Рабочий статус что это

рабочий статус

Смотреть что такое «рабочий статус» в других словарях:

Рабочий язык — (также язык делопроизводства, процессуальный язык) термин, имеющий в социолингвистике две довольно отличные друг от друга трактовки, варьирующие по странам.[1] Содержание 1 Язык международного официо … Википедия

СТАТУС — (от лат. status состояние, положение) социальный, соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и… … Философская энциклопедия

Рабочий технологический процесс проектирования — Имеющий правовой статус комплекс технологической документации установленной формы, описывающий порядок проектирования конкретного объекта и устанавливающий нормативные требования к обеспечению ресурсами процессов проектирования Источник: МД 3.02… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Рабочий посёлок имени М. И. Калинина — Посёлок городского типа Имени М. И. Калинина Страна РоссияРоссия … Википедия

Рабочий посёлок имени Степана Разина — У этого термина существуют и другие значения, см. Степана Разина. Посёлок городского типа имени Степана Разина Страна РоссияРоссия … Википедия

Рабочий посёлок имени В. И. Ленина — Посёлок городского типа им. В.И. Ленина Страна РоссияРоссия … Википедия

Рабочий посёлок Ленинский (муниципальное образование) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ленинский. Рабочий посёлок Ленинский Страна … Википедия

Населённые пункты России, утратившие статус города — Список населённых пунктов России, имеющих статус города, постоянно меняется некоторые населённые пункты становятся городами, другие же перестают ими быть по различным причинам становятся сельскими населёнными пунктами, входят в состав … Википедия

Населенные пункты России, утратившие статус города — Список населённых пунктов России, имеющих статус города, постоянно меняется некоторые населённые пункты становятся городами, другие же перестают ими быть по различным причинам становятся сельскими населёнными пунктами, входят в состав других… … Википедия

Полный рабочий день — Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить информацию для других стран и регионов. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

Ковернино (рабочий посёлок) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ковернино. Посёлок городского типа Ковернино Страна РоссияРоссия … Википедия

Источник

Социальный статус

Рабочий статус что это. Смотреть фото Рабочий статус что это. Смотреть картинку Рабочий статус что это. Картинка про Рабочий статус что это. Фото Рабочий статус что это

Определение социального статуса

Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.

Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.

Критерии социального статуса:

Отношения между людьми в системе общественного разделения труда;

Отношения по потреблению;

Место человека в иерархии политической системы;

Виды социальных статусов

Социальный статус— это неисчерпаемый человеческий ресурс, который дает человеку возможность влиять на общество и получать особые позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности.

Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.

Различают такие виды социальных статусов:

Определяются положением индивида в группе — личный и социальный.

Личный статус — это положение человека, которое он занимает в малой группе, в зависимости от оценки его индивидуальных качеств.

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Определяются временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом — основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего связан с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент, читатель, слушатель).

Приобретаются в результате свободного выбора или нет.

Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).

Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание олимпийского чемпиона).

Примеры социальных статусов

Рассмотрим примеры каждого вида социального статуса.

Самый главный, присущий всем людям статус — это человек. Он настолько обобщен и размыт, что его даже редко учитывают.

Примеры врожденных статусов: национальность, гражданство. Пол также дает определенный социальный статус и роль (дочь или сын, внук, сирота).

На приобретенные статусы человек может повлиять своим выбором. Так, например, расширяются родственные роли — когда-то незнакомые люди становятся мужем и женой при создании новой семьи, а их родственники приобретают новые социальные статусы (свекровь, золовка, свояченица, кум).

Эпизодические статусы: участники забастовок, посетители кинотеатра или кафе, пассажир такси или поезда. Эти статусы могут повторяться в жизни одного человека либо меняться на другие статусы.

Достигаемые статусы касаются профессиональных и статусных положений: профессия (врач, юрист, геолог), занимаемая должность (президент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включают такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, которая отражает неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.

Любое проявление социального статуса не может постоянно соответствовать ожиданиям общества, выдерживать и поведенческую линию, и внешнее соответствие.

Как повысить социальный статус

Социальный статус не является постоянным и естественным. У человека может быть стремление к его повышению.

Всегда есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки. Правда, есть категории, на которые человек повлиять не может — например, изменить биологических родителей или национальность. Но большинство вещей можно изменить и повысить свой социальный статус.

Повышению социального статуса способствует мотивация и амбиции. Если не стремиться улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, то прогресс не случится. Это касается всего — от выбора работы до построения отношений.

Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к изменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов закрепиться на достигнутом.

Социальный статус и роль

В каждом обществе есть некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Это значит, что определенные статусы считаются престижными, а другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

Если престиж статуса необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то возможна утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не способно обеспечить нормальное функционирование. При этом важно различать престиж и авторитет.

Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.

Авторитет — степень признания обществом достоинства конкретного человека.

Социальный статус личности может влиять на поведение человека. Зная социальный статус человека, можно определить некоторые качества, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он может совершить. Такое ожидаемое поведение человека, которое ассоциируется с его статусом, принято называть социальной ролью.

Социальная роль — это образец поведения, который признан для людей контрактного статуса в определенном обществе.

Другими словами, социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.

Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.

Суть ролевого конфликта

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.

Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласко­вое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.

Конфликт, который возникает в ситуациях, когда тре­бования одной роли противоречат другой.

Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.

Конфликтная ситуация, когда требования соци­альной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.

Например, профес­сиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.

История социальных статусов в России

В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:

В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:

При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.

Источник

Кто такие служащие

«Рабочие и служащие» – словосочетание, часто встречающееся в официальных документах, новостных сообщениях, но мы редко задумываемся о том, чем же отличаются эти категории трудящихся.

Кто такие рабочие и служащие

В Общероссийском классификаторе профессий и должностей все наемные сотрудники организаций и предприятий разных форм собственности дифференцируются на рабочих и служащих. Между этими категориями есть принципиальная разница.

Рабочий статус что это. Смотреть фото Рабочий статус что это. Смотреть картинку Рабочий статус что это. Картинка про Рабочий статус что это. Фото Рабочий статус что этоРабочие – это люди, принимающие непосредственное участие в производстве материальных ценностей. Также они занимаются перевозкой пассажиров и грузов, ремонтными работами, обслуживанием поддержанием оборудования, оказанием сервисных услуг и т. д.

Их профессиональная обязанность – это физический труд, за который они получают оплату в основном на сдельно-премиальной основе в соответствии с утвержденными тарифными разрядами (от 2 до 8). Результат труда рабочего можно «пощупать руками», точно измерить и посчитать.

Служащие – это сотрудники, выполняющие работу нефизического характера, для занятия которой необходима профессиональная подготовка разных уровней (ее получают в ссузах и вузах, на курсах). Заняты такие работники в самых разных сферах экономики:

За свою работу они получают вознаграждение в виде должностного оклада, предусмотренного законодательством, а также дополнительных надбавок и премий. Результат труда служащих, как правило, нельзя точно измерить, его можно только оценить теоретически и довольно субъективно, принимая в расчет успехи подразделения (организации) или качество выполнения какой-то задачи.

Рабочие в основном трудятся в цехах предприятий, на строительных площадках, в поле, на кухне, в шахтах, животноводческих фермах и т. д. Служащие выполняют свои задачи в офисах, аудиториях, классах, больничных палатах. На производстве они в основном исполняют руководящие и контролирующие функции.

Профессии категории «служащие»

Уточним: формулировка «профессии служащих» не совсем корректна, правильнее говорить о должностях – именно такая дифференциация принята в официальном классификаторе.

В любом случае Перечень профессий служащих очень широк. При этом все должности делятся на три основные категории:

Служащими считаются и работники государственных или муниципальных органов (чиновники в общепринятом понимании). Основная задача госслужащего – это обеспечение соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, ее субъектов, а также защита интересов и прав граждан.

Следует отдельно отметить и специальные структуры, выполняющие стратегически важные для страны задачи. В первую очередь, речь идет о Вооруженных силах и военизированных организациях (полиция, МЧС). Основную массу сотрудников там составляют служащие.

На каких специальностях и где лучше учиться

Рабочие профессии получают в средних специальных учебных заведениях (ссузах) – техникумах и колледжах – или в учебных центрах. Служащим (руководителям и специалистам) нужна более высокая квалификация и, соответственно, высшее образование. В принципе после учебы по любому направлению в вузе выпускник приходит на предприятия, в организации и компании на одну из должностей служащих. Работать можно по специальности, указанной в дипломе, либо устроиться на госслужбу, где на многих должностях достаточно иметь любое высшее образование.

Поступать можно в университет любого профиля: гуманитарный, технический или классический. Для этого необходимо сдавать обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по предметам, имеющим отношение к будущей специальности (история, биология, химия, обществознание, физика и др.). В колледжи берут по конкурсу школьных аттестатов за 9 или 11 класс.

Кому подходит

Рабочие профессии больше подходят людям, которые имеют склонность к выполнению тех или иных работ руками. В служащие идут те, кому больше нравится умственный или творческий труд без физических нагрузок. В целом, от сотрудников на службе требуются такие личные качества:

Поскольку многие служащие выполняют руководящие функции, им не помешают организаторские способности, знание трудового законодательства, норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Сколько получают

Заработная плата зависит от региона, организации, должности, квалификации и трудового стажа. Например, в одном и том же банке оплата труда служащих может отличаться в несколько раз (самый низкооплачиваемый – охранник, на противоположном полюсе – руководитель направления, директор). На государственной службе чиновникам высшего ранга платят больше, чем во многих отраслях экономики.

Еще десяток лет назад служащие получали в целом больше рабочих, сейчас же ситуация начинает меняться. Высококвалифицированные рабочие в дефиците, поэтому работодатели готовы платить сварщику, экскаваторщику, токарю или промышленному альпинисту, гораздо больше, чем рядовому офисному сотруднику. Кроме того, рабочие часто трудятся вахтовым методом в отдаленных регионах, где при расчете зарплат применяются специальные «северные» надбавки.

Как построить карьеру

С точки зрения продвижения по карьерной лестнице у служащих больше вариантов. Имея высшее образование и показав себя ценным сотрудником, можно претендовать на руководящие должности в компании или на производственном предприятии. Рост рабочего чаще всего ограничивается повышением квалификационного разряда, а чтобы сделать карьеру, нужно поступать в вуз.

Перспективы профессий служащих

В быстро меняющемся современном мире профессии постоянно появляются и исчезают. Человеку, который думает о своем будущем, необходимо искать специальность, которая будет актуальна на рынке труда в течение длительного времени (учитель, строитель или фармацевт, например).

Один из современных трендов – это профессии на стыке, казалось бы, несовместимого – своего рода гуманитарные технологи или технологичные гуманитарии. К таким новым специальностям относятся:

Поэтому при наличии соответствующих способностей стоит получить высшее образование по нескольким профилям – новые профессии пока еще только формируются, но уже в ближайшие годы остро потребуются кросс-функциональные специалисты, способные работать на должностях служащих «нового поколения», а офисный планктон, перекладывающий бумажки с места на место, отправится в утиль (или на переквалификацию).

Автор: Алексей Кузнецов

Источник

Социальный статус работников

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристики социального статуса работника

Статус работника в современной организации определяется исследователями сразу с двух точек зрения:

В соответствии с деятельностью организации, ее спецификой различают формальный и неформальный статус работника организации. Формальный статус является характеристикой места работника в системе формальных отношений, где он должен придерживаться конкретно обозначенных норм и правил поведения. Это означает его официальную ролевую позицию, которая заранее предписана в его правах и обязанностях в рамках трудового договора. Если работник занимает данную позицию, то это автоматически подразумевает наделение его конкретным формальным статусом. Он должен соответствовать ему, а также соответствовать ожиданиям, которые высказывают в отношении него руководство и другие работники организации.

Что касается неформального статуса работника, то здесь важно подчеркнуть, что он рассматривается с точки зрения межличностных неформальных взаимодействий и взаимоотношений, которые также возникают как процессе деятельности, так и при разрешения некоторых противоречий, с которыми сталкиваются и сам работник, и его коллеги. Обычно неформальный статус приобретается в определенной небольшой группе, в которой работники обсуждаются не только свои профессиональные вопросы, но и ориентируются на выстраивание межличностных отношений, в которых могут лучше узнать друг друга, дать друг другу менее формальные характеристики.

Статус в любом случае – это определенная характеристика работника, его профессиональных или личностных качеств, которые играют важную роль в разрешении противоречий или проблем, а также в том, чтобы проявить себя в некоторых ситуациях. Статус работника также базируется на признании или непризнании коллегами и руководством организации значимости и места работника в системе указанных отношений, будь они как формальными, так и неформальными. К тому же, учитываются определенные значимые для группы качества индивида, которые он проявляет при разрешении значимых задач, противоречий, вопросов, связанных с его профессиональной деятельностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Исследователи подчеркивают, что именно признание группой положительных качеств работника обуславливает его авторитет, престиж и значимость для организации и коллектива, а также признание среди коллег. Структура межличностных отношений становится более динамичной, неотделимой от конкретных лиц, которые вступают в социальные взаимодействия и заявляют о своей значимости. Важно учитывать, что каждый работник обладает своими чертами и особенностями, и они могут играть основную роль в том, какую позицию они займут в группе и, соответственно, каким статусом могут овладеть в процессе своей деятельности.

Методы утверждения социального статуса работника

Говоря о социальном статусе работника, изначально необходимо подчеркнуть, что он относится к разряду достигаемых статусов. Это значит, что работник прикладывает собственные усилия, проявляет сличностные качества для того, чтобы заявить о себе в коллективе, продемонстрировать свои способности в рамках профессиональной деятельности.

По сути, чтобы повысить статус работника, необходимо воспользоваться некоторыми видами нематериального стимулирования. Нематериальным стимулированием пользуются руководители большого количества организаций для того, чтобы поднять профессиональный и личностный уровень своих работников. Конечно, наличие достойной заработной платы, возможности карьерного роста являются главными мотив торами, но, тем не менее, важны и иные методы, которые позволяют открыть для человека возможности реализации потребностей и интересов, которые он преследует для того, чтобы утвердиться как высококвалифицированный профессиональный работник в своей организации.

К таким методам утверждения, которые оказывают воздействие и на социальный статус работника, необходимо отнести следующие:

Также важны такие методы утверждения социального статуса работника, как привлекательное название должности, что автоматически позволит видеть человека под другим углом, добавлять его деятельности значимости; фиксация уже имеющихся достижений (личное внимание и поощрение со стороны начальства, которое заинтересовано в том, чтобы сохранить в своих кругах работника); условия труда, которые будут мотивировать человека к реализации деятельности – наличие собственного рабочего места, организация пространства в офисе, создание подходящей комфортной рабочей обстановки, которая будет позволять человеку чувствовать себя хорошо в рамках рабочего места и коллектива. Таким образом, все это будет давать ему возможности реализации своей трудовой деятельности, закрепления себя как высококвалифицированного специалиста, который готов обучаться, прогрессировать и работать во благо организации.

Источник

Социальный статус современного рабочего класса страны и его проблемы

Социальный статус современного рабочего класса страны и его проблемы

. Понятие рабочего класса в современной России

. Социальный статус рабочего класса

. Проблемы рабочего класса

Не исчез ли рабочий класс в современной России?

Что представляет собой современный рабочий класс? В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: описать понятие «рабочий класс» на современном этапе, определить социальный статус рабочего, выявить проблемы рабочего класса.

1. Понятие рабочего класса в современной России

Классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Приведем несколько современных определений понятия «рабочий класс»:

В основе выделения рабочего в соответствии с его деятельностью лежат именно критерии сознания и отношения рабочего к производству. Современные исследователи определяют рабочий класс как класс непосредственных производителей материальных благ, занятый в крупной машинной индустрии. Производительный характер труда рабочих состоит именно в том, что основным и непосредственным результатом их деятельности выступают материальные блага и услуги.

Рабочий класс представляет собой большую группу людей, работающих в индустриальном секторе экономики, имеющих сходный образ жизни и психологические установки представителей наемного труда, которые не могут повлиять на ситуацию в обществе иначе, как посредством использования коллективных протестных форм, если в обществе, в политической науке и практике не будет изменено отношение к ним.

С точки зрения этого определения рабочий класс:

по месту в системе общественного производства — производители материальных благ;

Безработица как социальная проблема

по отношению к средствам производства — те, кто не является собственником средств производства;

по роли в общественной организации труда — подчиненные;

Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию — заработной платы. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.

В осознании нынешнего рабочего класса присутствует некоторый сплав социалистических представлений об особой роли и особом положении рабочего класса, типа, что рабочий класс — это создатель общественных благ, двигатель прогресса, что высвобождает в совокупности труда ресурсы, необходимые для развития науки и техники. А с другой стороны в представлении рабочих рабочий класс сейчас несправедливо унижен. Суть самосознания — это конфликт между остатками идеологии, призывающей гордиться принадлежностью к рабочему классу и нынешним состоянием.

2. Социальный статус рабочего класса

Условно современный рабочий класс можно разделить на две группы: квалифицированные и неквалифицированные рабочие, и эти две группы можно разделить еще на несколько подгрупп:

Квалифицированные рабочие, или «синие воротнички»

Квалифицированные рабочие — самый большой по численности социальный слой России. Их в стране примерно 20%. Качество жизни этих современных рабочих в несколько раз выше, чем у рабочих времен СССР

«Синие воротнички» — самая большая из социально активных групп населения России. К этой категории отнесены люди, сфера деятельности которых преимущественно физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Исходя из уровня квалификации этих рабочих, их уровня образования и дохода мы выделили три подгруппы — «синие воротнички-1», «синие воротнички-2» и «синие воротнички-3».

«Синие воротнички-1» (2,7%) — малочисленная группа. На 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. Характерный представитель этой группы — прораб на стройке (а заметная часть группы работает в строительстве) или оператор высокотехнологичного оборудования на любом промышленном предприятии. 70% «синих-1» работает в частном секторе экономики.

Эта группа имеет относительно высокий уровень образования — у 14% высшее, у 76% — среднее специальное.

С материальной точки зрения «синие-1» абсолютно благополучны. Средний уровень заявленного личного дохода — 15000 рублей. Обеспечены всеми знаковыми предметами примерно вдвое лучше, чем в среднем по России: сотовых телефонов — 74 штуки на 100 человек, автомобилей — 34 штуки на 100 человек. Более явное свидетельство отличного материального положения — способность достаточно легко оплатить образование детей: 52% готовы сделать это. Прекрасна и динамика материального положения: 50% говорят, что их положение за последний год улучшилось, и лишь 11% — что ухудшилось. Пожалуй, это одна из самых динамично развивающихся групп в стране.

Столь высокий уровень жизни — следствие двух обстоятельств: работа в частном секторе и проживание в городе, сильно вовлеченном в капитализм. При этом «синие воротнички-1» — явление не только городов-миллионников. В городах-миллионниках проживают 42% «синих-1», в городах численностью от 100 до 500 тыс. — 20%, в остальных типах населенных пунктов, включая село, — по 10%.

Социальная психология группы — доминирование принципов жесткой трудовой этики и ставка на индивидуальную ответственность. Главные ценности — трудолюбие, интеллект и воля. Ключевое высказывание — «Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее».

«Синие воротнички-2″(5,5%) — это просто квалифицированные рабочие, преимущественно из частного сектора и преимущественно промышленности. Тоже в подавляющем большинстве мужчины (80% против 20% женщин).

Эту группу отличает довольно низкий уровень образования — доля получивших всего лишь общее среднее образование составляет 70%, что и объясняет их более низкое положение в социальной иерархии. Однако пол, место проживания (по структуре почти такое же, как у «синих-1») и работа преимущественно в частном секторе обеспечивают им относительно высокое качество жизни.

Заявленный уровень личного дохода этой группы составляет 9000 рублей, а уровень семейного дохода — 15000 рублей. При этом они хорошо обеспечены всеми знаковыми предметами: автомобилей 1997-2004 года выпуска — 26 (в СССР было меньше пяти на сотню жителей), компьютеров — 22.

Социальная психология такая же, как и у «синих-1». Ценности — трудолюбие, порядочность, воля.

«Синие воротнички-3» (10,8%) — самая большая и наименее благополучная часть квалифицированных российских рабочих. При этом эта группа, как уже было сказано, более образованна, нежели «синие-2». Основные факторы, которые определяют более низкое качество жизни «синих-3», — относительно высокая доля занятых в госсекторе (здесь соотношение 50:50), большая доля женщин и проживание в небольших городах (средняя численность населения города, где живут «синие-3», — 400 тыс. человек).

Выявление основных факторов, влияющих на уровень цены в долгосрочном периоде

Уровень заявленного личного дохода группы составляет в среднем 5600 рублей. Уровень семейного дохода — 10000 рублей. «Синие-3» в меру обеспечены знаковыми предметами. Так, обеспеченность автомобилями моложе семи лет составляет 20 против 4,5 в среднем по СССР.

Внушает уважение и социальный оптимизм небогатых квалифицированных рабочих. Баланс ответов на вопрос «Ожидаете ли вы улучшения или ухудшения своего материального положения?» — 33% против 10%.

Точно так же они разделяют принципы индивидуальной ответственности и трудовой этики. Их ценностная база отличается лишь в одном: после трудолюбия и порядочности свое место занимает «милосердие».

«Серые воротнички» — это люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный физический труд. Таких в России почти 15%. По уровню дохода они делятся на две группы — «серые воротнички-1» (10%) и «серые воротнички-2» (4,8%).

«Серые воротнички-1» — преимущественно мужчины (62% против 38%).

Большинство из них имеют общее среднее образование и происходят из семей, где родители тоже не имели специального образования.

Сфера их деятельности — промышленность, торговля, транспорт. Профессии — слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. Доля занятых в госсекторе здесь несколько выше, чем в частном (55 против 45).

Уровень престижности своей профессии они оценивают низко, но так же оценивают и уровень образования.

Уровень личного дохода группы невысокий — 3500 рублей в месяц. Уровень семейного дохода — 6500, несмотря на то, что в семье работают двое-трое. Естественно, эта группа сравнительно мало обеспечена знаковыми предметами. Например, у них всего 12 автомобилей на 100 человек (при том что в среднем по России их 16).

Однако анализ всей информации по «серым-1» не дает оснований считать, что группа «на грани срыва». В этой группе практически нет людей, утверждающих, что им не хватает денег на еду. «Серые-1» вполне оптимистичны в ожиданиях. Что касается социальной психологии, то они, так же как и более квалифицированные рабочие, приняли индивидуальную ответственность за собственную жизнь. Ключевое высказывание все то же: «Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и этим обеспечить свое будущее».

Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы

«Серые-2» (4,8%) — это крайняя бедность, на грани нищеты. Уровень личного дохода группы — 1500 рублей в месяц. Уровень семейного дохода — 4700 рублей (при том, что работают двое-трое, как и в других нормальных семьях).

10% представителей этой группы говорят, что им не хватает денег на еду. Обеспеченность знаковыми предметами у них ниже, чем в среднем по России. Если судить по наличию стиральной машины, то они находятся на уровне среднего жителя позднего СССР (там было 18 машин на 100 человек, у «серых-2» их столько же), однако интегрально качество их жизни ниже советского — из-за больших рисков и, соответственно, психологического дискомфорта, присущих рыночной экономике.

Социальные особенности группы следующие. В ней доминируют женщины (60%).

В ней много, пожалуй, больше, чем в какой либо другой группе, жителей сельской местности. В ней большинство (60%) работает на государство. Помимо сельских работников много работников здравоохранения — все те же медсестры и санитарки, что и в группе «голубые-2».

Еще одна психологическая, или, скорее, поведенческая особенность «серых-2» — крайне низкая мобильность. В этой группе максимум людей (почти половина) говорят, что до сих пор живут там же, где жили их родители.

Еще одна важная характеристика — 26% представителей группы говорят, что живут в населенном пункте, который умирает.

Основные ценности группы: трудолюбие, милосердие, порядочность. Ключевое высказывание: «Я боюсь не найти своего места в современной жизни».

3. Проблемы рабочего класса

социальный статус рабочий класс

Проблемы рабочих в России, как и изменения самой группы, предстают в качестве показателя влияния реформ и как базовый фактор, определяющий их социальную активность. С наступлением кардинальных реформ положение рабочих ухудшалось практически по всем параметрам, относительно прежнего состояния и в сравнении с другими социально-профессиональными группами работников.

Занятость рабочих — первая наиболее важная проблема, выпавшая на их долю во время кардинальных перемен. Число безработных доходило до 15%.

Крушение полной занятости сопровождалось материальными, морально-психологическими лишениями. Кризисная ситуация на рынке труда была связана с ограничением конституционного права на свободный выбор работы в соответствии со способностями, специальностью, квалификацией.

Второе острое переживание своего положения — это непрерывное, постоянное на всех этапах трудовых отношений нарушение трудовых прав. В частности, прием на работу производится без соблюдения законных процедур, дискриминация по полу и возрасту. В договоре не прописываются взаимные права и обязанности. Продолжается практика задержек заработной платы, выплаты в конверте. Работодатель навязывает работнику повсеместно другие функции, массовые нарушения правил техники безопасности.

12. Понятие о группе. Школьный класс Руководство малой группой

Право на социальное страхование также обеспечивается неполностью, в том числе права на освобождение от работы в случае заболевания. Существенно снизилось предоставление работникам материальной помощи, путевок в санатории, пансионаты за счет средств социального страхования.

А какова роль профсоюзов в защите трудовых прав? Сами рабочие, по данным социологов, невысоко оценивают эту роль, в большей степени уповая на суды, чем на профсоюзы. К сожалению, у нас в стране возможности профсоюза резко ограничены. В первую очередь невозможно провести законным образом забастовку, условия проведения забастовки, законодательная процедура проведения забастовки очень осложнена. Для того, чтобы выдвинуть требования, необходимо собрать собрание трудового коллектива, для того, чтобы собрать собрание трудового коллектива шахты, в принципе можно собрать только с согласия работодателя. Для того чтобы выдвинуть требования, у работодателя необходимо спросить согласие: разрешите нам собраться, выдвинуть требования.

Еще одна острая проблема — это нехватка квалифицированных кадров.

В заключение можно согласиться с В. В. Трушковым по поводу дефицита солидарности в рабочей среде. Действительно, отсутствие чувства локтя впечатляет, удручает. Это явление объясняется главным образом «новым страхом» (за рабочее место, заработок, вообще перед «хозяином»), более сильным, чем страхи в прежние времена. По бесчисленным высказываниям в интервью, сегодняшние хозяева положения не церемонятся с рабочими. Даже когда их «жутко не хватает».

В середине 20 века Россия стала индустриальной страной. Это значит, что рабочий класс, который к революции 17 года составлял активное, но все-таки абсолютное меньшинство, к середине 20 века стал большинством. И это большинство помимо своей численной, своей экономической мощи постепенно становилось большинством, обретающим специфическое классовое сознание. Это классовое сознание в советское время при серьезнейшем репрессивном давлением бюрократической власти выражалось в таких массовых вспышках рабочего сопротивления, рабочего достоинства, как восстание в Новочеркасске, знаменитая рабочая стачка. И затем этот многочисленный рабочий класс, уверенный в себе, наконец поднялся до уровня политических требований. Его сила была видна в конце 80 годов, когда Советский Союз дважды, летом 89 и летом 90 года потрясли массовые забастовки шахтеров. Однако это движение не смогло выработать собственной политической программы. Именно поэтому это движение так же быстро, как оно возникло, так же быстро уже к середине 90 годов практически оказалось разгромлено. По подсчетам социологов, до 50% постсоветского рабочего класса в конце 90 оказались в деклассированном положении, то есть потеряли свои стабильные рабочие места, они потеряли свою прямую четкую идентификацию с рабочим классом, они превратились в люмпенов, в людей, которые меняют часто рабочее место, готовы на любую работу. И вот эта нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, постоянный стресс, страх за будущее, он породил другой тип сознания сегодняшнего российского рабочего как человека, который политически и социально пассивен и вся деятельность которого направлена лишь на одно — на обеспечение элементарного выживания. И горизонт этого сознания не может подняться на уровень какой-то классовой солидарности, коллективных действий.

1.Волков Ю. Г., Добреньков В. И. Социология. Классовая система современных обществ// www.society.polbu.ru 2. Боде В. Что представляет собой современный российский рабочий класс/ Время и мир. — 19.05.2010.

. Забелин К. Рабочий класс и современное общество./ Власть. — 01.2011. — С. 10.

. Золотов А. В. О роли рабочего класса в современной экономике // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Сер. Экономика и финансы, 2004, №2

. Максимов Б. И. Рабочий класс, социология и статистика/ Социс. — 2003. — №5. — С. 16-18.

. Максимов Б. И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации/ Социс. — 2008. — №12. — С. 54

Примеры похожих учебных работ

Рабочая программа дисциплины Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

Рабочая программа дисциплины 40

Рабочая программа дисциплины Психология управления

Рабочая программа дисциплины 12

Рабочая программа 57

Рабочая Программа государственной аттестации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *