Работа бухгалтера кассира в чем заключается
Бухгалтер-кассир: обязанности. Должностная инструкция бухгалтера-кассира
Данная должностная инструкция бухгалтера-кассира разработана согласно требованиям Постановления Министерства труда Российской Федерации N 37.
Общие положения
Инструкция устанавливает квалификационные требования к профессии «бухгалтер-кассир». Обязанности, права и ответственность прямо вытекают из нее.
Бухгалтер-кассир относится к структурному подразделению «Бухгалтерия». Профессия относится по «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих» к категории обслуживающих специалистов.
Генеральный директор, главный бухгалтер, старший бухгалтер-кассир – лица, которым непосредственно подчиняется бухгалтер-кассир.
Бухгалтер-кассир принимается на работу и подлежит увольнению на основании приказа по кадровому (личному) составу, подписываемого генеральным директором по представлению финансового директора.
Бухгалтер-кассир обязанности на период своего временного отсутствия (отпуск, служебная командировка, болезнь) в полном объеме передает другому должностному лицу.
Нормативно-правовые акты
Профессия бухгалтер-кассир подразумевает, что специалист должен руководствоваться следующими документами:
Что должен знать
При исполнении своих обязанностей бухгалтер-кассир обязан соблюдать и знать:
Квалификационные требования
Бухгалтером-кассиром может быть назначено лицо, окончившее среднее профессиональное учебное заведение и имеющее стаж работы по специальности от трех до пяти лет или профессиональное высшее учебное заведение (стаж работы по специальности от полугода).
Цели и задачи работы
Работа бухгалтера-кассира преследует следующие цели и задачи:
Функции бухгалтера-кассира
Права
Бухгалтер-кассир имеет следующие права:
Ответственность бухгалтера-кассира
Назначение должностной инструкции
Должностная инструкция представляет собой документ, в котором в отношении каждой конкретной должности описываются:
Этот документ не входит в число обязательных для разработки на предприятии, но весьма желателен в первую очередь для самого юрлица, поскольку позволяет достичь нескольких целей:
Должностную инструкцию разрабатывает, как правило, руководитель того подразделения, к которому относится конкретная должность, поскольку именно руководитель подразделения отвечает за организацию работы в нем и распределение функций между сотрудниками.
Утверждает инструкцию руководитель юрлица. Перед утверждением, если это установлено принятой схемой документооборота, она может дополнительно согласовываться, например с юридической, кадровой службой.
Особенности должности бухгалтера-кассира
Наличие должности бухгалтера-кассира характерно для крупных предприятий с бухгалтерией из нескольких человек.
Основные обязанности бухгалтера-кассира — работа с наличными деньгами:
Соответственно, бухгалтер-кассир как кассир должен знать:
О том, какими способами можно оформлять кассовую книгу с применением компьютера, читайте в статье «Порядок ведения кассовой книги в электронном виде».
Чтобы вести учетные операции по своему участку, бухгалтер-кассир должен также знать:
О том, какие проводки чаще всего используют для отражения операций по кассе, вы узнаете из статьи «Бухгалтерские проводки по кассовым операциям».
Кроме того, на бухгалтера-кассира могут возлагаться какие-либо дополнительные обязанности, например вытекающие из его функций, связанных с взаимодействием с банком, или сопутствующие его поездкам.
Если обязанности кассира не являются для выполняющего их бухгалтера основными, они войдут в его должностную инструкцию составной частью. Но в любом случае с бухгалтером, выполняющим функции кассира, необходимо заключить договор о полной материальной ответственности.
Оформление трудовых договоров является одним из важнейших элементов соблюдения трудового законодательства. Получите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и проверьте, все ли нюансы трудового договора с бухгалтером-кассиром у вас учтены.
Форма и образец должностной инструкции
Определенной формы должностная инструкция не имеет. Каждая организация оформляет ее в порядке, установленном ею самостоятельно. Обязательными условиями для этого документа являются:
Копию инструкции рекомендуется выдавать каждому работнику, который с ней ознакомлен.
Содержание инструкции, как правило, формируется в следующей последовательности:
Образец должностной инструкции бухгалтера-кассира можно увидеть на нашем сайте.
Итоги
Оформление должностной инструкции позволяет со всей определенностью очертить круг обязанностей по конкретной должности. А это, в свою очередь, дает возможность правильно распределить работу в подразделении и контролировать выполнение работником возложенных на него функций.
Должностная инструкция бухгалтера-кассира
Должностная инструкция бухгалтера-кассира предназначается для формализации основных аспектов рабочего процесса сотрудника, нанимаемого на обозначенную должность. В документе перечисляется весь спектр факторов, определяющих готовность специалиста к эффективному выполнению его должностных обязанностей. По этой причине, хотя необходимость инструкции официально не закреплена в законодательстве, данный документ включается в состав стандартного перечня трудовой документации организации.
Образец должностной инструкции бухгалтера-кассира
1. Общие положения
Лицо, претендующее на данную должность, должно соответствовать следующим требованиям:
Бухгалтер-кассир обязан разбираться в следующих вопросах:
2. Функции
3. Ответственность
Бухгалтер-кассир может быть привлечен к ответственности в следующих случаях:
4. Права
Бухгалтер-кассир обладает следующим набором прав:
5. Условия труда
Зачем составляется инструкция?
Должностная инструкция входит в число документов, регулирующих трудовые отношения внутри фирмы. Инструкцию составляют с целью:
И для специалиста, и для его нанимателя документ служит не только для выстраивания рабочих отношений, но и как средство профилактики внутренних конфликтов на предприятии.
Принципы написания должностной инструкции
В действующем законодательстве нет установленных требований по составлению должностных инструкций. Такая ситуация дает простор для работодателей по составлению разделов документа исходя из своих нужд. На практике работодатели используют типовые инструкции, дорабатывая их в соответствии с особенностями деятельности компании. В инструкцию включают 4 базовых раздела, конкретизирующих основные направления работы специалиста:
Крупные работодатели могут добавлять к этим разделам и дополнительные, когда требуется более четко прописать какие-то моменты. Так, в некоторых инструкциях отдельно добавляют разделы про условия работы, должностные связи, требования к квалификации и условия для оценки качества специалиста.
Требования к сотрудникам можно прописывать, опираясь на соответствующий профессиональный стандарт, порядок применения которого определен в статье 195.3 ТК. Также статья 57 ТК прямо гласит, что требования к квалификации сотрудников должны определяться на основе соответствующего профстандарта. Но такое требование предъявляется только к тем работам, где сотрудникам предоставляют специальные льготы и компенсации, либо на них накладывают ограничения. В противном случае работодатель может самостоятельно прописывать требования к сотрудникам.
Общий раздел
Базовый раздел, посвященный описанию основных аспектов рабочего взаимодействия. Здесь прописывают требования к квалификации кандидата, ожидаемые от него навыки, кто его замещает на время отсутствия и тому подобные моменты. Основным в разделе является список навыков, которые требуются от специалиста. Данные навыки должны соответствовать его рабочим обязанностям.
В небольших организациях обязанности кассира может выполнять штатный бухгалтер. Для этого со специалистом заключается соответствующий договор, по которому за дополнительную плату бухгалтер берет на себя и функции кассира.
Функции
Здесь дается краткое описание работ, которые закреплены за специалистом. Важно не перегружать специалиста второстепенными обязанностями, что может создать помехи для него в выполнении основных функций.
Ответственность
В разделе в общем виде дается перечень оснований для привлечения работника к ответственности. Конкретные виды наказаний тут не описывают, поскольку степень вины определяется лишь в ходе соответствующих разбирательств.
Права
Раздел дает перечень прав специалиста. Эти права стандартны, но работодателем могут добавляться дополнительные возможности для бухгалтера-кассира. Так, можно делегировать ему право привлекать других работников фирмы для решения своих задач.
Условия работы
Один из тех разделов, которые включаются в инструкцию по желанию нанимателя. Его отдельное включение имеет смысл, если наниматель предоставляет дополнительные льготы, такие как оплата обучения или предоставление фирменной спецодежды.
После написания документа его содержание должно быть согласовано с руководством компании. Далее ДИ распечатывается на фирменном бланке. На заключительном этапе ставятся подписи. Подписывают должностную инструкцию сам нанимаемый специалист, директор фирмы, а также, в случае необходимости, иные лица, с которыми согласовывалось назначение. Печать фирмы в ДИ можно не ставить.
Должностные обязанности бухгалтера-кассира
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Должностные обязанности бухгалтера-кассира
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Многое из того, чем сейчас занимается почти каждый бухгалтер-кассир, уже давно и безнадежно устарело. Одним лишь обновлением должностной инструкции (далее – ДИ) эту проблему не исправить. Нужны инновационные решения.
Что должен знать бухгалтер-кассир?
Работать бухгалтером-кассиром не сможет даже очень опытный кассир-администратор без профильного высшего образования и опыта работы в бухгалтерии, даже если он отлично знает, как:
Помимо этих и других знаний, используемых обычным кассиром, бухгалтер-кассир обязан знать:
Знания должны быть закреплены практикой – работой в бухгалтерии длительностью не менее:
Впрочем, если компания не применяет профессиональные стандарты, то требования могут быть смягчены. Однако именно мы не рекомендуем этого делать, так как штрафы за нарушения могут быть огромными.
Функции и обязанности бухгалтера-кассира на предприятии
Функционал бухгалтера-кассира раскрывает его задачи в общем виде и необходим для дальнейшей разработки и конкретизации должностных обязанностей.
Например, в трудовом договоре с бухгалтером-кассиром его функционал может быть отражен так: «Работник принят для выполнения трудовых обязанностей в должности старшего бухгалтера-кассира».
Этого достаточно, если учесть, что трудовая функция (ст. 15, 57 ТК РФ) определена, как работа по соответствующей специальности (должности) согласно штатному расписанию.
Если за бухгалтером закреплен конкретный участок работы, то в договор вносят более конкретную формулировку, например: «Работнику поручена работа с банк-клиентом».
Собственно, бухгалтером-кассиром в случае работы только с безналом должность именуют обычно только в торговле – сфере деятельности, где потребность в бухгалтерах-кассирах априори высока.
В трудовом договоре можно прописать не только функционал, но и должностные обязанности по конкретной должности, но разумнее всего:
Внесение изменений в ДИ, как правило, не влечет необходимости изменять обязательные условия трудового договора.
Когда необходим пересмотр должностных обязанностей
В изменении должностных обязанностей все чаще возникает необходимость из-за внедрения инновационных технологий. Например, именно инновации позволили нашей компании брать участок «Касса» дополнительно на аутсорсинг у наших клиентов – крупных розничных торговых сетей. В обязанности наших специалистов, по сути заменивших собой бухгалтеров-кассиров клиента, входит:
Такие не совсем типичные должностные обязанности появились благодаря тому, что наши IT-специалисты внедрили автомодули:
Кроме того, мы создали электронный архив для сохранения кассовых документов в заданном каталоге.
Права бухгалтера по кассовым операциям
Участок «Касса» – это не только наличная выручка, но и многое другое, в частности:
В зависимости от деятельности компании перечень прав бухгалтера по кассовым операциям может быть различен, но он всегда сопряжен с возложенными обязанностям.
Например, если бухгалтер-кассир ведет расчеты с подотчетными лицами (выступает как совмещающий должность), то он вправе направлять работникам в письменном виде требования:
Если компания не перешла на полностью безналичный оборот или выручку не всегда снимают инкассаторы, то право бухгалтера – потребовать у руководства оборудовать помещение кассы в соответствии с требованиями законодательства о работе с наличностью. Впрочем, бухгалтеры-кассиры предпочитают реализовывать свои права исключительно через главного бухгалтера.
Ответственность бухгалтера по кассе
Если участок «Касса» предусматривает работу с наличностью, то с бухгалтером заключают договор о полной материальной ответственности. Также он несет ответственность за выдачу денег без соответствующих доверенностей на представителей:
Однако если выручку забирают в банк инкассаторы, а все остальные операции переведены исключительно в безналичную форму, то круг ответственности может быть иным. Например, наши сотрудники несут ответственность за то, чтобы все кассовые документы были:
И самое главное – электронные технологии практически исключают любой сговор на участке «Касса» и любые «схемы» с неучтенной выручкой.
Должностная инструкция бухгалтера-кассира – образец
Моменты, которые необходимо отразить в ДИ бухгалтера-кассира, зависят от того, применяет или нет ваша компания профессиональные стандарты.
Представленный ниже образец ДИ сформирован:
Таким образом, вне зависимости от того, по какому принципу вы сформируете ДИ, даже ее скрупулезное применение бухгалтером-кассиром не позволит уменьшить:
Таким образом, имеет смысл пересмотреть приоритеты и здраво оценить, так ли необходимо тратить время на составление идеальных должностных инструкций, пытаясь предусмотреть все на свете. Возможно, будет гораздо проще сразу передать кассовые операции на аутсорсинг.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.