Работа двигателя на высоких оборотах чем грозит
Езда на высоких/низких оборотах
Двигатели внутреннего сгорания делятся на 2 типа:
1. Тихоходные (например, москвич 2141)
2. Высокооборотистые (от классики- до приоры и гранты)
Первый тип двигателя – тихоходный, рассчитанный на тягу, а не на раскручивание двигателя для достижения максимальной скорости. Он похож на дизельный тип. Максимальный крутящий момент достигается на низких оборотах (для бензинового типа) (около 2500 об./мин.)
У высокооборотистых силовых агрегатах, пик крутящего момента приходится в диапазоне 3500-4500 об./мин. Следовательно, машина лучше тянет на высоких оборотах.
К чему приводит езда на низких оборотах?
К чему все эти цифры. Дело в том, что высокооборотистый тип двигателя, при работе на низких оборотах испытывает:
1. Масляное голодание. Масляный насос плохо подает масло на небольших оборотах, а в это время под большой нагрузкой работают подшипники (вкладыши коленчатого вала). Из-за низкого давления масла, оно, плохо смазывает трущие детали двигателя и со временем начинают тереться “металл об металл”, что может привести к перегреву и заклиниванию основных механизмов силового агрегата.
2. Образуется нагар в камере сгорания. Бензин сгорает не полностью, засоряются свечи, форсунки.
3. Распредвал работает под нагрузкой. Начинают стучать пальцы поршней.
4. Происходит детонация, т.е. бензин взрывается раньше, чем надо (самовоспламенение), большая нагрузка на поршневую группу. Двигатель дергается, больше греется.
5. Увеличивается нагрузка на трансмиссию. Коробка плохо смазывается и работает под нагрузкой из-за езды в натяг.
6. Увеличивается расход топлива. На низких оборотах, чтобы ускорится, педаль “газа” вдавливается больше чем, если бы двигатель был раскручен, следовательно, дополнительное обогащение смеси – отсюда и больший расход.
7. Малая приемистость на дороге. В случаи возникновения опасной ситуации, невозможно быстро ускорится.
Теперь, сложилось впечатление, что нужно ездить только на высоких оборотах. Нет, на высоких, тоже нагрузка на все узлы автомобиля (сцепление трансмиссия, расход большой). Самая приемлемая езда на средних оборотах.
Нужно слушать двигатель, чувствовать тягу. Если спускаться с горки (“газ ” отпущен), то обороты 1500-2000 об/мин не вредны, т.к. силовой агрегат не работает “внатяг”.
Основные факторы езды на средних оборотах (средние обороты в диапазоне (2800-4500об/мин))
Двигатель работает без нагрузок;
Легко может набрать скорость;
Меньше нажимается педаль акселератора, следовательно, и меньше расход топлива;
Топливо сгорает полностью, не образуется нагар в цилиндрах ;
Многие говорят: “вот на холостом ходу двигатель нормально же смазывается, значит можно и на них ездить или чуть выше ХХ”.
Не стоит забывать, что на ХХ двигатель работает без нагрузок. Во многих книжках для эксплуатации автомобиля написано, что нежелательно работы двигателя, больше 15-20 мин на ХХ.
Катайтесь аккуратно, не насилуя двигатель, и тогда он будет служить Вам долгие годы.
Что будет с двигателем при езде на низких и высоких оборотах
Когда речь заходит про факторы, от которых зависит ресурс и долговечность мотора, часто упоминается стиль вождения. Он также влияет на ресурс других элементов и систем.
Из-за этого у многих автомобилистов возникает закономерное желание придерживаться максимально безопасных и правильных условий для эксплуатации транспорта. Это позволит защитить машину от преждевременного износа, поломок и скорого расхода ресурса ДВС.
Открытым остаётся вопрос касательно того, что считать правильным и щадящим режимом. Во многом манера вождения связана с тем, как водитель использует обороты двигателя. Тут важно понимать, каким образом ими правильно распоряжаться, и что будет, если всегда держать тахометр лишь в зоне повышенных или пониженных оборотов.
Ресурс ДВС и зависимость от оборотов
Если водитель будет грамотно эксплуатировать машину и держать обороты в оптимальном диапазоне, тогда удастся сохранить моторесурс и даже его увеличить.
Существует режим работы двигателя, при котором износ будет самым незначительным.
В силах автомобилиста контролировать поведение машины и задавать ей необходимый темп в плане оборотов. Под оборотами понимают оборот коленвала. Обычно этот показатель измеряется в тысячах оборотов за минуту.
Также существует понятие полки оборотов. Это диапазон оборотов двигателя, при котором мотор может использовать максимальный крутящий момент. Ведь крутящий момент фактически и является мощностью, которая доступна при тех или иных оборотах. За счёт крутящего момента удаётся совершать резкие ускорения и обгоны. То есть машина передвигается за счёт именно крутящего момента, а не мощности.
Всех водителей условно можно разделить на 3 категории относительно того, как они распоряжаются оборотами:
Теперь следует оценить последствие той или иной манеры езди и понять, можно ли крутить мотор на высоких оборотах двигателя, и что принесёт езда на низких значениях двигателя. Как это повлияет на состояние ДВС и какие могут быть последствия.
Возникает большой вопрос касательно того, какая езда в итоге более правильная и эффективная, безопасная для двигателя и его ресурса. У эксплуатации авто на высоких и низких оборотах есть свои особенности.
Постоянные низкие обороты
Низкими оборотами считаются ситуации, когда коленвал раскручивается не более чем до 2500 оборотов за минуту, если говорить про бензиновые ДВС, либо до 1200 оборотов на дизельных двигателях.
Чаще всего привычка ездить на низких оборотах связана с особенностями обучения в автошколе. Это аргументируют экономией топлива и снижением нагрузки на мотор.
У автошкол есть свои причины, чтобы ученики не крутили сильно двигатель. А именно:
Закончив обучение с такими правилами, водитель начинает использовать их в повседневной жизни. Он уверен, что любое увеличение нагрузки губительно для ДВС.
Слишком щадящий режим работы мотора не увеличивает ресурс двигатель. Он действует в обратном направлении и создаёт определённые проблемы.
Можно смоделировать ситуацию, когда водитель разогнался примерно до 65 км/ч, включив 4 передачу. Асфальт ровный и сухой. Обороты стабильно удерживаются на отметке 2000 оборотов в минуту. Расход топлива минимальный. Но есть два негативных момента:
В первой ситуации двигатель будет находиться вне так называемой полки крутящего момента, то есть не сможет использовать весь свой потенциал. А потому и разгон, и быстрое ускорение становятся невозможным. Это негативно отражается на безопасности.
Вторая ситуация негативно влияет на ДВС. Если ехать при низких оборотах в подъём или под иной нагрузкой, выжимая педаль газа в пол, есть высокий риск столкнуться с детонацией двигателя. А это буквально уничтожает силовой агрегат.
Экономить топлива тоже не получится, поскольку при выдавливании газа в пол в топливовоздушную смесь подаётся больше горючего. То есть расход сильно увеличивается.
Даже если детонации не происходит, двигатель активно изнашивается, когда он работает в натяг. Это связано с недостаточно эффективной смазкой, поскольку масляный насос тесно связан с оборотами ДВС. Чем они выше, тем интенсивнее насос качает масло и смазывает трущиеся поверхности.
Также при чрезмерно щадящей езде двигатель активно покрывается изнутри продуктами сгорания топлива. Им не удаётся выгорать в полной мере, высокая температура провоцирует эффект коксования. Периодическая раскрутка мотора до оптимальных значений является необходимой мерой для тех, кто совершает короткие поездки на небольшие расстояния.
Высокие обороты
Сказанное выше может подтолкнуть на мысль о том, что двигатель лучше хорошо раскручивать, нежели недокручивать. Это позволит при необходимости получать быструю отдачу от двигателя при нажатии педали газа.
Да, обгонять и совершать манёвры действительно лучше при высоких оборотах. Но тут всё достаточно условно и неоднозначно. Если постоянно крутить мотор выше нормы, тогда можно столкнуться с некоторыми проблемами.
Высокими оборотами бензинового двигателя считаются те, которые превышают 70% от доступных показателей. У дизелей это параметры за пределами полки крутящего момента.
В любом случае на автомобиле есть тахометр. На тахометре отображена зона оборотов зелёного и красного цвета. Приближаясь максимально к красной зоне или оказываясь в ней, обороты считаются повышенными.
При активной работе мотора на высоких оборотах увеличивается нагрузка на все узлы и системы. Повышается температура ДВС, растёт нагрузка на систему охлаждения. Двигатель быстрее изнашивается и может перегреться.
Эксплуатация в условиях повышенных оборотов заставляет тщательнее выбирать моторное масло и чаще его менять. Даже высококачественная синтетика под нагрузкой и при высоких постоянных температурах быстро теряет свои смазывающие и защитные свойства, она не справляется с защитой деталей мотора. Отсюда износ и проблемы с ДВС.
Оптимальные обороты
Опираясь на всё сказанное ранее, закономерно спросить, на каких оборотах лучше ездить и можно ли крутить двигатель выше нормы или опускаться до минимальных значений.
При высоких и низких оборотах двигатель будет страдать, быстрее изнашиваться и провоцировать возникновение различных неисправностей.
Рекомендуется придерживаться средних показателей оборотов, ориентируясь по тахометру своего автомобиля. Для сохранения ресурса ДВС лучше использовать средние или значения немного выше средних.
Изучите тахометр своего автомобиля. Есть так называемая зелёная и красная зона. На большинстве легковых автомобилей зелёная зона заканчивается примерно на отметке в 6000-7000 оборотов в минуту. В таком случае оптимальным будет считаться диапазон от 2500-3000 до 4500-5000 оборотов.
Конструкторы при проектировании атмосферных моторов стараются сделать так, чтобы полка крутящего момента оказалась в этом диапазоне. У турбомоторов лучшая тяга доступна при более низких оборотах, а их полка шире в сравнении с атмосферниками. Но и турбированные двигатели лучше раскручивать в указанных пределах.
Либо ориентируйтесь на другое правило. Держите обороты в пределах 30-70% от значений, доступных на указателе тахометра. Это способствует минимальному негативному воздействию на мотор.
Профилактическая раскрутка
Есть такое понятие как профилактическая раскрутка мотора. Это делается только на исправном и прогретом до рабочей температуры двигателе. В нём должно находиться сравнительно свежее и качественное масло.
Мотор крутится до 80-90% своих оборотов. Проехать рекомендуется около 10-20 км. по ровной дороге.
Автомеханики советуют проводить такую процедуру примерно с интервалом в 4000-5000 км. или раз в 4-6 месяцев. Это выравнивает износ стенок цилиндров и способствует сгоранию отложений, защищая двигатель от возможной детонации.
Зная, как и когда необходимо эксплуатировать двигатель, удастся минимизировать его износ и увеличить моторесурс.
Автомиф: Высокие обороты и рев мотора вредны для двигателя и могут привести к его поломке
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Еще один достаточно распространенный миф среди автомобилистов, что при езде на высоких оборотах двигателя (выше 3000 оборотов), когда двигатель начинает «реветь» начинается его повышенный износ.
Александр Каминский, эксперт издания комментирует:
Да, я конечно слышал про такой миф. В таких случаях водители с МКПП, как правило, считают что в этот момент необходимым переключиться на повышенную передачу, а водители с АКПП тут же спешат убрать ногу с педали газа.
На самом деле эти представления не только не соответствуют действительности, но и снижают уровень безопасности управления в некоторых ситуациях. Дело в том, что чем выше обороты двигателя, тем выше динамика разгона любого автомобиля и ни один автомобиль не позволит интенсивно разогнаться без рева мотора и нажатой педали газа в пол. Некоторые дорожные ситуации, такие как обгон или выезд с развязки на скоростную магистраль, требуют от водителя максимально интенсивного разгона для обеспечения безопасности. В эти моменты совершенно не важно, что уху водителя не комфортен рев мотора, что маршрутный компьютер показывает повышенный расход топлива или что когда-то давно водитель получил подзатыльник от автоинструктора, чтобы не спалить мотор, потому что безопасность важнее всего вышеперечисленного.
Что же касается повышенного износа мотора на высоких оборотах, то этот миф берет свое начало из автомобилестроения первой половины XX века. Моторы тех лет были крайне ненадежными и уязвимыми, быстро перегревались. Их было не только не принято «крутить» до высоких оборотов, но и водители старались как можно чаще дать мотору отдохнуть на низких оборотах. Именно отсюда пошла манера переключения передач на низких оборотах (в районе 2000), а также пресловутая езда накатом.
Современные двигатели наоборот рассчитаны на высокие обороты. Если вы обратите внимание на тахометр, то зона запрещенных оборотов – «красная зона» находится, как правило, в районе 7000 об/мин., а не в районе 3000 или даже 2000 об/мин., как многие интуитивно определяют по звуку. Отсюда понятно, что зона нормальных рабочих оборотов любого двигателя – до «красной зоны» с ревом и другими атрибутами.
Помните также, что масляный насос двигателя приводится в движение колинвалом, это значит, чем выше обороты двигателя, тем больше масла в него поступает, тем лучше смазываются детали двигателя и тем дольше сохраняется его ресурс. А на столь любимых водителями низких оборотах масла в двигатель поступает значительно меньше и может даже наступить, так называемое, масляное голодание, которое приводит к «задирам» на поршнях и цилиндрах, что, конечно же, быстрее «убивает» мотор.
Отсюда вытекает несколько практических рекомендаций для водителей:
Крутить или не крутить двигатель?
В кругах автолюбителей бытуют абсолютно разные мнения на счет оборотов двигателя.
Одни говорят, что нужно пару раз в неделю прокручивать ДВС до максимально допустимых оборотов, для того что бы в цилиндрах не образовывалась выработка, и при резком поднятии оборотов маслосъемные кольца не ударились о «ступеньку», другие говорят что высокие обороты приводят к перегреву, масляному голоданию, и, как следствие — к быстрому износу и снижению ресурса ДВС.
В данной записи я попробую объяснить все с точки зрения устройства ДВС и разобраться, крутить ли двигатель, или «тошнить» на низких оборотах.
Для начала следует понимать, что нельзя назвать высоким или низким одно и то же число оборотов на разных двигателях, так как характеристики всех ДВС разные, у каждого разная мощность и крутящий момент, и если 7-литровому дизельному внедорожнику достаточно 1500-2000 для комфортной езды, то 1.2-литровая малышка начинает «ехать» с 3000-4000 оборотов.
Если ехать на одной и той же скорости, но с разными оборотами двигателя, то за один оборот двигателя будет совершаться разная работа. Например, скорость 50 км/ч при 3000 оборотов на более низкой передаче, и при 2000 на более высокой. Т.е. то расстояние пройденное автомобилем, на которое тратится один оборот на 2000, будет пройдено за полтора оборота на 3000 — двигателю в полтора раза легче выполнять ту же работу на более высоких оборотах. Меньше нагрузки, меньше сила трения — благоприятнее и долговечнее работа двигателя.
В большинстве своем двигатели, устанавливаемые на машины среднего класса (1-3 литра) оснащены довольно легким коленвалом, распредвалом и маховиком, не имеющим большую силу инерции, по-этому езда «внатяг» приводит к излишнему напряжению, износу двигателя, стуку клапанов, да и не позволяет резко отреагировать на случающиеся иногда дорожные ситуации.
С точки зрения смазки и охлаждения двигателя, на 1200-1500 оборотах среднестатистического ДВС необходимое давление масла уже имеется, двигатель смазывается и охлаждается достаточно, но при таких оборотах обычно страдает механическая коробка переключения передач, смазываемая и охлаждаемая разбрызгиванием масла, следовательно, страдают шестерни и подшипники валов.
Также на невысоких оборотах свойственна недостаточная вентиляция цилиндров и ухудшение самоочистки свечей в следствие невысоких температур.
Из положительных сторон низких оборотов на двигателях, не оснащенных электронным приводом дроссельной заслонки стоит отметить невысокий расход топлива, да и то относительный — при движении в горку или на обгоне приходится сильней утапливать педаль, дополнительно обогащая смесь, что ведет к дополнительному расходу.
Вне зависимости от минусов низких оборотов, постоянная езда на слишком высоких тоже не влечет за собой ничего хорошего.
Из очевидных положительных сторон стоит отметить хороший заряд аккумуляторной батареи, высокое давление масла в следствие высоких оборотов масляного насоса.
Из отрицательных — на очень высоких оборотах недостаточна смазка трущихся частей в виду того, что масло не успевает проникнуть в зазоры между агрегатами, ну и повышенный расход топлива.
Как уже было сказано, высокие обороты двигателя благоприятно влияют на самоочистку от нагара, интенсивность смазки, предотвращают заклинивание агрегатов.
При динамичном движении и интенсивном разгоне двигатель не только можно, но и нужно крутить.
Даже если вам неизвестны характеристики вашего двигателя, вы наверняка замечали момент, когда двигателю легче всего достигать максимальных результатов, например с 3х или 4х тысяч оборотов. Это и есть максимальный крутящий момент, достижение которого благоприятного для переключения на повышенную передачу, не «насилуя» двигатель.
Так же у опытных и неопытных водителей чувствуется разница в переключении передач — опытные водители знают масло масляноемомент крутящего момента, и переключение происходит незаметно, в отличие от рывков и дерганий у неопытных, не привыкших к машине
А вот при равномерном движении по трассе, наоборот, переключаться с низшей на высшую передачу можно раньше, чем при интенсивном разгоне.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что высокие (не завышенные!) обороты двигателю полезны, и ни к чему плохому не приведут, но и увлекаться ими при равномерной езде тоже не стоит.
Все зависит от динамики езды и ситуации. Не стоит жарить на высоких оборотах при езде по трассе на пониженной передаче, как и не стоит стучать клапанами при езде в гору на высшей передаче, насилуя движок. Однако, перед началом обгона следует держать обороты близкие к максимальному крутящему моменту, чтобы всегда успеть среагировать и «выстрелить» вперед.
Но опять же при долговременной спокойной езде иногда, хотя бы раз в неделю необходимо дать машине «просраться», крутанув до максимальных оборотов.
Всем ровных дорог и меньше поломок!
P.S. Данная статья не претендует на единственно верное научное исследование, является плодом личного и чужого опыта, наблюдений и изучения материалов, и призвана помочь автолюбителям (особенно, начинающим) продлить срок службы двигателя и получить максимальное удовольствие от езды на своем четырехколесном друге.
Критика и комментарии не только разрешаются, но и приветствуются!
Почему двигатель необходимо регулярно «крутить»
Рачительные водители предпочитают передвигаться в городе и на трассе в спокойной манере, во-первых, для того, чтобы не давать излишнюю нагрузку на двигатель, трансмиссии и подвеску, во-вторых, чтобы экономить на топливе. Плюс к тому, сами современные автоматизированные коробки передач откалиброваны таким образом, чтобы при первой возможности переключаться «вверх» и удерживать обороты в низкой или средней зонах.
Проще всего для этого выехать на загородную трассу и переключиться на пониженную передачу. Не важно, «механика» у вас, «робот», «автомат» и вариатор. Принудительно включаем третью или четвертую передачу и едем со скоростью 100 км/ч обозначенное выше время. Какой эффект даст такая прожарка? Прежде всего, камеры сгорания и свечи зажигания будут достаточно эффективно очищаться от нагара. Кроме того, из-за увеличения объема отработавших газов будут эффективнее прочищаться элементы турбокомпрессора.
Вспомним также об устройстве клапанного механизма ГРМ. Здесь все организовано таким образом, что клапаны при работе двигателя вращались и их износ соответственно был бы равномерным. Однако такое стабилизирующее вращение реализуется преимущественно на повышенных оборотах коленвала.
Кроме того, дав мотору «прожариться», вы можете решить такую нередкую проблему, как скопление влаги в поддоне картера двигателя в результате конденсации. Последняя ситуация наблюдается наиболее часто, когда машину эксплуатируют зимой без предварительного прогрева. Влага в поддоне картере в результате смешивается с моторным маслом, ухудшая смазывающие свойства и ускоряя износ силового агрегата. Иными словами, давая мотору поработать на высоких оборотах, вы «прожариваете» также и масло, улучшая его эксплуатационные свойства. И влага, кстати, выпарится из масла в результате езды на высоких оборотах практически бесследно.
Можно ли выводить мотор на высокие обороты во время стоянки или неспешной езды в пробках? Увы, положительный эффект будет практически минимальный. Дело в том, что нагрузка на мотор при «прогазовках» на месте невелика. Мотор будет раскручиваться, но очистка свечей и камеры сгорания осуществляться не будет.
Впрочем, злоупотреблять ездой на повышенных оборотах тоже не стоит. При постоянной езде на высоких оборотах коленвала двигателя на трущиеся детали оказывается повышенная нагрузка. Масляная пленка на металле в результате становится слишком тонкой и не может должным образом защитить детали от трения. Поэтому «крутите» движок лишь время от времени и, повторимся, на хорошей скорости.