:
А) В. И. Ленин; Б) А. И. Гучков; В) П. Н. Милюков; Г) А. И. Дубровин.
4). Укажите верное утверждение (я). В ходе первой российской революции:
а) началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию;
б) под напором революционного движения император даровал населению гражданские права и свободы. 1)только А; 2) только Б; 3)и А, и Б; 4) ни А, ни Б.
5). Прочитайте отрывок из прокламации, датированной 1902 г.:
«. В России, где деспотизм исключает всякую откровенную политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственности власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы, мы вынуждены противопоставлять насилию тирании силу революционного террора».
Укажите название партии, позиции которой отражены в этом документе:
а) «Союз русского народа»;
б) Российская социал-демократическая рабочая партия;
Петроградские рабочие в революциях 1917 года
«Берите власть, сукин вы сын, когда вам ее дают» 1 .
Именно эти слова звучали в Таврическом дворце из уст рабочего во время мирной июльской демонстрации. Они хорошо характеризуют то отчаянное положение, в котором находились трудящиеся в 1917-м году. С февраля по октябрь рабочая масса Петрограда постепенно радикализировалась и требовала коренных изменений в обществе.
Кто-то представляет большевиков якобинцами, которые присвоили достижения революции. Кто-то — экстремистами, которые принесли кровавую жертву во имя утопической идеи коммунизма.
Но почему рабочие всё-таки поддержали Октябрьское вооруженное восстание? На этот вопрос нам ответит канадский историк Давид Мандель в своей работе «Петроградские рабочие в революциях 1917 года».
Как и в 18-м веке, современные историки часто видят прошлое сквозь призму Великих личностей, забывают глубинные силы, которые волнами выносят этих личностей на поверхность. Социальная история сейчас не в почёте. Давид Мандель, напротив, анализирует историю «низов» и то, как они определили ход революционного движения. Автор признаётся:
«Когда я, ещё молодой социолог, начал исследовать эту тему, я находился под влиянием тогдашней западной историографии и ожидал найти в основном разнузданную стихию, слепо следившую за безответственными посулами большевиков о социалистическом рае, ожидавшем их прямо за углом. Но я нашел рабочее движение совсем иного, поразительного качества»
В начале книги Мандель анализирует положение рабочего класса Петрограда до войны и то, как война изменила его социальный состав и повлияла на события 1917-го года.
В наше время сложилось представление о революционном пролетариате как о монолитной, хорошо организованной структуре. Этому прошлому рабочему классу противопоставляют современный раздробленный пролетариат. Книга показывает, что деление общества на «два класса» — упрощенчество. Она показывает, каким разнородным был рабочий класс в 1917 году и сколь разные интересы могут сталкиваться внутри, казалось бы, единого класса.
Мандель выделяет три социальные группы, которые оказывали влияние на политическую культуру рабочего класса:
Высококвалифицированные рабочие во втором-третьем поколении, трудящиеся на частных предприятиях, в особенности металлисты. Образованные и квалифицированные, с высоким уровнем достатка. Наличие свободного времени позволяло им читать политическую литературу и охватить социальные явления, выходящие за пределы дверей собственного завода. Больше всего выделялись металлисты — рабочая элита того времени. Благодаря высокой зарплате они могли обращать меньше внимания экономическим требованиям, потому их умы занимала политическая борьба. Высококвалифицированные рабочие частных предприятий и металлисты стали основной социальной базой большевистской партии.
Малоквалифицированные рабочие, чаще всего в первом поколении, были отделены культурной пропастью от высококвалифицированных металлистов. В рабочей массе их называли «болотом». Они активно участвовали в экономических стачках, которые затрагивали их непосредственные интересы и достигали быстрых успехов, но политические стачки были им чужды из-за политической неграмотности. К этой же категории примыкали и женщины. Во время войны увеличилась потребность в низкоквалифицированном труде, патронные заводы чаще пополняли женщины-пролетарки. Только самые молодые работницы, которые ещё не обзавелись семьёй и детьми, проявляли политическую активность. Более квалифицированные рабочие старались в политическом плане поднять необученную массу до своего уровня. То, за кем шли малоквалифицированные рабочие, во многом зависело от активности агитаторов в их среде.
Типографские рабочие и узкая прослойка рабочих на государственных заводах. Это, говоря словами Маркса, рабочая аристократия тех времён. Типографские рабочие, как и металлисты, жили в достатке, но на их взгляды влияла специфика работы: набор текстов чаще всего либеральной или реакционной пропаганды. Типографское дело сохраняло черты ремесленного производства, в типографских конторах не было такой массовости, как на гигантских заводах. Рабочие же на государственных предприятиях реже терпели унижения от администрации, и чаще случалось «братание» между начальством и трудящимися. Основной популярностью у этой группы пользовалась партия меньшевиков.
Автор уделяет внимание социально-географическому фактору в революционной борьбе. Так, от всего населения Выборгского района рабочие составляли до 45 %. Вдобавок — множество металлообрабатывающих предприятий. Четверть высококвалифицированных металлистов Петрограда трудилось на Выборгских заводах. Район считался «застрельщиком революции», и уже к марту 1917 года рабочие района требовали перехода власти к советам.
Самосознание формировалось и местом проживания рабочих в городе. Типографские конторы чаще находились в центре, что сближало их с «благородным обществом» и снижало их революционность. Отрицательно влияла и слишком большая удаленность от центра — новости о забастовках на такие заводы доходили с опозданием. Выборгский район занимал выгодное положение: он был отделён от основных торговых площадей и центра города, но и находился не так далеко. Поэтому, перейдя через мосты Большой Невки, бастующие выборгские рабочие уже оказывались в центре революционных событий.
Существует также ошибочное мнение, будто рабочие Петрограда в период Первой мировой войны поддались патриотическим настроениям, из-за чего и схлынула революционная волна. Мандель опровергает это утверждение. Снижению революционности способствовало усиление полицейского надзора в первые годы войны — рабочие и партийные агитаторы очень рисковали, часто попадали в застенки. Пролетарии понимали, что не смогут бороться в одиночку и им нужно привлечь на свою сторону солдат. А пока солдатская масса ещё не поддалась революционным настроениям, они не могли устраивать забастовки: это повлияло бы на снабжение армии и противопоставило солдат рабочим. Но, после первых поражений на фронте, во второй половине 1915 года, когда солдаты сами начали выражать недовольство войной, рабочее движение в Петрограде вновь стало набирать обороты. Война сыграла и определенное положительное влияние на структуру рабочего класса — в этот период возросло количество не только низкоквалифицированных рабочих, но и металлистов, а трудовые коллективы на крупных заводах стали более массовыми.
Важной составляющей социальной психологии рабочего движения стал своеобразный кодекс чести рабочего — сплоченность и единство против буржуазных классов. Металлисты, ставшие основными выразителями революционных требований в рабочей среде, вносили в умы других рабочих понимание классового барьера между трудящимися и имущими классами. Развитое человеческое достоинство не позволяло им сносить унижения от администрации: так, один из рабочих ругал своего сына за то, что тот стерпел побои от жандармов и не дал отпор.
Далее автор рассказывает, как менялось настроение рабочего класса с февраля по октябрь 1917 года. Февральские дни рабочие встретили тремя «столпами» революционных требований: восьмичасовой рабочий день, демократизация в производственной жизни и повышение заработной платы. Хотя эти требования были экономическими, в тот исторический период они носили политический характер.
Одним из главных требований стал восьмичасовой рабочий день. Причем изначально ни Временное правительство, ни Петроградский совет не желали проводить реформу. Поэтому рабочие ежедневно покидали производство после восьми часов работы. Под давлением забастовочного движения восьмичасовой рабочий день ввели официально.
Демократизация в производственной жизни заключалась в легализации фабрично-заводских комитетов с возможностью надзора за деятельностью администрации. Большинство рабочих понимало, что они ещё не в состоянии самостоятельно управлять производством. Рабочий контроль не должен был снять администраторов, он нужен был именно для контроля финансовой и производственной деятельности на заводах.
Рабочие не могли терпеть неуважительное отношение к себе. Они добились того, чтобы к ним обращались на «Вы». В этом не было прямых экономических выгод, но укрепляло уверенность в своих силах и показывало высокий уровень самосознания рабочего класса.
Политической особенностью февральской революции стало двоевластие. Почему такая система могла существовать? Ответ лежал в настроениях рабочей массы. С февраля по апрель рабочие всё ещё доверяли буржуазному обществу, хотя и понимали, что между трудом и капиталом стоит нерушимый барьер. Они были не настолько радикализированы, чтобы требовать полного перехода власти к советам: буржуазия была сильна, а опасность гражданской войны являлась одним из самых сильных страхов в рабочей среде.
Однако в апреле «медовый месяц» революции закончился. Нота Милюкова о продолжении войны до победного конца ещё раз проявила пропасть между трудом и капиталом, вызвав сильные волнения в рабочей массе. Рабочие всё ещё надеялись на действия Петроградского совета и правых социалистических партий — эсеров и меньшевиков. Но та трещина, что прошла между двумя полюсами капиталистического уклада, стала очевидна и в рабочем движении. Многие рабочие из меньшевиков и эсеров открыто переходили на большевистские позиции.
Как писал один большевик-член заводского комитета судостроительного завода:
«Я был делегатом на Первой конференции фабзавкомов вместе с меньшевиком и эсером. Мои соперники голосовали вместе со мной по всем основным вопросам… На своём партийном собрании один из них разорвал свой партийный билет и перешёл в нашу партию через несколько дней» 3 .
Июльская мирная демонстрация против наступления на фронте стала временем разочарования рабочих в правых лидерах и резкой радикализации основной части трудящихся — перехода их на большевистские позиции. Большинство лидеров правосоциалистических партий выступило против демонстрации. Именно с июля начинает нарастать поддержка большевистской партии.
Радикальное настроение усилилось в период августовского выступления Корнилова. Прежний раскол в рабочей среде на большевиков и меньшевиков был преодолён, и большая часть рабочих выступала с радикальными лозунгами: требовали ввести однородное социалистическое правительство и передать власть Советам.
Мятеж Корнилова и поддержка его кадетской партией дискредитировали в глазах рабочих любую возможность блока с буржуазными партиями, а сама буржуазия начала активное наступление против рабочего класса на производственных фронтах.
С начала апреля происходили локауты, некоторые фабрики и заводы закрывались, капитал начал бегство из страны. В ответ агрессивным действиям буржуазии в рабочей среде появился лозунг государственного управления предприятиями и планового регулирования экономики.
Но после августа агрессия буржуазии лишь возросла. Началось активное наступление на фабзавкомы, усиление карательных мер.
Тяжёлый экономический кризис отрицательно повлиял на сознательность рабочих. Несмотря на поддержку большевистской партии, сами трудящиеся массы пребывали в апатии в связи с резким ухудшением экономического положения. Всё ещё жил страх перед выступлением после кровавых июльских дней. Они ожидали действий от самой большевистской партии. И большевики оправдали эти надежды. После октябрьского вооруженного восстания энтузиазм рабочих резко вырос: несмотря на все проблемы с экономикой, они почти единогласно одобрили власть Советов. Тех же рабочих, которые стали устраивать забастовки против новой власти, резко осудило большинство:
«Каждый рабочий в эти дни должен быть на своём месте и тем самым доказать преданность новой власти. Порядок, выдержка, спокойствие и бдительность!» 5 .
Cтрах буржуазии перед советской властью лишь усилил реакцию. Стали массово закрываться фабрики и заводы, а рабочие понимали, что они не в состоянии непосредственно переходить к полному самоуправлению на предприятиях, поэтому лозунги о национализации стали повсеместными. На конференции фабзавкомов утвердили инструкцию по рабочему контролю: в ней говорилось о том, как необходимо централизовать экономику, что рабочие и фабричные комитеты должны подчиняться требованиям новой власти, даже если они идут врозь с интересами местного коллектива.
Голод в городах усиливался, а нарушение поставок сырья невозможно было решить в один момент. В попытках выжить большая часть рабочего класса Петрограда отправлялась в деревню. Ко времени крупной национализации в июне 1918 года почти все предприятия, перешедшие к советской власти, уже были закрыты, а к сентябрю 1918 количество Петроградских рабочих составляло 30% от численности в январе 1917.
Большевики потеряли социальную базу и не могли положиться на низовое управление предприятиями. Они вынуждены были принимать жёсткие административные меры, которые усилили и законсервировали бюрократический аппарат. Рабочий класс распылился и не смог наладить прямой контроль власти. С этого момента начинается тенденция к патернализму, которая с переменным успехом будет усиливаться все годы существования СССР. Во многом поэтому трудящиеся, отчуждённые от управления, так и не смогли ничего предпринять в момент развала страны.
Эта книга поможет по-другому взглянуть на роль большевиков в Октябрьской революции. Понять, что революция не делается руками узкого круга лиц. Покажет, как во время революции массы становятся субъектом истории.
Если нашёл ошибку, выдели кусок текста и жми Ctrl+Enter.
- Рабочие точки вентилятора что это
- Рабочие часы в сбербанке что это